Где жил левша из сказки лескова. День левши

), три русских мастера подковали блоху.

Одним из этих мастеров является Левша.Это тульский умелец, который бедно живет, носит плохую одежду, однако является мастером своего дела. Он религиозный и патриотичный человек. Несмотря на то, что он левша, не имеет специального образования, да еще и косой, он выполняет очень тонкую, невидимую человеческому глазу, невероятную работу.

По приказу царя он отправляется в Англию, где представляет подкованную блоху и рассказывает на что способны русские умельцы. Англичанам очень нравится этот простой талантливый человек. Они засыпают его выгодными предложениями о сотрудничестве, но Левша, будучи человеком честным, бескорыстным и преданным своей стране, не соглашается на их заманчивые предложения. Он видит, как в Англии относятся к мастерам, видит, что они сыты и хорошо одеты, однако тоскует по Родине.

По возвращению в Россию, он заболевает, никто, кроме его нового английского товарища не проявляет о нем заботу и не хочет его лечить. Но даже брошенный неблагодарными царскими властями, находясь при смерти, он заботится и думает о своей стране. Он просит передать царю хитрости военного дела англичан.

Этот трудолюбивый человек ни на минуту не забывает о своей стране, он до последнего своего вздоха переживает и заботится о своей Родине.

Сочинение Описание Левши

Сюжет рассказа Лескова раскрывается вокруг главного героя Левши, который был мастером родом из Тулы. Описание умельца появляется не сразу, примерно в середине рассказа. Герой – мастер-кузнец, он левша, патриот своей Родины, очень наивный, преданный царю Александру I и Платову. На его щеке есть родимое пятно, глаза косят, но несмотря на это, он превосходно справляется со своей работой.

Левше совместно с его товарищами Платонов дал поручение смастерить шедевр, но при этом используя стальную блоху. Таким образом он хотел доказать окружающим, что не только англичане способны изобретать нестандартные вещи. Долго «ломали голову» три мастера, что бы сделать такого, чтобы удивить народ и решили подковать миниатюрную блоху. Не имея специального оборудования и должных знаний, им все же это удалось. Это изобретение шокировало всех.

После изобретения гениального изделия, Левша отправляется в Англию, ни имея при себе никаких документов. Англичане предлагали юноше и обучение, и деньги, но он остался верным своей отчизне и от всего отказался. Левша мечтал поскорее попасть домой.

Чрезмерная скромность и погубила Левшу. Зимой он отказался от уютной каюты, потому что считал, что недостоин таких почестей. Поэтому всю дорогу провел на палубе и заболел.

По прибытию в Петербург, Левшу ограбили. Не имея при себе ни денег, ни документов, ни одна больница не хотела его принимать, только госпиталь для бедняков. Никто даже и не подумал, чтобы спасти великого мастера, кроме англичанина, который привел хорошего врача. Но, к сожалению, было уже слишком поздно. Скромно, никому неизвестным скончался Левша. Даже в последние минуты жизни мастер желает передать послание царю, что не следует чистить оружие кирпичом.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

    Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

  • Сюжет и композиция поэмы Мцыри

    Михаил Юрьевич написал поэму в 1839 году. Она стала вершиной русской классики. Создавая ее, он взял за основу поэмы Байрона, но смог внести и свои особенности. «Мцыри» обрисовывает обычного героя романтической поэмы

  • Сочинение Что такое Благородство

    Благородство – одно из самых лучших качеств человека. Оно включает в себя честность, справедливость, доброту и самоотверженность. Благородные люди всегда были, есть и будут.

  • Анализ произведения Последний срок Распутина

    Произведение относится к философскому творчеству писателя и является одним из главным его творческих созданий. Композиционная структура повести заключается в действии, представленном в виде трех дней

  • Анализ рассказа Шукшина Критики

    Люди воспринимают действительность совершенно разным образом, такое восприятие во многом зависит от воспитания, условий, в которых человек растет. В своих рассказах Шукшин нередко противопоставлял восприятие и миропонимание людей города и деревни

Все человечество можно разделить на множество групп, используя разные критерии: нацию, религию, цвет кожи, половые признаки, на любителей чая или кофе и так далее. Еще одно существенное различие, которое поделило всю человеческую расу на два лагеря - это доминантная деятельность правой или левой руки. Чем левша отличается от правши? Попробуем разобраться.

