Автобиография игорь северянин. Игорь северянин, краткая биография

Игорь Северянин, стихи которого сегодня знают многие поклонники поэзии - известный российский поэт начала двадцатого столетия. Он не раз заявлял о своей гениальности. Этот же факт подтверждали многие критики. И один из них - это и Валерий Брюсов талантливейший творец, без оценки которого не могла состояться ни одна литературная судьба.

Творчество, которому посвятил всю свою жизнь Игорь Северянин, биография автора и его признание в литературных кругах начинаются задолго до появления скандального стихотворения "Я - гений". Но несмотря на то, что данное произведение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году, оно стало визитной карточкой автора.

Детство Игоря Васильевича

На самом деле Северянин - это литературный псевдоним. В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году в Петербурге на свет появился Игорь Васильевич Лотарев. Детство его прошло в этом восхитительном городе. Поэтому неслучайно тема Петербурга займет такое огромное место в творчестве поэта.

Мать Игоря происходила из дворянской семьи, а отец был, как тогда говорили, из мещан. Но в этом не было ничего уничижительного. Потому что папа мальчика добился большой известности. Он стал штабс-капитаном. Но к сожалению, родители расстались. И все дальнейшие годы Игорь Васильевич жил в Новгородской губернии в Череповецком уезде. Проживал будущий поэт в имении сестры своего отца.

Известные родственники Северянина-Лотарева

До конца еще не изучено на документальной основе, каким был маленький Северянин, биография его раннего детства содержит очень много пробелов. Но для поэта было очень важно то, что по материнской линии он был связан с родом знаменитого Фета и являлся дальним родственником известного историка, автора Истории Государства Российского, Николая Карамзина.

В Новгородской губернии Игорь окончил четыре класса училища. И читателя не должно это смущать, так как в то время была совершенно иная система образования. А к тому же он, как и многие дети того исторического периода, получал замечательное домашнее семейное воспитание.

И конечно, Игорь Васильевич Северянин, биография которого начинается с фамилии Лотарев, был очень образованным человеком. Он прекрасно знал русскую мировую культуру и не случайно часто опирался на своих предшественников.

Путешествия по родной стране и начало творчества

Затем Игорь Северянин (краткая биография того периода мало изучена, поэтому известны только некоторые факты) вместе с отцом путешествует по всей России и отправляется на Дальний Восток, где остается на несколько лет. А в тысяча девятьсот четвертом году возвращается к матери. Именно там он встретит многих будущих известных поэтов, литераторов, деятелей культуры.

И вот тогда-то появится книга, которая "зазвучит" очень громко. Сам Северянин будет называть свои ранние издания - брошюрами. Написанию первой способствовали события русско-японской войны тысяча девятьсот четвертого года. И практически никто не заметил дебюта поэта, потому что это своеобразный дотворческий период. Игорь Васильевич нередко спешил с выпуском своих стихов и книг.

Появление псевдонима или громкого имени

Но стоит обратить внимание - это был год, о котором когда-то Брюсов писал, что он переломный для судьбы русского символизма. Это либо победа, либо поражение. Началась новая эпоха в российской литературе и поэзии.

Лотарев, или будущий Игорь Северянин, биография которого сложилась так, что как поэт он появился в это же время, по-настоящему известным станет гораздо позже. Но именно в это время возникает его литературный псевдоним. Сначала это был Игорь-Северянин, то есть через дефис, а чуть позже этот знак исчезнет и останется громкое имя.

Биография Северянина. Интересные факты о творчестве поэта

Самой знаменитой книгой станет "Громокипящий кубок", но слава пришла к поэту до этого издания. Многие русские символисты в то время уже знали, какие есть методы для того, чтобы добиться славы. И зачастую это был литературный скандал. То же самое случилось и с Игорем Васильевичем.

