Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе,тема "Звук Н,НЬ и буква Н"
Цель занятия:познакомить со звуками Н и НЬ.
Задачи:Развивать связанную речь.артикуляционный аппарат,мелкую мотроику пальцев руки,память.Учить различать звуки Н и НЬ.Составлять предложения из трех слов.Проводить звуковой анализ слов.
Интеграция образовательных областей "Коммуникация","Социализация","Познание" и "Здоровье"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель : Познакомить со звуками (Н), (Нь), буквой Н.
Задачи: Развивать связанную речь, артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев руки, память.
Учить различать звуки Н и Н, составлять предложения из трех слов. Проводить звуковой анализ слова. Разгадывать ребусы.
Воспитывать у детей самостоятельность, умению работать в паре, доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы : указания, поощрения, объяснения, показ.
Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, И, Э, Ы, Ю, Я,Е,Ё), алфавит, карточки синего и красных цветов, буква Н, проектор.
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность».
Ход занятия.
Воспитатель: Мы сегодня не одни, у нас гости. Вы у нас взрослые и воспитанные, давайте пожелаем друг другу здоровья и представимся. Нашим гостям интересно, чем мы занимаемся и как проводим время вместе.
Жили-были в городе звукинские звуки-невидимки. Волшебник подарил гласным звукам красные платья, а согласным-синие и зеленые. Звуки образовывали слова. Слова объединялись в предложения. Все звуки жили дружно. И однажды звуки решили провести карнавал. И каждый звук сшил себе карнавальное платьице, надели и превратились… в буквы.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется Алфавит.
(Воспитатель показывает алфавит, знакомит с алфавитом . Слайд №1)
Воспитатель: А к нам сегодня в гости пришли гласные буквы.
(Дети читают стихи .)
«А» (Слад №2)
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? Да.
Перед тобою буква «А».
«Я» (Слайд №3)
Буква «Я» в конце стоит
Закрывает алфавит.
«О» (Слайд №4)
Видишь в дереве дупло,
Ну совсем, как буква «О».
«Э» (Слайд №5)
Буква «Э» с большущим ртом
И огромным языком.
«Е», (Слайд №6, №7)
«Ё» Буквы те, родные сестры,
Различать сестер так просто,
У одной есть две точки,
Словно к лесенке гоздочки.
«У» (Слайд №8)
Удобная буква, удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
«Ю» (Слайд №9)
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к палочке прибью.
Ой, смотрите, что случилось?
Получилась буква «Ю».
«Ы» (Слайд №10)
А бедняжка буква «Ы»
Ходит с палочкой увы!
«И» (Слайд №11)
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква?«И».
Воспитатель объясняет, что буквы «Я», «Ё», «Е», «Ю», «И» дружат только с мягкими согласными.
Давайте поиграем в « Цветочки» . Посмотрите у меня есть два необычных цветочка: один зеленый, а другой синий (Слайд № 12). Каждый цветок с пятью лепесточками, кто знает? Почему? (Ответы детей.)
Один цветок зеленый, потому что звук (Н) мягкий согласный, а другой синий, потому что звук (Н) твердый согласный.
Произношение чистоговорок и выполнение штриховки.
На-на-на Но-но-но
На холме сосна. На дворе темно.
Ны-ны-ны Онь-онь-онь
На небе нет луны. Зажигай огонь.
У Наты и Нины сегодня именины.
Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.
Пальчиковая игра «Норка»
Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Обведение по контуру и печатание буквы
Выясняем, как правильно печатать букву. Обводим по контуру и печатаем. Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке.
Восполнение буквенного состава слов, звуковой анализ
Детям предлагается отгадать слово и вписать букву «Н» соответствующим карандашом. На экране выставляются слова: Нина, нитки, ноты, нос, коньки, окна.
В конце задания дети делают вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Работа над предложением
Составьте предложения, используя схему. У окна ______ Ната.
На столе_____ноты. Ника_____ на пони.
Гимнастика для глаз
Предьставтье,
мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
Разгадывание ребусов
Дети работают парами. Воспитатель раздает карточку с заданием. Ответы: ВороНа, ОСИна, наУКА (Задание: НА какой букве находится слог?)
Физкульминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Игра «Найди лишнюю букву»
Воспитатель показывает карточки с гласными буквами и буквой «Н». Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?
Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.
Игра «Найди слова со звуком «Н»
Воспитатель объясняет детям, что нужно вспомнить слова со звуком «Н»
Итог занятия
Воспитатель: С каким звуком и буквой мы знакомились? Буква «Н» какая? (согласная, она может быть твердой, мягкой, звонкой.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).
Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.
