Урок по сольфеджио тема интервалы. План-конспект урока на тему: Открытый урок по сольфеджио "От игры к знаниям"

Открытый урок по предмету «Сольфеджио» 4 класс

ТЕМА: Тритоны в ладу
Цель урока: сформировать понятие «тритоны» (увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5), развивать навыки построения, определения на слух интервалов, музыкальный слух, навыки интонирования, воспитать чувство лада.
Задачи урока:
1.Дать знания об ув.4 и ум.5, их строении, разрешении, местонахождении в
ладу.
2. Научить интонировать, определять на слух, строить интервал «тритон»

3. Закрепить знания об интервалах.

Ход урока:
1. Музыкальное приветствие и распевка.
2. Проверка домашнего задания. (повторение знаний об интервалах)
3. Объяснение нового материала:

Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть сегодня на нашем уроке. Тема урока «Тритоны». Это интервалы. Новые интервалы, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Задание было повторить тему «Интервалы», всё что связано с интервалами. Это повторение поможет нам в работе с новой темой. И первый вопрос: Что такое интервал?

(С латинского – промежуток, сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно).

Какие бывают интервалы по ступеневой величине? По звучанию?

Интервалы бывают приятные слуху и бывают резкие, неприятные. Как называются? (Консонансы и диссонансы).

Всё верно. Помимо того, что интервалы бывают консонирующими и диссонирующими они ещё различаются по способу исполнения. Когда мы нажимаем на инструменте два звука одновременно, (проигрывается), то такое исполнение называется? (гармоническим), а когда мы их проигрываем поочерёдно и можем спеть, например терцию, кварту? (мелодическим). Поём.

А ещё интервалы бывают узкие и широкие (пример на доске Ре – Си) Что будет основанием? (Ре), а звук Си? (вершиной).

Ну вот, мы вспомнили что такое интервалы, а теперь перейдём к нашей теме «Тритоны». Это интервалы. Но почему они называются так? Тритоны?

4. Слуховой анализ.

По названию вы уже догадались, что тритон – это интервал, содержащий три тона. Но пока мы не знаем что это за интервалы, как звучат, на каких ступенях строятся, как разрешаются. И чтобы ответить на все эти вопросы, для начала я предлагаю вам послушать небольшое произведение итальянского композитора Арканжело Корелли. Произведение называется «Сарабанда» написаное в 17 веке. Перед вами лежат ноты этого произведения. Слушая, проследите как движется мелодия:(поступенно или в ней встречаются скачки). Слушаем.

Итак, слушая произведение вы следили за мелодией по нотам. С какого интервала начинается пьеса? (с кварты). А много таких скачков в мелодии? (Да). Пропеваем мелодию до репризы.

5. Работа по нотам.

А теперь отметьте карандашом все широкие скачки до конца произведения. Определим ступеневую величину всех выделенных интервалов. Пропеваем все квартовые ходы мелодии. Мы встретили множество чистых кварт и две увеличенные на 0,5 тона(3 тона), которые насыщают мелодию диссонансами, придают музыке необычное звучание.

6. Работа в тетради (построение)

Итак, увеличеная кварта – это тритон, но тритон не единственный в ладу. Чтобы найти ему пару, сделаем обращение ув.4 (работа на доске). Какой интервал получился? Сколько в нём ступеней и тонов? Это уменьшеная квинта. В ней тоже 3 тона в отличии от чистой квинты, в которой 3,5 тона.

Таким образом, тритоны – это пара интервалов Ув.4 и Ум.5, дающие друг друга в обращении. Мы уже знаем, что на каждой ступени гаммы можно построить любой интервал. Но пока мы не знаем, на каких ступенях в мажоре строятся Ув.4 и Ум.5. Чтобы выяснить это, предлагаю построить в тональности До мажор кварты на всех ступенях, начиная с 1 ступени. Строим и пропеваем их. Мы видим, что на всех ступенях ч.4, а на 4 ступени – Ув.4. Сделаем обращение Ув.4 и найдём в ладу Ум.5, она строится на 7 ступени мажора.

Ребята, а как звучит тритон? Устойчиво или нет?

(Тритоны – это интервалы, которые звучат неустойчиво, требуют разрешения)

7. Работа у доски.

