Какое государство находится на полуострове малая азия. Малая Азия: характеристика и интересные факты

Малая Азия (иначе Анатолия) – один из основных центров цивилизаций древнего Востока. Становление ранних цивилизаций в этом регионе было обусловлено всем ходом культурно-исторического развития Анатолии. В древнейшую эпоху (в VIII – VI тыс. до н. э. ) здесь сложились важные культурные центры производящего хозяйства (Чайюню-Тепеси, Чатал-Хююк, Хаджилар ), основу которых составляли земледелие и скотоводство. Уже в этот период истории значение Анатолии в историко-культурном развитии древнего Востока определялось не только тем, что культурные центры Малой Азии оказывали влияние на многие соседние области и сами испытывали обратные влияния.

Благодаря географическому положению Малая Азия была естественным местом передачи культурных достижений в разных направлениях. Наука еще не располагает точными сведениями о том, когда именно появились в Анатолии первые раннегосударственные образования. Ряд косвенных данных указывает на то, что они, вероятно, возникли здесь уже в III тыс. до н. э. В частности, такой вывод может быть сделан на основании некоторых аккадских литературных текстов, повествующих о торговой деятельности аккадских купцов в Анатолии и военных акциях Саргона Древнего и Нарам-Суэна против правителей городов-государств Малой Азии; эти истории известны и в пересказах, записанных по-хеттски .

Важное значение имеют и свидетельства клинописных табличек из города-государства середины III тыс. до н. э. Эблы. Согласно этим текстам, между Эблой и многими пунктами Северной Сирии и Месопотамии , располагавшимися вблизи границ Малой Азии, – Каркемиш, Харран, Уршу, Хашшу, Хахха – поддерживались тесные торговые связи. Позднее в этих и более южных областях осуществляли свои военные предприятия древнехеттские, а впоследствии и новохеттские цари.

Вывод о наличии городов-государств в Малой Азии III тыс. до н. э. хорошо согласуется и с результатами анализа текстов (), происходящих с территории самой Анатолии. Это деловые документы и письма, выявленные в торговых центрах Малой Азии, которые существовали здесь в XIX – XVIII вв. до н. э . Они составлены клинописью на староассирийском (ашшурском) диалекте аккадского языка. Поскольку города-государства Малой Азии XIX – XVIII вв. до н. э. представляли собой довольно развитые политические структуры, то становление этих царств, очевидно, должно было произойти задолго до образования ашшурских торговых центров в Малой Азии.

Среди купцов в торговых центрах были представлены не только ашшурцы (восточные семиты), здесь было много выходцев из северносирийских областей, населенных, в частности, народами, говорившими на западносемитских диалектах. Западносемитские (аморейские ) слова содержатся, например, в лексике архивов Каниша . Аморейские купцы, видимо, не были первыми торговцами, проторившими пути из Северной Сирии в Анатолию. Как и ашшурские купцы, возможно сменившие аккадских , они, видимо, следовали в Анатолию за северносирийскими купцами III тыс. до н. э.

Торговля явилась существенным катализатором многих социально-экономических процессов, протекавших в Малой Азии в III – начале II тыс. до н. э. Активную роль в деятельности торговых центров играли местные купцы: хетты, лувийцы, хатты . Были среди них торговцы-хурриты , выходцы как из городов Северной Сирии, Северной Месопотамии , так, вероятно, и из Малой Азии. В Анатолию купцы везли ткани, хитоны. Но главными статьями торговли были металлы: восточные купцы поставляли олово, а западные – медь и серебро. Особый интерес проявляли ашшурские торговцы к другому металлу, пользовавшемуся огромным спросом; он стоил в 40 раз дороже серебра и в 5 – 8 раз дороже золота . Как установлено в исследованиях последних лет, этим металлом было железо . Изобретателями способа выплавки его из руды были хатты. Отсюда металлургия железа распространилась в Передней Азии, а потом и в Евразии в целом. Вывоз железа за пределы Анатолии, видимо, был запрещен.

Торговля обеспечивалась с помощью караванов, доставлявших товары на вьючных животных, главным образом дамасских ослах. Караваны двигались небольшими переходами. Известно около 120 названий пунктов стоянок на пути через Северную Месопотамию, Северную Сирию и по восточной части Малой Азии. В период последней фазы существования ассирийских торговых центров (приблизительно в XVIII в. до н. э. ) заметно активизировалась борьба правителей городов-государств Анатолии за политическое лидерство.

Ведущую роль среди них первоначально играл город-государство Пурусханда . Впоследствии борьбу с Пурусхандой и другими городами-государствами Малой Азии повели цари малоазиатского города-государства Куссары : Питхана и его сын Анитта . Он прибрал к рукам Несу и сделал его одним из опорных пунктов той части населения, которая говорила на хеттском языке . По названию этого города сами хетты стали именовать свой язык несийским или канессийски м.

Можно лишь предположить, что образование Хеттского государства (XVII -XII вв. до н. э .) явилось закономерным итогом социально-экономических, этнокультурных и политических процессов, особенно активизировавшихся на рубеже III – II тыс. до н. э. и в самом начале II тыс. до н. э.

Предполагается, что хеттская клинопись была заимствована из варианта староаккадской клинописи, применявшейся хурритами в Северной Сирии. Дешифровка текстов на хеттском клинописном языке впервые была осуществлена в 1915-1917 гг . выдающимся чешским востоковедом Б. Грозным.

Наряду с клинописью хетты пользовались также иероглифическим письмом. Известны монументальные надписи, надписи на печатях, на различных предметах обихода и письма. Иероглифическое письмо применялось, в частности, в I тыс. до н. э. для записей текстов на диалекте лувийского языка . Эта система письма употреблялась и во II тыс. до н. э. Некоторые исследователи предполагают, что иероглифическое письмо могло быть наиболее ранней системой письма хеттов. В дешифровку иероглифического лувийского языка важный вклад внесли многие зарубежные ученые, в частности П. Мериджи, Э. Форрер, И. Гельб, X. Боссерт, Э. Ларош и др.

Историю Хеттского государства ныне принято делить на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства. Создание древнехеттского государства (1650-1500 гг. до н. э. ) в самой хеттской традиции приписывается царю по имени Лабарна . Однако тексты, которые были бы составлены от его имени, не найдены.

Самым ранним царем, известным по ряду записанных от его имени документов, был Хаттусили I. Вслед за ним в период Древнего царства правили несколько царей, среди которых наиболее крупными политическими фигурами были Мурсили I и Телепину . Менее документирована история Среднего царства (1500-1400 гг. до н. э. ). Наибольшего могущества достигло Хеттское царство во времена царей новохеттского периода (1400-1200 гг. до н. э. ), среди которых особенно выделяются личности Суппилулиумы I, Мурсили II, Муваталли и Хаттусили III. Наряду с царем важную роль, особенно в сфере культа, играла и царица, носившая хаттский титул тавананна . Царица-тавананна, пережившая своего супруга, сохраняла свое высокое положение и при сыне-царе. Ее титул наследовался, видимо, независимо от титула царя следующей царицей. Царица имела свой дворец, который обслуживали ее придворные, ей принадлежали многие земельные владения; область, из которой происходила царица, видимо, уплачивала особую подать в пользу своей повелительницы.

Статус царицы в хеттском государственном управлении был, вероятно, обусловлен и обычаем наследования престола по женской линии. Власть царя и царицы в хеттском обществе во многом сохраняла сакральный характер. Исполнение правителем и правительницей многих культово-религиозных функций расценивалось в качестве деятельности, способствующей обеспечению плодородия страны и благополучия всего населения.

Основу хозяйства хеттов составляли земледелие, скотоводство, ремесла (металлургия и изготовление орудий из металлов, гончарное, строительное дело и т.п.). Важную роль в хозяйстве играла торговля. Существовали государственные земли (дворцовые и храмовые), а также общинные, находившиеся в распоряжении определенных коллективов. В некоторых хеттских документах сохраняются определенные свидетельства того, что в ранний период истории обществ древней Анатолии взаимоотношения царя с подданными могли регулироваться на основе института обменных дарений .

Такой обмен по форме носил добровольный характер, но по существу был обязательным. Приношения подданных предназначались царю за то, что на нем лежала функция по обеспечению плодородия страны. Со своей стороны подданные могли рассчитывать на ответное отдаривание со стороны царя. Взаимный обмен, видимо, имел место в моменты важнейших общественных празднеств, приуроченных к основным сезонам года. Институт взаимных услуг нашел свое отражение в ряде хеттских текстов, в которых предписывается дать «хлеб и масло голодному», дать «одежду голому». Подобные представления засвидетельствованы и в культуре многих древних обществ (в Египте, Месопотамии, Индии) и не могут быть выведены из некоего утопического гуманизма древних обществ.

Вся история Хеттского государства это история многочисленных войн , которые велись на различных направлениях: на севере и северо-востоке – с воинственными причерноморскими народами каска, постоянно угрожавшими своими походами самому его существованию, на юго-западе и западе – с царствами Киццуватна и Арцава , населенными лувийцами и хурритами; на юге и юго-востоке – с хурритами (в том числе с хурритским царством Митанни). Хетты вели войны с Египтом, в которых решался вопрос о том, какая из крупнейших держав Ближнего Востока того периода будет преобладать в районах Восточного Средиземноморья, через которые пролегали важные торговые пути всего субрегиона.

