Кто такой розенберг. Идем на восток

Альфред Розенберг (Alfred Ernst Rosenberg ) (12 января 1893, Ревель, ныне Таллин — 16 октября 1946 года, Нюрнберг) — немецкий государственный и политический деятель, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Начальник управления внешней политики НСДАП (1933—1945), уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП (нем. Beauftragter des Führers für die Überwachung der gesamten geistigen und weltanschaulichen Schulung und Erziehung der NSDAP) (февраль 1934 года — 30 апреля 1945 года), руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания (1940 - 1945), рейхсминистр восточных оккупированных территорий (Reichsministerium für die besetzten Ostgebiete) (17 июля 1941 года - 8 мая 1945 года). Рейхсляйтер (2 июня 1933 года - 8 мая 1945 года), обергруппенфюрер СА. Приговором Нюрнбергского трибунала объявлен одним из главных военных преступников.

Подробную биографию и его деятельность можно найти в интернете, стоит только написать в поисковике - Альфред Розенберг. Но практически, нигде не упоминается его происхождения, известно, что он и сам не любил разглашать о своих эстонских и латышских корнях, действительно дело только в этом? На этот вопрос я и решил ответить, найдя интересные факты.

Отец: Вольдемар Вильгельм Розенберг (1862 - 1904). Уроженец Риги, немец с корнями из Ливонии. Купец или как более точно нужно выразится торговый агент. В немецких источниках нет ничего, что бы говорило о его купеческом или же мещанском (городском) происхождении. Из воспоминаний самого Альфреда Розенберга: «мой отец был из числа потомков тевтонского рыцарства». Так что же получается? Его отец потомок латышских баронов фон Розенберг. Мать Вольдемара Вильгельма, скорее всего, была латышской национальности.

Мать: Внимательно перечитав, я нашел, и полное имя его матери - Эльфрида Каролина Зирэ (Elfriede Caroline Siré) (1868 - 1893). Сразу бросается в глаза не эстонская, а французская фамилия. Быть может, ее предок попал в России, будучи в армии Наполеона и оставшиеся в Прибалтике после 1812 года.

Был ли баронский и дворянский род Розенберг в Латвии и пользовался приставкой «фон», очередной вопрос, представший передо мной.

Из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, я нашел - «Розенберг - баронский род, происходящий из Моравии, поселившийся в Курляндии в начале XVI века и внесенный в курляндский дворянский матрикул и в V часть родословной книги Новгородской губернии». Значит, род действительно проживал. Из семейных воспоминаний шляхетского рода Жагат - «В Лифляндию прибыл с тевтонскими рыцарями - барон Генрих фон Розенберг по прозвищу Дьявол, он же и стал родоначальником рода фон Розенберг в Лифляндии и замка Розенберг в Курляндии». Остается главный вопрос был ли Генрих фон Розенберг, представителем Моравского рода или же он был совершенно иного рода? Увы, на этот вопрос ответа я наверно ни когда не узнаю… На счет приставки «фон», то представители проживающие в Российской Империи (Новгородской губернии) эту приставку могли одновременно ее как носить, так и не носить. Осталось разобрать род на происхождение.

Род баронов фон Розенберг происходит из Моравии, откуда в начале XVI столетия переселился в Курляндию, а, 2 августа 1631 года, внесен в матрикул курляндского дворянства.

Определениями Правительствующего Сената, от 10 июня 1853 и 28 февраля 1862 г.г., за курляндской дворянской фамилией фон Розенберг признан баронский титул.

Определением Правительствующего Сената, от 7 мая 1857 года, утвержден в баронском достоинстве, со внесением в V часть Родословной книги, ротмистр Александр-Вильгельм-Фридрих Карлович-Эрнестович фон Розенберг.

Православный. Из дворян. Барон. Образование получил в Нижегородской гр. Аракчеева военной гимназии. В службу вступил 01.09.1880. Окончил Михайловское арт. училище. Выпущен Подпоручиком (ст. 08.08.1881) во 2-ю гренад. арт. бригаду. Поручик (ст. 08.08.1885). Окончил Михайловскую арт. академию (по 1-му разряду). Штабс-Капитан (ст. 04.07.1888). Капитан (ст. 28.08.1895). Состоял в распоряжении ГАУ (с 05.10.1898). Капитан гв. (ст. 24.10.1898). Полковник (ст. 14.04.1902). Делопроизводитель арт. комитета ГАУ (с 16.09.1903). Ст. делопроизводитель арт. комитета ГАУ (18.02.-07.05.1909). Постоянный член арт. комитета ГАУ (с 07.05.1909). Ген-майор (ст. 29.03.1909). Постоянный член 1-го отдела арт. комитета ГАУ (с 08.10.1914). На 10.07.1916 в том же чине и должности. Автор разработки 37-мм траншейной пушки, 91-мм бомбомета, станков позволявших вести стрельбу по воздушным целям из полевых пушек обр. 1900-02 гг. После Октябрьской революции инженер КБ Артиллерийского комитета. Указом ВЦИК от 22.02.1928 присвоено звание "Героя Труда" за многолетнюю и полезную деятельность по строительству Вооруженных Сил страны. Умер в Ленинграде.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1901); Св. Анны 2-й ст. (1908); Св. Владимира 3-й ст. (1913)

И самое, что удивительное совпадение!