Разрешаем Ув.4 и Ум.5. Выясняем, что Ув. интервалы становятся шире при разрешении, а уменьшенные – уже.

Чтобы закрепить разрешение данных интервалов предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. (Построить и разрешить Ув.4 и Ум.5 в тональности Ре мажор). Проверка работы.

Я вижу вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть вмести с весёлыми героями.

8. Физминутка.

9. Разбор примеров из классической музыки.(характеристика музыкального образа интервала «тритон»)

Продолжим наш урок. Предлагаю послушать произведение, которое написал русский композитор П.И. Чайковский. В своей музыке он создал образ сказочного героя. Попробуйте представить что это за герой. Коротко его охарактеризовать. Слушаем.

Итак, что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Музыка страшная, нервная, напряженная, беспокойная). Опишите образ сказочного героя словами. Кого вы представили себе? Бабу Ягу – хитрую, нахальную, злую. Вы правильно поняли характер музыки. Композитор П.И.Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. А как вы думаете, что использовал композитор для воплощения образа? Давайте заглянем в ноты. Начало, первая строчка. (Исполнение на фортепиано).

Звучат тревожные звуки. Следя по нотам, мы наблюдаем, что композитор использовал множество тритонов для передачи образа Бабы Яги. Именно данные интервалы придают музыке необычное звучание и очень впечатляют.

Давайте послушаем пьесу ещё раз. Пьеса называется «Баба Яга» - это одно из 24 пьес «Детского альбома» для фортепиано П.И. Чайковского, написанная в 1878 году. Этот альбом он посвятил племяннику Володе Давыдову. Альбом был предназначен для домашнего музицирования. А теперь послушаем и посмотрим иллюстрации к музыке(рисунки детей). (Во время прослушивания рассказываю содержание пьесы). Недаром Чайковский использовал тритоны для воплощения образа тёмной силы. Тритоны считают дьявольским сочетанием двух музыкальных звуков. Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат 3 тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные законы относительно данного созвучия, то мог попасть в тюрьму. Прошло время и тритоны стали широко применять русские композиторы: Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский.

10. Определение на слух.

Теперь вы знаете, как звучат тритоны и сможете отличить их от чистых кварты и квинты. И сейчас мы проверим это на практике. Я буду играть различные интервалы и конечно же тритоны. Слушаем.(Проверка).

Очень хорошо, ребята.

11. Итог урока

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми интервалами. Назовите их. В чем их особенности? Чем они сходны? (Тоновой величиной – 3 тона). Но Ув.4 охватывает 4 ступени, а Ум.5. – 5 ступеней. И в отличии от чистых интервалов Ув.4 будет шире чистой кварты на 0,5 тона, а Ум.5 – уже чистой квинты тоже на 0,5 тона. В этом отличие диссонирующих тритонов от чистых кварты и квинты.

12. Решить кроссворд

И - Этот музыкальный интервал образован двумя звуками с одинаковым названием и обозначается цифрой 1, бывает унисоном. (Унисон - от итальянского слова unisono, от латинского unus - один и sonus - звук - это одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты: например, в хоре или вокальном ансамбле преподаватель добивается пения в унисон, чтобы голоса сливались друг с другом). (прима)

Н - Этот музыкальный интервал состоит из двух ступеней и обозначается цифрой 2. (секунда)

Т - Этот музыкальный интервал содержит 6 ступеней. (секста)

Е - Музыкальный интервал из семи ступеней. (септима)

Р - Этот интервал содержит 2 тона. (терция)

В - Интервал из пяти ступеней. (квинта)

А - Интервал из шести тонов. (октава)

Л - Этот интервал наименьший из всех интервалов. В кроссворде не хватает интервала из 4 - х ступеней. Это... (полутон).

Оценки за урок.

13Домашнее задание:

Строить и петь тритоны с разрешением в тональностях: ми бемоль мажор и соль мажор.

Найти тритоны в пьесах, исполняемых в классе специального музыкального инструмента или сочинить мелодию с тритоном самостоятельно.