На востоке они воевали с правителями царства Ацци. Хеттская история знала периоды необычайных взлетов и падений. При Лабарне и Хаттусили I границы страны Хатти были расширены от «моря и до моря» (под этим подразумевалась территория от Черного до Средиземного моря ). Хаттусили I завоевал ряд важных областей на юго-западе Малой Азии. В Северной Сирии он взял верх над мощным хуррито-семитским городом-государством Алалах , а также над двумя другими крупными центрамиУршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) – и начал длительную борьбу за Хальпу (совр. Алеппо). Этот последний город был захвачен его преемником на престоле Мурсили I . В 1595 г. до н. э . Мурсили, кроме того, захватил Вавилон , разрушил его и взял богатую добычу.

При Телепину под хеттским контролем оказалась и важная в стратегическом отношении область Малой Азии Киццуватна. Эти и многие другие военные успехи привели к тому, что Хеттское царство стало одним из самых могущественных государств Ближнего Востока . Вместе с тем уже в древнехеттский период восточные и центральные области страны Хатти подвергались разорительным вторжениям хурритов с Армянского нагорья и из Северной Сирии . При хеттском царе Хантили хурриты захватили и даже казнили хеттскую царицу вместе с ее сыновьями.

Особенно громкие победы были достигнуты в период новохеттского царства .При Суппилулиуме I под контролем хеттов оказались западные области Анатолии (страны Арцава). Был одержан верх над при-черноморским союзом каска, над царством Ацци-Хайаса . Суппилулиума достиг решительных успехов в борьбе с Митанни , на престол которой он возвел своего ставленника Шаттивазу. Были завоеваны важные центры Северной Сирии Хальпа и Каркемиш , правителями которых были посажены сыновья Суппилулиумы Пияссили и Телепину. Под контролем хеттов оказались многие царства Сирии вплоть до Ливанских гор.

Существенное укрепление позиций хеттов в Сирии в конечном счете привело к столкновению двух крупнейших держав того времени – Хеттского царства и Египта . В битве у Кадеша (Кинза) на р. Оронт хеттская армия под командованием царя Муваталли нанесла поражение египетским войскам Рамсеса II . Сам фараон чудом избежал плена. Столь крупный успех хеттов, однако, не привел к изменению в соотношении сил. Борьба между ними продолжалась, и в конечном счете обе стороны были вынуждены признать стратегический паритет.

Одним из свидетельств его явился уже упоминавшийся нами хеттско-египетский договор, заключенный Хаттусили III и Рамсесом II около 1296 г. до н. э. Между хеттским и египетским дворами установились тесные, дружественные связи. Среди переписки царей страны Хатти с правителями других государств большинство составляют послания, направленные из Хатти в Египет и обратно в период правления Хатту-сили III и Рамсеса II. Мирные отношения были закреплены браком Рамсеса II с одной из дочерей Хаттусили III . В конце сред нехеттского и в особенности в новохеттский период Хатти вступила в непосредственный контакт с государством Аххиява , видимо располагавшимся на самом крайнем юго-западе или западе Малой Азии (согласно некоторым исследователям, это царство может быть локализовано на о-вах Эгейского моря или в материковой Греции). Аххияву часто отождествляют с Микенской Грецией. Соответственно название государства связывают с термином «ахейцы », обозначавшим (по Гомеру) союз древнегреческих племен.

Яблоком раздора между Хатти и Аххиявой были как области западной Малой Азии, так и о-в Кипр . Борьба велась не только на суше, но и на море. Хетты дважды овладевали Кипром – при Тудхалии IV и Суппилулиуме II – последнем царе Хеттского государства. После одного из этих рейдов был заключен договор с Кипром. В своей завоевательной политике хеттские цари опирались на организованную армию, включавшую как регулярные формирования, так и ополчение, которое поставляли зависимые от хеттов народы. Военные действия обычно начинались весной и продолжались до поздней осени. Однако в некоторых случаях ходили в походы и в зимнее время, главным образом на юг, а порой даже на восток, в области горной страны Хайаса. питания. Армия состояла главным образом из колесничьего войска и тяжеловооруженной пехоты. Хетты были одним из пионеров в использовании легких колесниц в армии. Хеттская колесница , запряженная двумя лошадьми, несшая на себе трех человек – возничего, воина (обычно копейщика) и прикрывавшего их щитоносца, представляла собой грозную силу.

Колесницы представляли собой изделия высокого технического мастерства и стоили довольно дорого. Для их изготовления требовались специальные материалы: различные породы дерева, произраставшие главным образом на Армянском нагорье, кожа и металлы. Поэтому производство колесниц, вероятно, было централизованным и велось в специальных царских мастерских. Для захвата городов хетты часто прибегали к осаде, используя при этом штурмовые орудия, широко применяли они и тактику ночных маршей.

Существенным инструментом хеттской внешней политики была дипломатия. Хетты имели дипломатические отношения со многими государствами Малой Азии и Ближнего Востока в целом; эти отношения в ряде случаев регулировались специальными договорами. Так, в зависимости от соотношения сил сторон цари обращались друг к другу как «брат к брату» или как «сын к отцу». Периодические обмены послами, посланиями, подарками, а также династические браки расценивались как акты, свидетельствующие о дружественных отношениях и благих намерениях сторон. Международными сношениями руководило специальное ведомство при царской канцелярии. Видимо, в штат этого ведомства входили разного ранга послы, посланники и переводчики. Известно также, что утверждению договора могли предшествовать длительные консультации, во время которых согласовывался взаимоприемлемый проект соглашения, как, например, в связи с заключением договора между Хаттусили III и Рамсесом II . Договоры скреплялись печатями царей, иногда они записывались не на глиняных, а на металлических (серебряных, бронзовых, железных) табличках, что практиковалось, в частности, хеттами. Таблички договоров обычно хранились перед статуями верховных божеств страны, так как боги, главные свидетели договора, вправе были наказать того, кто нарушит соглашение.

Характерной чертой дипломатической практики хеттов были и династические браки. Хетты, видимо, относились к международным брачным союзам по-иному, нежели, например, египтяне. В отличие от египтян хеттские цари довольно охотно выдавали замуж своих дочерей и сестер. Часто они сами брали в жены иностранных царевен. Использовались такие браки не только для поддержания дружественных отношений. Династические браки порой связывали по рукам и ногам вассала. Ведь, выходя замуж, представительница хеттского царского рода попадала не в число гаремных наложниц, а становилась главной женой. Именно такое условие ставили хеттские правители перед своими зятьями.

Через посредство своих дочерей и сестер хеттские цари укрепляли свое влияние в других государствах. Более того, поскольку законными наследниками престола иностранного государства становились дети главной жены, возникала реальная возможность того, что в будущем, когда на трон взойдет племянник хеттского царя, влияние государства Хатти в вассальной стране еще более упрочится. За время существования Хеттского государства его народом были созданы многие культурные ценности . К их числу относятся памятники искусства, архитектуры, разнообразные литературные сочинения.

Вместе с тем культура Хатти сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии , а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа. Она стала важным звеном, соединившим культуры древнего Востока с культурами Греции и Рима. В частности, в переводах на хеттский дошли до нас многочисленные мифы из традиции Древнего царства , переложенные хеттами с хаттского языка: о борьбе бога Грозы со Змеем, о Луне, упавшей с неба, об исчезнувшем божестве (боге растительности Телепину, боге Грозы, боге Солнца ).

К оригинальному жанру литературы относятся анналы – древнехеттские Хаттусили I , среднехеттские Мурсили II . Среди произведений ранней хеттской литературы привлекают внимание «Повесть о царице города Канеса» и погребальная песня. Среди оригинальных жанров хеттской литературы периода Среднего и Нового царств следует отметить молитвы, в которых исследователями обнаруживаются совпадения с идеями ветхозаветной и новозаветной литературы, а также «Автобиографию» Хаттусили III – одну из первых автобиографий в мировой литературе.

В период Среднего и Нового царств на хеттскую культуру сильное влияние оказала культура хуррито-лувийского населения юга и юго-запада Анатолии. Это культурное влияние явилось лишь одной из сторон воздействия. Подобно тому как в период’ Древнего царства хеттские цари носили в основном хаттские имена, в этот период цари, происходившие из хурритской династии, имели по два имени. Одно – хурритское – они получали от рождения, другое – хеттское (хаттское) – по восшествии на престол. Хурритское влияние обнаруживается в рельефах хеттского святилища в Язылыкая . Благодаря хурритам и непосредственно из культуры этого народа хетты переняли и переложили на свой язык ряд литературных произведений: аккадские тексты о Саргоне Древнем и Нарам-Суэне, шумерский эпос о Гильгамеше , имеющий в целом месопо-тамский первоисточник – средне-хеттский гимн Солнцу, хурритские эпосы «О царстве на небесах», «Песнь об Улликумми» , рассказы «Об охотнике Кесси» , «О герое Гурпаранцаху» , сказки «Об Аппу и двух его сыновьях», «О боге Солнца, корове и рыбачьей чете» . Именно хеттским переложениям мы обязаны, в частности, тем, что многие произведения хурритской литературы не исчезли безвозвратно в глубине веков.

