Наделение историей. Сказки Александрийского столпа

30 мая в лектории «Александрийская библиотека» состоялся мастер-класс «Правда и мифы о призвании». Мастер-класс провела Ольга Сорина - психолог, аспирант факультета психологии СПбГУ, руководитель проекта «Вдох» для тех, кому трудно на работе.

Что такое призвание? Оказалось, что оно не имеет ничего общего с чем-то сказочным, - это мифы. Чтобы понять призвание, нужно определить свои интересы и таланты.

Интерес - то, что привлекает наше внимание, на чём мы сфокусированы. Талант связан с делом, которое человеку интересно и легко даётся. Например, если девушка любит изучать новые рецепты, готовит по ним без труда - это талант.

Таланты могут проявиться и в школьном возрасте: ребёнку повезёт, если родители помогут развить его способности в талант. Важно одобрять занятия ребёнка и способствовать проявлению таланта, иначе ребёнку будто сложно развиваться в этом направлении.

Как найти талант в себе? Нужно забыть о пользе, которую могут принести таланты, - она ограничивает поиск.


В чём же разница между талантом и призванием? Если человек применяет свой талант в какой-либо деятельности, он становится призванием. Важно учитывать и разницу между способностями и талантом. Способность - умение что-то хорошо делать, а талант - это не только умение, но и удовольствие от дела.

Ольга поделилась с гостями упражнениями по поиску таланта и интересов. Например, в течение нескольких недель ведите «Дневник интереса» - записывайте всё, что привлекает внимание, - это поможет выделить группу интересов. Психолог отметила, что если вам ничего не нравится, лучше не искать, а отдохнуть. Когда силы восстановятся, интересы появятся сами.

Участники мастер-класса узнали, как начать поиск призвания. Вспомните о пирамиде потребностей А. Маслоу: если перед нами две проблемы - отсутствие денег на жильё или способа самореализации - сначала решаем первую. К призванию следует двигаться только из зоны комфорта.

Ольга советует действовать поэтапно: сперва найти работу с хорошим заработком, приятной атмосферой в коллективе и свободным временем после работы - в этой зоне комфорта мы накапливаем силы и ресурсы. Затем постепенно практиковаться в интересующей сфере, общаться с экспертами, посещать обучающие курсы.
После мастер-класса мы подробнее поговорили с Ольгой о предназначении, различии понятий «работа» и «призвание», проблеме неудовлетворенности работой - читайте в интервью!

Ольга, в чем различие понятий «работа» и «призвание»?

Различие в целях. Цель работы - заработать денег, а призвания - получить удовольствия от деятельности.

С каким мифом о предназначении вы сталкиваетесь чаще всего?

Миф о том, что есть только одно предназначение, что оно вне меня и именно его мне нужно найти, то есть я должна найти то, чего не знаю. На самом деле, предназначение связано с нашими собственными качествами и талантами.

На ваш взгляд, распространена ли сейчас проблема неудовлетворенности работой, поиска себя? Если да, с чем может быть связана?

Конечно, иначе я бы не работала в этой сфере. Мне кажется, связано с последствиями изменения социального строя в 1990-х - в Советском Союзе не стоял вопрос о призвании. В нашей стране не развита профориентация, по-другому строится профессиональное определение. В более развитых странах Европы и в США оно построено на том, что нравится человеку, на его талантах. Наше профессиональное определение пока основывается скорее на нуждах государства: ему нужны экономисты - давайте все будем экономистами. Надеюсь, мы постепенно уйдём от этого.

Почему лично вас интересует эта проблема? Что побудило создать проект «Вдох»?

«Вдох» - это случайность. Я начинала консультировать людей по вопросам вдохновения. Спустя какое-то время поняла, что всё чаще говорю о том, как получать удовлетворение от работы. Таким образом я определила для себя эту тему.









Маяк Александрии был первым маяком в мире. Строительство стартовало в 290 году до нашей эры и понадобилось 20 лет. Когда он был создан, это было самое высочайшее сооружение в мире в то время, за исключением Величавой пирамиды.

