Правописание ча-ща, чу-щу. Источники: ресурсы Интернет. Работа над предложением

урока русского языка

по теме: «Правописание ча – ща, чу – щу»

Разработчик:

Кондрашова Ирина Александровна

(учитель начальных классов

МБОУ»СШ № 2» города Смоленска)

Тема: Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ

Тип урока: комбинированный

Цели: формировать у учащихся знания о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; формировать умение писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма, развивать речь; воспитывать культуру поведения при работе в паре.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме урока; дидактические материалы:

Вееры с буквами

Картинки животных

Текст загадок

Толковый словарь С. И. Ожегова

Карточки для индивидуальной работы

Смайлики: веселый, задумчивый, грустный

Ход урока

1. Организационный момент

Дидактическая задача : Подготовка учащихся к работе.

Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

Учитель. Улыбнитесь друг другу.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края.

Спинка? – Прямая.

2. Актуализация знаний. Минутка чистописания.

Дидактическая задача : Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Формируемые УУД . Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?

Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Вспомним правило

Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве…(Ч)

Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

Учитель. Отгадаем вторую загадку.

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща-

От леща осталась…

Дети. Щ (ща).

Учитель. Что вы знаете о букве щ?

Ученик.Буква Щ образует звук Щ, который - согласный, мягкий, непарный, шипящий.

Слайд 2 звуки: ж, ш, щ " , ч " .

Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж, ш от звуков ч" , щ" ?

Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

Слайд 3 - 4

Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

3.Сообщение темы урока , постановка целей.

Дидактическая задача : Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Формируемые УУД . Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р)

Учитель. Ребята, посмотрите на доску.

Слайд 5-6 (Ребусы)

Какое задание можете предложить?

Ученик. Разгадать ребусы.

Учитель. Попробуем их разгадать.

Ученик. Чашка, щука.

Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Слайд 7 (картинки животных)

Учитель. Кто изображён на картинках?

Ученик. Животные.

Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

4. Работа над новым материалом (организация деятельности учащихся – парная)

Дидактическая задача : Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

Показатели реального результата решения задачи : Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений, развитие контроля и оценки.

Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе, быть исследователем, организовывать совместную работу(к).

Учитель. - Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

На какие группы у вас получилось разбить слова?

Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

Что общего у всех слов?

Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом- буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

(Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком).

5. Физкультминутка.

Дидактическая задача : Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Формируемые УУД . Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал... (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

6. Закрепление.

На карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова.

Учитель. Тут не просто прямоугольники, в них спрятались слоги.

Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

Ученик. Составить из слогов слова.

Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила. (Запись слов в тетрадь.)

Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

Ученик. Это такая трава.

Ученик. Это кислое растение.

Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

Ученик. В толковом словаре. (Ученик читает значение слова в словаре.)

(Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.)

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

Ученик. Составить предложение.

Слайд 9 (ЩАВЕЛЬ)

Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

Ученик. Маша сорвала щавель.

Ученик. В огороде растёт щавель.

Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.

Учитель. Я предлагаю вам такое задание.

Слайд 10 (схема)

Что же это за задание?

Ученик. Найти главные слова в предложении.

Учитель. Выполните работу самостоятельно.

Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?

Ученик. « В» - маленькое слово, пишем со словами отдельно.

Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.

Ученик. В слове « Щавель» правило «ща пиши с буквой а», смягчающий ь.

7. Физкультминутка для глаз

Дидактическая задача : Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.

Показатели реального результата решения задач и: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.

Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни

Учитель.-Вы любите отдыхать на природе? А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу?

Сели поудобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

А как называется такой лес?

Ученик. Чаща.

Учитель. -В чаще тихо и только кто – то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим. (звук стука дятла)

Кто же этот невидимка?

Ученик. Дятел.

Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».

Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

Ученик. Они ищут пищу.

Учитель. Запишите предложение.

Какие правила подчеркнём?

Ученик. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.

8. Контроль и самоконтроль полученных знаний

Дидактическая задача : Проверить полученные знания.

Показатели реального результата решения задачи : Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.

Формируемые УУД . Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы, способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

1. Самостоятельно по карточкам будут работать 2 человека.

Задания на карточках.

Ч…шка, пищ.., ч…гун, куч.., крич.., угощ..

2. Учащиеся класса работают в тетрадях (Слова на слайде)

Учащиеся веерами показывают, какую букву надо вставить в слово.

Ч…йка уш… скач…

уж…н щ…ка тащ…

дач… рощ… кач…ет

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?