Каждый педагог регулярно показывает свой опыт работы на открытых занятиях.Такие уроки можно проводить как для своих коллег -преподавателей,так и для родителей учеников.Открытые уроки для родителей я провожу регулярно перед выпускными и переводными экзаменами. Это открытый устный контрольный урок, на который обязательно приглашаются все родители.Такой урок -своеобразная "репетиция" устного экзамена. Дети ответственно готовятся к нему,стараются показать свои знания родителям. А для меня сразу становится ясно над чем надо еще побольше поработать.Подробнее про эти уроки здесь:

Другой тип открытого урока -это урок для коллег-преподавателей.На таких уроках педагог показывает свою работу, делится опытом,методическими находками, показывает достигнутые результаты.Вот пример такого урока:

открытый урок по сольфеджио для 5 класса 2013г

"Работа с трезвучиями главных ступеней"

В рамках работы над педагогическим проектом "Сольфеджио за рамками урока" я проводила открытые уроки,на которые приглашала и своих коллег и родителей учеников.Это были итоговые уроки,посвященные музицированию.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 3 класс 2017г.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 2класс 2016г.


открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 1 кл 2015г.

2015 г-методич. разработка.

открытый урок на тему "музицирование"2кл.1-е полуг.

2015 г -ход.урока.

открытый урок по сольфеджио для 3 кл."Подготовка к теоретической олимпиаде для 3 кл" 2012г.

открытый урок по сольфеджио для 7кл. "Подготовка к устному экзамену в присутствии родителей"(2017г.)


открытый урок по сольфеджио для 4 класс."Подготовка к устному контрольному уроку"

Феоктистова С. М.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока сольфеджио: применение игровых методов работы при повторении пройденного материала в подготовительных классах ДШИ. Данный материал будет полезен преподавателям ДМШ и ДШИ (теоретические дисциплины).

План-конспект урока сольфеджио с учащимися подготовительного класса музыкального отделения

Тема урока: Использование игровых форм работы в процессе повторения материала.
Цель урока: Практическое использование игровых форм работы при повторении пройденного материала.
Задачи урока: Обобщение, повторение изученного материала. Развитие музыкально – сенсорных способностей
(ритмической устойчивости, памяти, мышления,воображения).Развитие музыкального слуха.
Формирование вокально - интонационных навыков.
Методы стимулирования активности учащихся:
Наглядные, наглядно-слуховые, поисковые, проблемно-поисковые, тренировочные,повторениение, закрепление Игровые

Ход урока

Ребята я очень рада видеть вновь вас в этом классе. Скажите, на какой урок вы пришли?
(Пение мелодии с аккомпанементом «Пора начать урок» муз. и сл. Попляновой Е.)
А прежде чем начать урок мы должны поздороваться друг с другом и с гостями
(Пение коммуникативной попевки «Здравствуйте» Муз. и. сл. Картушиной М.)
/под музыку входит, Бармалей садится на стул и начинает плакать/
Учитель: Что случилось? Ты Кто?
Бармалей: Я Бармалей и у меня большое горе. Скучно мне быть злым, всех пугать, стращать и вот я решил музыкантом стать. Отправился я к волшебной «Королеве музыки», стал просить ее сделать меня музыкантом, а она дала кучу конвертов со всякими заданиями и сказала, что если я смогу выполнить все задания, тогда и стану настоящим музыкантом. Но я ведь ничего не умею и значит никогда не сбудется моя мечта.(снова плачет)
Учитель: успокойся Бармалей, может мы сможем тебе помочь? Покажи нам задания и мы с ребятами попробуем с ними справиться.
1 конверт
(на доске записана гамма C dur без 3,5,1 ступени, задание детям дописать пропущенные ступени, пропеть гамму в размере 2/4 с сольфеджированием четвертными, восьмыми, половинными длительностями)
Звукоряд ты видишь здесь,
Но написан он не весь
Звуки пропали тут самые главные,
Самые важные, самые славные.

