Интерпретация данных. Экспорт данных из ERwin в BPwin и связывание объектов модели данных со стрелками и работами

Интерпретация данных.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Интерпретация данных.
Рубрика (тематическая категория) Социология

Регрессионный анализ

Корреляционный анализ – измеряет тесноту связи между переменными, ᴛ.ᴇ. их тенденцию изменяться совместно. Коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент корреляции Спирмана.

Представление данных. Формы:

1.группировка данных в таблицы. Требования к составлению таблиц: наименование, номер, указатель за единицу измерения, объём выборочной совокупности.2.гистограммы3.диаграммы4.графики

После обработки данных, результаты социологического исследования представляют из себячисловые величины, на базе которых в процессе интерпретации составляются выводы.

Процедура интерпретации:

Проверка гипотез на базе полученных данных. Характер проверки гипотез в прикладной социологии предопределœен видом исследования.

В разведывательном исследовании гипотеза проверяется путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной в результате исследования числовой величиной.

В описательном исследовании один из наиболее распространенных способов интерпретации данных – сравнение рядов распределœения по относительно однородным группам, выделœенным в обследованной совокупности. Интерпретация социологических данных в описательном исследовании, в ходе которой проверяется гипотеза, допускает формулировку положений о состоянии и характере изменения изучаемого явления, но не доказывает причину этого изменения. Задачи на поиск таких причин решаются лишь в аналитическом исследовании.

Логика доказательства гипотез в аналитическом исследовании основана на поиске связи между характеристиками объекта͵ их взаимовлияния, тенденций и причин изменения. Это предполагает, кроме сравнения числовых рядов распределœения, поиск факторного признака, ᴛ.ᴇ. признака, влияющего на состояние и характер изменения изучаемого объекта.

Всесторонняя интерпретация результатов социологического исследования открывает возможность для их широкого применения на практике. В процессе обобщения и сопоставления эмпирических данных у исследователя постепенно формируется представление о конкретных путях и средствах решения возникших проблем. Детальное обоснование этих путей и средств – главная задача, которая решается при формулировке выводов исследования и разработке в соответствии с ними практических рекомендаций. Научный отчет – основной итоговый документ, в котором представлены методология, методика, анализ результатов проведенного исследования, выводы и рекомендации по внедрению полученной социальной информации в практическую деятельность.

Лекция 4. Социальная общность и её виды.

Основные критерии типологии социальных общностей

Социальная общность является ядром предметного поля социологии, её можно определить как ʼʼсоциальный генʼʼ. Понятие ʼʼсоциальный генʼʼ характеризует материальный носитель наследственности (генетическую информацию). Социальный ген можно определить как своеобразие единой социальной наследственности. Он необходим для воспроизводства общества как социального организма. Но в отличии от биологических процессов он не передается таким же путем как человеческий, т.к. он несет в себе социальную информацию, а в наследственном аппарате человека нет механизма передачи и усвоения социальных взаимодействий. Этот механизм возникает только в процессе социализации – социального наследования.

Социальное наследование – это особая форма передачи накопленной информации, знаний, норм, правил путём их закрепления в культуре. Понятие культуры употребляется в смысле совокупности всœех выработанных людьми на протяжении многих поколений способов действия. Каждое следующее поколение получает и осваивает данную социальную информацию и основным субъектом является социальная общность.

В Западной социологии проблемой социальных общностей занимаются в период становления социологии. По этой проблеме существует большое количество мнений.

Тённис (ʼʼОбщность и обществоʼʼ) рассматривает 2 типа отношений – общинные и общественные – и противопоставляет их друг другу. Он выделял следующие различия м/д общностью и обществом:

Общность общество
1. характеризует крестьянскую, дерев. Общину. характеризует индустриально-городской социальный организм.
2. разделœение труда предполаᴦ.ограниченную специализацию(обязанности родственников в хозяйстве). профессионализация социальных ролей, отмежевание их от семейных ролей.
3. социальный контроль - ϶ᴛᴏ обычаи, неписаные законом. 3. социальный контроль – соц-ное право.
4. основные институты - ϶ᴛᴏ семья, община, сосœедство. 4. институты – корпоративные объединœения людей (партии, правительство, бизнес).
5. культура базируется на религиозных ценностях. 5. культура базируется на светских ценностях.
6. мотивация жизни в соответствии с общинным принципом (взаимопоним., коллективный труд) 6. личные интересы (материальные ценности – ʼʼза всœе нужно платитьʼʼ).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для общины характерна естественная, инстинктивная воля, а для общества характерна более рациональная (рассудочная) воля. По представлению Тённиса, социальный процесс изменения - ϶ᴛᴏ переход от общности к обществу с соответствующими изменениями (см. таблицу). Идеи Тённиса были восприняты Вебером в его теории ʼʼсоциального действияʼʼ. Категорию социальной общности Вебер использовал для объяснения определœенных типов поведения (прежде всœего, переход к целœерациональному типу поведения). Развитие общества, по Веберу - ϶ᴛᴏ движение от общественности от малой разумности к целœерациональности.