Одно из стихотворений, которое начинается так: "Вонзите штопор в упругость пробки…", было прочитано в доме Толстого в Ясной поляне. Это был обычный дворянский быт - чтение вслух книг. Вся брошюра Северянина вызвала необычное оживление, но это произведение произвело настоящий фурор. Все смеялись над необычными ходами новой поэзии автора.

Но неожиданно Лев Николаевич рассердился и сказал: "Вокруг виселицы, убийства, похороны, а у них штопор в пробке". Вскоре эти слова были растиражированы во многих газетах. Так обрел славу Игорь Васильевич Северянин. Биография и творчество его стали популярны уже буквально на следующее утро.

Истинная популярность творца и самая знаменитая книга

А вот настоящая слава пришла после выхода в свет книги "Громокипящий кубок". Имя Северянина было связано с новым направлением в русской поэзии. Незадолго до этого в Европе появился футуризм, который был связан с Маринетти, итальянским поэтом и теоретиком.

И Игорь Васильевич был первым в России, кто себя назвал футуристом. В тысяча девятьсот двенадцатом году сложилось направление эгофутуризма, а во главе его стоял Северянин. Потом он отойдет от своих собратьев.

Поиски творческого круга

Пока Игорь Васильевич был молодой, он искал себе литературных союзников, как и всякий начинающий поэт. То набирает совсем мальчишек в группу футуристов, то идет под крыло почтенного Федора Сологуба, даже пытается наладить контакты с Гумилевым. Но проще всего получалось с кубофутуристами. Они приглашали Игоря Северянина с собой в турне, и несмотря на то, что дороги их впоследствии разошлись, сотрудничество было очень плодотворным.

В поэзии Игоря Васильевича было очень много традиционного. Как бы ни мечтали футуристы создать свою собственную поэзию, тем не менее, в литературе всегда настоящее творчество пересекается с прошлым. Имена многих поэтов классиков стали важной составляющей в творчестве автора. Неслучайно Игорь Северянин, биография которого такова, что еще в детские годы он познакомился с многими известными людьми, посвятил столько стихов Пушкину, Фету, Тютчеву.

Цикл произведений о величайших творцах

В двадцатые годы Игорь Васильевич пишет целый цикл произведений под знаменательными названиями. "Лермонтов", "Толстой", "Тютчев" и так далее. Северянин использует в произведениях цитаты из русской классической поэзии для того, чтобы вновь возвратить русского читателя к ним. Возродить традиции российской поэзии.

Но в то же время в стихах Игоря Васильевича было много нового. Ведь неслучайно он заявил о себе как о поэте, который изменил ход русской литературы и поэзии. Он был новатором в области поэтического языка, занимался словотворчеством, ввел в российскую литературу множество новых слов.

Настолько многогранен был Северянин. Биография краткая и до конца еще не изученная, но несомненно, этот человек внес огромный вклад в историю русского творчества, а его произведения стали еще одним бесценным источником для читателей.

Победа в конкурсе или "Я царь"

Достаточно большое место в поэзии Северянина занимала тема города. И поиски новых поэтических форм Игоря Васильевича были тесно связаны с городскими реалиями. Он опережал свое время, стремился к необычности, к чему-то экзотическому.

За всю свою жизнь Северянин выпустил огромное количество книг, которые вышли большими тиражами, что в первую очередь означало признание автора. Он создал свою необычную поэтику. Неслучайно в одном из стихотворений, которое называется "Грезовое царство" он так воссоздавал свой поэтический мир: "Я царь страны несуществующей…".

В тысяча девятьсот восемнадцатом году Игорь Васильевич принимает участие в состязании и даже избирается королем поэтов, обойдя по количеству голосов Маяковского и Бальмонта. Северянин ездит по всей России и собирает огромные залы, на его выступления приходит множество читателей, потому что поэзия Игоря Северянина соответствовала потребностям современников.

