Объясни написание буквы и после ц. Буквы и-ы после ц

1) ране...ый молодой солдат 3) овся...ое печенье

2) ядро раздробле...о 4) подкова...ая лошадь

2. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?

1) тка...ая шёлком салфетка 3) смышле...ый мальчик

2) полотня...ая салфетка 4) окна отворе...ы

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко торых пишутся две буквы НН?

В кафе широкий ассортимент: разнообразные сорта кофе, слоё(1)ые масля(2)ым кремом пирожные, глазирова(3)ые фрук ты, коктейли.

1) 3 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) неожида...о, реше...а

2) калё...ый, петуши...ый

3)да...ый, немощё...ый

Подчеркни в словах орфограммы корня. Поставь цифру 1,если в слове есть орфограмма "проверяемые безударные гласные в корне слова; цифру 2,если в слове есть

орфограмма "проверяемые согласные в корне слова"; цифру 3 если в слове есть орфограмма "непроизносимые согласные в корне слова".
Вечер, звездный,устный,река,хлеб,друг,клей,сказка,снег,соль,сосна,местный,пила,больной,лесной,молодой,сердце,солнце,добро,прямой,писатель,поздний,честный,цветы,голос,тяжелый,далекий,крик,редко,сладкий,окрестный,берег.

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

□ 1) с ушедш..м трамва..м
□ 2) с разросш..йся яблон..
□ 3) спор..вший с пр..ятелем
□ 4) об исчезнувш..х плем..нах

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
□ 1) поставля..мый, выкат..в
□ 2) заправля..мый, заверш..на
□ 3) независ..мый, выгор..в
□ 4) вид..мый, смещ..на

А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?
□ 1) вид..щий, разве..на
□ 2) прощ..ны, неча..нный
□ 3) затрач..нный, усе..ны
□ 4) кле..щий, ка..щийся

А4. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?
□ 1) Она хорошо держится, умна, увере..а.
□ 2) К площади вела мощё..ая камнем улица.
□ 3) Дело это довольно рискова..ое.
□ 4) С вертолёта видна была лома..ая линия берега.

А5. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?
□ 1) Среди (не)отвеченных звонков я обнаружил (не)знакомый номер.
□ 2) (Не)разбив яйца, яичницу (не)приготовишь.
□ 3) Если (не)даёшь списывать, поступаешь (не)по-товарищески?
□ 4) Никогда (не)делай работу (не)брежно.

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
Сам я (1)куда (2) пишу, писем (3)откуда (4) жду, да и думаю, что и взяться им (5)откуда.
□ 1)1, 5
□ 2) 1, 3, 5
□ 3) 1, 3
□ 4) 2, 3, 4

А7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
□ 1) (ЧТО)БЫ мне сделать, (ЧТО)БЫ мы помирились?
□ 2) (В)ТЕЧЕНИЕ дня ожидается дождь, а (ТАК)ЖЕ повышение температуры воздуха.
□ 3) (ТОЧЬ)В(ТОЧЬ) как в прошлый раз мы попали в пробку и двигались (ЕЛЕ)ЕЛЕ.
□ 4) Переходя дорогу, (С)НАЧАЛА посмотри (НА)ЛЕВО.

А8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
□ 1) искос..
□ 2) к..мбинат
□ 3) с..тира
□ 4) справ..

А9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) ржавЕя
□ 2) черпАя
□ 3) дОсуха
□ 4) средствА

А10. В каком примере не нарушена речевая норма?
□ 1) улыбающие лица
□ 2) по истечении срока
□ 3) более дороже
□ 4) показывает об умении

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета.
□ 2) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», - писал М. В. Ломоносов.
□ 3) Машина, въехав с размаху на неутрамбованный участок дороги, забуксовала в рыхлом сугробе.
□ 4) Дверь сама собой отворилась и из хаты повеяло сыростью.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1.
(1)Бунин признавался, что никогда не чувствовал себя так прекрасно, как в те минуты, когда ему предстояла большая дорога. (2)Глядя из окна вагона на тень от паровозного дыма, таявшую в прозрачном воздухе, Бунин сказал: (3)«Какая радость - существовать! (4)Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. (5) Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. (6)Одно нужно - только видеть и дышать…»

В1. Из предложения (1) выпишите отрицательное наречие.

В2. В предложении (2) найдите деепричастие, укажите его вид.

В3. Из предложения (2) выпишите причастие, укажите его время.

В4. Укажите часть речи, к которой относится слово «какая» из предложения (3).

В5. Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).

В6. Из предложения (5) выпишите союз (союзы).