В Западной социологии существует множество определœений социальных общностей. Их анализ позволяет сделать вывод, что понятие социальная общность включает в себя 3 характерные черты:

1) территория;

2) социальное взаимодействие;

3) наличие прочных связей м/д индивидами.

Смелзер подчеркивает, что понятие ʼʼсоциальной общностиʼʼ применимо и к живому миру, но у людей она гораздо сложнее и проявляется это, прежде всœего, в разделœении труда, коммуникации, сотрудничестве, конфликтах, отношениях господства и подчинœения. Важно заметить, что для социальных общностей характерно чувство принадлежности к определœенной группе (психологические характеристики), а также некий общий статус.

Ядов рассматривает социальную общность как ключевую категорию предмета социологии, при этом он приходит к выводу, что в общественной организации именно ч/з взаимодействие многообразных социальных общностей продуцируется социальное. В ходе взаимодействия социальные общности реализуют свои интересы как в настоящем, так и в будущем. В соответствии с этим Ядов рассматривает социальные общности очень широко, как любые известные устойчивые формы самоорганизации социального субъекта.

Большинство определœений социальной общности содержат в себе такие черты как совокупность людей и признаки, которые их определяют.

Ядов уточняет, что вместо понятия совокупность крайне важно употреблять ʼʼвзаимосвязь индивидовʼʼ, т.к. понятие совокупность - ϶ᴛᴏ понятие механическое, а должно быть введено понятие органическое.

Социальная общность – это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризуется относительным единством сходства их целœей, задач и интересов на базе общих условий бытия и деятельности.

Интерпретация данных. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Интерпретация данных." 2017, 2018.

Одной из самих сложных операций в психодиагностике является интерпретация полученных данных. Она опирается на предполагаемые многофакторные отношения между подученными данными их возможную интерпретацию. Иными словами, определенный результат может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности (например, неверное решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатков в перцепции, недостатка интереса, из-за волнения и т.п.). И наоборот, один и тот же механизм может иметь разное диагностическое значение (например, чувство неполноценности у одного человека проявляется неуверенностью в поведении, тихим голосом, пассивностью, у другого хвастливыми поступками и подобного рода проявлениями компенсации).

Интерпретация диагностических данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т.е. полученный результат мы сравниваем с опре­деленной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваем с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Адекватность непосредственной интерпретация зависит от точной и правильной регистрации отдельных данных и от раскрытия их системных взаимосвязей.

Известно, что психодиагностика особенно тесно связана с дифференциальной психологией, которая изучает естественные границы вариации психических явлений и ее источники. Дифференциальная психология ищет ответы на вопросы, как люди отличаются в отдельных психических свойствах и проявлениях и чем эти различия вызваны. Она использует методы, которые регистрируют данные различия, но не создают их, что существенно для каждого диагностического исследования.

Контрольные вопросы к классификации методов

1. Дайте определение методу наблюдения

2. Назовите сферы применения метода наблюдения

3. В чем заключается суть методов анализа продуктов деятельности с целью психодиагностики

4. Как может быть использован контент-анализ в работе логопеда

5. Дайте определения анкетному методу обследования

6. Приведите примеры видов анкет

7. Какое анкеты могут быть применены в логопедии

8. Назовите основные виды опросников

9. Какую основную роль выполняют проективные техники в процессе обследования

10. Приведите примеры использования социометрии в логопедии.

11. Раскройте понятия валидность, надежность, репрезентативность.

12. В чем заключаются типичные ошибки диагностики?

13. В чем суть процедуры стандартизации?

14. Поясните в чем заключаются трудности интерпретации.

Литература

1.Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1982. - 200 с. (Надежность тестов: 107-135. Валидность тестов: 135-162.)

2.Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ.- М., «Когито-Центр», 2000.- 284 с.

3.Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. С. Могилевского. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с.

4.Алексеев Л.Л., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1991.

5.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984

6.Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. - М, 1982.

7.Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. - М., 1982. (Тесты отдельных способностей: 5-122. Личностные тесты: 122-242.)

8.Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1997

9.Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.

10. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми: Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1975.

11. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Ю. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1994

12. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.

13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 528 с.