Одно из важнейших значений хеттской культуры заключается в том, что она выполняла роль посредника между цивилизациями Ближнего Востока и Греции. В частности, обнаруживаются сходства между хеттскими текстами, являющимися переложениями соответствующих хаттских и хурритских, с греческими мифами, зафиксированными в «Теогонии» греческого поэта VIII – VII вв. до н. э. Гесиода. Так, существенные аналогии прослеживаются между греческим мифом о борьбе Зевса со змееподобным Тифоном и хеттским мифом о сражении бога Грозы со Змеем . Имеются параллели между тем же греческим мифом и хурритским эпосом о каменном чудовище Улликумми в «Песне об Улликумми» . В этом последнем упоминается гора Хацци , куда переселился бог Грозы после первого сражения с Улликумми. Та же гора Касион (по более позднему автору – Аполлодору) – место сражения Зевса с Тифоном.

В «Теогонии» история происхождения богов описывается как насильственная смена нескольких поколений богов. Эта история, возможно, восходит к хурритскому циклу о царствовании на небесах. Согласно ему, вначале в мире царствовал бог Алалу (связанный с Нижним миром). Он был свергнут богом неба Ану. На смену ему пришел бог Кумарби , который в свою очередь был низвергнут с престола богом Грозы Тешубом. Каждый из богов царствовал по девять веков. Последовательная смена богов (Алалу – Ану – Кумарби – бог Грозы Тешуб ) представлена и в греческой мифологии (Океан – Уран – Крон – Зевс ). Совпадает мотив смены не только поколений, но и функций богов (хурритское Ану от шумерского Ан – »небо»; бог Грозы Тешуб и греческий Зевс).

Среди отдельных совпадений греческой и хурритской мифологий отмечаются греческий Атлант , который держит Небо на своих плечах, и хурритский великан Упеллури в «Песне об Улликумми» , поддерживающий Небо и Землю (аналогичный образ бога известен и в хаттской мифологии). На плече Упеллури росло каменное чудовище Улликумми. Бог Эа лишил его силы, отделив его с помощью резака от плеча Упеллури. Согласно хурритской мифологии, этот резак был впервые использован при отделении Неба от Земли. Способ лишения силы Улликумми имеет параллели в мифе об Антее. Антей, сын Посейдона, повелителя морей, и Геи, богини Земли, был непобедим, пока прикасался к матери-земле. Геракл сумел задушить его, только подняв вверх и оторвав от источника силы. Как и в «Песне об Улликумми», согласно греческой мифологии, специальное орудие (серп) используется для отделения от Земли (Геи) Неба (Урана) и оскопления последнего.

Около 1200 г. до н. э. Хеттское государство перестало существовать. Падение его, по-видимому, было обусловлено двумя причинами. С одной стороны, оно было вызвано усилившимися центробежными тенденциями, приведшими к распаду некогда могучей державы. С другой стороны, вероятно, что потерявшая былую силу страна подверглась нашествию племен Эгейского мира , именуемых в египетских текстах «народами моря» . Однако, какие именно племена среди «народов мира» участвовали в разрушении страны Хатти, точно не известно.

Выдержки из « Древние Цивилизации » под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина. Издательство «Мысль» 1989г.

малая азия, малая азия на карте

Ма́лая А́зия (греч. Μικρά Ασία), Анатóлия (греч. ἀνατολή; тур. Anadolu) - полуостров на западе Азии, срединная часть территории современной Турции. Длина с запада на восток более 1000 км, ширина от 400 км до 600 км. Территория - приблизительно 506 тыс. км².

Название «Анатолия» по гречески значит восход (солнца), восток. Анатолией часто называют азиатские владения Турции (в отличие от Румелии, европейской части Турции).

  • 1 Географическая характеристика
  • 2 Климат и реки
    • 2.1 Климат
  • 3 История
  • 4 Ссылки
  • 5 Примечания

Географическая характеристика

Омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским и Средиземным морями и проливами Босфор и Дарданеллы, отделяющими Азию от Европы. Полуостров далеко по сравнению со всеми остальными частями Азии выдвинут на запад. Восточной границей Малой Азии как физико-географической зоны обычно считают линию от побережья Средиземного моря южнее залива Искендерун, далее между 40-м меридианом и озером Ван, а на севере граница примерно совпадает с нижним течением реки Чороха. У берегов Малой Азии расположены острова (Кипр, Родос и др.).

На полуострове преобладает горный рельеф. Большую часть занимает полупустынное Малоазиатское нагорье, на востоке - Армянское нагорье. Внутренняя часть Малоазиатского нагорья занята Анатолийским плоскогорьем, которое окаймляют окраинные Понтийские горы (на севере) и Тавр (на юге). Вдоль берегов - узкие низменности со средиземноморской растительностью.

Кайнозойские складчатые сооружения области продолжают собой сооружения Балканского полуострова. Формирование современного рельефа происходило в неогене и первой половине третичного периода, когда область вместе с соседними территориями Европы и прилегающими частями современного Средиземноморья подверглась поднятиям, опусканием и раздроблению. это время Малая Азия отделилась от Балканского полуострова, образовались Мраморное и Эгейское моря, Дарданеллы и Босфор и расчленилась береговая полоса. С линиями разломов связано проявление процессов вулканизма (особенно на востоке Малоазиатского нагорья). западной части области наблюдается сильная сейсмичность.

Регионы Турции

Понтийские горы почти везде круто обрываются к побережью Чёрного моря, оставляя лишь в некоторых местах небольшие участки прибрежных низменностей. Имеющиеся там немногочисленные заливы неглубоко врезаются в сушу и окаймляются крутыми склонами продольных горных хребтов. Наиболее крупные заливы северного побережья - Синопский и Самсунский.

Хребет Тавр также образует малорасчленённый берег, но в нескольких местах отступает от побережья, оставляя место для обширных низменностей, окаймляющих широкие заливы Мерсинский и Искендерон, которые обособляют на южном побережье Ликийский и Киликийский полуострова.

Климат и реки

Климатические условия не благоприятствуют развитию густой речной сети. Немногочисленные реки маловодны и имеют неравномерный режим. Многие реки пересыхают, в связи с установлением летом прочного антициклона. Самые крупные реки, направляющиеся в Чёрное и Средиземное моря, а также реки бассейна Тигра и Евфрата стекают с восточных хребтов области. Самая длинная река - Кызыл-Ирмак - достигает 950 км и впадает в Чёрное море, образуя заболоченную дельту. Не имея судоходного значения, реки играют большую роль как источники орошения и водоснабжения. На некоторых устроены плотины и водохранилища.

Озёрные котловины имеют тектоническое и карстовое происхождение. Почти все они лишены стока и сильно засолены. Самое крупное озеро Туз расположено в средней части Анатолийского плоскогорья и окружено полосой заболоченной низменности.

Во многих районах, сложенных с поверхности известняками, практически отсутствуют поверхностные воды, и население страдает от недостатка воды. Почти совершенно безводны южные полуострова и некоторые районы Анатолийского плоскогорья.

Леса занимают небольшие площади. Это, с одной стороны, следствие природных условий, а с другой - результат длительного истребления лесов.

На востоке Малоазиатское нагорье без резких границ переходит в Армянское нагорье, на западе - в горные хребты западной части полуострова Малая Азия, ведущие к Эгейскому морю. Хребты подходят к побережью перпендикулярно, вследствие чего береговая линия сильно расчленена. Здесь имеются удобные и глубокие бухты. Здесь расположен важный порт азиатской Турции - Измир.

Климат

Турция - страна преимущественно горная. связи с этим климат страны носит в среднем горный характер и черты континентального климата. Лето во внутренних континентальных районах Турции повсеместно жаркое и засушливое, зимы снежные и холодные. На Эгейском и Средиземном море климат средиземноморский, с более мягкой зимой, устойчивый снежный покров не образуется. На Чёрном море климат умеренно-морской с характерными для него тёплым летом и прохладной зимой. Средняя температура зимой (в январе) составляет примерно +5 °C, летом (в июле) - около +23 °C. Осадков выпадает до 1000-2500 мм в год. Летом среднесуточная температура может превысить 30 и (изредка) 35 °C, а жара может превысить +40 °C, но это бывает сравнительно редко на южном побережье Турции. На юго-востоке Турции климат имеет черты тропического пустынного, и влажность низкая, в отличие от высокой влажности на берегу Чёрного моря.

История

Исторические области Малой Азии во времена классической античности. Малая Азия к 550 году до н. э., перед персидским вторжением Основная статья: История Анатолии

С древности (примерно с V-IV вв. до н. э.) Малая Азия носила ещё и другое название - Анатолия (тур. Anadolu, от греч. Anatolē, буквально - восток).

Территория Малой Азии в разные исторические периоды входила (полностью или частично) в состав различных государственных образований древности и раннего Средневековья (Хеттское царство, Лидийское царство, Мидия, государство Ахеменидов, Великая Армения, Малая Армения, Киликия, Западная Армения, держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Понтийское царство, Пергам, Древний Рим, Византия, Конийский султанат и др.).

С середины XVII до начала XIII вв. до н.э. гегемонию в Малой Азии установили хетты. На востоке полуострова и в Армении возник ряд союзов племён, позднее объединившихся в государство Урарту. На юго-востоке в это время существовали государственные образования хеттов - сначала Древнее Хеттское, потом Новое Хеттское царства.

Восточные, центральные, северные и южные области Малой Азии были населены армянами вплоть до геноцида армян в 1915 году. этот период здесь существовали ряд армянских государств и этно-территориальных образований, таких как Хайаса (1500-1290 гг. до н. э.), Малая Армения (600 г. до н. э. - 428 г. н. э.), Ервандидская Армения (570-200 гг. до н. э.), Западная Армения (387-1921 гг.), Киликия (1080-1375), Царство Филарета Варажнуни (1071-1086), Армянская империя (95-55 гг. до н. э.), Коммагена (163 г. до н. э.-72 г. н. э.), Васпураканская республика (1915-1918), и другие.