Занятие по обучению грамоте
Цель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н
Задачи:
Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’]
Дифференциация звуков [Н] и [Н’] в словах
Развивать фонематическое восприятие
Развивать позиционный анализ
развитие памяти, внимания, воображения
Оборудование: компьютер, презентация, картинки, счётные палочки
«Ребята, давайте с вами встанем. Глубоко вдохнём и поднимем ручки вверх, выдохнем, опуская руки. А теперь хлопнем в ладоши, улыбнемся друг другу и сядем на свои места».
Загадка
«Дети, отгадайте загадку
Три хорошеньких зверюшки
И построили избушки,
И от волка убегали,
Отгадайте, как их звали?
(Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)»
Определи звуки
(Слайд1)«А сегодня к нам в гости пришли Наф-Наф и Ниф-Ниф. И им очень стало интересно, сможете ли вы определить, какой первый звук у каждого из Поросят в имени?
Какой первый звук у Наф-Нафа? [Н]
А какой первый звук у Ниф-Нифа? [Н’]»
Артикуляция
«Поросята рады, что вы смогли правильно определить первые звуки их имен. А теперь они просят рассказать им, как их правильно произносить.
Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук [Н].
Губки у нас сомкнуты или разомкнуты? (разомкнуты)
А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами? (за верхними)
А теперь произнесите звук [Н’].
Губы у нас тоже разомкнуты?
А язычок за нижними или за верхними зубами? (за нижними)
Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить [Н] и [Н’]. Что у нас с голосовыми связками происходит? (Вибрируют).
А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка? (Кончик языка мешает)».
Различие звуков [Н] и [Н’]
(Слайд2) «Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за то, что вы рассказали им, как правильно произносить звуки [Н] и [Н’]. Но смотрите, они нашли схему и никак не могут в ней разобраться. Давайте поможем им?
Смотрите, звук [Н]. Поросята не понимают, почему мы обозначаем его синим кружочком? (Потому что он твёрдый)
И ещё почему рядом со звуком [Н] изображаем звоночек? (потому что он звонкий).
А рядом со звуком [Н’] почему нарисован зелёный кружок? (потому что он мягкий)
Почему рядом с [Н’] звоночек? (потому что он звонкий)»
Раздели вещи
«Поросята говорят вам большое спасибо за то, что вы им помогли разобраться в этой сложной схеме и они теперь знают, чем отличается звук [Н] от звука [Н’].
(Слайд3) И они предлагают сыграть с ними в игру. На этой картинке много вещей. И мы их с вами будем делить. Те вещи, в названиях которых мы услышим [Н], будет отдавать Наф-Нафу. А те, в которых услышим [Н ’] – Ниф-Нифу».
Найди звук
(Слайд4) «А теперь давайте с вами попробуем отыскать наши звуки [Н] и [Н’] в словах. Посмотрите, здесь изображены две схемы. Первая показывает, что звук находится в начале слова, а вторая, что звук в конце. Давайте называть предметы на картинках и определять, где же стоят звуки [Н] и [Н’]. В начале или в конце».
Физ.минутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть. (на второй повтор)
Что пропало?
(Слайд5-10) «Я знаю, что на этой неделе вы очень много узнали нового про обувь. Давайте с вами посмотрим на картинки и вы мне назовете, что за обувь на них изображена.
Ниф-Ниф и Наф-Наф решили нас разыграть и проверить, внимательные ли мы с вами. Смотрите на картинки и запоминайте, какая обувь на них изображена.
Смотрите, поросята что-то стащили. Что пропало?»
Буква Н
(Слайд11) «Ребята, есть звуки [Н] и [Н’]. Мы их говорим. А есть буква Н, которую мы пишем и читаем.
Посмотрите на неё. Она состоит из трёх палочек: двух вертикальных и одной горизонтальной.
А на что похожа буква Н? (лесенка, гамак)
Давайте составим её из счётных палочек».
Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
А о какой букве?
Кто к нам в гости сегодня приходил?
А что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?
Ребята, Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за занятие и говорят, что вы большие молодцы!
Задачи:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического слуха.
Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.
Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме, используя условное обозначение.
Продолжать учить детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Учить интонационно выделять звук в слове.
Познакомить с печатным написанием буквы «Н».
Учить писать слова «ЛУНА», «МЫЛО» с помощью условных обозначений и букв.
Учить проводить фонематический разбор этих слов.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
Изображение Незнайки, рабочие тетради, карандаши цветные, ручки, предметные картинки, карточки-схемы места звука в слове; символы гласных и согласных звуков, кубики, зеркала, магнитные буквы.
Ход ННОД:
Введение в тему
Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут...
(Незнайка)
Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.
Игра «Подскажи словечко»
Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно, найдите подсказку в своих тетрадях и обведите картинку-подсказку.
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым...
(Ножиком)
Кто один имеет рог?
Отгадайте!
(Носорог)
Какой первый звук в словах «НОЖИК» и «НОСОРОГ»? («Н»).
Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»
Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)
Игра «Определи место звука в слове»
Назовите картинки, выделяя звук «Н». Незнайка не знает, где находится звук «Н» в слове «СЛОН». Давайте ему подскажем и нарисуем синий квадрат в соответствующем месте в схеме.
Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные дети - в тетрадях.
Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением слона? (В конце, потому что звук «Н» слове слон слышится в конце).
Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением зонта? (В середине, потому что звук «Н» слове слон слышится в середине)
Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением насоса? (В начале, потому что звук «Н» слове «СЛОН» слышится в начале).
Что мы делаем со звуками? (Произносим и слышим). Как на письме мы обозначаем звук «Н»? (буквой).
Знакомство с буквой «Н»
На что похожа буква «Н»? Из каких элементов она состоит? (Из 3 палочек).
Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей играть. Раз, два, три – в букву превратимся мы.
Дети делятся на пары и «превращаются» в букву, строят букву с помощью рук, пальчиков, выкладывают из кубиков.
Прописывание буквы, чтение слогов
Незнайка увидел дом, в котором живут одни гласные буквы. Скучно им жить без соседей, и он предложил заселить пустые квартиры новыми жильцами – буквами «Н». Обведите букву «Н» по точкам, а затем пропишите перед гласными буквами.
Причитайте слоги. (Хором, девочки, мальчики, индивидуально). Весело стало буквам и с каждого этажа полетели в небо шары. Соедините шарики с соответствующим слогом в домике.
Фонетический разбор слов «ЛУНА», «МЫЛО»
Сколько слогов в слове ЛУНА? (Два слога).
Назовите первый слог («ЛУ»). Назовите первый звук в слоге «ЛУ» («Л»). Какой это звук? (согласный твердый, обозначаем синим квадратом). Какой второй звук? («У», гласный звук, рисуем красный квадрат) и т.д.
Сколько гласных звуков в слове «ЛУНА»? Сколько согласных? (Аналогичный разбор проводится со словом «МЫЛО»).
Подведение итога занятия
Чему сегодня научился Незнайка у нас?
Воспитатель анализирует что детям удалось лучше всего, что вызвало затруднения.
Ольга Ефремова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н»
Звук и буква Н
Образовательные задачи. Буква Н и звук [н] . Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита . Совершенствование навыка чтения слогов с пройденными буквами .
Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.
Оборудование. палочки, кубики, «Мой букварь » и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки для организационного момента.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
Педагог приветствует детей.
Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки . Затем согласные.
Дети отвечают.
Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова : слон, сон, клоун.
Варианты детей.
Педагог : Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н .
2. Звук [н] . Артикуляция звука . Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса , тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.
Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.
Ребенок. Н-н-н!
Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н» , губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук ?
Дети. Согласный
Педагог Как вы догадались, что это согласный звук ?
Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.
Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?
Дети : Синим кружочком
3. Игра «Поймай звук » Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Н] из ряда гласных звуков , слогов
Педагог : Вам нужно поймать звук [н] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.
4. Игра «Определи место звука в слове »
Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н] .
Нос в веснушках у Наташки.
Наша Ната – первоклашка.
Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.
П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н] .
Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове .
Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук [н] в каждом из этих слов.
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н] , и определение места звука в слове : нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.
Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.
5. Знакомство с буквой Н . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса .
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н .
Педагог Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.
Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н ?
Дети : Три
Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н , а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н . Попробуйте выполнить также.
Педагог убирает контейнеры.
П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске . Одна большая, а другая маленькая.
6. Упражнение «Найди картинки» . Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.
Педагог вывешивает картинку.,
П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н .
Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.
П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.
Д е т и. Нарциссы.
П е д а г о г С какого звука начинается это слово?
Д е т и. Со звука [Н] .
7. Упражнение «Давайте почитаем» . Формирование навыка чтения.
П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.
Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.
8. Физкультурная пауза.
9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.
Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?
Д е т и. Это буква Н .
П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?
Д е т и. Синим.
Педагог Почему?
Д е т и. Это согласная буква .
П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом , а маленькую букву сначала обведите , а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.
П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?
Д е т и. Мы видим нитки.
11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?
Д е т и. Со звука [н] .
11. Организация окончания занятия . Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии .
Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?
Дет и. С буквой Н .
Пе д а г о г Какая это буква ?
Дети Соласная.
Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н ?
Д с т и. Три палочки.
Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили ?
Пе д а г о г Что мы делали на занятии ?
Публикации по теме:
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.