А как же зовется такой звукоряд
В котором все звуки шагают подряд?
…..(гаммой) зовется такой звукоряд,
В котором все звуки шагают подряд
От…..(тоники), до тоники
2 конверт
/В конверте сложены группы длительностей в размере2/4,3/4, учащиеся разлаживают карточки по группам/
Заходил ко мне мой друг,
Все длительности перепутал вдруг
Помогите, помогите
Все на место разложите
3 конверт
На доске запись нотного примера с пропущенными нотами подписаны лишь ступени. Задание дописать ноты, длительности, пропеть с названием нот, с сольфеджированием (Чустова Л. Стр.81 «Зайка»)
Нотки похитил шалун-ветерок
Ты их найди, мой юный дружок
4 конверт
Составление диктанта-мозаики, пропевание нотами (Чустова Л. Стр.58 № 53)(Лядова Л. «Хорошо бы»).
Растеряла нотки я
Помогите мне друзья
Друг за другом разложите
Точно песенку сложите
5 конверт
Игра «Что за знак написан тут», затем пение попевок «Про диез, бемоль, бекар
Что за знак написан тут
Для чего он как зовут?
(Звать меня бемоль друзья,
Понижаю ноту я)
(Звать меня диез друзья,
Повышаю ноту я)
(Звать меня бекар друзья,
Отменяю знаки я)
6 конверт
Знаю, вы любите сказки читать
Попробуйте эту вот вы прочитать
Жил кот Мурлыка. Ленивый был кот
Острые зубы и толстый живот.
Очень Р всегда он ходил, Fнастойчиво кушать просил
Да mF на печке храпел-
Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Fкрича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе все мыши Р взмолились:
-Ох, пощади, пожалей, сделай милость!
Тут кот скомандовал F им: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш кот спал происходило вот что
Мыши Р покинули норку,
F хрустя, съели хлебную корку,
потом, mF смеясь над котом, они ему хвост завязали бантом
Мурлыка проснулся, sF чихнул,
к стене повернулся и снова заснул
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера F над ним потешались
Вот и вся сказка.
7 конверт
Простучать ритмический рисунок стиха, пропеть мелодию, простучать ритмический аккомпанемент «Зайка» муз. Вани Петрова Металлиди стр.38 №68
Ритм стиха определите
Точно, верно простучите
В класс входит Королева музыки
Королева музыки: Я Королева музыки очень рада, что ты Бармалей обратился к ребятам за помощью и они помогли тебе справиться с заданиями. Конечно чтобы стать настоящим музыкантом, надо еще многому научиться, но сегодня вы прошли очень сложные испытания и я хочу вам подарить вот такие волшебные цветы. Это цветы, которые могут исполнить любое ваше желание.
/Раздать цветы детям/
Закройте глаза и загадайте ваши желания. Я уверена если чего-то очень захотеть, оно обязательно исполнится.
Бармалей: Можно я загадаю желание?
Королева музыки : Конечно, загадывай.
Бармалей : Я хочу научиться играть на фортепиано и петь
Королева музыки: Твое желание исполнено!
Учитель: Я прошу вас, улыбайтесь,
Изумляйтесь, удивляйтесь,
Фантазируйте и спорьте
Только пойте, пойте, пойте!
/Исполнение песни « Шире круг» муз. Д. Львова – Компанейца Сл. В. Викторова /

Мой отрытый урок по сольфеджио для учащихся 2 класса 7-летне программы обучения. Тема урока - "Интервалы".

В календарном плане 2 класса эта тема является центральной. Подробному изучению интервалов уделяется вся 2 четверть. И в последующие четверти и годы мы не раз будем возвращаться к понятию интервала как важному строительному материалу музыкальной ткани.

На предшествующем открытому уроке мы познакомились с понятием интервала, названиями интервалов, их ступеневыми обозначениями.

На открытом уроке эти знания закрепляются, расширяются и углубляются. Добавляются новые понятия: консонанс-диссонанс, гармонический и мелодический виды интервалов, широкие-узкие интервалы.

На следующих уроках будут подробно изучаться секунды, терции, примы, октавы, кварты и квинты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК КОЗЛОВОЙ Н.Г.

по сольфеджио

во 2 классе 7-летняя программа обучения

ТЕМА УРОКА: «Интервалы»

ЦЕЛИ:

Образовательные цели:

  1. закрепить понятие «интервала»;
  2. работать над свободным оперированием названиями интервалов, их ступеневой величиной;
  3. наработка навыка зрительного восприятия интервалов в нотной записи;
  4. наработка мышечных ощущений при исполнении различных интервалов на фортепиано;
  5. начало работы над вокально-интонационным освоением интервалов;
  6. познакомиться с понятиями мелодического и гармонического видов интервала, консонанса и диссонанса, широкого – узкого интервала
  7. продолжение развития навыка двухголосного пения (в том числе с координацией – домашнее задание).