Позднее центральная Анатолия была занята фригийцами, а на юго-западе возникло Лидийское царство. 546 до н. э. правитель Лидийского царства Крёз потерпел поражение от персидского царя Кира II. С этого времени Малая Азия попадает под влияние сначала персидской, а затем, в IV веке до н. э., с созданием империи Александра Македонского, - эллинской культуры.

Во II веке до н. э. Малой Азии достигли римляне, постепенно подчинившие её себе и разделившие её на несколько провинций (Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия). После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи (Византии).

В XI веке бо́льшая часть Византии была захвачена турками-сельджуками, создавшими на западе Малой Азии своё государство - Конийский султанат.

В течение XIV-XV веков турки-османы уничтожили Византию, создав на её обломках Османскую империю (после Первой мировой войны - Турция).

Ссылки

  • Малая Азия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Анатолия или Натолия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Примечания

  1. Малая Азия // Большая советская энциклопедия.
  2. Анатолия // Большая советская энциклопедия.

где находится малая азия, малая азия, малая азия в древности, малая азия на карте, малая азия полуостров, полуостров малая азия

Малая Азия Информацию О

Малая Азия

Природные условия Малой Азии не похожи на те, в которых складывались «цивилизации великих рек». Крупных рек на этом полуострове нет вовсе, а те, что есть, практически непригодны для создания ирригационных систем. Земледелие здесь основывалось главным образом на дождевом орошении, а потому имело очаговый характер и приносило скромные и неустойчивые урожаи. Относительно немногочисленное население на Анатолийском плоскогорье занималось коневодством и разводило крупный и мелкий рогатый скот.

В эпоху неолита на территории Малой Азии, как уже говорилось, существовали развитые для глубокой древности (VII–VI тысячелетия до н. э.) культуры, прежде всего знаменитый Чатал-Хююк с его террасными постройками, расположенными по склону холма, и святилищем, украшенным рогами буйвола.

Однако в то время, когда в долинах Нила и Евфрата складывались первые цивилизации, народы Малой Азии оставались на прежней, догосударственной стадии развития. Новая эпоха для них наступает лишь в бронзовом веке – во II или в самом конце III тысячелетия до н. э. Обнаружены письменные источники, относящиеся к этому времени, и по языковым данным можно судить об этническом составе населения региона.

Подавляющее большинство документов составлено на индоевропейских языках. Это значит, что, по крайней мере, во II тысячелетии до н. э. на территории современной Турции жили народности, языки которых близки к языкам Северной Индии, а также древнегреческому, романо-германским, балтийским, славянским. Индоевропейские языки Малой Азии по области своего распространения называются еще анатолийскими. Основной из них – хеттский (или, как именовали этот язык сами его древние носители, неситский).

В хеттских клинописных текстах (а хетты заимствовали эту систему письма у народов Месопотамии) есть определенное количество слов и выражений, которые писцы выделяли как заимствованные из языка аборигенов (как говорят лингвисты, субстратного языка). Чтобы отличить этот язык от индоевропейского хеттского, ученые называют его хаттским или протохеттским. Весьма интересно, что хаттские слова употреблялись в сфере придворного ритуала, и даже титулы царя и царицы, по всей видимости, имеют хаттское происхождение (слова «табарна» и «тавананна» совсем не похожи на лексику индоевропейцев). Сами истоки хеттской государственности могут быть связаны с этим доиндоевропейским народом.

До недавнего времени не удавалось по скудным остаткам хатского языка определить его родственные связи, но сейчас считается доказанным, что он находится в родстве с языками абхазо-адыгской группы (современный ареал распространения последних, как известно, – Западный Кавказ, восточная часть Причерноморья).

В северо-восточной части Малой Азии, расположенной относительно близко к этому региону, находят следы развитых археологических культур III тысячелетия до н. э. Например, в Аладжа-Хююке обнаружены захоронения с богатым оружием и церемониальным инвентарем из драгоценных металлов. Очевидно, это погребение племенных вождей, но может быть, следует говорить о мелких царьках уже формирующихся государств. Определение стадии социального и политического развития общества, известного только по материальным остаткам, затруднительно.

Первые письменные документы, обнаруженные на территории Малой Азии, составлены не на хеттском, а на аккадском языке. Они найдены преимущественно при раскопках городища Кюль-тепе, где в древности находился г. Каниш. Здесь в XIX–XVIII вв. до н. э. существовала процветающая торговая колония семитоязычных купцов, прибывших из г. Ашшура на Тигре и из областей Северной Сирии. Документы из Кюль-тепе показывают широкий размах торговых связей в начале II тысячелетия до н. э. Основную роль в международной посреднической торговле тогда играли именно подобные колонии.

Особенностью новой эпохи является развитие частной торговли (а не государственной или храмовой, как было типично для III тысячелетия до н. э.). Однако частный капитал того времени еще нельзя назвать достаточно крупным, между тем как торговый риск из-за пестроты и неустойчивости политической карты этого региона был несоразмерно велик. Поэтому купцы создавали объединения – компании. Они налаживали прочные связи с соотечественниками и сородичами в других колониях и заручались поддержкой местных властей, в частности правителя г. Каниша. Последний, предоставляя гарантии хоть какой-то защиты от грабежа и произвола властей, получал не только долю прибыли, но также подарки и право выбора лучших товаров.

Помимо торговли канишские дельцы активно занимались ростовщическими операциями, тем самым способствуя развитию имущественного расслоения среди местного населения. Семитские колонисты, несомненно, знакомили местных жителей не только с прелестями товарно-денежного хозяйства, но и с элементами материальной и духовной культуры Месопотамии (клинописная литература, религиозные верования).

Малая Азия в начале II тысячелетия до н. э. представляется страной небольших самостоятельных городов, окруженных сельской территорией с виноградниками, садами и пастбищами. Обилие рудных залежей способствовало довольно широкому распространению металлов, некоторые из них (например, серебро) вывозились в другие страны.

В первой из сохранившихся хеттских надписей упоминаются три города – Неса, Куссар и Хаттуса. Правитель Куссара по имени Анитта сообщает, что он победил царя Несы (недавно доказано, что это хеттское название упомянутого выше Каниша). Возможно, в результате этой войны и перестала существовать торговая колония в Канише. Имя Несы осталось в названии неситского языка: именно здесь, очевидно, находился первоначальный центр формирующегося хеттского этноса.

Кроме того, в указанной надписи говорится, что Хаттусу (совр. турецкое местечко Богазкёй) царь не просто разорил, но, сровняв с землей, само место засеял сорной травой. Анитта проклял всякого, кто вновь застроит Хаттусу. По иронии судьбы, уже вскоре после Анитты Хаттуса не только поднялась из руин, но и стала столицей Д р е в н е х е т т с к о г о ц а р с т в а, существовавшего в XVII–XVI вв. до н. э.

Царь, с именем которого связано возвышение города и объединенного вокруг него государства, известен как Хаттусили Древний («царь Хаттусский»). От времени его правления и вообще от Древнехеттского периода в огромном Богазкёйском царском архиве сохранился ряд важных документов (правда, многие лишь в копиях позднейшего времени).

Стоит отметить особенности политического строя и обычаев хеттов, которые резко отличают это государство от тех, о которых шла речь до сих пор. Главная из них заключается в том, что хеттский царь вовсе не был деспотом, а скорее играл роль «первого среди равных» в кругу своих родичей и других знатных хеттов. Никого из них он не мог наказать без согласия собрания знати (так называемого панкуса), и все важнейшие государственные вопросы решались только с одобрения панкуса. Таким образом, хеттская знать была весьма влиятельной, а центральная власть – слабой, что грозило внутренними смутами.

Четкого и устойчивого порядка наследования хеттского престола не было. На трон претендовали не только сыновья царя, но и мужья дочерей, а также сыновья сестер. Царская власть считалась принадлежащей всей обширной царской фамилии, а не лично правящему монарху и его прямым наследникам по мужской линии. В борьбу за престол на стороне того или иного претендента включалась высшая знать – все те, кто был связан с царствующим кланом. Это заканчивалось многолетними усобицами и еще большим ослаблением центра.

По примеру месопотамских государств в Древнехеттском царстве были составлены писаные законы, но они заметно уступали более ранним Законам Хаммурапи и по систематичности изложения материала, и по глубине юридической мысли. Да и само общество, отраженное в них, представляется более архаичным. Хеттский судебник местами производит впечатление записи отдельных прецедентов («если некто возьмет чужого быка за хвост и переведет его через реку, решение такое-то»). Тем не менее некоторые принципы, лежащие в основе этих законов, заслуживают внимания. Хетты, например, отчетливо различали проступки неумышленные («лишь рука его совершила зло») и преступления, на которые человек шел сознательно. Во втором случае наказание было значительно более тяжкое.