Довольно многие произведения автора были очень серьезными, а сам Северянин, биография которого - это еше и о многие испытания, выпавшие на его долю, вместе совсем народом переживал величайшие события и потрясения эпохи. И так сложится его судьба, что он не эмигрирует, но после заключения окажется за границей.

Еще до революции он поселился в дачном месте в Эстонии, которое стало новым государством. И там, отрезанный от России, Игорь Васильевич Северянин будет продолжать творить и создавать своеобразную эпическую лирику, которая отразит жизнь человека, страдания и представления о счастье. И в русской поэзии он остался как автор ни на кого не похожий, а его творчество стало дорого многим читателям.

Игорь Северянин – известный русский поэт Серебряного века, переводчик. Является одним из основателей эгофутуризма, который развился в начале прошлого века.

Итак, перед вами краткая биография Северянина .

Биография Северянина

Игорь Васильевич Северянин (наст. фамилия Лотарев) родился 4 мая 1887 года в . Он рос в образованной и состоятельной семье.

Его отец, Василий Петрович, являлся капитаном железнодорожного батальона. Мать, Наталья Степановна, была дочерью дворянина. Интересен факт, что она приходилась дальней родственницей известному .

Детство и юность

Когда Игорь был маленьким, его родители решили развестись. После этого будущий поэт жил в усадьбе родственников в деревне Владимировка, что в Вологодской области.

В одной из автобиографических заметок Северянин писал, что образование он получил в Череповецком реальном училище. В 1904 г., после окончания 4-го класса, юноша отправился к отцу в Маньчжурию.

Через несколько месяцев Лотарев-старший умер, вследствие чего Игорю пришлось уехать обратно в Санкт-Петербург и жить вместе с матерью.

Игорь Северянин в детстве

Творчество Северянина

Первые стихи в своей творческой биографии Игорь Северянин написал еще в семилетнем возрасте. После этого он продолжал сочинять новые произведения, хотя они были еще далеки от идеала.

Когда Северянину исполнилось 17 лет, его стихотворения начали печатать в разных издательствах. Однако творчество юного поэта мало кого заинтересовало.

Любопытно, что свои первые произведения Игорь Васильевич издавал под именем «Граф Евграф д’Аксанграф». В 1907 г. он познакомился с поэтом Константином Фофановым, которого считал своим учителем.

В данный период биографии он начал печататься уже под псевдонимом Игорь Северянин.

Однажды близкий друг поэта Иван Наживин приехал в гости ко и показал ему некоторые стихи Северянина. Когда Толстой ознакомился с ними, он подверг их жесткой критике.

Со временем Игорь Северянин узнал об этом, однако это его не сломило. Он продолжал оттачивать свое писательское мастерство, несмотря на то, что слышал в свой адрес все больше замечаний.

В 1911 г. было образовано творческое сообщество эгофутуристов, в котором Северянин являлся ключевой фигурой. Это литературное течение пропагандировало показное себялюбие и использование новых иноязычных слов.

Однако спустя год поэт покинул этот кружок и серьезно заинтересовался символизмом.

В 1913 г. в биографии Игоря Северянина произошло знаковое событие. В этом году был опубликован его первый поэтический сборник «Громокипящий кубок».

Книга принесла ему большую популярность и целую армию поклонников. Интересен факт, что название для своего труда он придумал под влиянием стихотворения «Весенняя гроза».

В своих произведениях Северянин превозносил явления , человеческие качества и собственные философские воззрения. Получив первую популярность, он объездил много , где читал свои стихи перед публикой.

После каждого выступления он слышал восторженную похвалу от зрителей, а также получал от них множество цветов.

В 1915 г. Игорь Северянин издал сборник «Розирис», в котором было его знаменитое стихотворение «Ананасы в шампанском».

Существует версия, что поэт сочинил этот стих после того как увидел, как окунул кусочек ананаса в шампанское.

В 1918 г. Северянину пришлось покинуть . Он переехал в Эстонию, где из-под его пера вышло 3 сборника:

Также он написал несколько поэм и романов в стихах. Кроме этого поэт занимался переводами эстонских авторов на .

