Забитые люди.

Невероятные факты

Можете ли вы представить себе мир, в котором нет обмана? Вряд ли кому-то хватит фантазии, чтобы осознать, как многого мы лишимся или насколько много приобретём, если перестанем друг другу врать. Человек лжёт каждый день, поэтому навыки по выведению собеседника на чистую воду пригодятся каждому.

Более того, каждый из нас когда-то ошибался в людях. В такие моменты мы думаем о том, как же можно было сразу не заметить, что человек ненадёжный, и на него нельзя положиться. А бывает и так, что мы просто не можем найти общий язык с кем-то, потому что не потрудились понаблюдать за человеком с целью создания его портрета.

Но как же узнать человека на самом деле? Коллегу, потенциального партнера, друга? В интернете есть очень много статей, вроде "задайте эти вопросы, чтобы узнать человека по-настоящему". Но как вы себе это представляете? Сажаете человека перед собой и начинаете вести допрос? На это согласится не очень много людей.



Другая крайность – это полагать, что человека можно узнать только за длительный период времени. Однако, коуч Джон Алекс Кларк (John Alex Clark) уверен, что ключевым в этом вопросе является не время, в наблюдательность и умение связать полученную информацию в одну цепочку.

Существует несколько очень простых и одновременно мощных приёмов, которые помогут вам выявить закономерности в поведении человека и узнать его характер. О них и поговорим.

Как узнать человека

1. Замечайте детали


Каждый день человек совершает огромное количество рутинных действий: покупает еду, едет в транспорте, говорит по телефону и т.д. Действия человека могут пролить свет на его личность, а также помочь предсказать, как он себя поведёт в той или иной ситуации.

Пример А. Если человек каждый день выбирает тоже самое блюдо в кафе, то вероятно, он сторонится перемен, и ему не нравится состояние неопределенности. Такие люди могут быть верными и преданными супругами. Но с другой стороны его будет крайне сложно убедить сделать рискованные инвестиции или переехать в другую страну.


Пример Б. Люди, которым нравится играть на бирже и заниматься другими рискованными мероприятиями, вероятнее всего, будут рисковать и в остальных сферах жизни. К примеру, такой человек может уволиться с работы, не найдя другой и не подумав о финансовой безопасности на время безработицы.

Пример В. Человек, который всегда смотрит в обе стороны, когда переходит дорогу, скорее всего предусмотрительный и осторожный. Он будет досконально обдумывать каждую мелочь прежде, чем принять какое-либо решение, и пойдёт лишь на хорошо просчитанный риск.

То есть если вы будете анализировать действия человека в одной сфере, вы сможете понять, как он будет себя вести и в других областях.

2. Обращайте внимание на то, как человек общается


Как ведет себя в общении ваш собеседник? Старается с каждым человеком построить отношения или же выделяет тех, кто ему близок по духу, а остальных держит на вытянутой руке? Беседует без чёткого плана, по наитию, ориентируясь на впечатления, или всё-таки постоянно анализирует, старается быть объективным и не доверяет интуиции?

Человек больше мыслитель, опирающийся на концепции, образы, схемы и идеи, или он скорее практик, живущий в мир измеримых величин, задач и фактов? Если вы будете наблюдать за повседневными словами и поведением, то вы сумеете проследить общую линию.

3. Поговорите с человеком об отношениях с общими знакомыми, о контактах на работе


Многие полагают, что сплетничать – это пустое занятие, лишенное всякого смысла. Однако, главное в этом вопросе то, какими качествами собеседник наделяет других людей, как он объясняет их поведение. Зачастую, когда мы говорим о других людях, мы неосознанно подмечаем то, что присутствует в нас самих.

Эти разговоры помогут понять, что мы ценим в окружающих людях, на кого хотим быть похожими, а также, что мы хотим изменить в себе. Чем чаще мы говорим о других, что они эмоционально стабильны, счастливы, добросердечны или вежливы, тем выше вероятность того, что мы сами обладаем этими характеристиками.

