Загадка про имя существительное и его признаки. Вступительное слово учителя

Загадки с подвохом - загадки с обычным вопросом и нестандартным ответом. На первый взгляд ответ может показаться странным и неправильным, но если внимательнее прочитать загадку и подумать над ответом, то он окажется вполне логичным. Загадки с подвохом, как правило, не без чувства юмора. Они не только развивают сообразительность и нестандартное мышление, но также доставляют веселье. Расскажите загадки с подвохом своим друзьям и родственникам, проведите время весело и с пользой.

На футбольный матч всегда приходил один и тот же человек. До начала игры он угадывал счет. Как он это делал?
Ответ: До начала игры счет всегда 0:0
35177

Больше часа, меньше минуты.
Ответ: Секунда (стрелка некоторых моделей часов)
Таг. Anna
31403

На каком языке говорят молча?
Ответ: Язык жестов
89456

Почему стоп-кран в поездах красного цвета, а в самолётах голубого?
Ответ: Многие скажут: «Не знаю.» Бывалые ответят: «В самолётах нет стоп-крана.» На самом деле в самолёте есть стоп-кран в кабине пилота.
Макарова Валентина, Москва
22392

Мальчик заплатил за бутылку с пробкой 11 рублей. Бутылка стоит на 10 рублей больше, чем пробка. Сколько стоит пробка?
Ответ: 50 копеек
Орлов Максим, Москва
29712

Один французский писатель ужасно не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал (на первом уровне башни). Как он это объяснял?
Ответ: Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно
Боровицкий Вячеслав, Калининград
27486

В каком городе спрятались мужское имя и сторона света?
Ответ: Владивосток
Межулева Юлия
31908

Семь сестер находятся на даче, где каждая занята каким-то делом. Первая сестра читает книгу, вторая - готовит еду, третья - играет в шахматы, четвертая - разгадывает судоку, пятая - занимается стиркой, шестая - ухаживает за растениями. А чем занимается седьмая сестра?
Ответ: Играет в шахматы
Гобозов Алексей, Сочи
33252

По чему ходят часто, а ездят редко?
Ответ: По лестнице
127499

Идет то в гору, то с горы, но остается на месте.
Ответ: Дорога
99514

В каком слове 5 "е" и никаких других гласных?
Ответ: Переселенец
Радаев Евгений, Петрозаводск
29468

К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
Ответ: Они были на разных берегах
25 25, Владивосток
23106

Василию, Петру, Семену и их женам Наталье, Ирине, Анне вместе 151 год. Каждый муж старше за свою жену на 5 лет. Василий на 1 год старше Ирины. Наталье и Василию вместе 48 лет, Семену и Наталье вместе 52 года. Кто на ком женат, и сколько кому лет? (Возраст должен быть выражен в целых числах).
Ответ: Василий (26) - Анна (21); Петр (27) - Наталья (22); Семен (30) - Ирина (25).
Челядинская Виктория, Минск
13978

Летели галки, сели на палки. Сядут по одной - галка лишняя, сядут по две - палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок?
Ответ: Три палки и четыре галки
Барановский Сергей, Полоцк
19128

Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?
Ответ: В шахматах
)))))))) Renesmee, L.A
26629

Какой стол не имеет ног?
Ответ: Диетический
Бойко Саша, Волчиха
22336

Ничего не пишите и не используйте калькулятор. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось?
Ответ: 5000? Неверно. Правильный ответ 4100. Попробуйте пересчитать на калькуляторе.
Иванова Дарья, Дарья
25717

Как человеку не спать 8 дней?
Ответ: Спать по ночам
Sone4ka0071, Sosnogorsk
25473

По какому животному ходят люди и проезжают машины?
Ответ: Зебра
кострюкова таня, саранск
19752

В каком слове «нет» употребляется 100 раз?
Ответ: Стонет
муслимова сабина, дагестан(дербент)
23661

Какой слон без носа?
Ответ: Шахматный
прокопьева ксения, москва
20447

Мистера Марка нашли убитым в своем кабинете. Причиной оказалось пулевое ранение в голову. Детектив Робин, осматривая место убийства, нашел на столе кассетный диктофон. И когда он его включил, то услышал голос мистера Марка. Он говорил: «Говорит Марк. Только что мне позвонил Джонс и сказал, что через десять минут он будет здесь для того, чтобы пристрелить меня. Бежать бесполезно. Я знаю, что эта запись поможет полиции арестовать Джонса. Я слышу его шаги на лестнице. Вот открывается дверь...». Помощник детектива предложил арестовать Джонса по подозрению в убийстве. Но детектив не последовал совету его помощника. Как оказалось, он был прав. Убийцей оказался не Джонс, как это было сказано на пленке. Вопрос: почему у детектива возникли подозрения?
Ответ: Кассета в диктофоне была пересмотра на начало. Тем более Джонс забрал бы кассету.
Катарина, Москва
8396

