1 социальная структура киевской руси. Государственные институты Киевской Руси и социальная структура

Соц. Структура общества изменялась и усложнялась по мере развития феодальных отношений. Некоторые дореволюционные историки утверждали, что свободное население Киевского государства не знало сословных делений и перегородок. Все пользовались одинаковыми правами, но, конечно, различные группы населения отличались друг от друга по своему фактическому положению т. е., по богатству и соц. влиянию. Общественные верхи назывались: лучшие люди, (мужи), лешие, большие, первые, нарочитые, бояре.

Общественные низы составляли люди меньшие, черные, простая чадь, смерды. Ключевский и историки его школы отмечают, что высший слой населения (боярство) состоял из двух элементов: земских бояр - местной племенной аристократии(потомки родовых старейшин, племенных князьков), а также военно-торговой аристократии, служилого княжеского боярства и высшего слоя княжеских дружинников. Советская историография в классе феодалов выделяет верхушку - представителей великокняжеского дома с великим князем во главе. Средние слои по Ключевскому составляли: рядовая масса княжеских дружинников, которые содержались и кормились на княжеском дворе и в качестве добавочного вознаграждения получали свою долю из дани и военной добычи: средние слои городского купечества. Низшие слои - городское и сельское простонародье - являлись основным населением Руси. Свободные общинники-земледельцы, обязанные князю данью, городские и ремесленники, закупы и рядовичи, смерды - несвободные или полусвободные данники, сидевшие на земле князя и несшие повинности в его личную пользу. Несвободное население Руси - холопы (военнопленные, кабальные холопы, изгои).

Аппарат власти выполнял следующие функции:

  • - Сбор дани с подвластных земель в пользу великого князя киевского (полюдье);
  • - Поддержание общественного порядка в своей земле. Князья судили и разбирали конфликты и защищали свои земли от внешних врагов, особенно кочевников;
  • - Внешнеполитическая деятельность. Предпринимались военные походы на соседние государства с целью захвата добычи, заключались союзы, устанавливались торговые и дипломатические отношения.

Историк Семеникова считает, что Древнерусское государство строилось на основе института вассалитета.

Высший слой общества - бояре являлись вассалами великого князя киевского и обязаны были служить его дружине.

Но одновременно они были полными хозяевами в своих землях, где имели менее знатных вассалов. В систему боярского иммунитета входило право перехода на службу другому князю.

Русская Правда говорит о различных общественных сословиях того времени. Большую часть населения составляли свободные общинники - людины, или просто люди. Они объединялись в сельскую общину - вервь . Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения - смерды ; это было несвободное или полусвободное население княжеского владения.

Третья группа населения - рабы . Они известны под разными названиями: челядь, холопы. Челядь - раннее название, холопы - позднее. Русская Правда показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде; за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Довольно большой группой населения Руси были ремесленники и купцы . Растущие города становились центрами развития ремесла и торговли. К XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники производили более 150 видов железных изделий.

Имелись и такие группы населения, как мужи (дружинники) и изгои (люди, лишившиеся своего социального статуса).

Важнейшим условием функционирования государства являются налоги. В Киевской Руси они выступали в форме сбора дани (продуктами сельского хозяйства, промыслов и деньгами). Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с дыма - двора, рала - плуга, то есть с отдельных крестьянских хозяйств.

Присоединенные территории начинали рассматриваться верховными правителями как государственная собственность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя.

3. Организация государственной власти в Киевской Руси.

Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим князем; на местах управляли зависимые от него князья. Великий князь не был самодержцем; скорее всего, он был первым среди равных. Великий князь управлял от имени своих ближайших родственников и ближайшего окружения - крупного боярства, сформировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Титул Великого князя передавался по наследству в роду Рюриковичей. Традиционно власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Так, князь Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика. Однако первоочередными наследниками и претендентами на роль князей в местных княжествах были сыновья Великого князя Киевского. После кончины Великого князя киевский престол занимал старший сын, а после его смерти по очереди остальные сыновья. Это горизонтальный принцип наследования власти. Когда после смерти князя Владимира дружина советовала его сыну Борису занять киевский престол помимо старшего брата Святополка, Борис ответил: «Не подниму руки на брата своего старшего; отец мой умер, и брат будет мне вместо отца».