Развивающие цели:

  1. Развитие умения сознательно слушать музыку, анализировать её на слух и по нотному тексту.
  2. Расширение кругозора учащихся;
  3. Развитие мышления учащихся. Формирование у детей умения сравнивать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать знания, определять и объяснять понятия, доказывать своё мнение.
  4. Продолжение работы над развитием внимания, памяти, речи и коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные цели:

  1. Воспитание нравственно-этических представлений учащихся, формирование их мировоззрения.
  2. Работа над воспитанием гуманного отношения учащихся друг к другу, создание атмосферы свободного бесконфликтного общения на основе сотрудничества и взаимоуважения.
  3. Воспитание дисциплинированности, ответственности и работоспособности учеников.
  4. Эстетическое воспитание детей, формирование у них хорошего вкуса, умения видеть, понимать и ценить прекрасное в искусстве и жизни.

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

  1. Повторение .
  1. слово «интервал», определение музыкального интервала,
  2. названия интервалов
  1. Закрепление .
  1. Сказка о скрипичном ключе и интервалах
  2. «Парад интервалов»
  3. «Задачка» для интервалов
  4. «Гимн интервалов»
  1. Новая тема .

Анализ муз. примеров - № 41, 40, 43.

Мелодические и гармонические интервалы (в мелодии, в двухголосии, в аккордах)

  1. Проверка дом. задания.

№41: анализ, ритм, тактирование, пение сольфеджио, пение со словами верхнего голоса.

  1. Новая тема.

Консонанс – диссонанс. Звучание. Определение. Образные ассоциации. Определение на слух.

  1. Итог урока. Домашнее задание с комментариями. Выставление оценок.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
  2. Повторение.
  1. Что мы изучали на прошлом уроке?

Записываю на доске: «Энтевралы». Так? От какого слова «интервалы»? - «интер» - значит, « между». В музыке что значит «интервал»? (расстояние между двумя звуками). А если звука 3, то это …аккорд. В нём тоже есть интервалы, кстати. Кто заметил?

2. Названия интервалов. Сколько их всего?

1 2 3 4 5 6 7 8

  1. Закрепление.

А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла с интервалами. Идите к пианино. Все моменты сказки педагог озвучивает на фортепиано.

Жил-был великий музыкальный король - (Скрипичный ключ). Он любил во всём порядок, строил каждый день ноты по порядку. (Что получалось? гамма)

Однажды он отправился погулять в свой любимый клавиатурный парк. Идёт и удивляется. То навстречу ему из-за дерева что-то широченное выскочит, то с ветки что-то маленькое под ноги брякнется…

А дальше и вовсе непонятное – целыми гроздьями ноты катятся, ладно такими – (терциями), а то ведь и такие попадаются – (тритонами). Рассердился король, и, вернувшись во дворец, приказал срочно собрать у себя все интервалы, которые есть. И немедленно построиться по порядку. И как на параде, чтобы имена свои называли чётко и быстро и вперёд выходили. Вот так: показываю как играть Дорожку нтервалов.

От «до» парад интервалов начи-най! (Дорожка интервалов – ученики играют по очереди от разных клавиш):

А теперь от самого широкого интервала к самому узкому давай!

А можно все интервалы сыграть одной рукой? Узкие интервалы – можно сыграть 1,2,3,4 пальцами – какие это интервалы? А широкие – только 1-5 – какие?

А теперь от «ре» (играют желающие дети)

А теперь от «соль»: (играют желающие дети)

Строил он их строил, аж сам упарился. А интервальчики стоят, как солдатики. Мы, говорят, ещё не то можем. Вот загадай нам самые сложные задачи – вмиг справимся!

А вот разгадайте это секретное письмо моего старшего брата – Басового ключа шпионы мои перехватили

6 1 ↓2 2 ↓3 ↓4 1

(«В лесу родилась ёлочка»)

ещё – 1 1 2 ↓2 4 ↓2

Полюбил король интервалы, и приказал, чтобы ни одно музыкальное произведение без них не создавалось.

Даже «Гимн» про интервалы сложили. Что такое «гимн»? (песня, прославляющая кого-нибудь или что-нибудь)

«Гимн интервалов»

Прима, секунда, терция, кварта,

квинта, секста, септима, октава.

