Здравоохранение Сибири в XIX веке. Сетевое издание медицина и образование в сибири

В конце XVIII - первой половине XIX в. здравоохранение в Сибири сделало новые успехи, хотя в целом они по-прежнему были ничтожно малыми по сравнению с нуждами огромного края. Если в первой половине XVIII в. в Сибири возникли госпитали в воинских частях и при некоторых заводах, то в 1783 и 1784 гг. открываются первые гражданские больницы в Тобольске и Иркутске. С начала XIX в. количество больниц увеличивается. Развертывается деятельность иркутской больницы, в 1807 г., созданной на средства купца Чупалова, открываются больницы в Томске, Верхнеудинске и ряде других мест. Ко времени проведения Сибирской реформы 1822 г. по городам Тобольской губернии насчитывалось 7 больниц, в Томской (включая территорию еще не выделившейся Енисейской губернии) - 6, в Иркутской губернии - 7. Кроме того, создавались госпитали при некоторых заводах. В ведении военного ведомства было несколько лазаретов. На 1851 г. в сибирских городах насчитывалось 30 больниц (не считая 2-3 домов для умалишенных), из них в Западной Сибири - 18 и в Восточной - 12. К середине XIX в. сеть общегражданских лечебных заведений стационарного типа более или менее сформировалась и в дальнейшем на протяжении по крайней мере 50-х годов в основном оставалась той же; пропускная же способность больниц заметно возрастала, в Восточной Сибири она поднялась за 50-е годы XIX в. на 25-30 %.

Народное здравоохранение мало интересовало царские власти. Казенные расходы на содержание медицинских учреждений даже в середине XIX в. по Иркутской губернии не достигали 0.2% расходной части губернского бюджета. Подобное положение было повсеместным в Сибири. Содержались больницы на городские средства, собираемые с населения. Больницы, даже при наличии врачей (а они были далеко не везде), находились в ужасном состоянии. Так, в Ачинской больнице сенаторская ревизия 1843 г. отметила: "строения ветхи", полы "худо проконопачены", печи "дурны"; даже кухня так холодна, что "зимою квашня замерзает". Больничный же смотритель - не врач, а казачий урядник, совмещающий работу в больнице с должностью квартального надзирателя, которой "занят преимущественно".

Даже в больницах губернских центров смертность была весьма высока: по Томской городской больнице она за 1839-1849 гг. колебалась от 12 до25%.

С больных за лечение взималась высокая плата, достигавшая 38 руб. ассигнациями с человека за месяц (по данным больниц Енисейской губернии, 1842 г.), что ставило выходящих из больницы в крайне тяжелое положение.

Врачей в Сибири недоставало. Часто их заменяли лекарские ученики и оспопрививатели, подготовленные из местной молодежи. Даже в 1857 г. на всю Восточную Сибирь вместе с вновь присоединенными Приамурьем и Приморьем приходилось всего 62 врача (из них состояло на службе только 54). Бичом сибирского населения по-прежнему являлись эпидемии. Тиф, холера, сибирская язва, корь и другие эпидемические заболевания охватывали те или иные районы Сибири почти ежегодно. Смертность была огромна. Так, в эпидемию оспы 1850-1851 гг. на Енисейском севере заболели 951 русский и 965 коренных жителей. Из "их умерли соответственно 189 и 545 человек. При общем отсутствии медицинской помощи эти цифры отражают различия в условиях быта. В эпидемию холеры, занесенную партиями переселенцев в Омский округ в 1853 г., из 519 зарегистрированных заболевших умерли 164 человека. Широкое распространение эпидемий объясняется не только недостаточностью медицинской помощи, но, главное, бескультурьем и нищетой населения. Еще П.С. Паллас, описывая Ачинск, говорил о множестве тараканов в избах: ими были облеплены все стены; никакие продукты не могли от них уцелеть, спящих на печах они разъедали в кровь. Известно, что М.В. Петрашевский был помещен в подобную избу в минусинской ссылке в 60-х годах XIX в. Крестьяне, чтобы спастись от насекомых, в сильные морозы временно переходили к соседям, а дома вымораживали, насыпая в них груды снега. В наихудших санитарно-гигиенических условиях быта находилось коренное нерусское население Сибири. Здесь грязь была даже в домах богачей. О крупнейшем хакасском скотовладельце Картине, человеке, который "не знает счета своим табунам, считает большую часть качинцев своими должниками", Н. Костров писал, что пол в его доме русского типа "покрыт пылью и грязью чуть ли не на вершок; там разбросаны овчинные тулупы, тут печеный хлеб, здесь кошмы и арканы. У Картина для почетного гостя подадут самовар и станут угощать чаем в фаянсовых чашках; но эти чашки едва ли хоть раз мыли со времени их покупки". Во многих районах Сибири бани были редкостью среди коренного населения (например, среди койбалов, на Абакане, баня впервые была построена в 1831 г.). Подобные условия быта способствовали распространению болезней. ээээээц

