Погасло дневное светило эмоциональная окраска. Анализ стихотворения пушкина погасло дневное светило

Погасло дневное светило — это стихотворение, которое относится к так называемым крымским элегиям. Стихотворение Погасло дневное светило автор написал, когда плыл из Керчи в Гурзуф.

Пушкин Погасло дневное светило

Произведение Погасло дневное светило и его год написания относится к периоду южной ссылки автора. Это был 1820 год. Если говорить о стихе Погасло дневное светило и о жанре этого стихотворения, то можно сказать, что это одно из первых стихотворений, которое относится к новому периоду пушкинского творчества. Автор использует такой жанр, как элегия. Сам же стих в целом есть лучшим образцом пушкинской романтической лирики.

Стиха Погасло дневное светило нам задали на уроке литературы и начну я с того, что автор написал замечательное произведение, где мы можем увидеть и надежду на будущее и печальные воспоминания о прошлом. Так стих можно условно разделить на две части, где вначале мы видим, как лирический герой плывет по морю в вечернее время. Море устилает туман, оно волнуется и напоминает угрюмый океан. И здесь мы видим, герой наш представляет дальние края, которые его ждут и он говорит, что это волшебные края. Герой наш стремиться и его стремление одновременно и волнительно, и тоскливо.

Далее в произведении Погасло дневное светило и его анализе узнаем о воспоминаниях из прошлой жизни. И хоть герой плывет к новым берегам, ничего не может с собой поделать и с замиранием сердца он вспоминает былые дни, свою безумную любовь. Герой помнит все, что было мило его сердцу, вспомнил все свои надежды, безмятежную юность, друзей, поклонниц. Автор говорит, что бежал из родных краев, и все забыто героем, но, глубокие раны в сердце невозможно излечить.

В своем произведении Пушкин использует метафоры, определения, старославянизмы, перефразы, эпитеты, что делает стихотворение насыщенным, живым и начинаешь переживать вместе с героем, прямо чувствуется его боль одновременно с надеждой.

Погасло дневное светило слушать

Главная тема элегии «Погасло дневное светило» - душевное распутье лирического героя. Он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края...
Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Для лирического героя окружающий его мир одушевлён. Он обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить его внутренний мир, его размышления над прожитой жизнью. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Эта экспозиция настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность. Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи - это время сумерек, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивают лирического героя на размышления.
Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдалённому берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь...
Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».
Лирический герой стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания, невозможно и нежелаемо:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...
Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей Точки. Лирический герой приходит к выводу, который становится главной идеей элегии:
.. .но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведённых на родине, и комментарии. Он называет себя « искателем новых приключений ». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» длянего - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознаёт, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.
Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.
Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано тактовиком - размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафосности и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и просты. Настроение лирического героя напоминает движение волны. Три участка тематического развития дают три всё более вздымающихся волны интонации. Этим поэт передаёт противоречивую экспрессию лирического монолога.
Элегию «Погасло дневное светило» можно по праву назвать лучшим образцом элегической поэзии А. С. Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило» написано Пушкиным в ночь с 18 на 19 августа 1820 года при переезде из Феодосии в Гурзуф. В собрании стихотворений 1862 года она публикуется с пометкой «подражание Байрону». Основной эмоциональной темой стихотворения является ощущение душевного распутья лирического героя: он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края:

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный...

Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Для лирического героя окружающий его мир одушевлен. Человек обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Они единственные, кто окружают его сейчас. Пусть лирический герой называет океан «угрюмым», его мысли заняты не тревогой об опасностях, таящихся в водной стихии; герой погружён в себя. Внутренний мир человека, его размышления над прожитой жизнью - вот что пытается донести до читателя поэт. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить это.

Стихотворение написано в виде монолога лирического героя. Взгляд героя постоянно движется. Внутренний и внешний мир человека показан поэтом в их единстве. С первых строк элегии взгляд лирического героя рассеян. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Две начальные строки составляют первую часть элегии. Это экспозиция темы. Она настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи. Выбранное поэтом время - сумерки, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивает лирического героя на размышления.

Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдаленному берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь...

Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».

В третьей части стихотворения мы узнаем, что поэт стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания лирического героя, невозможно и нежелаемо:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей...

Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей точки. Лирический герой приходит к определённому выводу, который становится главной идеей элегии:

...но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведенных на родине, и комментарии. Для него это страна, «где пламенем страстей // Впервые чувства разгорались». Сложноподчиненное предложение, которое рисует подробную картину жизни поэта, имеет четыре придаточные части с союзным словом «где». Но, несмотря на его объёмность, третья часть не кажется громоздкой, а, наоборот, выглядит стройной и выразительной. «Потерянная младость» лирического героя рано отцвела, «легкокрылая радость» изменила ему и «сердце хладное страданью предала».

Герой Пушкина называет себя «искателем новых приключений». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» для него - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознает, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.

Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.

Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано так-товиком. Размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафоснос-ти и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и порой просты, именно поэтому стихотворение настолько легко и прозрачно.

Анализ стихотворения - Погасло дневное светило

В творческом наследии Пушкина наряду с темами "поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение "Погасло дневное светило…»

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.

Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.

Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое "пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.

Во второй части поэт вспоминает "прежних лет безумную любовь»; все, "чем он страдал», "желаний и надежд томительный обман».