Богазкёйский царский архив клинописных документов содержит государственные договоры и анналы, фрагменты мифов и огромное число ритуальных текстов. В отличие от народов Месопотамии хетты почти не оставили хозяйственных документов. Причина заключается в том, что эти документы не предназначались для вечного хранения, а потому и не попадали в архив. И записывали их не на глиняных табличках, а на деревянных дощечках; при этом использовалась не клинопись, а другая система письма – местная иероглифика. Иероглифических документов (из-за недолговечности материала) сохранилось очень мало, и сам язык их поэтому известен значительно хуже, чем «клинописный хеттский». Суждение о хеттском обществе приходится составлять на основе анализа упомянутого выше судебника да нескольких случайно сохранившихся дарственных грамот.

Наиболее яркой чертой, бросающейся в глаза при первом же чтении хеттского судебника, является противопоставление «людей» («мужчина», «женщина») тем лицам, которые обозначаются идеограммой, в Шумере использовавшейся для рабов. За любое уголовное преступление по отношению к «свободному мужу» предусматривается наказание, вдвое тяжелее, чем за «холопа». За свое собственное преступление «холоп», как правило, отвечает сам. Но за него может заплатить штраф и его хозяин. Если же последний отказывается платить, то лишается своего «холопа», и тот, очевидно, поступает в собственность пострадавшего. Из судебника видно, что «холоп» может жениться (в том числе на свободных женщинах), обзаводиться детьми и передавать им наследство, но все это не освобождает его от личных и имущественных обязанностей перед хозяином.

В анналах хеттских царей неоднократно упоминается о депортации населения из побежденных стран. Мужчин, женщин, детей гнали в страну хеттов точно так же, как крупный и мелкий рогатый скот. Добычу затем распределяли, переселенным семьям выделяли земельные участки для обработки, предоставляли хозяйственные постройки, давали скот и орудия труда, с тем чтобы они трудились на храм, дворец или частное лицо. Иногда из пленных и перемещенных лиц искусственно создавали семьи. Разумеется, хеттов совершенно не занимал вопрос о чувствах этих людей: важно было создать некий дом, т. е. полноценное хозяйство, с которого можно взимать подати.

Как свидетельствуют дарственные грамоты, поля, сады и виноградники вместе с рабочим скотом, инвентарем и самими семьями работников по распоряжению властей могли быть отняты у одного вельможи и переданы другому. Рабочий люд был не свободный, а зависимый, и смена хозяина означала для него главным образом то, что теперь надо было выполнять повинности для другого лица.

XV век до н. э. иногда в научной литературе именуют периодом Среднехеттского царства. О нем очень мало известно. Обширное хеттское государство раздирали усобицы, в его дела активно вмешивалось соседнее государство Митанни. Зато после смутного времени наступает период расцвета, обширных завоеваний и создания великой державы – Н о в о х е т т с к о г о царства. Не без помощи хурритов (митаннийцев) хеттская армия осваивает новую боевую технику – легкие колесницы, запряженные лошадьми. Хетты подчиняют себе основную часть Малой Азии и выходят за ее пределы.

Экспансия хеттов направляется в сторону Закавказья и Восточного Средиземноморья, а также на запад – к берегам Эгейского моря. В Закавказье они покоряют варварские племена, а на западе захватывают богатые приморские города. Но основная борьба развернулась в Северной Сирии, где хеттам противостояла могучая Египетская держава во главе с энергичным и амбициозным фараоном Рамсесом II. Хеттское иго казалось сирийцам не таким тяжким, как египетское, и потому против Рамсеса II к началу XIII в. до н. э. образовалась грозная коалиция. Битва при Кадеше в 1286 г. стала решающей пробой сил, и, возможно, хетты были близки к окончательной победе.

Однако следует признать, что главным противником хеттского царя был вовсе не фараон, сколь бы грозными ни были его военные корпуса, названные именами египетских богов. Основная беда заключалась в рыхлости самого Новохеттского царства, поддерживать единство которого было нелегко. Хеттские документы выразительно подчеркивают эту особенность политической структуры своей державы, когда говорят о «странах», из которых она состоит. Эти «страны», согласно хеттским писцам, делятся на «внутренние», т. е. входящие в державу, и «внешние», в нее не входящие. Но в случае какого-либо кризиса количество «внешних стран» многократно увеличивалось за счет того, что многие «страны» переставали быть «внутренними».

Военные успехи хеттов не могли быть развиты: в наступившей после смерти хеттского царя династической смуте им было не до завоеваний или оказания помощи сирийцам, которые возлагали на них большие надежды. И спустя 16 лет после битвы при Кадеше Рамсес II заключил с Хаттусили III договор, по которому они разделили Восточное Средиземноморье. Северная его часть, издавна заселенная не только семитоязычными народностями, но и хурритами, оказалась под властью хеттских царей. Благодаря тому, что хетты активно проникали в области, принадлежавшие прежде Митанни, они испытывали все более сильное культурное влияние хурритов.

Хеттская культура – многослойное и сложное явление. Пантеон, известный нам по клинописным текстам, преимущественно индоевропейский. В хеттском боге Сиу без труда узнается индоевропейское божество дневного света, соответствующее греческому Зевсу и древнеиндийскому Дьяусу. Хеттский бог-громовик Пирва напоминает литовского Перкунаса, славянского Перуна, индийского Парджанью. Некоторые мифологические персонажи с соответствующими атрибутами и преданиями заимствованы из Месопотамии (например, аккадский Ану – шумерский Ан). Часть ритуалов, описанных в текстах Богазкёйского архива, имеет дохеттское (хаттское) происхождение, а в знаменитой священной «галерее» рельефов на скалах Язылыкая изображены боги и богини объединенного хетто-хурритского пантеона.

Хетты оставили своеобразные жанры литературного творчества: царские анналы, подробные жизнеописания царей (например, «Автобиография Хаттусили III»), а также записи молитв. Особенно трогательны и эмоциональны молитвы царя Мурсили во время чумы: царь, обращаясь к богам, вспоминает свое прегрешение, из-за которого страну постигла беда, и умоляет даровать ему прощение.

Малая Азия хеттской эпохи ориентировалась не только на Восток, на хурритскую и семитские культуры, она была тесно связана с раннегреческим миром. В клинописных текстах Богаз-кёйского архива встречается упоминание г. Вилуса. По всей видимости, это гомеровский Илион, т. е. Троя. События Троянской войны совсем недалеко отстоят по времени от последних дней Новохеттского царства. Хетты поддерживали многообразные контакты с племенами ахейцев (Ахиява), расселявшихся тогда не только в материковой Греции и на островах Эгейского моря, но и на побережье самой Малой Азии. Аполлон и Артемида в греческих мифах – божества малоазийского происхождения. Мать же их Лето (Латона) не кто иная, как малоазийская богиня Лада (Великая Госпожа).

Хеттская держава распалась примерно в XII в. до н. э. Ее гибели способствовали набеги «народов моря», упоминания о которых встречаются также в истории Египта и Восточного Средиземноморья. Археологически засвидетельствованы миграции племен с запада – с Балкан. Часть индоевропейских племен, прошедшая через всю территорию Малой Азии, осела на Армянском нагорье и, смешавшись с местным населением, позднее сформировала ядро Древнеармянского царства.

Сиро-хеттский бог грозы [Рельеф IX е. до н. э. ]

В некоторых надписях упоминания «великого царя хеттов» встречаются вплоть до VIII в. до н. э., но этот пышный титул тогда носил царь небольшого государства в верховьях Евфрата со столицей в г. Кархемише. Он считал себя подлинным наследником Хеттского государства II тысячелетия до н. э. Культуру этого времени называют позднехеттской, или сиро-хеттской, ибо основное население этого провинциального осколка Хеттской державы было семитским (сирийским). Именно эти «хеттеяне» появляются на страницах Библии («хеттеянином» был, например, военачальник Урия, у которого царь Давид отобрал жену – красавицу Вирсавию, впоследствии родившую ему Соломона). К настоящим хеттам-индоевропейцам они имеют мало отношения. После ассирийских завоеваний VIII в. до н. э. и это «хеттское» царство перестало существовать.

Малая Азия I тысячелетия до н. э. известна по немногочисленным археологическим находкам и довольно богатой античной исторической традиции. В начале тысячелетия в центральной части полуострова существовало крупное и богатое государство Фригия. Согласно легендам, его царь Мидас превращал в чистое золото все, к чему прикасался. Позднее ведущую роль в Малой Азии начинает играть Лидийское царство с центром в г. Сарды. Лидийский царь середины VI в. до н. э. Крез прославился своим богатством.

Предания о сказочных сокровищах малоазийских царей складывались не случайно. Здесь действительно добывали золото и использовали электр (сплав золота и серебра). Именно в Лидии в VII в. до н. э. впервые в мировой истории появилась монета. Через прибрежные греческие города Ионии лидийское изобретение быстро распространилось в эллинском мире.

Фригийский алфавит не уступает по древности греческому и практически не отличается от него. Поэтому до сих пор идут споры о приоритете: фригийцы ли заимствовали греческий алфавит сразу после его возникновения, или же, напротив, греческий алфавит возник на основе фригийского.

Во всяком случае, несомненно, что до персидского завоевания государства Малой Азии были теснейшим образом связаны с греческим миром. Цари посылали щедрые дары дельфийскому оракулу; они активно участвовали вместе с греками в военно-дипломатической игре той эпохи. В период архаики (VIII–VI вв. до н. э.) города Ионии, расположенные на западном берегу Малой Азии, были самыми развитыми центрами эллинского мира. Их расцвет не в последнюю очередь объяснялся близостью к переднеазиатскому миру с его тысячелетними культурными традициями.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

МАЛАЯ АЗИЯ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ: РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

МАЛАЯ АЗИЯ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО ВТОРЖЕНИЯ Разбив войско Сельджукидов в битве у Кёсе-дага (1242 г.), монголы произвели в Малой Азии огромные опустошения, разрушив многие города, истребив либо угнав в плен десятки тысяч жителей, особенно ремесленников. Владения сельджукских

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Глава 16 Хурритский мир и Малая Азия во II–I тыс. до н. э.