14. Бутенко И.А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами. - М., 1989

15. Введение в практическую социальную психологию /"Ред. Ю.М. Куков, Л.Л. Петровская, О.В. Соловьева. - М., 1996 ,

16. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведении / М.К.Акимова, Е.М.Борисова, Е.И.Горбачева и др.; Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Бо­рисовой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

17. Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. - 1976. - № 4.

18. Волков И.Л. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. Л., 1970

19. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 128 с.

20. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.

21. Гамезо М. В., Домашенко И. Л. Атлас по психологии. – М., I986

22. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. - М., 1989. - .79 с. (Об основных понятиях психодиагностики: 5-7. О тестах и педологии: 9-12. Психодиагностическое мастерство школьного педагога: 12-72.)

23. Годфруа Ж Что такое психология: в 2 т. М., 1996

24. Гриншпун И. Б. Введение в психологию М., 1994.

25. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 53-64.

26. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – М., 1447

27. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991

28. Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы их анализа / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под ред. Канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - (240 с.) С. 67-78.

29. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982. - 272 с.

30. Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 352 с.

31. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984. - 216 с.

32. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984. - 216 с.

33. Лебединский В.В., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологи.. – Л.: Медицина, 1966. – 430 с.

34. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992.

36. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. –СПб.: Речь, 2001. – 256 с.

37. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985. (Общие вопросы надежности тестов: 167-178. Подходы к исследованию валидности тестов: 187-195. Унифицированная методика конструирования психодиагностических тестов: 195-203.)

38. Методы изучения интеллекта: методические разработки по спецкурсу «Психология». - Л., 1982. - 32 с. (Интеллект и методы его изучения: 2-18. Тесты: 18-25. Аналитические методы исследования интеллекта: 25-29. Тесты-опросники: 29-32.)

39. Методы социальной психологии / Ред. Е. С. Кузьмин, B.E. Семенов. –Л.,1977

40. Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

41. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопр. психологии. 1957. № 5.

42. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 – логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы. / Авт. -сост. Л.В.Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г.Голубева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 139 с.

43. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная и педагогическая психологии и психодиагностика. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

44. Норакидзе В.Г. Новые методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1975.

45. Основы психодиагностики / Ред. А.Г. Шмелёв. – Р-н-Д., 1996.

46. Особенности психического развития детей 6-7-лстнего возраста / Под ред. Д.Б. Элькониниа, А.Л. Венгера. - М., 1988

47. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.

48. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. - М., 1990. - 287 с.

49. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Ред. Л.Л.Крылов. – СПб., 1997

50. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Под ред. А. А. Бодалева, М. Д. Дворяшиной, И. М. Палея. - Л., 1976. - 248 с.

51. Психологическая диагностика / Ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - М., 1997

52. Психология: словарь / Ред. Л.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 1990

53. Реан Л.Л., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

54. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1 (А-О). Пер. с англ. – М.: «Издательство АСТ», «Издательство «Вече», 2001. – 592 с.

55. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001. - 176 с.

56. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992

57. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2001.- 350 с.

58. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980

59. Стивенс С. математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология (Под ред. С.С.Стивенса). // Пер. с англ. под ред. действ. Чл. АМН СССР П.К.Анохина, докт. пед. наук В.А.Артемова. М.: Иностранная литература, 1960. Т. 1.С. 19-92.

60. Урбах В. Ю. Биометрические методы (статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине). – М.: Наука, 1964. – 415 с.

61. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. - М., 1987. - 236 с.

62. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып. I и II. - М., 1966. С. 199-231.

63. Шванцара Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 1978. - 388 с.

64. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.

65. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. – М., 1987

66. Ядов В.Л. Социологическое исследование. - М., 1972.

67. Dunbar H.F. Psychosomatic Diagnosis. - New York, 1943. - 203 p.

Дата публикования: 2015-01-24 ; Прочитано: 890 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

3.3 Обработка и интерпретация данных

После прохождения группой испытуемых всех пяти диагностических методик, их анкеты, опросники и прочие материалы обрабатываются согласно указанным выше правилам. Для удобства и анонимности имена испытуемых заменяются буквами русского и латинского алфавита. В первую очередь подсчитываются баллы по шкалам Хорровица, Миссипской шкале и опроснику опросника посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна. Все готовые данные заносятся в сводную таблицу (приложение). Также отдельно заполняется таблица по шкале ОПТР и каждому из ее критериев. Каждая из характеристик: ОД - отношение к другим, НВ - новые возможности, СЛ - сила личности, ДИ - духовные изменения, ПЦ - повышение ценности жизни имеют свои нормативные значения, говорящий о низкой, средней или высокой степени развитости данного фактора (приложение). А суммарный бал выражает степень постратравматического роста человека. Соответственно, чем выше балл того или иного фактора, тем выше общий посттравматический рост (приложение).