В Сибири были врачи, искренне стремившиеся служить народу. Некоторые из них не только лечили, но и старались распространить элементарные медицинские познания в массах. Еще в начале 90-х годов XVIII в. тобольским типографом Корнильевым была издана книга штаб-лекаря Петерсона о первой помощи лицам, потерявшим сознание; она распространялась по городским и сельским обществам. Тобольский врач Пабст в 1805 г. написал книгу "Краткое описание. причины, почему по Сибири так много младенцев умирает", в которой дал наставления об уходе за новорожденными. В 30-х годах XIX в. началась подготовка оспопрививателей, набираемых из среды молодежи на местах. Это дало некоторые результаты в борьбе со страшной болезнью, хотя оспопрививание и наталкивалось на известное сопротивление со стороны невежественных масс, особенно раскольников, которые объявляли прививку "печатью антихристовой".

Лучшие врачи Сибири работали и над усовершенствованием методов лечения. В этом плане можно указать на применение семипалатинским лекарем Яроцким своего способа консервирования оспенной вакцины (1829 г.). Енисейский врач М. Кривошапкин начал вслед за нерчинским врачом М. Робеком применять электротерапию, достигая серьезных успехов в излечении больных при параличах, ревматизме, артритах и других случаях. Петрашевец Ф.Н. Львов исследовал енисейские минеральные воды.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СТАТУСА ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

Проводилось классическое остеометрическое исследование скелетных серий многослойного могильника Сопка-2. Динамика остеометрических показателей отражает процесс формирования специализированных морфотипов, проживавших на одной территории при периодически меняющихся климатических и ландшафтных условиях. Выявлены значительные различия в таких значениях, как длина тела, показатели массивности трубчатых костей и их формы. Мужское население эпохи энеолита имело довольно высокий рост - около 173 см, рост женщин значительно ниже - 153,5 см. У мужчин из эпохи бронзы рост составляет в среднем - 162 см, у женщин практически не меняется - 154,3 см.

Ключевые слова: антропология, остеометрия.

Введение. Проводилось классическое остеометрическое исследование скелетных серий многослойного могильника, расположенного на территории Венгеровского района Новосибирской области. Могильник Сопка-2 оставлен носителями разных культурных обществ, которые проживали на этой территории не менее 8-ми тысячелетий . Динамика остеометрических показателей отражает процесс формирования специализированных морфотипов, проживавших на одной территории при периодически меняющихся климатических и ландшафтных условиях.

По мнению Добровольской , экологический аспект исследований палеоантропологических материалов во многом дополняет классические методы палеоантропологии. Палеоэкологическое исследование, в первую очередь, ставит задачу реконструкции образа жизни населения, оставившего памятник.

Цель исследования. Основной целью настоящей работы является выявление особенностей физического статуса палеопопуляций, принадлежавших жителям эпохи энеолита (эпоха раннего металла) и бронзы.