Личная жизнь

В биографии Северянина было множество женщин. Впервые он влюбился в 12-летнем возрасте. Его возлюбленной стала двоюродная сестра Елизавета, которая была старше его на 5 лет.

Для Северянина кузина была настоящей музой, благодаря чему он написал немало лирических стихов. Тем не менее, через несколько лет Елизавета вышла замуж. Биографы поэта утверждают, что это событие он пережил очень тяжело.

Когда Северянину исполнилось 18 лет, он познакомился с Евгенией Гуцан. Какое-то время он сожительствовал с ней, одаривая ее новыми стихами. По мнению некоторых биографов, их отношения привели к рождению девочки Тамары, хотя достоверных фактов этому нет.

В 1921 г. Игорь Северянин расторг фиктивный брак с Марией Волнянской и женился на Фелиссе Круут. Таким образом, Фелисса была единственной официальной супругой в биографии поэта.

В этом союзе у них родился мальчик Вакх.

Интересен факт, что ради будущего мужа девушка перешла из лютеранства в православие. Она очень любила его, в то время как он постоянно изменял ей с разными женщинами.

В конечном итоге, когда Волнянская увидела любовную переписку супруга с некой Верой Коренди, ее терпение лопнуло. Она собрала вещи писателя и выгнала его из дома. Если верить словам Коренди, то от Северянина у нее родилась девочка Валерия.

Смерть

В переписке с Георгием Шенгели Северянин часто описывал состояние своего здоровья. На основании этих писем было установлено, что поэт страдал тяжелой формой туберкулеза.

Незадолго до смерти Игорь Васильевич переехал вместе с Верой Коренди в Эстонию, где устроился работать преподавателем. Тем временем его самочувствие с каждым днем все больше ухудшалось.

Игорь Васильевич Северянин умер от сердечного приступа 20 декабря 1941 года в возрасте 54 лет. Его похоронили на Александро-Невском кладбище Таллина.

Если вам понравилась биография Игоря Северянина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и в частности, – подписывайтесь на сайт .

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

1887 , 4 (16) мая – родился в Петербурге в семье отставного штабс-капитана. Первые 9 лет провел в Петербурге.

1903 – закончив 4 класса Череповецкого реального училища, весной совершил с отцом поездку в Порт Дальний (Далянь, Китай), где прожил полгода.

1904 – возвращается к матери в Гатчину.

1907 – знакомится с поэтом К.Фофановым, горячо одобрившим его стихи.

1911 – Северянин объявляет о создании "Эго Вселенского футуризма" .

1913 – выход в свет сборника "Громокипящий кубок" в московском издательстве "Гриф" с предисловием Ф.Сологуба. В этом же году стал давать собственные поэзоконцерты. Март–12 апреля – первое концертное турне по приглашению Сологуба и Чеботаревской по городам России, выступает в Минске, Вильно, Харькове, Екатеринославе, Одессе, Симферополь, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлисе, Кутаиси и др. городах.
2 ноября – выступление в Петербургском женском медицинском институте вместе с В. Маяковским , В. Хлебниковым , Н. Бурлюком и В. Гнедовым.
29 ноября – выступление в зале «Соляного городка» в Петербурге вместе с Маяковским, Кульбиным, Крученых.
Декабрь, 14 – первый сольный поэзоконцерт в зале Тенишевского училища в Петербурге.

1914 , 18 февраля – в издательстве «Гриф» выходит четвертое издание книги «Громокипящий кубок». Тираж 1000 экз.
4 марта – выходит в свет вторая книга Игоря Северянина «Златолира», М., К-во «Гриф». Тираж 1415 экз.
9 ноября – присутствует на Первом вечере русской музыки в артистическом кабаре «Бродячая собака». Певец А. И. Егоров исполнил северянинскую «Поэзу о Бельгии», положенную на музыку композитором Н. К. Цыбульским. Ноты этого произведения были изданы с обложкой работы Судейкина.