Произведены в корабельные гардемарины флота, старшие гардемарины и юнкера флота приказом № 104 от 29.4.1906 года: барон фон Розенберг Владимир Вильгельмович, но это на русский лад по-немецки (барон Вольдемар Вильгельм фон Розенберг), имя полностью идентичная с именем отца Альфреда Розенберга, но отец Альфреда умер в 1904 году, если, же список верен и нет путаницы с датой, то он не может быть отцом Альфреду.

Частое упоминание о А.Розенберги в эмигрантской среде - «остзейский барон Альфред Розенберг».

По непроверенным данным был крещён в Православии под именем Александр (Александр Владимирович Розенберг).

Остается последний вопрос, если он действительно был потомков баронского или дворянского рода, то почему не пользовался приставкой «фон», быть может отрывок его биографии расставит все по местам, если учесть, что в 1917 было опасно ее использовать:

Рано потерял родителей и воспитывался у теть (сестер его отца).

Осенью 1910 поступил на строительный факультет Рижского политехнического института. В 1915 году, когда возникла угроза занятия Риги германскими войсками, студент Розенберг эвакуировался вместе с институтом в Иваново-Вознесенск. Но жить и учиться в Иваново-Вознесенске не захотел и перебрался в Москву. В 1917 году закончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) по специальности «инженер-строитель» (по другим данным «архитектор»).

Он изучал архитектуру, увлеченно занимался математикой, отдавая предпочтение комбинаторике. Именно тогда он полюбил поэзию, и поскольку свободно владел как немецким, так и русским языками (так же знал латышский), то еще и практиковал переводы. Уже тогда он начал сотрудничать в студенческой газете и довольно скоро проявил себя как журналист. Его архитектурные опыты были удачными - в центре Таллина до сих пор сохранились несколько зданий, построенных по его проектам.

Именно в годы учебы в Риге молодой Альфред начинает интересоваться марксистской литературой. Обладавший пародоксальным мышлением, он находит в марксизме многие вещи, на которые не обращали внимание его идейные собратья. В частности, он отмечает выраженную русофобию Маркса и Энгельса, вступающую в противоречие с догматами пролетарского интернационализма.

Позже, по его собственным словам, он понял, что на самом деле в Восточной Европе можно провести новые разделительные линии, и тогда судьбы народов вполне могут пойти иным путем.

В Москве, Розенберг начинает живо интересоваться черносотенцами и очень скоро перенимает их взгляды на «историческую вину» евреев перед всеми европейскими народами. Все это происходит на фоне изучения истории славянских народов и православной культуры.

В 1915 году он женится на этнической эстонке Хильде Леесман, будущей балерине.

Розенберг встретил Февральскую революцию уже доктором архитектуры. Поначалу он поддерживал идеи большевиков, однако после Октябрьской революции в них резко разочаровался. Одна из причин заключалась в том, что его совершенно свободно могли поставить к стенке: во-первых - как немца, а во-вторых - как буржуя. Он бежит в Эстонию, где решает вступить в антибольшевистское военное формирование - Добровольческий корпус, однако заявляет, что стоит за образование на месте Российской Империи конфедерации независимых стран. А корпус был монархического толка... И тогда Розенберг отправляется в Германию, в Мюнхен.

Именно там он вступил в оккультно-националистическое общество «Туле», а в 1919 году, одним из первых наряду с Адольфом Гитлером, - и в Немецкую рабочую партию. Гитлер был поражен глубиной познаний нового товарища в национальных вопросах. По его предложению Розенберга назначили главным редактором захудалой газетенки «Фолькишер Беобахтер» («Национальный обозреватель»)

Фотография «Имперский министр по восточным окупированным территориям Альфред Розенберг прибыл на родину». 1942 г., Рига

Может быть, рейхсминистр Альфред Розенберг, знал о своих корнях больше, чем мы располагаем сейчас, и может быть его по праву можно назвать - барон Альфред фон Розенберг.

Использованная литература:

Воспоминания А.Розенберга, эмигрантских семей и тех, кто лично его знал.

Ernst Piper: Alfred Rosenberg. Hitlers Chefideologe , M ünchen 2005, S . 21 f ., ISBN 3-89667-148-0

Manfred Weißbecker: Alfred Rosenberg. »Die antisemitische Bewegung war nur eine Schutzmaßnahme…«, in: Kurt Pätzold / Manfred Weißbecker (Hrsg.): Stufen zum Galgen. Lebenswege vor den Nürnberger Urteilen, Leipzig 1999, S. 171, ISBN 3-86189-163-8. (Dazu ausführlich: Baumgärtner 1977: S. 6 ff.); Walter Laqueur: Deutschland und Russland, Frankfurt a.M./ Berlin 1965, S. 93.

Брошюра: Der völkische Staatsgedanke. München, 1924. S. 35.

Константин Ранкс - «Посеявший ненависть. Альфред Розенберг».