Шерлок Холмс шел по улице.И вдруг он увидел мертвую женщину лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит:
- Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла. И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и говорит:
- О, милая что с тобой случилось???
И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит:
- Арестуйте этого человека. Это он убил ее. Вопрос: Почему Шерлок так подумал?
Ответ: Потому что Шерлок не сказал ее мужу адрес
Тусупова Аружан
15455

Два пятиклассника Петя и Алёнка идут со школы и разговаривают.
- Когда послезавтра станет вчера, - сказал один из них, - то сегодня будет так же далеко от воскресенья, как и тот день, который был сегодня, когда позавчера было завтра. В какой день недели они разговаривали?
Ответ: В воскресенье
Хрюшка, Ололошкино
11089

Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?
Ответ: Полиция пожары не тушит, пожары тушат пожарные
62052

По какому пути ещё никто никогда не ходил и не ездил?
Ответ: Млечный путь
Тихонова Инесса, Актюбинск
17956

Сколько лет в году?
Ответ: одно (лето)
МаКсИм, пенза
22123

Какой пробкой нельзя заткнуть ни одну бутылку?
Ответ: Дорожной
волченкова настя, москва
18315

В каком слове «спрятался» напиток и природное явление?
Ответ: Виноград
ануфриенко даша, хабаровск
17908

Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6?
Ответ: Запятую
миронова виолетта, саратов
16001

Без чего ничего никогда не бывает?
Ответ: Без названия
Анютка, Омск
18381

Союз, число потом предлог -
Вот и вся шарада.
А чтоб ответ найти ты смог,
О реках вспомнить надо.
Ответ: и-сто-к
назгуличка, уфа
12697

Какая мышца в теле человека самая сильная?
Ответ: Распространенное мнение - язык. На самом деле - икроножная и жевательная мышцы.
Аноним
14127

Завязать можно, а развязать нельзя.
Ответ: Разговор
Даша, Челябинск
17059

Перед каким простым смертным даже президент снимает шапку?
Ответ: Парикмахер
Настя Слесарчук, Москва
16104

Как 2 литра молока поместить в литровую банку?
Ответ: Превратить его в творог
Аноним
14071

Жила-была в чаще одна девочка-сирота, у неё были только два котёнка, два щенка, три попугая, черепаха и хомяк с хомячкой, которая должна была родить 7 хомячков. Пошла девочка за кормом. Идёт она лесом, полем, лесом, полем, полем, лесом, лесом, полем. Пришла она к магазину, но кормов там никаких не было. Идёт дальше, лесом, лесом, полем, полем, лесом, полем, лесом, полем, лесом, полем, полем, лесом. И упала девочка в яму. Если она вылезет, умрёт папа. Если останется там, умрёт мама. Туннель копать нельзя. Что ей делать?
Ответ: Она - сирота
Я Юлечка, Омск
11040

Они бывают металлические и жидкие. О чем речь?
Ответ: Гвозди
бабичева алена, москва
11667

Как написать «уточка» в 2 клетках?
Ответ: В 1-ой - букву «у», во 2-ой - точку.
Сигунова 10 лет Валерия, Железногорск
16035

Назовите слово, в котором одна буква - приставка, вторая - корень, третья - суффикс, четвёртая - окончание.
Ответ: Ушла: у (приставка), ш (корень), л (суффикс), а (окончание).
Малец Даниэль
11522

Отгадай загадку: у кого за носом пятка?
Ответ: Обувь
лина, донецк
13638

В автобусе ехали 20 человек. На первой остановке вышли 2 и вошли 3 человека, на следующей - 1 вышел и 4 вошли, на следующей - 5 вышли и 2 вошли, на следующей - 2 вышли и 1 вошел, на следующей - 9 вышли и никто не вошёл, на следующей - ещё 2 вышли. Вопрос: сколько было остановок?
Ответ: Ответ на загадку не так важен. Эта загадка с неожиданным вопросом. Пока вы рассказываете загадку, отгадывающий начинает в уме считать кол-во людей в автобусе, а в конце загадки вопросом про кол-во остановок вы поставите его в тупик.
31665

Жили муж и жена. У мужа в доме была своя комната, в которую он запрещал своей жене входить. Ключ от комнаты лежал в комоде спальни. Так они прожили 10 лет. И вот муж уехал в командировку, а жена решила зайти в эту комнату. Она взяла ключ, открыла комнату, включила свет. Жена походила по комнате, затем на столе увидела книгу. Она открыла её и услышала, что кто-то открывает дверь. Она закрыла книгу, выключила свет и закрыла комнату, ключ положила в комод. Это пришёл муж. Он взял ключ, открыл комнату, что-что в ней сделал и спросил у жены: «Зачем ты туда заходила?»
Как муж догадался?
Ответ: Муж потрогал лампочку, она была горячая.
СлЕпЦоВа ВиКуСя, ОМСК
9360

Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с шурином. Сколько всего человек?
Ответ: 3 человека
Архаров Михаил, Орехово-Зуево
11758

Полностью это имя звучит Данута. Как оно звучит сокращенно?
Ответ: Дана
Ханукова Данута, Брянск
10149

Река, которая «помещается» во рту?
Ответ: Десна
Безусова Анастасия, Посёлок Оверята

Урок решения грамматических задач с элементами игры. Данный урок посвящен изучению имен существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе. Основным видом работы на уроке является исследование: анализ текстов заданий учащимися, систематизация полученной информации и самостоятельный логически выстроенный вывод по теме урока.