Кто не знает эти интервалы

Быть музыкантом не имеет права.

Разважничались интервалы. Без нас, говорят, никакой музыки не получится. А мы сейчас это проверим.

  1. Новая тема . Интервалы в мелодии и в гармонии.

Учебник № 43 «Конь» Где здесь можно найти интервалы? В мелодии. Они обозначены скобками внизу и подписаны. Не до конца. Это будет одним из ваших домашних заданий.

№ 40 «В церкви»

Знакомая музыка? Как называется? Кто автор? (слушали на Слушании музыки)

Где здесь интервалы? В аккордах, в верхней строчке у правой руки какие? (называем 1 такт), а в левой? (называют)

№ 41 «Светлячок». Грузинская песня. Домашнее задание – выучить верхний голос. Как его отличить от нижнего? (по штилям)

Хлопаем ритм, пунктирный ритм, тактирование в размере ¾, тональность, поём вместе сольфеджио верхний голос. Поём на два голоса (я - нижний, ученики – верхний).

Красиво? А какие интервалы у нас между голосами получались? 1, 6,3 Красивые интервалы, благозвучные…

А если так: (играю секундами, тритонами) – царапает слух, резко звучит.

Музыканты называют благозвучные интервалы – КОНСОНАНСАМИ , а резкие – ДИССОНАНСАМИ .

Звучание слов.

Но, если бы музыка состояла только из консонансов, то это было бы скучно. Вот так (играю последнюю фразу «Светлячка» с тритоном в кадансе) – красиво? Да. Для чего нужны диссонансы – как перчик, пряность – по чуть-чуть, для остроты, пикантности.

Рисунки – отгадайте, где консонанс, а где – диссонанс. (рисунок консонанса и диссонанса – в домашнее задание)

  1. Закрепление новой темы.

Определение на слух консонансы – диссонансы.

Играю « Светлячок» в секунду, октаву, тритон, септиму, терцию.

Д К Д Д К

Самопроверка.

  1. Итоги урока.

Какие новые слова узнали»? Что нового вы узнали об интервалах? Какие они бывают? – узкие и широкие, резкие и благозвучные, в мелодии и в аккордах, в двухголосии. Что вам сегодня на уроке больше понравилось делать? Трудно было? Всё понятно?

Домашнее задание с комментариями:

  1. учебник № 43 переписать, обозначить интервалы в мелодии,
  2. рисунок консонанса и диссонанса

Основной этап

1.Работа в тональности Ля мажор:

А) Педагог : Ребята, мы с вами проходили тональность Ля мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?

Учащиеся: три диеза (перечисляют)

Педагог : Давайте повторим знаки альтерации по считалке.

Учащиеся: проговаривают хором считалку про знаки альтерации

Педагог : А что такое знаки альтерации? Какие знаки альтерации вы знаете и каков принцип их действия?

Учащиеся: перечисляют знаки альтерации и объясняют принцип их действия.

б) Педагог : мы сейчас споем гамму Ля мажор. Пожалуйста, примите правильное положение, расправьте плечи, старайтесь петь без напряжения, красивым, плавным звуком.

Учащиеся: поют гамму Ля мажор:

С дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме ↓

С дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме

- «цепочкой» по 1, 2, 3, 4 звука

в) Педагог : Ребята, ваш голос немного проснулся, давайте споем ступеневую распевку А.Агажанова «3,2,1»

Учащиеся: поют распевку

г) Педагог : вы вспомнили все интонации, не забывайте, что в некоторых тактах распевки есть одинаковое количество ступеней, но мелодическое движение разное: восходящее и нисходящее. Я вам буду играть такты вразброс, а вы отгадайте и пропойте

Учащиеся: выполняют анализ на слух ступеней гаммы Ля мажор по распевке

2.Диктант в тональности Ля мажор

а) Педагог: ребята, прослушайте диктант, определите размер

Учащиеся: диктант похож на жанр польки, размер диктанта 2/4

Педагог: давайте определим, какие ритмические группы есть в диктанте

Учащиеся: восьмые, четверти и группа две шестнадцатых и восьмая

Педагог: ребята, я еще раз сыграю диктант, а вы простучите ритм с названием ритмослогов

Учащиеся: простукивают ритм с ритмослогами

Педагог: а сейчас мы проанализируем мелодию диктанта

Учащиеся: поют с дирижированием нотами, записывают диктант

(8 проигрываний)

Педагог: диктант записан успешно всеми учащимися, молодцы, ребята. А сейчас мы поработаем с диктантом, выполняя следующие задания:

Пропеть диктант с названием римских цифр

Пропеть с транспонированием ↓

Пропеть диктант «цепочкой» по тактам

Учащиеся: выполнение заданий

3. Закрепление темы «Интервалы м 6 и

б 6 в тональности»

Педагог: ребята, а сейчас мы повторим тему «Интервалы». Что такое интервал?

