Эллада история древней греции. Презентация на тему: "Древняя Греция, Эллада – античная греческая цивилизация на юго- востоке Европы, наивысший расцвет который пришелся на V- IV вв

Первое название «Эллада» древняя цивилизация греков получила от римлян. О народе говорили «эллины». Древние греки, как и представители других культур, знали историю о Всемирном потопе, который обрушился на мир за неповиновение людей Богу. Согласно легенде удалось спасти во время бедствия только двум людям на Земле: Девкалиону и его супруге Пирре . От их брака родился сын, которого звали Эллин. Он считался прародителем всех греков. Потомки Эллина, ахеяны, доряне и ионяне стали основателями греческих племен.

Возникновение Греции

Основание греческого государства было положено на островах Эгейского и Ионического морей, на южной территории Балканского полуострова. Берега Греции омывают многочисленные заливы. Греки всегда жили у моря, поэтому основной промысел их был связан с этой стихией. Разделение территории государства было обозначено по границам горных хребтов, которые растянулись по всей площади Греции. От их расположения зависит климатический пояс. Мореплаватели и рыбаки выходили в море только в летний сезон и ранней осенью, в остальное время случались бури и путешествия по воде были опасны.

Регионы Греции

Первоначально вся территория греческого государства делилась на три административных центра. В Фессалии находилась знаменитая горная вершина на севере, получившая определенный статус в религии Древней Греции, — Олимп. Снежные покровы не сходили с нее даже в летние месяцы, поэтому с Олимпом было связано утверждение греков о том, что это место является домом для обитания богов. Регион Аттика прославился городом Афины, величественной столицы Древней Греции. Пелопоннес занял важное место в истории древней цивилизации благодаря двум главным портам, откуда уходили корабли на Запад – в Италию, и в страны Востока. Побережье Греции, граничащее с Малой Азией, усеяно лагунами. В этом районе были возведены красивейшие города Эфес и Милет рядом с Ионическими островами.

Развитие сельского хозяйства в Древней Греции

Поскольку плодородных земель в Греции было немного, а климат не позволял выращить по 4 урожая в год, как это было в Древнем Египте, пшеница засеивалась малыми количествами. Ввозилось пшено для выпечки хлеба с других государств. Зато влажный средиземноморский климат идеально подходил для выращивания оливок и винограда. Со временем в Греции возникла крупнейшая в мире и лучшая по качеству изготовления промышленность, основанная на переработке оливок. Их перерабатывали в масло, употребляли в пищу в соленом и маринованном виде. Из винограда делали вино, сорта которого до настоящего времени признаны среди винодельцев одними из лучших. Также в Греции занимались выращиванием орех, яблок, гоороха и бобов, чеснока и лука. Древние греки засеивали поля леном, из которого делали великолепные ткани. Изделия и полотна из греческого льна продавались на Восток.

Каменоломни Греции

В Древней Греции велась добыча меди и железа . Главным промыслом была добыча мрамора, из которого были построены многочисленные памятники архитектуры древней цивилизации. Продукты питания, масла, пшено греки хранили в глиняных сосудах. Благодаря отличным качествам греческой глины увидеть материалы, с которыми работали эллинские мастера можно и сегодня в музеях Греции и всего мира. Это вазы, посуда, предметы быта.

Космоцентризм античной древнегреческой натурфилософии. Основополагающим признаком (характеристикой) древнегреческой, как, впрочем, и китайской и индийской, натурфилософии и естествознания был космоцентризм. Каждый ученый того времени являлся одновременно, или даже скорее, философом, мысля абстрактными и отвлеченными от конкретных фактов категориями, стремился представить все мироздание в целом. Это проявилось во всех космогонических идеях, прежде всего, в концепции самого космоса.

В древности у эллинов космос означал «порядок», «гармонию» (а противоположный ему термин «хаос» - «беспорядок») и первоначально применялся к обозначению воинского строя и государственного устройства. Но в VI-V вв. до нашей эры появляется понимание космоса как Вселенной, как места вселения человека, доступного умозрительному осмыслению. Это означало, что образ космоса наделялся либо качествами, присущими живым существам (как огромного человекоподобного организма), либо социальными, общественными качествами. Космос являлся как бы макрочеловеком, а человек - микрокосмом. Это объединяло человека и космос в единое целое, упорядочивало и гармонизировало весь мир (природу, Вселенную). Человек, как микрокосм единой Вселенной, воплощает в себе все те силы и «стихии», которые образуют космос.

«Стихии» или «элементы» стали развитием следующего этапа античной натурфилософии. Учения о первоэлементах (стихиях, началах) появляются в Древней Греции как самостоятельные сущности благодаря крепнущему космоцентризму. Рождение и организация таких первоэлементов, как огонь, воздух, вода, земля, как правило, происходят под действием божественных сил - родителей. Идея о первоэлементах в естествознании актуальна и сегодня и далеко не исчерпана.

Естествознание Древней Греции (Эллады). Под названием Эллада (от греч. - Hellas) понимается территория древнегреческих государств, занимавших юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших свое влияние в период греческой колонизации (VIII-VI вв. до н. э.) на территории Южной Италии, восточной Сицилии, южной Франции, на северное побережье Африки, проливы и побережья Черного и Азовского морей. С 146 г. до н. э. Греция (Эллада) фактически оказалась под властью Рима, а с утверждением Римской империи в 27 г. до н. э. была превращена в римскую провинцию Ахайя. С IV в. н. э. Греция составила государственное и культурное ядро Восточной Римской империи - Византии.

Эллинистические учения о первоэлементах (ионийская или милетская школа). Первый из известных мировых философов, философ Древней Греции (Эллады) Фалес из Милета (625-547 гг. до н. э.), скорее был грек, чем, как не исключают многие, финикиец из знатного рода, и был тем первым в истории мировой цивилизации человеком, которого по праву можно считать не только отцом греческой философии (так его называл Аристотель), но и праотцом греческой, западноевропейской и мировой науки. Сочинения Фалеса до нас не дошли, но широко цитировались в трудах более поздних древнегреческих мыслителей (Геродота, Ксенофана, Аристотеля), с его именем связывают многочисленные философские размышления и научные открытия в астрономии, математике, метеорологии и географии. Его смело можно назвать первым среди людей ученым, и, как ученый, он высказал первое фундаментальное предположение о главнейшей составляющей материи, полагая, что началом (стихией, первоэлементом) всего существующего является вода или влага. Фалес высказал это вслед за Гомером, который в «Илиаде», и Гесиодом, который в «Теогонии», говорят, что источником возникновения всего сущего являются титан Океан и нимфа Тефида. Аристотель предполагал, что свое воззрение Фалес вывел из наблюдений, что пища всех существ влажная, семя прорастает во влажной среде, умирающее всегда высыхает, вода - основа всякой жидкости, земля плавает на воде и т. д.

В ту пору философов называли физиками, фисиолога-ми (от греческого слова phisis (физис, фисис, иногда фю-сис) - природа; в античной медицинской практике понятие природа означало органическое произрастание, применявшееся к растениям, животным и человеку (сравните с современным словом физиология)), пытавшихся познать сущность, субстанциональную основу природы. Аристотель позднее следующим образом резюмировал понятие природа: «...природою в первом и основном смысле является сущность..., а именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых». Следует особо принять во внимание, что phisis происходит от греческого глагола, означающего рождаю. (Кстати, в этимологии и семантике русского слова природа, как уже отмечалось ранее, лежит тот же глагол - рождать).

Фалес известен также как астроном (полагают, что он предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., ввел 360-дневный 12-месячный календарь), как математик (впервые измерил высоту пирамиды по ее тени), как создатель учения о душе, созвучное современным представлениям об информационном поле, сохраняющем все события прошлого и настоящего и содержащее события будущего.

Ученик Фалеса Анаксимен (585-525 гг. до н. э.) за первоэлемент признавал воздух. Сущностные различия воды, огня и земли он свел к разреженности и уплотнению воздуха: разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, затем облаком, далее водой и, наконец, землей и камнем. Земля, будучи плоской, парит, подобно листу, в воздухе. Солнце, Луна и звезды тоже плоские и движутся по воздуху так быстро, что, разогревшись, начинают светиться.