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и учителя.
- Сегодня мы продолжим с вами разговор об именах существительных, а точнее о числе имен существительных.

2. Разминка

Подскажите мне, пожалуйста, сколько вы знаете чисел имени существительного. Как они называются?
- Приведите пример имен существительных в единственном числе.
- Приведите пример имен существительных во множественном числе
- Спасибо, молодцы.

3. Основное содержание материала. Решение логически построенных грамматических задач

Приготовимся к работе. Запишите в тетрадях число и классная работа. Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока. Правильно. Только не просто «Число имен существительных», а «Загадки единственного и множественного числа имени существительного». (Презентация. Слайд 1)

Задание первое

Знаете ребята, я сегодня очень торопилась на урок и, конечно же, у меня случилась маленькая неприятность. В спешке я случайно перепутала все слова, а они должны быть записаны в отдельные столбики. Я бы и сама могла это сделать, да вот только не помню, что это за столбики, как они назывались.
- Может, вы догадаетесь? Ведь не зря же говорят: «Ум хорошо, а два лучше. Сто голов - сто умов».
- Слова перед вами. Внимание на экран. (Презентация. Слайд 2)

Сахар, шорты, санки, брюки, кино, люди, веселье, тишина..

Кто будет готов, как всегда поднимает руку. Работаем в тетрадях на оценку.
- Давайте проверим, что же получилось у вас. Как озаглавили столбики?
- Первый столбик: сахар, кино, веселье, тишина, ребенок. Это слова, употребляемые только в единственном числе.
- Второй: санки, брюки, люди - слова, употребляемые только во множественном числе.
- Сверим наши ответы с доской. Внимание на экран. (Презентация. Слайд 3)
- Молодцы, прекрасно справились с этой задачей и помогли мне навести порядок.

Задание второе

А теперь задание сложнее и интереснее. Попробуйте найти «лишнее» слово. Только помните: сегодня мы говорим о числе имен существительных. (Презентация. Слайд 4)
- Внимательно посмотрите на слова:

Работа, профессия, знание, трудолюбие.

Время на раздумья у вас немного. Кто готов, как всегда поднимает руку.
- Давайте проверять, как решили эту головоломку. (Презентация. Слайд 5)
- Какое слово лишнее?
- Почему?
- Правильно, но разве может быть трудолюбие лишним?
- В каком значении употреблено слово «лишнее»? Правильно, в переносном. А можно ли сказать, что в прямом смысле трудолюбие лишнее слово?
- Конечно нельзя. Не даром столько пословиц и поговорок связано со словами «трудолюбие», « труд». Может кто-то вспомнит такую пословицу или поговорку?
- Молодцы. А теперь внимание на экран. (Презентация. Слайд 6)

Задание третье

Прочитайте пословицы.

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  2. Терпенье и труд все перетрут.
  3. Делу время - потехе час.
  4. Труд человека кормит, а лень портит.

Запишите последнее предложение в тетрадях. Постройте схему и расскажите о предложении. Выполним задание на доске.

Задание четвертое

Если не хотите остаться голодными, придется поработать. Каждый труд у нас в почете. Давайте узнаем, насколько вы трудолюбивые помощники по хозяйству.
- Задание для мальчиков, но девочки тоже могут попробовать его выполнить.
- Внимание на экран. Вслух ничего говорить нельзя. Внимательно читайте задания. Кто запишет ответ в тетрадь, поднимает руку. (Презентация. Слайд 7)
- Правильный ответ. Смотрим на экран. (Презентация. Слайд 8)

Тиски, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пассатижи - это рабочие инструменты.

Что особенного увидели в этих словах? Молодцы, все эти слова употребляются только во множественном числе. А кто знает, почему?
- Потому что все эти инструменты состоят из двух деталей-половинок.
- Девочки, теперь задание для вас, а мальчики тоже попробуют его выполнить.
- Опять внимание на экран. (Презентация. Слайд 9)
- Правильный ответ. Смотрим на экран. (Презентация. Слайд 10)

Творог, сметана, молоко, ряженка - полезные молочные продукты.

Что особенного заметили у этих слов. Правильно, они употребляются только в единственном числе.

Задание пятое

Вы хорошо поработали. Молодцы. А по работе и награда. Поэтому можем и отдохнуть, только помните: делу время, а потехе час. Кто любит игры?
- Тогда узнайте названия народных коллективных игр. Но сначала скажите мне, что значит «народные» игры?
- А что значит «коллективные»?
- Конечно, речь сейчас пойдет о русских коллективных играх. Но не надейтесь, что игры - это легко. Готовы? Тогда внимание на экран. (Презентация. Слайды 11-18)
- Кто догадается, что это за игра, пишет название в тетради и поднимает руку.
- Проверяем свои ответы. Внимание на экран.

