Сербы и русские братья навек. Страны на страже культурных и религиозных ценностей христианства

Сегодня с болью в сердце многие из нас вспоминают события десятилетней давности: 24 марта 1999 года началась варварская американская агрессия против Сербии. Более двух месяцев «Милосердный ангел» парил над территорией Югославии, сбрасывая на города и села бомбы и ракеты. У меня перед глазами стоят кадры репортажа из Белграда в Великую пятницу: война, бомбежка, а сербы идут прикладываться к плащанице. Потом была Пасха, и вновь из «христианской» Америки на христианскую Сербию летели бомбы с надписями « Happy Easter !».

Осенью 2001 года между мастер-классами семинара по византийскому искусству в Новом саду мы ходили по этому, университетскому, городку и часто слышали такие комментарии: «а вот эти мосты, их бомбили американцы», «а там погибли дети, но зачем было убивать детей?»…. Из Нового Сада я отправилась в Белград. Словно во сне, поднималась от вокзала к центру города по разбитой улице, похожей на кадры из советских фильмов о Великой Отечественной войне, только всё было наяву. В том же 2001 году на конференции по Средним векам в Будапеште я не удержалась и спросила почтенного американского профессора – «Ну как же вы могли бомбить Сербию бомбами с пожеланиями «Счастливой Пасхи?!» В ответ он рассмеялся, думаю, от неловкости: «that’s amazing, я ничего не слышал об этом».

А может быть, правда, кто-то ещё не слышал о том, что несколько тысяч мирных граждан было убито, свыше 6000 ранены во время 77 дней агрессии НАТО; разрушены около 60 храмов и монастырей, 66 мостов, 16 вокзалов, 7 аэродромов, уничтожено и повреждено несколько тысяч хозяйственных и жилищных объектов (обзор гражданских последствий агрессии НАТО и разрушений на территории Югославии с 24.03.1999 по 08.06.1999 см. http://www.kosovo.ws/archive/destrlist.htm). Впрочем, о статистике натовской агрессии в эти дни и недели напишут многие. А мне бы хотелось поговорить о другом, а именно о любви Сербии к России, явлении, аналогов в истории межнациональных отношений не имеющем.

Если кому-то из вас уже довелось побывать в Сербии, вы с вдохновением приметесь рассказывать о том, что «так нас, русских, нигде и никто не любит». «Нас и руса триста миллиона», – улыбаются сербы и добавляют, – «а без руса пола камиона» (т.е. «а без русских пол грузовика»). Вспоминаю свою первую встречу с таким к нам, русским, отношением. Осенью 2001 года мне предстояло изучить несколько греческих рукописей в Белградской Национальной Библиотеке. В день приезда в Белград я оставила вещи в университетском общежитии и пошла в гости, в семью одного сербского профессора. Вернулась поздно, ключи от комнаты были заперты у консьержки, которая ушла ночевать домой. Окраина незнакомого города, темнота, холодно, друзей никого (есть телефоны профессоров, но ни звонить же им в столь поздний час!). Растерянно я брела по улице. «Эй, о чем ты там задумалась?» Я подняла глаза. На меня, улыбаясь, смотрела девушка. Пришлось на смеси русского, сербского и английского объяснять. «Сейчас мы домой пойти не можем, потому что у нас встреча клуба гусляров, но мы постараемся сегодня закончить пораньше, ты устала». Далеко за полночь мы добрались домой, в скромное и теплое жилище на другой оконечности Белграда. А после целых три дня Мила Котлайя (кстати, единственная девушка – гусляр в Сербии!) за руку водила меня по городу – и в библиотеку, и кофе пить… и всё потому, что я была гостем из России.

Итак, Сербия и Россия. Три диалога о любви из радиопрограмм, записанных в разное время в разных местах.

Диалог первый со славистом, председателем сербско-русской дружбы, членом Союза писателей России Ильёй Михайловичем Числовым: «Больших друзей, чем сербы, у нас нет» (Москва, Россия)

– Илья Михайлович, чем Вы можете объяснить такую невероятную, ничем не заслуженную любовь сербов к России? Кажется, логического объяснения тут нет?!

– Если говорить о любви Сербии и сербов к России, то ни в одной другой славянской православной стране мы не встретим к себе такого тёплого, родного, несмотря на расстояния, отношения. Собственно, Россия, Украина, Белоруссия – это единое целое, поэтому мы не говорим о частях единой неделимой России. А вот если взять братские славянские народы, то у нас нет бОльших друзей и братьев, чем православные сербы. И так было на протяжении всей сербской истории.

