Имя лжедмитрия 2. Краткая биография Лжедмитрия II

Лжедмитрий II

Набросок портрета Лжедмитрия II

Лжедми́трий II, также Тушинский или Калужский вор (дата и место рождения неизвестны - умер 11 (21) декабря 1610 г., Калуга) - самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного, царевича Димитрия и, соответственно, за спасшегося 17 мая 1606 г. Лжедмитрия I. Настоящее имя и происхождение не установлено, хотя существует множество версий. Во время правления Лжедмитрия I также был самозванцем, выдавая себя за его дядю Нагого, никогда не существовавшего. Несмотря на то, что контролировал значительную территорию Русского государства, в российской историографии (в отличие от Лжедмитрия I) обычно царём не считается.


С.В. Иванов. «В Смутное время»

Надежды и слухи

Слухи о «чудесном спасении» и скором возвращении царя стали ходить немедленно после смерти Лжедмитрия I. Основанием тому стал факт, что тело самозванца было жестоко изувечено, а вскоре после выставления на позор, покрылось грязью и нечистотами. Москвичи по сути разделились на два лагеря - те, кто радовался падению самозванца, вспоминали среди прочего его женитьбу на «поганой полячке», и поведение, мало соответствовавшее статусу русского царя. В недрах этой группы рождались слухи о том, что в сапоге убитого был найден крестик, на который «расстрига» кощунственно ступал при каждом шаге, что звери и птицы гнушаются тела, его не принимает земля и отвергает огонь. Подобные воззрения отвечали интересам боярской верхушки, свергшей самозванца, и потому, среди прочего, в угоду приверженцам древнего благолепия, труп Лжедмитрия был вывезен в село Котлы и там сожжён; пеплом бывшего царя выстрелили в сторону Польши, откуда он и явился. В тот же день был дотла сожжен «ад» - потешная крепость, выстроенная самозванцем.

Но приверженцев свергнутого царя в Москве оставалось больше чем достаточно, и среди них немедленно стали ходить рассказы о том, что ему удалось спастись от «лихих бояр». Некий дворянин, взглянув на тело, крикнул, что перед ним не Дмитрий, и, хлестнув коня, немедленно умчался прочь. Вспоминали, что маска не давала рассмотреть лицо, а волосы и ногти у трупа оказались чересчур длинными, при том, что царь коротко постригся незадолго до свадьбы. Уверяли, что вместо царя был убит его двойник, позднее было названо даже имя - Петр Борковский. Конрад Буссов считал, что частично эти слухи распространяли поляки, в частности, бывший царский секретарь Бучинский открыто утверждал, что на теле не нашлось приметного знака под левой грудью, который он, якобы, хорошо рассмотрел, когда мылся с царем в бане.
Через неделю после гибели «расстриги» в Москве ночью появились «подметные грамоты», писаные якобы спасшимся царем. Множество листков было даже прибито к воротам боярских домов, в них «царь Дмитрий» объявлял, что он «ушел от убийства и сам Бог его от изменников спас».

Обстоятельства появления

Конрад Буссов так описывает истоки появления Лжедмитрия II:
Полководец под Троице-Сергиевским монастырем Иван-Петр-Павел Сапега, сидя однажды со своими офицерами за столом, превозносил храбрость поляков, quod Romanis nоn essent minores, imo maiores (что они не ниже, а даже выше римлян) и среди многого другого сказал он также и следующее: «Мы, поляки, три года тому назад посадили на московский трон государя, который должен был называться Димитрием, сыном тирана, несмотря на то, что он им не был. Теперь мы второй раз привели сюда государя и завоевали почти половину страны, и он должен и будет называться Димитрием, даже если русские от этого сойдут с ума: Nostris viribus, nostraque armata manu id facimus (Нашими силами и нашей вооруженной рукой мы сделаем это)».

Сразу после гибели Лжедмитрия I Михаил Молчанов (один из убийц Фёдора Годунова), бежавший из Москвы в сторону западной границы, начал распространять слухи будто вместо «Дмитрия» был убит другой человек, а сам царь спасся. В появлении нового самозванца были заинтересованы многие общественные силы, как связанные со старым, так и просто недовольные властью Василия Шуйского.
Впервые Лжедмитрий появился в 1607 г. в белорусском местечке Пропойске, где был схвачен как лазутчик. В тюрьме он назвал себя Андреем Андреевичем Нагим, родственником убитого царя Дмитрия, скрывающимся от Шуйского, и просил, чтобы его отослали в . Вскоре из Стародуба он стал распускать слухи, что Дмитрий жив и находится там. Когда стали спрашивать, кто же Дмитрий, друзья указали на «Нагого». Тот сначала отпирался, но когда горожане пригрозили ему пытками, назвался Дмитрием и сам.

Предположения о происхождении

О происхождении Лжедмитрия II источники расходятся во мнениях. Согласно одним данным, это поповский сын Матвей Веревкин родом из Северской стороны, по другим - сын стародубского стрельца. Некоторые даже утверждали, что он сын князя Курбского. Существует и версия, что Лжедмитрий II был сыном еврея из города Шклова.
«Разумел, если верить одному чужеземному историку, и язык Еврейский, читал Талмуд, книги Раввинов», «Сигизмунд послал Жида, который назвался Димитрием Царевичем».

Согласно КЕЭ: «Евреи входили в свиту самозванца и пострадали при его низложении. По некоторым сообщениям… Лжедмитрий II был выкрестом из евреев и служил в свите Лжедмитрия I».

Московский поход

12 июня 1607 года Стародуб присягнул на верность Лжедмитрию. Здесь начала собираться повстанческая армия, в которую стекались как польские мятежники, так и южнорусские дворяне, казаки и остатки разбитого войска Болотникова.
10 сентября повстанческая армия под предводительством пана Меховецкого покинула Стародуб. Первой её остановкой стал Почеп. Целью похода была Тула, где царские войска осадили остатки армии Болотникова. 20 сентября повстанческая армия Лжедмитрия вошла в Брянск. Собрав до 3000 солдат, Лжедмитрий 8 октября разбил под Козельском царские войска воеводы Литвина-Мосальского. Однако падение Тулы 10 октября спутало карты Лжедмитрия и он 17 октября отступил к Карачеву на соединение с запорожцами. 9 ноября армия Лжедмитрия вновь подошла к Брянску, который был занят царскими войсками, и 15 ноября произошел бой между двумя армиями. Взять Брянск повстанцам не удалось.
Январь 1608 года Лжедмитрий встретил в Орле. Военное руководство повстанческой армией перешло от пана Меховецкого к Роману Рожинскому. Появление под его знаменами князей Адама Вишневецкого, Александра Лисовского, Романа Рожинского со своими людьми поддержало самозванца, ставшего, однако, марионеткой в их руках. Большие рати запорожских и донских казаков привел Иван Заруцкий. Общее военное командование войсками повстанцев (которых к концу весны 1608 года было уже 27 тыс.) осуществлял гетман Рожинский. Повстанческая армия двинулась на Москву. В Зарайской битве отряд Александра Лисовского нанес поражение царской армии.
В двухдневной битве под Болховом 30 апреля - 1 мая 1608 г. разбил войско Шуйского (возглавлявшееся братьями царя, Дмитрием и Иваном), и в начале июня подступил к Москве. 25 июня стычка отрядов Лжедмитрия и царских ратей произошла на Ходынке, повстанцы выиграли бой, однако Москву взять не удалось.