Фактор «отношение к другим». Человек стал больше рассчитывать на других людей в трудную минуту, испытывать большую близость с окружающими, более охотно выражать свои эмоции. У него появилось больше сострадания к людям, он стал тратить больше усилий на налаживание взаимоотношений с людьми, чаше признавать, что нуждается в других людях, более высоко ценить их.

Фактор «новые возможности». У человека появились новые интересы, он направил свою жизнь по новому пути, у него появилась уверенность, что он может сделать свою жизнь лучше; у него появились возможности, которые не были доступны раньше. Он с большей вероятностью попытается изменить то, что нуждается в изменении. Фактор «сила личности». Человек стал чувствовать большую уверенность в себе, лучше понимать, что может справляться с трудностями. Он в большей степени способен принимать вещи такими, какие они есть, обнаружил, что он сильнее, чем полагал.

Фактор «духовные изменения». Человек стал лучше понимать духовные проблемы, стал более религиозным.

Фактор «повышение ценности жизни». У человека поменялись жизненные приоритеты, он стал гораздо лучше понимать ценность собственной жизни, теперь он больше ценит каждый день своей жизни. Таким образом, испытуемые с высоким суммарным баллом ОПТР характеризуются следующими чертами. После бедствия у них изменяется отношение к другим людям в сторону большей открытости, позитивности, сострадания. Появляется ощущение новых возможностей, новых интересов, желание изменений. Они начинают чувствовать большую уверенность в себе, чувствовать силу, чтобы справляться с трудностями. Они начинают лучше понимать духовные проблемы других людей. В целом у них повышается ценность жизни вообще и каждого момента жизни в частности. Так, по приложениям 12-13, мы можем судить о том, что у подавляющего большинства участников показатели посттравматического роста достаточно высокие и средние: так почти у половины военных - 46% (14 человек) высокие показатели посттравматического роста, у 40% - средние, и лишь у 14% - низкие и очень низкие баллы (рисунок 5). Идеальным можно назвать показатели участника Л - максимально возможные баллы по всем факторам, а также участника И. Наиболее отрицательные результаты наблюдаются у испытуемых под буквами Д, М и L.

Динамично развиваются факторы новых возможностей и переоценки жизни, в то время как отношение к людям улучшается незначительно. Можно говорить и о том, что остальные факторы сильно зависимы от силы личности. Мы придерживаемся того мнения, что она и в дотравматическом периоде была значительной, что гарантировало хорошую смысловую работу личности и стало залогом развития стойкости и роста.

Результаты тестирования военных по опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна в процентном выражении По шкале Хоровица от 0 до 8 баллов - свидетельство минимального влияния травматического события на человека, от 9 до 25 - средняя степень уязвленности травмой, 26-43 - умеренно сильное влияние травмы на личность, свыше 44 баллов - сильное травматическое влияние, вызывающее расстройство. Руководствуясь этим и вернувшись вновь к сводной таблице в приложении 12, мы можем видеть, что у большинства военных - 77% или 23 человека имеет место выраженная сильная степень влияния травматического события, что подтверждает наличие у них расстройства. Максимально сильно повлиял экстремальный, ставший травматическим, военный опыт на участников У и L, а меньше всего подверглись психологической и смысловой травматизации участники Л и К.

Результаты тестирования военных по методу шкалы влияния травматического события Хоровица.

Для того, чтобы убедиться в объективности результатов тестирования по методике Хоровица, можно в том же приложении проанализировать баллы по Миссипской шкале травматического боевого опыта. Градация данной шкалы в нашей стране адаптирована Тарабриновой Н.В.. Согласно ей суммарный балл до 70 говорит о минимальном влиянии травматического опыта либо о его отсутствии. Свыше 70 баллов - сильное влияние события, а свыше 153 баллов - очень сильное влияние травматического опыта. Согласно этой градации у 86 % или 26 человек наблюдается сильное травматическое влияние у 14% - очень сильно выраженное влияние травмы. Однако, следует помнить, что нет участников с баллами ниже 70, что говорило бы об отсутствии у них травмы и расстройства, точно также, как и по шкале Хоровица не было баллов в пределах от 9 до 25. Значит, у большинства военных умеренное сильное или сильное влияние травматического события, а значит все они подвержены расстройству той или иной тяжести, но с различным потенциалом посттравматического роста. Для того, чтобы глубже понять мотивационную срезу участников, их смысловую работу и возможности посттравматического роста, необходимо на завершающем этапе обработать и проанализировать данные нарративных интервью и анкет методики незаконченных предложений. Первые три шага в анализе нарративного интервью нами уже выполнены. Переходим сразу к 4 шагу - анализу знаний тестируемых. В большинстве интервью - 26, мы обнаруживаем, как и в первом, проведенным с участником А, что военных с экстремальным опытом хорошо осознают свою ситуацию, обладают достаточными знаниями для борьбы с расстройством и посттравматического роста. Они способны без затруднений проанализировать сильные и слабые стороны своей личности, найти возможные пути выхода, помочь своей реабилитации.

