I. Организационный момент

Цепочка слов

Цель:

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками (карандаш - шкаф - флажок - куст - топор - ракета - автобус - сук - ключ - чайник - кошка - ананас - сом - мак - крокодил - лук) (рис. 21).

Размер карточек для занятия 12X7 см (10X6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек - 8X5 см.

Ход игры на занятии

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша.

Воспитатель объясняет: "Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком".

Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Ход игры вне занятия

Играют 4-6 детей. Карточки (изображением вниз) лежат посередине стола. Каждый берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Цель: автоматизация звуков в словах, формирование звукового анализа и синтеза слов.

Варианты игры:

1. Ребёнку предлагается послушать несколько слов, запомнить их и повторить в той же последовательности (количество слов зависит от индивидуальных возможностей ребенка).
При затруднениях к каждому слову подбирается соответствующая картинка (количество картинок зависит от индивидуальных возможностей ребёнка):

Последовательность работы с картинками:

1.1 Картинки разложены перед ребёнком в соответствии со словами в цепочке. Ребёнок называет каждое слово по порядку и показывает картинку.
1.2 Упражнение «Какая картинка спряталась?». Ребёнок закрывает глаза, логопед переворачивает одну картинку и спрашивает: «Какая картинка спряталась?»
1.3 Упражнение «Что изменилось?». Ребёнок закрывает глаза, логопед меняет местами две картинки, затем, предлагает ребёнку сказать какие картинки поменялись местами.
1.4 Упражнение «Разложи по – порядку». Ребёнку предлагается восстановить последовательность картинок и назвать слова.


2. К каждому слову из цепочки подбирается картинка. Логопед называет каждое слово, показывая на картинку, ребёнок повторяет. Далее объясняются правила игры: первое слово в цепочке обозначается звёздочкой (*), нужно определить последний звук в первом слове и найти слово, которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее.



Автоматизация звука «С»

1. Сад – доска – Анфиса – автобус – совок – космос – суп – пояс – сын – носок – квас - самокат – танкист

2. Сом – мост – троллейбус – совок – капуста – апельсин – нос – сова – автобус

3. Стакан – носки – ирис – суп – пояс – совок – кактус – сосулька

4. Сом – маска – аметист – теннис – смокинг – гусыня – ясли – индекс – скакун – нос – соболь


Автоматизация звук «З»

1. Зонтик – козлёнок – кузнечик – коза – азбука – арбузы

2. Языки – изба – арбуз – зуб – базар – роза – азбука

3. Закат – топаз – зонтики – извозчик – казак – камзол – лоза – алмазы

4. Медуза – алмаз – замок – козлёнок – камаз – занавес – сказочник – козлята


Автоматизация звука «Ц»

1. Цыплёнок – китаец – цветок – кузнец – цыгани – индеец – цепь – птенец – цена – акация – яйцо – овцы

2. Цветок – колодец – цирк – курица – акация – яйцо – огурец – цель – леденец

3. Теплица – акация – яйцо – огурец – цепь – певец – цапли – индеец – цемент

4. Птица – аттракцион – нахимовец – циклоп – пациент – танец – цилиндр


Автоматизация звука «Ш»

1. Мышь – шуба – Антоша – мышонок – мешок – кувшин

2. Петушок – ковш – шкаф – фишка – артишок – камыш – шишки – ишак – кошка

3. Гуашь – шампиньон – Наташа – артишок – кувшин – наушники – индюшка – афиша

4. Шиповник – карандаш – шип – подшипник – кошелёк – кокошник – камыш – шкаф – фишка


Автоматизация звука «Ж»

1. Жемчужина – абажур – рожь – животные – ёжик – кружок – коттедж – жёлудь

2. Ежевика – абажур – рожок – коржик – крыжовник – кружево – одежда


Автоматизация звука «Ч»

1. Чемпион – ночь – чеснок – качан – наличник – колечко – очки – иголочка – анчоус – сочок

2. Чайник – кочка – анчар – родничок – кабачок – курочка – альбомчик – крючок

3. Человек – кучер – ручка – Анечка – ангелочек – ключ – чучело – обруч – черника

4. Червяк – качели – извозчик – кузнечик – калач – чемодан – ночь – чепчик


Автоматизация звука «Л»