Учитель. Это слова действия.

Учитель. Какое слово «лишнее»?

Ученик. «Лишнее» слово «качает», потому что в нём три слога.

3. Работа по учебнику: с. 119, упр.10

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

9. Итог урока

Дидактическая задача : Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

Показатели реального результата решения задачи : Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.

Формируемые УУД . Формирование умения проследить последовательность действий на уроке, дать самооценку учебной деятельности.

Над какой темой работали на уроке?

Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Предлагаю дополнить предложения.

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

10. Рефлексия учебной деятельности

Дидактическая задача : Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

Показатели реального результата решения задачи : Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Формируемые УУД . Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

На парте у вас три смайлика: один весёлый, второй - задумчивый, третий - грустный.

Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлый смайлик, если были сомнения - задумчивый, а если постоянно требовалась помощь - грустный.

Учитель. Урок окончен.

На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий

Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Личностные результаты : проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты : пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

Метапредметные результаты:

Определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

Проговаривает последовательность действий на уроке;

Работает по коллективно составленному плану;

Фиксирует затруднения в выполнении заданий;

Оценивает правильность выполнения действий;

Планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Высказывает свои предположения;

Строит краткое устное высказывание по теме;

Слушает и понимает речь других;

Ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

Участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме

Задачи:

Оборудование : карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), проектор.

Ход урока

I .Организационный момент:

Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.

Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.

II .Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Жж Шш Чч Щщ

Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч"] и [щ"] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные - глухие. )

Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу-щу ).

III .Актуализация опорных знаний учащихся

а) Словарная работа.

Загадка №1:

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её : (машина)

Загадка №2:

Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век (ужи)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.

Загадка № 3:

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Загадка № 4:

Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей (щавель)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Загадка № 5:

Урод стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Загадка № 6:

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
Не проглотит лишь ерша (щука)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

IV . Определение темы урока

Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.

V .Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Физкультминутка:

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу
Щуку я не упущу.

Проговорили 2-3 раза.

2. Письмо по памяти:

Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

3. Составление деформированного предложения:

в, щука, жила, озере

Какое предложение получилось?

Жила в озере щука.

В озере жила щука.

В озере щука жила.

Щука в озере жила.

Вывод: жи пиши с буквой и, щу пиши с буквой у

4. Игра "Фотограф"

Описание игры: на доске 10 слов с буквосочетаниями ча-ща:

чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча.

Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Вывод: ча-ща пишу с буквой а.

5. Физкультминутка для глаз.

VI .Закрепление и осмысление изученного материала

1.Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.

В ч...ще ж…вут стриж... и чиж... .

Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.

У Маш... и Миш... цветные карандаш... .

У Серёж... ч...десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ...велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

VII .Подведение итогов урока

1.Игра "Подскажи словечко"

Дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2.Рефлексия:

Какова была тема нашего урока?

Какие правила мы повторили?

Что нового узнали?

Кому понравился урок?

Кому скажем спасибо?

Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.





























Включить эффекты

1 из 15

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку для первого класса. С помощью этой работы ученики узнают как пишутся слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, увидят как пишется это в прописи, разгадают тематический ребус и сделают ряд заданий для закрепления материала.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Голобокова О. А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

  • Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
  • Ребусы и загадки
  • Пояснительные картинки
  • Практическое задание

Слайд 2

  • СОГЛАСНЫЙ
  • СОГЛАСНЫЙ
  • СОГЛАСНЫЙ
  • СОГЛАСНЫЙ
  • ЗВОНКИЙ
  • ТВЁРДЫЙ
  • ПАРНЫЙ
  • ГЛУХОЙ
  • ГЛУХОЙ
  • ГЛУХОЙ
  • ПАРНЫЙ
  • НЕПАРНЫЙ
  • НЕПАРНЫЙ
  • МЯГКИЙ
  • МЯГКИЙ
  • ТВЁРДЫЙ
  • Слайд 3

  • Слайд 4

  • Слайд 5

  • Слайд 6

  • Слайд 7

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 10

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    • Ч…йка уш… скач…
    • уж…н щ…ка тащ…
    • дач… рощ… кач…ет
  • Слайд 13

    ЧА – ЩА пиши с буквой …

    ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

    Слайд 14

    Всё получилось сегодня

    Были сомнения

    Постоянно требовалась помощь

    Слайд 15

    Галанжина Е. с. Учимся писать буквы Щ, Ч. … волк

    Используемые ресурсы

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Планируемые результаты

    Метапредметные результаты:

    Дидактические материалы:

    Картинки животных,

    Текст загадок,

    Звук: стук дятла.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Руки? – На месте!