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Малая Азия в I тыс. до н. э. Фригия и Лидия Балканские племена, именовавшие себя фригийцами (мигдоны, аскании, берекинты), переселились в Малую Азию в середине XIII в. до н. э. B середине XII в. до н. э. другое балканское племя – причерноморские бриги – переправилось в Малую Азию и

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

Малая Азия

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Малая Азия и Древняя Персия Войну прекращает природаДо возникновения будущего восточного гиганта - персидской державы Ахеменидов в Малой Азии соперничали между собой Мидия (царь Увакастра) и Лидия (царь Агиат). Ожесточенная борьба между ними закончилась совершенно

Из книги Очерк о серебре автора Максимов Михаил Маркович

Малая Азия и Греция К. Маркс говорит, что «…добывание серебра предполагает рудокопные работы и вообще сравнительно высокое развитие техники. Поэтому первоначально стоимость серебра, несмотря на его меньшую абсолютную редкость, была относительно выше, чем стоимость

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Малая Азия Природные условия Малой Азии не похожи на те, в которых складывались «цивилизации великих рек». Крупных рек на этом полуострове нет вовсе, а те, что есть, практически непригодны для создания ирригационных систем. Земледелие здесь основывалось главным образом

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Малая Азия в III веке до нашей эры Одной из самых своеобразных частей эллинистического мира являлась Малая Азия. Наряду с древними центрами культурной жизни в ней были области, которые сохранили формы отношений, восходившие к первобытнообщинной эпохе. Малая Азия имела

Из книги Древний Восток автора

Глава III Малая Азия и Закавказье в древности Настоящий раздел начинает обзор древней истории стран Леванта, Анатолии, Армянского нагорья и Иранского нагорья. При взгляде «с птичьего полета» все эти регионы позволяет объединять то, что они в геополитическом смысле

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Малая Азия в I тысячелетии до н. э Фригийцы и Фригийское царство Балканские племена, именовавшие себя фригийцами (мигдоны, аскании, берекинты), переселились в Малую Азию в середине XIII в. до н. э. В середине XII в. до н. э. еще одно балканское племя причерноморских бригов

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

11.5. МАЛАЯ АЗИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ МОНГОЛЬСКИМИ НАШЕСТВИЯМИ Монгольское нашествие, обрушившееся на Ближний Восток, не миновало и Малой Азии. В 1243 г. двигавшиеся на запад монгольские войска достигли границ Румского султаната. Султан Гияс-эд-дин Кей-Хюсрев II мобилизовал все свои

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Малая Азия в I тыс. до н. э. Фригия и Лидия Балканские племена, именовавшие себя фригийцами, переселились в Малую Азию в середине XIII в. до н. э. Спустя столетие другое балканское племя – причерноморские бриги – переправилось в Малую Азию и частично вытеснило, а частично

Из книги Аграрная история Древнего мира автора Вебер Макс

2. Малая Азия (эллинической и римской эпохи) Империя Александра и его преемников состоит, как известно, поскольку принимается во внимание Малая Азия, из территорий греческих городов (сюда входят и храмы), с одной стороны, и из???? ????????, которая не имеет городов и расчленена на

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Глава 4 Малая Азия. «Народы моря» Если мы полагаем, что расположение древней Трои неверно определено, то это неизбежно связано и с неверным расположением т. н. Малой Азии. Что ж, давайте оценим, насколько уверенно расположена Малая Азия в Турции.Малая Азия у Геродота

Малая Азия - полуостров на западе Азии (территория современной Турции). Омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским и Средиземным морями.

Хеттское царство

Хеттское царство - государство в Малой Азии (область Восточная Анатолия). Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Возникло в начале II тыс. дон. э.

1680-1650 Правление царя Лабарны. Завершение объединения Хеттского царства.

1620-1590 Правление царя Мурсули I. Усиление централизации в Хеттском царстве. Завоевание хеттами Вавилонии (1595 до н. э.).

1380-1340 Правление великого царя Суппилулиумы I, искушённого дипломата, способного полководца и дальновидного политика. Изгнал египтян из Сирии (битва при Кадете), превратил Хеттское царство в могущественную военную державу, простирающуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Чёрного моря до границ Ассирии и Вавилонии.

1340-1305 Правление царя Мурсули И. Апогей военного могущества Хеттского царства. Хетты вышли к берегам Эгейского моря.

1190 до н. э. Под напором коалиции средиземноморских племён («народов моря») Хеттское царство распалось и прекратило своё существование.

Троя. Лидия. Милет. Понт. Пергам

1900-1300 до н. э. Наивысший расцвет города Троя («Троянского царства»). Этот период закончился разрушительным землетрясением.

Троя (Илион) - древний город-государство. Находился на побережье Эгейского моря (северо-запад современной Турции, у входа в пролив Дарданеллы). Основан в III тыс. до н. э. Просуществовал до конца эпохи эллинизма (I в. до н. э.). Троя обнаружена в 1870-х при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык.

692-546 до н. э. Период существования независимого государства Лидия на западе современной Турции между реками Герм (ныне Гедиз) и Меандр (ныне Большой Мендерес). Столица - город Сарды (на реке Герм). Царская династия Мермнадов (Гигес, Алиатт, Крёз) утвердила власть Лидии от побережья Эгейского моря до реки Галис (Центральная Анатолия). Последний царь - Крёз, богатство которого вошло в поговорку, был низложен войсками персидского царя Кира II, и Лидия стала областью Персии.

600 до н. э. Вершина экономического и культурного развития города Милет. Милет - древнегреческий полис на побережье Эгейского моря напротив острова Самос (юго-запад современной Турции). Известен с VII в. до н. э. Жители занимались торговлей и ремёслами. Сожжён в 494 до н. э. после провала восстания греческих полисов Малой Азии против персидского владычества.

302-64 до н. э. Период существования государства Понт (Понтийское царство) на южном берегу Чёрного моря. Основан Лисимахом, полководцем Александра Македонского, после распада империи. Наивысший расцвет - при царе Митридате VI Евпаторе (132-63 до н. э.); завоевал всё побережье Чёрного моря, окончательно покорил скифов. Митридат провёл три войны с Римом. Поражение Понта привело к включению его территории в состав Римского государства. Период существования самостоятельного города Пергам («Пергамское царство»). Пергам - древний город-государство на северо-западе Малой Азии (современная Бергама, Турция). Основан в XII в. до н. э. Владел значительной территорией (до побережья Эгейского моря на западе и до горной цепи Ида южнее Трои на севере). Торговый и культурный центр эллинистического мира. По завещанию царя Аттала III перешёл к римлянам.

Малая Азия

Малая Азия, или Анатолия, «страна восходящего солнца», из-за своей протяженности, положения на перекрестке цивилизаций, расположения своего ландшафта, близости к Константинополю очень рано стала и долго оставалась центром империи. Ограниченная с севера и юга морями без островов - Черным и Средиземным, Малая Азия тесно связана с Грецией, от которой она отделена только островами Эгейского моря. На востоке граница всегда была неопределенной, поскольку рельеф и проявления климата не позволяли точно различить, где заканчивается Анатолия и начинается Армения. Если оставить Армении провалы, то Малая Азия будет располагаться к западу от Евфрата и его притока Карасу, до Акампо (Чорох) на севере. На юге горная цепь Аман отделяет ее от Сирии. Внутри этих границ гористый рельеф выделяет на территории Малой Азии два региона: внутреннюю часть и зону вокруг гор. Внутренняя часть - это центральное плоскогорье со средней высотой в 1000 м, выше которого то там, то здесь возникают островки гор. Около этих гор текут медленные реки, почти все впадающие в Галис (Кызыл-Ирмак) или в Сангарий (Сакарья), которые спускаются к Черному морю. Климат здесь континентальный, жаркий и сухой летом, холодный и снежный зимой, без значительных осадков, в степи господствует кочевая жизнь. Внешний край, лучше орошаемый, был знаком и с сельским хозяйством. Северное побережье простиралось вдоль горной цепи, разделенной Галисом. Северо-восточный ветер приносил сюда обильные дожди, благодаря которым на вершинах были густые леса, состоящие из сосен, елей и буков, а внизу - лесоводческие культуры и луга. На южном берегу, ограниченном горной системой Тавра, был средиземноморский климат. Горы были покрыты хвойными деревьями, например корабельными соснами. Западный регион, более комплексный, был в то же время более уютным; на юге, в Карии и Ликии, он был ограничен продолжением гор Пелопоннеса и Крита; на востоке - Тавром; в центре и на севере - краем эгейской системы, которая соединялась с горами Понта; в целом он напоминал Грецию. Как и в Греции, изломы, круглые низины, продолговатые впадины врубались в скалы, сопровождаемые некоторыми значительными реками, текущими от побережья к центральному плоскогорью (Каик, Герм, Кестр, Меандр). Бухты и мысы сменяли друг друга, предлагая для навигации значительное число естественных портов. Граница, вместе с высоким плоскогорьем, образована Сангарием. На побережье, где господствует средиземноморский климат, выращивали виноград, оливковые деревья, шелковицу, фруктовые деревья, а во внутренней части региона выращивали зерновые культуры, там же располагались пастбища.