Материалы и методы. В целом был исследован 251 скелет разной степени сохранности. Были исследованы посткраниальные отделы 52-х скелетов индивидов, относящихся к эпохе энеолита (IV–III тыс. до н.э.) и 199-ти скелетов индивидов, относящихся к эпохе бронзы и принадлежащих носителям кротовской культуры (начало III и середина II тыс. до н.э.). Для определения размеров костей и пропорций посткраниального скелета были использованы классический остеометрический метод , метод определения индексов (пропорций). Проанализировано 25 линейных признаков, 10 указателей пропорций.

Результаты исследования. Выявлена существенная разница остеометрических показателей у жителей изучаемых эпох. Так, у энеолитического населения (в мужской и женской сериях) длинные кости имеют большие продольные размеры (табл. 1, 2), а у жителей эпохи бронзы эти показатели в значительной степени снижены (табл. 3, 4). Бедренные кости по указателю платимерии у мужчин эпохи энеолита уплощены достаточно сильно (71 %). В женской серии этот показатель незначительно снижается (70 %). У жителей эпохи бронзы эти показатели равны 74 % у мужчин и 70 % у женской популяции. Пилястр у мужского населения энеолита - 99 %, у мужского населения эпохи бронзы - 105 %. У женского населения эпохи энеолита - 100 % и в женской выборке эпохи бронзы - 98 %. Небольшие показатели по пилястру в мужской популяции эпохи энеолита не соответствуют реальной степени развития шероховатой линии бедра. У большинства индивидов степень развития шероховатой линии (место прикрепления четырёхглавой мышцы бедра) соответствует максимальному баллу, а в некоторых случаях имеет чрезвычайно сильное развитие. При этом отмечается одновременное увеличение и поперечного диаметра диафиза бедренной кости.

Указатель сечения (степень уплощённости большеберцовой кости в сагиттальной плоскости) характеризуется слабо выраженной эурикнемией у мужчин эпохи энеолита (70 %) и выраженной платикнемией у индивидов из эпохи бронзы (61 %). Для женской выборки эпохи энеолита характерна выраженная эурикнемия (78 %), для женщин эпохи бронзы - мезокнемия - 68 %. Указатель массивности кости в обеих группах мужского населения - более 23 %, т.е. кости достаточно массивные. В женских выборках высокий показатель массивности имеет женское население эпохи энеолита (22 %), а у женщин эпохи бронзы показатель массивности невысокий - 21 %. Анализируя изменения со стороны пропорций тела, следует отметить незначительное увеличение берцово-бедренного индекса у мужского населения эпохи бронзы (86 %) по сравнению с мужской выборкой эпохи энеолита (80 %), которое происходит за счёт укорочения бедра. Длина тела в мужских выборках эпохи энеолита и бронзы, вычисленная по методу Пирсона и Ли и формуле Г. Ф. Дебеца, составляет в среднем 173,0 см (эпоха энеолита) и 162,3 см - для жителей эпохи бронзы. Таким образом, жители эпохи энеолита отличались довольно высоким ростом по сравнению с более поздней популяцией. Рост женского населения практически не меняется и составляет для женской выборки из эпохи энеолита 153,5 см и 154,1 см для эпохи бронзы. Уровень полового диморфизма по показателям роста существенно снижается от эпохи энеолита по направлению к эпохе бронзы. Остеометрические характеристики скелетных выборок эпохи энеолита по многим параметрам совпадают с данными С. С. Тур, М. П. Рыкун , которые изучали синхронную энеолитической выборке популяцию афанасьевской культуры Горного Алтая.