Если человек говорит о другом, что тот прикидывается для того, чтобы вырыть кому-то яму, то это может означать, что такой человек расчетлив и строит лишь отношения, построенные на сиюминутной выгоде.

4. Прощупывайте существующие границы


Когда человек хочет построить отношения, он видит хорошее и игнорирует плохое. Однако, рано или поздно иллюзии все равно рассеются, и человек предстанет перед вами во всей красе. Человек, умеющий правильно общаться, в первую очередь, будет искать в собеседнике не хорошее, а его границы.

Если оппонент любезен, то где любезность заканчивается? Он хочет помочь, а где это стремление прекратится? Если он искренен, то когда начнёт темнить? Он терпим к ошибкам подчинённых до какого момента? Честен со своими клиентами? А если речь идет о сумме с большим количеством нулей?

Адекватный, трезвомыслящий, понимающий, разумный? Где его предел, перейдя который он превращается в безумца?

5. Обратите внимание на поведение человека в критической ситуации


Когда случаются форс-мажоры, человек показывает себя во всей красе, он просто не может играть или лукавить. Он не успевает надеть маску, поэтому и вести себя начинает так, как хотят его инстинкты.

Как узнать человека на самом деле

6. Обратите внимание на его отношение к обслуживающему персоналу


Люди, жизнь с которыми была несправедлива, по их же мнению, обладают привычкой срываться на обслуживающем персонале. Продавцы, официанты, уборщики – достается всем. Если ваш собеседник зовёт официанта щелчком пальцев или свистом, то это первый признак, что человек, как минимум, плохо воспитан со всеми вытекающими.

7. Наблюдайте за интонацией и языком тела


В интернете очень много информации о языке тела. Лжецы распознаются по некоторым признакам: они делают паузы в разговоре, меняют тему разговора, начинают оправдываться, даже если упрёка нет, при ответе на вопрос отводят глаза, часто прикасаются к своему лицу.

Ну, посудите же – зачем было сходить с ума человеку? Оставайся бы он только верен безмятежной теории, что он в своем праве, и все в своем праве, что если новый коллежский раньше его произведен, – так этому так и следует быть, и что если Клара Олсуфьевна его отвергла, так опять это значит, – что ему к ней и соваться не следовало, – словом, продолжай он идти своей дорогой, никого не затрогивая, и помни, что все на свете законнейшим образом распределяется по способностям, а способности самою натурою даны и т. д. – вот и продолжал бы человек жить в прежнем довольстве и спокойствии. Так ведь нет же: встало что-то со дна души и выразилось мрачнейшим протестом, к какому только способен был ненаходчивый г. Голядкин, – сумасшествием… Не скажу, чтоб г. Достоевский особенно искусно развил идею этого сумасшествия; но надо признаться, что тема его – раздвоение слабого, бесхарактерного и необразованного человека между робкою прямотою действий и платоническим стремлением к интриге, раздвоение, под тяжестью которого сокрушается наконец рассудок бедняка, – тема эта, для хорошего выполнения, требует таланта очень сильного. При хорошей обработке из г. Голядкина могло бы выйти не исключительное, странное существо, а тип, многие черты которого нашлись бы во многих из нас. Припомните ваши встречи с чиновным людом; припомните тех, которые называют себя людьми неискательными, спокойными, любящими по правде жить. Вспомните, как они любят говорить о своей неискательности и как иногда, вдруг круто изменяется направление разговора при упоминании о ком-нибудь из их сослуживцев, начальников или знакомых, успевающем больше других. Тут сейчас пойдет: и «хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит», и «правдой век не проживешь», и жалобы на собственную неспособность к подлостям, и ироническое, как будто уничижительное перечисление собственных заслуг: «Что, дескать, мы – что по шести-то часов спины не разгибаем, да дела-то все нами держатся – эка важность… А вот – пойти к его превосходительству на бал, да польку там отхватать, да по утрам вместо дела-то по магазинам разъезжать – его супруги комиссии исполнять – вот это дело, вот с этим и в честь попадешь… А мы – что? Клячи водовозные, волы подъяремные – только в черную работу и годимся…» и т. д. А затем разговор непременно принимает такой оборот: что ведь «и мы, дескать, могли бы подличать, и мы могли бы финтить»… и в доказательство расскажут вам несколько случаев, где, точно, человеку удобно было сподличать, а он не захотел… Во всех подобных господах решительно сидит тенденция г. Голядкина к сумасшедшему дому; дайте им только побольше мечтательности и меланхолии – и переход будет недалек…