Связь Сербии и России начинается ещё со святого Саввы. Величайший святитель братской сербской земли принял монашеский постриг на Афоне в русском монастыре святого Пантелеимона. Позднее существенными были два южнославянских влияния на Русь, затем поддержка Россией сербских братьев и совместная их борьба на поле боя. Во всех войнах, которые вела Россия, сербы были её союзниками. Если взять новейшую историю, то не в качестве противопоставления и не для того, чтобы упрекнуть в чём-то других наших православных братьев – болгар, но информации ради заметим, что Болгария в двух мировых войнах оказывалась во враждебном лагере (хотя, конечно, против русских болгары никогда бы воевать не стали, поэтому немцы их ни в Первую, ни во Вторую мировую войну на Восточный фронт не отправляли). Воевали против нас православные румыны; они не были жестоким врагом, но как факт – воевали. А вот сербы всегда были с нами и даже в Русско-японскую войну: за тридевять земель находилась Япония от сербских границ, но одно из тогдашних сербских государств, Черногория, объявило войну Японии. Во Вторую мировую войну сербы подняли восстание в Герцеговине, а затем и в других сербских краях, едва узнав о нападении Гитлера на Советский Союз, который всегда считали Россией. По своей наивности они думали, что придёт конец немецкой оккупации и на балканской земле, потому что уже через 3-4 дня здесь появятся русские танки. Заметьте, когда Гитлер 22 июня 1941-го года напал на Россию, вся Сербия поднялась на борьбу с оккупантами. Вот значение русского фактора в сербском сознании!

Христос на небе, Россия на земле

Сербы всегда осознавали себя щитом России, в том числе и в эту последнюю войну 1999-го года. Вспомните надписи на сербских домах во время бомбардировок Белграда – «Русские, не бойтесь, Сербия с вами!» Здесь, конечно, был ещё и элемент вызова, то, что в сербской традиции называется «пркосъ», одного корня с русским словом «наперекор». Сербы всегда шли «наперекор» современному миру иллюзий. Именно к ним относятся слова Христа: «Не бойся, малое стадо». Сербы всегда были малым стадом и отстаивали истинную веру, но при этом, как сказал один сербский писатель: «Мы, сербы, всегда верили в двух Богов – в Христа на небе и православную Россию на земле».

Это трепетное, благоговейное отношение Сербии к России существовало во все времена, даже когда российские власти оказывались для неё, мягко говоря, не лучшими друзьями.

– Даже предателями!

Часто говорят о предательстве. Может быть, это и справедливо, хотя всегда нужно различать политиков и общество, государство и народ. Во времена Сталина и Тито политические отношения с Югославией (которую святитель Николай (Велимирович) называл величайшим сербским коллективным заблуждением) были очень плохими, но сербы всегда о России помнили, даже когда мы о сербах позабыли, и для нас существовала только Югославия и югославы. А сербы даже Советский Союз называли Россией. Именно тогда, во времена Тито, десятки тысяч сербов пострадали за свою верность России. Тито называл их сталинистами. Действительно, какой-то процент коммунистов среди них был. Большинство же составляли православные сербы, которые никогда не принадлежали к коммунистической партии, и выступали не за Сталина, а за Россию. Тито для того, чтобы скомпрометировать их, всех огульно записывал в сталинисты. И они страдали на Голом острове (аналог нашего ГУЛАГА, страшный концлагерь на одном из островов Адриатического моря), где тысячи людей умирали под палящим солнцем от непосильного труда и издевательств тюремщиков. Тогда в Югославии была развёрнута компания по борьбе с великосербским гегемонизмом, и любой серб мог стать её жертвой. Особенно это проявлялось на Косове. Интересно, что за несколько столетий турецкого ига православное сербское население всё-таки из Косова выдавлено не было, несмотря на турецкий и арнаутский террор, и составляло большинство ещё в 20-м веке. Но за несколько десятилетий господства в Югославии титовского богоборческого и антиславянского режима соотношение коренным образом изменилось. Именно тогда были заложены основы нынешней косовской трагедии. Тито и Моша Пияде сумели сделать то, что было не по плечу даже турецким насильникам.