Он был сооружен на полуострове Фарос, дабы посодействовать,помочь ориентировать торговые суда в собственную оживленную гавань в Александрии, Египет. Маяк был поврежден несколькими землетрясениями и в конечном результате стал заброшенным в руинах. В 1994 году кое-какие из остатков маяка были были выявлены французскими археологами в восточной гавани Александрии.

Маяк в Александрии также известен как Александрийский фарис.

Город Александрия был назван Александром Великим. Это был один из 17 городов, которые он назвал сам по себе, но Александрия была одной из немногих, кто выжил. Сегодня это процветающий город.

Александр Великий умер в 323 году до нашей эры. Маяк в Александрии был построен в 290 году до нашей эры, спустя много лет после смерти Александра Македонского.

Птолемей Сотер был правителем Египта, который решил построить маяк, чтобы направлять матросов в порт.

В сегодняшних деньгах стоило бы около трех миллионов долларов на строительство. В 290 г. до н.э. это стоило 800 талантов (форма денег в это время).

Считается, что он был построен из блоков известняка.

Самый низкий уровень маяка составлял 100 футов в квадрате и 240 футов в высоту. Второй уровень имел восемь сторон и был около 115 футов в высоту. Третий уровень был цилиндром высотой 60 футов, который имел отверстие наверху, чтобы позволить место, где огонь горел, чтобы осветить дорогу для моряков ночью. Кроме того, это была статуя в честь Посейдона, бога моря.

Маяк в Александрии был примерно 450 футов в высоту.

Внутри маяка были лестницы, которые позволяли людям подняться в камеру маяков.

Сообщалось, что внутри было большое зеркало, возможно, сделанное из полированной бронзы. Целью зеркала было проецирование луча света от отражения огня.

Он был поврежден тремя землетрясениями. После последнего землетрясения он был оставлен и рухнул. Это позволило матросам увидеть луч ночью. Дым от огня был важен в течение дня, так как он руководил матросами днем. Как луч света, так и дым можно было увидеть на расстоянии до 100 миль.

Великая пирамида Гизы — самая длинная из сохранившихся Семи Чудес Древнего Мира. Второй — Мавзолей в Галикарнассе, а Маяк Александрии был третьим, который долгое время выживал.

В 1480 году последний оставшийся камень маяка был использован для строительства цитадели Кайтбая султаном Египта Кайтбаем. Цитадель была построена на том же острове, где когда-то стоял маяк.

Юлий Цезарь упоминает Маяк Александрии в своих работах.

Сегодня город Александрия использует символ маяка на флаге Александрийской губернии, а также в их печати. Он также появляется в печати Александрийского университета.

Давно пора рассыпать сказки про то, как высекали, точили, тащили, ставили Александрийскую колонну вопреки законам природы крестьяне Петра с мастерами Александра, иерофанты працивилизаций, атланто-плеядянты тартарий и прочие анунахи с неебиры.

История создания цельной Александрийской колонны сфальсифицирована с самого начала. Колонна обыкновенная составная. 10 частей вполне видны, если посмотреть с фильтрами на дальних фото, и без всяких фильтров - на ближних.

Это обычная составная колонна в гранитной облицовке, сделанная в комплекте с прочей "античностью" в рамках глобального проекта наделения сапиенсов историей, примерно тогда же и так же (фактические копии есть, например, в Баальбеке, ), одновременно с пирамидами , но не унесена историками во тьму веков и пески времен.

Можно сколько угодно цитировать Монферрана, но одной стадии "свидетельств современников" , начальной-вырубальной, очень стесняются и "официозники", и "альтернативщики" всех мастей.

"Камень", по свидетельству современников, вырубали "вычисленными взрывами".

Вот этот текст мне особенно нравится. Я думал, кретинизмом страдает только нынешний цех создателей истории, . Оказывается, нет. Случалось и прежде.