Тушинский лагерь

Летом 1608 года резиденцией Лжедмитрия стало Тушино.
25 июля Василий Шуйский заключил договор с послами короля Сигизмунда III, по которому Польша должна была отозвать всех поддерживающих Лжедмитрия поляков, а Марину Мнишек обязать не признавать Лжедмитрия 2 своим мужем, а себя не именовать российской государыней. Однако Рожинский и другие отказались оставить начатое ими дело, более того, войско Лжедмитрия продолжало пополняться поляками, а осенью пришёл со своими людьми Ян Сапега.
Узнав, что Мнишеки во исполнение договора отпущены из Ярославля в Польшу, Лжедмитрий решил отбить их у сопровождающего царского войска. Это было сделано, однако Марина долго не хотела вступать в стан Лжедмитрия, оставаясь у Сапеги, а Юрий Мнишек согласился признать его своим зятем, только получив запись, что Лжедмитрий, получив власть, даст Юрию 30 тыс. руб. и Северское княжество с 14 городами. Наконец Мнишеки признали Лжедмитрия. В сентябре 1608 года началась осада Троице-Сергиева монастыря. Москва, однако, не сдавалась, и в Тушино пришлось выстроить целый город с «царским» теремом. В то же время самозванец всё более терял реальную власть, в декабре 1608 г. во главе лагеря встали 10 выборных от польских наёмников.
Лжедмитрия признают многие города: Великие Луки, Псков, Суздаль, Углич, Ростов, Ярославль, Владимир и многие другие. В Ростове был захвачен (Романов), сделанный патриархом.
28 февраля 1609 года, в надежде переломить ситуацию в свою пользу, Василий Шуйский заключает с Швецией Выборгский договор, согласно которому в обмен на территории современной Ленинградской области он получает помощь 15-ти тысячного экспедиционного корпуса Делагарди. 15 мая 1609 года русско-шведское войско под Торопцом разбило повстанческий отряд, возглавляемый шляхтичем Кернозицким. Однако вступление в конфликт регулярных шведских войск вызвало возмущение польской короны, которая летом 1609 года открыто объявила войну Василию Шуйскому. Неожиданный союзник, тем не менее не помог Лжедмитрию 2, так как польские офицеры повстанцев начали присягать польскому королю. Тушинский лагерь распался, а Лжедмитрий II в декабре 1609 года бежал в Калугу.

Конец

Осенью 1610 года у и Лжедмитрия случился конфликт. За касимовского правителя вступился его родственник, начальник стражи Лжедмитрия, крещёный татарин Пётр Урусов. Хан был убит, а Урусов посажен на 6 недель в тюрьму, по выходу из которой, однако, был восстановлен в должности.
Во время одной из прогулок Лжедмитрия за пределы Калуги, воспользовавшись тем, что с Лжедмитрием была татарская стража и лишь несколько бояр, Пётр Урусов отомстил Лжедмитрию - «прискакав к саням на коне, рассек царя саблей, а младший брат его отсек царю руку».
Место захоронения Лжедмитрия неизвестно. Существует версия, что его останки находятся в Калужской церкви. 19 мая 1606 г.- 19 июля 1610 г. - Государь, Царь и Великий Князь всея Руси.

Лжедмитрий II.
- сын Марины Мнишек
1610 - 1612 гг.
.
Владислав Жигимонтович.

21 февраля (3 марта) 1613 г.- 13 июля 1645 г. - Царь и Великий Князь всея Руси.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Часть третья

Московское разорение

Глава первая

Гибель калужского «вора»

В числе сторонников «вора» [Лжедмитрия II ] был касимовский царь. Он пристал к нему еще во время стоянки его под Тушином. Когда «вор» должен был бежать из-под Москвы, касимовский царь отъехал от него, приехал к Жолкевскому и вместе с гетманом отправился под Смоленск. Сын его с матерью и с бабкой оставался с «вором» и уехал с ним в Калугу. Прожив несколько недель под Смоленском, царь стосковался по семье и отправился в Калугу, с намерением отвлечь сына от «вора». Ему самому понравился прием у поляков. Приехавши в Калугу, отец притворялся перед «вором» и показывал вид, будто предан ему по-прежнему; но сын подружился с «вором» искренно и передал ему, что отец обманывает его и в самом деле приехал единственно за тем, чтобы взять свою семью, а потом опять ехать к полякам. «Вор» пригласил старика ехать с собою на псовую охоту, назначил день. «Вор» выехал вперед за реку Оку и послал просить касимовского царя выехать к нему. Царь выехал с двумя татарами. «Вор» обошелся с ним дружелюбно, потом оставил своих псарей вдали, взял с собой двух приятелей, Михаила Бутурлина и Игнатия Михнева, и поехал по берегу Оки. Касимовский царь ехал с ним рядом; вдруг все трое нападают на него, и «вор» убивает его собственноручно. Тело бросили в Оку. Потом «вор» в тревоге скачет к прочим своим людям и кричит: «Касимовский царь Урмамет хотел убить меня; чуть-чуть ушел я от него. Он сейчас убежал к Москве. Догоните его и поймайте». Люди пустились в погоню, и, разумеется, никого догнать не могли. С тех пор «вор» подавал делу такой вид, будто Урмамет пропал куда-то и неизвестно где находится: но проговорились ли те, которые с ним вместе спровадили старика в Оку, или же люди стали догадываться сами собой, – только друг Урмамета, крещеный татарин Петр Урусов упрекнул «вора» в глаза убийством касимовского царя. «Вор» посадил его в тюрьму и держал там шесть недель. В начале декабря случилось, что его татары имели стычку с отрядом, бывшим под начальством Чаплицкого, одолели и привели в Калугу пленных. Это обрадовало «вора». Татары очень любили Урусова. Надобно было сделать им что-нибудь угодное в благодарность. Марина и бояре упросили выпустить Урусова. Этот человек прежде был ему полезен. «Вор» помирился с ним и обласкал его.