Другой ученик Фалеса Анаксимандр (610-547 гг. до н. э.) не признавал первоначалом какую-либо конкретную сущность, а таковой считал нечто неопределенное, которое он назвал апейроном (беспредельное, бесконечное), понимая под этим бесконечное «беспокойство» материальной субстанции, т. е. как движение чего-то того, что бесконечно в пространстве, материально по сути, неопределенно в ощущениях. Анаксимандр также явился зачинателем космологии, полагая, что Земля - центр Вселенной, которую опоясывают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное. Земля, по его мнению, пребывает в мировом пространстве, ни на что не опираясь. Эта мысль Анаксимандра, возможно, самое значительное достижение ионийской (милетской) школы.

Учения об элементах придерживался также Гераклит из Эфеса (520-460 гг. до н. э.). Деятельное начало он приписывал огню. Известно его высказывание: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, медленно угасающий». Говоря о Гераклите, следует отметить его склонность к диалектическому видению мира. Так, Платон писал: «Согласно Гомеру, Гераклиту... все вещи движутся, словно потоки. А из стремительного движения и взаимосмешения рождается все, о чем мы говорим, что оно существует, но название это неправильно: ничто никогда не есть, но всегда становится». По Гераклиту, все возникает в силу противоположностей вещей, и все течет, подобно реке (самые знаменитые высказывания Гераклита: «Все течет, все меняется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».). Космос рождается из огня и снова сгорает в нем. Диалектика изменчивости элемента огня, его пневма (огненная энергия) была затем популярна у многих философов, в том числе у Аристотеля два века спустя.

Завершение идеи ионийской школы получили в трудах Эмпедокла (483-423 гг. до н. э.) и Анаксагора (500-428 гг. до н. э.). Если ионийцы, различая активное (движение) и пассивное (материю), не смогли их разграничить, то упомянутые выше философы сумели этого добиться. Так, Анаксагор за активное начало принял ум, а Эмпе-докл - любовь и вражду, в качестве пассивного Анаксагор считал гомеомерии или маленькие частички, сходные с теми веществами, которые из них получаются, а Эмпедокл принял сразу все четыре стихии - огонь, воздух, воду и землю, которые, смешиваясь друг с другом, образуют все богатство природы. В развиваемой концепции были огрехи, противоречивость учения Эмпедокла проявлялась, например, в том, что, признавая существование движения, он вместе с тем отрицал наличие пустоты в космосе; все вещи могут лишь меняться местами, но непонятно тогда, как в заполненном сплошь пространстве может осуществляться движение. Но многое было воспринято положительно: ум или разум у Анаксагора сделался основным концептуальным понятием в философии Платона, а впоследствии и в философии, скорее теософии, Августина Блаженного (354-430 гг.), у которого благо христианского бога состояло не только в добре, но и в его разумности.

Любопытна космологическая концепция Анаксагора в изложении раннехристианского автора Ипполита в книге «Опровержение всех ересей»: «Он считал ум как творящую причину, материю как становящуюся. Все вещи были вперемешку, а ум пришел и упорядочил. Материальные начала, по его словам, бесконечны, а малость их тоже бесконечна. Все вещи были приведены в движение умом, и подобное сошлось с подобным. Часть из них под действием кругового движения получила постоянное место на небе: плотное, влажное, темное, холодное и все тяжелое сошлось в середину (когда они затвердели, из них возникла Земля), а то, что этому противоположное: горячее, светлое, сухое и легкое - устремилось вдаль эфира». Такова картина становления космоса по Анаксагору.

Элейская школа физиков-логиков. Родоначальником этой школы был Ксенофан из Элей (580-485 гг. до н. э., по другим данным, ок. 570-470 гг.), Богом которого была вся Вселенная в целом (все есть одно, - говорил он, вглядываясь в звездное небо, в передаче этой его мысли Аристотелем), но не в чувственном ее восприятии, а в формально-логическом осмыслении, т. е. возникающей из логических рассуждений, ставших основой качественного анализа естественных явлений. Ключом к пониманию Ксенофаном бытия (Бога, космоса, сущего, универсума) является геометрическая сфера, поверхность которой хотя и ограничена в пространстве, но, вместе с тем, и бесконечна. Действительно, все точки бесконечной плоскости могут быть спроецированы на сферу конечного радиуса.

Предложенное Ксенофаном соединение противоположностей - конечного и бесконечного, а также соединение движения и покоя порождают парадоксальную ситуацию. Спекулируя на предельно широких понятиях сущего и не сущего, т. е. бытия и ничего, Ксенофан порождает некоторую языковую форму, предтечу формальной логики. В качестве материального начала (первоэлементов) Ксенофан выбирает землю и воду.

Близкие к этим мыслям были по смыслу и форме идеи Парменида (540-470 гг. до н. э.). Он считал, что мир вечно существовал, никогда не возникал и никогда не исчезнет в будущем; он неподвижен, шарообразен и однороден; он есть одно целое. Он отождествлял сущее (Бога, бытие) и ум (разум, сознание), считая его недоступным для чувственного восприятия: «Ибо мыслить - то же, что быть. Можно лишь то говорить и мыслить, что есть». Указанные тогда характеристики мира относятся скорее к мышлению, чем к реальному миру вещей. Декарт через 2 тысячи лет скажет: «Я мыслю, следовательно, существую».

Парменид доказывал, что бытие не могло возникнуть ни из бытия (поскольку ему не предшествовало никакое другое бытие), ни из небытия (поскольку небытие это ничто); значит, бытие вечно и должно существовать всегда или никогда. Он был уверен в том, что изменения невозможны, и относил видимые изменения за счет иллюзорности наших чувств. Эта философия породила понятие неразрешимого вещества - носителя изменяющихся свойств, понятие, ставшее одним из основных понятий западной философии и науки. (Попытка примирения взглядов Гераклита и Парменида привела вскоре к понятию атома). Древнегреческий историк Плутарх (ок. 46 - ок. 127) про него написал: «Он сочинил и космогонию; и рассказал, как путем смешения элементов, светлого и темного, возникают все явления». Земля у Парменида никуда не движется, она находится в центре космоса и остается постоянно в равновесии вследствие равного расстояния от всех точек периферии космоса, но иногда может колебаться (что, кстати, проявляется как землетрясение).

Аналогично Пармениду рассуждал и Мелисс Самосский (510-440 гг. до н. э.), высказываясь так: «Если сущее есть, то оно вечно, поскольку из ничего не может возникнуть нечто». Парменид и его школа первыми вскрыли противоречие между двумя картинами мира в сознании человека; одна из них - это та, которая получена посредством органов чувств, через наблюдение, другая - та, которая получена с помощью разума, логики, рационального мышления. Особо отчетливо это проявилось у Зенона (490-430 гг. до н. э.), самого яркого представителя элейской школы. О его взглядах на физику явлений известно мало, поскольку он больше полагался на мышление, чем на чувственное восприятие.

Особую известность получили так называемые апории (затруднения) Зенона об отсутствии движения. Вот, например, апория «стрела». Все, что находится в равном самому себе пространстве, покоится, так как движение может быть только откуда-то куда-то. Выпущенная из лука стрела в каждый момент времени находится в равном себе пространстве, и, следовательно, в эти моменты времени она покоится. Но тогда она покоится в течение всего времени, пока летит. Таким образом, движущаяся стрела на самом деле никуда не летит и все время только покоится. Также абсурден бег Ахиллеса, пытающегося догнать и перегнать черепаху. Особую известность имеет апория дихотомия (буквально - разрубание, разделение надвое), в которой Зенон демонстрирует невозможность движения из-за необходимости совершить бесконечное число делений какого-либо отрезка для достижения его противоположного конца. Поразительно, но в тот же древний век китайский мыслитель софист Хуэй Ши высказал два таких положения: «Если от палки длиной в один чи (около 0,33 м - авт.) отрезать половину ежедневно, то даже через десять поколений не истощится ее длина» и «В стремительном полете наконечника стрелы есть мгновение, когда он не движется и не стоит на месте». Почувствуйте разницу прагматичного китайского и абстрактного греческого мышления.

Выводы Зенона оказываются противоречащими нашим ощущениям, спекуляция идет на физическом понятии движения, которое всегда происходит в пространстве и времени. Дробя пространство до бесконечности, Зенон забывал дробить до бесконечности и время. Упускаемые из вида соотношения между пространством и временем во всех этих случаях регулируются такой динамической величиной, как скорость, а возникающие от деления бесконечные суммы конечных величин оказываются на самом деле конечными величинами. Проблемы деления и обратного их суммирования, поставленные в апориях Зенона, привели впоследствии, в Новое время, к исчислению бесконечно малых (дифференциального исчисления), интегральному исчислению и исчислению конечных и бесконечных сумм. Но само несовершенство логического анализа Зенона опутало на два тысячелетия такие важнейшие характеристики движения, как скорость и ускорение.