1. Лампа – алфавит – тулуп – платок – колос – слон

2. Флаг – глобус – слова – алмаз – золото – овал – ландыш – школа

3. Дятел – лоси – иголка – иволга – алмаз – злак – клубок – клык – класс – свёкла

4. Облако – осёл – ластик – каблук – колокол – лук – колготки – игла


Автоматизация звука «ЛЬ»

1. Телёнок – колесо – ослик – клетка – альпинист – тюльпан – ноль – лётчик – килька – Алёша

2. Лес – след – даль – лютик – ключи – Илья – ялик – клён

3. Пудель – леденец – цыплёнок – клюв – василёк – колёса – альбом – мальчик – колючка

4. Шмель – лес- самолёт – тюль – лепесток – клюшка – альбинос – соль – лето – олень


Автоматизация звука «Р»

1. Ромашка – арбуз – зубр – рукав – воротник – кран – нора – арка

2. Дракон – норка – арфа – артист – тростник – квадрат – трон – нарзан – набор – ракета

3. Мухомор – трактор – рот – транспорт – труба – арки – игрушки – Ира

4. Торт – топор – рак – комар – рыбак – конверт – трава – акробат – тропинка- артишок

5. Грузовик – картофель – лемур – руль – литр – рысь – серп – пар – рог – город – дракон

6. Круг – горб –барометр – рукав – ворон – народ – дорога – армия – Ярослав – воробей

7. Фартук – круг – горох – хоровод – дрозд – дрова – аппарат – творог – грузовик – кормушка


Автоматизация звука «РЬ»

1. Якорь – рис – сухарь – редис – снегирь – рюкзак – крючок – карета – арена – абрикос

2. Фонари – ирис – старик – корешок – кресло – орех – хорёк – календарь – рябина

3. Аквариум – море – Ерёма – абрикос – словарь – рябчик – курица

4. Пряник – крепость – терем – моряк – крем – мандарин – наряд – дерево – орёл

5. Перец – царь – рисунок – креветка – абрикос – сухари – ирис – снегирь – ребёнок – кадриль

6. Гриб – бревно – огурец – царевич – черенок – крест – табурет – три – Ирина

7. Гиря – янтарь – редис – скворец – Цюрих – хряк – курица

Алфавит

Спокойная и при этом очень увлекательная словесная игра для небольшой компании. С первого взгляда она может показаться легкой, но на самом деле это не так — игра требует от участников определенной логики. Задача игроков — составить как можно больше слов из букв алфавита, используя каждую букву только один раз. Слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже в единственном числе (или во множественном числе, если в единственном они не употребляются, например: узы, бусы, щипцы). Рекомендация для игроков: сначала лучше придумывать слова, используя сочетания редких букв: сыч, цех, ёж т.д.

Варианты того, что может получиться:

  • изъян, мышь, уж, цех, щука, чёс, фтор — осталось 8 неиспользованных букв: б, в, г, д, й, л, п, э
  • эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, ёж, сыч, муза — осталось 4 неиспользованные буквы (в, г, й, ъ)
  • эндшпиль, тюфяк, съём, зубы, цех, врач, гой – осталось всего 2 неиспользованные буквы (ж и щ)

Если вы захотите провести эту игру как конкурс, заранее желательно приготовить листочки с алфавитом, представленным крупным шрифтом – это нужно для того, чтобы игроки не тратили лишнее время на написание букв алфавита.

Трансформеры

Спокойная занимательная игра для небольшой компании. Задача игроков — путем изменения каждый раз всего одной буквы составить цепочки слов, позволяющие перейти от начального слова к заданному конечному. Все слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже в единственном числе.

Варианты заданий с примерами словесных цепочек:

  • щит — меч: щит — кит — кот — пот — мот — мол — мел — меч
  • рыба — жара: рыба — раба — жаба — жара
  • ворона – корова: ворона — корона — корова
  • день — ночь: день — сень — сель — соль — ноль — ночь
  • рак — кит: рак — рок — рот — гот — гол — кол — кот — кит
  • мост — кора: мост — тост — рост — роса — коса — кора
  • гриб — гном: гриб — гроб — гром — гном

Можно играть на время и на качество (кто составит более короткие цепочки слов).