На 5 этапе анализы, проводится сравнение всех тридцати интервью. По принципу «минимального» контраста мы находим совпадения в главных травмирующих событиях: гибели друзей, как в первом случае, - 6 интервью, тяжелых ранениях - 10 интервью, плене - 5 интервью. Принцип «максимального» контраста раскрывает картину биографического проекта военнослужащих, укладывающийся в схему поступление на службу - карьера в мирное время - военные события - травма - отставка или временный перерыв на реабилитацию.

Шестой, завершающий шаг, довершает модель жизненного опыта исследуемых. Типическая биографическая модель военнослужащих это служба разделенная на три периода, до, во время и после участия в военных действиях в Чечне. Подтверждается темпоральность ременных отношений прошлого, настоящего и будущего, в котором и происходит смысловое изменение, приводящее к травме. Но в тоже время смысловые трансформации нарраторов близки к образу «мудрецов», что говорит о высоком потенциале посттравматического роста у большинства из них. Главная сфера проблематичности - избавление от расстройства, переход от переживания к проживанию и нормальному существованию. В структуре перехода раскрывается эндонарратив в прошлом, экзистенциальный нарратив экстремального опыта, и мезоннаратив постэкстремального опыта. В этом мезанарративе военные приходит к переосмыслению ценности жизни, раскрытию самореализации в семье или на ином мирном поприще. Подобные процессы отражаются и в анкетах незаконченных предложений. 60 % или 18 человек хотят излечения от расстройства, перехода к нормальной полноценной жизни. Почти столько же мечтают о продолжение военной карьеры или другом любимом занятии. Надеются, что смогут справиться с психическим дискомфортом, наладить отношения с окружающими - 70%. Больше половины конструируют позитивной образ личного будущего. Итак, диагностический эксперимент показал, что все военных подвержены посттравматическому стрессу и расстройству, при этом у 77-86% сильно выражено влияние травматического события. Однако 86% от всего числа исследуемых имеют средний или высокий показатель посттравматического роста, 86% хорошо осознают свое положение и, как, показал, нарративный анализ знают способы преодоления расстройства, 70% имеют уверенную надежду. В их смысловой сфере происходят положительные трансформации, и есть возможность к переходу от расстройства к росту в триаде «расстройство-стойкость-рост». Поэтому после проведения курса реабилитации у половины группы, мы проведем контрольный эксперимент для подтверждения или опровержения нашей гипотезы о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию.


Защита, обеспечение с помощью органов самоуправления, военных комиссариатов получения социальных благ, установленных законодательством. Таким образом, специализированные центры по социально-психологической реабилитации участников боевых действий играют важную роль в разрешении данной проблемы. Заключение Проблема социально-психологической реабилитации и адаптации человека к условиям жизни и...Особенности психологических последствий травматического стресса у экстравертированных и интровертированных участников боевых действий

Объект и предмет исследования Объектом данного исследования явилось посттравматическое стрессовое расстройство. Предметом исследования - особенности психологических последствий травматического стресса у экстравертированных и интровертированных участников боевых действий. 2.1.3 Цель, задачи и гипотезы исследования Целью исследования является выявление особенностей психологических последствий...

Различий в возрасте, образовании, а также характере боевого опыта. Симптоматика ПТСР в группах адаптированных и дезадаптированных участников боевых действий Результаты клинической диагностики ПТСР представлены в табл. 2. В группе «адаптированных» 91.9% ветеранов никогда не имели посттравматической симптоматики. Частичное текущее ПТСР было выявлено у двух человек (5.4%), полное ПТСР в прошлом – ...

КЛЮЧ.

Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу - 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

1. Шкала экстраверсии-интроверсии:

ответы «нет» (-): 22, 30, 46, 84;

ответы «да» (+): 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38.42, 50, 54, 58, 62, 65, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96.

2. Шкала нейтротизма;

ответы «да» (+): 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

3. Шкала психотизма:

ответы «нет» (-): 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100;

ответы «да» (+): 14, 23, 27, 31, 35,47, 51,55, 71, 85, 88, 93,97.