Однако киевский престол из братьев по очереди могли занять только три старших. Младшие братья приравнивались по правам к детям старших. Наследование являлось не семейным, а родовым. Количество княжений соответствовало количеству членов рода. При увеличении их числа выделялись новые княжества за счет дробления прежних.

В государственной структуре Киевской Руси наряду с монархической ветвью власти имелась также и демократическая, парламентская ветвь - вече. На вече принимало участие все население, кроме рабов; бывали случаи, когда вече заключало с князем договор - ряд. Иногда князей заставляли присягать вече, особенно в Новгороде. Основной силой, на которую опиралась власть, было войско (вои). Оно состояло из двух частей: из княжеской дружины и народного ополчения.

Дружина составляла основу войска. По варяжскому обычаю, дружинники сражались пешими и были вооружены мечами и секирами. С Х века дружина садится на коней, а секиры заменяются позаимствованными от кочевников саблями.

Народное ополчение созывалось в случае больших военных походов или для отражения нападения неприятеля. Часть ополчения выступала пешим строем, часть садилась на коней. Народным ополчением командовал тысячник, назначаемый князем.

Кроме дружины и народного ополчения для ведения военных действий иногда привлекались войска соседей-кочевников («черных клобуков»).

С момента возникновения Киевской Руси появляется и система обычного права. Сущность законоположений обычного права составляют: кровь за кровь, или плата за убийство; плата в случае побоев; право наследства и распоряжения собственностью; законы о воровстве и обыске и т. д.

Издавали свои законы княгиня Ольга и князь Владимир. При Ольге было упорядочено взимание дани, приняты законы для руководства административной деятельностью; князь Владимир, видимо с целью пополнения государственной казны, попытался ввести штрафы за убийства. Однако обычай кровной мести был древней традицией, и попытка Владимира окончилась неудачей. Первый письменный свод законов, - Русскую Правду, создал Ярослав Мудрый. «Нормы Русской правды оказали большое влияние на последующее развитие законодательства, хотя в период феодальной раздробленности не существовало и не могло существовать единого правового свода»

2.1 Социальная структура Древней Руси

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду - "купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название - закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.

Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани - "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). "Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.

Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем - тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом власти в русских землях X-ХП вв. было народное собрание "старшего города" - вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: "Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни"

Мнение Л.И. Семенниковой о народном характере веча разделяют многие ученые, в том числе И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. В то же время в науке бытует взгляд на вече как на узкосословный орган власти, куда простой люд не мог попасть (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др). Иная точка зрения сводится к следующему: вече стало пережитком на Руси уже к XI в. и собиралось в исключительных случаях, а в качестве высшей формы власти оно вплоть до XV в. существовало только в Новгороде, Пскове и отчасти в Полоцке.

Вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси, поэтому политический строй того времени можно назвать вечевой демократией.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей "посадить на стол", обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.


3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был "первым среди равных"). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью - оборона города от внешних врагов. Среди других функций - судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение, что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но, тем не менее, обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников - наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей различных военных отрядов; тысяцких - высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей - данников, судебных чиновников - вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин - мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI-XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.

Византийские договора князей Игоря и Олега рассказывают о полной структуре общества того времени. Социальная структура Киевской Руси выглядела следующим образом:

Великий князь – стоял во главе государства, был законодательной и судебной властью, решал вопросы международной политики, отвечал за охрану государства.

Удельный князь – родственники князя, которые стояли во главе княжеств и формировали государственную администрацию; владели землями, обеспечивали войско короля обмундированными воинами и сами участвовали в военных походах.