Знаменитые левши

Левшами были такие выдающиеся личности, как Юлий Цезарь, А. Македонский, У. Черчилль, оба Буша, Б. Обама, Л. да Винчи, А. Эйнштейн, Н. Тесла, И. Ньютон, П. Пикассо, многие актеры кино.

Несколько фактов про левшей из истории

Попросту говоря, одни люди являются левшами, другие - правшами. Чем левша отличается от правши - это очевидно, исходя из самих терминов. Однако, помимо наглядных отличий, существуют еще и те, которые не видно невооруженным взглядом. Например, у левшей более развито мозга, отвечающее за и память.

И действительно, многие творческие люди "леворукие". В давние времена сильно обращали внимание на то, чем левша отличается от правши.

Кстати говоря, на протяжении веков одни народы уважали таких людей, другие, наоборот, всячески их дискредитировали. Так, в Древней Греции они были в почете, так как им приписывали ни больше ни меньше - родство с богами, и считалось, что такие люди приносят удачу. Подобные верования преобладали в Индии и Китае.

Средневековая Европа не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. Те, кто выжил, развили у себя поразительную ловкость и приспосабливаемость, качества, кторые начали передаваться по наследству и сделали левшей лишь сильнее.

Судьба левшей в 20 столетии

В начале и середине 20 столетия отказались от столь радикальных методов и с малых лет ребенка просто переучивали, то есть вырабатывали привычку больше задействовать правую руку. Подобный пример хорошо описан в романе ""Поющие в терновнике"", где главная героиня, маленькая Мэгги, подвергалась подобной практике.

Этому было вполне разумное объяснение. Практически вся сельскохозяйственная и военная техника собиралась под правшей. Левшам просто тяжело было бы приспосабливаться к ним в более позднем возрасте.

Позже психологами было доказано, что навязывание левшам противоречащих их природе навыков негативно сказывается на психологическом и физическом самочувствии. По мнению других авторитетных исследователей, в процессе подавления своей естественной природы они теряют и свои уникальные способности.

Различия между левшами и правшами

Чем отличаются левши от правшей - становится видно с раннего возраста. Больше половины левшей обладают более быстрыми темпами развития, по сравнению со своими праворукими одногодками. Процент людей с задатками гениальности среди левшей значительно выше.

Давно доказано, что это качество передается по наследству, начиная со второго и далее поколений. У одних и тех же родителей дети могут быть разными.

Левша и правша: отличия

Интересный факт, основанный на исследовании: на тысячу правшей рождается один левша. Есть и другие любопытные наблюдения:

  • Не все открыто признаются, но анонимный опрос выяснил, что у почти 68 процентов правшей среди 1000 опрошенных левши не вызывают доверия, и у них нет желания заводить с ними более близкие отношения.
  • В бывшие времена на территории некоторых стран левши предпочитали заключать брачные союзы с себе подобными, чтобы их потомки также обладали данной особенностью. Это было связано со сказочной теорией, которая гласила, что леворукость означает наличие у человека божественных генов.
  • Левши быстро осваивают и адаптируют под себя все необходимые им технические приспособления.

Несколько фактов о левшах

Можно выделить несколько пунктов о том, чем отличается левша от правши, в чем разница между ними:

  1. У левшей более развито правое У правшей, соответственно, наоборот. В первом случае это креативность, эмоциональность, впечатлительность, резкая смена настроения, развитая интуиция; во втором - логическое мышление, способности к математике и другим точным наукам. Оба полушария осуществляют контроль за движениями тела, но делают это перекрестно.
  2. Многие спортсмены являются левшами. Это касается различных единоборств, бокса, фехтования, где они отрабатывают удобную им и проблематичную для соперника тактику.
  3. Каждый пятый выдающийся человек - левша. Проводили исследование: "левым" и "правым" предлагали решить одну и ту же задачу. Левши справлялись быстрее и почти всегда находили больше вариантов решения.
  4. В сложных обстоятельствах правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения.
  5. Переученные леворукие люди при возврате к своим природным данным могут вернуть и свой ""божественный дар"".
  6. Есть и обратная сторона. Многие психически больные, известные серийные убийцы, маньяки и насильники являлись левшами либо проявляли скрытую "леворукость".