"Когда всѣ передовыя массы передъ колонною были сняты, Колодкинъ приступилъ къ расчистке основанiя горы подъ массою самой колонны, и когда сiе искусно вычисленными взрывами, направленными во всѣ стороны камня, было окончено, такъ, что вся масса, имѣвшая болѣе 100 тысячъ пудовъ тяжести, почти висѣла на воздухѣ - поставил он подставки подъ массою и съ лицеваго бока. Сiи подставки по всей лицевой или наружной сторонѣ входили въ массу верхними концами посредствомъ выдолбленныхъ въ сей последней гнѣздъ, а нижняя часть сихъ контрфорсовъ была поставлена на бревна, и зарыта въ землю. Длина сихъ бревенъ была отъ 4 до 5 саженъ. Такимъ образомъ люди имѣли возможность безъ всякой опасности работать еще подъ массою, ибо надлежало разрѣзы или пазы снизу у основанiя расширивать посредствомъ взрывовъ, для удобнѣйшаго и беспрепятственнаго паденiя громады съ боковъ. Когда все сiе приведено было къ окончанiю, приступилъ Колодкинъ, в присутствiи уже самого Г-на Яковлева, къ распоряженiямъ для отвалки колонной массы... "

В общем, Александрийскую колонну не выламывали клинышками из гранитного монолита и не выдалбливали молоточками, как можно было бы решить, глядя на рисунки других объектов, а получали управляемыми (вычисленными) взрывами (!!!), в гранитном монолите (!!), висящей (!!!), а потом уже стелили бревна, еловый лапник и хворост, чтобы ронять ее. Об этом читайте далее на ссылках.

Феерично! Мы в восхищении.
Прадедушка Семы Пегова знал толк в своем ремесле.
Про взрывы, правда, ничего не знал, и вряд ли за свою жизнь хоть когда-нибудь видел хоть один взрыв, но разве это помеха для честного репортажа?

*
Формальность для тех, кто в танке: монолиты по законам природы раскалываются при взрыве.

Делалась колонна, как не раз говорил, из стандартных составных частей (известняк или подобный материал), как все "колонны античности", покрытых искусственным гранитом, залитым в опалубке. Поставлена, по-вилимому, на естественную скальную основу; на искусственный фундамент такую хрупкую махину ставить рискованно.
Опалубка составная, из набора металлических труб либо полутруб, использованных по очереди по ходу приставления частей сердцевины. Каждый отрезок сужен кверху, на сантиметры.
Штукатурка искусственного гранита филигранна, но не безупречна.
Места стыков частей колонны все же провалены кое-где, и их не заделать до идеально ровного.
Стык между 1 и 2 частями (считая снизу).

Опалубные трубы или сцепляемые полутрубы ставились по недозастывшей массе гранита. Следы стыков есть, хотя глазом это трудно увидеть (я не увидел, когда смотрел в живую). Но иногда полезней смотреть хорошую съемку. Александрийская колонна - как раз такой случай.

След. Жидкий гранит при высыхании в месте стыка частей сердцевины слегка обтёк части, образовав характерные складки.

Оригиналы фот с этой складкой - , .

Еще раз повторю тупарям-бетонщикам: ни один антик не заливался сразу. Только послойно. Реакция и застывание идут не один день. Мокрая гранитная масса схватывается, будучи еще мокрой, поэтому не образует швов. Хотя при больших объемах и многократности заливки их не избежать. Как в Асуанском недообелиске с разрезом - .

Еще две складки на стыках
Посередине 8-я часть, под ней 7-я, над ней 9-я.
Дефекты формы сердцевины гранитная масса, полностью высохнув, слегка обтекла.

А вот к финишу - когда труба снята - может быть только ручная работа.
Это не шпатель, эти лепесточки вообще пальцами выравнивались.

Вмятина от пальца в месте паза между 9-й и 10-й частями отпечаталась.

Внизу колонны, у самого основания, нашелся легкий недозалив с явными потеками.