Пифагорейская школа. Имя Пифагора (570-496 гг. до н. э.) известно каждому, кто учился в школе. Пифагор - это не имя или фамилия, а прозвище, которое значит - убеждающий речью. Этот великий античный эллинский философ и математик, современник Фалеса, был тем, кто впервые ввел слова «философия» (фило - любовь, софия - мудрость) и «космос», а также был первым математиком Древней Греции. Для большинства он известен по знаменитой «теореме Пифагора», выражающей метрику евклидова пространства (геометрии), т. е. устанавливающую правило вычисления расстояния между двумя точками на плоскости.

В основе учения Пифагора и его учеников о Вселенной лежало число («Самое мудрое в мире - число», - говорил Пифагор). Космос у пифагорейцев символически выражался тетрактидой («четверицей») - суммой первых четырех чисел: 1 + 2 + 3 + 4 = 10, содержащей основные музыкальные интервалы - октаву (2: 1), квинту (3: 2) и кварту (4: 3). Единица была основой числа и одновременно в качестве точки она являлась образующей геометрических объектов: двойка символизировала линию, тройка - плоскость (треугольник), четверка - пространственный объем (пирамиду). Шар являлся самой прекрасной (совершенной) из пространственных фигур, и круг - из плоских. Красоту и сложность внешне однообразного натурального ряда чисел они пытались передать через симметрию геометрических фигур, тем самым рассматривали их алгебраические свойства, которыми сейчас занимается теория групп, созданная Э. Галуа в начале XIX века. Пифагорейцы называли свой способ анализа арифметическим.

Вот пример мощи его аналитического ума, взятый из книги Папюса, посвященной учению о тайном, сокровенном: «Одна музыкальная струна, - говорит Пифагор, - издает звуки такие же, как и другая струна двойной длины, если сила, ее натягивающая, в четыре паза больше; так точно притяжение планеты превышает в четыре раза притяжение другой планеты, находящейся от нее на вдвое большем расстоянии. В общем, чтобы музыкальная струна звучала в унисон с более короткой струной того же рода, сила ее натяжения должна быть увеличена пропорционально квадрату ее длины. Таким образом, чтобы тяготение одной планеты было равно тяготению другой, более близкой к Солнцу, она должна быть увеличена пропорционально своего расстояния к Солнцу. Если предположить, что от Солнца к каждой планете проведены струны, то для достижения созвучия пришлось бы увеличить или уменьшить силу натяжения, сообразно силе притяжения каждой из них» (курсив везде мой. - В. С). Поразительно, но, во-первых, Пифагором за 2000 лет (!) до Ньютона сформулировано основное положение (если вообще не полностью все) закона всемирного тяготения - квадратичная зависимость (но не обратная, а прямая зависимость) от расстояния. Во-вторых, Солнце у Пифагора занимает центральное положение среди всех небесных светил, задолго до подобных мыслей у Аристарха Самосского и Коперника. Из исследованного музыкального сходства отношений Пифагор извлек свое учение о «гармонии сфер», которого придерживались многие великие мыслители и ученые античности, в том числе Евдокс, Гиппарх, Аристотель и Птолемей. Нельзя также не упомянуть и того, что Пифагор первым указал на шарообразность Земли.

Главным является то, что мир пифагорейцев прерывен (дискретен), в нем возможно движение, и началом мира, наряду с числом, была принята пустота. Именно в пустом пространстве они двигали точку, чтобы образовалась линия, затем двигали линию, чтобы образовалась плоскость. Точка, линия и плоскость, некие абстрактные (идеальные) телесные сущности, выделялись на пустом пространственном фоне. Кстати, это все несовместимо с воззрениями элейской школы логиков, которая не признавала ни пустоты, ни движения.

Аристотель впоследствии критиковал пифагорейцев за принятие в качестве начал (первоэлементов) чистых математических сущностей, не принимал он также основопо-логающим пифагорейский умозрительный мир чисел и геометрических фигур. В единице, десятке, семерке (а в Китае всегда была популярна пятерка, в Индии - число 24, Зороастр верил в число 3 и т. д.) Аристотель не усматривал никакого конструктивного начала, поэтому боролся с пифагореизмом. Логика Аристотеля, тесно соприкасающаяся с диалектикой, софистикой и риторикой, по своей природе противостояла математике, которой поклонялись пифагорейцы.

Школа атомистов. В V-IV вв. до н. э. на смену концепции милетских «стихий», как первоначала мира приходит новая концепция - атомизм. Согласно Аристотелю, первые атомисты - Левкипп (500-440 гг. до н. э.) и Демокрит (460-270 гг. до н. э.) утверждали, что «первичные элементы по числу бесконечны, по величине неделимы, из одного не возникает многое, из многого - одно, но все порождается путем их сочетания и переплетения. В каком-то смысле эти философы также считают все вещи числами и состоящими из чисел, хотя они не говорят этого определенно». И, далее, о сущности их учения Аристотель выразился в «Метафизике» так: «Они признают элементами телесность и пустоту, называя одно из них сущим (бытием), другое не сущим (небытием)... Бытие нисколько не больше не существует, чем небытие, поскольку пустота не менее реальна, чем телесность. Материальной причиной вещей они называют и то и другое. Так же, как те, кто признает основную сущность единой, а все остальные выводит из ее свойства, принимая разреженное и плотное за причину свойств, так и Левкипп с Демокритом утверждают, что различия атомов являются причинами этих свойств. А этих различий они указывают три: форма, порядок и положение. Так как сущее, говорят они, различается «очертанием, соприкасанием и поворотом»; из них очертание есть форма, соприкасание - порядок и поворот - положение. Действительно, А отличается от N формой (очертанием. - Авт.), AN и NA - порядком (соприксанием - Авт.), N и Z - положением (поворотом -Авт.). А вот вопрос о движении, откуда оно и как сообщалось вещам, это они, подобно другим, легкомысленно обошли». Последнее замечание Аристотеля о легкомысленности атомистов не совсем справедливо, поскольку Демокрит считал само наличие пустоты, достаточным основанием для возникновения движения.

«Атомы (неделимые) вечны и неизменны, ибо они не могут испытывать те изменения, которые воспринимают люди», - говорил много позднее древнеримский врач и философ Гален (ок. 129-216 гг.). Изменчивость свойств, которые мы воспринимаем, проистекает от непрерывного движения атомов. Движение атомисты причисляли к первичным началам, таким как пустота, множественность. Демокрит, отвергая возможность прямого познания через ощущения, утверждал, что только атомы и пустота действительно истинны, все остальное лишь наши представления (ощущения, переживания). Бытие, по Демокриту, - это атомы, которые движутся в пустоте (небытии).

Атомисты, как и физики-логики (элеаты), разграничивали чувственный и умственный опыт. Демокрит, видимо, осознавал, что атомы - это скорее теоретические конструкции, чем реально существующие объекты. Если логики утверждали, что мир - это единое, сферической формы, неизменное бытие, то атомисты, напротив, утверждали, что мир - это множественное, любой формы, изменяющееся бытие. Атомы Демокрит часто называл идеями. «Идея» по-гречески «то, что видно», но «видно» именно умственному взору (теоретически)!

То, что было как будто упущено Левкиппом и Демокритом (согласно мнению Аристотеля), именно причина движения, изменения в мире атомов, ввел в атомистику Эпикур (324-270 гг. до н. э.). Он прямо высказал мысль, что причиной изменения направления движения атомов могут быть внутренние свойства атомов. В противовес элейцам Эпикур учил, что все чувственное - истинное, так как всякое ощущение исходит из реально существующего. Эпикуру также принадлежит принцип концептуального релятивизма: для объяснения одного и того же природного явления может существовать несколько теорий; любая теория верна, если она не противоречит чувственному опыту. Заслуга античного атомизма в том, что он соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных учений - учений Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, изменчив, а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен, вечен.

Концепция атомизма - одна из самых эвристических, плодотворных и неисчерпаемых программ в истории естествознания и науки. Она сыграла основополагающую роль в развитии представлений о структуре материи и о ее структурных уровнях. Атомизм и сейчас остается одним из краеугольных оснований естествознания, современной физической картины мира.