1915 – выход сборника "Ананасы в шампанском". Вечера поэта проходили с огромным успехом. Б.Пастернак вспоминал: "... На эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин..."

1917 , октябрь–ноябрь – в Петрограде в зале Петровского училища (Фонтанка, 62) проходят 5 поэзовечеров Игоря Северянина, на которых поэт читает стихи из сборников «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» и др.

1918 , 27 февраля – в зале Политехнического музея – избрание короля поэтов. В конкурсе принимали участие К.Бальмонт, В.Маяковский и другие поэты. Победу одержал Северянин, которому присудили звание"короля поэтов".

1918 – с этого года постоянно живет в Эстонии, оказавшись после провозглашения Эстонии самостоятельным государством за пределами родины.

1922 , 7 ноября – выступает в Берлине на концертах совместно с В.Маяковским и А.Н.Толстым.

1924 , 14 июня – на Пушкинском вечере в здании Немецкого театра в Таллине читает поэзы, посвященные А. С. Пушкину.

1925 – опубликован "роман в строфах" под названием "Рояль Леанд-ра".
Апрель – в издательстве Вадима Бергмана (Юрьев-Тарту) вышла книга Игоря Северянина: «Колокола собора чувств. Автобиографический роман в 3 частях» (тираж 2000 экз.). Часть тиража вышла в суперобложке в виде ленты с надписью красного цвета: «XX. Игорь-Северянин. Последние рукописи, вышедшие ко дню 20-летия литературной деятельности поэта».


1928 – издает антологию эстонской лирики за 100 лет.
16 февраля – вечер в Русском Доме, устроенный Союзом русских писателей и журналистов в Польше. В газете «За свободу!» сообщалось: «Стихи, посвященные русским писателям и России, были встречены шумными и долго не утихавшими аплодисментами почти исключительно русской публики, собравшейся послушать родного поэта».

1930 , 20 и 29 декабря – выступает с лекцией о К. Фофанове и с лекцией «Эстляндские триолеты Сологуба» в Русском научном институте при Палате Академии наук в Белграде (Югославии).

1931 , 27 февраля – выступление в парижском зале Шопена с программой: 1. «Классические розы» (Новая лирика). 2. «Медальоны» (12 характеристик). 3. «Громокипящий кубок» (Лирика довоенная).
На концерте присутствует М. Цветаева , рассказавшая в письме С. Н. Андрониковой-Гальперн 3 марта 1931 г.: «...Единственная радость (не считая русского чтения Мура, Алиных рисовальных удач и моих стихотворений) – за все это время – долгие месяцы – вечер Игоря Северянина. Он больше чем остался поэтом, он – стал им. На эстраде стояло двадцатилетие. Стар до обмирания сердца: морщин как у трехсотлетнего, но – занесет голову – все ушло – соловей! Не поет тот словарь ушел. При встрече расскажу все как было, пока же: первый мой ПОЭТ, т. е. первое сознание ПОЭТА за девять лет (как я из России)».

1941 , весна – направляет в Ленинград сонеты о русских композиторах.
В журналах «Красная новь», № 3 и «Огонек», № 13 публикуются стихи Северянина.
22 декабря – умер в оккупированном фашистами Таллинне. Похоронен на православном Александро-Невском кладбище Таллина.

Адреса в Петербурге:
1. Гороховая, дом № 66 – родился в этом доме 4 мая 1887 года.
2. Угол Дегтярной и 8-й Советской ул. (точный адрес дома не установлен) – бывал здесь с 1911 г. Находилась редакция газеты «Петербургский глашатай»

Поздравляю! Вы попали на страницу, где познакомитесь с настоящей поэзией!

PRELUDE II

Мои стихи - туманный сон.
Он оставляет впечатление...
Пусть даже мне неясен он, -
Он пробуждает вдохновение...