Господин Голядкин, впрочем, человек уж совсем сумасшедший; оставим его. А вот еще есть лицо у г. Достоевского, тоже сумасшедший, но скорее только мономан – г. Прохарчин. Человек этот тоже сообразил, должно быть еще при начале своего служебного поприща, что «одному на сем свете назначено в каретах ездить, другому в худых сапогах по грязи шлепать», и, причислив себя к последнему разряду, нанял себе угол и живет, не думая пытать судьбы своей. Но прочного спокойствия нет у него на душе; характер у него боязливый, как у всех забитых, и хотя он твердо верует в нерушимость своей философии, но на свете видит и случайности разного рода: болезни, пожары, внезапные увольнения от службы по желанию начальства… Бедняка начинает преследовать мысль о непрочности, о необеспеченности его положения. Мысль, конечно, очень естественная. Натурален и результат ее – решение откладывать и копить деньги, на всякий случай. Но исполнение уже дико, хотя тоже понятно в г. Прохарчине: он прячет звонкую монету себе в тюфяк… Да и куда же ему девать в самом деле? В сундук положить – утащат; поручить кому-нибудь – никому довериться нельзя; в ломбард положить – помилуйте, это значит прямо объявить себя богачом, Крезом каким-то. «У него деньги в ломбарде лежат» – знаете ли вы, как звучит эта фраза в кругу мелких чиновников, а тем более обитателей углов!.. Вот г. Прохарчин и прячет деньги в тюфяк, и 10 лет прячет, и 15, и 20, может быть и больше, и даже сам, кажется, высчитать хорошенько не может, сколько у него там спрятано, а потревожить тюфяк – боится любопытных глаз… Живет он довольно спокойно, то есть перед всяким сторонится, всего робеет и рад, что его не трогают. Вдруг вместе с ним поселяются новые жильцы – хорошие люди, но «надсмешники». Заметив боязливость Прохарчина и постоянную мысль о необеспеченности, – давай они между собою сочинять слухи – то о сокращении штатов, то об экзаменах для старых чиновников, то о желании его превосходительства уволить всех чиновников с непрезентабельной фигурой, то вообще о тяжелых временах… И что бы вы думали? Ведь совсем сбился с толку бедняжка Прохарчин: ходит сам не свой, лица на нем нет, так и ждет, что его выгонят из службы, и тогда что же с ним будет? Запасец хоть и сделан, да ведь уже его теперь истощать придется, а пополнять неоткуда… Волнение Прохарчина выразилось, как водится, между прочим, тем, что он, встретясь с каким-то закоснелым пьянчужкой, хватил через край и привезен домой в бесчувствии и больной. Едва очнувшись, он начал бредить и тосковать о том, что вот живешь-живешь, да и пойдешь с сумочкой; нынче нужен, завтра нужен, – а потом и не нужен, и ступай по миру… Его начинают убеждать, что ему бояться нечего: человек он хороший, смирный и пр…. Он отвечает: «Да вот он вольный, я вольный; а как лежишь, лежишь, да и того…» – «Чего?» – «Ан и вольнодумец»… Все приходят в ужас и негодование при одной мысли, что Прохарчин может быть вольнодумцем; но он возражает: «Стой, я не того… ты пойми только, баран ты: я смирный, сегодня смирный, завтра смирный, а потом и не смирный, сгрубил; пряжку тебе, и пошел вольнодумец!..» Словом сказать, – господин Прохарчин сделался истинным вольнодумцем: не только в прочность места, но даже в прочность собственного смирения перестал верить. Точно будто вызвать на бой кого-то хочет: «Да что, дескать, вечно, что ли, я пресмыкаться-то буду? Ведь я и сгрублю, пожалуй, – я и сгрубить могу… Только что тогда будет?..» Но разгулялся этот господин Прохарчин перед смертью: в ту же ночь, не осилив волнения, он умер, возбудив общее сожаление в жильцах. А по смерти его нашли в тюфяке, в разных сверточках, серебряной монеты на 2497 рублей с полтиной ассигнациями, – отчего жильцы, и в особенности хозяйка, пришли уже в негодование…