    Ноги? – На месте!

    Локти? – У края.

    Спинка? – Прямая.

    Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

    Черепаха понимает,

    Что домой не опоздает.

    При луне, как при свече,

    Подползает к букве…

    Щуке в речке каждый день

    Щёткой зубы чистить лень.

    Позвала к себе леща-

    От леща осталась…

    Дети. Щ (ща).

    Слайд 3 - 4

    Слайд 5-6 (Ребусы)

    Ученик. Разгадать ребусы.

    Ученик. Чашка, щука.

    Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

    ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

    Слайд 7 (картинки животных)

    Ученик. Животные.

    Что общего у всех слов?

    5. Физкультминутка.

    Ученик. Это такая трава.

    Ученик. Это кислое растение.

    Ученик. В толковом словаре.

    Слайд 9 (ЩАВЕЛЬ)

    Ученик. Маша сорвала щавель.

    Ученик. Из щавеля сварили щи.

    Ученик. Мне последнее.

    Что же это за задание?

    Дети. Да, конечно.

    6. Физкультминутка для глаз

    А как называется такой лес?

    Ученик. Чаща.

    Кто же этот невидимка?

    Ученик. Дятел.

    Ученик. Они ищут пищу.

    Какие правила подчеркнём?

    Ученик. Веер букв.

    Задания на карточках.

    Слова на доске:

    Ч…йка уш… скач…

    уж…н щ…кА тащ…

    дач… рощ… кач…ет

    Учитель. Это слова действия.

    8. Итог урока

    ЧА – ЩА пиши с буквой …

    ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

    Учитель. Урок окончен.

    Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

    Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.

    Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

    Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

    Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.

    Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

    Планируемые результаты

    Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

    Метапредметные результаты:

    Определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

    Проговаривает последовательность действий на уроке;

    Работает по коллективно составленному плану;

    Фиксирует затруднения в выполнении заданий;

    Оценивает правильность выполнения действий;

    Планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    Высказывает свои предположения;

    Строит краткое устное высказывание по теме;

    Слушает и понимает речь других;

    Ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

    Участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

    Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

    Дидактические материалы:

    Сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,

    Картинки животных,

    Текст загадок,

    Толковый словарь С. И. Ожегова,

    Карточки для индивидуальной работы,

    Звук: стук дятла.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

    Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

    Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

    Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

    Учитель. Создали дружелюбное, хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.

    Руки? – На месте!

    Ноги? – На месте!

    Локти? – У края.

    Спинка? – Прямая.

    2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.

    Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

    Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

    Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

    Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?

    Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

    Учитель. Вспомним правило. По моей руке хором.

    Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

    Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

    Черепаха понимает,

    Что домой не опоздает.

    При луне, как при свече,

    Подползает к букве…

    Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

    Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

    Учитель. Отгадаем вторую загадку.

    Щуке в речке каждый день

    Щёткой зубы чистить лень.

    Позвала к себе леща-

    От леща осталась…

    Дети. Щ (ща).

    Учитель. Что вы знаете о букве щ?

    Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

    Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж, ш, щ " , ч " .

    Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж, ш от звуков ч" , щ" ?

    Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.

    Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

    Слайд 3 - 4

    На интерактивной доске правописание букв.

    Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

    3.Самоопределение к деятельности.

    Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

    Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

    Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р)

    Учитель. Ребята, посмотрите на доску.

    Слайд 5-6 (Ребусы)

    Какое задание можете предложить?

    Ученик. Разгадать ребусы.

    Учитель. Попробуем их разгадать.

    Ученик. Чашка, щука.

    Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

    Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

    Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

    Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

    Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

    Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

    Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

    Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

    Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

    ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

    Слайд 7 (картинки животных)

    На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

    Учитель. Кто изображён на картинках?

    Ученик. Животные.

    Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

    Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

    4. Применение и добывание знаний. Работа в парах

    Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

    Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений, развитие контроля и оценки.

    Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем, организовывать совместную работу(к).

    Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

    На какие группы у вас получилось разбить слова?

    Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

    Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

    Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

    Что общего у всех слов?

    Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

    Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

    Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

    Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.

    5. Физкультминутка.

    Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

    Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

    Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

    Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

    Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

    Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

    Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

    Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

    Ща-ща-ща – я в реке поймал... (леща).

    Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

    На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.

    Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.

    Ученик. В них спрятались слоги.

    Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

    Ученик. Составить из слогов слова.

    Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.

    Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

    Ученик. Это такая трава.

    Ученик. Это кислое растение.

    Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

    Ученик. В толковом словаре.

    Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?

    Ученик читает значение слова в словаре.

    Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

    Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

    Ученик. Составить предложение.

    Слайд 9 (ЩАВЕЛЬ)

    Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

    Ученик. Маша сорвала щавель.

    Ученик. Из щавеля сварили щи.

    Ученик. В огороде растёт щавель.

    Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

    Ученик. Мне последнее.

    Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

    Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.

    Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема)

    Что же это за задание?

    Ученик. Найти главные слова в предложении.

    Учитель. Выполните работу самостоятельно.

    Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?

    Ученик. « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.

    Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.

    Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.

    Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?

    Дети. Да, конечно.

    6. Физкультминутка для глаз

    Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.

    Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.

    Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).

    Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…

    Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

    А как называется такой лес?

    Ученик. Чаща.

    Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.

    На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой, нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.

    Кто же этот невидимка?

    Ученик. Дятел.

    Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

    Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

    Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».

    Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

    Ученик. Они ищут пищу.

    Учитель. Запишите предложение.

    Какие правила подчеркнём?

    Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.

    Учитель. Отдыхать вы любите. А играть?

    Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».

    Что понадобится для этой игры?

    Ученик. Веер букв.

    7. Контроль и самоконтроль полученных знаний

    Дидактическая задача: Проверить полученные знания.

    Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.

    Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).

    На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.

    Задания на карточках.

    Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

    Слова на доске:

    Ч…йка уш… скач…

    уж…н щ…кА тащ…

    дач… рощ… кач…ет

    Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?

    Учитель. Это слова действия.

    Учитель. Какое слово «лишнее»?

    Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.

    8. Итог урока

    Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

    Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.

    Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).

    Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

    Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

    ЧА – ЩА пиши с буквой …

    ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

    9. Рефлексия учебной деятельности

    Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

    Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

    Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).

    На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

    Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.

    Учитель. Урок окончен.

    На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий

    Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

    Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

    Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

    Скачать конспект

    Урок русского языка в 1-м классе

    Провела учитель начальтных классов МКОУ «Новоникольская СОШ»

    Фанина Ирина Алексеевна.

    Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями ча, ща.»

    Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний ча-ща, и применение на письме.

    Задачи:

      формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща;

      развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;

      воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.

    Методы обучения : продуктивный, системно-деятельностный подход.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная.

    Средства обучения : ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, картинки солнышка и теремка, лучики для солнышка, буквы щ и ч .

    Технологии : игровая, сотрудничества, ИКТ.

      Организационный момент.

    Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

    Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?

    Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

    Скажите, а у вас хорошее настроение? (Солнышко поэтому смеётся)

    Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями и с Солнышком.

    А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

    Подготовим артикуляционный аппарат к работе.

    Выполним дыхательную гимнастику.

    Задуйте свечу.

    Задуйте много свечей.

    Как жужжит муха?

    Как рычит собака? Молодцы!

    2. Минутка чистописания.

    - Отгадайте загадки. И вы узнаете, какие буквы мы будем сегодня писать.

    Вроде ёжика на вид,

    Но не просит пищи.

    По одежде пробежит –

    Одежда станет чище.

    Что это? Правильно, щётка. Назовите первую букву в этом слове. Вот её мы и будем писать. Вспомните, как она пишется, напишите всю строчку маленькую букву щ.

    Послушайте ещё одну загадку.

    Бьют его рукой и палкой,

    Никому его не жалко.

    А за что беднягу бьют?

    А за то, что он надут.

    Что это? Мяч. Назовите последнюю букву в этом слове. Правильно, ч. Напишите всю строчку маленькую букву ч.

    Какой общий элемент у этих двух букв? Палочка с закруглением внизу вправо.

    3 .Повторение изученных звуков и букв.

    На доске висит красочный теремок. Ребята, посмотрите на надпись и определите, какие буквы живут в теремке. Правильно, согласные. А буквы, которые мы писали, мы можем поселить в него? Тогда давайте поселим наши буквы в теремок. Кто желает?

    Игра «Теремок».

    Учитель начинает игру.

    Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква ща . (Ученик берет в руки карточку с буквой щ и продолжает:

    Буква ща обозначает согласный звук, мягкий- [Щ ], глухой,шипящий, непарный. Селит букву Щ .

    Вошла буква Щ в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо еще одна буква че . (Второй ученик берет карточку с буквой ч и продолжает.

    Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

    Первый ученик (буква ща ) отвечает:

    Это я, буква Ща, обозначаю согласный звук, мягкий[Щ "], глухой, непарный. А ты кто?