Тесты: как определить левшу в ребенке

Существует несколько способов определить принадлежность новорожденного к той или иной группе. Если в течение первых недель жизни младенец, лежа на спине, поднимает левую руку вверх, плотно прижав правую к себе - он левша. В первые три дня после рождения ребенок преимущественно наклоняет голову вправо - он правша, влево - левша.

Для более старших детей достаточно понаблюдать за их повседневными действиями: какой рукой держит расческу, столовые приборы, какую руку протягивает, чтобы что- то взять. Вывод сделать очень легко.

Дети-левши

Стоит упомянуть, что существует еще третий вид людей, который называется амбидекстры. Это люди, в равной степени владеющие как правой, так и левой рукой. Это очень редкое явление, которым владеют менее 1 процента человечества.

Вот чем отличается левша от правши в юном возрасте, так это упрямством и хорошо развитой мелкой моторикой. Не удивляйтесь, если ребенок-левша в трехлетнем возрасте рисует лучше, чем это делали вы в старших классах, поет мелодичнее, чем соловей, и проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах.

Доверчивость, можно даже сказать наивность, - вот чем отличаются левши от правшей. Бывает, что такие дети позже начинают разговаривать и имеют затруднения в произношении определенных звуков.

Психологи утверждают, что для формирования полноценного и здорового развития у детей-левшей необходимо создать для них обстановку любви и понимания. Не указывать на неаккуратность, что поначалу у них проявляется, а также не сравнивать с другими детьми. Ребенок не должен чувствовать себя изгоем из-за своей врожденной особенности. Задача родителей - привить таким детям самоуважение и помогать осваивать окружающие вещи в их собственном ритме.

Способность стойко выносить трудности - вот чем левша отличается от правши. Возможно, эта черта характера была унаследована ими от предков, подвергавшихся различного рода дискриминациям.

Последствия неправильного обучения левшей

Конечно же, не все так просто и очевидно. Не надо сразу вешать ярлыки на людей исходя из того, какая у них рука ведущая. Практически все специалисты в области образования и развития личности в один голос заявляют о вреде переучивания левшей. Ведь в дальнейшем это может привести к нарушению режима сна и бодрствования, вызвать расстройства пищеварения, частые мигрени, болевые ощущения в правой руке и много других отступлений от нормы.

Чем отличаются левши от правшей? Список этот большой. Но не следует забывать, что способность писать той или иной рукой - далеко не самое главное качество человека.

Отличие левшей от правшей довольно многогранно, но в целом их поведение может нести в себе много общего.

Вряд ли найдутся такие, кто не знаком с историей Левши, подковавшим блоху. Повесть гениального Н.С. Лескова, изданная в 1881 году (отдельным изданием - 1882), входит в обязательную школьную программу.

Это произведение положено в основу чудесного мультипликационного фильма "Левша". Само выражение «подковать блоху» вошло в лексикон и стало означать высокое мастерство русских умельцев.

Гениальный вымысел

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» написан прекрасным остроумным языком, читается легко, а щемящая история о гениальном умельце не оставляет равнодушным абсолютно никого. Повесть настолько вошла в реальную жизнь, что большинство людей не ставит под сомнение, существовал ли в реальной жизни легендарный Левша и осталась ли после него подкованная блоха.

И очень разочаровывает тот факт, что народный мастер на все руки и результат его труда - это плод гениальной фантазии Николая Семеновича Лескова. Левши не существовало, документов, подтверждающих факт подковки стальной английской миниатюры и ее дальнейшей передачи Англии, тоже в реальности нет.

Высокоразвитая западная инженерная мысль

Однако подкованная блоха, ставшая символом непревзойденного мастерства русских умельцев, в наличии имеется (и не одна), но созданы все экземпляры были гораздо позже событий, описываемых в рассказе.

Собственно, сказ - это продолжение утверждения, высказанного М. В. Ломоносовым: «и может собственных Ньютонов российская земля рождать». Миниатюрная металлическая блоха, чудо механики, была куплена у англичан русским царем, победителем Наполеона. Безусловно, в демонстрации уникального изделия Александру I были и намек, и укор: «а мы все равно умнее и лучше вас».

