Гордион - столица древней Фригии - maximus101. Древний мир

, Ликаонией и Писидией ; Малой или Геллеспонтской , или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды . Были ещё два названия Фригии: «нагорная Фригия », с главными городами Тириеем и Филомелием, и «Писидийская Фригия », с городом Антиохией Писидийской . В Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая . При делении на фемы название «Фригия» исчезло, и она вошла в состав фем Опсикий и Анатолик . Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии .

География

Во Фригии находился исток реки Сангарий . Точных сведений о покрытии области лесами неизвестно, но попытки указать степень лесных массивов в древности были . Сейчас можно только предполагать, что основные лесные массивы представляли собой горы, тогда как равнины, безусловно, были безлесой площадью уже в классическую эпоху.

История

Фригийское царство было основано во II тыс. до н. э. и сыграло значительную роль в падении Хеттского государства . Согласно мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. В кон. XII в. до н. э. основным противником фригийцев стала Ассирия . В конце 8 века до н. э. фригийцы пришли в столкновение с переселившимися из Европы вифинами и мисийцами . В 70-х годах 7 века до н. э. Фригия подверглась нашествию киммерийцев .

Часть фригийцев во время правления Фоки мигрировала в Каппадокию . Иосиф Флавий называет потомков Аскеназа - астаназийцы, при этом отмечает, что современные ему греки называли их фригийцами (фригийцы).

Культура

Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой . Также были им знакомы перчатки и плащи . Самым знаменитым культом во Фригии был культ Кибелы .

Язык

Согласно ряду ученых, как например Ю. Откупщиков , язык древних фригийцев наиболее близок к древнегреческому языку. С древнегреческим его объединяет больше черт, чем с другими индоевропейскими языками .

Цари Фригии

  • Наннак до /1526 год до н. э. , правил до Девкалионова потопа
  • неизвестное количество царей
  • Плуто (царица)

Династия Танталидов

  • Тантал до 1300 год до н. э. ?
  • Пелоп ок. 1300 год до н. э.
  • Телевтант ок. 1300 год до н. э.
  • Димант ок. 1275 год до н. э.
  • Отрей ок. 1250 год до н. э.
  • Акмон ок. 1200 год до н. э.
  • Мигдон ок. 1190 год до н. э.
  • один или несколько царей

Династия Гордия

  • Гордий III ((?) Гурд, (?) Куртис «царь Востока и Запада») ок. 850 год до н. э. - 738 год до н. э.
  • Мидас III ((?) Мит-та «царь мушков») ок. 738 год до н. э. - ок. 695 год до н. э.
  • Гордий IV ок. 695 год до н. э. - ок. 670 год до н. э.
  • Мидас IV ок. 670 год до н. э.
  • Мидас V ок. 590 год до н. э. - ок. 570 год до н. э.
  • Гордий V ок. 570 год до н. э. - ок. 546 год до н. э.

царство упразднено и в составе Персии ок. 546 год до н. э. - 334 год до н. э.

См. также

Напишите отзыв о статье "Фригия"

Примечания

Литература

  • Ramsay, «The Geography of Asia Minor» (1896);
  • Reber (1897) о фригийских каменных памятниках;
  • Maspero, «Histoire ancienne des peuples de l’Orient»;
  • Моммсен, «Римская история» (т. V).

Отрывок, характеризующий Фригия

– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.
– О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.
Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.
Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.
Князь Андрей, вернувшись в сарай, лег на ковер, но не мог спать.
Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел».
Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем.

25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева.
Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика.
Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее.
Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.

Фри́гия, древнее государство в северо-западной части Малой Азии, основанное фригийцами - индоевропейским балканским народом, в 13-10 вв. до н. э. несколькими волнами мигрировавшим через проливы в бассейн реки Сангария и сопредельные районы, получившие затем название Фригии. Первая волна фригийского расселения (около 1250) сформировала раннефригийское царство (Ассува хеттских источников), вступившее в прочный союз с Троей и воевавшее на ее стороне сначала против царя хеттов Тудхалии IV, а затем, во время Троянской войны (около 1190), против ахейцев .