4. Шкала искренности:

ответы «нет» (-): 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 66, 69, 76, 80, 82, 91, 95;

ответы «да» (+): 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

Средние показатели по шкале экстраверсии-интроверсии: 7-15 баллов. Высокие оценки по шкале экстраверсия-интроверсия соответствуют экстравертированному типу, низкие – интравертированному.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8-16. Результат-менее 8 баллов свидетельствует об эмоциональной стабильности человека, более 16 - об эмоциональной нестабильности (нейротйзме).

Средние значения по шкале психотизма: 5-12. Людям, набравшим более 10 баллов, не рекомендуется работать по специальности типа. "человек-человек".

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными, испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Г. Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

1) Экстраверсия – интроверсия . Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален ото всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм – эмоциональная устойчивость . Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.



Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Ней-ротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3) Психотизм . Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой

конфликтности, неконтакгности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротиз-му соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По мнению Г.Айзенка, такие качества личности как экстраверсия - интроверсия и нейротизм-стабильность ортогональны, т.е. статистически не зависят друг от друга. Соответственно, Г.Айзенк делит людей на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации И.П. Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной утраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах,

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений, Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свой силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, и меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т.д., в других – вялость; безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность, В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Именно поэтому Г.В.Суходольский считает, что необходимо выделять не четыре («чистые» типы - это абстракция), а девять типов личности:

норму и восемь акцентуаций. Помимо выше названных четырех «чистых» типов Г.В.Суходольским предложены четыре «промежуточных»: холерически-сангвинический, сангвинически-флегматический, флегматико-меланхолический и меланхолически-холерический типы, а также пятый - нормальный тип.

По мнению Г.В.Суходольского, типологию Г.Айзенка, можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия; средние значения; экстраверсия), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм; средние значения; стабильность), а элементы - статистически нормальный и уклоняющийся от него типы. В табл. 3 представлена матричная типология личностей по методике ЕРQ.

С помощью данной матрицы несложно определить принадлежность человека к одному из девяти типов личности, используя сочетания степени выраженности экстраверсии и нейротизма.

Таблица 3. Матричная типология личностей по методике EPQ

В табл. 3 представлены значения показателей шкал экстраверсия интроверсия, нейротизм-стабильность по методике EPQ. Подставив средние значения по двум базовым шкалам, а также крайние проявления признаков в баллах, нетрудно получить матрицу, позволяющую определить тип личности и по методике EPL

Каждому типу личности соответствуют следующие внешние проявления:

1. Холерик (X)- агрессивный, вспыльчивый, меняющий свои взгляды/импульсивный.

2. Холерически-сангвинический (ХС) тип - оптимистический, активный, экстравертированный, общительный, доступный.

3. Сангвиник (С) - говорливый, быстро реагирующий, непринужденный, живой.

4. Сангвинически-флегматический (СФ) тип - беззаботный, лидирующий» стабильный, спокойный, уравновешенный.

5. Флегматик (Ф) - надежный, владеющий собой, миролюбивый, рассудительный.

6. Флегматико-меланхолический (ФМ) тип– старательный, пассивный, интроверт, тихий, необщительный.

7. Меланхолик (М) - сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный.

8. Меланхолически-холерический (MX) тип - добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный.

При индивидуальной диагностики данная матрица помогает определить принадлежность человека к определенному типу, на основании которого можно построить психологический портрет личности. Кроме того матричное распределение типов позволяет портретировать социальные общности.

В большинстве работ результаты исследований таких сложных психологических объектов, как «личность», «интеллект», «национальный характер» и других характеристик социальных групп людей, представлены, как правило, на описательном уровне из-за отсутствия необходимых научных средств выражения. Матричное распределение типов личности выступает в качестве средства, позволяющего получать количественные «портреты» больших социальных общностей.

Матричный портрет представляет собой типологический портрет «анфас». Он обладает максимальной полнотой отражения в аспекте выбранных свойств: экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность, однако не обладает геометрической наглядной формой, поэтому Г.В.Суходольским и Т.А-Верняевой предложено "профильное" портретирование социальных групп.

«Профильный» портрет студентов-психологов МГПИ можно записать в виде мультимножества типов: (20,2Н, 16,1MX, 34,5 XC, 0,6СФ, 0ФМ, 20,2Х, 6,6С. 1,2Ф. 0,6М). Зафиксировав порядок перечисления типов, получаем одномерное статистическое распределение, которое можно сопоставить с графическим изображением в виде профиля, аналогичного известным психологическим профилям по Г.И.Россолимо. Отличие полученного нами профиля лишь в том, что шкалы масштабированы в процентах.