Из этой полезной статьи Вы узнаете о том, как унизить человека умными словами , не пуская в ход кулаки.
Грех обижать хорошего человека, помните об этом.
За любое унижение невинного Вам придется расплачиваться наказанием свыше.
Но нередки случаи, когда Вас размазывают по стенке, произнося фразы непристойного содержания.
Конечно же, Вы можете ответить обидчику тем же или вдарить по зубам со всего размаху.
Но это не совсем деликатный метод, друзья мои.

Намного сложнее унизить человека, не положив его на лопатки, а подобрав такие фразы, чтобы они в моральном смысле уничтожили его.
Вот этим мы и займемся.

Фразы, унижающие человека за оскорбление достоинства

Если Ваше достоинство поставили под сомнение- не важно кто Вы- мужчина или женщина, попробуйте ответить этими фразеологизмами:

1). Оскорбить женщину может лишь моральный импотент или существо, опущенное жизнью.
2). Ты сейчас бросаешь оскорбления потому, что упорно скрываешь свою собственную несостоятельность.
3). Мое достоинство не на высоте, но оно и не на дне. А Вы выдаете в себе слабую и морально убогую личность.
4). Ваши оскорбления звучат как беспомощная попытка доказать свое превосходство.

Этими фразами Вы унижаете человека осторожно и деликатно. Интеллигентно опуская его, Вы сами не уподобляетесь злому обидчику.

Фразы, морально убивающие человека за унижения

Сразу хочу предупредить, что их использовать следует с глубокой осторожностью. Все дело в том, что Вы наделены способностью запрограммировать человека на негативные последствия. Его платой за причиненную Вам обиду станет неблагополучное событие, которое произойдет в тесной связи со словесным “пророчеством”.
Не совсем ясно?
Сейчас все поймете.

Примеры фраз, морально убивающие и фатально программирующие обидчика на “вечную память”:

5). Я ничего тебе не отвечу. Но ты потом поймешь, что все несчастья ты нажил с этого дня.
6). Очередь к онкологу очень длинная, и ты встанешь в конец. (Произнесите эти слова только в случае жестокого унижения).
7). За все в этой жизни придется расплачиваться. Не забывай этот день, чтобы потом не думать за что Бог тебя наказал.
8). С этого момента в твоей жизни начнутся несчастья. Я не пугаю, а знаю об этом.

Немного пофантазировав, Вы можете изрядно дополнить предложенный список.
Только не перегибайте палку и не программируйте неплохого человека на худой фатализм.
Вполне возможно, что Вас унизила достаточно мнительная и слабая личность, которая начнет угасать после всего произнесенного.