10-го декабря поехал «вор» за Оку-реку на прогулку с небольшой дружиной русских и татар. Урусов был с ним. Такие прогулки «вор» делал часто: они были шумны и веселы. Трезвый когда-то, он теперь изменил образ жизни: любил пиры и гулянки, пил вино большими раструханами. Шум, песни, крики пьяных слышались часто. «Вор» ехал на санях, не раз останавливался, кричал, чтобы ему подавали вино, пил за здоровье татар. Его провожатые ехали верхом. Вдруг Урусов, ехавший также верхом за «вором», напирает на его сани своим конем, а потом поражает его саблей: с другой стороны саней меньшой брат Урусова в то же мгновение отсек «вору» голову. Бояре подняли тревогу; татары обнажили на них сабли. Бояр было меньше; они испугались и.кричали: помилуйте, помилуйте! По одним известиям, татары побили некоторых из русских, провожавших своего царика; по другим, напротив, Урусов не велел их трогать. Татары раздели тело «вора» и покинули его на снегу, а сами убежали с Урусовым. Воротившись в Калугу, бояре известили горожан о происшествии. Тогда уже вечерело.

Весь город возмутился. «Бить всех татар», – кричали калужане. Марина , ходившая последние дни беременности, выскочила из города, села с боярами на сани, подняла в поле обезглавленное тело мужа, привезла в город. Ночью, схватив факел, Марина бегала с обнаженной грудью посреди толпы, вопила, рвала на себе одежду, волосы, и, заметив, что калужане не слишком чувствительно принимают ее горе, обратилась к донским казакам, умоляя их о мщении. Начальствовал ими Заруцкий, неравнодушный к Марине. Он воодушевил своих казаков; они напали на татар, каких встретили в Калуге, и до двухсот человек убили .

Через несколько дней родила Марина сына, которого назвали Иваном. Она требовала ему присяги, как законному наследнику. Тогда Ян Сапега, узнав, что носивший имя Дмитрия убит, подошел к Калуге в первый день Рождества и требовал сдачи на имя короля. Три дня шли переговоры, и на четвертый день, когда Сапега еще раз выслал своих на переговоры, калужане сделали вылазку. Бой с Сапегой длился до вечера. Сапега стоял под Калугой до 31-го декабря. Калужане ни за что не хотели сдаться.

Марине приходилось плохо. Только донцы с Заруцким были за нее. Калужане ее ненавидели, «она стала чувствовать себя в неволе. Она написала к Сапеге письмо такого содержания:

«Ради Бога, избавьте меня; мне две недели не доведется жить на свете. Вы сильны; избавьте меня, избавьте, избавьте: Бог вам заплатит!»

Ответ калужан Сапеге был таков, что ему и без того ничего не осталось делать под Калугой: калужане обещали целовать крест тому, кто на Москве царем будет, а в Москве признавали Владислава. И Сапега удалился от Калуги к Перемышлю. Пере-мышль ему сдался. За ним сдался Одоев, и присланные оттуда выборные целовали перед Сапегой крест Владиславу.

Смерть «вора» сделала перелом в смутной эпохе и была событием, неблагоприятным для Сигизмунда, вместо того, чтобы быть ему полезным. Возраставшее недовольство против короля до того времени двоилось: одни держались готового его соперника, кем бы он ни был; другие, не желая повиноваться обманщику, думали отыскать или создать иную точку опоры против польских притязаний. Если бы тот, кого еще многие звали Дмитрием, был жив, то против поляков стояли бы долго два лагеря, враждебные в то же время один другому. Теперь не стало этого соперника у Сигизмунда, и все недовольные Сигизмундом могли согласно и дружно соединиться воедино, воодушевленные одной мыслью – освободить Русскую землю от иноземцев.

Весть о смерти названого Дмитрия не так скоро разошлась по отдаленным странам России: в Казани, еще в январе 1611 г., вооружались его именем против поляков. За Казанью следовала Вятка. И там не хотели повиноваться полякам. И там имя Дмитрия все еще служило предлогом, тогда как другие города уже поднимались под иным знаменем. Но как только в Казани и Вятке узнали, что Дмитрия нет на свете, то и там стали заодно с другими городами. В Москве известие о смерти «вора» произвело радость. Противники поляков перестали бояться Калуги, из которой ожидали помехи успехам усилий против поляков; сторонники Дмитрия лишились надежды на Калугу и увидели необходимость искать ее в Москве. Народ вдруг стал вырастать, почувствовал силу свою; казались нестрашными ни поляки, разъезжавшие победителями по московским улицам, ни бояре-изменники, которые подсматривали и подслушивали, где кроется вражда к королю. Начали собираться в домах, толковали, что король обманывает москвичей, – остается всей Московской земле стать заодно против польских и литовских людей и крепиться в том, чтобы из Московской земли польские и литовские люди вышли все прочь.