Замечательный ответный дар

Ответ «надменному соседу». Крохотное танцующее насекомое было подковано. Правда, блоха перестала танцевать из-за тяжести лапок - русские умельцы «университетов не заканчивали». Чтобы понять достойность ответного подарка, надо представить,

Собственно, из всей этой мало привлекательной картинки интересен только один факт - у нее шесть лапок. Все шесть Левша и два его товарища и подковали. В микроскопические подковки были вбиты соответствующей величины гвоздики. По рассказу, все операции с металлическим насекомым русские умельцы делали без «мелкоскопа», так как глаз у них был, по словам самого Левши, «пристрелявши».

Гениальный прототип

Потрясенные инженеры туманного Альбиона пригласили умельцев на обучение к себе. И этот факт имел место в реальной действительности. Русского оружейного дела мастера из Тулы А. М. Сурнина пригласили в Англию на обучение, где он быстро достиг признания и стал помощником владельца на одном из лучших заводов Генри Нока. Сурнина, который ездил на обучение в Англию за сто лет до написания гениального сказа, почти все специалисты считают прототипом Левши, хотя судьба его была куда счастливее участи героя произведения. А. М. Сурнин, умерший в 1811 году, вернувшись в родную Тулу, занял хороший пост на местном оружейном заводе. Этот мастер сделал невероятно много для внедрения передовых английских разработок в оружейное производство России, сыгравшего большую роль в победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. О его мастерстве ходили легенды, которые и подали Лескову идею описать интереснейшую жизнь тульских оружейников, способных своим мастерством удивить иностранцев и действительно создать нечто такое, что подойдет под определение русское чудо.

«Нет пророка в своем отечестве»

Недаром слово умелец имеет такие синонимы, как искусник, мастер на все руки и творец. Изделий русских умельцев во всех ремеслах существует много, однако фамилий известно мало. Это потому что у представителей высших слоев общества отечественные изделия и местные мастера никогда не были в почете, а все зарубежное превозносилось до небес. А разве первый отечественный паровоз братьев Черепановых - не русское чудо?

Реальный гениальный умелец, подковавший блоху

Но вернемся к подкованной блохе. Это изделие стало мерилом мастерства. И само собой, что русскому умельцу на роду было написано достичь этого эталона и подковать блоху. Впервые это осуществил замечательный художник Николай Сергеевич Алдунин, умерший в 2009 году.

Этот виртуозный мастер подковки набил на настоящую усыпленную блоху. Рассказывая об этом шедевре, который сам Алдунин таковым не считал (лучшим своим достижением он считал микрокопию настоящего танка Т-34, водруженную на яблочное семечко), опять необходимо вспомнить, как выглядят блохи. Лапки у них волосатые, природой для подков непредусмотренные. Удивительный мастер обрезал волоски, удалил коготки и сделал легчайшие подковки из золота 999 пробы. Как они малы, можно представить, ознакомившись с такими данными: из одного грамма золота можно изготовить 22 миллиона таких подковок. Разве это не гениально?

Сказка, ставшая реальностью

Умелец, подковавший блоху, жил с нами в одно время. У него есть удивительные шедевры, о которых не так много и часто рассказывалось в средствах массовой информации. Все его работы отличаются не только не укладывающимися в голове размерами, но и тем, что они являются точными копиями настоящих образцов, а также, безусловно, красотой и изяществом. Это был настоящий творец и русский гениальный умелец, на деле осуществивший выдумку Лескова.

Музей микроминиатюр

У первопроходца, как правило, находятся и продолжатели. И теперь подкованная блоха, как и караван верблюдов в игольном ушке, являются обязательными показателями мастерства микроминиатюриста.

Сейчас в Санкт-Петербурге открыт музей «Русский Левша», в постоянной коллекции которого находятся 60 экспонатов, среди них, разумеется, есть и вышеназванные гениальные образцы совершенства мастерства микроминиатюристов. Представлена и роза в волоске, и книги на срезе макового зернышка. Подкованная блоха в музее занимает центральное место, ведь это легенда-символ, воспетая Лесковым.