Теперь Вы знаете о том, как морально унизить человека умными фразами .
Да и сами не забывайте о том, что за слово придется также платить, как и за скверное дело.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

могло бы выйти не исключительное, странное существо, а тип, многие черты которого нашлись бы во многих из нас. Припомните ваши встречи с чиновным людом; припомните тех, которые называют себя людьми неискательными, спокойными, любящими по правде жить. Вспомните, как они любят говорить о своей неискательности и как иногда, вдруг круто изменяется направление разговора при упоминании о ком-нибудь из их сослуживцев, начальников или знакомых, успевающем больше других. Тут сейчас пойдет: и "хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит", и "правдой век не проживешь", и жалобы на собственную неспособность к подлостям, и ироническое, как будто уничижительное перечисление собственных заслуг: "Что, дескать, мы -- что по шести-то часов спины не разгибаем, да дела-то все нами держатся -- эка важность... А вот -- пойти к его превосходительству на бал, да польку там отхватать, да по утрам вместо дела-то по магазинам разъезжать -- его супруги комиссии исполнять -- вот это дело, вот с этим и в честь попадешь... А мы -- что? Клячи водовозные, волы подъяремные -- только в черную работу и годимся..." и т. д. А затем разговор непременно принимает такой оборот: что ведь "и мы, дескать, могли бы подличать, и мы могли бы финтить"... и в доказательство расскажут вам несколько случаев, где, точно, человеку удобно было сподличать, а он не захотел... Во всех подобных господах решительно сидит тенденция г. Голядкина к сумасшедшему дому; дайте им только побольше мечтательности и меланхолии -- и переход будет недалек...

Господин Голядкин, впрочем, человек уж совсем сумасшедший; оставим его. А вот еще есть лицо у г. Достоевского, тоже сумасшедший, но скорее только мономан -- г. Прохарчин. Человек этот тоже сообразил, должно быть еще при начале своего служебного поприща, что "одному на сем свете назначено в каретах ездить, другому в худых сапогах по грязи шлепать", и, причислив себя к последнему разряду, нанял себе угол и живет, не думая пытать судьбы своей. Но прочного спокойствия нет у него на душе; характер у него боязливый, как у всех забитых, и хотя он твердо верует в нерушимость своей философии, но на свете видит и случайности разного рода: болезни, пожары, внезапные увольнения от службы по желанию начальства... Бедняка начинает преследовать мысль о непрочности, о необеспеченности его положения. Мысль, конечно, очень естественная. Натурален и результат ее -- решение откладывать и копить деньги, на всякий случай. Но исполнение уже дико, хотя тоже понятно в г. Прохарчине: он прячет звонкую монету себе в тюфяк... Да и куда же ему девать в самом деле? В сундук положить -- утащат; поручить кому-нибудь -- никому довериться нельзя; в ломбард положить -- помилуйте, это значит прямо объявить себя богачом, Крезом каким-то. "У него деньги в ломбарде лежат" -- знаете ли вы, как звучит эта фраза в кругу мелких чиновников, а тем более обитателей углов!.. Вот г. Прохарчин и прячет деньги в тюфяк, и 10 лет прячет, и 15, и 20, может быть и больше, и даже сам, кажется, высчитать хорошенько не может, сколько у него там спрятано, а потревожить тюфяк -- боится любопытных глаз... Живет он довольно спокойно, то есть перед всяким сторонится, всего робеет и рад, что его не трогают. Вдруг вместе с ним поселяются новые жильцы -- хорошие люди, но "надсмешники". Заметив боязливость Прохарчина и постоянную мысль о необеспеченности,-- давай они между собою сочинять слухи -- то о сокращении штатов, то об экзаменах для старых чиновников, то о желании его превосходительства уволить всех чиновников с непрезентабельной фигурой, то вообще о тяжелых временах... И что бы вы думали? Ведь совсем сбился с толку бедняжка Прохарчин: ходит сам не свой, лица на нем нет, так и ждет, что его выгонят из службы, и тогда что же с ним будет? Запасец хоть и сделан, да ведь уже его теперь истощать придется, а пополнять неоткуда... Волнение Прохарчина выразилось, как водится, между прочим, тем, что он, встретясь с каким-то закоснелым пьянчужкой, хватил через край и привезен домой в бесчувствии и больной. Едва очнувшись, он начал бредить и тосковать о том, что вот живешь-живешь, да и пойдешь с сумочкой; нынче нужен, завтра нужен,-- а потом и не нужен, и ступай по миру... Его начинают убеждать, что ему бояться нечего: человек он хороший, смирный и пр.... Он отвечает: "Да вот он вольный, я вольный; а как лежишь, лежишь, да и того..." -- "Чего?" -- "Ан и вольнодумец"... Все приходят в ужас и негодование при одной мысли, что Прохарчин может быть вольнодумцем; но он возражает: "Стой, я не того... ты пойми только, баран ты: я смирный, сегодня смирный, завтра смирный, а потом и не смирный, сгрубил; пряжку тебе, и пошел вольнодумец!.."- Словом сказать,-- господин Прохарчин сделался истинным вольнодумцем: не только в прочность места, но даже в прочность собственного смирения перестал верить. Точно будто вызвать на бой кого-то хочет: "Да что, дескать, вечно, что ли, я пресмыкаться-то буду? Ведь я и сгрублю, пожалуй,-- я и сгрубить могу... Только что тогда будет?.." Но разгулялся этот господин Прохарчин перед смертью: в ту же ночь, не осилив волнения, он умер, возбудив общее сожаление в жильцах. А по смерти его нашли в тюфяке, в разных сверточках, серебряной монеты на 2497 рублей с полтиной ассигнациями,-- отчего жильцы, и в особенности хозяйка, пришли уже в негодование...