Бояре – верхушка княжеской дружины, потомки родоплеменной знати и знатные феодалы; обладали теми же социальными правами, что и удельные князья.

Черное духовенство:

Киевский митрополит – стоял во главе церкви Руси.

Епископы – контролировал церковные округи.

Настоятели монастырей – следили за хозяйственной и религиозной жизнью монастырей.

Монахи – служили Богу, не имели собственного имущества и полностью отказывались от мирской жизни, вели хозяйственную деятельность в монастырях.

Белое духовенство – проводили службы в церквях, вели религиозную деятельность и могли иметь семью.

Посадники – заместители князя, были ответственными за порядок и сбор дани в ведомых им территориях.

Волостели – были во главе волости или княжеского имения;

Тиуны – слуги князя и бояр, принимали участие в управлении волостей или города, были ответственные за сохранность имущества хозяина.

Дворцовые чины – чиновники, руководили отраслями в княжествах.

Воеводы и тысячники – военачальники боярского происхождения.

Рядовые дружинники – профессиональные воины, которые получали вознаграждения от князя за хорошую службу.

Купцы – торговцы, участвовали в управлении государствам.

Ремесленники – занимались разными ремеслами, зависели от состоятельных покровителей.

Смерды – свободные крестьяне, объединенные в общины; в их распоряжении были близлежащие леса, водоемы, поля.

Рядовичи – крестьяне, работающие на феодала по соглашению.

Закупы – смерды, попавшие в зависимость от феодала из-за невыплаченного долга.

Холопы – зависимые от хозяина крестьяне.

Челядь – обслуживающий персонал хозяйственного двора: прачки, повара и т.д.

Чернь – люди без имущества, выполнявшие грязную работу.

Первоначально князья были предводителями дружины, выбранные веча. Постепенно их полномочия расширялись. Князь имел свой город, охраняемый дружинниками. Этот город становился центром политическо-административного управления.

Опорой князя была дружина. Он помогала собирать дань и охраняла внутренние и внешние интересы населения.

Княжеский доход, а соответственно и дружинный пополняли:

Судебные и торговые пошлины;

Военные трофеи;

Продажа натуральной дани;

Сборы с подчиняемого населения;

Вотчинное хозяйство.

Наибольшей социальной ячейкой была община (вервь). В ее владении были сенокосы, леса, пашни – коллективная форма землевладения. Община была построена на демократических принципах и контролировала все сферы жизни своих членов.

В Киевской Руси были лично-зависимые люди. Холопы имели социальный статус рабов. В большей части это были пленные люди, захваченные во время военных походов. Меньшая часть зависимых людей – должники.

Первоначально на Руси не существовало законов. Люди жили по обычаям. Особым был обычай кровной мести – талион. При насильственной гибели члена рода его родственники должны отомстить виновнику. Первый закон упоминается в X веке – «Закон русский». Образование большого государства требовало государственных законов. С XI века формируется «Русская правда». Она ограничивала талион и предлагала замену ее денежной компенсацией. Каждый последующий князь вносил в свод законов свои дополнения или изменения.

На фоне углубления имущественного расслоения в обществе и возникновения частной собственности и ее накопление в определенной небольшой группы лиц формировались различные социальные слои.

Общественно-политическая жизнь Киевской Руси было очень активным и участие в нем принимали все группы существовавшего в то время население. Общество Киевской Руси не было однородным. На протяжении веков в процессе распада первобытнообщинного строя и образования феодальных отношений сформировался общественное разделение. Непростой была и социальная структура населения Киевской Руси. На верхушке общества стоял князь, за ним – бояре, дружина, православное духовенство, мещане и крестьяне. На последней ступени общественной иерархии были рабы.