Матричное и профильное порфетирование позволяет легко сравнивать типологические портреты различных социальных групп людей, а графическое изображение профилей обеспечивает наглядность при сравнении.

Работа 20. ОПРОСНИК MPI (Методика Айзенка).

Цель: диагностика индивидуально-психологических свойств личности.

Материал: Опросник состоит из 70 вопросов, 24 из которых направлены на диагностику экстраверсии, 24 на диагностику нейротизма, 2 вопроса – маскировочные, они не дают никакой информации об испытуемом. И, наконец, оставшиеся 20 вопросов образуют так называемую «шкалу лжи», основная задача которой – дать информацию о достоверности ответов испытуемого по шкалам экстраверсии и нейротизма. (см.Приложение 13 MPI)

Комментируя полученные результаты обследования, диагност часто полностью учитывает специфику метода, которым пользуется, не анализирует полученных данных, не имеет представления о том, что такое интерпретация. На эти данные накладывает свое видение процессов и явлений, которые исследовали или замеряли. Результаты интерпретаций почти всегда есть объектом острой критики и дискуссий ученых.

Интерпретацию понимают как совокупность значений (смыслов), которые предоставляют соответствующим способом разным данным (в широком смысле теориям, символам, формулам и т.д.), то есть, интерпретировать то - значит приписать (присвоить) этому содержание.

Роль и значение интерпретации очень важны. Правильная, объективная интерпретация позволяет сопоставлять и сравнивать научные концепции с описываемыми ими фрагментами реального мира, порождать практические рекомендации, прилагать оптимальных способов действий, поскольку интерпретация основывается на восходящих данных. Исследователи выделяют два их уровне: содержательный и формальный. Содержательный уровень данных - это совокупность эмпирических объектов, которые рассматривают вместе с отношениями, которые интересуют исследователя. Эмпирическая система с отношениями - это модель реальности, в которой каждый объект является носителем явлений и отношений, которые нас интересуют. От других отношений мы абстрагируемся, не учитываем их, считая несущественными .

Интерпретация проблемно ориентированным и логично обоснованным выводом о личности испытуемого. В этом заключении психолог должен объяснить поведение, прослеживается у исследуемого, опираясь на результаты экспериментально-психологического обследования. Другими словами, интерпретация описанием психологических механизмов, которые управляют поведением отдельного субъекта исследования, и поэтому может быть использована для прогноза и коррекции индивидуального поведения. Необходимость интерпретации возникает в связи с тем, что на практике требуют заключение и рекомендации по отдельным индивидов, а все модели прогноза и диагностики имеют вероятностный характер, то есть правильные только средние показатели для выборки субъектов исследования, а не для отдельного человека. Это основная проблема психодиагностики - как от выводов, правильных при средних показателях, перейти к выводам, которые правильные в индивидуальных случаях.

К этому времени эта проблема не имеет формального решения.

Писал выводы, психолог должен оперировать всей совокупности данных: педагогическими, медицинскими, социальными, биографическими и другими, а не только результатами обследования. Данные тестирования надо использовать как вспомогательные для объяснения и систематизации Анамнестические существующей информации.

Работая над интерпретацией, психолог должен также учитывать всю совокупность психологических знаний о факторах личности и способы их взаимодействия при формировании реального поведения. Например, в некоторых видах деятельности низкий уровень оценок по одного фактора может компенсироваться высокими оценками по другому и тому подобное.

Если взять формальный уровень, то в процессе измерения каждому объекту приписывают некоторое формальный символ (чаще математический). Отображение эмпирической системы в математическую происходит в процессе измерения. В основном в этом процессе мы присваиваем числа соответствующим психическим свойствам и их отношением. Формальный уровень данных ~ это совокупность результатов замеров. Принято восходящими данным называть данные содержательного уровня.

Используя тот или иной математический метод, мы допускаем, что элементы математических систем, которые применяем при замере, позволяют реализовать многие условия.

Отношения между элементами математической системы (например, числами) отражают соответствующие отношения между эмпирическими объектами. Например, применяя порядковую шкалу для замера удовлетворенности межличностными отношениями, мы допускаем, что отношение "больше-меньше" между ответами обследуемых (т.е. между реальными "удовлетворенности" тех самых испытуемых.

Соответствующие отношения между элементами математической системы отражают соответствующие эмпирические отношения даже тогда, когда соответствующего намерения моделировать последние в процессе замера не было. Подобная уверенность основывается на содержательных гипотезах, которые опираются на интуицию исследователя.