Аттическая школа. Учение Платона. Самый выдающийся мыслитель Древней Греции - Платон (427-347 гг. до н. э.) в естествознании продолжил методологическую (читай - математическую) линию Пифагора. Он учился у Сократа, затем у Кратила, последователя Гераклита и Парменида, у пифагорейцев. Он соединил учения Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственно воспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом - по Пифагору, а об общественном - по Сократу. Из прошлого не признавал Платон только атомизма Демокрита. Оба, являясь представителями конструктивной и дискретной (фактически математической) картины сущностей мира, использовали принципиально различные подходы: Демокрит, в основном, опирался на представления, взятые из материального мира физических тел, тогда как Платон пользовался понятиями, поставляемыми из мира идеальных сущностей и, в частности, математикой (недаром на вратах его Академии было написано: «Пусть не входит никто, не знающий геометрии»).

По Платону, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего; чувственные вещи возникают и погибают; в них нет ничего прочного и неизменного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины - бестелесные формы, постигаемые умом. Эти причины (формы, основы, первоначала) вещей он называл видами или, гораздо реже, идеями (по-русски «идея» - это мысль, сущность, понятие, образ, причина, модель, замысел, план). Платоновские идеи существуют не субъективно в нашем сознании, а объективно, т. е. они являются реальным бытием вещей, истинным их существованием, в то время как сами материальные вещи по-настоящему не существуют (в точности, как сегодняшняя ситуация в мире элементарных частиц с кварками и глюонами, принципиально не наблюдаемыми микрообъектами, в силу так называемой концепции конфаймента (пленения)).

Если мыслить категориями атомистов, то для них мир идей - это мир пустоты, т. е. небытие, ничто; согласно же учению Платона, именно материя есть абсолютное небытие, пустота, ничто, и, лишь соединяясь с идеями, она проявляет себя в качестве таковой, так что идея есть совершенное существование объекта (материи), его истинное бытие (его сущность).

Основываясь на вышеуказанных положениях, Платон нарисовал впечатляющую картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир же вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи; создателем всего выступает Бог-демиург, само созидание подчинено математическим закономерностям, которые Платон однозначно установил, тем самым математизируя мир, что явило собой великое провидение в естествознании в будущие века (века Нового и Новейшего времени).

В те же античные времена платоновская природа (физика) представляла собой набор умозрительных (теоретических) рассуждений о связи строения вещества и космоса с геометрическими фигурами (другой математики во времена Платона и Аристотеля не было). Так, следуя положениям Пифагора, природным элементам сообщалась пространственная мера пяти правильных многогранников - тетраэдра (пирамида) для огня, гексаэдра (куб) для земли, октаэдра для воды, икосаэдра для воздуха и всему космосу - форма додекаэдра (эти пять Платоновых тел позже, в Средневековье, сыграли решающую роль в творческих исканиях Иоганна Кеплера).

Итог творчества Платона в том, что:

Природный мир есть упорядоченный космос и упорядоченный человеческий разум, что открывает возможность рационального анализа эмпирического мира;

Умозрительный (теоретический) анализ обнаруживает некий вневременной порядок во всем, а сущность данного нам мира может быть выражена в количественных отношениях действительности;

Познание сущности мира требует от человека созидательного развития его познавательных способностей, итогом познания становится духовное освобождение человека.

Аттическая школа. Натурфилософия и естествознание Аристотеля. Величайшим ученым и философом античности был Аристотель (384-322 гг. до н. э.), ученик Платона (во многом не соглашавшийся с ним), учитель и воспитатель Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.). Последнее обстоятельство дало немецкому философу Карлу Марксу основание назвать его «Александром Македонским греческой философии», хотя Аристотель, как нетрудно догадаться, в сравнениях не нуждается. Творчество Аристотеля беспрецедентно велико и разнообразно, им были охвачены все доступные для его времени отрасли знания. Чтобы понять физику и космологию Аристотеля, необходимо познакомиться с его логикой. Само слово логика появилось впервые у Зенона (336-262 гг. до н. э.) из Китиона, основателя стоицизма, которую в свое время Аристотель понимал как аналитику, т. е. теорию умозаключений. Его аналитика есть основной метод познания, в котором, прежде всего, нужно уметь определить сущность предмета.

Аристотель рассматривал самые разнообразные способы доказательства. Если через определение можно раскрыть сущность простых вещей, то через умозаключение (вывод) осуществляется анализ сложных вещей, связывающих материю и форму. Характеристика указанного логического метода дается Аристотелем в терминах субъект (сущность) и предикат (свойства), в результате чего задача всякого доказательства сводится к выводу (умозаключению) того, что некоторый предикат принадлежит данному субъекту. Этот вывод (умозаключение) в логике Аристотеля называется силлогизмом (с греч. - исчисление). Определения и силлогизмы связаны, каждое, категориями род (общее) и вид (частное). Так, например, при определении вещи род соответствует материи и возможности существования вещи, а вид - это ее форма и действительность. По отношению к понятию силлогизма Аристотель указывал, что «нельзя, следовательно, вести доказательство, переходя из одного рода в другой, как, например, нельзя геометрические положения доказать арифметическим способом». Исследуя проблему доказательства (что будет исключительно важно для понимания всего последующего материала учебного пособия), Аристотель вводит три вида недоказуемых начал - аксиомы, предположения и постулаты. Аксиомы - это недоказуемые положения, распространяющиеся сразу на несколько родов наук. Например, указывает Аристотель, аксиомой является положение: две величины остаются равными, если у них отнять равные части. Вообще, аксиомы формулируются в рамках философии; она (как род) охватывает частные науки (как виды); поэтому все аксиомы философии будут справедливы, например, для физики. Предположениями Аристотель называет положения (начала), которые сами по себе доказуемы, но в пределах данного рассуждения принимаются без доказательства. Предположения всегда оговариваются условиями. Если это условие не признается, то предположение переходит в разряд постулатов.

Совокупность аксиом, предположений, постулатов, определений, силлогизмов - все это сфера, главным образом, умозрительной деятельности, предмет дедуктивной науки, которая разворачивается по направлению от общего к частному. Однако существует обратный познавательный процесс от частного к общему, что является предметом индуктивной науки. Под частным, или даже единичным, Аристотель понимал, прежде всего, чувственно воспринимаемое, то есть то, что поставляет нам физика (природа). Отсюда индукция позволяет навести мосты между опытным знанием и теоретическим. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемой только путем соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение о том, что это свойство -существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категорическим силлогизмом.

Аристотелем были сформулированы три закона логического мышления: 1) закон тождества: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода; 2) закон противоречия: не могут быть одновременно истинными два несовместимых высказывания - два противоположных утверждения или утверждение и отрицание - об одном и том же предмете в одном и том же отношении; одно из них будет обязательно ложным; 3) закон исключенного третьего: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными (или А, или не А).

Четвертый закон формальной логики - закон достаточного основания - был сформулирован много позднее великим немецким мыслителем Готфридом Лейбницем (1646-1716): всякая мысль, чтобы стать несомненной, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана или самоочевидна. Но еще раньше, в XIV веке, английский философ Уильям (из Оккама) высказался так:» Ничто не должно приниматься без основания, если оно неизвестно или как самоочевидное, или по опыту».

Аристотель строит свое естествознание исключительно с помощью силлогизма, т. е. формально логического вывода, не опираясь на арифметико-геометрическое конструирование, характерное для Платона. Кстати, здесь Аристотель допускал ошибку, утверждая: «Математической точности нужно требовать не для всех предметов, а лишь для нематериальных» (сейчас мы знаем, что естествознание как наука существует в основном в математической форме). Достоверное знание он добывал в результате введения определения и дедуктивного доказательства, посылки знаний находятся путем индукции или наведения, а вот вероятностное знание - диалектическим путем. Диалектика у Аристотеля является предварительным методом познания действительности; она только подготавливает ум исследователя к познанию настоящей истины. Проведя формальный анализ понятия «начал» или «первых принципов», Аристотель в «Метафизике» определил четыре причины бытия:

1) сущность или суть бытия вещи; форма или первообраз; например, для музыкальной октавы сущностью является отношение двух к одному, таким образом, сущность - это то, чем является вещь согласно своему основному определению, что остается от нее после абстрагирования от материи, т. е. формальная причина;

2) материя или субстрат вещи; это то содержимое вещи, из чего она возникает, т. е. материальная причина;

3) начало движения - это то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя, т. е. движущая, действующая причина;

4) конец движения или цель; благо, т. е. то, ради чего совершается действие; целевая причина.

Хотя Аристотель, как видим, признавал материю и считал ее некоторой сущностью, но пассивной (возможности стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия - форме - приписывал вечность и неизменность, а источником всякого движения у него был Бог - «перводвигатель» мира, высшая цель всех форм и образований. Всякая вещь есть единство материи и формы.