Еще парочка отпечатков-вмятин.
В одной из этих вмятин явный посторонний спиралевидный предмет. Жаль, что не полностью попал в кадр. Для меня это сюрприз. Оказывается, оболочку искусственного гранита прокладывали не просто сеточкой-каркасом, а сеточкой из спиралей...Ну а что, разумно. Этим достигается максимально возможная сцепка и соответственно прочность изделия.

Согласен с оппонентами, что опалубная труба не могла быть цельнолитой. Она со швом, либо сложена из двух половин. Отпечаток шва либо места стыка на колонне также виден.

Шлифовки скорей всего не было, а если и была, то минимальная. Поверхностный гранит колонны - это очень точная работа с очень гладкой опалубкой, полой трубой из минимально пористого, шлифованного металла.

Опалубая труба - сама по себе шлифовочная машинка. При аккуратном поднятии многими мягкими ударами снизу идеально шлифанет полузастывший гранит.

Также видно, что колонна при последовательной заливке трубной опалубкой ощутимо ушла в сторону.

Без энтазиса - сужения кверху каждой составной части опалубки снять опалубный отрезок трубы, не повреждая поверхность, в принципе невозможно.

С удовольствием ставлю

дополение к теме от профиля журнала "Наука и религия" .

Из поста https://amsmolich.livejournal.com/194249.html
Монферран пишет, что 19 сентября 1831 года «скала, поколебавшись в своем основании, медленно и без шума повалилась на приготовленное для неё ложе». Осенью перевозить монолит было очень опасно. Поэтому, прямо на месте приступили сначала к оболваниванию монолита, а затем к обтесыванию по специальным шаблонам. Работы производили на протяжении полугода 250 каменщиков.

На чертеже колонны изображены шаблоны для обтесывания. Колонна разделена на 12 частей, для каждой части был свой шаблон. На чертеже шаблоны №7 и №12:


Нижний диаметр колонны 3,66 м (12 футов), а верхний - 3,19 м (10 футов 6 дюмов). Врхний диаметр колонны укладывается в её высоте восемь раз. Расчет энтазиса (кривизны боковой поверхности) колонны выполнял математик, механик и инженер Гаврило Францевич (Габриэль) Ламе (1795-1870), преподававший в то время в Петербурге вместе с Бетанкуром в недавно образованном Институте путей сообщения

Не совсем понятно, что значит свой шаблон, вроде речь идет об энтазисе, стало быть о постепенном сужении колонны в диаметре, но из чертежа этого не видно.

Внизу отмерено 21 Pieds, вероятно, речь идет о старой французской единице измерения длинны и расстояния (парижский вариант): 1 пье = 32.48 см. Значит 21 пье = 6,82 м. Тут же шкала длины в саженях, примерно 3 саженя, значит те же примерные 6,5 м.
И что это за многослойная "оболочка"?
Если убрать "оболочку" то примерно получается диаметр Александровской колонны у основания 3,7 м..


Рисунки "добывания монолита" - фальшивка еще на этой стадии.
По Монферрану взрывы для отделения заготовки колонны не применялись, для этой цели выдолбили паз для бревен, потом отломали заготовку десятком бревен как рычагом.

Каким образом был вырезан паз в ширину бревна, глубиной в два роста между заготовкой и скалой?
Авторы говорят: "невероятно тяжелой работой". Привлекли якобы от 300 до 400 человек.
Толку от этих сотен никакого нет, потому что в этом пазе может работать только один человек, причем сильно стесненный в движениях. С ручным инструметом для долбления одному работнику это занятие на годы, если не на десятилетия...

Неужели никаких ученых, видящих фантастические рисунки и читающие фантастические описания, не посещала мысль о фантастичности этих рисунков и описаний? Быть такого не может. Все же думаю, что любой историк, занимающийся колонной, негласно обязан верить авторам рисунков и описаний.

"Шаблоны для обтесывания" больше всего похожи на составные половины сборной-разборной трубной опалубки для оболочки колонны.

не выдерживающих критики с позиций простейшей логики.

Современникам подъем известен в основном по рисункам Монферрана. Картин других художников известно три.