О люди, дети мелких смут,
Ваш Бог - действительность угрюмая.
Пусть сна поэта не поймут, -
Его почувствуют, не думая...

СОНЕТ

Пейзаж ее лица, исполненный так живо
Вибрацией весны влюбленных душ и тел,
Я для грядущего запечатлеть хотел:
Она была восторженно красива.

Живой душистый шелк кос лунного отлива
Художник передать бумаге не сумел.
И только взор ее, мерцавший так тоскливо,
С удвоенной тоской, казалось, заблестел.

И странно: сделалось мне больно при портрете,
Как больно не было давно уже, давно.
И мне почудился в унылом кабинете
Печальный взор ее, направленный в окно.

Велик укор его, и ряд тысячелетий
Душе моей в тоске скитаться суждено.

Август 1908

МАЛЕНЬКАЯ ЭЛЕГИЯ

Она на пальчиках привстала
И подарила губы мне.
Я целовал ее устало
В сырой осенней тишине.
И слезы капали беззвучно
В сырой осенней тишине.
Гас скучный день - и было скучно,
Как все, что только не во сне.

В ПАРКЕ ПЛАКАЛА ДЕВОЧКА

Всеволоду Светланову

В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка -
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю..."

И отец призадумался, потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

СТАНСЫ

Счастье жизни - в искрах алых,
В просветленьях мимолётных,
В грёзах ярких, но бесплотных,
И в твоих глазах усталых.

Горе - в вечности пороков,
В постоянном с ними споре,
В осмеянии пророков
И в исканьях счастья горе.

ТЫ ВЫШЛА В САД...

Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду,
И будешь ты до вечера в саду.
Я чувствую жестокую досаду,
Что я с тобой по саду не иду.

О, этот сад! Он за морскою далью...
Он за морскою далью, этот сад...
Твои глаза, налитые печалью,
Ни в чьи глаза - я знаю - не глядят.

Я вижу твой, как мой ты видишь берег,
Но - заколдованы на берегах -
Ты не придёшь кормить моих форелек,
А я понежиться в твоих цветах.

Что море нам! Нас разделяют люди
И не враги, а что страшней - друзья,
Но будет день - с тобой вдвоём мы будем,
Затем, что нам не быть вдвоём нельзя!

КАРЕТКА КУРТИЗАНКИ

Каретка куртизанки, в коричневую лошадь,
По хвойному откосу спускается на пляж.
Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, -
Блюстителем здоровья назначен юный паж.

Кудрявым музыкантам предложено исполнить
Бравадную мазурку. Маэстро, за пюпитр!
Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
Курортному оркестру из мелодичных цитр?

Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско
И дамьи туалеты пригодны для витрин.
Смеётся куртизанка. Ей вторит солнце броско.
Как хорошо в буфете пить "крем-де-мандарин"!

За чем же дело встало? - к буфету, черный кучер!
Гарсон, сымпровизируй блестящий файв-о-клок...
Каретка куртизанки опять все круче, круче,
И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер прилёг...

В ПЯТИ ВЕРСТАХ ПО ПОЛОТНУ

Весело, весело сердцу! Звонко, душа, освирелься!
Прогрохотал искромётно и эластично экспресс.
Я загорелся восторгом! Я загляделся на рельсы!
Дама в окне улыбалась, дама смотрела на лес.

Ручкой меня целовала. Поздно! Но как же тут "раньше"?
Эти глаза... вы - фиалки! Эти глаза... вы - огни!
Солнце, закатное солнце! Твой дирижабль оранжев!
Сяду в него - повинуйся - поезд любви обгони!

Кто и куда? - Не ответит. Если и хочет, не может.
И не догнать, и не встретить. Грёза - сердечная моль.
Все, что находит - теряет сердце мое... Боже, боже!
Призрачный промельк экспресса дал мне чаруйную боль.