Современные творцы

К самым известным ныне здравствующим российским микроминиатюристам относятся А. Рыкованов (Петербург), А. Коненко (Казань), Вл. Анискин (Омск). Их гениальные работы удостоены наград многих международных конкурсов. Замечательный мастер Анатолий Коненко свою первую подкованную блоху подарил Владимиру Владимировичу Путину.

Законное место хранения

А как же родина Левши? Здесь в оружейном музее хранилась знаменитая алдунинская подкованная блоха. Тула очень гордится этим экспонатом, ведь это первое в России бескрылое насекомое с подковами. Совсем недавно эта легенда переехала из музея оружия в «Старую тульскую аптеку», расположенную на пр. Ленина - главной артерии города.

Справка:
Левое полушарие мозга отвечает за:

- конкретное мышление

- математические вычисления

- правую руку и правую ногу

- речь

- правый глаз и правое ухо

- чтение и письмо

- двигательную сферу Правое полушарие мозга отвечает за:

- абстрактное мышление

- образную память

- левую руку и левую ногу

- ритм и восприятие музыки

- интонации

- левый глаз и левое ухо

- ориентировку в пространстве

- чувственную сферу

Левша использует левую руку намного чаще, чем правую, то есть пользуется ею, когда ест и готовит пищу, пишет и делает другие повседневные дела. Вопреки всеобщему мнению, различия между правшами и левшами не ограничиваются только тем, какой рукой человек пишет.

У левшей иначе работает мозг, потому что сильнее развито правое полушарие, которое отвечает за творчество. То есть у правши доминирует левое полушарие, которое отвечает за правую часть тела, а если доминирует правая часть мозга, отвечающая за левую сторону тела, человек становится левшой.

Степень доминирования одного из полушарий может быть сильно выраженной, то есть человек может быть «стопроцентным» правшой или левшой, и слабо выраженной, то есть может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, например, но ведущая рука - правая.

Причины леворукости

Наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам. Вероятность появления ребенка-левши, если оба родителя пользуются левой рукой, достигает 46%. Установлено, что гораздо больше шансов родить левшу у возрастных матерей. Также есть теория, согласно которой, подвергание плода высоким дозам тестостерона до рождения может привести к рождению ребёнка-левши.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках могут повлиять на развитие мозга ребенка, в результате чего он может стать левшой. Иногда таким детям очень сложно владеть и правой, и левой рукой. Также могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Тест на леворукость

Обычно тест на леворукость проводят в пять лет, так как до этого времени дети могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Только по тому, что ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой, считать его левшой не совсем правильно, так как настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо - «ведущие».

Чтобы понять, какое ухо является «ведущим», ребенка обычно просят взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Ухо, к которому ребенок приложит будильник, и будет «главным».

Чтобы определить «ведущий» глаз, нужно свернуть лист бумаги в трубочку, дать его ребенку в обе руки и попросить через эту «подзорную трубу» посмотреть на различные предметы. Лист будет поднесен именно к «ведущему» глазу.

Не переучивать!

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей. В частности, дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер. При этом левши более непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда и произрастает склонность к плаксивости, капризы, вспышки ярости и гнева.

Такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины, у многих из них хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Что касается минусов и сложностей, то многие левши начинают говорить позже, чем их сверстники, имеют трудности с произношением некоторых звуков, с письмом, чтением и математикой.

В любом случае, психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

В СССР считалось, что детей-левшей надо обязательно переучивать, чтобы при письме они использовали только правую руку. Лишь спустя годы стали заметны и были признаны негативные последствия насильственной трансформации, в результате чего в 1986 году на законодательном уровне отменили необходимость переучивания левшей.

Переучивание левши - это безуспешная попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга.

Переучивание приводит к разнообразным неврозам, могут возникнуть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание.

Нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ребенок будет плохо учиться в школе, а позже и в институте.

Как помочь ребенку-левше?

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. При изучении алфавита рекомендуется опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул и так далее.

Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. При этом почерк у детей-левшей имеет наклон влево, либо может не иметь его совсем.