Россия – подножие престола Господня

И каждый раз, везде и всегда, сербы вспоминали Россию. Взор косовских сербов был устремлён на Россию, а мы зачастую этого не видели и не понимали. Я должен со стыдом вспомнить такой эпизод из своей студенческой юности, когда мы посещали Косово ещё в советские времена. Это было уже после смерти Тито, но система ещё не сильно изменилась. В Призрене, в мечети, мы увидели человека, который пытался что-то сказать русским, а его всячески оттирали представители местной власти. Уже потом, спустя годы, я узнал, что мечеть эта была сложена из исполинских глыб разрушенного монастыря святых Архангелов, великой задужбины Душана Сильного, царя сербов и греков. И именно это хотел сказать серб людям из России, которые в то время не выделяли сербов в ряду других югославов. А они всегда о России помнили, даже тогда, когда титовский режим за одно упоминание России мог бросить их в застенки или сослать на Голый остров. Вот такое вот трепетное, благоговейное отношение, повторю ещё раз.

По словам сербского писателя: «Россия – подножие престола Господня», она была для них живым земным воплощением небесного идеала. Вот это отношение сербов к России, тем более, что никогда они не были от нас зависимы, не входили в единую социалистическую систему, не просились в состав Советского Союза. Хотя, с другой стороны, в новое время, когда Россия сама переживала и переживает не лучшие времена, и многие, в первую очередь, восточно-европейские страны (не народы, но их правительства), от неё отвернулись, сербы готовы были войти в состав союзных государств вместе с Россией и Белоруссией, аще возникнет таковое. Так что ничего не изменилось в Сербии со сменой власти. Нынешняя демократическая Сербия точно так же, как и Сербия Милошевича, точно так же, как Сербия под властью богоборческого режима Тито и Моши Пияде, синими очами Неманичей смотрит на свою старшую православную сестру Россию.

Диалог второй с тележурналистом Радмилой Войнович: «Всему миру светят русские, как ангелы» (Новый Сад, Сербия)

Впервые с Радмилой Войнович мы познакомились в монастыре Прасквица в Черногории. Однажды в жаркий день с моими спутниками зашли в прохладный византийский храм и попросили рассказать о нём находившуюся там сербку. Она начала свой рассказ, но быстро перешла на тему России. Вновь мы встретились уже в Новом Саду, где Радмила ведет православную рубрику на телевидении Нового Сада, пишет публицистические очерки.

– Вы часто пишете о небесной России…

Всему миру русские светят, как ангелы. Сейчас кто-нибудь скажет: ну что она вообще говорит? как она это видит, то, что не видим мы? А я в России именно это вижу. Все православные сербы – духовные граждане Святой России. У всех нас духовный паспорт России как духовной миссии для спасения человечества. Вот так мы понимаем Россию. У нас Россию называют «мать», потому что она – наша духовная мать (я говорю то, что думает народ). Сейчас либеральные «ценности» портят людей. Мы ведь знаем, что человеку всегда легче спускаться вниз, к греху, чем подвизаться ко Господу, восходить дорогой духовной в Царство Небесное. Россия даёт небесные ценности всем народам, поэтому для нас ценно и важно, что русские люди, монахи приезжают к нам.

Приезжайте, помогите духовно нашему многострадальному и многогрешному народу! В России много священнослужителей, которые воспитывают народ для Царства Небесного. Господь даёт разные послушания в жизни, но не забывать о Боге – это самое главное послушание. Россия – учительница для всего мира в этом смысле. Люди у нас видят в России стремление к чистоте, поэтому так и любят её. Мы – форпост России, русские патриоты. Так нас учили наши предки: если человек православный, служит Богу, готов отдать жизнь за Него – он «русский».

Диалог третий с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием: «Одна Церковь – одна душа» (Цетинье, Черногория)

В завещании (1830 г.) святого Петра Цетинского сказано: «Да будет проклят тот, кто покусится отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякий из вас, черногорцев, кто пойдёт против единоплеменной и единоверной нам России». Вот основа нашего единства – единоверие!

– Знаете, владыка, наверное, каждый русский человек, который приезжает в Сербию и Черногорию ощущает их в каком-то смысле продолжением России, потому что чувствует себя здесь дома …

– Это и есть дух Церкви Божией, которым мы дышим и в Сербии, и в Черногории, и в России. Чем ближе мы к этому духу Церкви, тем ближе мы друг к другу. Церковь пробуждает любовь и преображает нас, становится основной причиной добрых отношений. С другой стороны существуют исторические связи, подлинные, глубинные, идущие от святых Кирилла и Мефодия – эта особая сближающая нас славянская стихия.