Западный регион Малой Азии, таким образом, простирался от берегов Пропонтиды на севере, где два узких и глубоких залива дают приют Никомидии (Измит) и Киосу (Гемлик), порту города Никея (Изник), который располагался на 87 м выше озера Аскания и был соединен с заливом Измит тремя второстепенными дорогами. Западнее, на перешейке, который соединяет полуостров Арктоннесос с сушей, располагался процветающий порт, город Кизик. На юге от двух последних городов располагались две местности, занимавшие особое положение: Пруса (Бруса) у подножия Олимпа в Вифинии (2550 м), знаменитая своими термальными источниками, и Лопадий (Улубад), цитадель, защищающая мост на реке Риндак и препятствующая проникновению на побережье. Множество других крепостей, построенных между горами Ида и Олимп, защищали плодородную равнину, так же как и Дорилей, некое подобие аванпоста на дороге в Константинополь перед высоким плоскогорьем и поясом укреплений, защищавших долину Сангария, уже с XII в. Главный город этого региона - Никея, богатый благодаря своему текстильному производству (шелк). С 1204 г. он становится императорским городом, но попадает в руки турок спустя сто пятьдесят лет. На юго-западе располагалась Мизия, хотя и гористая, но с плодородными равнинами, по которым протекают полноводные реки. Вдоль этих рек следуют дороги с севера на юг (Таре, Эзеп, Граник, Скамандр, Каик). Гора Ида (1770 м) возвышается над всем этим ландшафтом. На западе вулканический конус создает остров Тенедос, служивший важной торговой базой, которая была знаменита, например, тем, что стала предметом долгой борьбы между венецианцами и генуэзцами в XIV в. В современном заливе Эдремит находился город Адрамиттий: уничтоженный пиратами в 1100 г., он был восстановлен на некотором удалении от моря. В византийскую эпоху исчезли все знаменитые греческие города этого побережья, кроме Пергама и Митилены - главного города острова Лесбос. Лидия и север Карии образовывали самый богатый регион Малой Азии во многом благодаря плодородным долинам Герма, Каистра и Меандра, вдоль которых следовали дороги, проникающие во внутреннюю часть территории и объединяющие многочисленные города: Магнезия (Манисса) между Гермом и горой Сипил, Нимфайон (Ниф) на юге от этой горы, Сарды - самый крупный, разрушенный в XIV в. сельджуками, Филадельфия (Алашехир), Эфес; недалеко от устья Каистра, вдоль Меандра, - Милет, Траллы (Айдин). Однако в коммерческом плане порт Смирна (Измир) оттеснил их, уступив только в XIV в. Константинополю. Помогла ему в этом благоприятная ситуация. Но как и острова Лесбос, Хиос, Самос и Икария, расположившиеся по всей длине побережья, ориентированные на него и защищавшие торговые перевозки, Смирна и Фокея, экспортер квасцов, попали в XIV в. под власть генуэзцев. В это же время регион заняли турки-сельджуки, основавшие здесь несколько эмиратов. Гористая Кария своими уступами спускается к морю, продолжаясь там скалистым архипелагом Спорады, все острова которого заселены рыбаками (Патмос, Низирос, Тилос), кроме Коса и Родоса, где есть плодородные холмы. Из-за своего стратегического расположения на морском пути, ведущем из Сирии в Эгейское море, это море было ареной многих столкновений: в VII в. арабы захватили большую часть островов, Родос в 1204 г. стал латинским, затем вернулся в состав Византии, но к началу XIV в. рыцари ордена Святого Иоанна Иерусалимского заняли и этот остров, и другие острова Спорад и маленький порт Галикарнас напротив Коса. С XIII в. суша была оккупирована турками-сельджуками вплоть до реки Меандр.

Внутреннее плоскогорье включало в себя древние «классические» провинции Фригию, Ликаонию, Галатию и Каппадокию. Фригия на западе была волнистым плоскогорьем высотой от 800 до 1200 м над уровнем моря. Это плоскогорье пересекали лесистые горные вершины, на которых летом пасли скот. Вершины были изрыты низинами и изолированными долинами. Из-за климата, менее сухого, чем в центре плоскогорья, здесь господствовала пригодная для овец степь, покрытая кустарником. С гор спускались крупные реки (Сангарий, Тембрис, Риндак, Макест, Герм, приток Меандра), что позволяло, благодаря системе ирригации, разводить в оазисах фруктовые сады. Переходная зона, Фригия, была слабо заселена, все ее города были только местами стоянок: Филомилий (Акшехир), расположенный между Султан-Дагом (2600 м) и озером Сорока Мучеников в плодородном бассейне, Аморий, сегодня покинутый, Котиэон (Кютахия) на плодородной равнине около Тембриса, Дорилей (Ескишехир), у прохода к низине Сангария, Синада (Чифут-Кассаба). Юго-западная часть Фригии более возвышена, горы здесь чередуются с высокими степными плоскогорьями и сдавленными между ними низинами. Единственный относительно важный город здесь - это Апамея (Динеир), напротив долина Ликоса, притока Меандра, у подножья Кадма (Хонас Даг, 2575 м); она была благоприятна для развития трех городских центров - Гиерополя, Лаодикеи и Колосса, их затем, в начале VII в., сменил Хоны. Ликаония была лишена воды, она, вероятно, вообще не обрабатывалась, за исключением южного края, где располагалась низина, достаточно орошаемая для того, чтобы выращивать некоторые злаки. Тогда в этом районе был один важный город - Иконий (Кония); расположенный между невысокими холмами, он служил точкой пересечения дорог во Фригию, Писидию и Киликию, а значит, и Сирию. Цепь крепостей защищала доступ на плоскогорье, с юга - Листра, Дерба, Ларанда, а с востока - Кибистра (Эрегли), Тиана, Архелай (Ак-Сарай). Галатия закрепила свои территории между изгибами Галиса и Сангария. Состоящая из хорошо орошаемых высоких равнин и волнистых плоскогорий (от 800 до 1400 м), Галатия пригодна для выращивания зерновых. Главный город этого района - Анкира (Анкара), построенный в вулканической части территории.

Плоскогорья Каппадокии, возвышающиеся к востоку от Малой Азии, отрезаны от мира высокими горными цепями. Сообщение с регионом становится очень трудным, так как нужно перебраться через несколько преград, если двигаться с севера, или пересечь соляную пустыню, если двигаться с запада, чтобы достичь Малакии на востоке Каппадокии или Кезарии, торговой столицы региона. Однако дожди там обильны и на северных склонах растут деревья, а защищенные со всех сторон долины позволяют выращивать виноград. Восточная Каппадокия, напротив, покрыта степями и вулканическими районами. Они усеяны пирамидами, которые изрезаны гротами, по меньшей мере с первых веков христианства и оставляют мало места для сельского хозяйства.

Каппадокия - регион разной высоты, состоящий из гор, низин и равнин, знаменитый как своим коневодством, так и сельским хозяйством. Это холмистый край, охватывающий изгиб Галиса, самой крупной реки Малой Азии, и ее притоки, текущие параллельно, - Каппадокс (Делидже-Ырмак) и Скилакс (Черек Су). Города расположены по краям плоскогорья - Мокиссос, или Юстинианополь (Керсехир), Тавий, Севастия (Сивас) на границе с Арменией, Кесария (Кайсери) - дорожный узел, расположенный в круглой плодородной равнине, у подножья горы Аргаис (3830 м). На западе от этого города из застывшей лавы дожди выточили ландшафт из неровных пирамид и пещер. Население этого региона, может быть, грубое, поставлявшее войска, прославленные по всей империи, устроило в этих пещерах светские и монастырские жилища. Особенно часто они становились храмами, выверенная архитектура и украшения которых подчеркивали высокий уровень развития ремесла.

Северное побережье Малой Азии делится на два региона: Понт и Пафлагония, разделенные рекой Галис. Покрытая лесами горная цепь, которая окаймляет Понт, достигает 3700 м в высоту, однако она разбита лощиной реки Лик, которая впадает в Черное море (называясь уже Ирис), а также несколькими другими реками меньшей глубины. Прибрежная полоса, защищенная от холодной зимы внутренней части региона, богатая дождями, покрыта оливковыми деревьями, виноградом, шелковицей и зерновыми культурами. Понт пересекает дорога, которая обслуживает основные города этой части Малой Азии: Амасию на Ирисе, Неокесарию, Колонию, - и, наконец, достигает Саталы, крепости, защищающей проход (2300 м), ведущий к городам Трапезунда. Хорошо защищенный на своем рейде, Трапезунд был главной точкой международной торговли, связывающей византийский мир, Климаты , Армению, Персию, а позднее и арабские страны. С 1204 по 1461 гг. он был столицей греческой империи, называвшейся Трапезундской. Население Понта, производителя текстиля, территории, где добывались квасцы, серебро, золото, заготавливалась древесина, в основном составляли очень деятельные греки. Основными портами были также Амис (Самсун), где начиналась дорога в Никомедию, и Керасу (Керасунт). Регион, расположенный между нижними течениями Галиса (Кызыл Ирмак) и Сангария (Сакарья), занимали древняя провинция Пафлагония и восточная Вифиния. Горная цепь превращается здесь в плоскогорья, едва ли более высокие, чем центральное плато, над которыми возвышаются несколько вершин (например, гора Иглас). Побережье отвесно падает в море, не создавая ни одного удобного убежища, за исключением таких портов, как Синоп, вытесненный Трапезундом, Гераклея (Эрегли) и Амастрида. Хотя дорога из Амасии в Никомедию, которая проходила через Клавдиополь (Болу), а отклоняясь, достигала и Гангр, единственных значительных центров этой территории, и проходила по этому региону, он, тем не менее, имел минимальную значимость.