Рабочее место левши должно быть организовано особым образом. В школе такой ребёнок должен сидеть слева от соседа, чтобы не сталкиваться при письме локтями, и как можно левее от доски, чтобы ведущие глаз и ухо были направлены к источнику информации. , свет должен падать справа. Тетрадь же должна лежать с наклоном вправо, а правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

«Левые» линейки, ручки и точилки

Для левшей продают специальные письменные принадлежности: точилки с резьбой против часовой стрелки, ножницы, у которых лезвие расположено с другой стороны, ручки с углублениями под пальцы левой руки, позволяющими правильно захватывать инструмент, и даже линейки, цифры на которой нанесены в обратном порядке.

Производители многих товаров стараются ориентироваться не только на правшей, но и на левшей, заметно облегчая им жизнь.

В частности, кухонные ножи европейского стиля являются симметричными. Для левшей есть также специальные штопоры, компьютерные «мышки» и клавиатуры, хирургические принадлежности, спорттовары и даже музыкальные инструменты.

Кто из известных людей был левшой?

Некоторые исследования доказывают, что умственные способности левшей структурированы по-другому, они имеют расширенный диапазон способностей, более склонны к творчеству.

Среди левшей много выдающихся ученых, поэтов и композиторов, политических деятелей: , Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и Бенджамин Франклин, Принц Чарльз и Принц Уильям, Генри Форд, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Льюис Кэрролл, Юлий Цезарь, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фридрих Ницше, Сергей Прокофьев, Иоганн Вольфганг фон Гете, Франц Кафка, Мирей Матье, Джими Хендрикс, Пол Маккартни, Николо Паганини, Диего Марадона, Пеле, Рафаэль Надаль и .

Александр Пушкин, Марк Твен писали именно левой рукой. Писатель Николай Лесков, прославивший умельца Левшу, который ноги блохе подковывал, сам тоже был левшой.

Много левшей и среди политиков: Александр Македонский, Махатма Ганди, Бонапарт Наполеон, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро, королева Британской Империи Виктория.

Многие законодательные акты США подписаны левой рукой президентов, среди которых Авраам Линкольн, Джордж Буш старший, Рональд Рейган, Билл Клинтон, Барак Обама.

Такие актеры, как Чарли Чаплин и Мерлин Монро, Брюс Уиллис, Деми Мур, Джулия Робертс, Киану Ривз, Вупи Голдберг, Николь Кидман, Билл Мюррей и Том Круз также левши.


Рассказ Н. Лескова «Левша» посвящен скромному оружейнику. Он превзошел своим умением образованных мастеров из Англии, заставил удивиться тонкости его работы – гвозди для подковы на мельчайшей стальной блохе. Рассказчик передает историю о косом умельце, который умирает вдали от дома. Краткое содержание «Левша» по главам поможет понять переживания автора и оценить глубину его размышлений.

Глава 1

Русский император Александр решил прокатиться по Европейским странам, посмотреть чудеса техники и оружия. Вместе с ним путешествовал донской казак Платов. Император удивлялся заморским мастерам, а Платов ничем не восхищался. Он был уверен, что дома есть диковинки и не хуже заморских. Пригласили англичане государя в оружейную кунсткамеру. Они хотели показать, что русские

ничего не умеют и никуда не годятся. Расстроенный Платов выпил водки и лег спать, решив, что утро вечера мудренее.

Глава 2

В кунсткамере русскому императору стали показывать технические и оружейные достижения, бюсты и комнаты. Все нравилось государю, он восторгался и хвалил иностранных мастеров. Платов на это отвечал тем, что его молодцы без всяких достижений техники брали языков и воевали лучше англичан. Царя подвели к статуе Аболона и показали два орудия: Мортимерово ружье, пистоль. Государь разохался, Платов достал из кармана отвертку и раскрутил пистоль. Внутри он показал царю надпись. Это было имя русского оружейника Ивана Москвина из Тулы. Англичане были обескуражены. Царь расстроился. Вернувшись на ночлег казак, никак не мог понять, чем расстроил государя.