В ходе потрясений, последовавших за разгромом Трои, через область Фригии прошла, частично осев там, вторая волна фригийцев (в том числе «восточные мушки»), опустошившая затем Хеттское царство . Фригия, однако, уцелела; около 1120 она даже усилилась, окончательно разрушила Трою и захватила Троаду; в конце12 - 11 вв. это царство, по-видимому, занимало гористую землю от Дарданелл до бассейна озера Туз.

В начале 10 в. Фригия была занята последней, самой известной группой фригийцев (собственно фригийцы или так называемые «западные мушки»), переселившейся в Азию совместно с фракийцами - мисами и вифинами . Соединившись с родственным им местным населением, «западные мушки» образовали Фригийское царство (10-7 вв.; первоначально, видимо, это была племенная конфедерация) со столицей в Гордионе на р. Сангарии.

К концу 9 в. Фригийское царство, по-видимому, подчинило восточное побережье Эгейского моря, а около первой половины - середины 8 в. включило в свой состав сопредельные земли юга (Лидия) и востока (плато Конья и бассейн Галиса, заселенные предками каппадокийцев , или так называемыми народами «старофригийской керамики»; эта группа сформировалась в ходе смешения хетто-лувийцев с балканскими переселенцами 12 в., в том числе «восточными мушками»). В итоге фригийским царям подчинялась практически вся Малая Азия до гор Тавра (кроме южного побережья и Понта). Согласно позднему преданию, основателем государства был некий Гордий (около 750; в действительности это имя, как и имя Мидаса, носило несколько фригийских царей, возможно, и более древних), выходец из крестьян, овладевший «всей Азией» и сплетший знаменитый «Гордиев узел» ; тот, кто сумел бы его развязать, мог стать новым покорителем Азии (в 334 узел разрубил Александр Македонский , действительно покоривший после этого всю известную грекам Азию).

При сыне Гордия Мидасе I (около 725-696) Фригия переживает наивысший расцвет. Около 717 Мидас подчинил княжества Тавра и Киликии и вступил из-за них в войну с Ассирией , заключив против нее союз с Урарту ; однако из-за внезапно начавшегося вторжения кочевников (ираноязычных киммерийцев с северо-востока и фракийцев-треров с запада) уже в 713 Фригия, отброшенная на исходные рубежи, была принуждена к миру с Ассирией.

С этого момента начинается закат Фригии; Мидас II (около 685?-675) еще пытался лавировать между Ассирией, ее непокорными вассалами, Урарту и продолжавшими свои набеги киммерийцами, но в 675 был окончательно разгромлен союзными силами киммерийцев и Урарту. Различные области, ранее зависевшие от Фригии, освободились, были захвачены союзниками или завоеваны Ассирией, частично перехватившей «фригийское наследство» у Урарту; ассирийскую власть к 670 номинально признала и сама Фригия (точнее, ее остаток). Впрочем, с конца 650-х всякие связи с Ассирией пресеклись, и до середины 7 в. Фригию продолжали опустошать киммерийцы, обосновавшиеся в бассейне Галиса.

фригия
Фри́гия (греч. Φρυγία, лат. Phrygia, тур. Frigya) - внутренняя историческая область на западе Малой Азии и могущественное царство, являвшееся первой из известных грекам «паназиатских» держав. Столица - сначала город Келены, а примерно с X в. до н. э. - Гордион.

  • 1 Название
  • 2 География
  • 3 История
  • 4 Культура
  • 5 Цари Фригии
    • 5.1 Династия Танталидов
    • 5.2 Династия Гордия
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Название

Название «Фригия» произошло от имени фригийцев - народа, переселившегося сюда с территории южных Балкан около 1200 г. до н. э. Со времени присоединения части Фригии к Ликаонии и Галатии, под так называемой Великой Фригией подразумевали область (пределы её несколько изменялись), окруженную Карией, Лидией, Мизией, Вифинией, Галатией, Ликаонией и Писидией; Малой или Геллеспонтской , или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды. Были ещё два названия Фригии: «нагорная Фригия», с главными городами Тириеем и Филомелием, и «Писидийская Фригия», с городом Антиохией Писидийской. Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая . При делении на фемы название «Фригия» исчезло, и она вошла в состав фем Опсикий и Анатолик. Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии.