– Владыка, будучи семинаристом в Белграде, Вы учились у русских профессоров – эмигрантов, встречались со священниками и прихожанами русской церкви Святой Троицы? Какие воспоминания сохранились у Вас о них?

С любовью вспоминаю своих милых профессоров: моего отца Павла, диакона, пусть мы и спорили иногда, но я ощущал, что он меня любит. Когда у меня были трудности (я уже окончил факультет), то понял, к кому надо обратиться за советом. Я написал ему письмо. И он мне сразу ответил. Сразу! Понял мою ситуацию. Отец Викентий преподавал у нас историю Церкви. Так он просто жил ею: рассказывал о Первом Вселенском Соборе, словно сам был его участником! И в Швейцарии я снова общался с русскими: помню отца Петра Парфёнова, царского офицера, владыку Антония (Бартошевича) и его брата Леонтия, они учились у нас, в Сербии, а потом были епископами Зарубежной Церкви. Владыка Антоний, когда видел меня, всегда шутил, вспоминая слова митрополита Иосифа из Закарпатья, сказанные между двумя войнами: «Мы – дураки сербы, и вы – сумасшедшие русские». Потом в Риме я встретился с Александром Солженицыным, его в то время выслали из страны, и подарил ему крестик с Афона со словами: «Александру-крестоносцу афонский крест». Потом он мне рассказал, что этот крест имел особую силу. Наш духовный отец архимандрит Иустин (Попович) исповедовался у митрополита Антония (Храповицкого), потом у отца Виталия Тарасьева в русской церкви Святой Троицы. Отец Виталий был в Белграде самым любимым священником и среди русских, и среди сербов.

Владыка, на Ваш взгляд, в чём истоки столь сильной любви Сербии и России?

Одна Церковь – одна душа. А страдания только помогают сблизиться нам, славянам, понять друг друга. Церковь Божия, словно печь, опаляя огнем Божиим, возрождает и исцеляет души. И дай Бог, чтобы расширялся и укреплялся дух всеправославный.

Фотографии А.М.Лидова, Л.Гачевой, А.Никифоровой.

Почему сербы любят русских? Причину столь редкого в наши дни явления следует искать в многовековой истории российско-сербских отношений, которые на разных ее этапах напоминали своеобразный маятник. В наиболее трудные моменты братские народы, у которых много общих точек соприкосновения в вопросах истории, религии и культуры, всегда приходили друг другу на помощь.

Сербы всегда считали Россию страной, которая никогда не оставит их в трудную минуту. «Россия внутри каждого из нас», «Русские и сербы – братья навек», «Вместе с русскими нас – триста миллионов, а без них – полгрузовика»: это лишь малая часть афоризмов, которые как нельзя нагляднее демонстрируют отношение сербского народа к россиянам.

Из истории становления Сербии

Первые упоминания о государстве сербов относятся к VI веку. После распада римской империи территория будущей Сербии отошла к Византии.

879 год был ознаменован принятием православия. Через 90 лет Сербия обрела независимость от Византии.

Конец XII века – время создания на сербских землях феодального государства Неманичи, входившего в состав обширного сербо-греческого царства, распавшегося вскоре после смерти возглавившего его царя Стефана Душана.

В июне 1389 года произошла трагическая для народа Сербии битва на Косовом поле, в ходе которой многочисленное турецкое войско (втрое превосходящее силы противника) одержало победу над сербским ополчением.

1459 год – время порабощения Сербии и присоединения ее к Оттоманской империи. История турецкого ига насчитывает 350 лет.

1816 год, ознаменованный двумя сербскими восстаниями, закончился образованием независимого княжества Сербия со столицей в Белграде.

В 1878 году Сербия добивается полной независимости в результате заключения Берлинского мирного соглашения, а через 4 года приобретает статус королевства.XIX-XX века – время правления двух династий (Обренович и Карагеоргиевич).

Балканские войны 1912-13 годов закончились присоединением земель Косова и Македонии.

Первая мировая война 1914 года унесла жизни третьей части населения страны. После ее окончания Сербия стала центром объединенного королевства трех балканских народов: хорватов, сербов и словенцев. Для удобства государство стали называть «королевство СХС», а через 9 лет его переименовали в королевство Югославия.

Главные этапы русско–сербского братства

Русско-сербские отношения имеют многовековую историю. Вот лишь небольшой перечень исторических фактов.