Глава 3

Не зная, чем еще поразить русского императора, англичане повезли его на сахарный завод. Но и здесь Платов внес свою ложку дегтя. Он пригласил их на родину отведать молво. Что это такое они не знали. Повезли царя в последнюю кунсткамеру. Подали пустой поднос. Удивился Александр. Попросили англичане присмотреться к подносу и указали на мельчайшую соринку. Увидел ее император. Это, оказывается, была заводная блоха, сделанная из прочной стали. Внутри была установлена пружина, которая заставляла блоху танцевать. Ключик от блохи можно было рассмотреть только под микроскопом. Пораженный царь купил блоху за миллион, уложил в драгоценный футляр. Мастеров английских назвал первыми. Поехали в Россию, но по дороге почти не разговаривали, каждый остался при своем мнении.

Глава 4

Блоха начала кочевать: от Александра к попу Федоту, государыне императрице Елизавете, императору Николаю. Чтобы разгадать тайну такого особого отношения к мелкой вещице, нашли Платова. Он и рассказал, что особенного в блохе. Донской казак добавил к истории о заморской штучке, что нечему в ней удивляться. Русские мастеровые могут сделать лучше. Николай Павлович дал поручение передать поделку тульским мастерам, зная что они докажут слова казака.

Глава 5

Атаман выполнил приказ. Он отвез блоху оружейникам. Те попросили оставить поделку на несколько дней. Решил казак выяснить, что хотят мастера сделать, но они ему ничего не сказали. Атаман уехал выполнять волю царя. Заморскую игрушку оставил в Туле на 2 недели.

Глава 6

Трое мастеровых, ничего не объяснив ни домашним, ни друзьям, ушли из города. Одни решили, что они испугались, решили сбежать, но это было не так. У одного из тульчан была интересная внешность:
  • косоглазый;
  • с родимым пятном на лице;
  • волосы на висках были выдраны.
Удивительную табакерку они забрали с собой.

Глава 7

Оружейники из Тулы были очень религиозными людьми. Они отправились в город Мценск. Там стояла древняя икона, высеченная из камня, Николая Чудотворца. Мастера обратились с мольбой к иконе, попросили у нее помощи. Вернувшись в Тулу, закрылись в доме косого Левши . Жители округи пытались разведать, чем занимаются оружейные искусники, но те не выходили на воздух, ни днем, ни ночью.

Глава 8

Атаман Платов очень спешил. Он не давал ямщикам отдыха. Они проскочили мимо на сто скачков. Сам атаман не пошел к мастеровым. Он отправил к ним свистовых (курьеров). Дверь не открывали. Простой люд стал посылать грозный казак. Результат тот же.

Глава 9

От страха простой люд разбежался. Свистовые стали вышибать двери, но они были закрыты на дубовый засов, так просто не поддались. Стали курьеры снимать бревна с крыши и сняли всю. У мастеров в доме был такой спертый воздух, что чуть всех с ног не свалил. Оружейники объяснили, что им осталось последний гвоздь вколотить. Свистовые побежали докладывать, что мастера дело завершили. Бежали с оглядкой, проверяли, не сбегают ли оружейники. В руках один из мастеров держал все ту же табакерку.

Глава 10

Платов взял табакерку, открыл ее. Ничего не изменилось: все тот же орех и та же блоха. Ключик Платов своими крепкими руками взять не смог. Секрет работы они выдавать не стали, и еще больше разозлили атамана. Он решил одного из мастеров забрать с собой. Оружейники попытались спросить, как же товарищ поедет без документов, но Платов ответил им кулаком. Приехав в столицу, нацепил награды и отправился на прием. Связанный оружейник остался у подъезда.

Глава 11

Сделал казачий атаман как положено доклад царю. А тот спрашивает его об английской игрушке. Пришлось атаману рассказать, что блоху вернули прежней. Но Николай не поверил. Он надеялся, что сделано у мастеров что-то сверх их понятия, решил проверить.

Глава 12

Стальную игрушку завели микроскопическим ключиком. Она не стала танцевать, как делала это прежде. Казачий атаман Платов разозлился. Он решил, что сложную технику просто повредили. Пошел к связанному косому, начал его таскать за волосы, бить, ругать за обман. Левша настаивал на своем: они все сделали, но работу можно увидеть через сильный микроскоп (мелкоскоп).