Запись в тетрадях:

Городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки, горелки.

Что общего у всех этих слов? Да действительно, все они употребляются только во множественном числе. А почему, как вы думаете? Составьте предложение с этими существительными. Оно должно начинаться со слов: «Я знаю…»

Я знаю разные народные коллективные игры: городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки, горелки.

Объясните знаки препинания в этом предложении. Составьте схему.

Задание шестое

Прочитайте слова, записанные на доске:

Лень - доброта
вежливость - трусость
грубость - отзывчивость
внимательность - доброжелательность

Кто знает, что общего у этих имен существительных? Правильно они называют качества человека.
- Что общего у этих всех слов, если вспомнить тему урока? Действительно, они все употребляются только в единственном числе.
- Как вы думаете, а можно все-таки среди этих слов найти лишние? (Лень, грубость, трусость)
- А что это за качества человека? (Отрицательные). Вычеркните их.
- Составьте предложение с оставшимися именами существительными. Запишем его в тетрадях и на доске.

Вежливость, внимательность, доброта, отзывчивость, доброжелательность - это очень важные положительные качества человека.

4. Заключительное слово учителя. Подведение итога

Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Кто же догадался, а в чем же состоит загадка числа имени существительного?
- Правильно, одни слова могут употребляться только в единственном числе, другие - только во множественном, а большинство имен существительных имеют оба числа.
- Сегодня единственное и множественное число имени существительного помогло нам разобраться и с коллективными играми и с индивидуальным трудолюбием каждого.
- Спасибо за работу, урок окончен.

Скачать презентацию: http://doc..com).ppt

Деженкова Ирина Владимировна , учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ №1400, г.Москва

— Здравствуйте, студенты вуза Аргемоны! Рада вас всех видеть!

Чжоули после приветствия махнула палочкой — и стена напротив столов, за которыми сидели студенты, превратилась в маговизор, на котором все увидели, как по льду крадётся свинья. Да-да, самая обычная свинья, которая любит лежат в лужах, а вернее, в грязи. Сейчас она, видимо, решила, искупаться в чистой воде, потому что... Потому что далее случилось вот что. А, впрочем, немое магокино озвучилось следующими стихами:

Как-то шла по льду свинья.
Ей попалась полынья.

Плюх!... Торчит из полыньи
Только пятачок свиньи.

Мы скорее к полынье,
Мы хотим помочь свинье.

Сами — чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.

Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!

Маговизор погас, а слова стихотворения остались висеть в воздухе, напоминая о неудачной попытке свиньи искупаться.

— Думаю, каждый заметил особенность данного стихотворения. Да, сегодня на уроке мы поговорим о падежах. Я расскажу вам очень интересные факты из их жизни.

Термин «падеж» пришёл в грамматику из старославянского языка, где падежъ был дословным переводом греческого слова ptosis , суффиксального производного от глагола pipto - «падать» . Полагается, что это слово было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну, то на другую сторону и изменением («падением») существительного с получением им того или иного падежного окончания. Наблюдения за существительными привели к мысли, что они имеют две формы — прямую и косвенную. Косвенные формы как бы отклоняются от прямой.
Основных падежей, которые мы все знаем ещё из маггловской школы, шесть. Попробуем с ними познакомиться заново, а заодно, может, откроем что-то новое в них.
На основе чего мы относим данную форму слова к тому или иному падежу?
Первое — это вопрос, который задаётся к слову.
Второе — окончание, которое слово принимает в этом падеже.
Третье — это значение слова вообще.

Немного скажу об окончании. В курсе школы Аргемоны мы изучали разные части слов, которые помогают нам образовывать новые слова. Это приставки и суффиксы. Они относятся к словообразующим единицам русского языка, а вот окончание — это часть слова, но формообразующая. То есть, с помощью окончания мы можем придать слову другую форму (для употребления в предложении), не изменяя при этом сути самого слова.

Вернёмся к падежам. Большинство названий падежей — это дословный перевод с греческого и латинского.

Когда говорят «назовите имя существительное в его начальной форме», подразумевают именительный падеж . Существительное в этом падеже — это как раз прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова.
Назвать прямой падеж «именительным» впервые предложил в своей грамматике Мелетий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого, где onomastike означало «именующий, называющий имя». Именительный — тот, который называет по имени, именует.
получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого genike. Родительный означает «полученный с рождения». Его главная функция — обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города). Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?

Но посмотрим вот на эти сочетания:
— чашка чая или чашка чаю?
— банка мёда или банка мёду?
В словаре в качестве родительного падежа указываются обе формы. Часто говорят «чаю?», когда спрашивают, налить ли чай. Получается, что падеж один, а окончания разные. Этот факт был поводом для того, чтобы выделить ещё один падеж — количественно-отделительный , который обозначает часть целого. Вот как раз формы слов на -у/-ю и относили к этому падежу.
Но... но такие формы употребляются всё реже, и количество существительных, принимающих такое окончание, невелико. Поэтому этот падеж не задержался в русском языке у большинства его носителей и помнят о нём только лингвисты.



Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: dotike по-гречески «дательный». Достаточно ясно прослеживается его связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа — название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?
ввёл один из первых русских грамматиков Лаврентий Зизания в XVI веке на базе прилагательного «виновный». Это перевод с греческого слова aitiatike, что означало «причинный». Название падежа дано по слову «вина», в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение «причина». Основное значение винительного, «причинного» падежа — называть объект действия, который является причиной, вызывающей само действие (любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа: кого? что?
также ввёл Лаврентий Зизания. В 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа — орудийное, инструментальное (писать пером, рисовать красками). И его вопросы — кем? чем?
Чтобы начать разговор о последнем падеже, посмотрим вот на эти словосочетания: танцевать на балу — думать о бале, гулять в лесу — писать о лесе. Одно слово с разными предлогами предложного падежа имеет разные окончания. Такой двойственности подвержены некоторые существительные мужского рода.
Формы слов на -у/-ю обозначают место, пространство, где что-то находится, то есть имеют местное значение. Раньше существительное в этом падеже употреблялось без предлога и часто служило для обозначения обстоятельства места, поэтому в древности этот падеж называли местным . Любимые предлоги местного падежа — в, на .
Формы слов на -е обозначают преимущественно предмет, о котором говорят, думают. Мелетий Смотрицкий назвал этот падеж сказительным и дополнил им русскую падежную терминологию в своей "Грамматике" 1616 года. Любимый предлог этого падежа — о .
Таким образом, в предложном падеже объединились два падежа — местный и сказительный.
М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж , отразив тем самым его формальный признак — обязательное употребление предлога (учиться в школе, побывать в городе). Вопросы этого падежа: о ком? о чём? Хотя вместо предлога о может подставляться либо в , либо на .


В древнерусском языке был ещё один падеж - звательный . Он служил для выражения обращения. Ну если сейчас обращение — это слово или сочетание в начальной форме, то раньше это была вполне определённая форма для существительных мужского и женского рода в единственном числе. В остальных случаях форма совпадала с именительным падежом.

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

«старче» — как раз слово «старик» в звательном падеже. К XIV-XV векам звательная форма утратилась, и её следов в современном языке почти не сохранилось. Остатки звательной формы можно видеть в междометиях: О боже! О господи! Встречаемся с такой формой и в пословице: «На тебе, небоже, то, что нам негоже» . «небоже» — звательный падеж слова «небога», что значит — убогий, нищий. Этим бедолагам отдавали то, что уже не годилось самим хозяевам.
В качестве звательной формы, или обращения, теперь используется форма именительного падежа. Однако современная разговорная речь создала для обращения новые формы: Мам! Пап! Это усечённые формы слов, которые произносятся с особой, звательной интонацией. Есть у них одна особенность: звонкие согласные на конце не оглушаются: Фе[д"] .

Я закончила свой увлекательный рассказ о падежах существительных и теперь обрадую вас... Нет, пока не домашним заданием, а ещё одним блоком информации. Это касается окончаний существительных во множественном числе. Вот такой, с одной стороны, шутливый вопрос, а, с другой стороны, вопрос, отражающий проблемы таких окончаний, — как правильно сказать: «У рыб нет зуб?», «У рыбей нет зубей?» или «У рыбов нет зубов?» Чтобы правильно ответить на этот вопрос, придётся вам набраться терпения и выслушать ещё полезной информации.

Итак, нулевое окончание в родительном падеже множественного числа имеют следующие существительные мужского рода (а именно эти существительные доставляют больше всего проблем, потому как кажется, что и «сапог» верно, и «сапогов» тоже вроде как правильно):

1) названия некоторых национальностей, народов, племен , главным образом с основой на н или р :
армян, балкар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, турок, цыган, могикан .
НО: берберов, бушменов, негров, сванов .
Некоторые слова этой группы принимают равнозначно оба окончания: алеут - алеутов, бедуин - бедуинов, бурят - бурятов, карел - карелов, осман - османов .

2) названия лиц по принадлежности к воинским соединениям, некоторым родам войск :
солдат, партизан, янычар .
НО: лётчиков, минёров, разведчиков, сапёров, стрелков, танкистов .

3) названия предметов, употребляющихся обычно парами :
много ботинок, бот, ботфорт, валенок, мокасин, погон, сапог, чулок, штиблет, эполет .
НО: аксельбантов, гольфов, носков, сапогов-скороходов .

4) названия некоторых единиц измерения, обычно употребляющихся с числительными :
пять ампер, ватт, вольт, герц .
НО: литров, метров, кулонов, ньютонов, джоулей, футов, фунтов .
Для слов «граммы», «килограммы», «гектары» вариант с нулевым окончанием — пять грамм, килограмм, гектар — характерен для разговорной речи, а в строго официальной употребляются варианты с окончанием -ов : пять граммов, килограммов, гектаров.