Южное побережье Малой Азии включало в себя Ликию, Писидию, Памфилию и Киликию. Страна известняковых скал, достигающих высоты в 3200 м, практически лишенная плодородных низин, Ликия была самым диким регионом Малой Азии в период византийского господства. В долине Ксанфа, отделявшей Ликию от Карии, располагался всего один город, также Ксанф. Вероятно, самым важным городком был Миры, на изгибе побережья, ставший знаменитым благодаря культу святого Николая и перевозу его мощей в XI в. в Италию, в город Бари, покровителем которого он с того времени стал. Писидию, регион также гористый, хотя и не такой высоты, как Ликия, пересекает линия низин и котлованов, вплоть до самой зоны больших озер на северо-западе: Кибира, Барис, Антиохия, Созополь - значительные города на маршрутах, соединяющих южный берег Малой Азии и внутреннюю часть Писидии с Никеей, - «в некотором роде перевалочная станция» (X. де Планхол). Равнина Памфилии на юге состояла из нескольких частей: горные скаты нависали над западным побережьем, покатые террасы громоздились друг на друга около Атталии (Анталия), у глубокого залива. На востоке господствовала речная долина Кестра (Аксу), а от реки и до Евримедона (Кёрпю) эта долина превращалась в однообразное пространство, покрытое галькой и песком. Наконец, к востоку от Евримедона ровную поверхность вновь нарушают обрывистые холмы. Климат здесь однообразный, более мягкий, чем в Греции: не такие холодные зимы, кривая выпадения осадков типична для Средиземноморья (потоки воды в декабре и январе, летняя засуха). Оливковые деревья здесь выращивают на высотах вплоть до 750 м над уровнем моря. Самым важным византийским городом была Атталия, крупная база императорского морского флота в этой бурной части моря. Следующим по размеру был Сиде, расположенный на побережье, а во внутренней части территории - Сельге и Перге. Киликия Трахейя (или «суровый»), древняя Исавра на западе, Педиа (или «равнина») на востоке - этот регион был ограничен горами Тавра и побережьем. Именно на этом высоком известковом плоскогорье без всякой растительности, ограниченном двумя горными цепями и разбитого рекой Каликаднос, жили исавры, воинственный народ, усмиренный византийцами в начале VI в., из которого впоследствии набирали солдат, известных своим умением наступательного боя. С другой стороны от перевала Ларанда (Караман), который открывает дорогу к Селевкии (Селифке), горы Тавра поднимаются к востоку, достигая высоты 3560 м (Булгар Даг), затем поворачивают к северу несколькими параллельными горными цепями, достигая в своей высшей точке 3910 м (Демирказык, Ала Даг) - самая высокая вершина Малой Азии. Долина, которую пересекает приток Сара (Сейхуна) - Кидн (Чакут), позволяет преодолеть узкий проход к центральному плоскогорью, высотой до 1500 м выше уровня моря, для того чтобы достичь большой дороги Иконии (Кония) по знаменитым «Вратам Киликии» (Пиле), которые за долгие столетия видели приливы и отливы стольких европейских и азиатских народов. Если обратить внимание на восток, по ту сторону горы Аргэ, то там находится ряд вершин, идущих с севера на юг. Это Анти-Тавр, менее высокий, чем Тавр (самая высокая точка - Бимбога Даг, 3000 м), но намного более непроходимый. В районах Малой Азии с неровным рельефом, таких как Ликия, чрезвычайно много деревьев: леса или чащи покрывают почти всю территорию, в них все еще водятся дикие звери. Единственный крупный город, Комана, сегодня уже покинут, располагался он в верхнем течении Сара. Большая часть дороги в этом регионе была проложена на север, к Кесарии, на восток, к Арабиссосу (около Альбистана) и Мелитене (Малатия), через проход Эль-Куссук, и на юг, к Арабиссосу и Германикополю, через проход Адата (Аль-Хадат). Дальше Тавр изгибается к северо-востоку и между Галисом и Евфратом проникает в Армению, где прерывается то там, то здесь широкими плоскогорьями между Арабиссосом и Севастией.

Продолжение впадины, которая идет от Красного моря, «Врата Киликии» (Гюлек-Богхаз), между Булгар Дагом и Ак Дагом, - это единственный проход между плоскогорьем Малой Азии и морем вдоль известнякового Тавра. Прорытый Кидном проход в своей самой узкой части не достигает и ста метров, он ведет в Киликию, в Сирию, в Багдад, к Персидскому заливу. Недалеко от него находится византийская крепость, откуда подавались световые сигналы, которые через все плоскогорья предупреждали Константинополь о прибытии врага.

И наконец, между Тавром и Аманом (с востока) зажата равнина Киликии, известная своим жарким климатом, которую орошают реки Сар (Сейхун) и Пирам (Джейхан). На этой равнине расположены такие города, как Таре на реке Кидн, которая была когда-то судоходной, Адана на Саре, Мопсуэстия на Пираме, Лайаццо (Эге, Айас), этот город, которого сейчас уже не существует, был портом в западной части залива Александрете и после западных Крестовых походов играл очень важную роль в торговых связях с Левантом. Объединенная прибрежной дорогой, которая шла через Исс, к Александрете (Искандерун), у подножия горы Аман, Киликия была больше связана с Сирией, чем с Малой Азией, от которой она была почти целиком отделена горной цепью Тавра. И светская, и церковная административная география, как во времена византийского господства, так и во время захвата этих территорий, несколько раз подтверждала такое положение вещей, вызванное морфологическим строением ландшафта. В начале VIII в., отступая из Малой Азии, арабы, тем не менее, сохранили часть Киликии, включавшую в себя территории между Каликадном (Гёк Су) и верхним течением Галиса и Евфрата. После поражения павликиан эта территория сократилась до района, включающего земли от Лама (Лама Су) у «Врат Киликии», в переходе Арабиссоса, до течения Евфрата, между Самосатой и Зегмой. Киликия во второй половине X в., на столетие вновь ставшая византийской, была потеряна из-за продвижения сюда сельджуков, которые заняли все территории, начиная с Тарса. В это же время армяне захватили Каппадокию и восточную часть Киликии, затем подчинили себе вообще весь регион, включив его в состав Армянского царства. Вновь став в XII в. на короткое время византийской, Киликия в XIV в. перешла под турецкое господство.

Византийскую Малую Азию всегда пересекало множество дорог, которые всегда огибали горы, как это было в римскую эпоху, но не степи. Важнейшие маршруты все вели к Константинополю через Никею (Изник), Никомедию (Измит) и Халкидон (Хайдар-паша). Основными дорогами были: 1) Никея - Дорилей около Тембриса - Анкира - Севастия, дальше к Армении или Анкира - Кесария, дальше к Киликии и к Коммагене; 2) Никея - Анкира - Кесария - Таре, дальше к Сирии - это дорога паломничеств; 3) Никомедия - Амасия - Неокесария - Северная Армения и Никея или Никомедия - Анкира - Кесария - Арабиссос - Мелитена - Южная Армения. По южному побережью, которое особенно хорошо обслуживалось, проходили следующие дороги: 1) Таре - Иконий - Лаодикея - Аморий, вдоль края пустыни Дорилей - Никея; 2) Лаодикея - Филомелий - Дорилей - Никея (это маршрут I Крестового похода); 3) Иконий - Антиохия - Котиэон - Никея; 4) Атталия - Котиэон - Никея; 5) Атталия - Кибира - Сарды - переправа через Герм - Милет - Никея. Центральную степь также пересекали две дороги, иногда труднопроходимые из-за хорошо вооруженных банд: первая соединяла Таре и Никомедию через Тиану, Архелай (Ак-Сарай) и Анкиру; вторая - Таре и Никею, через Тиану, Архелай, южный берег соленого озера Татта и край пустыни, Пессинунт и Дорилей.

Географический контраст между центральным степным плоскогорьем и тремя прибрежными регионами, где было развито сельское хозяйство, находит свое отражение в истории Малой Азии. Сельджуки, отброшенные византийцами и крестоносцами, укоренились на плоскогорье, где и вели кочевой образ жизни вплоть до XII в. Основание Латинской империи в начале следующего века позволило правительству крестоносцев занять регион, включающий в себя земли между устьем Сангария и городом Адрамиттий. Трапезундская греческая империя в течение двух с половиной веков владела древней провинцией Понт. Расположенная между ними Никейская греческая империя включала в себя Северную Фригию и Аморий, север Галатии с Анкирой и Пафлагонию. Все остальное принадлежало сельджукам, которые достигли даже Черного моря, взяв в 1214 г. Синоп. В XIV в., за исключением Филадельфии, которая оставалась византийской вплоть до конца века, вся Малая Азия подчинилась владычеству сельджуков, которые разделили ее науджи, приграничные районы, бейлики и эмираты, а затем перешла под власть династии Османа и в конце концов составила основную территорию Оттоманской (Османской) империи.