VESELÁ, Lenka. Knihy na dvoře Rožmberků. Praha: Knihovna Akademie věd ČR: Scriptorium, 2005. 359 s. ISBN 80-86675-06-8 (KNAV). ISBN 80-86197-60-3 (Scriptorium).

V áclav B řezan : Životy posledn ích Rozmberk ů. (aus dem Manuskript hrsg. v. Jaroslav Pánek). Praha 1985.

Jaroslav Pánek: Poslední Rožmberkové. Velmoži české renesance. Praha 1989.

кн.С. Жагат-Дадиан


Рейхсминистр оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг (в центре)

23 июля 1942 года рейхсляйтер Мартин Борман отправил рейхсминистру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу секретное письмо о политике Германии, которую следовало проводить на оккупированных территориях.



Рейхсляйтер Мартин Борман

В нем Борман доводил до Розенберга пожелание фюрера, чтобы тот соблюдал и проводил в жизнь в политике на оккупированных славянских территориях следующие принципы.

1. Разрешение на восточных территориях абортов и широкой продажи предохранительных средств, поскольку Германия не была заинтересована в увеличении численности немецкого населения.

2. По той же причине следовало отменить прививки, меры медицинской профилактики и медицинское обслуживание местного населения по германским стандартам.

4. Ликвидировать институт высшего образования для лиц немецкой национальности. Образование для местного населения ограничить обучением чтению, письму и основам счета.

5. Всеми способами доказывать местным жителям их неполноценность по отношению к представителям германской расы.

6. Заменить в образовательных заведениях кириллический алфавит латинским.

7. Не допускать размещение немцев внутри украинских городов. Ни в коем случае не благоустраивать украинские города и не способствовать их благоустройству местными властями. Селить немецких поселенцев строго изолированно от местного населения в жилищах особого типа. Не допускается размещение немцев в национальных жилищах (хатах-мазанках с соломенными крышами).


Переоборудование киевского магазина — репортаж о приезде в Киев

8. В отличие от коренной территории Рейха, где слишком многие вещи регламентированы законами, их соблюдение на оккупированных территориях не является обязательным. Ни в коем случае не следует создавать на оккупированных территориях единой национальной администрации, ограничившись органами местного самоуправления, возглавляемыми надежными людьми.

Данное письмо послужило одним из главных обвинительных документов против Альфреда Розенберга на Нюрнбергском процессе. Мартин Борман, к сожалению, до процесса не дожил, покончив с собой 2 мая 1945 года в Берлине под угрозой пленения советскими войсками.


На фото Мартин Борман и, предположительно, его череп... 1945 год.

Интересна биография Розенберга. Российский подданный Альфред Вольдемарович Розенберг родился в Таллине, окончил школу в Риге, а затем МВТУ (ныне МГТУ им. Баумана) в 1918 году. В том же году пытался вступить в формируемый в Таллинне германский добровольческий корпус, но не был принят в него, как «русский». После этого эмигрировал в Мюнхен, где сблизился с Адольфом Гитлером. С 1921 года был главным редактором рупора нацистской печати Völkischer Beobachter. После пивного путча, когда Гитлер был заключен по стражу, на Розенберга было возложено руководство нацистской партией, однако тот не справился с этой задачей, допустив внутрипартийный раскол. Хотя многие идеи Розенберга о превосходстве германской нации были использованы Гитлером при написании «Майн кампф», собственную книгу Розенберга, «Мифы ХХ века», изданную в 1930 году, Гитлер назвал «малопонятным бредом, написанным самоуверенным прибалтом, который крайне путано мыслит». Несмотря на довольно высокий пост Розенберга, ни сам Розенберг, ни возглавляемое им восточное министерство не пользовались авторитетом среди руководства НСДАП, потому что Гитлер относился к Розенбергу с презрением за его «теоретичность», беспомощность и бездарность в качестве администратора.


Рейхсминистр, идеолог нацизма Альфред Розенберг. Приговорен к смертной казни через повешение.

Альфред Розенберг был повешен 16 октября 1946 года по приговору Нюрнбергского трибунала. Розенберг стал единственным из 10 казнённых, который отказался произнести на эшафоте последнее слово.

Если у Вас есть фотоснимки Альфреда Розенберга и Мартина Бормана, просим выкладывать их в комментариях этого поста.

Источник информации о фото.

Предшественник должность учреждена Преемник должность упразднена
Уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП
24 января 1934 года - 30 апреля 1945 года
Предшественник должность учреждена Преемник должность упразднена
Рейхсминистр
17 июля 1941 года - 19 мая 1945 года
Предшественник должность учреждена Преемник должность упразднена Вероисповедание изначально лютеранство , впоследствии неоязычество Рождение 12 января (1893-01-12 )
Ревель , Эстляндская губерния Российская империя Смерть 16 октября (1946-10-16 ) (53 года)
Нюрнберг , Бавария , Американская зона оккупации Германии Место погребения кремирован, прах развеян Отец Вольдемар Вильгельм Розенберг (1862-1904) Мать Эльфрида Каролина Зире (1868-1893) Супруга 1) Хильда Эльфрида Леесман (1915-1923) 2) Хедвиг Крамер (1925-1946) Дети сын (1925-1925), дочь Ирена (род. 1930) Партия НСДАП ( -) (Партийный билет № 625) Образование МГТУ им. Н. Э. Баумана Профессия инженер-архитектор Деятельность политик, философ, администратор Автограф Награды Военная служба Звание обергруппенфюрер СА Альфред Розенберг на Викискладе