Имена существительные мужского рода, обозначающие названия фруктов и овощей , в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов/-ев : ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов . Варианты с нулевым окончанием — апельсин, мандарин, помидор — носят разговорный характер и допустимы только в устной речи.

А теперь домашнее задание .

1. Давайте посмотрим на падежи с точки зрения волшебника. В чём заключается магия падежей? Попробуйте дать каждому падежу небольшую магическую характеристику.

2. Есть ли у вас любимый падеж?

3. Третье задание будет практическим.
Но прежде вспомним, какие вообще окончания принимают существительные. Как вы помните, существительные делятся на 3 склонения в зависимости от того, какие окончания они принимают при изменении по падежам.



К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а/-я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончанияи -о/-е.


К 3-му склонению относятся существительные женского рода, оканчивающиеся на ь.
Есть ещё разносклоняемые существительные. Их немного. Это бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и путь .
А ещё есть существительные на -ий/-ия/-ие, при изменении которых очень многие делают ошибки в окончаниях: гербарий, Анастасия, путешествие. Надо отметить, что в них не окончания -ий/-ия/-ие, а они оканчиваются на -ий/-ия/-ие. А вот какие тут окончания, вы определите сами при выполнении этой части задания.
Надо написать небольшой рассказ о жизни в магическом мире или любых приключениях (1/2-2/3 страницы Word), и потом около каждого существительного в скобках указать склонение (цифрой) и падеж — кратко, одной буквой: И, Р, Д, В, Т, П. Используйте материал всей лекции, то есть желательно, чтобы в рассказе прозвучали все падежи и существительные с проблемными окончаниями. Окончание (если оно у слова есть) отделяйте от остальной части слова дефисом.

Удачи!

Спасибо сайту http://screen.ru/school/verb/ за чудесные картинки.

Уважаемые студенты Аргемоны, рада видеть вас на очередном уроке, посвящённом тайнам русского языка. Сегодня мы поговорим о загадках рода.

Каждый знает, что в русском языке существует три рода: мужской, женский и средний. Но почему именно так? Ведь, как известно, в других языках, например, французском, два рода, а в английском и армянском вообще нет рода как грамматической категории. Значит, как-то другие народы обходятся без категории рода в языке. Что даёт эта категория русскому и другим языкам, где она есть?

Давайте рассмотрим подробнее слова разных родов в русском языке. Может есть какая-то закономерность распределения слов по родам? Почему «весна», «зима», «осень» женского рода, а «лето» — среднего? Почему «дверь» женского, «потолок» мужского, а «окно» среднего? Род многих слов совершенно необъясним. Хотя вот слова, обозначающие живых существ, относятся к тому или иному роду в зависимости от пола: мама, папа, брат, сестра и другие.
Однако есть слова женского рода, которые обозначают и особей мужского, и наоборот: акула, лисица, ворон, ворона (как название рода птиц), врач, директор.
Но в других случаях используются разные слова: корова — бык, баран — овца, козёл — коза.
Один и тот же предмет может назваться существительными разных родов: глаз — око, лоб — чело, живот — брюхо.
И даже одни и те же слова бывают разных родов: рельс — рельса, жираф — жирафа (применяется независимо от пола).
В немецком языке вообще, например, жена и девочка среднего рода — das Weib и das Madchen (артикль das означает средний род).

Если слова так нелогично распределяются по родам, есть ли какой смысл вообще в этой категории в языке? И как это категория образовалась?

Ясно, что надо обратиться к истокам языков, но как это сделать? Археологи обнаруживают остатки древних цивилизаций, проводя раскопки, а где «копать» лингвисту? Древние рукописи не настолько древние с точки зрения языка, потому как письменность возникла сравнительно недавно, когда языки уже подверглись значительным изменениям. Значит, надо найти те языки, которые меньше всего были изменены.

И на основе наблюдения, сравнения древних языков стран Европы, Азии было выяснено следующее.
Слова, обозначающие одушевлённые предметы, относились к мужскому или к женскому роду. А средний род имели слова, обозначающие неодушевлённые предметы.
Но! Один и тот же предмет мог быть назван по-разному: то словом класса неодушевлённого (то есть среднего рода), то словом класса одушелённого (мужского или среднего рода). Причём была обнаружена строгая закономерность.

Рассмотрим произведение Гомера «Илиада». В одиннадцатой песне описывается, как накануне грозной битвы

Гектор ходил впереди со щитом, во все стороны равным.
Как приносящая гибель звезда - то, меж туч появляясь,
Ярко сияет, то в тучах тенистых опять исчезает...

Под звездой здесь подразумевается, видимо, Сириус, которому приписывалось вредное влияние на людей. Так, например, У Гесиода в произведении «Труды и дни» мы читаем:

Сириус сушит колени и головы им беспощадно,
Зноем тела опаляя.

Гектор сравнивается со звездой, которая является существом активным: движется, сияет, исчезает, появляется. И Гомер использует одушевлённое существительное мужского рода «aster», а ведь в языке есть и другое слово, обозначающее звезду, — слово среднего рода «astron» (звезда как материальное небесное тело). Слово «aster» в то же время означает не только движущуюся звезду, но и небесное знамение.