Цепочки слов

Простая и увлекательная игра. Первый игрок пишет слово, изменив одну букву в котором можно получить новое слово, например: корм – корт – кора – пора – порт – торт…

Правила: все слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже в единственном числе; кроме того, они не могут повторяться.

Если никто не может придумать новое слово, тогда загадывается новое слово, и игра повторяется.

Нарастающая цепочка слов

Внимательно всмотритесь в следующую цепочку слов:

  • ад — лад — клад — лодка — колода — шоколад

Каждое последующее слово в этой цепочке состоит из тех же букв, что и предыдущее + еще одна буква (порядок внутри слова не имеет значения). Вот еще несколько таких цепочек слов:

  • па — пат — трап — тапир — партия — терапия — трапеция
  • ар — пар — репа — нерпа — перина — парение — пелерина
  • скат — такси — натиск — астеник — скитание — синтетика — антисептик

Правила игры: слова должны быть именами существительными в исходной форме. Суть игры: первый игрок пишет слово, состоящее из 2-4 букв. Задача второго игрока – присоединить к этому слову любую букву так, чтобы получилось новое слово, причем буквы можно переставлять в любом порядке. У следующего игрока – та же задача. Фишка (и сложность) этой игры в том, что игрок, придумывающий очередную букву, всегда должен знать, какое слово можно составить ещё и озвучить его, если следующий игрок не найдет подходящего продолжения. Выигрывает игрок, за которым остается последнее слово — в буквальном смысле! J

Кондуктор, или Путешествие по миру

Заранее нужно приготовить несколько одинаковых комплектов с названиями городов-столиц.

Игрокам раздаются ручки и «билеты» — карточки с названиями столиц различных стран. Задача участников – отгадать, столицами каких стран являются данные города и записать название страны на каждой карточке. На выполнение задания дается определенное время. Затем ведущий, он же «кондуктор», проверяет «билеты»: он называет правильный ответ, а игроки предоставляют ему соответствующие карточки. Если владелец «билета» ответил правильно, то ведущий его «билет» «компостируется» (обычным канцелярским дыроколом). Выигрывает тот, у кого больше «прокомпостированных билетов».

Составь новое слово

Заранее нужно распечатать одинаковые карточки с одинаковыми заданиями по количеству предполагаемых игроков.

В русском языке много таких слов, где можно, изменив только одну букву, получить новое слово. Например: к очка – д очка — н очка — б очка. Задача игроков – продолжить строчку, т.е. составить слова и записать их в карточке с заданием.

Варианты заданий с ответами:

  • куб, –уб, –уб,–уб (дуб, зуб, чуб)
  • кок, –ок, –ок, –ок (бок, рок, сок)
  • поза, –оза, –оза, –оза (доза, коза, роза)
  • моль, –оль, –оль, –оль (боль, роль, соль)
  • корт, –орт, –орт, –орт (борт, порт, торт)
  • лень, –ень, –ень, –ень (день, пень, тень)
  • пора, –ора, –ора, –ора (гора, кора, нора)
  • жесть, –есть, –есть, –есть (весть, лесть, месть)

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Задача развития речи и мышления детей дошкольного возраста является одной из основных задач, стоящих перед педагогом и родителями.

Дошкольное детство является наилучшим периодом для формирования у ребенка грамматического строя речи, звуковой культуры речи, развития связной речи, активизации словаря. Именно в этом возрасте ребенок впитывает как губка поступающую извне информацию, стремится узнать много новых слов, что они означают, когда употребляются и т. д. В общении со сверстниками формируется диалогическая речь детей, а также умение правильно выбирать интонацию, регулировать темп и силу голоса.

Ребенок активно познает мир. С каждым днем он узнает все больше и больше. На каждом шагу ребенка ожидают новые, неизвестные до сей поры предметы, явления. Активный и пытливый ум заставляет задавать тысячи «Зачем?», «Почему?» и т. д. Здесь как раз видна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между развитием таких психических процессов, как речь и мышление. Хорошо развитая речь активизирует мыслительный процесс, и наоборот, любознательный, пытливый ум заставляет ребенка задавать вопросы, стремиться к изучению чего-то нового, обогащая при этом речь ребенка новыми словами, выражениями и т. д.