География

Точных сведений о покрытии области лесами неизвестно, но попытки указать степень лесных массивов в древности были. Сейчас можно только предполагать, что основные лесные массивы представляли собой горы, тогда как равнины, безусловно, были безлесой площадью уже в классическую эпоху.

История

Фригийское царство на западе современной Турции

Фригийское царство было основано во II тыс. до н. э. и сыграло значительную роль в падении Хеттского государства. Согласно мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. кон. XII в. до н. э. основным противником фригийцев стала Ассирия. конце 8 века до н. э. фригийцы пришли в столкновение с переселившимися из Европы вифинами и мисийцами. 70-х годах 7 века до н. э. Фригия подверглась нашествию киммерийцев.

В начале VI в. до н. э. лидийским царём Гигесом была завоевана часть Фригии, а в середине VI в. до н. э. и вся Фригия оказалась во владении Крёза, при этом сохранив некоторую автономию. От него она перешла в руки персов, от персов к монархии Александра Великого. После смерти Александра Фригия досталась сначала Антигону Одноглазому, а затем Лисимаху и Селевкидам. 275 г. до н. э. подверглась нашествию галатов, а затем отошла к Пергамскому царству (в 189 году до н. э. - Евмену Пергамскому), некоторое время принадлежала Митридату Понтийскому и, наконец, стала владением римлян (133 г. до н. э.). Римляне вначале образовали из Фригии особую провинцию, но затем, ещё во времена республики, включили её в провинцию Азию. С этих пор история Фригии сливается с историей Малой Азии.

Во Фригии, по всей вероятности, находили золото, о чём свидетельствуют местные сказания о Мидасе. Племя фригийцев занималось преимущественно земледелием; древний фригийский закон предписывал казнь за убиение вола или за порчу земледельческого орудия; по преданию, первый царь был простой крестьянин, у которого было только два вола. Наряду с земледелием, благодаря богатым пастбищам, было развито скотоводство: фригийские шерсть и сукно славились и в римское время.

Торговля, начав развиваться при персах, достигла значительной степени процветания во времена римской империи: в Гиераполе, во внутренней части Фригии, один фабрикант приказал написать на своей гробнице, что он в течение своей жизни 72 раза ездил в Италию. Несмотря на персидское, македонское, эллинское и римское влияния, и в римские времена во Фригии были свои монеты и ещё сохранялся фригийский язык (вплоть до VI в.). Главный город во Фригии указать почти невозможно, так как главную роль играли многочисленные города средней величины.

Наиболее примечательные: Келены, древняя столица фригийского царства и главный город великофригийской сатрапии во времена владычества персов, у истоков Меандра; Колоссы (Хонас), Кидрары, позднее Пераполь, Пелты, Кайструпедион, Дорилей и Котией, во времена Селевкидов Апамея-Кибот, а во времена римлян - стоявшая на караванном пути от малоазиатских берегов к среднему Евфрату Лаодикия, Аполлония, Селевкия, Синнада. Особенно любопытен обычай фригийцев жить в скалах и высекать в них целые города. древние времена во Фригии славился фригийский культ Астарты, заимствованный от сиро-финикийских племён. Главные боги Фригии - Багайос, богиня-мать Амма (Кибела), Агдистис и Сабазий.

Часть фригийцев во время правления Фоки мигрировала в Каппадокию. Иосиф Флавий называет потомков Аскеназа - астаназийцы, при этом отмечает, что современные ему греки называли их фригийцами (фригийцы).

Культура

Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой. Также были им знакомы перчатки и плащи. Самым знаменитым культом во Фригии был культ Кибелы.

Цари Фригии

В составе Хеттской державы ок. 1800 год до н. э. - ок. 1250 год до н. э.