Получается, что в зависимости от того, как рассматривался один и тот же предмет — как неодушевлённая вещь или как способное действовать существо, — он получал два обозначения: одно среднего рода (неодушевлённого), а другое — мужского или женского (одушевлённого).
Как известно, звёзды обожествлялись (и одушевлялись) у многих народов: положением звёзд руководствовались при определении жизненного пути человека. Выражений, связанных со звёздами, вроде «родиться под счастливой звездой», немало в любом языке.

Получается, что понимание тела как нечто материального противопоставлялось взгляду, согласно которому предметы и явления природы оказываются выражением внутренних сил, подобно тем, которые движут животными и людьми. И этим силам приписывалось нечто божественное.
Одушевлялось, обожествлялось всё то, перед чем человек был бессилен, что казалось ему неведомым, что играло большую роль в его жизни.

Вопрос 1. Возьмите какое-то слово, обозначающее неодушевлённый предмет по материалистической точке зрения и попробуйте проанализировать, почему он получил род одушевлённого класса.

Ещё такой момент. Известное по мифам, народным сказаниям противопоставление, например, воды и огня, нашло своё отражение и в языке: во многих языках «вода» женского рода, а «огонь» — мужского.
То же самое касается и дня-ночи и сопутствующих им слов, например, свет-тьма. Или неба-батюшки и земли-матушки.

Вопрос 2. Возьмите любую пару из предложенных и поищите ей соответствие в мифологиях разных народов, подтверждающих, что одно слово отождествлялось с мужским началом, а второе — с женским.

Женское родящее начало подчёркивается и в названиях плодовых деревьев: яблоня, вишня, черешня, груша, слива и другие. А вот, например, плод яблони — яблоко — среднего рода. В латинском языке и плод грушевого дерева называется словом среднего рода, в то время как название самого дерева женского рода. По этим парам слов можно проследить миропонимание древнего человека, для которого родящее дерево было одушевлённым, а вот его плод — неодушевлённым.
И что интересно, в русском языке, кроме обобщающих слов «дерево» и «растение», нет других слов среднего рода, относящихся к деревьям. Получается, что конкретные виды деревьев одушевлялись.

Интересен и вот какой вопрос. Есть слово среднего рода «дитя», которое обозначает как младенца мужского рода, так и женского. Обозначает живых существ, но имеет средний род — почему? Как такое слово могло появиться?
Естественно, что в древности такого слова быть не могло, потому как оно могло обозначать только что-то неодушевлённое, и появилось оно намного позднее слов «сын» и «дочь», когда произошло некоторое послабление противопоставления одушевлённого и неодушевлённого. Поэтому существительное «дитя» противоречиво по своей природе и имеет ограничение в употреблении: его относят только к младенцам и малолетним детям, а уже для более старших возрастов противоречие между формой среднего рода и одушевлённостью оказывается нетерпимым.

Таким образом, «бессмысленная», казалось бы, в наше время категория рода является пережитком старых религиозных воззрений. Выдающийся советский лингвист академик В. В. Виноградов писал по этому поводу: «У подавляющего большинства имён существительных, у тех, которые не обозначают лиц и животных, форма рода нам представляется немотивированной, бессодержательной. Она кажется пережитком давних эпох, остатком многоязыкового строя, когда в делении имён на грамматические классы отражалась свойственная той стадии мышления классификация вещей, лиц и явлений действительности».

И если род какого-то неодушевлённого существительного в разговоре обычно неважен, то в поэтической речи именно род является иной раз определяющим.

Например, у Есенина читаем про сосну:

...Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку...

Образ сосны — древняя старушка, а был бы у сосны мужской род, поэту пришлось бы искать другой образ. Берёзки у Есенина девушки. Такой же образ встречается и у елей. А вот клён представлен как пьяный сторож.

Иногда при переводе стихотворений разрушается или видоизменяется образный строй, который был заложен автором изначально. И виной всему род существительного. Вот очень яркий пример такого перевода — стихотворение Гейне в переводе Лермонтова:



О чём говорится в стихотворении Гейне? «Дер фихтенбаум», стоя на скалистой вершине на далёком севере, вздыхает по прекрасной возлюбленной, имя которой «ди пальме».

М. Ю. Лермонтов, переводя это чудесное стихотворение, оказался лицом к лицу с хитроумной загадкой. По-русски и «сосна», и «пальма» — женского рода. Нельзя было, пользуясь образами этих двух великанш растительного мира, нарисовать картину печальной разлуки юноши и девушки.
Поэтому пришлось совершенно переменить смысл стихотворения. Если в подлиннике речь идёт о страстной любви к пальме «существа другого пола», далекого «фихтенбаума», то в переводе вместо этого появилась дружба двух женщин. Там говорилось о разлуке любящих сердец, а тут вместо этого выплыла совсем другая тема — тема горького одиночества. И эти перемены обусловлены, собственно, тем, что по-русски слово «сосна» иного рода, чем в немецком языке.