Страны на страже культурных и религиозных ценностей христианства

В период татаро-монгольского ига правители Сербии оказывали покровительство русскому монастырю Новый Руссик (Пантелеймонову монастырю), расположенному на горе Афон.

Сербские религиозные просветители Пахомий Логофет и Григорий Цамблак оказали большое влияние на становление жанра русской летописи, произвели правку важнейших богослужебных книг и отправление церковных таинств. Это имело очень большое значение для становления русской православной церкви, вставшей на путь следования византийским канонам.

Распад Византийской империи в XV веке положил начало соперничеству между Османской и Российской империями, объявившими себя ее преемницами. Османская империя претендовала на территориальное наследие павшей Византии, Российская считала себя ее культурной преемницей.

На протяжении двух с половиной веков Россия и Турция отстаивали свои права в ходе многочисленных русско-турецких войн. В ходе этих войн русские войска защищали интересы порабощенных турками православных народов: сербов, греков, болгар, албанцев, армян, македонцев, грузин, молдаван. Политическая миссия Москвы состояла в защите христианского мира от неверных и охране интересов православной святой церкви».

Сербское духовенство и представители знати – желанные гости при дворе московских царей (Ивана III, Василия III, Ивана IV). 1556 год можно считать временем основания первой дипломатической миссии сербов на московской земле, поскольку именно в этом году Иван Грозный подарил паломникам Хиландарского монастыря апартаменты для их подворья в самом центре Москвы.

Монастырское подворье одновременно выполняло миссию сербского дипломатического представительства в древней Руси. Именно там собирались средства, книги, предметы церковной утвари, предназначенные для отправки балканским славянам.

Политический курс на покровительство угнетенным балканским народам оставался на Руси неизменным вне зависимости от того, представители какой правящей династии находились у власти.

Борис Годунов был инициатором массового переселения сербских беженцев на Русь (начавшийся-было процесс, однако, не был завершен по причине Смуты).

Михаил Романов оказывал регулярную материальную поддержку косовской патриархии, а его сын Алексей Михайлович принимал у себя братьев Бранковичей – лидеров сербской диаспоры, дислоцировавшейся в Венгрии, обещая им финансовую помощь в основании христианского княжества Иллирия.

Братские народы в борьбе за суверенитет и независимость

Самыми верными помощниками русских в ходе русско-турецких войн были именно южные славяне: их партизанские отряды активно участвовали в военных действиях против турецких войск.

В 1815 году, в ходе второго сербского восстания Сербия добилась независимости, став самостоятельной (пусть даже и вассально подчиненной) страной. Произошло это во многом благодаря давлению России на власть османской империи.

В ходе русско-турецкой войны 1877-78 годов при поддержке русского оружия Сербия становится самостоятельным государством.

Первая мировая наглядно показала, насколько важны интересы Сербии России. Именно ради нее Николай II начинает военные действия, а год спустя побуждает войска союзников предотвратить окончательный разгром сербской армии, вынужденной при отступлении пересечь албанскую границу.

Англия и Франция сделали это только под угрозой разрыва союза с Антантой и заключения сепаратного мира между Россией и Германией.

В ходе второй мировой войны восстание сербов, вспыхнувшее в фашистском тылу, заставило немецкое командование перебросить часть войск на его подавление, что способствовало ослаблению натиска на Москву. Полмиллиона уничтоженных фашистских солдат на счету сербских воинов.

Осенью 1944 года воины Красной армии и сербские повстанцы вместе освобождали северо-восток Югославии и ее столицу. После войны к власти в Югославии пришла коммунистическая партия, которая сразу взяла курс на сближение с Советским Союзом.

Русские оказали поддержку сербам во время гражданской войны 1992-95 годов, разразившейся в Боснии.

Исторические факты наглядно показывают самую тесную братскую связь между народами.

Отношения между государствами сегодня

В современной Сербии, можно сказать, культ русских (хотя некоторые любят порассуждать над тем, почему русские мало улыбаются). Русские туристы находят здесь самый радушный прием, а любой русский человек в Сербии вызывает неподдельно-живой интерес. Во время беседы сербы забрасывают россиян массой вопросов об образе жизни в России, приглашают в свои дома и считают своим долгом угостить, как самых дорогих гостей.

Подружившись с сербом, русский человек обретает надежного друга на всю свою жизнь. В каждом крупном населенном пункте современной Сербии организованы общества сербско-русской дружбы. Русский язык в Сербии изучают, а книги русских писателей активно переводят на сербский язык.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что Россия – страна, пользующаяся самым высоким интересом среди сербов, а популярность ее президента Путина в разы превышает популярность местных политических лидеров.