Космос у Аристотеля имеет геоцентрическое происхождение: Земля, имеющая форму шара, пребывает в центре Вселенной; область Земли имеет в своей основе четыре элемента «стихии»: землю, воду, воздух и огонь; область неба имеет пятый элемент - эфир, из которого состоят небесные тела. Геоцентрическая модель космоса Аристотеля, далее переработанная и развитая Птолемеем, заняла господствующее положение в космологии не только поздней античности, но и вплоть до XVI века, до космологии Коперника.

Аристотель впервые рассмотрел вопрос о форме Земли и небесных тел на основании данных наблюдений. Так как во время лунных затмений тень, отбрасываемая Землей на лунный диск, имеет всегда круглую форму, он пришел к заключению, что Земля и, по аналогии, другие небесные тела имеют шарообразную форму. Вместе с тем Аристотель признавал Землю как небесное тело, безусловно, центром Вселенной. Солнце и Луна в системе мира Аристотеля являются ближайшими к Земле небесными телами, планеты располагаются на больших (дальше) расстояниях. Вселенная ограничена сферой звезд, отстоящей от Земли в девять раз дальше, чем Солнце. При этом Вселенная представляется конечной, и все тела, расположенные внутри нее, неизбежно должны были тяготеть к Земле как к центральному телу.

Эллада - это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фундамент сформированы основные черты теоретической философии, созданы прекраснейшие памятники искусства. Эллада - это удивительная страна, а ее история полна тайн и загадок. В этой публикации вы найдете самые интересные факты из прошлого Греции.

Из истории Эллады

В истории Древней Греции принято выделять 5 периодов: крито-микенский, Темные века, архаический, классический и эллинистический. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Крито-микенский период связывают с появлением первых государственных образований на островах Эгейского моря. Хронологически он охватывает 3000-1000 гг. до н. э. На этом этапе появляются Минойская и Микенская цивилизации.

Период Темных веков именуют «гомеровским». Этот этап характеризуется окончательным упадком Минойской и Микенской цивилизаций, а также формированием первых предполисных структур. Об этом периоде источники практически не упоминают. Кроме того, время Темных веков характеризуется упадком культуры, экономики и утратой письменности.

Архаический период - это время формирования главных полисов и расширения эллинского мира. В VIII в. до н. э. начинается Великая греческая колонизация. В этот период греки расселяются по берегам Средиземного и Черного морей. Во время архаики складываются ранние формы эллинского искусства.

Классический период - это время расцвета греческих полисов, их экономики и культуры. В V-IV вв. до н. э. появляется понятие «демократия». В классический период происходят самые значительные военные события в истории Эллады - греко-персидские и Пелопонесская войны.

Эллинистический период характеризуется тесным взаимодействием греческой и восточной культур. В это время наблюдается расцвет искусства в государстве Эллинистический период в истории Греции длился до установления римского господства в Средиземноморье.

Самые известные города Эллады

Стоит отметить, что в Греции в период античности не сложилось единого государства. Эллада - это страна, которая состояла из множества полисов. В античности полисом называли город-государство. Его территория включала городской центр и хору (земледельческого поселение). Политическое управление полисом находилось в руках Народного Собрания и Совета. Все города-государства были разными и по количеству населения, и по размеру территории.

Самые известные полисы древней Греции - это Афины и Спарта (Лакедемон).

  • Афины - это колыбель греческой демократии. В этом полисе жили знаменитые философы и ораторы, герои Эллады, а также известные деятели культуры.
  • Спарта - это яркий образец аристократического государства. Главным занятием населения полиса была война. Именно здесь были заложены основы дисциплины и военных тактик, которые в дальнейшем использовались Александром Македонским.

Культура Древней Греции

Объединяющую роль для культуры государства сыграли мифы и легенды Древней Греции. Каждая сфера жизни эллинов была подчинена общим представлениям о божествах. Стоит отметить, что основы древнегреческой религии сформировались еще в крито-микенский период. Параллельно с мифологией возникла и культовая практика - жертвоприношения и религиозные празднества, сопровождавшиеся агонами.

С мифологией также тесно связана древнегреческая литературная традиция, театральное искусство и музыка.

В Элладе активно развивалось градостроительство и создавались прекрасные архитектурные ансамбли.

Самые известные деятели и герои Эллады

  • Гиппократ - отец западной медицины. Он является создателем врачебной школы, которая оказала огромное влияние на всю античную медицину.
  • Фидий - один из самых знаменитый скульпторов классической эпохи. Он является автором одного из семи чудес света - статуи Зевса Олимпийского.
  • Демокрит - отец современной науки, знаменитый древнегреческий философ. Он считается основателем атомистики - теории, согласно которой материальные вещи состоят из атомов.
  • Геродот - отец истории. Он занимался изучением истоков и событий греко-персидских войн. Результатом этого исследования стал знаменитый труд «История».
  • Архимед - греческий математик, физик и астроном.
  • Перикл - выдающийся государственный деятель. Он сделал значительный вклад в развитие Афинского полиса.
  • Платон - знаменитый философ и оратор. Он является основателем первого учебного заведения на территории Западной Европы - академии Платона в Афинах.
  • Аристотель - один из отцов западной философии. Его труды охватывали практически все сферы жизни общества.

Значение древнегреческой цивилизации для развития мировой культуры

Эллада - это страна, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Здесь родились такие понятия как «философия» и «демократия», были заложены основы мировой науки. Представления греков о мире, медицине, гражданском обществе и человеке также повлияли на судьбы многих западноевропейских государств. Любая сфера искусства связана с этим великим государством, будь то театр, скульптура или литература.

"Пять чистейших морей, сотни древнейших памятников, тысяча красочных островов, миллионы золотых пляжей, уютных отелей и фешенебельных курортных комплексов, таверен и бутиков... ", - лишь малая доля того, что директор туркомпании ITService Дмитрий Игнатьев рассказал нам, своим подопечным туристам, о Греции . Быстро усвоить обилие информации не помогли ни щедро налитые приветственные рюмки "Метаксы", ни красноречие экскурсоводов, ни двухнедельная жизнь "по-гречески". Уникальную многогранность Эллады по-настоящему осознаешь постфактум. Когда по полчаса рассматриваешь каждый свеженапечатанный фотоснимок, в любой разговор непроизвольно и некстати вставляешь свою коронную фразу "А вот в Греции... " и в десятый раз взахлеб описываешь друзьям свои впечатления... Впечатления от горных серпантинов в с ездой, напоминающей гонки "Формулы-1", от убаюкивающей взор бархатной зелени Касторийских долин, гипнотической глади затаившихся в них озер, которые через полчаса замещает неуемный бриз морских волн на побережье Кассандры . От утопающих в воде гротов и розовой от цветущих олеандров дороги на Ираклион . От фейеричного заката над Акрополем, плавно переходящего в иллюминацию афинских найтклубов... Калейдоскоп пейзажей этой небольшой страны пленит самого претенциозного эстета. Даже мы, группа в принципе морально устойчивых журналистов, едва сдерживались, чтобы не попросить подданства в каком-нибудь райском уголке. Ну хотя бы в маленькой провинции с утопающими в кустах гибискусов виллами под черепичными крышами и стайкой вальяжно гуляющих по главной улице гусей. Или в деревушке, окруженной оливковыми плантациями с мирно пасущимися на холмах белыми овечками. Не говоря уже о курортных центрах, где понимаешь, что рожден для праздника жизни, гурманства и других буржуазных утех.

Признаюсь, напоследок мы таки устроили "диверсию", ценой нечеловеческих усилий вынудив водителя по дороге в аэропорт свернуть к живописному месту. Полчаса блаженства с бокалом ароматного вина в кафе у горного озера - "поли ореа!", "оморфос!". По-нашему - "красота"! До сих пор удивляемся, как мы позволили себя "упаковать" обратно в автобус и транспортировать на родину...