  • Наннак до 1529/1526 год до н. э., правил до Девкалионова потопа
  • неизвестное количество царей
  • Гимант
  • Плуто (царица)

Династия Танталидов

  • Тантал до 1300 год до н. э.?
  • Пелоп ок. 1300 год до н. э.
  • Телевтант ок. 1300 год до н. э.
  • Димант ок. 1275 год до н. э.
  • Отрей ок. 1250 год до н. э.
  • Акмон ок. 1200 год до н. э.
  • Мигдон ок. 1190 год до н. э.
  • один или несколько царей

Династия Гордия

  • Гордий I
  • Мидас I
  • Гордий II
  • Мидас II
  • Гордий III ((?) Гурд, (?) Куртис «царь Востока и Запада») ок. 850 год до н. э. - 738 год до н. э.
  • Мидас III ((?) Мит-та «царь мушков») ок. 738 год до н. э. - ок. 695 год до н. э.
  • Гордий IV ок. 695 год до н. э. - ок. 670 год до н. э.

Под властью киммерийцев ок. 695 год до н. э. - ок. 626 год до н. э.

  • Мидас IV ок. 670 год до н. э.

В составе Лидии ок. 626 год до н. э. - ок. 590 год до н. э.

  • Мидас V ок. 590 год до н. э. - ок. 570 год до н. э.
  • Гордий V ок. 570 год до н. э. - ок. 546 год до н. э.

царство упразднено и в составе Персии ок. 546 год до н. э. - 334 год до н. э.

См. также

  • Список греческих и римских топонимов Фригии
  • Бриги
  • Фригийский язык
  • Древняя Македония
  • Фракия
  • Фригийский колпак

Примечания

  1. T. Drew-Bear and C. Naour, «Divinités de Phrygie» ANRW II.18.3 (1990), 1924-1926
  2. Куда исчезли хетты?
  3. Фригийский костюм
  4. Фригийские мотивы в древней ингушской культуре

Литература

В Викисловаре есть статья
  • Ramsay, «The Geography of Asia Minor» (1896);
  • Reber (1897) о фригийских каменных памятниках;
  • Maspero, «Histoire ancienne des peuples de l’Orient»;
  • Моммсен, «Римская история» (т. V).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Фригия Информацию О

И Галатии , под так называемой Великой Фригией подразумевали область (пределы её несколько изменялись), окруженную Карией , Лидией , Мизией , Вифинией , Галатией , Ликаонией и Писидией ; Малой или Геллеспонтской , или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды . Были ещё два названия Фригии: «нагорная Фригия », с главными городами Тириеем и Филомелием, и «Писидийская Фригия », с городом Антиохией Писидийской . В Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая . При делении на фемы название «Фригия» исчезло, и она вошла в состав фем Опсикий и Анатолик . Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии .

География

Во Фригии находился исток реки Сангарий (Афьонкарахисар (ил)). Топоним Геллеспонтская Фригия указывает, что северо-западной границей региона был Геллеспонт (пролив Дарданеллы), что подтверждается фактом участия фригийцев в Троянской войне . На юге граничила с Писидией в Таврских горах (Антиохия Писидийская). Восточной границей Фригии была река Галис , однако во времена своего расцвета власть фригийцев распространялась до Ассирии . На юго-западе от стран эгейского побережья (Лидия , Иония , Кария) Фригию отделяла река Герм . Страбон полагал, что Галатия образовалась из земель Фригии на которых поселились галаты . Также к Фригии относились и верховья реки Меандр . Точных сведений о покрытии области лесами неизвестно, но попытки указать степень лесных массивов в древности были . Сейчас можно только предполагать, что основные лесные массивы представляли собой горы, тогда как равнины, безусловно, были безлесой площадью уже в классическую эпоху.