С 1942 офис министра по делам оккупированных восточных территорий Альфреда Розенберга

Начальник Внешнеполитического управления НСДАП ( -), уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП (Beauftragter des Führers für die Überwachung der gesamten geistigen und weltanschaulichen Schulung und Erziehung der NSDAP ) (1934-1945), руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания (1940-1945), рейхсминистр восточных оккупированных территорий (Reichsministerium für die besetzten Ostgebiete ) ( -). Рейхсляйтер (1933-1945), обергруппенфюрер СА . Приговором Нюрнбергского трибунала объявлен одним из главных военных преступников и казнен.

Считается автором таких ключевых понятий нацистской идеологии, как «расовая теория », «окончательное решение еврейского вопроса» , отказ от Версальского договора и борьба против «вырождения искусства» .

Биография

Происхождение

Ранние годы

После окончания Ревельского Петровского реального училища осенью 1910 года поступил на факультет архитектуры . Во время Первой мировой войны перебрался в Москву . В январе 1918 года закончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) с дипломом первой степени как «дипломированный инженер-архитектор» .

По воспоминаниям современников, «в его речах сразу чувствовался мыслитель, высказывающий оригинальные идеи в доступной форме». Был убеждён, что всю историю человечества можно объяснить с точки зрения расовой теории. В 1920 году выпустил антисемитские работы «След евреев в изменениях времени» и «Безнравственность в Талмуде». В 1922 году издал книгу «Природа, основные принципы и цели НСДАП».

После освобождения советскими войсками территории СССР аппараты рейхскомиссариатов были эвакуированы, а министерство фактически перестало функционировать, хотя, судя по дневнику имперского уполномоченного по тотальной войне Йозефа Геббельса , даже весной 1945 года Розенберг категорически отказывался расформировывать своё министерство . Тем не менее, значительная часть аппарата министерства была мобилизована в ходе мероприятий по ведению тотальной войны.

После войны

После окончания войны бежал на север Германии в расположение Фленсбургского правительства Карла Дёница . По воспоминаниям состоявшего в этом правительстве рейхсминистра Альберта Шпеера , там он вынашивал идею распустить нацистскую партию, заявляя при этом, что он - единственный партийный руководитель такого ранга, который вправе издать такой декрет . Был арестован военными 11-й английской армии 19 мая 1945 года в госпитале Фленсбурга .

Суд и казнь

В качестве одного из главных военных преступников предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге . Приговорён к смертной казни через повешение. 16 октября 1946 года приговор был приведён в исполнение. Розенберг был единственным из 10 казнённых, который отказался произнести на эшафоте последнее слово.

Библиография

  • След еврея в перемене эпох (нем. Die Spur des Juden in Wandel der Zeiten )
  • Безнравственность в Талмуде (нем. Unmoral im Talmud )
  • Преступление масонства (нем. Das Verbrechen der Freimaurerei )
  • Чума в России: большевизм, его руководители, приспешники и жертвы (нем. Pest in Rußland: der Bolschewismus, seine Häupter, Handlanger und Opfer )
  • Сущность, принципы и цели НСДАП (нем. Wesen, Grundsätze und Ziele der Nazionalsozialistischen Deutschen Arbeiterpartei )
  • Антигосударственный сионизм (нем. Der staatsfeindliche Zionismus )
  • Протоколы сионских мудрецов и еврейская мировая политика (нем. Die Protokolle der Weisen von Zion und die jüdische Weltpolitik )
  • Перевод с французского книги А. Р. Гугено де Муссо «Еврей: иудейство и оевреивание христианских народов» (фр. R. Gougenot de Mousseaux. Le juif: Le judaisme et la judaïsation des peuples chrétiens , нем. Übersetzung aus dem Französischen G. des Mousseaux: Der Jude, das Judentum, und die Verjudung der christlichen Völker )
  • Центр и Баварская народная партия как противники идеи германского государства (нем. Zentrum und Bayerische Volkspartei als Feinde des Deutschen Staatsgedankens )
  • Кошелёк и марксизм (нем. Börse und Marxismus )
  • Идея народного государства (нем. Der völkische Staatsgedanke )
  • В 1929 году Розенберг издал свою главную работу «Миф XX века».
  • В 2005 г. на русском языке изданы мемуары А. Розенберга: Мемуары (с комментариями C. Ланга и Э. фон Шенка). Перевод с немецкого. Харьков, ООО «ДИВ», 2005. ISBN 966-8504-03-8
  • В 2015 году на русском языке был опубликован дневник А. Розенберга: Политический дневник Альфреда Розенберга. 1934 - 1944 гг. М.: Фонд "Историческая память", Ассоциация книгоиздателей "Русская книга", 2015, с. 448. ISBN: 978-5-905030-12-3

Библиография книжных изданий Розенберга

В списке указаны первые издания работ

  • Unmoral im Talmud. München: Deutscher Volksverl., 1920.