Через пять дней после установки представил картину «Подъем Александровской колонны» Александр Денисов.

Григорий Гагарин надписал акварель "Александрийская колонна в лесах. 1832-1833" следующим образом. "D"aperes nature p. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, ce 4 juine 1833" - "С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833"

Далее переношу несколько комментариев из обсуждения темы колонны , это аккаунт журнала "Наука и религия"; редакция которого взялась наладить дискуссию между представителями академической истории и остальной.

*
Думаю, что уж это-то творчество свидетелей подъема Александрийской колонны т.т. Луи Пьера-Альфонса Адама Бишебуа и Адольфа Жана Батиста Де Байо даже самый непримиримый академист вынужден будет признать фальшивкой, за полной очевидностью данного фейка.

Любой профессиональный художник знает, что невозможно, наблюдая процесс поднятия колонны, ошибиться в эскизе настолько в ее длине - аж двое. Вывод тут только один: художники в глаза не видели процесс.

Выполняя поставленную задачу - сфабриковать художественное свидетельство поднятия колонны, художники исполнили более реалистичный вариант, подъем частями. Справедливо рассудив, что и половину-то поднять таким методом проблематично... Подъем второй половины можно было сделать аналогичным подъемником с насыпного грунта, вполне вероятно, что художники, совместно или по отдельности, изобразили весь комплект работ, но заказчик забраковал остальные работы...

Получается, что, у первых хроникеров был заказ, где ставили составную колонну из двух частей. Затем его переиграли, и у Монферрана вышла отредактированная версия, где колонна целая.

Такое частенько случается у цеха.

На картине Денисова "Подъем Александровской колонны" очень похоже, что колонна тоже коротковата. При целой колонне просвета в лесах там, где его нарисовал художник, быть не должно. Так что окончательная версия только у Монферрана.

Скорость написания Денисовым картины также говорит за то, что заказ был дан заранее и давно исполнен.

Кстати говоря, и погода у Денисова и Бишебуа-Байо радикально разная, и солнце светит с разных сторон... Хотя погода в Питере часто меняется.

Погода, разное время суток - дела терпимые. А вот две белые палатки на одной картине и одна - на другой говорят о том, что в данное время в данном месте не могло быть авторов этих картин.

И самое главное отличие. У Денисова, как и Монферана на многих чертежах и гравюрах, система пандусов и балок. У Бишебуа - вполне явный и гораздо более реалистичный насыпной грунт. Это все-таки черновой вариант показа установки колонны, который был заменен на нынешний "классический".

Объяснить эти вещи можно только редактированием версии подъема. Раннюю - по времени опубликования - версию Бишебуа-Байо отредактировали на позднюю - по времени опубликования - версию Монферрана-Денисова.

Намученное создателями легенды о подъеме, разумеется, выпирает и на картине Бишебуа-Байо.
Картину также редактировали, как и версию подъема.

Поверх очевидного грунта с перепадами высот нанесли там, где возможно, линии досок помоста. Выделил два участка красным.

Получился двойной абсурд. Помост держит не только невероятный вес колонны в 600 тонн, но и сопоставимый с ним вес грунта.

Который в принципе незачем насыпать на помост.

На дальнем плане, за тележкой, толщина грунта - примерно две трети роста человека, и грунт насыпан на обширной площади, на которой стоит сплошная масса людей, теряющаяся на дальнем плане и видимая с нашего ракурса. Это тройной абсурд: масса людей - еще одна нагрузка на помост.

Повторю: художники изобразили весь подъем половинами и насыпным грунтом, но массам была явлена только одна эта картина, и та после редактирования.

А в реале, естественно, составляли из 10 частей сердцевину колонны, затем облицовывали искусственным гранитом, смесью, готовившейся при ней же.

Единственная картина, отражающая реальный "подъем", эта. Григорий Гагарин. "Александровская колонна в лесах. 1832—1833".