1.Разбейте данные ниже слова на производные и непроизводные:

Рыбак,огонь,школьник,переписка,размах,безлунный,морозы,ледниковый,рьяный,парусный,оценка,предрассветный,родня,бег.

2.Распределите слова на три группы по способу образования:

приставочный способ, суффиксальный способ, приставочно-суффиксальный способ.

безработный,содействовать,высказывать,попросить,подставка,бессмыслица,выключатель,подстаканник,соотечественник,по-старому,соавтор,высказываение.подставить,напевать,написать,сопровождение,собеседование,высказать,переводной.

1.В каком слове на месте пропуска пишется НН? 1) ране..,ый молодой офицер 3) овся...ое печенье 2) рифмова...ые строки 4) они

помолвле...ы

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишется две буквы НН?

История самая обыкнове(1)ая. Но вы, кажется, скло(2)ы при­ давать ей преувеличе(3)ое значение.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3

5. В каком ряду во всех словах пропущены две буквы НН?

1) Жизне…ый, исти…ый, взвинче…ый

2) серебря...ый, балага...ый, укоризне...ый

3) желати...ый, берестя...ой, редакцио...ый

4) огне.,.ый, были...ый, клее...ый

7.В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) заявления рассмотре…ы 3)ноше...ые вещи

2)писа...ый маслом пейзаж 4)жестя...ые банки

9.В каком примере к выделенному слову применимо следующее пра­вило: «В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных»?

1) Травы и цветы уже сорва...ы и высуше...ы для гербария.

2) В институте были сформирова...ы стройотряды.

3) На скучном уроке ученики невнимательны и рассея...ы.

4) Дома эти еще не заселе...ы, квартиры не оборудова...ы.

Цели урока:

  • Обучающие : освоить и применять способ определения букв Ы-И после Ц; уметь видеть орфограмму, находить и исправлять свои ошибки.
  • Развивающие : развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие речи, обогащение словаря, а также развитие мышления и логики (анализ, классификация, выявление главного, умение доказывать и опровергать).
  • Воспитательные : умение работать в группах, аргументируя свою точку зрения, развитие интереса к урокам русского языка.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания (если есть вопросы)

2. Подготовительный этап

Повторение теоретического материала предыдущих уроков.

Задание: вставить пропущенную букву, объясняя свой выбор; найти «лишнее»:

  • суф…икс, прист…вка, корень, окончание;
  • насл…ждение, т…мнеть, уд…вительно, подр…сла;
  • прил…гательное, р…стение, р…ссвет, ш…пот;
  • ц…ркуль, зац…пить , синиц…н, дворц…,

– Что общего в словах 4 группы?
– Чем они отличаются?
– Какая буква пишется после Ц? Почему?
– Какие орфограммы в корне нам известны? Что мы знаем?
– Что мы не знаем? Чем отличается эта орфограмма от уже известных нам орфограмм?
– Определите тему нашего урока. (Буквы Ы-И после Ц.)
– Определите цель урока. (Цель урока: научиться определять, в каких случаях после Ц пишутся буквы И – Ы и понять, отчего это зависит.)

3. Усвоение нового (работа в группах)

Перед началом работы в группах объяснить задание и правила работы в группах.

А) Задание:

  • в данных словах найти общее, т. е. определить, в какой части слова находится орфограмма;
  • записать слова (1 ученик пишет в таблице на доске), графически объяснить вывод, сделанный группой;
  • объяснить лексическое значение подчеркнутого слова.

1 группа . Орфограммы в корне.

цигейка
цифра
циновка
цирк
нарцисс
цыган
цыпленок

2 группа . Орфограмма в суффиксе.

куницын
синицын
львицын
курицыно
сестрицына
лисицына
птицын

3 группа . Орфограмма в окончании.

дворцы
мудрецы
мододцы
синицы
акция
лекция
куцый

– Обратите внимание, что у 1 и 3 группы были слова, которые выбиваются из общего положения, являются исключениями.
– Какие слова являются исключениями в корне слова?
– Слов-исключений несколько: цыган, цыпочки, цыпленок, цыкнуть и соответствующие им однокоренные слова.
Для того чтобы их запомнить, давайте запишем предложение (на доске), расставляя пропущенные знаки препинания, выделяя изученную орфограмму.

Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыпленку: «Цыц!»

– Какие слова не входят в правило, относящееся к окончаниям? (На-ция) Нарушают ли они правило? (Нет, т.к. не являются окончанием) . Докажите, что это не окончания.

Б) Мы провели очень интересные наблюдения, сделали выводы, вывели правило. Где мы можем проверить правильность наших выводов, рассуждений? (в учебнике)

Чтение учебника, параграф № 87, стр.182.

– Наши выводы и правило учебника совпадают. Давайте вспомним порядок наших действий, которые помогли сделать эти выводы.

Способ определения написания букв И-Ы после Ц:

  1. Определение морфемы, в которой встретили орфограмму.
  2. В корне – И. Помни про слова-исключения!
  3. В суффиксе – Ы.
  4. В окончаниях – Ы. Помни про слова на – ЦИЯ!

Примеры приводить обязательно!

В) Проверка на понимание (рефлексия).

Учитель предлагает ученикам по 1 слову. Ученик называет букву в орфограмме, используя способ определения.

Цинга, циркуль, цыпленок, лекция, цинк, акция, панцирь, огурцы, скворцы, цыганский, лисицын.

4. Первичная проверка (буквенный диктант).

  1. птицЫн, дворцЫ, лекцИя
  2. цЫган, цИфра, овцЫ
  3. цИклон, цИтрусовый, цИклоп
  4. секцИя, милицИя, цЫпленок

5. Подведение итогов

Повторение хода урока.

– Какой раздел науки о языке мы изучаем?
– Какие орфограммы в корне нам были известны?
– Какую орфограмму мы не знали?
– Чем эта орфограмма отличается от уже известных нам?
– Какой способ определения мы составили?
– Как звучит данное правило схемой?

(Привести свои примеры)

6. Домашнее задание: параграф 87, упражнение 446 (объяснить).

Данные об авторе

Попова С.Э.

Место работы, должность:

МБОУ гимназия №8

Хабаровский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

1-ый уровень- пятиклассник осуществит знакомство с правилом правописания буквы и-ы после ц и отработку умений и навыков правописания данного вида орфограммы, а также навыка правильного обозначения орфограммы.

2-ой уровень- пятиклассник может осуществить пополнение своего словарного запаса посредством введения и употребления малознакомых слов; может научиться находить орфографические ошибки и исправлять их

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Использован УМК:
1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.- М.:
«Просвещение», 2009.
2. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе: к учебнику
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др - М.:
Издательский дом «Генжер»,2006

Используемое оборудование:

Краткое описание:

Урок введения нового материала Прогнозируемый результат: предполагается умение учащимися правильно писать слова с буквами и(ы) после ц, формирование умения обозначать данную орфограмму Формы работы учащихся: - Восприятие информации в текстовой и визуальной форме - Ответы на вопросы (поиск ответа на проблемный вопрос) - Формулировка объяснений - Сравнительный (сопоставительный) анализ - Работа с разными источниками информации (учебник, справочные материалы, словари) - Закрепление по образцу, алгоритму

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Приветствие.(Цель этапа: включение в учебную деятельность.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий)

  1. один ученику доски готовится рассказать правило и привести примеры о правописании букв О-Е после шипящих в корне слова.
  2. пока готовится ответ у доски, класс проверяет домашнее упражнение №444.

Затем все слушают монологический ответ одноклассника.

III.Формирование новых понятий и способов действий.

(Цель:Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению)

Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Открыли тетради, записали сегодняшнее число.Тема нашего урока«Правописание букв ы-и после ц»

Цель урока: познакомиться с правилом правописания буквы и-ы после Ц, отработать умение правописания данного вида орфограммы, а также навык правильного обозначения орфограммы. Также сегодня вы сможете пополнить свой словарный запас новыми и малознакомыми словами.

На доске вы видите эпиграф. Он довольно забавный, но отражает всю суть нашего сегодняшнего урока.

Доска: Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал
И ц_фр он знал немало.

Вы видите, что в эпиграфе буквы пропущены, и чтобы вставить их, нужно разгадать тайну буквы «ц». Хотите её разгадать? Я прочитаю несколько слов, а вы меня внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой гласный звук вы услышали после «ц»?

(Доска сначала закрыта)

1 столбик 2 столбик

Цирк цыплёнок
Цифровой сестрицын
Лекция птицы

- Звук [ы]

Как вы думаете, какая буква пишется на месте этого звука? Ы или И? Сейчас мы проверим (открываем доску). Звук один, но пишется то «и», то «ы», и наша с вами задача- разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и», а где «ы».
Итак, тема урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на доске, в раб.тетради)

Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)

А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»).

Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам не обязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция » (пишем обозначение в столбике у слова «лекция» ). Вот вы уже и объяснили орфограмму.

Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на -«ция».)

Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.)

Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)? («Цыплёнок», в корне).

Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц . Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем их в тетрадь в виде считалки (записано на доске ):

Доска: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»

У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? (В окончании и суффиксе)

Итак, «сестрицын» - в суффиксе после «ц» пишем «ы». «Птицы» - в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 182, параграф 87. (Чтение правила учебника).

Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.

IV.Применение- формирование умений и навыков

1. Первичное закрепление правила. (Цель работы: усвоение нового способа действий; отработка умения и навыка правописания данного вида орфограммы, навыка правильного обозначения орфограммы)

Давайте с вами выполним упр. 446.

Задание: записать слова, объяснить написание букв ы-и после ц, обозначить орфограмму. Цинга**, куцый**, овцы, акация**, цыплята, цирк, циркуль, секция ** , цыган, синицын, у гостиницы, циновка* (*см. толковый словарик в учебнике на стр. 309; **толковый словарь Ожегова.).

Ученики выполняют задания по цепочке и комментируют написание орфограмм, подчеркивают буквы-орфограммы двумя чертами.

**Цинга - болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме.

Куцый - о животном: с коротким, обрубленным или обрезанным хвостом; вперен. значении: бессодержательный, неполноценный (куцые мысли).

Акация - род деревьев и кустарников семейства мимозовых.

Секция - подразделение в составе какого-н. учреждения, организации (спортивная секция).

  1. Погружение в материал темы. Задание повышенного уровня сложности.

(Цель работы: применение нового способа действия, отработка умения видеть орфограмму, делать правильный выбор орфограммы -буквы, делать правильный выбор нужного столбика; индивидуальная рефлексия достижения цели;создание ситуаций успеха)

Распределительный диктант.

Задание: распределить слова в 2 столбика: в первый запишите слова с буквой -И, во второй с -Ы.(на интерактивной доске слайд: ц..фра, птиц.., ц..ферблат, ресниц.., синиц.., акац..я, ц..ганский, ц..кнуть, ц..трусовый, круглолиц..й, на ц..почках, демонстрац..я, ц..рковой, мотоц..кл, эвакуац..я, лисиц..н

Взаимопроверка: на доске слайд «Проверяем»; поменялись тетрадями, проверили слова в столбиках.

(Цель работы: отработка умения работать в паре, отработка орфографической зоркости, умения видеть изучаемую орфограмму, умения объективно оценивать работу одноклассника)

У кого не было ни одной ошибки? -Какие ошибки допустили? -Когда в словах после Ц пишу букву -И?

3.Погружение в материал темы. Работа на повторение пройденного и закрепление нового.

(Цель работы: закрепление умения синтаксического разбора простого предложения, работа со словами на изучаемую орфограмму в тесте предложения)

Работа с предложением. Необходимо записать предложение, выделить орфограммы, объяснить их написание. Выполнить полный синтаксический разбор. (1 ученик у доски, другие - в тетрадях).

Белолицый (оконч) цыган (искл) продавал акации (на -«ция») у центрального (центр) рынка.

Таким образом, давайте сделаем вывод. Когда пишу -И, когда -Ы в словах после Ц?

4.Физкультминутка.

(Цель работы: обеспечение психического и физического здоровья учащихся)

Учащийся проводит набор традиционных упражнений.

  • Вот помощники мои, их как хочешь поверни. Хочешь эдак, хочешь так -не обидятся никак.
  • Подними ладони выше и сомкни над головой. Что же вышло? Крыша вышла. А под крышей мы с тобой. Подними ладони выше и сомкни над головой. Что же вышло? Мостик вышел. Мостик ровный и прямой. Подними ладони выше и сомкни над головой. Что же вышло? Птички вышли. Полетели мы домой!

5.Самостоятельная работа.

(Цель работы: проверка реализации поставленных целей урока, уровня усвоения учащимися нового материала)

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму в словах на листочках для самостоятельной работы, затем заполните таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка - пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)

Буква «И» - синий цвет,
буква «Ы» - зелёный цвет,
буква «Е» - красный цвет

1. ц_нк 2. ящериц_ 3. акац_я
4. ц_плёнок 5. оц_нить 6. падчериц_н
7. ц_кл 8. на ц_почках 9. ц_фра

Ответ вывешиваю на доске, после этого дети сами ставят оценку:

0 ошибок - «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
3 и более ошибок - материал не понят, смотри теорию в учебнике.

Доска (ответ в цветах):

6. Домашнее задание

Параграф 87 стр. 182, упр.449 (1 часть)

7. Рефлексия

(Цель работы: самооценка результатов деятельности;осознание метода построения, границ применения новых знаний)

Итак, какую тему мы изучали?
- Что узнали нового?

Что сегодня не получалось?
- Кто запомнил слова, значение которых пришлось смотреть в толковом словаре?