Бояре, преданные Сигизмунду, зная нерасположение патриарха к польскому делу , хоть и освободили его от стражи, но советовали Гонсевскому смотреть за ним и предупреждали, что в Москве не спокойно. Настали зимние святки, шумное время в Москве. Тогда в Москву, как некогда в Иерусалим из Палестины, из русских земель стекался народ на праздник. У многих жителей городов была в столице родня, и они ездили навестить ее в праздничные дни; иные съезжались к концу праздников поглядеть на обряд богоявленского водосвятия. Это был день, когда русские иногородцы имели случай посмотреть на царя, на патриарха, увидеть весь двор в его праздничном великолепии. Так вошло в обычай съезжаться в эти дни отовсюду в столицу, но на этот раз не было ни царя, ни царского двора, а, по привычке, народу все-таки стало стекаться много. Поляки стали бояться такого многолюдства: им мерещилось, что внезапно ударят в набат, как было во время гибели «расстриги», и бросятся московские люди, и старые и юные, и большие и малые, бить их. По стенам и на башнях неисходно стояла стража; на зимнем холоде невесело было исполнять эти обязанности, особенно в такие дни, когда из детства привыкли гулять и пировать. Но идет дело уже не о ремне, говорили поляки, а о целой шкуре. Чуть только соберется какое-нибудь сходбище, или начнет приливать свежий народ в город, поляки сейчас всполошатся, бьют тревогу, толпами бегут то в ту, то в другую сторону. К патриарху приходили из разных краев русские люди. Патриарх всех благословлял стать за веру и за Русскую землю, всем говорил: «Вы королевичу присягнули только на том, чтоб ему креститься в русскую веру, а если он не крестится и литовские люди не выйдут из Московского государства, то королевич не государь нам». Эти же речи он писал в своих грамотах и рассылал их. Одну такую грамоту, говорит современник, перехватил какой-то поляк Ващинский, отправленный с семьюстами всадников для проведывания, что делается на Руси. После того поляки дали приказание, чтобы никто из московских жителей не держал у себя оружия, и у кого оно было, те должны были сносить его в царскую казну. Поймали извозчиков, которые везли зерновой хлеб, но под зерном оказались длинные ружья; вероятно, некоторые из московских жителей вместо того, чтобы доставить оружие, какое у них сохранилось, полякам, рассудили за лучшее выпроводить его в иное место, где оно могло для русских послужить против поляков. Гонсевский приказал посадить под лед этих извозчиков. Тогда патриарха стали снова стеснять, увели у него дьяков и подьячих, отняли бумагу, чтобы не дать ему писать грамот, взяли и дворовых людей, чтобы не было кого посылать с грамотами, но не усмотрели за ним; писать он не мог, а говорить еще мог с русскими людьми. Явились к нему под благословение нижегородцы, сын боярский Роман Пахомов да посадской человек Родион Мокеев. Он им передал на словах: «Писать мне нельзя: все побрали поляки, и двор у меня пограбили; а вы, памятуя Бога и Пречистую Богородицу и московских чудотворцев, стойте все заодно против наших врагов». Когда это известие принесли посланцы в Нижний Новгород, там составился совет; пригласили балахонцев, а вместе с ними нижегородцы присягнули на кресте стоять за Москву и идти ополчением против поляков и литовских людей. Это решение послано к Ляпунову.

ЛЖЕДМИТРИЙ II (?–610, Калуга) – самозванец, авантюрист, прозванный «тушинским вором», выдавал себя за русского царя Дмитрия Ивановича, якобы выжившего в Угличе и затем спасшегося во время восстания 17 мая 1606 в Москве.

Впервые объявился в Стародубе-Северском в 1607, рассчитывая, что Москву возьмут войска И.И.Болотникова , но сам помощи ему не оказал. В 1608 года под Орлом собрал армию из польских отрядов князей А.Вишневецкого и Р.Ружинского, казаков И.М.Заруцкого и уцелевших крестьян Болотникова.

В 1607–1608, выйдя из Стародуба, разбил под Болховом (Орловская земля) войска Василия Шуйского, подошел к Москве. Города Козельск, Калуга, Можайск и Звенигород сдались ему почти без боя. Царские воеводы, караулившие его на Тверской дороге, проиграли ему сражение 4 июня 1607, после чего самозванец по Волоколамской дороге дошел до села Тушина и стал лагерем (почему и назывался «тушинским вором»). Сформировал правительство из перешедших на его сторону «тушинских перемётов» – князей Трубецких, А.Ю.Сицкого, Филарета Романова, М.Г.Салтыкова. Военными силами командовал гетман Р.Ружинский, ему подчинялись 10 выборных от польских наемников. Основные столкновения с регулярными русскими войсками (М.В.Скопин-Шуйский, Иван Романов) разворачивались к юго-западу от столицы.

В августе 1608 к Лжедмитрию II прибыли поляки во главе с Е.Мнишком, дочь которого Марина (ок. 1588–1614) не только «признала» в нем своего «чудесно спасшегося мужа» (Лжедмитрия I), что укрепило позиции нового самозванца, но и тайно обвенчалась с ним. По одним данным, родила ему сына Ивана, прозванного «ворёнком» (1611–1614); по другим – мальчик был сыном казачьего атамана Заруцкого.

К осени 1608 Лжедмитрий II контролировал территории к востоку, северу и северо-западу от Москвы. К самозванцу стягивались все, кого влекли разбой и пожива, нежелание подчиняться кому-либо. Это вызвало рост народного недовольства, от самозванца отошли Галич, Кострома, Вологда, Белоозеро, Городец, Кашин. Польское вторжение летом 1609 завершила распад «тушинского лагеря». Бывшие приверженцы самозванца ушли к королю Сигизмунду III. Лжедмитрий II послал в Польшу послов с просьбой о помощи, но поддержки не получил; не оправдал его надежд и плененный в Ростове митрополит Филарет (отец будущего русского царя Михаила Романова), которого в Тушине нарекли патриархом.

В конце 1609 бежал в Калугу, после разгрома войск Шуйского под Клушином летом 1610 попытался вновь вернуться к Москве, но неудачно. Под напором войск М.В.Скопина-Шуйского отступил к Калуге по Старой Калужской дороге, 11 декабря 1610 был убит одним из сообщников.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ЛЖЕДМИТРИЙ II - «Тушинский вор», самозванец, стремившийся занять русский престол под именем погибшего царевича Дмитрия Ивановича в кризисных условиях Смутного времени.