Глава 13

Государь приказал принести ему мелкоскоп. Стал царь крутить стальную игрушку, рассматривая и выискивая изменения, но ничего не заметил. Велел привести к нему Левшу. Спросил, почему не видно их работы. Тот пояснил, что нужно рассматривать каждую пяточку стального насекомого. Удивился царь, это было очень мелко, но мастер настаивал. Посмотрел император Руси в микроскоп и засиял. Взял неумытого избитого парня, расцеловал. А всем, кто был в зале, сказал, что заморскую блоху русские подковали.

Глава 14

Левша добавил, что на подковках выгравированы имена мастеровых. На вопрос, где его имя, парень объяснил, что он делал гвозди, которыми подковы прибиты, а они мелкие, там имя не поставить. Царь поинтересовался, где оружейники взяли такой мелкоскоп. Левша объяснил, что нет у них никакого оборудования, глаз прицелен так, что видит мелкие детали без микроскопа. Атаман извинился перед мастеровым, дал 100 рублей. Николай решил отправить блоху назад в Англию. Курьер был выбран из ученых, знавших языки. Левша должен был находиться вместе с ним, чтобы показать работу и мастерство русских. Тульского оружейника переодели, отправили за границу.

Глава 15

Курьер отнес подкованное насекомое англичанам, Левшу с собой не взял. Захотелось иностранцам посмотреть, кто такой искусный мастер. Они пришли в гостиницу, стали поить, кормить, расспрашивать. Цель была одна – понять, как он всему научился. Но мастер был безграмотным, об арифметике не слышал. Наука в России для Левши шла по двум учебникам: «Псалтырь» и «Полусонник». Что это за книги, англичане не знали. Предложили английские мастера Левше остаться, пообещали родителям денег посылать. Никакие уговоры на русского гостя не действовали.

Глава 16

Левшу возят по заводам, пытаясь уговорить остаться. Многому не удивлялся тульский паренек, говорил, что они тоже так могут. Старое оружие хвалил. Тульский житель просился домой. Посадили его на корабль, идущий в Россию, дали денег, золотые часы. На корабле оружейник поразил полшкипера тем, что выдерживал непогоды. Заключили они пари, пить одинаково.

Глава 17

Пили два новых друга так, что померещились им черт из пучины (русскому) и морской водоглаз (англичанину). Чуть не выкинул полшкипер русского мастерового за борт. Капитан приказал поместить их вниз, дать еды и питья, но не выпускать. Так они добрались до Петербурга. Но здесь пути пошли в разные стороны:
  • Левша – в бедняцкий квартал;
  • полшкипер – в посольский дом.

Глава 18

Англичанина стали лечить настоящие врачи, быстро поставили на ноги. Все посольство старалось помочь выздороветь. Левшу увезли в квартал, бросили на пол, стали требовать документы. Сняли с него его новые одежды, отобрали часы и деньги. Больного решили отправить в бесплатную больницу. Везли на санях, не закрыв ничем, холодного и раздетого. Нигде Левшу без документов не принимали. Оказался он в народной больнице для всех сословий. Там, куда приезжают умирать.
Полшкипер выздоровел и побежал искать русского друга.

Глава 19

Удивительно, но англичанин нашел русского друга, лежащего на полу. Левша хотел передать два слова (секрет заморской страны) государю. Поразился англичанин. Сказал о его человеческой душе, его и выгнали. Посоветовали к Платову обратиться, может он поможет оружейнику. Платов послал полшкипера к коменданту Скобелеву, тот направил к мастеру врача. Доктор ничего уже не смог сделать, Левша умирал. Он попросил передать царю, что в Англии оружие не чистят кирпичом. Доктор поехал к графу Чернышеву, но тот даже слушать не стал, не поняв в словах никого смысла. Велел доктору молчать. Совет мастера умер вместе с ним, а мог бы изменить ход сражений.

Глава 20

Здесь стиль текста меняется, потому что эта глава – размышления самого автора. Он жалеет, что не стало таких мастеров, появились машины, а народная фантазия иссякла. Автор рад тому, что помнят о старине.

Сказ о Левше – история судеб многих талантливых людей. Краткое содержание помогает увидеть сюжетную линию произведения, но проникнуться особенностями языка Николая Лескова, можно только во время чтения полного текста рассказа.

На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Левша», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!