Английская версия:

  • Immorality in the Talmud. London: Friends of Europe, 1937.
  • Die Spur des Juden im Wandel der Zeiten. München: Deutscher Volksverl., 1920.

Японская версия:

  • 猶太民族の歴史的足跡 (Yudaya minzoku no rekishi-teki ashiato). Tōkyō: Shin Taiyo-sha, 1944.
  • Das Verbrechen der Freimaurerei. München: Hoheneichen-Verl., 1921.
  • Pest in Rußland. München: Deutscher Volksverl., 1922.
  • Bolschewismus, Hunger, Tod. München: Deutscher Volksverl., 1922.

Польская версия:

  • Bolszewizm, głód, śmierć. Warszawa: Perzyński, Niklewicz i s-ka, 1923.
  • Der staatsfeindliche Zionismus auf Grund jüdischer Quellen erläutert. Hamburg: Deutschvölkische Verlagsanst., 1922.
  • Wesen, Grundlagen und Ziele der national-sozialistischen deutschen Arbeiterpartei. München: Deutscher Volksverl., 1923.
  • Die Protokolle der Weisen von Zion und die jüdische Weltpolitik. München: Deutscher Volksverl., 1923.
  • Zentrum und Bayerische Volkspartei als Feinde des Deutschen Staatsgedankens. München: Deutscher Volksverl., 1924.
  • Dr. Georg Heim und die Novemberrepublik. München: Deutscher Volksverl., 1924.
  • Der völkische Staatsgebaute. München: Deutschvölkische Verlagsbuchh., 1924.
  • Börse und Marxismus oder Der Herr und der Knecht. München: Deutscher Volksverl., 1924.
  • Die internationale Hochfinanz als Herrin der Arbeiterbewegung in allen Ländern. München: Deutscher Volksverl., 1925.
  • Der Fall Bettauer. München: Deutscher Volksverl., 1925.
  • Dolchstoß-Dokumente. München: Fr. Eher Nachf., 1926.
  • Nationalsozialismus und Jungdeutscher Orden. München: Fr. Eher Nachf., 1927.
  • Houston Stewart Chamberlain als Verkünder und Begründer der deutschen Zukunft. München: H. Bruckmann, 1927.
  • Dreißig Novemberköpfe. Berlin: Kampf-Verlag Gregor Strasser, 1927.
  • Der Weltkampf des Faschismus. München: Deutscher Volksverl., 1927.
  • Der Zukunftsweg einer deutschen Außenpolitik. München: Eher, 1927.

Английская версия:

  • The Future of German Foreign Policy. London: Friends of Europe, 1937.
  • Der Weltverschwörerkongreß zu Basel. München: Fr. Eher Nachf., 1927.
  • Dietrich Eckart. München: Eher, 1928.
  • Freimaurerische Weltpolitik im Lichte der kritischen Forschung. München: Fr. Eher Nachf., 1929.
  • Der Sumpf. München: F. Eher Nachf., 1930.
  • Der Mythus des 20. Jahrhunderts. München: Hoheneichen-Verlag, 1930.
  • Wesen, Grundsätze und Ziele der Nationalsozialistischen Deutschen Arbeiterpartei. München: Deutscher Volksverl., 1930.
  • Das Wesensgefüge des Nationalsozialismus. München: Eher, 1932.
  • Die Entwicklung der deutschen Freiheitsbewegung. München: Eher, 1933.

Издано под тем же названием в Бразилии:

  • Die Entwicklung der deutschen Freiheitsbewegung. Ponta Grossa: Verl. d. Dt. Vereinigung f. Evangelisation u. Volksmission, 1933.
  • Revolution in der bildenden Kunst? München: Eher, 1934.
  • Krisis und Neubau Europas. Berlin: Junker & Dünnhaupt, 1934.
  • Le Mouvement National Socialiste. Paris: Librairie Hachette, 1934.
  • Die Religion des Meister Eckehart. München: Hoheneichen-Verlag, 1934 (Sonderdruck aus dem «Mythus d. 20. Jh.») .
  • Der Kampf um die Weltanschauung. München: Eher, 1934.

Болгарская версия:

  • Борба за новъ свѣтогледъ. София: Нова Европа, 1942.
  • Der deutsche Ordensstaat. München: Eher, 1934.
  • Der Bolschewismus als Aktion einer fremden Rasse. München: Eher, 1935.
  • An die Dunkelmänner unserer Zeit. München: Eher, 1935.
  • The final Fight between Europe and Bolshevism. München: Eher, 1936.

Французская версия:

  • L’Heure décisive de la lutte entre l’Europe et le bolchevisme. München: Eher, 1936.

Итальянская версия:

  • La lotta decisiva fra l’Europa e il Bolscevismo. München: Eher, 1936.
  • Разоблаченный большевизм: речи Адольфа Гитлера и Альфреда Розенберга на Нюрнбергском конгрессе Национал-социалистической германской рабочей партии 8-14 сентября 1936 г. Берлин: Новое слово, 1936.
  • Nationalsozialismus, Religion und Kultur. Berlin: Industrieverl. Spaeth & Linde, 1936.
  • Gestaltung der Idee. München: Eher, 1936.
  • Der entscheidende Weltkampf. München: Eher, 1936.
  • Rede des Reichsleiters Alfred Rosenberg auf der Gautagung des NS.-Lehrerbundes Gau Hessen-Nassau am 18. April 1937 in Mainz. : , 1937.
  • Protestantische Rompilger. München: Hoheneichen-Verlag, 1937.