На верхушке классовой пирамиды стоял монарх – князь. Он пользовался наибольшей полнотой экономической и политической власти и имел больше прав и привилегий в государстве, ибо ее владельцем – единоличным правителем. В его руках сосредоточивались все три ветви власти – судебная, законодательная и исполнительная. Князья были богатыми людьми и владели огромными земельными угодьями. им принадлежала также наибольшая доля во внешней торговле. Свидетельством богатств были дома, принадлежавшие великому князю киевскому и их родственникам, пожертвования, выделяемых монастырям от имени князя, а также суммы выкупов за родственников во время войн и междоусобиц. Суммы могли достигать тысяч гривен золотом.

Собственность князя не всегда можно было отличить от государственной, которая находилась в его распоряжении. Сам князь получал треть всех государственных доходов. Он имел также военные трофеи, которыми делился со своей женой (войском). Часть прибыли князья тратили на содержание жены и церковной институции Киевской Руси.

Князь возглавлял также аристократический слой в обществе Киевской Руси. В вассальной зависимости от великого князя киевского были его ближайшие родственники из династии Рюриковичей, бояре, дружинники и местная родовая знать. Они имели немало прав в государстве. Находясь на службе у князя, они получали большие земельные наделы, для работы на которых использовали наемный и рабский труд. За неповиновение князю бояре могли избавиться не только земли, но и жизнь, ведь верховным судьей на Руси был тот самый Великий князь киевский.

Среди привилегий, которыми пользовались аристократы, была служба в армии князя и участие старших дружинников в заседаниях боярской думы. Для младших дружинников большой честью было участие в княжеском посольстве за пределами государства.

Не меньшую роль в общественном разделении крещены Руси играла церковная организация и высшее духовенство. К высшего духовенства принадлежали митрополит, епископы, настоятели монастырей и приходские священники.

Церковь имела часть постоянных доходов на свое содержание и развитие, с X в. она получала десятину от княжеских доходов. Впоследствии церковь становилась мощной в экономическом смысле, получая земли и села в частное владение по специальным грамотами от Киевских князей и как подарки от бояр. Такие владения стали главным источником существования церкви. Владельцами были Киево-Печерская лавра, большие храмы и монастыри, такие как Михайловский Златоверхий, Выдубицкий. Будучи финансовозабезпеченою, церковь могла влиять и на политическую ситуацию в стране.

На ступень ниже бояр стояли люди среднего социального слоя – городская знать. Преимущественно это было ближайшее окружение князя, его дружинники, купцы и ростовщики, которые доминировали в городской политике. В их руках сосредоточены большие богатства. Кое их желание обогатиться противоречило стремлением бедных слоев населения, неизбежно приводило к социальным взрывам. Следствием эксплуатации со стороны верхушки общества становились народные восстания.

По городской знатью шли мелкие слои городского населения – ремесленники, мелкие торговцы, владельцы магазинов. Низы города были представлены чернью.

Социальное расслоение городского населения нашло отражение и в процессе градостроительства. Застройка городов Киевской Руси имеет характерно разделение на две основные части: детинец и посад. Детинец, или Верхний город, было предназначено для проживания городской знати и ее челяди. Центром ремесленного дела в городах был должностей. Эта часть города принадлежала ремесленникам и торговцам. Обычно она имела большое количество ремесленных мастерских и удобные места для торговли и речные пристани. О высоком уровне организации ремесленного дела в Киевской Руси свидетельствует то, что уже в XI в. ремесленники отраслей были объединены в артели.

Основой экономики Киевской Руси было сельское хозяйство, а именно пашенное земледелие. В сельскохозяйственной Руси многочисленный слой составляли крестьяне (обозначались термином «люди»), которые, собственно, и играли большую роль в укреплении и развитии страны. Они были владельцами земельных наделов, скота, приусадебных участков и облагались самыми налогами. Свободные крестьяне – смерды – это самое многочисленное население Киевской Руси. Свободный крестьянин имел право переезжать с места на место, обращаться в суд. Основной обязанностью смердов была уплата князьям, боярам и другим владельцам дани, а также отбывания воинской повинности во время войны. Однако в XII в. появились признаки растущего порабощения крестьянства феодалами, оказывается в широком применении «уроков» (отработок в пользу владельца земли), захвате феодалами общинных земель. Увеличение боярских землевладения способствовало появлению многочисленной группы смердов, которые работали на боярской земле, оставаясь на время лично свободными. В случае смерти такого крестьянина и отсутствия наследника по мужской линии (сына) эта земля вместе со всем имуществом переходила к феодалу.