Господин Прохарчин, как забитый, запуганный человек, ясен; о нем и распространяться нечего. О его внезапной тоске и страхе отставки тоже нечего много рассуждать. Привести разве мнение его сожителей во время его болезни: "Все охали и ахали; всем было и жалко и горько, и все меж тем дивились, что вот как же это таким образом мог совсем заробеть человек? И из чего же заробел? Добро бы был при месте большом, женой обладал, детей поразвел; добро б его там под суд какой ни на есть притянули; а то ведь и человек совсем дрянь, с одним сундуком и с немецким замком; лежал с лишком двадцать лет за ширмами, молчал, свету и горя не знал, скопидомничал, и вдруг вздумалось теперь человеку, с пошлого, с праздного слова какого-нибудь, совсем перевернуть себе голову, совсем забояться о том, что на свете вдруг стало жить тяжело... А и не рассудил человек, что всем тяжело!.. Прими он вот только это в расчет,-- говорил потом Океаниев,-- что вот всем тяжело, так бы сберег бы человек свою голову, перестал бы куролесить и потянул бы свое кое-как, куда следует".

И ведь прав Океаниев: действительно, Прохарчин оттого и погиб, что с пути здравой философии сбился.

Но кто же не сбивался с нее? У кого не бывало случаев, порывов, увлечений, внезапно нарушавших ровный ход мирно устроенного механизма жизни? Вот еще, пожалуй; пример из г. Достоевского: юный чиновник, Вася Шумков, из низкого состояния трудолюбием и благонравием вышел, за почерк и кротость любим начальством и самим его превосходительством, Юлианом Мастаковичем, получает от него приватные бумаги для переписки да еще за эту честь и деньгами от него награждается время от времени. К этому еще -- он имеет преданного друга Аркашу; мало того -- он полюбил, заслужил взаимность и уже женихом объявлен... Чего ему еще! Он переполнен счастьем: жизнь ему улыбается. Триста рублей жалованья да приватных от Юлиана Мастаковича -- житье с женою хоть куда! Они же так любят друг друга! Вася ничего не помнит, ни о чем не думает, кроме своей невесты; у него есть бумаги, данные для переписки Юлианом Мастаковичем; сроку остается два дня, но Вася, с свойственным влюбленному юноше легкомыслием, говорит: "Еще успею", и не выдерживает, чтоб в вечер под Новый год не отправиться с приятелем к невесте... Но, возвратившись домой и засевши на целую ночь писать, он поражается суровой действительностью: всех бумаг никак не перепишешь к сроку,-- а завтра к тому же Новый год, надо еще идти -- расписаться у его превосходительства. Напрасно Аркаша его удерживает, обещая за него расписаться,-- Вася боится, что Юлиан Мастакович могут обидеться. Напрасно также добрый друг уговаривает его не сокрушаться, напоминая о великодушии Юлиана Мастаковича:, это еще более убивает Васю. Как! о, ничтожный червяк, презренное, жалкое существо,-- удостоен такого высокого внимания, получает частные поручения, слышит милостивые слова... и вдруг -- что же?