Английская версия:

  • Protestant pilgrims to Rome. London: Friends of Europe, 1938.
  • Kampf um die Macht. München: Eher, 1937.
  • Georg Friedrich Händel. Rede bei der Feier des 250. Geburtstages Händels am 22. Februar 1935 in Halle. Wolfenbüttel: Kallmeyer, 1937.
  • Ein Kampf f. dt. Wiedergeburt. Reden u. Aufsätze v. 1919-1933. München: Eher, 1937.
  • Der Kampf zwischen Schöpfung und Zerstörung. Kongreßrede auf d. Reichsparteitag d. Arbeit am 8. Sept. 1937. München: Eher, 1937.

Русская версия:

  • Призыв к борьбе: Речи Адольфа Гитлера и Альфреда Розенберга на Нюрнбергском конгрессе Национал-социалистической германской рабочей партии 7-13 сентября 1937 г. Berlin: G. Koenig, 1937.
  • Ulrich von Hutten. : , 1938.
  • Gestalt und Leben. Halle/Saale: Niemeyer, 1938.
  • Europa und sein Todfeind. München: Eher, 1938.
  • Einsamkeit und Gemeinschaft. Rede des Reichsleiters Alfred Rosenberg am 11. November 1938 in Berlin. Dresden: , 1938.
  • Die neue Mission des Erziehers. München: Deutscher Volksverl., 1938.
  • Der Kampf um die Freiheit der Forschung. Halle/Saale: Niemeyer, 1938.
  • Демократия и большевизм: речи Адольфа Гитлера, Альфреда Розенберга и Германа Геринга на Нюрнбергском съезде НСДАП 5-12 сентября 1938 г. Берлин: Новое слово, 1938.
  • Autorità e libertà. : , 1938.
  • Weltanschauung und Glaubenslehre. Halle/Saale: Niemeyer, 1939.
  • Verteidigung des deutschen Kulturgedankens. München: Eher, .
  • Neugeburt Europas als werdende Geschichte. Halle/Saale: Niemeyer, 1939.
  • Müssen weltanschauliche Kämpfe staatliche Feindschaften ergeben? München: Eher, 1939.
  • Das Parteiprogramm. München: Eher, 1939.
  • Das nationalsozialistische Deutschland und die Wissenschaft. Tōkyō: Hakusuisha Verl., .

Немецкий государственный и политический деятель, один из наиболее влиятельных членов национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) с момента её основания и её идеолог. Начальник управления внешней политики НСДАП (1933-1945), уполномоченный фюрера по вопросам морально-философского образования НСДАП (1934 - 1945), руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания (1940 - 1945), рейхсминистр по делам восточных территорий (1941-1945). Рейхсляйтер (1933). Крещен в Православии под именем Александр. Считается автором ключевых понятий нацистской идеологии, таких, как «расовая теория», «окончательное решение» еврейского вопроса, отказа от Версальского договора и борьбы против «вырождения искусства».


Родился в Ревеле (Таллин) в семье немца-башмачника (по другим данным купца) и эстонки.