Нижние сектора готовы. Гранит прижали теми самыми "шаблонами для обтесывания", чтоб не выперли складки (не очень хорошо это получилось, зафиксировали "шаблоны" недостаточно крепко). Работы ведутся на уровне 7-8 секторов.

Строение - предельно функциональный сарай, примитивно сложенный из блоков, производственное помещение разового использования.

На крыше парапет выложен не сплошняком, а с проемами для подъема груза. Правое крыло сделано ниже, как площадка для той же цели. Напротив нее - ворота и груженая подвода, на ней поднятый материал.

Бревна для лесов затаскивались на дальнее от нас крыло, при этом часть стены развалилась. Это никого не волновало, потому что весь или бОльшая часть крупногабаритного пиломатериала уже была поднята. Напротив крыла складирован более мелкий лес.

Окна делались с арками до эпохи ЖБИ повсеместно; арку выкладывали не для эстетики, она держит нагрузку кровли, это нормально для производственного помещения.

Вряд ли отсутствует дальняя стена, как на рисунке Монферрана, скорее одно из внутренних помещений стало внешним. Если б можно было обойтись без стен, то и обходились бы... Постамент не требует производственного здания. И установленная колонна не требует постоянного подвоза материалов; он требуется только при продолжении работ над созданием тела колонны, то есть при облицовке искусственным гранитом.

Поднимали с разваленной стороны скорее всего секции внутреннего стержня колонны; либо отливали их в помещении, которое после установки стержня колонны (а он установлен на этом этапе) стало не нужным. Разумеется, и леса таких габаритов нужны были для подъема секций.

Окна до эпохи электричества были не столько для проветривания, сколько для света.

Естественно, производственное строение будет мешать Монферрану и всему сюжету его, 100-процентно подложному.

*
И еще одна деталь, которая о многом говорит. Отвал у левой стены слишком велик. Высота больше двух всадников. Это далеко не строительный мусор. Разрушаться, чтобы получился такой отвал, нечему, стена может только мусор сверху насыпать. Судя по всему, привезенный, но не использованный песок.

Для чего привозили столько лишнего?

Думаю, что вполне мог быть привезен под колонну самого первого проекта, без гранита. Той же толщины, составную, подвид Июльской или Марка Аврелия. Но в ходе подготовки цех решил сделать самую высокую в мире колонну "гранитную монолитную". Материал, для которого нужен песок, пошел на стержень меньшего диаметра, его облицевали искусственным гранитом, излишки материала для первого проекта остались. То есть внутри колонны составной стержень, армированные сегменты из какого-то песчано-известкового состава.

Не в обычаях подрядчиков доставлять, заказчиков - оплачивать стройматериал с огромным избытком...
Напомню, что сметы колонны не существует, кроме писульки, отдаленно не рабочей; документация, разумеется, была, но изъята.

*
Колонна на картине Гагарина, безусловно, есть, и она в процессе "облицовки" искусственым гранитом.
Мало того, на ней уже с очевидностью есть полусфера - пьедестал для ангела, только самого ангела еще нет.

Справа от колонны, ближе к зрителю стоят странные конструкции, похожие на листы гигантской гофрированной фольги.

Думаю, что это деревянные либо металлические приспособления для обхватывания и прижатия металлической опалубки во всю длину, предотвращения деформаций ее. Опалубка все-таки составная, из двух створок, а не труба, как я предполагал поначалу. Створки-половины сборной опалубки - это те самые "шаблоны для обтесывания" на схемах Монферрана.

Что еще интересного: в районе, где ведутся работы, справа от колонны, ближе к зрителю, видны два сосуда либо предмета, похожих на сосуды, один из которых подвешен, другой подвешен или стоит.

Жидкие компоненты для формирования массы гранита. Больше тут нечему быть.

Разумеется, для формовки гранитной массы нужна вода, в ней используется негашеная известь. Второй компонент, уверен, жидкая или растворенная органика. Какая именно - наука этого узнавать не будет, наукой почти 200 лет охраняется парадигма с "естественным гранитом".

*
И ответ на