-- нерадение, неисполнительность, неблагодарность! Всю чудовищность, всю черноту своего поступка Вася и измерить не может, ибо соразмеряет ее с расстоянием, разделяющим его от Юлиана Мастаковича,-- а кто же может измерить это расстояние?! У бедняка голова кружится при одном взгляде на эту страшную пропасть... Он было думает идти к Юлиану Мастаковичу и принести повинную; но как решиться на подобную дерзость? Друг его хочет объясниться за своего друга, даже отправляется к его превосходительству, но заговорить тоже не решается. Бедный Вася сидит за письмом два дня и две ночи, у него мутится в голове, он уже ничего не видит и водит сухим пером по бумаге. Наконец любовь, ничтожество, гнев Юлиана Мастаковича, недавнее счастье, черная неблагодарность, страх за свое полнейшее бессилие -- сламывают несчастного, он убеждается, что "ему теперь одна дорога -- в солдаты, и мешается на этой мысли. А Юлиан Мастакович благодушно заметил: "Боже, как жаль! И дело-то, порученное ему, было не важное и вовсе не спешное... Так-таки ни из-за чего погиб человек!"
Автор статьи: Добролюбов Н.А.

Положим, что г. Достоевский слишком уж любит сводить с ума своих героев; положим, что у Васи его уж донельзя слабое сердце (так и повесть называется). Но всмотритесь в основу этой повести,-- вы придете к тому же результату: что идеальная теория общественного механизма, с успокоением всех людей на своем месте и на своем

    Никак. Потому что любовь держится на вере в чудо, а не в человека из плоти и костей, потому что всяко искушения и соблазны не имеют власти лишь над избранными, привлеченными сюда больше юродствовать, нежели провозглашать и доказывать. Спасение же остается внутри тебя самого(-ой), а не в человеке, который рядом может служить как крепкая подпорка в трудную минуту.

    Сомнение остается лишь в одном - нужно ли тебе, чтоб твои чувства полноценно разделялись вживую или нет. Во втором случае начинаешь жить и любить фантазию, а в ней отсутствует домыслы, страхи и сомнения... ежели только не заниматься самообманом и не параноить подобно психу в доме скорби. Отчаявшиеся полностью в чувствах люди, хотят чтоб их возлюбила сказочная энергия, кто-то называет её Всевышним. Разница заключается в межполовой связи (безусловно вносящий коррективы) или в её отсутствии, коль очень огрубить трактовку в мирском понимании смыслов связей среди существ.

    Бывают пустые, которым особо не о чем говорить. А бывают люди, которые больше делают чем говорят - они как правило тоже трепаться не любят. А бывает просто плохое настроение и усталость, в эти моменты люди тоже не шибко общительны. П.С. на полноценный контакт иду только с друзьями, которых не много, но зато настоящие. А остальным я не собираюсь рассказывать все подробности своей жизни, идти на полноценный контакт и т.д. Зачем?

    Познакомь его с кокаином, про чай он точно забудет

    Смирись что рано или поздно ты их потеряешь... да будет больно, да будет тяжело, но это реальность

    не совсем в тему, но всё же подходит - By failing to prepare you prepare to fail.

    Да, только самой. Никак к сожалению не отучить без желания самого пьющего.
    А что, так сильно и часто квасит?
    Может отвлечь, занять её чем-нибудь, на природу вытаскивайте, в кино, театры, концерты ходите вместе. Ещё знаю, что обильная еда, напрочь отбивает желание выпить даже у алкаголиков, кормите её при встрече, да побольше.

    посетить ближайший мит ирц.лв