История

Приход фригийцев

Истоки индоевропейского народа фригийцев не ясны - скорее всего, он пришёл в северо-западную часть Анатолии с Балкан (территории Македонии или Фракии). Согласно античным мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. Так, по сообщению Геродота , фригийцы мигрировали в Малую Азию из Македонии приблизительно во время Троянской войны . Современные учёные также склонны искать прародину фригийцев в Юго-Восточной Европе. Некоторые из них отождествляют Фригию с такими географическими объектами из хеттских источников, как конфедерация Ассува или Хапалла, осколок царства Арцава . Другие указывают на популяризованную Иосифом Флавием классическую традицию, отождествляющей Фригию с библейской Фогармой , которая, в свою очередь напоминает по звучанию название древнего анатолийского города Тегарама.

По распространённому мнению, Фригийское царство было основано ещё во II тыс. до н. э. и сыграло значительную роль в падении Хеттского государства . Таким образом, фригийцы могли прибыть в Малую Азию в составе нашествия «народов моря », около 1200 г. до н. э. сокрушившего Хеттское царство . Однако ныне многие учёные склонны помещать данную миграцию на два-три века позднее крушения империи . Предположительно, фригийцы упоминаются в ассирийских (а также урартских и древнееврейских) источниках как «мушки », приводя к смешению фригийцев и собственно западных мушков.

Расцвет Фригии

Фригийское царство на западе современной Турции

Предела территориальной экспансии Фригия достигает в VIII в. до н. э., тогда же появляются первые надписи на фригийском . Свидетельством тому, что фригийцы уже вышли за пределы своих первоначальных земель, стала найденная у южной точки изгиба реки Галис надписи иероглификой на лувийском языке Гордия I, титулующего себя «царём Востока и Запада». Фригийские границы соприкоснулись с Ассирией на юго-востоке и Урарту на северо-востоке.

К этому же времени относятся раскопанные здания и курганные погребения фригийской столицы Гордион в долине реки Сангария (Сакарья) . Название Гордиона отводится к эпонимическому имени Гордия, слывшего основателем Фригии как великой державы. Согласно античной легенде, когда царство осталось без правителя, фригийцы обратились к оракулу за советом, кого выбрать царём. Оракул предсказал, что избрать нужно того, кого они первым встретят едущим на повозке по дороге к храму Зевса . Этим человеком оказался простой землепашец Гордий . Став царём Фригии, в основанной им столице в цитадели города он установил повозку, благодаря которой пришёл к власти, опутав ярмо повозки сложнейшим узлом из кизилового лыка . По преданию, считалось, что человек, который сумеет распутать этот «гордиев узел », станет властителем всей Азии; Александр Македонский , побывавший в Гордионе в 334 году до нашей эры , его попросту разрубил.

Помимо Гордия, распространённым именем фригийских царей было Мидас , как оно звучало в греческих источниках (в ассирийских - «Мит(т)а, царь мушков»). Мидас античной мифологической традиции считался сыном Гордия и богини Кибелы , превращавшим всё в золото одним своим прикосновением. В этом сюжете мог отобразиться стремительный рост богатства Фригии благодаря господству над богатыми золотыми месторождениями Лидии на речке Пактол, открытыми в послехеттское время.

Уже исторический правитель с именем Мидас / Мита (упоминаемый, с одной стороны, у классических авторов вроде Страбона , а с другой - в ассирийских хрониках; правил с 720 до 695 года до н. э. согласно Евсевию и до 676 года до н. э. согласно Юлию Африкану) был первым из негреческих царей, кто принес дар в общегреческое святилище в Дельфах ; характерно, что им был золотой трон. Это объясняется его тесными связями с греческими (эолийскими и ионийскими) полисами , находившимися в орбите фригийского влияния; принцесса одного из этих городов-государств стала супругой фригийского царя. О греко-фригийской торговле свидетельствуют находки в Греции фригийских (в Фригии процветала металлургическая, ткацкая, деревообделочная отрасли), прибывших через Фригию из Урарту или стилизованных фригийцами урартских изделий.