Афины

Длинные узкие улицы, минимум зелени, здания с обветшавшей серой штукатуркой, моросящий дождь - вот первое, не самое лучшее впечатление от столицы Греции. Но когда пробивающиеся сквозь тучи солнечные лучи вдруг заиграют на резных ставнях старинных особняков, строгих фасадах госучреждений, кованых оградах частных домов - город просто очаровывает. В любой уличной таверне всегда есть свободное место, у каждого официанта - улыбка для посетителя, у гида - терпение повторить туристу-недотепе многовековую историю микенской цивилизации, а у прохожих - время провести гостя к Акрополю. Который, кстати, находится в самом центре мегаполиса и является главной достопримечательностью страны. Хотя в Древней Элладе такие "верхние города" были в каждой местности: строились на самом высоком холме с дворцами для царской семьи и храмами для богослужений. Уцелел лишь афинский. И пусть все скульптуры, кариатиды и внутренние украшения заменены копиями, а часть пентелийского мрамора, из которого он сооружен, - современными плитами, разящими белизной на фоне желтоватого отлива тысячелетних кладок. Пусть! Ведь воочию видишь полуразрушенный амфитеатр Герода Аттика, где ныне проводят музыкальные фестивали, настоящее оливковое дерево, якобы посаженое самой богиней, отполированную ногами туристов площадь, где когда-то стояла вылитая из бронзы самим Фидием и облаченная в золото статуя дочери Зевса. И Парфенон, запомнившийся еще с картинки из школьного учебника истории... Его десятиметровые колонны действительно расположены на разном расстоянии друг от друга и будто наклонены внутрь! Хитрый прием архитекторов Калликрата и Иктина таки работает: из-за оптического обмана храм выглядит грандиозно с любой точки осмотра. И особенно с террасы расположенного рядом фешенебельного ресторана "Акрополис" - под запеченную в сыре рыбу и стопочку узо, греческой анисовой водки - так хорошо думается о вечных ценностях...

Что посетить. Национальный археологический музей, Музей Акрополя и Музей Бенаки, Национальный парк, антикварные лавки в старой части Афин - Плаке и бутики на улице Колонаки.

За право быть покровителем столицы Греции сражались Афина и Посейдон, которые должны были преподнести ее жителям самый ценный подарок. Бог морей пожаловал воду, богиня победы - оливковое дерево. Поскольку эта местность не испытывала недостатка в воде, то покровительство и право дать городу свое имя получила Афина.

В проживает треть населения страны.

В Греции нет скуки

"До чего же греки трудолюбивый народ!", - умиленно восклицают туристы, прилетающие в Грецию под утро и по дороге в отели наблюдая за местными жителями, идущими куда-то ни свет ни заря. Да, греки трудолюбивы и считают: кто как работает, так отдыхает. И "отрываются" до первых петухов, тем самым вводя в заблуждение наивных гостей. Благо, увеселительные заведения - на каждом шагу, будь-то крохотный городок или туристический комплекс. "У нас лучше, чем на Ибице!" - пафосно говорят греки. Хочешь - ночной клуб с коктейль-шоу, хочешь - диско с неуемными диджеями. Или рестораны с чопорной сервировкой и вышколенными официантами. Или бузуки - клубы в национальном стиле с живой музыкой и с сиртаки до упаду. С настоящим сиртаки! Когда танцует только один человек под аплодисменты коленопреклоненных "зрителей". Танцует и душой, и мимикой, и жестами, передавая трагизм какой-нибудь народной песни на вечную тему "и сия пучина поглотила яго". Привычный для иностранцев греческий "хоровод" с витиеватыми коленцами здесь тоже выплясывают, но только с туристами. Например, нас хореографии "обучили" фармацевты, интеллигентно отдыхавшие за соседним столиком таверны. То ли совместный просмотр трансляции Евровидения так сблизил, то ли пьянящий аромат эвкалиптов и изысканных вин, но братание народов под разноголосое "Нас багато!" - My Number One и единогласное "Ямас!" - "Будьмо!" не заставило себя долго ждать. Правда, наутро повторить все "па" никто из нашей группы почему-то не смог... Да и некогда было - экскурсии, экскурсии, экскурсии! А с ними точно не соскучишься. Древние крепости, античные захоронения, византийские церквушки и православные монастыри - повсюду. К тому же можно просто побродить по "старому городу" любого селения, съездить на винодельни, оливковые плантации или шубные фабрики, заглянуть в гончарную мастерскую или на сувенирный рынок - в Греции для гостя открыты любые двери и всегда звучит "ясас!" - "здравствуйте!". Грецию омывают Ионическое, Эгейское, Ливийское, Средиземное, Критское моря - туристу есть из чего выбрать!

Греки любовно именую этот полуостров трезубцем Посейдона, пронзающим Эгейское море. Когда с бассейна гостиницы, расположенного прямо у обрыва скалы, смотришь на раскинувшиеся снизу золотистые пляжи, изумрудные сосновые рощи и виноградники, деревянные бухты, кристально-голубой залив, понимаешь, как щедро одарил бог морей эту землю. Размеренная жизнь городов и рыбацких деревушек, витающие в воздухе ароматы секвойи, тамариска и оливок, щадящее солнце... Побережье Ситонии и Кассандры - двух частей полуострова - просто созданы для ничегонеделания. Хотя нет: женщины не смогут долго лениться - ведь рядом, в Кастории, шубные фабрики, всемирная мекка для модниц. Правда, на столицу норковых манто и шиншилловых горжеток этот городок совершенно не похож. Спрятанный между горными холмами, он напоминает красный от черепичных крыш полумесяц, любующийся в зеркальные воды озера-блюдца. Сказочная панорама! Которую, увы, едва успеваешь заметить, бегая по сотням шубных центров в поисках "такой же, но с перламутровыми пуговицами", до хрипоты торгуясь с продавцом и пытаясь наконец-то усвоить, что именно он сказал: "да" (по-гречески "нэ") или "нет" (по-гречески "охи")? Но меховой шопинг в Греции - это уже совсем другая история.

Что посетить. Гробницу царя Филиппа, отца Александра Македонского, в Виргинии; руины древнего города Олинф; шубные фабрики в Кастории.

Пляжи пятисоткилометрового побережья Халкидиков входят в реестр самых чистых в Евросоюзе.

Афон

Об этой горе слышал каждый. Но мало кто знает, что она находится в единственной в мире монашеской республике на третьей части халкидикийского полуострова - Агиос Орос. Аскетичную сдержанность двадцати мужских монастырей этого государства, первые обители которого были заложены тысячу лет тому назад по велению императора Василия Первого, туристы могут увидеть только с палубы парома, медленно объезжающего отрешенную от мира территорию. Правда, при наличии разрешений от высших сановников Афон могут посетить и обычные мужчины. Эта "вопиющая несправедливость" вызывала праведный гнев у женской половины нашей группы, фривольные шуточки у мужской и недоумение у греков. Истинные христиане, они очень трепетно относятся к религии. Вопрос "Ты православный?" практически означает "Ты грек" В Элладе студент, среди бела дня зашедший поставить свечу, или бизнес-леди, уединившаяся вечером в храме, - нормальное явление. Они верят сердцем, не на показ, без фанатизма и нравоучений. Наверное, поэтому здесь так много крохотных церквушек в тихих, отдаленных местах и практически нет преступности. Вот поднимаешься по серпантину, а на холме, за городом, - миниатюрная часовня: двери открыты, внутри - никого, иконы - целы, свечи - бесплатно. Зайдешь, умиротворишься, полюбуешься расстилающимся снизу городом... Разве после такого захочется совершить что-то плохое?

По легенде, , возвышающаяся над морем на две тысячи метров, названа по имени гиганта, бросившего эту "глыбу" в море, тем самым пытаясь поразить богов.

В Греции нет надменности

Только в Элладе детишки могут запросто бегать по холлу мэрии своего городка. Настоящий миллионер завтракает с журналистами, добродушный префект залихватски танцует сиртаки с гостями его региона... Никакого высокомерия, гордыни, чванства. Хотя, казалось бы, кому как не грекам с их богатейшей историей и царскими кровями пристало возноситься. Конечно, они не преминут напомнить об истоках аристократии, демократии и эстетики, но с таким восторгом, так непосредственно! Безусловно, для них собственное достоинство - святая святых, что нередко становится причиной темпераментных диалогов. Никто не удивляется, слыша громкие пререкания между простаками-водителями или набриолиненными бизнесменами. Ну а бурные ссоры (и мгновенные примирения) между только что обнимавшимися супругами - обычное зрелище. При том, что семья для эллина - не меньшая ценность, чем честь. Весь уклад его жизни подчинен фамильным интересам. Видимо, поэтому Греция занимает последнее место в Европе по разводам и одно из первых по количеству семейных предприятий.

К слову, провожавший нашу группу высокопоставленный чиновник искренне удивлялся, что мы покидаем Грецию в полном составе! Многие наши соотечественницы "остаются замуж": равнодушными к античным профилям и изысканным манерам греков могут быть только пуританки, первоклассницы и пенсионерки. Несмотря на патриархальные устои, интернациональные браки - не редкость. Собственно, для грека не важно, откуда ты. Главное, чтобы человек был хороший, которому есть за что сказать "эвхаристо" - "спасибо". Как, допустим, музыкантам украинской диаспоры в Афинах , которым столичная власть в знак благодарности за потрясающие выступления предложила дать концерт на главной площади города.