    Я буква Че , обозначаю согласный звук, мягкий[ч "], глухой, шипящий. Пусти меня к себе жить! -Ну что ж, заходи, будем жить с другими согласными. Стали буквы жить в теремке. Чтобы буквы в теремке жили дружно, вы должны постараться и вспомнить, какое правило с этими буквами есть в русском языке.

    Ча-ща пиши с буквой а.

    Подумайте и назовите слова, в которых встречаются это сочетания.

    Если трудно, то моя игра «Составь слово» поможет вам.

    (вывешиваю плакат, по которому составляют слова.)

    Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок, если мы вспомнили это правило? Правильно, сегодня мы с вами

    закрепим умение правильно писать слова с сочетаниями ча – ща. С какой буквой не дружат Ч и Щ? Правильно, с я , потому что никогда с ней не пишутся.

    Физминутка с роботами.

    4. Работа по закреплению правила. Работа с тренажером.

    Откройте тетради. Работать будем по вариантам. Перед вами слова. Каждый вариант записывает слова в столбик, вставляя пропущенные буквы.

    Руки? – На месте!

    Ноги? - На месте!

    Локти? - У края!

    Спинка? – Прямая!

    Молодцы! А теперь проверьте свои работы. Подчеркните сочетания. В русском языке больше слов с сочетанием ча , поэтому их будет больше на нашем уроке.

    5. Работа в группах. Разгадывание кроссворда.

    Сегодня мы с вами будем работать группах. Давайте вспомним правила работы в группах:

    Помогать друг другу

    Советоваться

    Выслушивать друг друга

    Подсказка: во всех отгадках есть сочетания, написание которых мы закрепляем сегодня.

    (Дети распределяются по группам и разгадывают кроссворд.)

      Горячий, сладкий я напиток, который пьют по утрам.

    2. Летит орлица
    По синему небу.
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала

      Не сердятся, а усами ворочают,
      Не молчат, а слова не скажут,
      Идут, а с места не сдвинутся.

    4. Предмет, из которого мы пьём чай.

    5. Пузатый, носатый

    На плите сопел.

    Потом вдруг нечаянно

    Песню запел.

    Итак, первой закончила работу 1 группа. Молодцы, вам вручается вымпел мудрой совы.

    Прочитайте слова-отгадки. Что общего в этих словах?

    Физминутка.

    6.. Работа над предложением.

    На экране – картинки. Перечислите тех, кто здесь изображен. Как можно назвать их одним словом? На какие группы можно разделить их? Назовите признаки каждой группы. Назовите детёнышей этих животных. Есть ли в этих словах сочетания, над которыми мы сегодня работаем? Закончите предложения и запишите их в тетрадь. Записать нужно только одно предложение. Выберите предложение, которое вам выполнить легче. В первом необходимо вставить только пропущенное сочетание, во втором - подходящее по смыслу слово, а в третьем – выберите нужное слово. Не забываем о правильной посадке.

    У волка были вол…та.

    У белки в дупле ……….

    Под кустом спят ……… (зайчата, галчата)

    Проверьте свои записи. Подчеркните сочетания, написание которых мы повторяем.

    7. Работа со схемой.

    На доске записано предложение

    Бабушка была у врача.

    Есть ли в этом предложении сочетания ча – ща? Назовите его. А теперь в тетради на следующей строке составьте схему этого предложения. 1 ученик у доски составит схему. Кто пойдёт?

    (ученик составляет схему у доски )

    Проверьте свои работы. Поднимите руки, кто не допустил ошибку.

    Какую цель мы ставили себе в начале урока? (закрепить написание сочетаний). Итак, как пишутся они?

    Вывешиваем плакат с правилом .

    Работали сегодня на уроке вы отлично, мне понравилось. А понравилась ли вам ваша работа?

    8. Рефлексия .

    У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лучик, если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться – белый.

    (дети выходят и прикрепляют лучики)

    Давайте посмотрим, каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, наше Солнышко радуется вам.

    Мне удалось ……..

    Меня удивило ……

    Мне понравилось ……

    Я порадовался за …….

    Я хочу поблагодарить ……. за ………

    Я могу похвалить себя за ……..

    Резерв. Работа в парах.

    Детям, сидящим за одной партой, раздаю ребусы. Пара, которая закончит отгадывать первой, поднимает соединённые руки. Если отгадали правильно, вручается медаль.




    Источники: ресурсы Интернет