Подъём ассирийского могущества при Саргоне II заставил Мидаса, царя Урарту Русу I и последние независимые города-государства Северной Сирии и Тавра вроде Каркемиша искать антиассирийского союза. В 718-717 годах до н. э. Мидас отправил фригийские отряды к Средиземному морю, однако они потерпели поражение от ассирийцев, к тому же у Фригии появился новый противник - киммерийцы из евразийских степей. Ассирийская надпись 709 года до н. э., упоминающая Миту, заставляет предположить, что к этому моменту между Фригией и Ассирией установилось перемирие.

Падение Фригии

Часть фригийцев во время правления Фоки мигрировала в Каппадокию . Иосиф Флавий называет потомков Аскеназа - астаназийцы, при этом отмечает, что современные ему греки называли их фригийцами.

Культура

Человек во фригийском костюме. Скульптура эллинистического периода.

Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой (впрочем, «фригийский колпак», в будущем ставший символом Великой французской революции и свободы, видимо, был не местного происхождения, а появился вместе с киммерийцами или иными завоевателями). Также были им знакомы перчатки и плащи . Самым знаменитым культом во Фригии был культ Кибелы .

Язык

Фригийский язык засвидетельствован надписями, сделанными особым алфавитом, родственным древнегреческому, начиная с VIII в. до н. э. В истории языка выделяют два периода - старофригийский (VIII в. до н. э. - V в. до н. э.) и новофригийский (I в. н. э. - III в. н. э.). В последний раз фригийский язык как живой упоминается в источниках V в. н. э., но существуют предположения, что окончательно язык вымер только после арабского вторжения в VII в. н. э. От старофригийского периода сохранилось около 340 надписей, примерно 250 из которых было найдено в окрестностях Гордиона. Новофригийских надписей найдено 113, практически все они представляют собой эпитафии, сопровождающиеся проклятьями в адрес возможных осквернителей и грабителей могил . Самая длинная древнефригийская надпись состоит из 285 букв . Кроме того, фригийские слова засвидетельствованы в виде глосс в древнегреческих источниках, в первую очередь у Гесихия , и в качестве заимствований в грекоязычных надписях во Фригии.

Научное изучение фригийского началось в 1820-е годы. В рамках греко-фригийской гипотезы согласно ряду ученых, как например Ю. Откупщиков , язык древних фригийцев наиболее близок к древнегреческому языку. С древнегреческим его объединяет больше черт, чем с другими индоевропейскими языками .

Цари Фригии

  • Наннак до /1526 год до н. э. , правил до Девкалионова потопа
  • неизвестное количество царей
  • Плуто (царица)

Династия Танталидов

  • Тантал до 1300 год до н. э. ?
  • Пелоп ок. 1300 год до н. э.
  • Телевтант ок. 1300 год до н. э.
  • Димант ок. 1275 год до н. э.
  • Отрей ок. 1250 год до н. э.
  • Акмон ок. 1200 год до н. э.
  • Мигдон ок. 1190 год до н. э.
  • один или несколько царей

Династия Гордия

  • Гордий III ((?) Гурд, (?) Куртис «царь Востока и Запада») ок. 850 год до н. э. - 738 год до н. э.
  • Мидас III ((?) Мит-та «царь мушков») ок. 738 год до н. э. - ок. 695 год до н. э.
  • Гордий IV ок. 695 год до н. э. - ок. 670 год до н. э.
June 6th, 2013

Столица Фригии город Гордион, находится рядом с обширным курганным некрополем, о котором я Город был основан в глубокой древности, еще даже до прихода собственно фригийцев. Во время властвования в Малой Азии хеттов он уже существовал. Иногда считается, что это именно фригийцы уничтожили хеттскую империю, их даже называют одним из Народов моря, сокрушивших почти все древние царства от Анатолии до Египта. Но скорее всего, это не соответствует действительности. Когда фригийцы пришли с Балкан в Малую Азию неизвестно. Гомер считал, что они сражались против греков-ахейцев еще во времена Троянской войны в 13-12 вв. до н.э. Ассирийцы называли фригийцев мушками и свидетельствовали, что какая-то их часть в 12 в. до н.э. уже вторглась на территорию Ассирии. На данный момент считается, что фригийцы могли быть одними из дальних предков современных армян.
Примерно в 8 в. до н.э. Гордион стал столицей огромного государства, в которое входила почти вся Малая Азия.
Ныне руины столицы Фригии частично раскопаны и находятся рядом с турецкой деревушкой Яссыхеюк.