Явления, интересующие исследователя, отражены в математической модели для идентификации (распознавания) параметров, которыми пользуется соответствующий метод. Например, применяя анализ линейных корреляций, мы допускаем, что между значениями зависимой и независимой переменных являются линейные связи.

Возможность идентификации параметров модели, которую определяют математическим методом, связана со многими допущениями: о характере распределения признаков, рассматривают (например, требование нормальности распределения значений параметра), с механизмом формирования восходящих данных (например, допущение о наличии среди обследуемых некоторого "идеального "объекта позволяет выявить сходство значимости объекта, ранжируют). Часто такие допущения не подлежат практической проверке, а исследователю недостаточно интуитивной оценки их правильности.

В процессе интерпретации данных следует применять два принципа интерпретации. Принцип согласованной интерпретации - по этому принципу интерпретацию результатов применения математического метода надо согласовывать с интерпретацией восходящих данных; принцип дополнения формализма - в соответствии с упомянутым принципа, если содержательные соображения не отразились при интерпретации результатов применения метода .

Результативную интерпретационную схему предложила Л. Н. Собчик, используя целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов. В основу подхода положен положение С. Л. Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, переламываясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Основа схемы - концепция личности, в которой основными типологическими признаками являются сквозная присутствие на всех уровнях личности соответствующего эмоционально-динамического паттерна, который проявляется тенденциями.

Ведущая тенденция этой концепции - стойка, стержневая качество личности, которая входит в типа высшей нервной деятельности, в конституционно заданные свойства нервной системы и предоставляет индивидуальную окраску стиля переживания, мышления, межличностного поведения, определяет основную направленность и силу мотивации, тип реакции на стресс, особенности механизмов адаптации. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают соответствующее русло, которое ограничивает количество степеней свободы при формировании высших уровней организации личности - социальной направленности, иерархии ценностей, осознанной мотивации, нравственных ориентиров. Интегральный центр этого конструкта - самосознание, которое охватывает осознание "Я" в контексте социальных отношений. Баланс между собственным Я и окружением реализуется через самооценку и самоконтроль.

Разработанная на этой методологической основе индивидуально-личностная типология основывается на сопоставлении конкретных свойств: интроверсия - экстраверсия, тревожность - агрессивность, лабильность - ригидность, сензитивность - спонтанность. Эти свойства соотносятся со свойствами нервной системы: активность - инактивности, лабильность - инертность, динамичность возбуждения - динамичность торможения, и с типами высшей нервной деятельности - слабым и сильным (рис. 5.7).

Каждому индивидуально-типологическом варианта соответствует определенный стиль переживания, мышления, мотивационной направленности, вида профессиональной деятельности, соответствующая избирательность в направлении жизненных ценностей, то есть свойства, которые формирует ведущая тенденция. Понятие "тенденция" - более емкое, чем "черта", "свойство", "состояние", хотя в то же время объединяет их. Тенденция - дефиниция, которая содержит и условия, способствующие формированию той или иной личностной свойства, а само свойство и то состояние, которое могут развиться в продолжение индивидуально-личностное свойство. При убыточной эмоциональной напряженности, в состоянии дистресса и нарастание признаков социально-психологической дезадаптации типологические особенности как некоторая предиспозиции могут помочь успешно адаптироваться или перерасти в дезадаптивный состояние .

Первая группа показателей (вектор) - континуум качественных характеристик устойчивых свойств личности (Айзенк ЭРИ).

Вторая группа показателей (вектор) отражает степень гармоничности и уровень адаптированности личности (ММРИ, FPI).

Третья группа показателей (вектор) характеризует взаимосвязь индивидуально-типологических тенденций со свойствами личности, которые формируются на этой почве (преобладающие: стиль переживаний, сила и направленность мотивации, стиль мышления и межличностного взаимодействия, тропизм относительно жизненных ценностей и видов профессиональной деятельности) (лире, ТАТ).

Четвертая группа (вектор) - отражает взаимосвязь сознательных и бессознательных разных уровней личности (неосознанные переживания, субъективная самооценка и социальные установки).

Пятая группа показателей (вектор) - психобиографии, диапазон колебания личностных свойств в онтогенезе (в лонгитюдному исследовании), либо на основании сопоставления актуальной и ретроспективной оценки субъектов исследования своих личностных свойств и состояний.

Итак, если психолог сумеет учесть все данные и психологические закономерности, то полученный вывод будет достаточно надежным и объективным без специальных вычислений. Поэтому умение глубоко, содержательно интерпретировать результаты тестирования можно рассматривать как один из важных показателей профессиональной квалификации психолога-практика.