Другим русским поэтам эта необходимость переменить самое содержание показалась нежелательной. Но им ничего не оставалось, как заменить сосну каким-либо другим, более «мужественным» деревом. Так у Ф. И. Тютчева вместо сосны появился близкий её родич — кедр, а у А. А. Фета и вообще и совсем далёкое растение — дуб. И Фету пришлось в связи с этим заменить и «дикий утёс далёкого севера» более южным и мирным «крутым пригорком»: дубы-то на полярных утёсах не растут!


А вот ещё один интересный пример: перевод Пушкиным вступления к поэме «Конрад Валенрод» А. Мицкевича:

И всяк, переступивший воды,
Лишён был жизни иль свободы.
Лишь хмель литовских берегов,
Немецкой тополью пленённый,
Через реку, меж тростников,
Переправлялся дерзновенный,
Брегов противных достигал
И друга нежно обнимал.

Тополь — слово мужского рода, но тут оно выступает в женском роде. Это устаревшая грамматическая форма. Сейчас тоже есть такие слова, например, зал — зала и другие. В некоторых произведениях Пушкина сейчас устаревшие формы слов заменяются на современные, но в этом случае исправлять нельзя. Тут женский род слова «тополь» противопоставлен мужскому роду слова «хмель». Пушкин специально применяет такую форму слова, так как в польском языке тополь женского рода.
А вот другой поэт, Н. Асеев, перевёл эти строки так:

Лишь ветка литовского дикого хмеля
К любимому тополю прусского края,
К заветной стремилась за Неманом цели.

То ли он не обратил внимание на особенность рода польского слова «тополь», то ли не захотел с ней считаться. Этот перевод ближе к оригиналу: у Мицкевича именно так и сказано — «ветка литовского хмеля», но образное представление тут оказалось разрушенным, и даже женский род слова «ветка» не спасает положения.

Вопрос 3. Найдите не менее трёх поэтических примеров, доказывающих, что неодушевлённый предмет/явление для описания автором выбран неслучайно и главную роль сыграл род слова, называющего этот предмет (это явление).

И под конец я расскажу вам ещё об одной гипотезе относительно происхождения среднего рода в языках.
В древнем латинском языке средний род назывался «генус нэутрум» (или «нёйтрум»). По-русски это слово означает «ни тот ни другой» (сравните со словом «нейтралитет»).
А вот в немецком языке он и сейчас носит название «вещного рода» (зэхлихес гешлехт). Что это может значить?
По-видимому, говорят учёные, в давние времена словами «вещного рода» древние германцы означали не живые существа, а предметы, и именно такие предметы, которые составляли чью-либо собственность, кому-либо принадлежали, были чьими-то «вещами».
Всё то, что существовало «само по себе», независимо, не было ничьей «собственностью», в «вещный род» входить не могло.
Но люди в разные времена своей истории, так же как и разные народы, живущие в одну эпоху, совершенно по-разному расценивают окружающие предметы.
В одни эпохи деревья, горы, источники, реки представлялись людям живыми существами, богами и богинями; ничьей собственностью они не были и быть не могли. В эти эпохи они очень легко могли попасть в разряд «живых и независимых существ», получить названия мужского или женского рода.
Наоборот, в другие времена тот или иной народ начинал на некоторых людей, например на рабов в рабовладельческом обществе, смотреть не как на настоящие живые, свободные и независимые существа, а как на вещи, как на собственность других людей, «полноправных господ».
«Полноправные» получали имена «живых» родов, а рабы — имена рода «вещного», то есть, по нашим понятиям, среднего. Они ведь «принадлежали», как вещи, своим господам!

Совершенно также в жестокие времена древности смотрели многие племена и народы на женщин и детей. К ним относились как к бессловесной собственности, как к «имуществу» отца или мужа. Они были «почти вещами». Не поэтому ли и доныне в немецком языке слова «женщина» (das Weib) и «ребёнок» (das Kind), а в русском языке «дитя» сохраняют свой средний, то есть «вещный», род?

Что это — только кабинетные, теоретические рассуждения о далёком прошлом, которые нельзя ни опровергнуть толком, ни принять, потому что никто своими глазами это не видел. Можно ли привести этому какие-нибудь примеры и доказательства сейчас?
Оказывается, такие примеры наблюдаются.
И поныне в грамматиках некоторых народов встречаются сложные, и для нас непонятные, «грамматические классы». Один из учёных обнаружил в языке негров Африки роды «одушевлённый» и «неодушевлённый», или «род существ» и «род предметов». Бывает и так, что все предметы разделяются на «род сидячих», «род стоячих» и «род лежачих» предметов или на «водяной», «каменный», «глиняный», «пенистый», «мясной» и другие роды.
Вероятно, и в языке наших, очень далёких предков существовало немало таких своеобразных «классов», на которые они делили, по уже неясным для нас основаниям, известные им предметы и называющие их слова.

Ну, вот теперь всё, что я хотела вам рассказать.