* * *

Позовите меня, - я прочту вам себя,
Я прочту вам себя, как никто не прочтёт.
Как никто не прочтёт, даже нежно любя,
Даже нежно любя... Но причем здесь почёт!
Вы поймете тогда, как я мал и велик,
Вдохновенье мое вы поймёте тогда...
Кто не слышал меня, тот меня не постиг,
Никогда-никогда, никогда-никогда!

РЕСКРИПТ КОРОЛЯ

Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Меня не любят корифеи -
Им неудобен мой талант:
Им изменили лесофеи
И больше не плетут гирлянд.

Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам,
Моим - любовь и песнопенья! -
Недосягаемым стихам.

Я так велик и так уверен
В себе, настолько убеждён,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.

В душе - порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королём поэтов -
Да будет подданным светло!

УВЕРТЮРА


Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грёзофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!
Январь 1915. Петроград.

ИГОРЬ-СЕВЕРЯНИН

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото -
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над всею первенствующей планетой...
Он - в каждой песне им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

В ДЕРЕВУШКЕ У МОРЯ

В деревушке у моря, где фокстрота не танцуют,
Где политику гонят из домов своих метлой,
Где целуют не часто, но зато когда целуют,
В поцелуях бывают всей нетронутой душой;

В деревушке у моря, где избушка небольшая
Столько чувства вмещает, где - прекрасному сродни -
В город с тайной опаской и презреньем наезжая
По делам неотложным, проклинаешь эти дни;

В деревушке у моря, где на выписку журнала
Отдают сбереженья грамотные рыбаки
И которая гневно кабаки свои изгнала,
Потому что с природой не соседят кабаки;

В деревушке у моря, утопающей весною
В незабвенной сирени, аромат чей несравним, -
Вот в такой деревушке, над отвесной крутизною,
Я живу, радый морю, гордый выбором своим!

Поэза VILLA MON REPOS **

Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И, расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатилось к мясу в шляпе с большим пером.

Мясо ласкало мясо, и отдавалось мясу,
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным.

** VILLA MON REPOS - убежище моего покоя (фр.)
1921. Ревель.

НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ СОН

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал...
Но, потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока...

ОТЛИЧНОЙ ОТ ДРУГИХ

Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзывание из объятья.

Ты не красишь лица, не сгущаешь бровей
И волос не стрижёшь в жертву моде.
Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей,
Кто его заменяет в природе.

Ты способна и в сахаре выискать "соль",
Фразу - в только намёкнутом слове...
Ты в Ахматовой ценишь бессменную боль,
Стилистический шарм в Гумилёве.

Для тебя, для гурманки стиха, острота
Сологубовского триолета,
И, что Блока не поцеловала в уста,
Ты шестое печалишься лето.

А в глазах оздоравливающих твоих -
Ветер с моря и поле ржаное.
Ты совсем не похожа на женщин других,
Потому мне и стала женою.

КАК ХОРОШО...

Как хорошо, что вспыхнут снова эти
Цветы в полях под небом голубым!
Как хорошо, что ты живёшь на свете
И красишь мир присутствием своим!
Как хорошо, что в общем вешнем шуме
Милей всего твой голос голубой,
Что, умирая, я ещё не умер
И перед смертью встретился с тобой!

В ПУТИ

Иду, и с каждым шагом рьяней
Верста к версте - к звену звено.
Кто я? Я - Игорь Северянин,
Чьё имя смело, как вино!

И в горле спазмы упоенья,
И волоса на голове
Приходят в дивное движенье,
Как было некогда в Москве...

Там были церкви златоглавы
И души хрупотней стекла.
Там жизнь моя в расцвете славы,
В расцвете славы жизнь текла.

Вспенённая и золотая!
Он горек, мутный твой отстой.
И, сам себе себя читая,
Версту глотаю за верстой!

КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ

В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слёзы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи были розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы

Игорь Северянин (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 года в Петербурге. Сын офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди.

Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи на патриотические темы. Стихотворение «Гибель Рюрика» было опубликовано в журнале «Слово и Дело» (1905 ). Первый сборник стихов Северянина «Зарницы мысли» вышел в 1908 году . Причисляя себя к последователям «чистой лирики» К. Фофанова и М. Лохвицкой, Северянин выступил с рядом формальных новшеств в поэзии. Некоторые из созданных им словообразований вошли в русскую речь (например, бездарь), были подсказаны им В. Маяковскому (производные глаголы «околошить», «оэкранить»).

Приход Игоря Северянина в поэзию приветствовал В. Брюсов. Отрицательно отзываясь о «ресторанно-будуарной» тематике Северянина, М. Горький ценил подлинность его лирического дарования. В 1911 году Северянин возглавил течение эгофутуризма, объединив поэтов, выпускавших газету «Петербургский глашатай» (К. Олимпов, Р. Ивнев и др.). Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. В дальнейшем примкнул к кубофутуристам. В 1913 году выпустил сборник «Громокипящий кубок» (с предисловием Ф. Сологуба), выдержавший за два года семь изданий. После выступлений в Крыму с В. Маяковским, Д. Бурлюком, В. Каменским разошелся с кубофутуристами.

Стихи сборников «Златолира» (1914 ), «Ананасы в шампанском» (1915 ), «Victoria Regia» (1915 ), «Поэзоантракт» (1915 ) и др. носят преимущественно декадентский характер, их язык отличается вычурностью, манерностью, нарочитостью, граничащей с безвкусием. Используя разнообразные размеры, до него почти не применявшиеся, Северянин смело вводил новые и, комбинируя их, изобрел ряд стихотворных форм: гирлянда, триолетов, квадрат квадратов, миньонет, дизель и пр. Поэзия Северянина в предреволюционные годы пользовалась успехом. Весной 1918 года на вечере в Политехническом музее его избрали «королём поэтов».

На Февральскую революцию Игорь Северянин откликнулся стихами «Гимн Российской республике», «Моему народу», «И это – явь» (март, 1917 ), которые вошли в сборник «Миррэлия» (Берлин, 1922 ).

Летом 1918 года Северянин, живший тогда в Эстонии, оказался отрезанным от родины. Там вышли его сборники «Вервэна» (1920 ). В 1922 году Северянин выступал в Берлине вместе с Маяковским и А.Н. Толстым; здесь он опубликовал сборники «Миррэлия», «Менестрель» (1922 ), роман в стихах «Падучая стремнина» (1922 ), в 1923 году – сборники «Соловей», «Трагедия титана». В 1925 году вышел автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (Юрьев), в 1931 – сборник «Классические розы» (Белград), в 1934 – сборник сонетов «Медальоны» (там же), в 1935 – «роман в строфах» «Рояль Леандра» (Бухарест). В стихах, написанных за рубежом, Северянин воспевал родину, в трагических тонах говорил о невозможности возвращения.

Поэзия последнего периода отличается лиричностью, отказом от вычурности, разнообразием размеров, напевностью. Стихи Игоря Северянина положены на музыку М. Багриновским, А. Вертинским, Н. Головановым, С. Рахманиновым («Маргаритки») и др.

Игорь Северянин переводил с французского (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Прюдом и др.), немецкого (Д. Лилиенкрон), польского (А. Мицкевич), еврейского (Л. Стоуп), сербского (Й. Дучич), болгарского (Х. Ботев, П. Славейков), румынского (М. Эминеску), эстонского (А. Алле, Ю. Лийв, Ф. Туглас, И. Семпер, Й. Барбарус, Г. Виснапу, М. Ундэр), литовского (С. Нерис) языков. В 1928 году издал в своих переводах антологию за 100 лет. Стихи Северянина переведены почти на все европейские языки.