2. Этот плоский холм и есть город Гордион, вернее, это его Цитадель, место где жила царская семья. От домов Нижнего города, что располагался вокруг Цитадели, ничего не осталось, одна ровная степь...

3. Склоны холма Гордиона. На горизонте маячит курган , он виден отовсюду, но именно из города гигантский могильный холм смотрится лучше всего.


4.

5. Руины единственных ворот Гордиона, это было воистину циклопическое сооружение - огромные башни, сложенные из крупных каменных блоков, прикрывали проход в крепость.

6. Крепость была серьезно укреплена после пожара 8 в. до н.э. Это было время наивысшего расцвета Гордиона. О Мидасе или царе Мита, правителе мушков, т.е. Фригии, упоминают ассирийские тексты того периода.

7. Крепостные стены в Гордионе сохранились лучше всего. На холме видна большая отара овец, местные пастухи любят пасти скот именно на верхушках холмов и курганов. Наверно, это позволяет лучше контролировать животных.


8.


9.

10. Две воротные башни Гордиона.


11.

После 7 в. до н.э. Фригия начала приходить в упадок, это было время, когда в Малой Азии господствовали кочевники - сначала киммерийцы, а затем скифы. К концу 7 в. Гордион попал под власть Лидии - еще одной сверхдержавы Малой Азии. Лидийцы хозяйничали в городе до прихода персов царя Кира Великого, который захватил не только Анатолию, но и почти всю известную тогда Азию. После ожесточенного штурма город пал.
12.

13. Домики на холме, судя по всему, принадлежат археологам, ведущим раскопки.

14. Вид с холма Цитадели на некрополь. Курганы возводились на обширном плато, хорошо видимым из города - этакое "Memento mori, помни о смерти"...
Крупный курган справа - это покрытые землей руины внешнего бастиона Гордиона, как раз до него и простирался Нижний город.
В 540 г. до н.э персы штурмуя город, пристроили к этому бастиону длинный пандус - это говорит о том, что только так можно было овладеть городом, значит у Гордиона были весьма приличные и внешние стены. Сейчас они исчезли, так как были сделаны не из камня, а из кирпича-сырца.

15. Нельзя сказать, что руины Гордиона как-то особенно зрелищны, фактически хорошо видны лишь несколько башен и остатки стен, от всех остальных сооружений остались только основания. Здесь скорее важна общая атмосфера.


16.

17. Внутри Цитадель разделялась на отдельные сооружения с большими внутренними залами - мегароны. Некоторые их них были дворцами, некоторые храмами, но выявить сейчас, где что находилось - очень сложно. Тем более, я заметил, что место раскопок как-то сильно все заросло, наверно сейчас археологи здесь малоактивны. Со времени эпохальных раскопок Родни Янга в 50-70-ых годах прошлого века, здесь мало что изменилось.


18.

19. Какая-то площадка, вымощенная крупными каменными блоками.

20. Ворота Гордиона и Тумулус ММ,

21. Здесь,за отарой овец, видно, как возвышается над Цитаделью Внешний бастион, это ближайший крупный курган. Жалко, что его раскопали лишь частично, да и я не уделил ему внимания.

22. С запада рядом с Цитаделью протекает река Сангарий - вторая по величине река в Малой Азии и самая главная во Фригии. Именно на берегах Сангария сложилась вся фригийская цивилизация.

23. Когда-то река текла по центру посада Гордиона, т.е. Нижний город существовал и к западу от Цитадели, за р. Сангарий. На север посад простирался до большого кургана, что на фото. Этот курган непосредственно входил в линию обороны Гордиона и служил одним из бастионов.

24. На нем тоже пасут овец.

25. Карта Гордиона и прилегающего к нему некрополя. (Кликабельно)

26. Овцы и Тумулус ММ.

27. И конечно пастух.

28. Рядом пасется транспортное средство)


29.