Учащиеся: интервал – это сочетание двух звуков, интервалы бывают мелодические и гармонические.

Интервалы бывают чистые, большие и малые.

Интервалы делятся на консонансы и диссонансы

Педагог: давайте повторим таблицу интервалов (видео 1)

Учащиеся: повторяют интервалы

Педагог: ребята, мы с вами выучили интервал сексту. Что вы можете рассказать про этот интервал?

Учащиеся: интервал секста относится к консонансам, он звучит распевно, мягко, широко

Секста охватывает 6 ступеней, бывает большая и малая

В малой сексте 4 тона, в большой сексте 4,5 тона

Малая секста звучит минорно, большая секста звучит мажорно

Педагог: ребята, а давайте вспомним, на каких ступенях в мажоре получаются малые и большие сексты?

Учащиеся: большие сексты в мажоре строятся на I, II, IV,V ступенях. А малые сексты на III, VI, VII.

Педагог: а кто у нас смелый? Кто сыграет и назовет сексты в тональности Ля мажор?

Учащиеся проигрывают и называют сексты в тональности Ля мажор

Педагог: молодцы, ребята! А сейчас мы прослушаем 2 песенки, в которых есть этот интервал. Попробуйте определить, какие сексты использованы композитором.

Прослушивание фрагментов и определение секст

«Олень» (видео 2)

«Оленёнок» (видео 3)

Педагог: ребята, а сейчас прослушайте произведение композитора Д. Кабалевского Рондо. Обратите внимание, что в этом произведении интервал секста звучит много раз то в восходящем движении, то в нисходящем. Такой прием называется параллельные сексты.

Прослушивание произведения.

4.Творческие задания в тональности Ля мажор

Педагог: ребята, а сейчас мы с вами побудем композиторами. Вы знаете, что при сочинении произведений композитор может импровизировать. А что такое импровизация?

Учащиеся: импровизация – это сочинение на ходу.

Педагог: а что важно в импровизации?

Учащиеся: закончить произведение на тонике, чтобы получилось завершение сочинения.

Педагог: я сейчас буду петь нотами в тональности Ля мажор вопросительное предложение, а вы импровизируйте ответное предложение.

Учащиеся выполняют:

Вокальные импровизации

Жанровые импровизации

5.Работа с ритмом

Педагог: отличная работа, молодцы! Ребята, а сейчас мы немного и отдохнем и, в то же время, поработаем с ритмом.

Прохлопывание ритмических рисунков с ритмослогами (видео 4)

Педагог: для следующего упражнения возьмите, пожалуйста, стаканчики

- «ритмостаканчики» (видео 5)

6.Слуховой анализ

Педагог: отличная работа, спасибо, ребята! Урок наш продолжается, и сейчас мы с вами послушаем и отгадаем блоки слухового анализа. Вспомните, какие блоки мы уже проработали?

Учащиеся: гаммы, интервалы и трезвучия.

Педагог: я напоминаю вам, что наши секретики - подсказочки у нас в голове, а отвечать нужно правильными музыкальными терминами.

Учащиеся отгадывают прослушанные элементы.

7.Вокально-интонационные упражнения В.Кирюшина

Педагог: наш урок близится к завершению. Откройте, пожалуйста, тетради на с.32, вокальные упражнения. Сначала мы споем №5 все вместе, повторим его. А, затем, споем номер цепочкой.

Учащиеся: исполняют №5

III.Заключительный этап:

Педагог: ребята, наш урок закончился. Вы довольны своей работой? Не устали? Вам было интересно? Как вы считаете, все ли у нас получилось? Есть ли у нас, над чем еще работать?

Ответы учащихся

Оценка работы каждого учащегося.