Если вы ошибочно так и будете произносить название региональной столицы Македонии, ни один грек из вежливости вас открыто не исправит. Но деликатно подчеркнет затерявшуюся в славянской транскрипции приставку "фес" - Фессалоники .

В этот город влюбляешься раз и навсегда. В ухоженность его узеньких улиц и эхо морского прибоя, в стройные ряды аккуратных многоэтажек с вьющимися на каждом балконе цветастыми вазонами. В "помаранч" апельсиновых деревьев вдоль тротуаров и в вечерний променад по просторной набережной. Даже в одностороннее движение, из-за которого долго петляешь по городу, но находишь новые неброские красоты. Например, триумфальную арку Галерия двухтысячелетней давности с сохранившимися до наших дней барельефами. Избравшей ее местом встреч молодежи и в голову не придет что-то отодрать или написать до боли знакомое нам "Здесь был...". А спрятанные между новостроек колониальные виллы позапрошлого века! Никто не вправе снести остатки их былой роскоши, пусть хозяева не появлялись здесь полвека - частная собственность!

Однако вы не видели Фессалоник , если не встречали закат, сидя на отвесных стенах бывшего форта в старом городе. Давным-давно здесь проживала только знать, а теперь ты, простой смертный, греешься на раскаленных солнцем древних кирпичах и ожидаешь, когда Гелиос пронесется на своей колеснице, сменяя день ночью и заливая багрянцем сизую даль горизонта. И кажется, в мелодии волн этого города-порта слышен размер гекзаметра...

Город Фессалоники назван македонским царем Кассандром в честь своей супруги, сестры Александра Македонского.

Что посетить. Памятники Александра Великого и Филиппа II Македонского, площадь Аристотеля, византийские стены императора Юстиниана I, Ротонду, храм Дмитрия Салунского.

Город скал, фантастический заповедник, восьмое чудо света, шедевр природы - каких только сравнений ни удостаивались устремленные в небо высоченные горные "башни" под маленьким городком Каламбака. Отшлифованные ветрами за десятки миллионов лет (!) серые глыбы обладают необъяснимым магнетизмом. Они вынуждают смельчаков-альпинистов снова и снова покорять вершины, любопытных туристов - пешком подниматься на невероятную высоту, чтобы восхититься живописнейшими пейзажами, а некоторых трусих - делать фотоснимки на краю пропасти и бесстрашно смотреть вниз, на долины красных маков. Однако мистика Метеор не только в фееричных скалах - на "шпилях" гор возведены десятки монастырей. Каким образом человеку удалось построить на таких высотах внушительные храмы, часовни, скиты - диву даешься! Один из монастырей, кажется, сооружался сто шестьдесят лет. А если учесть, что тогда отшельники поднимались на вершины в корзинах с помощью хитроумных приспособлений... К счастью, сегодня паломники и посетители взбираются к обителям по змеевидной тропинке из каменных ступеней. И когда уже кажется, что сил идти нет, вдруг попадаешь в освежающую прохладу одного из главных монастырей - Святого Преображения. Здесь - чудотворные иконы, древние фрески и монашеские винодельни. От омута запахов ветхого дерева, церковного ладана и расплавленного воска слегка кружится голова, от очередного роскошного пейзажа, открывающегося со смотровой площадки, - хмельное состояние. Хочется глубоко вдохнуть и прыгнуть с этой колоссальной высоты, почувствовав себя "парящей в облаках", как переводится с древнегреческого "метеоры ".

Что посетить. Монастырь Святого Преображения, гору Олимп, развалины древнего города Диона, источник Афродиты.

Первые пустынники начали селиться в ущельях нынешних Метеор в XI веке. А в 1380 году святой Афанасий создал первую мужскую обитель.

В Греции нет суеты

Когда продавец заботливо пакует каждую купленную мелочь - это умиляет. Но когда он делает это так медленно, что уставший от ожидания водитель твоего туравтобуса, разъяренно сигналя, вот-вот поломает клаксон... Нам, привыкшим к спринтерскому ритму жизни, к размеренному бытию греков нелегко адаптироваться. Первые два дня. На третьи сутки путешествия непроизвольно начинаешь лениться. Неспешно потягиваешь в кафенио тонизирующий фраппе, рискуя опоздать на экскурсию, неторопливо изучаешь улочки, безнадежно отставая от группы, подолгу и обильно трапезничаешь, философствуя о бренности всего земного. И постепенно обретаешь вкус к жизни, давно утерянный славянами в суматошной обыденности и бережно соблюдаемый греками. Они не живут, а созерцают жизнь. Они не говорят, а размышляют на своей журчащей простонародной речи - димотике. Они не едят, а смакуют каждое из подаваемых к столу блюд и мезедес (закусок). Они не гонятся за богатством, а зарабатывают по принципу достаточности. И ни за что не откажутся от трехчасовой сиесты. Поначалу эта традиция доводит непоседливых туристов до белого каления, но по возвращении домой все они с энтузиазмом берутся внедрять пресловутые перерывы в родных коллективах...

Тысяча и один остров

Когда летишь над ночной Грецией , острова, окружающие ее материковую часть, похожи на густую россыпь разноцветного бисера. Расположенные друг от друга в пределах видимости, они нередко имеют совершенно непохожее прошлое: Ионические острова некогда были под властью Венеции, острова Эгейского моря и Южные Спорады принадлежали генуэзцам и крестоносцам, острова залива Сароникос заселяли албанцы. Чтобы посетить хотя бы некоторые, понадобится минимум неделя. И то от марафонского пробега запомнится лишь малая толика их великолепия: пещерное святилище нимф на Итаке, родине Одиссея, голубые пещеры , фруктовый рай Скопелоса, целебные источники Лесбоса, конные экипажи вместо автомобилей на Поросе, вулканические скалы и пляжи с черным песком - "осколка исчезнувшей Атлантиды", морской заповедник Северных Спорад, ночные воды которых люминесцируют от свечения мельчайших живых организмов. А чтобы вкусить все прелести крупных островов - Киклад, - понадобится по две недели на каждый! Они - тоже отдельная история: кипарисовые леса, картинные гавани, будто нанизанные на береговую линию яхты и лодочки, бурная ночная жизнь после дневного отдыха в милых отелях или поездок по многочисленным памятникам истории - достойны отдельной статьи. Равно как и богатейший подводный мир, увидеть который может каждый пловец. Не исключено, что, курсируя между островами на специально предназначенных для этого паромах-пароходах или арендованных катерах, кому-то из недайвингистов посчастливится увидеть стайку дельфинов-белобочек или развевающуюся на волнах медузу-парусника...

Греции принадлежит более 2 тысяч больших и маленьких островов, но только сотня из них заселена. Острова составляют пятую часть территории страны

Корфу (или Керкира)

Гете, Оскар Уайльд, Альфред Сислей увековечили в своих творениях этот крохотный остров, объехать который можно всего за три часа. От искрящейся лазури Ионического моря и сочных малахитовых склонов поначалу устают глаза, в непривычной пестроте культур, смешавшихся за многовековую историю, - начинаешь путаться. Венецианские лабиринты улочек, итальянские дворики с ажурными балконами, изысканные своды французских пассажей, колониальные виллы господствовавших в далеком прошлом британцев - все это разнообразие на каждом шагу в , столице острова. Где крахмальное белье сушится прямо над мощеной булыжником и полной прохожих улицей, где можно пресытиться элегантными кафе на построенном по образу парижской Риволи бульваре Листон, и гордо пройтись по тенистым аллеям Эспланады - парковой городской площади, по которой когда-то разрешалось гулять исключтельно вельможам. Лишь в Керкире есть крокетное поле, разбитое англичанами на месте венецианского стрельбища, старая крепость Пальо-Фрурио, в которой летними вечерами гремят грандиозные светозвуковые шоу, и Канал любви, гарантирующий проплывающим по нему парочкам вечную страсть. И исключительно на Корфу последователи Ихтиандра могут вдоволь понырять в прибрежных арках пещер и увидеть стокилограммовых черепах "карета карета", мигрирующих сюда из Африки откладывать яйца.

Что посетить. Музей бумажных денег, Византийский музей, церковь покровителя Керкиры святого Спиридона, Кафедральный собор, Византийский музей.