30. Культурный слой здесь приличный - метров десять. Город существовал еще тысячу лет, после своего расцвета в 8 в. до н.э. Какое-то маленькое поселение здесь было и в византийское время.

31. Возможно где-то здесь был храм бога Сабазия, где стояла телега с завязанным узлом самого царя Гордия. В 333 г. до н.э. Александр Македонский первым решил проблему Гордиева узла - и стал властелином мира... Так что посещение этого места может даровать серьезные возможности:)

32. Мозаичный пол одного из мегаронов Гордиона. Мозаика выполнена из необработанной речной гальки. Сейчас она перенесена в музей Гордиона, находящийся рядом с Могилой Мидаса - самым большим курганом.

33. Здесь нет каких-либо изображений, весь пол был украшен только мозаичными орнаментами.

34. Но сохранились изображения на стенах дворцов. Это терракотовые пластины, а также фрески. Сейчас они находятся в музее Гордиона и музее Анатолийских Цивилизаций в Анкаре.

35. Прорисовка изображений со стен дворцов. Можно заметить, что фригийцы были осведомлены о греческих мифах. Нижнее изображение иллюстрирует историю о Минотавре.

36.Сохранились также фрески 6 в. до н.э. Это было время персидского господства в Гордионе. Только почему-то они до сих пор нигде не выставлены. Можно найти в интернете только их копии.

37. Фригийцы любили керамику и активно ее использовали во время строительства, крыши домов они покрывали черепицей. На фото несколько керамических пластин из домов в Цитадели.

38. Терракотовое изображение двух леопардов, очень похожее на львов над воротами в Микенах.


39.

40. Два безумных котэ украшают нечто, похожее, то ли на ванну, то ли на саркофаг.

41. Грифон из Гордиона, оригинал находится в музее Анатолийских Цивилизаций в Анкаре.

42. Матар - Великая Богиня Мать, главное божество фригийцев, греки называли ее Кибелой.

43.

44. Так называемая фигура "сатира", фактически - это портрет фригийца. Они были коренастыми людьми с тяжелыми подбородками. Оригинал статуи находится в Анкаре, а в музее Гордиона одно только фото, почему-то все помятое.

45. Еще один фригиец.

46. Характерные для фригийской керамики изображения - схематичные олени и деревья.


47.

48. Погребение 2-3 тыс. до н.э. из кургана рядом с Гордионом. Этот человек жил здесь задолго до прихода фригийцев. Музей Гордиона.

В 3 в. до н.э. на территорию Малой Азии проникло несколько кельтских племен. Они захватили центр Анатолии - Анкару и прилегающие территории, в том числе и Гордион. В то время это был один из эллинистических городов, уже клонившийся к своему упадку.

Кельты оставили после себя видимо очень "яркие" воспоминания для жителей города. Тут нужно отметить, что это были не те кельты, в которых любят играть интеллигентные современные подростки, начитавшиеся фэнтези. Это были настоящие кельты - исторические, поэтому их наследие в Гордионе представляло собой множество расчлененных человеческих скелетов, их нашли при раскопках Нижнего города. Там была настоящая мозаика из разорванных человеческих тел - некоторым отрезали голову и приставляли чужую, тоже самое с руками и ногами. Вся эта деятельность носила культовый характер, человеческие жертвоприношения были широко распространены среди кельтских племен. В общем, кельты развлекались как могли, и существенно сократили число жителей Гордиона. Когда во 2 веке до н.э. туда пришли римляне, город был практически пуст.

49. Со времен эллинизма дошло несколько гробниц. Одну их них называют Галатской, т.е. кельтской, чем было вызвано такое название, лично мне, не очень понятно. Сейчас эта каменная гробница выставлена в музее Гордиона. Ее нашли недалеко от города в одном из раскопанных курганов.

50. Гробница мало отличается от подобных эллинистических склепов.

51. Галатская гробница во время раскопок. Фото из музея Гордиона.


52.

53. Деревня Яссыхеюк и Могила Мидаса.

Другие мои посты о Турции.