Приход весны. «Приход весны» В

Текст стихотворения Жуковского «Приход весны» поражает своей лаконичностью. Всего шесть строк – одна строфа. Это все, что счел необходимым сказать о прекрасной весне романтик Жуковский. Но может быть, поэт, который неизменно стремился учить современников душевности, хотел сказать нам что-то и самой краткостью произведения?

Стихотворение представляет собой перевод с немецкого стихотворения Л. Уланда. В то же время, Жуковский наверняка хотел выразить в этой изящной пейзажной миниатюре что-то важное именно для него. Изучая произведение на уроке литературы в классе стоит обратить внимание учащихся на то, что оно делится композиционно на две части: пейзаж и рассуждение. Если читать стих «Приход весны» Жуковского Василия Андреевича вслух, мы даже делаем здесь небольшую паузу. В первых трех строках поэт дает как бы конспективное описание весны. Почему оно такое краткое, без каких-либо словесных «украшений»? Вероятно, Жуковский хочет, чтобы читатель сам припомнил все радостные изменения в природе, связанные с приходом красавицы весны. И в самом деле, в последующих строках поэт восклицает: «Вас назвавши, что прибавить?» То есть простого перечисления довольно тому, чья душа уже счастливо встрепенулась навстречу весне. Поэт называет ее «жизнь души». Он восхищается весной, потому что она побуждает души людей к жизни, к радости, а для Жуковского это и было самым главным. Ведь известно его высказывание: «Романтизм – это душа».

В небольшом стихотворении Василия Жуковского "Приход весны" автор перечисляет приметы наступающей весны, которые, по его мнению, являются яркими проявлениями этого периода. В них наблюдается безграничная любовь поэта к природе, мечтательность, радость весеннего мировосприятия.

Особенности весны связаны с долгожданным прилетом голосистого ее предвестника - жаворонка, ласковым теплым дождем, звуками, доносящимися со стороны рощи.

В первых трех строках В. Жуковский затрагивает явления природы, которые передает и зрительное восприятие человека ("зелень нивы"), и слуховые ("жаворонка трепет"), и физические ("теплый дождь"). Благодаря воплощенным на бумаге образам деревьев, птиц, воды и дождя можно легко догадаться, о каком времени года идет речь. Эти природные зарисовки отражают переживания автора: восторг лирического героя, его жизнелюбие, желание разделить восхищение и радость от увиденного с окружающими.

Весна пробуждает в природе все живое и неживое. Она волшебным образом действует на состояние человека. Автор дает понять, что не нужны сложные фразы, подробные описания для того, чтобы передать то, какое место занимает весна в его сердце.

В стихотворении звучит риторический вопрос: "Чем иным тебя прославить?". Он дает читателю возможность додумать тонкости происходящих в природе явлений, которые имеют место с наступлением тепла.

Поэт одухотворяет природу. Олицетворения дают представления о разнообразии звуков в лесных зеленеющих массивах ("рощи лепет"), о том, насколько "весны приход" напоминает появление человека.

Особую эмоциональную окраску в произведении приобретает метафора "жизнь души", в которой заключается основная мысль стихотворения. Человек и природа всегда взаимосвязаны, так как вместе с приходом весны расцветает и душа поэта.

Сочинение Анализ стихотворения Приход весны Жуковского

Многие поэты писали о временах года, и красотах природы России. Василий Андреевич Жуковский не стал исключением. Писатель любил переводить стихотворения с немецкого языка свободного писателя Людвига Уланда. Одним из таких стихотворений стало «Приход весны», но Жуковский не стал его публиковать сразу. Стихотворение было опубликовано через 40 лет после перевода в 1831 году в русском журнале.

Стихотворение «Приход весны» олицетворяет пробуждение природы после долгого зимнего сна. Вся природа весной просыпается и начинается завораживающий танец цветов и ароматов. Жуковский пишет о том, что все оживает и душа поэта по-настоящему радуется и ликует.

В стихотворении всего шесть строк, но в них столько всего описано, счастье переплетается с радостью и душевным спокойствием. Приход весны это всегда волнительно, так же как и рождение. Весной все вокруг оживает, и природа наполняется живыми и яркими событиями, новый виток жизни.

Жуковский описывает, как природа ведет себя весной, здесь и трепет жаворонка, который летит высоко в небе над зеленеющей нивой. Бескрайность полей наполнены красотой зеленых красок, Василий Андреевич попытался раскрыть всю красоту российской природы.

Даже дождь, который пошел в стихотворении Жуковского теплый под которым хочется прогуляться и насладится им. Вода в реках, озерах под весенним солнцем блестит по-новому. Вместе с приходом весны душа писателя оживает и радуется каждому дню и каждому новому явлению в природе.

Весна это новый виток жизни и шанс начать все заново с чистого листа. Весна пробуждает в человеке самые лучшие чувства и положительные качества души. Весной хочется петь танцевать и радовать каждому лепесточку и листочку. Не зря Жуковский описал это время года и вложил в него столько души и радости. Василий Андреевич переведя это стихотворение, хотел передать всю ту красоту природы, которую не все видят.

Каждый человек для себя выбирает в жизни, что ему удобно, но это стихотворение заставляет задуматься о прекрасном. Ведь весна это не только пробуждение природы после долгого сна, но и пора влюбленности, когда сердце замирает.

История создания

Данный шедевр очень мал по стихотворным размерам, однако способен передать очень «большие и глубокие» мысли. Произведение было опубликовано во второй четверти 19-ого века. К сожалению, данное произведение стало популярно далеко не сразу, ведь свои обороты оно начало набирать только в70-80-е годе после его первой публикации в журнале «Русский архив». Стихотворение является профессиональным и качественным переводом произведения одного гениального немецкого писателя под названием Людвиг Уланд, считавшийся настоящей знаменитостью в свои времена.

Анализ

Конечно, Жуковский не просто дословно перевёл стихотворение своего «товарища по цеху», но и преобразил его, добавил собственных красок и манер. Ярким примером данных слов является специальное разделение стихотворения автором на 3 части. В начале повествуется о неспешном приходе весны. Каждая, даже самая мельчайшая деталь словно заставляет читателя представить картину ранней весны, ведь именно такой, по мнению Жуковского, должен быть истинный приход поры любви и очарования.

Основная часть представляет собой необыкновенное объяснение лаконичности, с которой талантливый писатель повествует дивную красоту природы данного периода. Вполне вероятно, что поэт думал, что природу стоило описать во всех красках, однако, говорит лишь «что прибавить?» в своё оправдание.

В заключительной части идёт сравнение данного природного явления с «жизнью души», видимо считая, что наступление весенней поры преображает человеческую душу своей изящностью и неповторимостью.

Цель написания

Очевидно, что цель данного произведения для Жуковского была передача всех чувств, возникших у него в душе во время прихода любимого времени года Александра Сергеевича Пушкина.

Также здесь прослеживается идея патриотизма и любви к родине, так как Василий Андреевич описал природу, характерную только для русских просторных земель. Он раскрыл все дива отечественных лесов: жаворонки, нивы, рощи. Это заставило Жуковского почувствовать невероятный восторг и гордость за собственную родимую землю.

Заключение

Сделав итог, можно смело заявить, что, написав всего лишь 6 строчек, гений переводов смог вместить сразу несколько важнейших для России тем, что присуще только искусным мастерам золотого века нашей литературы.

Несколько интересных сочинений

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Приход весны» Василий Жуковский

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны»

Короткое стихотворение «Приход весны» создано Жуковским в 1831 году. Его первая публикация состоялась гораздо позже — примерно через сорок лет. Миниатюру напечатал историко-литературный журнал «Русский архив». Произведение представляет собой вольный перевод стихотворения «Lob des Fr?hlings», принадлежащего перу немецкого поэта, видного представителя «швабской школы» романтизма Людвига Уланда. В России он наибольшей популярностью пользовался в девятнадцатом столетии. Переводами его лирики занимался не только Жуковский, но и другие видные поэты эпохи, в частности, Тютчев и . Причем Василий Андреевич к творчеству Уланда обращался не раз. Первые значительные переводы стихотворений немецкого романтика относятся к 1816 году — это «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне».

«Приход весны» можно условно разделить на две части. В первых трех строках Жуковский описывает ключевые признаки весны. При помощи буквально нескольких деталей поэту удается создать полную и яркую картину. Не обязательно обладать богатой фантазией, чтобы ясно представить себе описанный Василием Андреевичем пейзаж. Жуковский намеренно отказывается от использования сложносочиненных средств художественной выразительности, ставя во главу угла простоту и ясность мысли. Вторая часть произведения — своеобразное объяснение его лаконичности. По мнению поэта, перечисленных им деталей вполне хватает для полноценного описания весны. Есть здесь и еще один важный момент. Приход весны Жуковский называет жизнью души. Такое сравнение характерно для русской пейзажной лирики девятнадцатого века. Весна считалась временем пробуждения не только природы, но и человеческой души. Наступление теплых дней становилось символом духовного перерождения.

Жуковский считается основоположником русского романтизма. По мнению литературного и театрального критика Виссариона Белинского, он дал нашей поэзии «душу и сердце». Действительно, появление русскоязычной психологической лирики — во многом заслуга Василия Андреевича. «Душе и сердцу» непременно находилось место в стихотворениях Жуковского, посвященных описаниям природы. Наиболее точно главная особенность творчества поэта определена в его произведении «Невыразимое». Там говорится, что ключевая задача Василия Андреевича — выразить мимолетные переживания, вызываемые видимыми явлениями.