На-стоя-щее имя не-из-вест-но. По наи-бо-лее ар-гу-мен-ти-ро-ван-ной вер-сии, Лжедмитрий II был кре-щё-ным ев-ре-ем, про-ис-хо-дил из ок-ре-ст-но-стей города Шклов (ны-не Мо-ги-лёв-ская область, Бе-ло-рус-сия). Обу-чал де-тей свя-щен-ни-ков гра-мо-те, од-на-ко не-за-дол-го до на-ча-ла са-мо-званческой аван-тю-ры ли-шил-ся за-ра-бот-ка и стал бро-дя-гой. Был по-до-бран сто-рон-ни-ка-ми Лже-дмит-рия I М. Ме-хо-вец-ким и ста-ро-стой че-чер-ским Н. Зе-но-ви-чем в конце 1606 года. В конце 1606-1607 годах они вме-сте с при-быв-шим в Речь Пос-по-ли-ту из Русского государства Илей-кой Му-ром-цем пред-при-ня-ли по-пыт-ку вы-дать Лжедмитрия II за по-гиб-ше-го ца-ря Дмит-рия Ива-но-ви-ча (Лжедмитрия I), од-на-ко Лжедмитрий II, опа-саясь за свою жизнь, бе-жал от них в город Про-пойск (ныне Слав-город, Могилёвская область, Белоруссия), где был схвачен по приказу Зеновича и по-са-жен в тюрь-му. Из-за обо-ст-ре-ния си-туа-ции в Ре-чи По-спо-ли-той и стрем-ле-ния Сей-ма обе-спе-чить мир на во-сто-ке (на-ру-ши-те-лям гро-зи-ла кон-фис-ка-ция иму-ще-ст-ва) шлях-ти-чи вы-нуж-де-ны бы-ли стать ос-то-рож-нее при под-го-тов-ке но-вых са-мо-званческих ин-триг. Тем не ме-нее Ме-хо-вец-кий и Зе-но-вич за-ста-ви-ли плен-но-го Лжедмитрия II вы-дать се-бя за род-ст-вен-ни-ка ца-ре-ви-ча Дми-трия Ива-но-ви-ча - столь-ни-ка А.А. На-го-го (из ро-да На-гих). 23.5(2.6).1607 года по при-ка-зу Зе-но-ви-ча уряд-ник че-чер-ский Ра-го-за (Ра-го-зин-ский) пе-ре-дал Лжедмитрию II на гра-ни-це Ре-чи По-спо-ли-той и Русского государства сто-рон-ни-кам И.М. За-руц-ко-го и пред-води-те-ля ста-ро-дуб-ских слу-жи-лых лю-дей, сы-на бо-яр-ско-го Г. Верёв-ки-на, ко-то-рые 12(22).7.1607 года ор-га-ни-зо-вали в городе Ста-ро-дуб опо-зна-ние са-мо-зван-ца те-перь уже как «чу-дес-но спас-ше-го-ся» ца-ря Дмит-рия Ива-но-ви-ча. Важ-ной со-став-ной частью это-го дей-ст-ва ста-ло при-бы-тие в Ста-ро-дуб круп-но-го поль-ско-ли-товского во-енного от-ря-да Ме-хо-вец-ко-го (в тот же день са-мо-зва-нец на-зна-чил его «гет-ма-ном», по-ручив фор-ми-ро-ва-ние сво-его во-йс-ка). К концу ле-та 1607 года в Ста-ро-ду-бе Ме-хо-вец-ко-му и За-руц-ко-му уда-лось со-брать около 3 тысяч пло-хо воо-ру-жён-ных вои-нов (ос-но-ву со-став-ля-ли ста-ро-дуб-ские слу-жи-лые лю-ди и ка-за-ки-«бо-лот-ни-ков-цы» За-руц-ко-го; около 1 тысячи на-ём-ни-ков Ме-хо-вец-ко-го и польских шлях-ти-чей И. Бу-ди-лы и П. Хар-линь-ско-го).

В сентябре - октябре 1607 года Лжедмитрий II по-вёл своё вой-ско на по-мощь (ве-ро-ят-но, со-глас-но до-го-во-рён-но-сти) оса-ж-дён-ным в Ту-ле И.И. Бо-лот-ни-ко-ву и Илей-ке Му-ром-цу. М. Ме-хо-вец-ко-му уда-лось за-хва-тить По-чеп, Брянск, Ка-ра-чев, раз-бить пра-ви-тельственный от-ряд князя В.Ф. Лит-ви-но-ва-Мо-саль-ско-го у Ко-зель-ска и вый-ти на ближ-ние под-сту-пы к Ту-ле. Ка-пи-ту-ля-ция Бо-лот-ни-ко-ва и Илей-ки Му-ром-ца вы-зва-ла бунт на-ём-ных сол-дат и рас-пад вой-ска са-мо-зван-ца. Лжедмитрий II бе-жал в Орёл. От-ту-да он пла-ни-ро-вал от-пра-вить-ся в Пу-тивль, од-на-ко по до-ро-ге в Ко-ма-риц-кой волости в ок-ре-ст-но-стях Се-вс-ка был за-дер-жан в октябре/ноябре 1607 года от-ря-да-ми на-ём-ни-ков В. Ва-лев-ско-го и С. Тыш-ке-ви-ча, ко-то-рые при-бы-ли в Русское государство из Ре-чи Пос-по-ли-той по окон-ча-нии мя-те-жа Н. Зеб-жи-дов-ско-го. Под дав-ле-ни-ем по-ля-ков Лжедмитрий II со-гла-сил-ся про-дол-жить аван-тю-ру. По-сле не-удач-но-го по-хо-да на Брянск в ноябре - декабре 1607 года са-мо-зва-нец от-сту-пил в Орёл. Здесь Лжедмитрий II уси-лил своё вой-ско от-ря-да-ми «ка-зац-ких ца-ре-ви-чей». Уча-ст-ни-ки дви-же-ния Лжедмитрия II раз-вя-за-ли тер-рор про-тив дво-рян, из-ме-нив-ших «ца-рю Дмит-рию» (Лже-дмит-рию I), и ста-ли фор-миро-вать из бывших хо-ло-пов но-вое «во-ров-ское» дво-рян-ст-во , а из са-мо-зва-ных ца-ре-ви-чей (Лже-фё-дор и др.), обед-нев-ших дво-рян и ав-то-ри-тет-ных ка-зачь-их ата-ма-нов (И.М. За-руц-кий и др.) - «слу-жи-лых кня-зей и бо-яр», ко-пи-руя московские вла-ст-ные струк-ту-ры. Слу-жи-лые лю-ди южных уез-дов, уча-ст-во-вав-шие ещё в аван-тю-ре Лже-дмит-рия I и в Бо-лот-ни-ко-ва вос-ста-нии 1606-1607 годов, вос-при-ня-ли дей-ст-вия Лжедмитрия II как их пря-мое про-дол-же-ние, обес-пе-чив под-де-рж-ку новому са-мо-зван-цу. Бе-ло-рус-ская, ли-товская, поль-ская и украинская шлях-та ак-тив-но вы-сту-пи-ла на сто-ро-не Лжедмитрия II, т. к. рас-смат-ри-ва-ла уча-стие в его похо-дах как воз-мож-ность по-лу-че-ния де-неж-ных средств.