История Сербии - это история борьбы за свободу и независимость. За свою историю Белград был завоёван 40 армиями, и 38 раз отстраивался заново. Сербы никогда ни на кого не надеялись, кроме России. Не зря говорят, что русские и сербы - братья навек.

Почему «сербы»?

Однозначного мнения на тот счет, откуда произошел этноним «сербы» до сих пор нет, однако версий множество. Славист Павел Шафарик возводил слово «сербы» к праславянским формам *сьрбъ и *сърбъ, которые, в свою очередь, происходили от от индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить».

Макс Фасмер интерпретировал слово «сербы» как «принадлежавший к тому же роду, тому же племени». Подобное значение поддерживали также филологи Ильинский и Ковалев. По их мнению, «серб» - это «человек, член родового союза».

Также интересной, но бездоказательной является версия слависта Мощиньского, который связывал происхождение слова «серб» с индоевропейским корнем *ser-v- , имеющим значение «сторожить, охранять скот».

В 1985 году исследователь Шустер-Шевц высказал предположение, что слово «сербы» родственно русскому диалектному глаголу «сербать» (хлебать). Эта версия интересна, поскольку во всех славянских языках есть слова с корневой основой «с-р», значение которого «отделять,выделять, выдавливать».

Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser, что значит «резать, разрезать,отделять». В древнеславянском языке преобладающим значением корневой основы *ser стало «отделять, выделять, выдавливать». Это значение сохранилось, например, в русском главголе «черпать», который произошел от того же глагола «сербать». Такого же происхождения и слово «сера». Это не что иное как смолистые выделения дерева.

Таким образом, можно сказать, что слово «сербы», вероятнее всего, значит «выделенный, отделенный по какому-либо признаку». Если учитывать, что предками славян в европейской историографии считались венеды, то, скорее всего, сербы были названы так при отделении, выделении именно из венедов.

Есть также версия, которой придерживаются те, кто сербов недолюбливает. Харватские националисты вслед за Анте Старчевичем считают, что этноним «сербы» произошел от латинского слова servus – раб. В рамках этой версии считается, что хорваты - наследники германцев, перешедшие на славянский язык для того, чтобы лучше справляться с сербскими рабами. Как говорится, комментарии излишни.

Братья навек

Сами сербы признают, что нигде так не любят русских, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни и начинается как минимум со времени крещения Руси. До сих пор именно православие является одной из "духовных скреп", соединяющих русских и сербов.

Во время монголо-татарского ига сербы поддерживали монастырь Святого Пантелеймона на Афоне, со времен Ивана III шла активная поддержка сербских монастырей. В 1550 году Иван Грозный после общения с сербскими иерархами направил письмо турецкому султану Сулейману II, призывая его чтить святыни Хиландара и других сербских монастырей.

Через шесть лет русский царь даже подарил монахам Хиландарского монастыря помещение для монастырского подворья в центре Москвы, которое сразу стало сербским дипломатическим центром, в котором собирались средства для отправки в Сербию. В годы правления Бориса Годунова сербским мигрантам уже оказывалась серьезная поддержка со стороны России.

Особое развитие русско-сербские отношения получили при Петре I. В годы правления императора шел прием сербов в русскую армию, устанавливались тесные связи в культурной среде. Отдельно нужно сказать о Савве Владиславличе-Рагузинском, русском дипломате сербского происхождения. Именно он подписал Кяхтинский договор, служил послом России в Константинополе и Риме, а также перевел книгу Мавро Орбини «Славянское царство».

В 1723 году Пётр I разрешил Ивану Албанезу, черногорцу по происхождению, создать поселение в районе города Сумы, куда переехало больше сотни сербских семей. Отсюда взяли свое начало два сербских территориальных образования, существовавших в Российской империи – Славяносербия и Новая Сербия.

В Первую мировую войну (которая фактически началась в Сербии) Николай II встал на сторону братского государства. Не имея возможности помочь сербской армии русскими войсками, российский император организовал доставку в Сербию боеприпасов, военного снаряжения и провианта. Также в Сербию было отправлено несколько санитарных отрядов.

В Сербии оливье называют русским салатом, сладкий квас - русским квасом, русским же называют почему-то черный сладкий хлеб, который может быть с мармеладом.