Осенью 1910 поступил в Высшую техническую школу в Риге. В 1915 вместе со всей школой эвакуирован в Москву. Изучал архитектуру в Высших технических школах в Ревеле и Москве и в 1917 получил диплом архитектора. В окт. 1917 жил в Москве, симпатизировал большевикам. В февр. 1918 вернулся в Ревель, где попытался вступить в германский Добровольческий корпус, но не был принят как «русский». В конце 1918 переехал в Мюнхен. Привлечен в конце 1919 Д. Эккартом в «Общество Туле», после чего сблизился с А. Гитлером в 1920 вступил в НСДАП (билет № 625). По мнению Р., революция в России возникла в результате тайного заговора, организованного мировым сообществом евреев, которое в т.ч. виновно и в развязывании 1-й мировой войны. Был среди тех, кто оказал огромное влияние на формирование взглядов Гитлера, в частности именно Р. познакомил будущего фюрера с «Протоколами сионских мудрецов». По воспоминаниям современников, «в его речах сразу чувствовался мыслитель, высказывающий оригинальные идеи в доступной форме». Был убежден, что всю историю человечества можно объяснить с точки зрения расовой теории. В 1920 выпустил антисемитские работы «След евреев в изменениях времени» и «Низкая мораль в Талмуде». В 1922 издал книгу «Природа, основные принципы и цели НСДАП». С конца 1923 соредактор центрального органа НСДЛП «Фёлькишер беобахтер» (Volkischer Beobachter). Участник «Пивного путча» 9.11.1923, после провала которого скрылся и не был привлечен к ответственности. Многие идеи Р. были использованы Гитлером при написании «Майн кампф». Пока Гитлер находился в тюрьме, Р. основал Великогерманское рабочее сообщество, в которое вошли многие члены запрещенной НСДАП. В 1929 основал Боевой союз за германскую культуру (Kampfbund fur deutsche Kultur). В 1930 избран депутатом Рейхстага от Гессен-Дармштадта, входил в состав комиссии по иностранным делам. В 1930 опубликовал свой труд «Миф XX века», считавшийся теоретическим обоснованием национал-социализма (хотя официально и не признанный таковым); в то же время большинство его соратников по партии утверждали, что более путанной и непонятной книги им не доводилось видеть и большинство ее даже не смогло прочитать. Объявил идеалы христианской Европы бесполезными убеждениями. «Культура всегда приходит в упадок, когда гуманистические идеалы... препятствуют праву господствующей расы управлять теми, кого она поработила», - писал Р. В апр. 1933 создан Бюро иностранной помощи НСДАП (АПА), в задачу которого входила пропаганда нацизма за рубежом, организация университетских обменов, стимулирование торговых отношений, публикация в иностранной прессе пропагандистских статей. Кроме того, АПА осуществляло сбор информации, в т.ч. о политических эмигрантах, публикуемой в зарубежной прессе. В апреле 1933 года возглавил Внешнеполитическое управление НСДАП. С января 1934 по 1945 уполномоченный фюрера по вопросам морально-философского образования НСДАП, по вопросам Германского рабочего фронта и всех связанных с ним организаций. 29.1.1940 назначен главой Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания; сформировал т.п. «Штаб Розенберга», который первоначально должен был заниматься созданием научно-исследовательской библиотеки, но в годы войны превратился в организацию, проводившую в крупных масштабах захват культурных ценностей на оккупированных территориях (1.3.1942 по Декрету Гитлера сотрудники штаба получили право обыскивать библиотеки, жилые помещения и культурные учреждения и изымать материалы, культурные ценности и т.д.). 20.4.1941 Гитлер проинформировал Р., что планирует назначить его руководителем оккупационных органов на Востоке. 9 мая представил Гитлеру проект директив по восточной политике, который в т.ч. подразумевал расчленение СССР на ряд губернаторств. Планировал предоставить Украине автономию, а Прибалтику постепенно германизировать и включить в состав Германии. В ходе обсуждения Гитлер выступил против автономии Украины. Определял задачи министерства так: «Проблема Востока состоит в том, чтобы перевести балтийские народы на почву германской культуры и подготов

ить широко задуманные границы Германии. Задача Украины., в том, чтобы обеспечить продуктами питания Германию и Европу, а континент - сырьем...» 17.7.1941 на основании указа Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях» под руководством Р. было сформировано Имперское министерство по делам оккупированных восточных территорий. Ему подчинялись рейхскомиссариаты, подразделявшиеся на генеральные комиссариаты (а те в свою очередь на районы): рейхскомпссариат «Остланд» (центр - Рига), включавший leppnio-ршо Прибалтийских республик и Белоруссии во главе с Г. Лозе; рейхскомпссариат «Украина» (центр - Ровно), включавший в основном территорию Украины, за исключением нескольких областей Западной Украины, а также часть белорусских областей - юг Брестской области, почти вся Гомельская и часть Пинской и Полесской областей во главе с Э. Кохом. Предусматривалось создание рейхскомнссариатов «Кавказ» (центр - Тбилиси; рейхскомиссар А. Шикеданц); «Москва» (Центральная Россия до Урала; рейхе -комиссар 3. Каше); «Туркестан» (территория Средней Азии). Аппараты рейхскомиссариатов «Кавказ», «Москва» и «Туркестан» были сформированы в 1941, однако к работе приступили лишь некоторые административные органы па Кавказе и в Центральной России. После освобождения советскими войсками территории СССР аппарат рейхскомиссариатов был эвакуирован, а министерство фактически расформировано, а его состав мобилизован в ходе мероприятий по ведению тотальной войны. После окончания войны арестован. В качестве главного военного преступника предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге. Приговорен к смертной казни через повешение. 16 октября 1946 г. приговор приведен в исполнение. Розенберг был единственным из 10 казнённых, который отказался произнести на эшафоте последнее слово.

Библиография

В 1920 году издает первые книги, антисемитского содержания: «След еврея в перемене эпох» и «Безнравственность в Талмуде», в 1922 году - издает пользовавшуюся популярностью брошюру «Сущность, принципы и цели НСДАП». К 1924 году вышли следующие книги Розенберга:

След еврея в перемене эпох (нем. Die Spur des Juden in Wandel der Zeiten)

Безнравственность в Талмуде (нем. Unmoral im Talmud)

Преступление массонства (нем. Das Verbrechen der Freimaurerei)

Чума в России: большевизм, его руководители, приспешники и жертвы (нем. Pest in Rußland: der Bolschewismus, seine Häupter, Handlanger und Opfer)

Сущность, принципы и цели НСДАП (нем. Wesen, Grundsätze und Ziele der Nazionalsozialistischen Deutschen Arbeiterpartei)

Антигосударственный сионизм (нем. Der staatsfeindliche Zionismus)

Протоколы сионских мудрецов и еврейская мировая политика (нем. Die Protokolle der Weisen von Zion und die jüdische Weltpolitik)

Перевод с французского книги Ж. де Мюссе, Еврей, еврейство и оевреивание христианских народов (нем. Übersetzung aus dem Französischen G. des Mousseaux: Der Jude, das Judentum, und die Verjudung der christlichen Völker)

Центр и Баварская народная партия как противники идеи германского государства (нем. Zentrum und Bayerische Volkspartei als Feinde des Deutschen Staatsgedankens)

Кошелёк и марксизм (нем. Börse und Marxismus)

Идея народного государства (нем. Der völkische Staatsgedanke)

В 1929 году - Розенберг издал свою главную работу, «Миф XX века».