Отдых на Корфу по праву считается элитным: на острове все по высшему разряду - и в доступных обычным туристам недорогих гостиницах, и в кемпингах горных деревушек, и в роскошных пятизвездочных комплексах.

А еще в Греции нет времени. Его не чувствуешь, в нем просто теряешься. Может, из-за свойственного этой стране вездесущего переплетения древности с современностью, мифологии с реальностью. А может, от присущего грекам "точечного" измерения - жизни по принципу "здесь и сейчас"...

Но славянская натура все же берет свое, возвращая к "векторному" восприятию времени - с настоящим и прошлым. В которое очень хочется вернуться. Хотя бы при просмотре свеженапечатанных фотоснимков.

Полезная информация

  • Грецию ежегодно посещают 10 миллионов туристов
  • , город трех цивилизаций - Античной, Римской и Византийской, основан в 315 году до н. э. Апостол Павел называл его "золотыми воротами христианства".
  • Крепостные стены Салоников видели нашествия кельтов, нормандцев, болгар, монголов, арабов. Сейчас к ним приходят только влюбленные и туристы.
  • Считается, что на месте Метеор шестьдесят миллионов лет назад бушевал океан, а сами горы были подводными рифами.
  • вызывают мистическое чувство, будто попал в иное измерение.
  • Монахи Афона все необходимое для своего скромного бытия производят сами.
  • Акрополь был построен в V веке до н. э. на вершине 155-метрового холма. В залах Парфенона в те времена хранили казну Афинского государства и приносили жертвы богам.
  • За вынос кусочков мрамора с Акрополя грозит шесть лет тюрьмы.
  • Африканцы, торгующие в центре Афин сумками-подделками известных брендов, - обычное явление.
  • Лучшие сувениры из Греции : оливковое мыло и масло, керамика и пряности - для близких, "Метакса", вино и узо - для любимого и норковая шубка - для себя.
  • Даже собаки в Элладе лениво возлежат у домов, не желая обременять себя сторожевыми обязанностями - ведь вокруг и так все спокойно!

Виктория Пасичнык

04.06.2015

Под общим названием – Древняя Греция или Эллада – объединены многочисленные государства, существовавшие на юге Балкан, Эгейских островах, Фракийском побережье, западной береговой линии Азии в период от 3-2 тысячелетия по 100 гг. до н.э.

Общественный строй Греции в течение этого большого периода претерпел разнообразные изменения – начиная от простых родоплеменных взаимоотношений и заканчивая формированием обширных полисов, владеющих колониями, с развитой культурой и искусством, торговыми взаимоотношениями, наукой, политикой и особыми религиозными верованиями. Этнический состав стран постоянно менялся. Так в Элладе 3000-х гг. до н.э. преобладали лелеги и пеласги, но их постепенно вытеснили протогреческие племена ионийцев и ахейцев. Позднее развитые ахейские и ионийские государства распались после вторжения дорийцев.

Государственный строй Эллады

К 6 столетию до н.э. Древнюю Грецию населяли три могущественных этноса – эолийцы на северных территориях, дорийцы – в центре, ионийцы – в Аттике и на многочисленных Эгейских островах. Формировались города-полисы, и именно в них возникли и усовершенствовались социальные принципы, ставшие основой для будущей европейской цивилизации.

Всего за 200 с небольшим лет – с 8 до 6 вв. до н.э.– Эллада стала авангардом культуры, науки, искусств для всего мира.

Центром Древней Греции считались Афины с преобладанием демократических течений в государственном устройстве. Известны и другие полисы, такие как Спарта или Лаконика, где общественный строй возглавлялся олигархами, а среди населения был внедрен полувоенный режим с культом физически совершенного тела. В Афинах, Коринфе, Фивах широкое распространение получило рабовладение, которое тогда было признаком высокого экономического статуса городов-полисов.

Между полисами постоянно возникали противоречия, основанные на конкуренции в торговых отношениях и власти. Это регулярно приводило к военным конфликтам, причем стычки происходили, в основном, между Афинами и другими городами. Кроме внутренних столкновений древнегреческие полисы постоянно оборонялись от внешних врагов. 5-6 вв. до н.э. характеризуются войнами с Персией – древнегреческие государства объединились в Делосский союз , главой которого были избраны Афины.

В 400гг. высокого расцвета достигла Македония. Отец будущего легендарного полководца – царь Филипп II – подчинил себе страну после победы при Херонее, когда были разбиты войска коалиции греческих полисов. Александр Македонский впоследствии создал огромное государство, увеличившееся за счет многочисленных колоний на территории покоренной Персии, Египта, однако его власть была недолгой. Обширная империя быстро распалась после смерти царя, но именно тогда из Древней Греции распространились науки, искусство и передовые политические идеи в развитые государства той эпохи.

Древний Рим, его законодательство, культура были основаны на древнегреческих принципах общественных отношений, продолжил и развил традиции, получившие начало в Афинах — главном полисе Эллады. В 30-х гг. 1 века до н.э. Эллада стала регионом Римской Империи, почти 5 столетий спустя Греция образовала ядро восточной части Рима – Византию .

Культура Древней Эллады

Античное искусство возникло и сформировалось в древнегреческих полисах, когда остальная часть Европы была под властью варварских племен. Древнегреческим мастерам были доступны различные ремесла, которые постепенно развились в наивысшие формы искусства – это скульптура, архитектура, живопись, музыка, театр и хореография, риторика, философия и поэзия.

Культура Греции была далеко не однородной на всей обширной территории Эллады. Ремесла и культура, мировоззрение и философские течения формировались под влиянием идей из Египта, Финикии и Ассирии , и все же древние греки создали свойственное только им направление, которое невозможно спутать с иными течениями. Для ремесленников и художников Эллады характерен особый взгляд на жизнь и мир, философская направленность творчества. Сама техника древнегреческих архитекторов, скульпторов и живописцев является предметом подражания и изучения современных мастеров, основой многих шедевральных произведений, появившихся столетия спустя после распада Древней Эллады.

Религиозные взгляды древних греков, несомненно, заслуживают особого внимания. Именно их верования отражают мировоззрение всего общества того времени, склонность к символизму, который помогал строить взаимоотношения человека с природой и со всем миром. Древнегреческие символы, обозначения, сюжеты, имена глубоко укоренились в сознании современных людей – эти знания считаются сейчас элементарными, и без них невозможно проникнуть и изучить новую и новейшую историю и культуру, прочесть произведения классических мастеров , понять истоки творчества множества художников, композиторов, поэтов.

Исторические личности Эллады

Древнегреческие философы, историки, скульпторы и художники, а также полководцы, стратеги и ораторы заложили основы современных наук, искусств, политики, социальных взаимоотношений. Трудно переоценить деятельность исторических личностей того времени. Ведь без их идей и их воплощения современный мир, несомненно, выглядел бы совершенно иначе.

Плутарх и Овидий , Демосфен и Гомер, Ликург и Солон – их труды интересны и сегодня, вызывают восхищение и часто становятся основой для новых взглядов. Работы известных философов того времени входят в обязательный список образовательной программы влиятельных университетов, в которых обучаются будущие государственные деятели, политики. Законодательства большинства стран базируются на демократических принципах, которые впервые возникли в Элладе.

«Золотой век» Эллады – эпоха выдающегося политика, стратега, оратора Перикла – ознаменовала возникновение демократии. Именно тогда были учреждены основы налогообложения, учитывающие доходы различных слоев населения, возможность выделения беднякам материального вспомоществования, обучения их ремеслам, искусствам и знаниям того времени. Свободные граждане участвовали в выборах правителей и имели право контролировать работу государственной администрации. Общество развитой демократии дало толчок к появлению таких знаменитейших личностей, как Геродот, Фидий, Эсхил .

Величайший полководец Александр Македонский способствовал еще большему обогащению греческой культуры за счет достижений покоренных народов. Будучи высокоразвитой личностью, прошедшим школу Аристотеля , Александр Великий распространил эллинское мировоззрение на обширных территориях далеко за пределами Балканского полуострова, создал новые полисы с философскими и художественными школами, библиотеками.

Даже римские завоевател и, подчинившие греческие территории и ставшие причиной фактического конца Эллады, с особым трепетом и уважением относились к трудам греческих ученых.

Немало выдающихся философов, художников и деятелей науки пользовались великим почетом и трудились уже при дворе римских императоров, продолжая проповедовать передовые взгляды и формируя знаменитые школы, совершенствуя и оттачивая свое мастерство уже на территории Древнего Рима.