Задача взрослого заключается в том, чтобы создать необходимые условия для познавательной деятельности ребенка, помочь найти ответы на свои вопросы. При этом не стоит ограничиваться ответом из двух-трех слов. Надо постараться дать ребенку по возможности исчерпывающую информацию о предмете, явлении, показать как можно больше граней интересующего объекта.

В старшем дошкольном возрасте нужно постараться заставить ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (по мере возможности), использовать ранее накопленный жизненный опыт для познания чего-то нового, но и здесь не обойтись без помощи взрослого. Именно взрослый направляет, активизирует мыслительную, познавательную деятельность детей.

Например, разговаривают отец и сын.

Отец. Миша, сколько будет 2 + 2?

Отец. Нет, не 5.

Сын. А сколько?

После этого разговора с папой сын усвоит раз и навсегда, что 2 + 2 будет 4. Но когда в следующий раз ему зададут вопрос, сколько будет 3 + 2, то ребенок снова ответит неправильно. Почему? А потому что ребенок не понял самого процесса сложения, самой сути этого действия. И никто ему этого не объяснил.

Если бы папа, разговаривая с сыном и услышав, что 2 + 2 = 5, задал ему вопрос «А почему ты так думаешь?», то, получив ответ, отец понял бы, в чем ошибка сына, и тогда объяснил бы ему, почему сын неправ.

Или, что вполне возможно, задавшись вопросом «Почему?», ребенок сам бы нашел свою ошибку и в следующий раз этой ошибки уже не допустил.

На этом простом примере хорошо видно, как важно правильно и грамотно направлять и развивать мыслительную деятельность детей, учить их анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и уметь доказывать свои мысли, предположения.

Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то именно через игру следует обучать ребенка. Игровые ситуации привлекают внимание детей, вызывают желание принять активное участие в них, активизируют мыслительную и словотворческую деятельность.

Чудеса вокруг нас

Цель игры: развивать логическоге мышление, внимательность, скоординированность движений.

Возраст : 5–7 лет.

Ход игры: дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий. В первый раз роль водящего может выполнять воспитатель, либо воспитатель может назначить водящим подготовленного ребенка. Дети идут по кругу и говорят слова.

Мы самые умные.

Дети на свете.

Мы многое знаем.

Почти все умеем.

Дети останавливаются. Водящий говорит слова.

Ну-ка, дайте нам ответ. Правда, это или нет?

Затем водящий называет различные ситуации, а дети должны определить, реальная это ситуация или выдуманная (например, котенок читает книгу, на дереве сидит коза, Маша ест кашу и т. д.). Если водящий называет то, что может происходить на самом деле, то дети выполняют какие-либо движения, действия (они обговариваются до начала игры, при повторении игры могут изменяться), если ситуация нереальная, то дети должны замереть на месте. Дети, допустившие ошибку, выбывают из игры. Самый внимательный игрок объявляется победителем и новым водящим в случае повторения игры.

Лесные гости

Цель игры: развивать образное мышление, воспитывать чувство взаимопомощи, закрепить названия животных и их детенышей.

Оборудование: игрушки – бельчонок (или бельчата), лисенок (или лисята), волчонок (или волчата) и другие; домики животных (домик с изображением соответствующего животного); декорации леса; аудиозапись «Звуки леса».

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: раздается стук в дверь. Воспитатель говорит: «Ребята, вы слышали стук в дверь? Кто-то пришел к нам в гости! Давайте посмотрим, кто же это?»

Воспитатель открывает дверь и вносит поднос с игрушками: «Посмотрите, к нам в гости пришли лесные жители! Ребята, вы узнали их? Давайте их назовем. (Дети называют детенышей животных.) Только почему-то наши маленькие гости совсем одни. Где же их мамы и папы?» Зверята «рассказывают», что они пошли гулять и нечаянно потерялись. Поэтому они решили зайти в детский сад и попросить у ребят показать обратную дорогу.

Воспитатель говорит: «Ребята, поможем лесным гостям? (Да!) Тогда отправляемся влес. Закрывайте глаза, мы отправляемся в утешествие».

Дети закрывают глаза, звучит веселая музыка, на фоне которой все громче и громче слышно птичье пение, шум леса. Воспитатель в это время расставляет декорации леса, домики животных. Дети открывают глаза. Воспитатель произносит: «Ну вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А теперь давайте искать мам и пап маленьких зверят. Они очень надеются на помощь. Ой, я вижу вон на той полянке чей-то домик!»

Дети с воспитателем отправляются на полянку.

Воспитатель спрашивает: «Ребята, чей это домик? (Это домик белки). Кто в этом домике живет? (В этом домике живет белка с бельчатами.) Ну вот мы и нашли родной дом маленьких бельчат. Ну что ж, оставляем бельчат в их домике, а нам еще нужно помочь найти своих родителей другим зверятам». Дети прощаются с бельчатами и отправляются в группу.

После этого воспитатель говорит: «Ребята, кто был у нас в гостях? Куда мы путешествовали? Лесные зверята вам очень благодарны за помощь и обещали обязательно снова зайти в гости».

Ни шагу назад, ни шагу на месте

Цель игры: развивать речь.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети выстраиваются вдоль прямой линии. На противоположной стороне на расстоянии 3–4 м обозначается еще одна линия (можно положить скакалку).

Воспитатель задает вопрос, например, что делает врач. Дети предлагают варианты ответов (лечит, врачует, делает укол, слушает и т. д.). За правильно названный ответ ребенок делает шаг вперед.

Побеждает тот игрок, который первым достигнет противоположной стороны.

Примерные вопросы.

Активизация существительных.

1. Что может быть холодным? (Вода, снег, льдинка, молоко, мороженое и т. д.)

2. Что может быть сладким? (Конфета, шоколадка, чай, печенье и т. д.)

3. Что может быть круглым? (Мяч, голова, яблоко, помидор, воздушный шар и т. д.)

Активизация прилагательных.

1. Какой может быть мама? (Доброй, ласковой, нежной, любящей, родной и т. д.)

2. Каким может быть волк? (Злым, серым, лесным, одинокимй, зубастым, страшным и т. д.)

3. Каким может быть небо? (чистым, голубым, высоким, безоблачным, хмурым и т. д.)

Активизация глаголов.

1. Что можно делать на прогулке? (Играть, бегать, прыгать, ходить, гулять, наблюдать, рассматривать, и т. д.)

2. Как мы помогаем маме? (Убираем, подметаем, стираем, гладим, готовим и т. д.)

3. Что делает корова? (Мычит, ест траву, дает молоко, пасется, ест сено и т. д.)

Рифмоплеты

Цель игры: научить рифмовать слова.

Возраст: 4–7 лет.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (3–5 человек). Детям предлагается послушать в аудиозаписи песню «33 коровы».

Предлагаются вопросы: о чем эта песня; кто такой поэт; а вы хотите попробовать быть маленькими поэтами?

Воспитатель читает начало четверостиший, а дети должны закончить, подобрав подходящее по смыслу слово в рифму.

Свою маму я люблю,

Помогаю, чем могу:

Пол я подмету метлой,

Потому, что я. (большой).

Владик и Илюша

Жили очень дружно,

Играли, конфеты кушали,

Песни Кеши. (слушали).

В качестве задания можно использовать любые стихотворения, отрывки из произведений.

С острова на остров

Цель игры: научить подбирать слова на заданную тему.

Возраст : 3–7 лет

Ход игры: воспитатель определяет местоположение «острова Знаек» и «острова Незнаек». Первоначально все дети находятся на «острове Незнаек». Для того чтобы попасть на «остров Знаек», нужно правильно назвать слова. Воспитатель называет обобщающее слово, например «животные». Ребенок, назвавший животное, переходит на «остров Знаек». Проигравшими считаются дети, оставшиеся на «острове Незнаек».

Дети возвращаются «на остров Незнаек», воспитатель меняет задание, и игра продолжается.

Для младших школьников (3–4 лет) можно использовать слова типа «звери», «птицы», «транспорт» и т. д. В игре со старшими дошкольниками (5–7 лет) задание усложняется. Используются обобщающие слова типа «домашние звери», «дикие звери», «звери жарких стран»; «перелетные птицы», «домашние птицы», «зимующие птицы», «тропические птицы»; «наземный транспорт», «водный транспорт», «воздушный транспорт» и т. д.

Кто больше найдет сходств и отличий

Возраст : 5–7 лет

Ход игры: детям называется пара слов (например, курица – утка). Что у них общего? Чем они отличаются?

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По итогам 5–7 пар слов подводят итоги. Дети подсчитывают свои фишки. Определяются обладатели первого, второго, третьего мест.

Примеры возможных пар слов:

море – река

дерево – куст

роза – астра

дождь – снег

маракас – румба

автобус – троллейбус

трамвай – поезд

соль – сахар

Цепочка слов

Цель игры: научить подбирать слова, противоположные по смыслу заданному

Цель игры: научить выделять обобщающие и отличительные признаки предметов.

Ход игры: дети становятся или садятся в круг. Один ребенок называет слово, а его сосед (по часовой стрелке) должен назвать антоним к этому слову. Если он ответил правильно, то называют другое слово следующему ребенку. Если кто-то затрудняется ответить, то отвечает следующий участник игры. Игра должна происходить в быстром темпе.

Примеры слов, которые можно использовать:

большой – маленький

длинный – короткий

широкий – узкий

глубокий – мелкий

высокий – низкий

добрый – злой

красивый – страшный

быстрый – медленный

тяжелый – легкий

белый – черный

близкий – далекий

рано – поздно

светло – темно

умный – глупый

сладкий – горький

веселый – грустный

храбрый – трусливый

толстый – тонкий

сухой – мокрый

холодный – горячий

Ну-ка, лишнее найди, слово новое прочти

Цель игры: развивать умение находить обобщающие слова к группе предметов, умение анализировать, развивать логическоге мышление.

Оборудование: карточки с изображением группы предметов, один из которых лишний.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: карточки вывешиваются на доску. Воспитатель объясняет, что на каждой карточке нужно найти лишний предмет и записать первую букву каждого «лишнего» слова. Прочитав слово из этих букв, мы получим новое слово, обозначающее. (время года, животное и т. д.).

Педагог предлагает рассмотреть первую карточку: что здесь лишнее; почему; как можно назвать остальные предметы одним словом?

Затем дети читают полученное слово и делают вывод, верно ли они справились с заданием. Полученное слово детям предлагается записать в тетрадь.

Цепочка предложений

Цель игры: учить составлять предложения и рассказы по предложенным сюжетам.

Оборудование: набор карточек, изображающих последовательные события (по 5 карточек).

Возраст : 5–7 лет.

Ход игры: дети делятся на 2–3 команды по 5 человек. Перед каждой командой на столе лежит набор картинок. По команде педагога каждый ребенок берет карточку и рассматривает ее. Детям необходимо встать так, чтобы их карточки изображали последовательные события. Воспитатель отмечает команду, справившуюся с заданием первой, второй и т. д. Затем проверятся правильность выполненного задания. Для этого каждая команда, начиная с самой шустрой, рассказывает свою историю. Каждый ребенок говорит по одному предложению по своей карточке. Таким образом получается рассказ. Все команды произносят свой текст, остальные слушают и оценивают правильность. Выигравшей считается команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Города России

Цель игры: запомнить названия российских городов

Оборудование: карта России, набор карточек с цифрами от 0 до 10 на каждого ребенка.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: в игре участвуют 6–7 детей. Дети сидят за общим столом (можно сдвинуть 2–3 стола) или на ковре. У каждого набор карточек с цифрами от 0 до 10. В начале игры перед каждым участником лежит карточка с цифрой «0». Дети по цепочке должны говорить названия городов России. После того как ребенок назвал город, он кладет перед собой карточку со следующей цифрой (0 – 1, 1 – 2, 2 – 3 и т. д.).

Право называть город переходит по кругу от одного ребенка к другому. В случае затруднения ребенок пропускает ход. Победившим считается игрок, который первым дойдет до 10.

В более легком варианте детям в качестве подсказки можно предложить карту. При этом можно ввести дополнительные правила. Например, что каждый игрок имеет право воспользоваться картой только 3 раза и т. д.

Двенадцать месяцев

Цель игры: закрепить названий месяцев года, развивать внимательность.

Возраст : 5–7 лет.

Ход игры: в игре участвуют 12 детей. Дети становятся вдоль намеченной линии. Педагог дает каждому участнику имя – название одного из месяцев.

1) зимние месяцы кружатся как снежинки;

2) последний месяц в году делает один прыжок вперед;

3) летние месяцы должны прокукарекать 2 раза;

4) весенние месяцы должны спеть песенку о весне и т. д.;

Эту игру можно брать как в блоке совместной деятельности, так и как часть занятия.

Аналогичную игру можно проводить на закрепление дней недели.

Цель игры: научить подбирать похожие по смыслу слова.

Оборудование: фишки, шкатулка для фишек.

Возраст : 4–6 лет.

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Ребята, у вас есть братья и сестры? А вы знаете, что у слов тоже есть братья и сестры, они очень похожи друг на друга. Например, у слова „холодный“ есть такие братья и сестры, как слова „прохладный“, „зябкий“, „морозный“, „ледяной“, „пронизывающий“ и т. д.». Далее воспитатель предлагает найти и сосчитать братьев и сестер у других слов.

Ребенок, правильно назвавший слово, кладет фишку в шкатулку. Затем дети считают фишки: как много братьев и сестер у слова «хороший», сколько братьев и сестер у слова «ходить».

Угадай-ка

Цель игры: развивать умение определять предмет по отличительным признакам.

Возраст : 4–6 лет.

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий. Выбранный ребенок покидает групповую комнату. Остальные дети загадывают слово (например, «лиса») и распределяют между собой слова-подсказки. Затем водящий возвращается и говорит слова:

– Выходил я ненадолго. Пропустил я много? Ему отвечают:

– Пропустил ты слово, отгадай, какое!

Мы тебя не бросим, мы подскажем и поможем.

Дети по очереди называют слова-подсказки. Тот ребенок, после подсказки которого было отгадано задуманное слово, становится новым водящим. Игра повторяется.

Возможные варианты:

лиса – пушистая, хитрая, рыжая, плутовка, обманщица и т. д.;

мяч – круглый, резиновый, прыгает, для игры, катается и т. д.;

стол – деревянный, коричневый, квадратный, письменный, столовый, учебный и т. д.

Расскажи мне сказку

Цель игры: развивать образное мышление, фантазию.

Оборудование: набор различных фигур. Возраст: 4–6 лет.

Ход игры: в игре участвуют 3–5 человек. Перед детьми раскладывается набор абстрактных фигур. Детям предлагается взять по фигурке и внимательно их рассмотреть, ответить на что похожа фигура (круг, треугольник, кляксу и т. д.).

Ребенку предлагается придумать маленькую сказку про Колобка, киску и т. д.

Логический ряд

Цель игры: развивать логическое и ассоциативное мышление детей, расширять словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Возраст : 5–7 лет.

Ход игры: ребенок берет картинку, рассматривает ее, отвечает на вопросы.

Что изображено на картинке? (Роза.)

Какая роза? (Роза красная.)

Что еще бывает красным? (Помидор, шапка, платье, яблоко, ягода.)

Какой еще бывает ягода? (Сочной, вкусной, сладкой.)

Что еще бывает сладким? (Шоколад, чай, пирожное, мороженое, вата.) И так далее. Примеры:

белый снег – белый мех – пушистый мех – пушистый хвост – длинный хвост – и т. д.;

хитрая лиса – красивая лиса – красивая девочка – маленькая девочка – маленькая кукла – красивая кукла – и т. д.;

интересная книга – интересная сказка – любимая сказка – любимая мама – дорогая мама – и т. д.

На самом деле, данное словотворчество может продолжаться до бесконечности, все зависит от фантазии педагога и ребенка. Построение таких рядов развивает ассоциативное и логическое мышление детей, активизирует словарный запас.

Что это?

Цель игры: научить детей определять отличительные признаки предметов

Оборудование : не требуется.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: выбирается водящий. Водящий задумывает слово и предлагает остальным детям отгадать его.


Дети задают наводящие вопросы. Например:

1) это относится к живой или неживой природе?

2) какого это цвета?

3) какой это формы?

4) что с этим можно делать?

5) как с этим можно играть?

6) другие.

Угадавший слово становится новым водящим.

Домашние и дикие животные

Цель игры: закрепить умение отличать диких животных от домашних.

Оборудование: декорации домика и леса.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет называть различных животных.

Если это животное живет в лесу, то и дети должны спрятаться в лесу, а если животное живет рядом с человеком, то ребята должны спрятаться в домик. При этом дети звукоподражанием и движениями могут изобразить этих животных.

Что изменилось?

Цель игры: развивать внимательность, умение грамотно составлять предложения.

Оборудование: различные атрибуты для изменения внешности (бусы, браслет и т. д.).

Возраст : 4–7 лет.

Ход игры: с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий выходит за дверь и что-нибудь изменяет в своей внешности (снимает один носок, ботинок, меняет прическу, добавляет или убирает какие-либо аксессуары – заколку, бусы, браслет, галстук и т. д.). Затем водящий возвращается в группу. Дети должны рассмотреть его и заметить изменения. Дети должны отвечать предложениями типа «Было два носка, а остался один», «У тебя была красная заколка, а теперь белая» и т. д. Ребенок, заметивший больше всего изменений, становится водящим. Постепенно число водящих можно увеличить до 3–5 человек.

Отгадай-ка

Цель игры: развивать умение описывать предмет, выделять его отличительные признаки.

Оборудование: набор предметов или картинок.

Возраст : 4–6 лет.

Ход игры: педагог предлагает детям набор карточек с изображением различных предметов. Карточки перевернуты.


Дети по очереди рассказывают о своем предмете по схеме, предложенной воспитателем: форма – цвет – материал – размер и т. д. (в каких литературных произведениях встречается, вкус, что можно с этим предметом делать и пр.).

Все остальные дети отгадывают предмет, о котором рассказывал их товарищ. Если дети отгадали предмет, рассказчик получает фишку. Выигравшим считается тот ребенок, у кого больше фишек.

Специальным значком обозначается исходная точка, а также дается план движения по группе (в плане цифрой обозначают количество шагов, а стрелкой – направление движения).

Ребенок определяет место старта и, следуя указаниям, отыскивает финишную точку, находит букву. Найденные буквы дети выкладывают на ковре и составляют слово.

Следопыты

Цель игры: учить детей определять положение предмета согласно схеме.

Оборудование: планы-схемы (по количеству детей), наборное полотно (буквы).

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: в игре участвуют 3–5 детей. Воспитатель говорит: «Ребята, я загадал слово, а буквы спрятал в группе. Вы должны найти эти буквы и составить из них слово».

Каждому ребенку дается карточка со схематическим изображением помещения группы (других помещений).

Светлана Сердобинцева
Дидактическая игра «Цепочка слов»

Цель : упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах .

Игровой материал : карточки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сачок – ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил – лук – краски – иголка – астра - арбуз – зонт – телефон – носорог – гриб – бегемот – телевизор – редис – скворец – цыпленок – кормушка – альбом – мед – диван – нож – жук – комар – росток – кактус – сноп – помидор – рябина – аквариум – муравьи – иволга – апельсин – носки – индюк – колос – стол – ландыш – шар – рак – круг – галстук).

Размер карточек 10 х 6 см, обратная сторона подклеена бархатной бумагой для использования на коврографе.

Ход игры на занятии.

На столах у детей лежат карточки. У воспитателя карточка с изображением карандаша. Воспитатель объясняет : «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов . Наша цепочка начинается со слова карандаш . Следующим будет слово , которое начинается со звука, которым заканчивается слово карандаш . Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове . Если вы найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел первым. А оставшуюся присоединим позже, когда снова потребуется слово с таким звуком ».

Когда будет выложена вся цепочка , воспитатель предлагает детям хором назвать предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове .

Ход игры вне занятия.

Играют 4 – 6 человек . Карточки изображением вниз лежат на столе. Каждый берет себе одинаковое количество карточек. Начинает выкладывать цепочку тот , у кого карточка помечена звездочкой. Следующую карточку прикладывает тот, у кого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается название первого предмета. Выигравшим считается тот , кто выложит все карточки.