Вес-ной 1608 года князь Р. Ру-жин-ский, при-быв-ший в Русское государство из Ре-чи Пос-по-ли-той во гла-ве круп-но-го от-ря-да на-ём-ни-ков для службы Лжедмитрию II, сме-стил М. Ме-хо-вец-ко-го с «гет-ман-ст-ва» и при-ка-зал каз-нить «ка-зац-ких ца-ре-ви-чей». С кон-фи-ска-ция-ми по-мес-тий и каз-ня-ми дво-рян бы-ло по-кон-че-но. В 1608 году от-ря-ды са-мо-зван-ца на-нес-ли по-ра-же-ния вой-скам ца-ря Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Шуй-ско-го в Бол-хов-ском , Хо-дын-ском , Рах-ман-цев-ском и Рос-тов-ском сра-же-ни-ях и оса-ди-ли Мо-ск-ву, Нов-го-род, Ниж-ний Нов-го-род, Ка-зань, Смо-ленск, Ко-лом-ну, Ио-си-фо-Во-ло-ко-лам-ский и Трои-це-Сер-ги-ев мо-на-сты-ри. Прак-ти-че-ски вся Ев-ропейская часть стра-ны ока-за-лась под кон-тро-лем са-мо-зван-ца. Не-уда-чи пра-ви-тельственных войск и их не-спо-соб-ность за-щи-тить по-ме-стья и вот-чи-ны го-ро-до-вых дво-рян, по-са-ды и кре-сть-ян-ские ми-ры от ра-зо-ре-ния вы-зва-ли мас-со-вый пе-ре-ход дво-рян, по-сад-ских лю-дей и кре-сть-ян на сто-ро-ну Лжедмитрия II. Мно-го-численное вой-ско са-мо-зван-ца те-перь со-стоя-ло из на-ём-ных пол-ков Р. Ру-жин-ско-го, Я.П. Са-пе-ги, А. Збо-ров-ско-го, В. Ва-лев-ско-го, М. Ве-лег-лов-ско-го и др., дон-ских ка-за-ков За-руц-ко-го, Ли-сов-ско-го и за-по-рож-ских ка-за-ков Гри-ца, По-вид-зи-ев-ско-го, Ли-са, Рос-тец-ко-го.

Сво-ей «сто-ли-цей» са-мо-зва-нец из-брал Ту-шин-ский ла-герь. Ле-том - осе-нью 1608 года из Мо-ск-вы к Лжедмитрию II пе-ре-еха-ли несколько чле-нов Го-су-да-ре-ва дво-ра и Бо-яр-ской ду-мы, в т. ч. пред-ста-ви-те-ли древ-них и знат-ных фа-ми-лий (князь Д.Т. Тру-бец-кой, князь В.М. Мо-саль-ский Ру-бец, М.Г. Сал-ты-ков, кня-зья Р.Ф. Тро-е-ку-ров, А.Ю. Сиц-кий и др.). В Ту-ши-но в на-ча-ле сентября 1608 года вме-сте с от-ря-да-ми А. Збо-ров-ско-го и Са-пе-ги при-бы-ла «ца-ри-ца» М. Мни-шек. 6(16) сен-тяб-ря она «при-зна-ла» в Лжедмитрии II сво-его му-жа, а 10(20) сентября пуб-лич-но въе-ха-ла в стан к Лжедмитрию II и ста-ла жить с ним как за-кон-ная же-на (пе-ред этим они яко-бы тай-но об-вен-ча-лись). В ка-че-ст-ве плен-ни-ка в Ту-ши-но был дос-тав-лен рос-тов-ский митрополит Фи-ла-рет, вско-ре про-воз-гла-шён-ный пат-ри-ар-хом. Про-из-во-ди-мые пред-ста-ви-те-ля-ми Ту-шин-ско-го ла-ге-ря не-по-мер-ные по-бо-ры в счи-та-ные не-де-ли ра-зо-ри-ли жи-те-лей за-хва-чен-ных ими уез-дов. На-се-ле-ние по-мор-ских и за-мос-ков-ных уез-дов ор-га-ни-зо-ва-ло зем-ское дви-же-ние про-тив Лжедмитрия II, ко-то-рое са-мо-зва-нец по-пы-тал-ся по-да-вить си-лой. Дви-же-ние бы-ло ис-поль-зо-ва-но боя-ри-ном князем М.В. Ско-пи-ным-Шуй-ским для вос-соз-да-ния пра-ви-тельственного вой-ска. Кро-ме того, на ос-но-ва-нии Вы-борг-ско-го до-го-во-ра 1609 года он при-влёк на цар-скую служ-бу шведский экс-пе-диционный кор-пус под ко-мандованием Я.П. Де-ла-гар-ди. Русско-шведское вой-ско на-нес-ло по-ра-же-ния ту-шин-цам у Торж-ка , Тве-ри , у Под-мо-на-стыр-ской сло-бо-ды Тро-иц-ко-го Ма-карь-е-ва Ка-ля-зи-на монастыря , у села Ка-рин-ско-го близ Алек-сан-д-ров-ской сло-бо-ды (ко-нец ок-тяб-ря).

В декабре 1609 года си-лы са-мо-зван-ца кон-тро-ли-ро-ва-ли южные уезды Русского государства от Нов-го-ро-да-Се-вер-ско-го до Астра-ха-ни, а так-же Псков-щи-ну. Од-на-ко во-енные не-уда-чи, Ре-чи По-спо-ли-той ин-тер-вен-ция на-ча-ла XVII века в Русское государство (раз-вер-нув-шая-ся в сентябре 1609 года) при-ве-ли к рас-па-ду Ту-шин-ско-го ла-ге-ря. 27.12.1609(6.1.1610 года) в стра-хе за свою жизнь Лжедмитрий II бе-жал в Ка-лу-гу, бро-сив на про-из-вол судь-бы же-ну и двор. Большая часть «во-ров-ских» бо-яр и наи-бо-лее бое-спо-соб-ная часть на-ём-ни-ков (в т. ч. М.Г. Сал-ты-ков, князь В.М. Мо-саль-ский Ру-бец и др.) от-пра-ви-лись по-соль-ст-вом к Си-гиз-мун-ду III, под-пи-са-ли до-го-вор об из-бра-нии ко-ро-ле-ви-ча Вла-ди-сла-ва (бу-ду-щий польскийко-ро-ль Вла-ди-слав IV) на русский пре-стол и по-сту-пи-ли на ко-ро-лев-скую служ-бу. Не-ко-то-рые «боя-ре» и «дво-ря-не» Ту-шин-ско-го ла-ге-ря яви-лись с по-вин-ной к ца-рю Ва-си-лию Шуй-ско-му. В феврале 1610 года «во-ров-ские» боя-ре, слу-жи-лые лю-ди и ка-за-ки во гла-ве с князем Д.Т. Тру-бец-ким, а в на-ча-ле ле-та 1610 года - часть наём-ни-ков под пред-во-ди-тель-ст-вом Я.П. Са-пе-ги при-бы-ли к са-мо-зван-цу в Ка-лу-гу, ко-то-рая на год ста-ла но-вой «сто-ли-цей» Лжедмитрия II. По-ли-тические ин-сти-ту-ты, сло-жив-шие-ся здесь, от-ли-ча-лись от ор-га-нов Ту-шин-ско-го ла-ге-ря: в Ка-лу-ге у Лжедмитрия II не бы-ло пат-ри-ар-ха и Ос-вя-щен-но-го со-бо-ра, в Бо-яр-ской ду-ме и Го-су-да-ре-ве дво-ре клю-чевую роль иг-ра-ли не сто-рон-ни-ки Ро-ма-но-вых, а пред-ста-ви-те-ли ро-дов, вы-дви-нув-ших-ся в оп-рич-ни-ну. На-ём-ное вой-ско Лжедмитрия II во гла-ве с Са-пе-гой ста-ло иг-рать в Ка-лу-ге вспо-мо-гательную роль и не кон-тро-ли-ро-ва-ло ад-ми-ни-ст-ра-цию са-мо-зван-ца.

По-сле раз-гро-ма войск ца-ря Ва-си-лия Шуй-ско-го в Клу-шин-ском сра-же-нии 1610 года и на-сту-п-ле-ния войск Ре-чи По-спо-ли-той на Мо-ск-ву по-зи-ции Лжедмитрия II вновь ок-ре-п-ли. При этом к ле-ту 1610 года под ко-нт-ро-лем Лжедмитрия II ос-та-лись толь-ко «поль-ские» (т. е. рас-по-ло-жен-ные на тер-ри-то-рии бывшего Ди-ко-го по-ля), часть ук-ра-ин-ных, заок-ских и ни-зо-вых го-ро-дов, а так-же Астра-хань. Опи-ра-ясь главным образом на слу-жи-лых лю-дей под-кон-троль-ных ему тер-ри-то-рий, а так-же ка-за-че-ст-во, Лжедмитрий II сфор-ми-ро-вал но-вое вой-ско, уси-лен-ное на-ём-ни-ка-ми Са-пе-ги, вер-нув-ше-го-ся на служ-бу к Лжедмитрию II по-сле без-ре-зуль-тат-ной по-ез-д-ки в ла-герь Си-гиз-мун-да III под Смо-ленск. В ию-не - ию-ле 1610 года Лжедмитрий II со-вер-шил но-вый по-ход на Мо-ск-ву. Од-на-ко по-пыт-ки сто-рон-ни-ков Лжедмитрия II - «бо-яр» князь Д.Т. Тру-бец-ко-го, князя Г.П. Ша-хов-ско-го, князя С.Г. Зве-ни-го-род-ско-го, М.М. Бу-тур-ли-на и др. об-ма-ном или си-лой на-вя-зать Лжедмитрия II мо-ск-ви-чам ока-за-лись не-удач-ны-ми. На со-сто-яв-шем-ся в Мо-ск-ве за-се-да-нии Бо-яр-ской ду-мы с пред-ста-ви-те-ля-ми со-сло-вий (ко-то-рое со-вре-мен-ни-ки рас-смат-ри-ва-ли как Зем-ский со-бор) на цар-ст-во был из-бран ко-ро-ле-вич Вла-ди-слав, а про-тив от-ря-дов Лжедмитрия II бы-ли на-прав-ле-ны польско-ли-товского вой-ска. В кон-це ав-гу-ста - на-ча-ле сен-тяб-ря 1610 года са-мо-зва-нец бе-жал из Ни-ко-ло-Уг-реш-ско-го монастыря в Ка-лу-гу, бро-сив своё вой-ско. Вско-ре к не-му в Ка-лу-гу при-бы-ли отдельные боя-ре, ка-за-ки и около 1 тысячи на-ём-ни-ков во гла-ве с В. Ва-лев-ским. По-пыт-ки «бо-яр» Лжедмитрия II тер-ро-ром ре-ор-га-ни-зо-вать и уве-ли-чить вой-ско при-ве-ли к со-про-тив-ле-нию на-се-ле-ния под-мос-ков-ных уез-дов, а так-же се-вер-ских и ук-ра-ин-ных уез-дов, ещё не-дав-но яв-ляв-ших-ся главной ба-зой Лжедмитрия II. Он был за-руб-лен на охо-те князем П.А. Уру-со-вым (из ро-да Уру-со-вых), ко-то-ро-му ра-нее на-нёс пуб-лич-ное ос-ко-рб-ле-ние.

Вско-ре по-сле смер-ти Лжедмитрия II М. Мни-шек ро-ди-ла сы-на, ко-то-рый был на-ре-чён Ива-ном Дмит-рие-ви-чем и объ-яв-лен ря-дом сто-рон-ни-ков Лжедмитрия II на-след-ни-ком русского пре-сто-ла; в на-ро-де он по-лу-чил про-зви-ще Во-рё-нок.

Сакрализация власти была надежно обеспечена тезисом о царе как помазаннике Божием. Потому теоретической предпосылкой возникновения самозванства должно было стать массовое сомнение в том, что правящий монарх занимает свой престол по праву. Так, «самозванство» царя стало причиной появления настоящего самозванца как претендента на корону. Вероятно, именно колебания относительно легитимности пребывания Бориса Годунова у власти породили фигуру первого русского самозванца — Лжедмитрия I. Несмотря на то, что новый царь был избран на царство Земским собором и даже дважды отказывался от столь высокого чина, однако, род Годуновых был далеко на так влиятелен и знатен (даже несмотря на родство с предыдущим царем Федором Ивановичем).

Вероятно, Лжедмитрий II был еврейского происхождения и у Лжедмитрия I

Потому старомосковский род Романовых имел существенные преимущества в иерархии престолонаследия. Не говоря уже о странной гибели царевича Дмитрия в Угличе, когда подозрения в убийстве неизбежно легли на ближайшего боярина и шурина царя. Монах-расстрига Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I, своим отождествлением с трагически погибшим царевичем фактически открыл «ящик Пандоры» — следом за ним череда самозванцев неуклонно растет.

Портрет Лжедмитрия I

Те, кому доверял Лжедмитрий I и приблизил к себе, больше всех остальных стали ругать его после смерти. Некоторые из них даже пытались войти в доверие к вновь избранному царю Василию Шуйскому. Так, приближенный первого самозванца князь Григорий Петрович Шаховской получил должность воеводы в Путивле — именно в том городе, жители которого особенно доброжелательно относились к появлению Лжедмитрия, где все еще оставались его сторонники. Зная все обстоятельства восшествия Шуйского на престол, Шаховской созвал в Путивле народный сход, на котором объявил, что вместо Дмитрия (Лжедмитрия) в Москве был убит другой человек («немец», то есть некий иностранец, немой — в том смысле, что не говорил по-русски). Настоящий царь жив и скрывается в надежном месте, ожидая благоприятного момента, чтобы вернуть себе законную власть. Этой легенде поверили сначала жители Путивля, а потом и весь юг страны, который, казалось, только этого и ждал: посадские люди (горожане), стрельцы, казаки, крестьяне охотно вступали в «армию» Шаховского и его соратника, черниговского воеводы князя Андрея Телятевского.

Лжедмитрий II объявил себя царем под страхом пыток

Стремительно распространившимся слухом о чудесном «воскрешении» Дмитрия не преминула воспользоваться и Польша, которая смогла быстро материализовать нового самозванца — Лжедмитрия II. В этой истории поражает тот факт, насколько скоро москвичи, присутствовавшие при расправе над трупом покойного царя, смогли забыть эти события и безоговорочно поверить в фантастическое спасение. По словам Н. М. Карамзина, у русского народа «действовала любовь к чудесному и любовь к мятежам», а профессиональный француз-наемник русской армии Ж. Маржерет остроумно заметил, что «чернь московская была готова менять царей еженедельно, в надежде доискаться лучшего».


Гавриил Никитич Горелов. «Восстание Болотникова»

Больше всего вопросов и загадок в истории Лжедмитрия II связаны с тайной его настоящего имени. Первые известия о появлении спасшегося царя датируются зимой 1607 года, когда в Литве обнаружился самозванец, один из многих других, кто выдавал себя за царственную особу. В среде терских казаков появился и царевич Петр Федорович (якобы сын царя Федора, то есть внук Ивана Грозного), и царевич Иван-Август (якобы сын Ивана Грозного от брака с Анной Колтовской). Первый из вышеперечисленных самозванцев мародерствовал на юге России, а затем вступил в ряды армии Ивана Болотникова, а второй претендент на престол удачно действовал в Нижнем Поволжье, где ему удалось захватить Астрахань. Вслед за ними появился еще один «внук» Ивана IV, «сын» царевича Ивана Ивановича — Лаврентий. В мае 1607 года Лжедмитрий II перешел русско-польскую границу, подошел со своим войском к Стародубу, где был признан местными жителями. Его войско постепенно пополнялось добровольцами и наемниками, а потому в сентябре он смог двинуться на помощь Лжепетру и Болотникову.

Воевода Лжедмитрия II князь Дмитрий Мосальский Горбатый «сказывал с пытки», что самозванец «с Москвы с Арбату из Законюшев попов сын Митька». Другой его бывший соратник Афанасий Цыплятев на допросе говорил, что «царевича Дмитрея называют литвином, Ондрея Курбского сыном». «Московский летописец» и келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий считал его выходцем из семьи стародубских бояр Веревкиных (они были одними из первых, кто признал легитимность самозванца). Польские летописцы, современники тех событий полагали, что имя убитого в 1606 году царя принял крещеный еврей Богданко (или Богдан Сутупов). Он был учителем в Шклове, а затем перебрался в Могилев, где находился в услужении у священника. За некие проступки шкловскому учителю грозила тюрьма — и как раз в этот момент его заприметил участник похода Лжедмитрия I на Москву поляк М. Меховский. Ему показалось, что тот внешне похож на погибшего самозванца. Известный русский историк Смуты, Р. Г. Скрынников, опираясь на иностранные источники, полагал, что Лжедмитрий II «разумел и язык Еврейский, читал Талмуд, книги Раввинов, именно Сигизмунд послал его, назвав Димитрием Царевичем».


Письмо Лжедмитрия II сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку из Орла о своем скором восшествии на российский престол с помощью польского короля Сигизмунда III. Подпись — автограф Лжедмитрия II, январь 1608 года

Дойдя со своим разношерстным войском до Москвы, Лжедмитрий II встает лагерем в селе Тушино, где и будет в дальнейшем располагаться его «штаб-квартира» (отсюда и закрепившееся прозвище самозванца — «тушинский вор»). Интересен в этой связи тот факт, что в деле формирования легитимности нового претендента на престол немалую роль сыграл патриарх Филарет, Федор Никитич Романов, чья поддержка имела неоценимое значение для самозванца: Богдан Шкловский выдавал себя за сына Ивана Грозного, а Филарет был племянником этого царя — «родственники» должны были помочь друг другу. Судя по описаниям современников событий, «воровская» столица имела весьма неприглядный вид. Вершина холма была усеяна шатрами польских гусар. Среди них стояла просторная рубленая изба, служившая «дворцом» для самозванца. За «дворцом» располагались жилища русской знати. Простые люди занимали обширные предместья, расположившиеся у подножия холма. Наспех сколоченные, крытые соломой «сараи» стояли тут очень тесно, примыкая одна к одной, а жилища были битком набиты казаками, стрельцами, холопами и прочим «подлым» людом.

Самозванец был на прогулке, когда князь Урусов убил его

Так сформировалась ситуация политического двоевластия, неизбежно появляющаяся в годы гражданской войны. По выражению Карамзина, «народ уже играл царями, узнав, что они могут быть избираемы и низвергаемы его властию или дерзким своевольством». Многие из бежавших от Василия Шуйского в стан его врага — Лжедмитрия II, снова возвращались обратно, вплоть до того, что родственники договаривались между собой, кому ехать в Тушино, а кому оставаться в Москве, чтобы извлечь пользу и в одном лагере, и в другом. Получив жалованье в Москве, ехали получать деньги в Тушино.


Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой Лавры от войск Лжедмитрия II в 1608—1610 годах.

Весьма важный аспект в истории Лжедмитрия II — его взаимоотношения с польским королем Сигизмундом III, который сначала видел в нем средство для ослабления Шуйского и отвлечения собственных граждан и знати от внутренних дел Речи Посполитой. Однако, в 1609 году положение «тушинского вора» существенно поменялось: в его лагере со страхом ожидали прихода русско-шведских отрядов Я. П. Делагарди и М. В.Скопина-Шуйского, разгромивших летом тушинского полковника Александра Зборовского. Оказавшись фактически в ловушке, большая часть польских наемников предпочитает договориться со своим королем Сигизмундом, что безусловно подорвало авторитет Лжедмитрия. Летом 1610 года войско польского гетмана Станислава Жолкевского занимает Москву, а сам он по предложению думных бояр соглашается присягнуть на условиях избрания сына Сигизмунда, королевича Владислава, на российский трон. Московское боярство, устав от разорительной гражданской войны, было заинтересовано в устранении самозванца. Они первые предлагают в целом нерешительному Сигизмунду III выход из сложившейся двусмысленной ситуации: убийство Лжедмитрия II, на которое король хоть и не сразу, но соглашается.