Считается, что в чужой стране, ты всегда будешь иммигрантом и относиться к тебе всегда будут, как к иммигранту, приезжему. Особенно часто это упоминается в отношении Европы. При этом, конечно же, есть так называемые “страны иммигрантов”, процесс переезда в которые длительный и трудоемкий, но если он вам удался, чувствуете себя как дома. Ну, например, Канада…
Что касается русских, то в лихие 90-е наши соотечественники хорошо потрудились, чтобы создать себе репутацию пьющих до смерти дикарей, дорвавшихся до денег, каждая вторая женщина которых - проститутка. Теперь сами себя стыдятся: выбирают места отдыха, “где почти нет русских”, а услышав русскую речь, сломя голову несутся в противоположном направлении, лишь бы не столкнуться с соотечественниками. А есть случаи, когда даже предпочитают, чтобы их приняли за какого-нибудь европейца, только бы не за русского…Сегодня я хочу вам рассказать о том, как к русским относятся здесь, в Сербии.

То, что вы русский, здесь уважают больше, чем на вашей родине. Здесь, как нигде, любят русских и Россию. Причем это отношение также распространяется и на наших первых лиц. В одном из предыдущих постов я уже публиковала фото плакатов, которые были развешены по всему Белграду накануне приезда нашего тогда еще премьер-министра.

Несколько слов о том, что значит изображение на плакате. По-сербски это звучит так: «Путин jе Србин» («Путин - серб»). Думаю, не нужно долго объяснять, что это значит, - здесь его уважают, любят, а порой и считают больше сербом, чем некоторых местных политиков (читай - принимающим более правильные в отношении Сербии решения). Также некоторое время назад мне попадались трафаретные граффити на стенах домов в виде портрета нашего премьера с подписью «Putin is watching you». Интересно? Еще бы!

Итак, Россия для сербов - мощь и сила. Например, я не знаю ни одного серба, который не хотел побывать на московском параде в честь Дня Победы. Масштабы нашей страны и ее мощь поистине восхищают сербов. Видели бы вы лица моих знакомых сербов, когда я рассказывала о том, что мой знакомый служил в армии и разница во времени между местом его пребывания и Москвой составляла (!) 2 часовых пояса.

Здесь довольно часто можно услышать: «Маjкa Русиjа» («Россия - матушка») , «Братска Русиjа» («братская Россия»). Однажды на стене одного из домов мне даже встретилась надпись «Русские и сербы - братья». А вот одна из интересных сербских поговорок о русско-сербском братстве: «Нас и Руса триста милиона, а без Руса пола камиона» (в переводе на русский рифма, конечно, теряется, но смысл остается - «Нас и русских 300 миллионов, а без русских полгрузовика»). Впечатляет? Не то слово!

А теперь представьте, что я с таким особым отношением к русским здесь сталкиваюсь практически каждый день. Когда выбираемся куда-то в гости, я получаю такую бешеную дозу внимая, что потом могу без зазрения совести провести несколько дней дома наедине с собой, чтобы восстановиться:)) Так что смело могу сказать, что любому русскому в этой стране будет комфортно и спокойно, здесь вы будете чувствовать себя как дома и как никогда гордиться тем, что вы из России.

И напоследок. Такое отношение к русским, безусловно, невероятно льстит, а порой даже и смущает. Но только почему-то меня не оставляет ощущение, что не заслужили мы этого.. Не такие мы хорошие, как здесь любят думать… Хотя кто знает…

Сербы приветствуют Россию и Владимира Путина на стадионе Маракани в Белграде

«Русские и сербы – братья навек!» — это вам подтвердит практически любой серб. Да и у нас это утверждение редко когда подвергается сомнению. Мы любим сербов и за то, что они православные, и за то, что мы помогли им избавиться от османского ига в конце XIX века, и за спортивные успехи множества футболистов, баскетболистов, волейболистов и теннисистов с Балкан (кстати, зачастую и не сербов вовсе – но это уже не имеет значения). В общем, и правда — братья навек.

Многие у нас по старинке всех под одну гребенку называют «югославами»: здесь сказывается советское прошлое, когда югославы приезжали учиться и работать в СССР и особого различия никто не делал: какая там разница, хорват, серб, словенец… В принципе здесь, в России, да и в любой стране мира разницы до сих пор действительно нет. Так, в аэропорту Франкфурта немка с совсем не немецкой фамилией Ружич призналась нам, что ее муж – хорват, а не серб, как подумали мы. Но в Германии, по ее словам, это не имеет никакого значения. В отличие от самих Балкан, где и религия, и национальность до сих пор ох как много значат!