В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его "впервые чувства разгорались»; края, где "рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади "минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже "наперсницы порочных заблуждений» им "забыты». Однако он тут же добавляет, что "прежних сердца ран», "ран любви, ничто не излечило».

В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.

Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы "ветрила» и "океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.

Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни.

Стихотворение под названием «Погасло дневное светило» было написано в августе 1820 года. В этом произведении поэт с горечью оглядывается назад, видя, что немало сил потрачено им впустую. Стихотворение, относящееся к жанру философской элегии, считается одним из лучших романтических произведений.

Как было написано стихотворение?

Александр Сергеевич Пушкин всегда открыто выражал свое мнение в различных эпиграммах, адресованных как представителям власти, так и самому императору - информацию об этом также может содержать выполненный школьником анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать, что эти действия поэта не оставались безнаказанными - Пушкин был сослан в ссылку. На пути в Бессарабию поэт сделал несколько остановок, чтобы отдохнуть и увидеться с друзьями. Одним из таких мест была Феодосия - волшебное и прекрасное место, где поэт впервые познакомился с могучим морем. Произведение было написано поэтом ночью на борту корабля, который подплывал к Гурзуфу. Однако Пушкин пребывал в мрачном настроении, и ему показалось, что стихия равнодушна к трудностям человека.

Томление лирического героя

Душа лирического героя переполнена грустью и страданием, тоской по родине. Ведь поэту пришлось смириться с предстоящей ему ссылкой. Смотря на бескрайние морские просторы, лирический герой окунается в воспоминания юных лет и первой любви, когда он мог веселиться и быть действительно счастливым. Но теперь, как считает поэт, эти времена остались далеко позади.

Ему предстоит будущее вдалеке от родного края и уютного дома - данную мысль необходимо включить в литературный анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать: поскольку поэт не знает, сколько времени продлится его ссылка, он решает мысленно проститься со всеми светлыми моментами прошлого, оставить их раз и навсегда позади. Но это свойство может быть расценено как проявление юношеского максимализма. Любые мысли о возможном светлом исходе событий решительно отвергаются автором стихотворения. Он не ждет помощи или утешения, погружаясь в ощущение одиночества и отвержения.

Произведение является образцом романтической лирики - указание на тип стихотворения для хорошей оценки нужно включить в литературный анализ. «Погасло дневное светило», анализ которого рассматривается в данной статье, продолжим еще одним замечанием. В изданиях стихотворений поэта за 1826 и 1829 гг. около названия «Погасло дневное светило» элегия имела дополнительный подзаголовок: «Подражание Байрону». В этой пометке нет ничего удивительного, ведь великий русский поэт любил его произведения. В стихотворении можно найти мотивы, похожие на песни Чайльд-Гарольда. Однако те переживания, которые выразил поэт в своем произведении, не могут сравниться с прощанием Чайльд-Гарольда. В своем творении поэт стремится утрировать свои переживания. Его полностью поглощают ошибки, допущенные в юные годы.

Тема, основная мысль

Темой произведения являются философские раздумья, томление по родным краям. Великий русский поэт описывает лирического героя как «бежавшего», однако это лишь дань традициям романтизма. В действительности поэт был изгнан. Основная мысль произведения заключается в том, что жизнь поэта уже не будет прежней, однако он принимает эти перемены. Лирический герой готов и осмыслить опыт прошлого, и принять неизведанное будущее. Любовь его не угасла - поэт подчеркивает, что в человеке всегда присутствует личностный стержень, который неподвластен внешним обстоятельствам.

Художественные средства

В анализе «Погасло дневное светило» Пушкина школьник может подробно рассказать обо всех художественных приемах, используемых в произведении. Для того чтобы добавить ему торжественности, поэт использует немало архаизмов - «очи», «упоенный», «младость». При этом стоит отметить, что язык стихотворения прост и понятен. Также великий русский поэт использует эпитеты - «томительный обман», «легкокрылая радость», «туманная родина». В произведении читатель найдет и простые, но емкие метафоры - «младость отцвела», «мечта летает». Размер стихотворения - неравностопный ямб.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина: композиция

Условно стихотворение может быть разделено на три части. Они разделяются между собой повторением (рефреном), состоящим из двух строк. Первая часть посвящена поэтом описанию величественной природы - закату солнца, волнению моря, которое постепенно темнеет с наступлением ночи. Мрачная природа навевает на лирического героя воспоминания о давно ушедших временах молодости - о друзьях и женщинах, которые его окружали. Этим воспоминаниям и посвящается следующая часть произведения. В своем стихотворении поэт отражает переход от легкомысленной и беззаботной юности к зрелому возрасту.

В третьей части стихотворения поэт говорит о том, что бежал от всего этого. Но может ли он лгать самому себе, называя ссылку «бегством»? Нет - наказание царя только ускорило его внутреннее, духовное бегство от этой жизни - на этом также может акцентировать внимание школьник, проводя анализ стихотворения «Погасло дневное светило». Стремление оставить все то, что нравилось в молодости, в действительности было внутренним.

В жизни каждого человека рано или поздно наступает такой момент, когда он осознает: что-то необходимо в своей жизни менять. И нередко к этому решению подталкивают внешние события. В этом случае великий русский поэт благодаря ссылке понял, что тратил драгоценные силы молодости не на тех людей, которые были бы этого достойны. Стоило лишь сгуститься над его головой мрачным тучам, «изменницы младые» сразу же покинули его. Исчезли из его жизни и «минутные друзья».