Цитаты

Как и другие великие идеи, знавшие победы и поражения, национал-социализм в один прекрасный день будет возрожден в новом поколении, которое создаст в новой форме империю для немцев… национал-социализм начнеёт произрастать из здоровых корней и превратится в крепкое дерево, которое даст свои плоды.

Знаком нашего времени является: отказ от безграничного абсолютизма. То есть отказ от ценности, стоящей выше естественного и органичного, которую однажды установил одинокий «я» с тем, чтобы добиться сверхчеловеческой общности всех мирным путём или с помощью насилия. Такой конечной целью было когда-то насаждение христианства в мире, а ее достижение предполагалось при помощи возвращения Христа. Другой целью была мечта о «гуманизации человечества». Оба идеала были погребены в кровавом хаосе и в новой мировой войне.

Столкновение между кровью и окружением, между кровью и кровью представляет собой последнее возможное для нас явление, поиски и исследования за пределами которого для нас более непозволительны. Но это признание влечёт за собой признание того, что борьба крови и предчувствуемая мистика жизненных событий, представляют не два разных объекта, а одно и то же, но разным способом. Раса - это подобие души, весь расовый материал - это ценность сама по себе безотносительна к бескровным ценностям, которые не замечают полноты природы, и безотносительна к поклонникам материи, которые видят события только во времени и пространстве, не познав эти события как величайшую и последнюю из всех тайн. Расовая история является, поэтому историей природы и мистикой души одновременно, а история религии крови - наоборот, это великое мировое повествование о подъёме и крушении народов, их героев и мыслителей, их изобретателей и художников.

Только Сократ мог проповедовать такую чушь, что добродетель поучительна, поучительна для всех людей (что Платон усовершенствовал: по-настоящему сознающий сущность мира идей, сам по себе добродетелен). С созданием такого индивидуалистско-безрасового интеллектуалистического мировоззрения топор опустился на корень греческой жизни.

Современным историкам доподлинно известен факт появления в XII веке на юге современной Чехии и севере Австрии переселенцев из Италии по предводительством Вита, служившего при дворе чешского короля. Вит погиб в битве против германцев и в его честь в Праге появилась «Виткова гора», существующая и поныне. Потомки Вита быстро превратились в богатый и могущественный род, а в 1220 году герб одной из ветвей витковцев украсила красная пятилистная роза на серебряном поле, символизирующая покрытую розовыми кустами гористую местность их владений (таким образом, уже очень скоро, в 2020 году, мы будем отмечать 800 летие герба Розенбергов ).

В 1262 году на берегу реки Влтавы Витек Вок построил замок и назвал его в честь фамильного герба «Розенберг » (по-чешски Рожмберк, город с таким названием и поныне стоит на берегу реки Влтавы). А владельцы замка с того момента стали называть себя Розенбергами .

Род Розенбергов расширял свои владения за счет соседних австрийских земель, с которыми тогда не было четкой границы. Витек Вок получив разрешительный документ от пражского епископа, обозначил границы своих владений, проскакав на коне вдоль их периметра. При этом ему пришлось переправляться через бурную Влтаву и Витек Вок чуть не утонул. Спасшись, он дал обещание поставить на этом месте монастырь. Обещание свое он честно сдержал и воздвигнутый на этом месте монастырь «Высший Брод» на протяжении двух следующих веков стал родовой усыпальницей Розенбергов .

Род Розенбергов расширялся и рос, в XV веке одна из ветвей переселилась на территорию современной Прибалтики. Историкам известен факт, что в 1447 году Матц Розенберг был вассалом могущественного в те времена тевтонского ордена в Ливонии. В середине XVI века, когда Ливония находилась под властью польского короля, некто Вильям Розенберг рассматривался как кандидат на польский трон.

В 1710 году Лифляндия была присоединена к России и Розенберги стали российскими подданными. По действующим законам, баронский титул имели право носить те старинные дворянские фамилии Прибалтийских губерний, которые были внесены в местные атрикулы по актам 1634 года до присоединения этих областей к России. Российские Розенберги получили диплом о баронстве на основании Указов Департамента герольдии правительствующего Сената 1844-45 гг. При этом герб был немного видоизменен — на золотом щите красная полоса, сопровождаемая тремя красными розами. Щит герба увенчался рыцарским шлемом с тремя страусовыми перьями зеленого, красного и золотого цвета и красно-золотой мантией.

Данная статья опубликована по материалам книги «Воспоминания о предках» Дмитрия Александровича Михайлова, выдающегося ученого-геолога и по совместительству историка, нашего родственника. Огромная ему благодарность от всех потомков рода Розенберг .