Сербы любят искусство, в любых его проявлениях

Давайте же знакомиться ближе. Какие же они, наши братья, сербы?

Первое, что поражает любого русского, приехавшего в Сербию – сербское гостеприимство. Любому гостю, даже в официальном учреждении, сразу же предложат попить воды, кофе, сока. Не стоит отказываться, даже из вежливости: хозяевам приятно угощать гостей, не надо обижать их.


Сербы любят угощать гостей

Сербы всегда жмут руку при встрече. Причем как мужчины, так и женщины. В России это не очень распространено – наши женщины обычно просто здороваются. Там же особе женского пола тоже всегда нужно протянуть руку. Кстати, по личным ощущениям, это очень располагает к дальнейшему общению, как-то стирает границы.


Просто серб

Сербы пьют больше кофе, чем чая. Причем кофе пьют на самом деле очень много – столько же, сколько мы чай. Но почему-то именно там это не вызывает никакого дискомфорта: от пятой кружки за день очень редко когда болит голова. И еще: если вы пришли в гости на обед, не удивляйтесь, что перед главными блюдами вам предложат выпить кофе. Потом покушать. Потом еще раз выпить кофе. Это нормально, вполне себе в духе места.

Сербы не скупятся на проявление чувств

Сербы едят сытную, тяжелую пищу. В сербской кухне много мясных блюд и выпечки. Любимое дело молодого серба после ночной дискотеки – скушать что-нибудь в одной из местных круглосуточных пекарен, которые здесь почти что на каждом углу. Но при этом на улицах очень мало полных людей. Такой вот волшебный балканский генотип. А может быть, дело еще и в том, что сербы – очень спортивная нация. Чего стоит один Белградский марафон, на который собирается как минимум половина города!

Вообще же часто кажется, что сербы делают из еды какой-то культ. Не доесть в гостях – значит обидеть хозяина. Поэтому запаситесь терпением, не накидывайтесь сразу на многочисленные закуски – впереди вас ждут еще главное блюдо, причем наверняка не одно, и десерт – нередко торт собственного приготовления.


Дорожный знак возле роддома: "Дети рождаются. Просим тишины".

Сербы любят разговаривать о политике. Есть масса анекдотов на тему того, что лучшие сербские политологи – таксисты. Причем рассуждения о политике идут, что называется, «от Адама до Потсдама». Но приходит все, как правило, к одному: сейчас все очень плохо, но «биће боље» (серб.: «будет лучше»). Вообще сербы политически довольно активны. На стенах множество граффити вроде «Косово je Србиja», много где развешаны листовки за что-то или против чего-то.

Сербы любят проводить время в кафе и на дискотеках. При этом экономическая ситуация в стране действительно не самая лучшая – но денег «на потусить» у всех хватает. Скорее всего, потому, что цены в Сербии довольно невысокие.


Сбор подписей на Кнез Михайловой улице

Сербы гордятся тем, что они сербы. И своей историей. И своими известными предками и современниками – начиная со Святого Саввы, основателя автокефальной православной сербской церкви и сербского короля Стефана Душана, при котором Сербия достигла наивысшего расцвета в Средневековье, и заканчивая великим изобретателем Николой Теслой и известным теннисистом Новаком Джоковичем.. Многие сербы уезжают жить и работать за границу – но все скучают по родине, ностальгируют, считают все сербское самым лучшим, соблюдают национальные и религиозные традиции — и не важно, где они в данный момент живут – в России ли, в Австралии или Канаде

Еще сербы обладают поразительным чадолюбием. Тому, как сербы любят и своих, и чужих детей можно только удивляться. Причем не только женщины, но и, в первую очередь, мужчины! Совершенно обыденная ситуация в Сербии, когда двухметровые крепкие отцы возятся со своими крохами детьми. Вызывает нескончаемое умиление, кстати.

Папа и ребенок

Такие они и есть, наши братья-сербы: открытые, импульсивные, воинственные, искренние, сохраняющие традиции и культуру. Возможно, вам они покажутся какими-то другими, что совершенно нормально – у каждого человека складываются свои собственные представления о той или иной нации. Нам же, людям, побывавшим на Балканах, и в Сербии в частности, несколько десятков раз сербы кажутся именно такими. Надеемся, что ни в сербах, ни в Сербии вы не разочаруетесь, ведь это одна из очень немногих стран мира, где гостям из России всегда искренне и по-настоящему рады!