Закупки – временно находились в экономической зависимости от лица, давшего им заем (кучу), после возврата долга они становились свободными от обязательств; рядовичи – также временно обязаны крестьяне, подписали договорные документы (ряд) на время отработки долга.

Следующей категорией населения, согласно «Правдой Ярослава», были несвободны люди: рабы, челядь. Бесправной частью были холопы. Хотя Киевская Русь обошла в своем развитии фазу рабовладения, положение холопов было нечто похожее на положение рабов. Кстати, рабом мог стать не только военнопленный, но и закуп или рядович, который не уплатил долга и пытался убежать. В несвободное положение попадала человек, выходила замуж с рабом, или была куплена при свидетелях. Были случаи, когда родители, не имея возможности рассчитаться с долгами, были вынуждены продавать своих детей в рабство.

Отдельную группу населения составляли изгои – это лично свободное население утратившее связь со своей социальной группой. Иногда так называли князей, в период феодальной раздробленности потеряли стол и земли.

Становление феодальных отношений в древнерусском государстве происходило в общеевропейском русле: от государственных форм к вотчинных. Этот процесс был сложным, длительным и разворачивался поэтапно. Сначала в IX в.. сформировалась система эксплуатации всего свободного населения князем и дружиной. Основным элементом этой системы была дань, «полюдье». В X в. произошел переворот в поземельных отношениях: князья захватили общинные земли, вследствие чего возникло вотчинное землевладение великого князя. Следующим шагом в процессе феодализации стало появление в XI в. земельной собственности верхушки служилой знати – бояр и православной церкви. Землевладения в Киевской Руси разделилось на два типа: первый – условное (поместья), которое предоставлялось на период пребывания на службе у князя; второе – безусловное (вотчина).

В X – XII вв. в древнерусском обществе активно формировались вассальные отношения: за верную службу князь даровал своим боярам и дружинникам города и села. Этот процесс и формировал условное поместное землевладение. Дарилась не территория, а право взимать с ее населения налоги. Так постепенно в X – XII вв. в Киевском государстве сложилось крупное частное землевладение. Формой земельной собственности стала поместная форма феодального землевладения, которая не предусматривала передачи земли в наследство и его отчуждения без согласия князя.

С ослаблением княжеской власти, усилением центробежных тенденций в государстве все большее распространение феодальная вотчина – наследственное владение, что могло свободно продаваться, передаваться по наследству, дариться. Ее оформление происходило в XII – начале XIII в. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Крестьяне, которые здесь проживали, должны не только платить дань государству, но и выплачивать владельцу дань за аренду земли или отрабатывать барщину. Однако большинство населения все-таки оставалась свободными крестьянами-общинниками, которые платили дань в пользу государства Великому князю киевскому.

Хотя процесс утверждения феодальных отношений в Киевской Руси в целом совпадал с общеевропейскими тенденциями, он имел и свои особенности. Во-первых, в Древнерусском государстве феодализм зарождался на основе первобытнообщинного строя, восточнославянское общество прошло рабовладельческий этап развития. Во-вторых, на Руси темпы феодализации были замедлены по сравнению с Европой, где еще с античных времен прижились традиции частной собственности; в-третьих, возникновение и становление крупного землевладения не привел к массовому безземельных крестьян, поскольку в пределах государственной территории существовало значительное количество незаселенной, хозяйственно неосвоенной земли. При феодализме земля была основным средством производства. Право владения ею стало юридическим основанием, экономической основой получения феодалами земельной ренты от зависимых крестьян.

ПОДІЛИТИСЯ: