Основные черты французского абсолютизма. Французский абсолютизм

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается сильный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Также к особенностям абсолютизма можно отнести то, что при нем деятельность сословно представительских органов, как правило, прекращается.

Национальные особенности французского абсолютизма:

1) высокая роль государственной бюрократии, вышедшей из дворянства;

2) активная протекционистская политика, особенно в правлении Людовика XI, Франциска I, Генриха IV, Людовика XIII и его кардинала Ришелье;

3) активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов (участие в Итальянских войнах, Тридцатилетней войне);

4) отход от конфессионально ориентированной политики по мере сглаживания религиозно-гражданского конфликта.

5. Установите соотношение событий и дат:

2. Работа с терминами:

1. Дайте определения терминам:

1) Вассал - В Западной Европе, в средние века, владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями (службою в войсках и т. п.) сюзерену, т. е. тому, кому принадлежала вся земля.

2) Кутюм - правовые обычаи внутри провинций, территорий и городов в средневековой Франции.

3) Феод - поместье, данное в ленное пользование; ленное владение.

4) Инвеститура - право введения и самое введение во владение недвижимостью нового владельца,

5) Оммаж - в средневековой Западной Европе одна из церемоний, оформлявших заключение вассального договора.

6) Иммедиатизация - в средневековой Европе процесс превращения аръер вассалов в непосредственных вассалов короля

7) Шеваж - подушная подать во Франции в средние века. Подать ежегодно (в незначительном размере) платили французские крепостные (сервы) как символ личной зависимости.



8) Формарьяж - в феодальном праве некоторых европейских стран норма, ограничивавшая свободу брака феодально зависимого крестьянина.

9) Цензива - в средневековой Франции форма наследственного землевладения неблагородных сословий, крестьян.

10) Талья - во Франции в период феодализма основной прямой налог (гл. обр. на крестьянство), взимавшийся большей частью в произвольных размерах и дававший королевской казне огромный доход

11) Менморт - господин имел право завладеть имуществом своего крепостного если нет детей умершего, живших при нем.

12) Баналитет - в феодальной Западной Европе монопольное право, по которому сеньор, обладая собственностью на мельницу, печь, виноградный пресс и т. д., мог принудить крестьян использовать его инвентарь

2. Исключите лишнее слово, обоснуйте свое решение:

1) Карл Лысый, Филипп II Август, Пипин Короткий, Филипп IV Красивый

Лишний – Пипин Короткий, так как он являлся королем франков, а три остальные – короли Франции.

2) сенешал, коннетабль, королевский казначей, бальи, камергер, канцлер

Лишний бальи, так как он являлся судьей, который разбирал дела о тяжбах и разбоях, остальные – чиновники и министры.

3) феод, бенефиций, лен, фьеф

Лишнее здесь бенефиций, так как является условным пожизненным пожалованием (преимущественно земельным) за выполнение военной или административной службы, а остальные – это поместья ленные или вассальные.

3. Тестовое задание:

Вопрос 1. При каком монархе во Франции начинают созываться Генеральные штаты:

1) Людовике IX;

2) Филиппе IV Красивом;

3) Людовике XI.

Вопрос 2. При абсолютной монархии во Франции:

1) власть монарха ограничена Генеральными штатами;

2) власть монарха ограничена королевским советом;

3) власть монарха не ограничена.

Вопрос 3. Назовите основные реформы короля Людовика IX:

1) административная, судебная, финансовая;

2) судебная, военная, финансовая;

3) политическая, налоговая, судебная.

Вопрос 4. Кто был первым французским королем:

1) Карл Великий;

2) Гуго Капет;

3) Карл Лысый.

Вопрос 5. Особая прослойка дворян – выходцев из третьего сословия – называлась:

1) «дворянство шпаги»;

2) «дворянство чести»;

3) «дворянство мантии».

4. Практическое задание:

Опираясь на тексты нормативных правовых актов, дайте обоснованный ответ на задачи

Грегори долго копил деньги на должность сельского нотариуса. Заветная должность была единственной мечтой его жизни. Каждый день он мечтал о том, что когда он накопит денег и станет нотариусом, все начнут его уважать. Скажем честно, кроме возможной должности уважать Грегори было бы не за что. Кроме непритязательной внешности и странной подпрыгивающей походки у него был склочный, сварливый характер. Да и ума у Грегори недоставало. Однажды днем, когда на сельской площади объявляли принятый Ордонанс, от нахлынувших чувств Грегори потерял сознание. Какое положение Великого мартовского ордонанса 1357 г. во Франции могло так расстроить Грегори?

«Великим мартовским ордонансом» 1357 г. во Франции был введен запрет на продажу и сдачу на откуп должностей, которые имели отношение к судопроизводству.

Во второй половине тринадцатого века в графстве Бове, что во Франции, жил крепостной крестьянин Франсуа. Благодаря милости его сеньора Франсуа имел хороший достаток и по меркам его селения считался зажиточным крестьянином. Однажды Франсуа встретил на ярмарке Маргариту, бедную свободную крестьянку из соседней сеньории. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Их встречи стали проходить все более часто. Однако Франсуа не торопился делать Маргарите предложение. После вопроса Маргариты о возможной свадьбе Франсуа был вынужден сказать ей, что у их брака нет будущего. Какие последствия могли бы быть у брака между Франсуа и Маргаритой? Решите задачу в соответствии с нормами Кутюмов Бовэзи.

Последствия брака Франсуа и Маргариты следующие – после женитьбы Франсуа лишился бы всего своего имущества: «…когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество -движимое и недвижимое - переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной или на женщине из другой сеньории, должен платить выкуп по усмотрению сеньора.»

Этьен Соррель, известный своим необузданным нравом рыцарь, похитил крепостную девушку у соседа барона Валери де Эстена и женился на ней. Прошло двадцать лет. Жена Жюльена умерла, с ним остались жить два его взрослых сына. Барон де Эстен неожиданно появился в поместье рыцаря Сорреля и объявил, что сыновья Сорреля – его крепостные, поскольку была крепостной их мать. Соррель утверждал, что сам он свободный человек, а значит, и его сыновья – свободные люди. На чьей стороне Кутюмы Бовэзи?

Кутюмы Бовези будут на стороне барона Валери де Эстен, потому что крепостное состояние идет от матери, так как все дети, которых она выносила, - сервы, если она крепостная, даже если отец - свободный человек. Если бы дворянин женился на крепостной, все дети, которых она бы имела от него, были бы сервами.

Французский абсолютизм (основные черты французского абсолютизма) - это понятие подразумевающее господство абсолютной монархии, утвердившейся во Франции на протяжении двух последних столетий существования Старого порядка. Абсолютизму пришлось сменить сословную монархию, в итоге уничтожен он был Великой Французской революцией. Попытка, осуществляемая генеральными штатами в эпоху войн на почве религии, ограничения королевской власти не удалась. Этому воспрепятствовало стремление знати возвратиться к феодальному раздроблению, да еще желание, испытываемое городами восстановить былую независимость, в то время как генеральные штаты обладали способностью исполнять роль только центральной власти.

С другой стороны, наблюдалась вражда между высшими сословиями и горожанами. Народ тяготило своеволие дворян и междоусобицы. Поэтому он выражал свою готовность к поддержанию власти, которая его спасала от анархии. Генрихом IV не созывались генеральные штаты вообще; а после него собирали их один только раз. В качестве задачи перед собственным правительством он поставил цель улучшения экономического благосостояния страны, а также укрепления государственного финансового рычага. Помощь ему оказывал министр Сюлли, суровый гугенот. Они проявляли заботу о поднятии земледелия, уровня промышленного производства, хотели облегчить податную тяжесть, внести порядок в финансовое управление, однако что-либо существенное сделать не успели.

В 1614 году, когда Людовик XIII был еще малолетним, для прекращения беспорядков во время управления призваны были генеральные штаты. Третьему сословию удалось выступить с программой преобразований. Согласно содержимому документа, созыв государственных чинов должен быть осуществляться в определённые сроки, привилегии дворянства и духовенства нужно было отменить и налоги распределить на всех равномерно. При этом, правительство должно было перестать покупать покорность вельмож с помощью денежных раздач, и прекратить произвольные аресты. У высшего духовенства и дворянства вызвали недовольство такие заявления и протест против высказываний оратора третьего сословия, который осмелился сравнить три сословия с тройкой сыновей одного отца. Привилегированные высказывали мнение относительно своего нежелания признавать братьями тех из людей, которых нужно называть скорее их слугами. Штаты, не сделав ничего, были распущены, после чего не созывались 175 лет.

Ришельё

В качестве депутата, представляющего духовное сословие, выступил епископ люсонский (кардинал) Ришельё. А спустя несколько лет его сделали главным советником Людовика XIII и всесильным министром, он двадцать лет почти управлял Францией. Ришельё была утверждена система абсолютизма в монархии Франции. Цель всех помышлений и стремлений кардинала состояла в силе и могуществе государства; ради достижения этой цели он был готов в жертву принести все остальное. Ими не допускался факт вмешательства Римской курии в государственные дела Франции. Чтобы защитить интересы французской монархии участвовал в тридцатилетней войне (хотя и пытался максимально долго оттягивать вступление в неё Франции, до того времени, пока не предопределились с внутренними проблемами государства), в ней стоял кардинал на стороне протестантов.
Внутренней политике Ришельё не было свойственно наличие вероисповедного характера. Свою борьбу с протестантами он окончил «Миром милости», что дало возможность сохранить свободу вероисповедания гугенотам, но лишив их крепостей и гарнизонов, уничтожив по факту гугенотское «государство, находившееся в государстве». По собственному происхождению Ришельё - дворянин, однако заветная его мечта заключалась в принуждении дворян к служению государству за привилегии и земли, которые им даны были во владение.

Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.
В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.
Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.
Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.
Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в. , когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".
Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.
Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года.

Какие только черты не приписывают французам - они слишком легкомысленны, ленивы, непунктуальны, развращенны, чересчур любезны и меркантильны. А также галантны, общительны, игривы и жизнелюбивы. Как и в любых стереотипах, в этом есть доля правды, но за всеми перечисленными чертами скрывается богатый, глубокий, тонкий национальный характер. Проникнув в тайны французского менталитета , иностранцы начинают терпимее относиться к опозданиям, скупости, болтливости французов - ведь это только одна сторона медали, а с другой стороны, они легки на подъем, расчетливы и умны, вежливы и обходительны.

Первое, что сразу бросается в глаза при знакомстве с любым французом - это умение прекрасно говорить . Французов отличает легкая и быстрая речь с изящными словесными оборотами (этот прекрасный французский язык - в него невозможно не влюбиться), интересные и красиво высказанные мысли, умение убеждать и очаровывать собеседников, тонкое чувство юмора. Те, кто считает, что жители Франции увлекаются пустой болтовней, видимо, не знают языка: разговоры ведутся о политике, о философии, о литературе, о культуре. В большинстве своем французы умны и начитанны , ведь не зря существует распространенное высказывание о том, что римляне созданы, чтобы завоевывать мир, русские - чтобы чувствовать, а французы - чтобы мыслить. Прирожденные философы, они умеют анализировать свои мысли и поступки и постоянно ощущают потребность высказывать свои чувства и делиться своими идеями.

К национальному языку у французов трепетное отношение. Их можно очаровать одной попыткой заговорить по-французски. Правда, они тут же для удобства перейдут на английский, который, впрочем, в большинстве своем знают не очень хорошо и недолюбливают. Такое же бережное отношение высказывают жители Франции ко всему национальному : истории, культуре, литературе, кухне. Их отличает гордость за свою страну, стремление к национальной обособленности.

Французский темперамент нельзя назвать спокойным, но благодаря их стремлению следовать нормам этикета и умению разрядить обстановку остроумными комментариями скандалы и споры случаются редко. Хотя действуют они часто слишком порывисто, дерзко и на первый взгляд необдуманно - так проявляется склонность французов к экспериментам , за что их часто называют легкомысленными. Флирт между мужчиной и женщиной - обычное дело, даже если они незнакомы. Более того, отсутствие хотя бы намека на обольщение воспринимается как неучтивость.

Из-за склонности к фантазированию и экспериментам французы, в отличие от англичан, любят все новое . Именно они стали законодателями моды как в одежде, так и в других сферах жизни. Страстные поклонники любых нововведений, они с ажиотажем ждут новинок в кино, технике, дизайне. Мода во Франции меняется стремительно, но французам нравится такой активный темп жизни. Удивительно, что при таком стремлении ко всему новому, они любят старинные дома (их специально реставрируют по минимуму), антикварные вещи, выдержанные вина, сыры, коньяк, старинные дома. К еде у них особое отношение - никогда уважающий себя француз не будет есть на ходу, никогда не будет запивать сыр соком или кока-колой, никогда не забудет о правилах сервировки стола. Но некоторые кулинарные и пищевые привычки, наоборот, кажутся иностранцам неприемлемыми, так в ресторанах хлеб кладут прямо на стол, а старательно вымакать кусок хлеба в остатках соуса или макать печенье в кофе не считается неприличным. .

Французы менее законопослушны по сравнению с немцами или англичанами, хотя общественные нормы и правила этикета всегда выполняют неукоснительно. Но пунктуальность не входит в перечень этих норм, опоздания - это национальная привычка , причем чем выше социальный статус человека, тем позже он может приходить. Так же легкомысленно они относятся к работе, французы медленно настраиваются на деловой лад, часто пьют кофе в рабочее время, в понедельник могут существенно опоздать. Обеденный перерыв составляет не один, а два часа, ведь обед - это не быстрый перекус, а целая церемония.

Франция… Она такая загадочная и привлекательная, аристократическая и манящая… Наверное, каждый признаёт, что эта страна – законодательница мировой моды, а Париж – синоним изысканности. А уж об изяществе и шарме ее жителей ходят легенды. Мы уверены, что француженка должна быть непременно утонченная, стильно одетая, стройная мадемуазель на высоченных шпильках и в кокетливой шляпке.

Ах да, и непременно сумочка от кутюр. Француз же – невероятно обаятельный мужчина, темпераментный, любвеобильный, галантный. Он готов писать даме сердца стихи и отдать жизнь, защищая ее достоинство.

Франция – это Коко Шанель и Жан-Поль Готье, Александр Дюма и Виктор Гюго, Эдит Пиаф и Патрисия Каас… Великая родина великих людей.

Чем же французы отличаются от нас, славян? Почему даже в анекдотах французская женщина – тонкая и звонкая, в коротком кружевном пеньюаре, томно едящая с фарфоровой тарелки листики салата, а русская – этакая гром-баба в фартуке и со скалкой в руке, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу запросто войдет? Почему, защищая свою честь, француз из книжных романов, изящно двигаясь, дерется на шпагах, а русский мужик закатывает рукава, снимает лапти и начинает кулачный бой? В чем разница между французским менталитетом и нашим? Попробуем сравнить и разобраться.

Гордость и предубеждение

Французы, особенно парижане, очень любят себя. Они гордятся тем, что они – французы, и считают свою нацию самой прекрасной в мире. На порядок лучше всех остальных. Создается впечатление, что чувство собственного достоинства и уважения к себе они впитывают с материнским молоком. Француз знает, что заслуживает всего самого лучшего только потому, ведь он родился французом. Взять хотя бы церемонию приема пищи. Стол обязательно должен быть красиво сервирован, порция, пусть и небольшая, но изысканно украшена, все ингредиенты выложены со вкусом, каждый на своем месте. Французские десерты шедевральны – в крошечное пирожное шеф-повар, не жалея себя, вкладывает многие часы труда, хотя великолепно знает, что немногим позднее кондитерское чудо будет съедено за считанные минуты.

Здесь человек – в центре всего, а все делается для него и ради него. Если при школе находится детский парк, то, будьте уверены, это именно парк, а не место для выгула собак, распития пива и курения травки. Восхитительные цветы и свежеокрашенные лавочки, красивые фонтанчики с водой, пригодной для питья, и ухоженные дорожки. И даже специальный жандарм, совершающий обходы. Кроме этого, есть ворота, закрывающиеся на ночь на засов. Словом, все для маленьких парижан. Городские автобусы ездят четко по расписанию, которое, кстати, можно получить в любом киоске, а поезда метро в час пик ходят каждую минуту. Государство работает для людей, ни в коем случае не наоборот.

Умение жить и наслаждаться жизнью

Вторая черта французов – умение брать от жизни все. Так называемое «savoir vivre». Это очень многогранное и многокомпонентное понятие, осягнуть которое полностью под силу, наверное, только истинному сыну Франции. Это умение жить качественно, получая удовольствие от каждой минуты. Хорошие манеры, вежливость и элегантность во всем. Изысканная одежда – о, настоящий парижанин никогда не приобретет обновку, прибывшую из Китая! Это правила хорошего тона – настоящая парижанка никогда не станет прилюдно поправлять макияж.

Соблюдение этикета – мужчина во время встречи никогда не позволит себе снять пиджак или ослабить галстук. Это тонкое чувство юмора – каждый француз обязан уметь разрядить напряженную ситуацию остроумной шуткой. И, конечно, это чрезмерная французская учтивость. Ни в коем случае, даже будучи мертвецки пьяным, даже находясь при смерти, нельзя забывать об основах вежливости – здороваясь, пожать руку каждому мужчине; тепло поблагодарить за оказанную услугу; выражая просьбу, не забывать сказать «пожалуйста»; а уходя, пусть даже и в спешке, нужно обязательно со всеми распрощаться и поцеловать руки дамам. Иначе вас могут запросто перестать принимать в обществе. Проще говоря, savoir vivre – это умение жить со вкусом. Именно оно придает Франции столь сильную притягательность, настоящий магнетизм.

Свободолюбие и склонность к монументализму

Истинный парижанин считает себя свободным – в том смысле, что ставит свои интересы выше всего остального. Он может переходить дорогу на красный или подойти к кассе без очереди. Он с легким чувством собственного превосходства относится к представителям других национальностей. Британцы для него слишком скучны, славяне – дурно воспитаны, американцы – скупы и лицемерны. Как же, ведь он – парижанин, он – голубой крови! Он умеет вести переговоры и защищать свое мнение.

Однако при этом французская свобода подразумевает ответственность за свои поступки, в отличие от свободы русской, которая почти всегда равна анархии и хаосу. И, к сожалению, мало какой русский воспитывается в духе любви и уважения к себе – скорее это постоянное недовольство собой, неверие в свои силы, разочарованность и чувство неудовлетворенности.

Мы с благоговением относимся к европейцам, в то время как французы смотрят на всех, кроме себя, снисходительно и немного свысока. Может быть, поэтому парижские архитекторы страдают гигантоманией? Впрочем, даже ей присущи истинно французские черты – новые здания настолько хорошо вписываются в ландшафт и выглядят так эстетично, что порой и не поймешь, двести ему лет или пару десятков. И никакой нелепой безвкусицы, портящей пейзаж, – только утонченность и стиль.

Политкорректность

Французы очень щепетильны во всем, что касается политкорректности. Если в Париже орудует банда, в составе которой есть африканцы или арабы, на этом ни за что не сконцентрируют внимания! Скорее сосредоточатся на белых, даже если их там меньшинство. Постепенно подобное поведение привело к тому, что эмигранты стали все более разнузданными, они практически безнаказанно грабят и убивают, а французская пресса только укоризненно грозит пальчиком и объясняет все это пороками буржуазного общества.

Какой же он – портрет истинного парижанина?

Согласно романтическим стереотипам французы – большие дамские угодники и неутомимые любовники, они обольстительные и по-рыцарски вежливые, обходительные и остроумные, смелые и честолюбивые. Однако по большей части эти образы навеяны нам фильмами о Франции и героями романов Александра Дюма. На самом же деле не все так радужно. Среднестатистический француз в наше время достаточно нервный и раздражительный. Те, кому зарплата кажется низкой, постоянно недовольны, что ее не повышают. Те, у кого заработок достойный, жалуются, что его понижают.

Крестьяне бастуют из-за того, что в страну завозят огромное количество более дешевого иностранного продовольствия. Мелкие лавочники ругают супермаркеты, из-за которых их бизнес не выдерживает конкуренции и приносит убытки. Стабильно неплохую зарплату имеют государственные служащие, но и те не вполне удовлетворены – их не устраивает количество положенных им привилегий. Молодежь боится остаться без работы – хорошее место не гарантирует даже красный диплом.

Школьники курят и балуются спиртным. Не правда ли, знакомая картина? Франция тоже находится на распутье, однако люди не сдаются и ищут выходы. Ставка делается на развитие и продвижение высоких технологий в промышленности. Поэтому сегодня портрет успешного, самореализовавшегося француза таков: это квалифицированный специалист, сотрудник крупной международной компании, элегантно и дорого одетый, не расстающийся с ноутбуком и телефоном. Плюс ко всему он – вопреки всем представлениям о французах – примерный семьянин и заботливый отец. Сейчас во Франции это считается хорошим тоном.

Вот такие они, французы. Кое-чему, возможно, у них стоит поучиться, кое в чем – взять с них пример, не забывая о том, что каждая нация – по-своему прекрасна и неповторима!