Показатели длинных трубчатых костей мужского населения эпохи энеолита

Признаки (по Мартину)

Заключение. Сопоставление данных о строении костной системы индивидов из погребений могильника Сопка-2, оставленных носителями гребенчато-ямочной культуры (эпоха энеолита) и носителями кротовской культуры (эпоха бронзы), показывает значительные различия в таких значениях, как длина тела, показатели массивности трубчатых костей и их формы. Мужское население эпохи энеолита имело довольно высокий рост (около 173 см), рост женщин значительно ниже (153,5 см). У мужчин из эпохи бронзы длина тела меньше более чем на 10 см и составляет в среднем 162 см. Длина тела женской популяции практически не меняется - 154,3 см.

  1. Алексеев В. П. Остеометрия. Методика антропологических исследований / В. П. Алексеев. - М. Наука, 1966. - 249 с.
  2. Добровольская М. В. Человек и его пища / М. В. Добровольская. - М. Научный мир, 2005. - 368 с.
  3. Молодин В. И. Памятник Сопка-2 на реке Оми / В. И. Молодин. - Новосибирск. Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. - Т. 1. - 128 с.
  4. Молодин В. И. Памятник Сопка-2 на реке Оми / В. И. Молодин. - Новосибирск. Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. - Т. 3. - 220 с.
  5. Тур С. С. Палеоэкология населения афанасьевской культуры Горного Алтая. Эпоха энеолита и бронзы гонного Алтая. Ч. 1 / С. С. Тур, М. П. Рыкун. - Барнаул. АзБука, 2006. - 234 с.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ , система профессиональной подготовки врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Первым медицинским образовательным учреждением Сибири была Колывано-Воскресенская госпитальная школа, открытая в 1758 по инициативе главного лекаря .

К попыткам организовать медицинское про­свещение в Сибири относится и создание в 1802 при Тобольской духовной семинарии медицинских классов. Однако до второй трети XIX в. подготовка медицинских кадров для Сиби­ри осуществлялась преимущественно в образовательных учреждениях европейской части России, в частности в Казани, где были уч­реждены сибирские стипендии. В 1870-х гг. в сибирских городах стали открываться повивальные и ветеринарно-фельдшерские школы: в 1878 - повивальная школа с 3-годичным сроком обучения и ветеринарно-фельдшерские школы в Томске и Тобольске , Центральная фельдшерская школа в Омске , в 1892 школа фельдше­риц и акушерок в Иркутске , в 1889 - в Красноярске . В 1884 медицинским департаментом Министерства внутренних дел принято постановление, согласно которому в повивальные школы стали принимать лиц при условии сдачи вступительного экзамена за прогимназию. Повивальные школы в Тобольске (1895), Ир­кутске (1905) и Томске (1906) преобразованы в акушерско-фельдшерские школы с 4-летним обучением, в которых, по­мимо акушерской специализации, давали сведения и по другим медицинским дисциплинам. В начале ХХ в. в Томске действовали 3 частных зубоврачебных школы. В 1906 в Якутске создана мужская фельдшерская школа. Помимо фельдшерских школ Министерства образования, в Чите (с 1872) и (с 1880) дейст­вовали военно-фельдшерские школы. Подготовкой младшего и среднего медицинского персонала занималось также Общество Красного Крес­та, имевшее свои отделения и общины сестер милосердия во многих сибирских городах . В начале ХХ в. в Сибири по-прежне­му ощущался острый недостаток фельдшерского персонала и его крайне низкая квалификация. Сибирская медицинская обществен­ность добивалась открытия средних медицинских школ в крупных городах. Особо стоял вопрос о подготовке медицинского персо­нала из коренного населения .

В первое десятилетие после Октябрьской революции сеть фельдшерских школ Сибири, преобразованная в медицинские техникумы, остава­лась почти неизменной. В конце 1920 - начале 1930-х гг. открылись медицинские техникумы в Новосибирске, Барнауле и Бийске , фармацевтические - в Томске и Иркутске. В 1931 в 10 медицинских техникумах обучалось около 4,5 тыс. человек, ежегодный выпуск составлял более 700 человек. Техникумы стали осуществлять подготовку по узким специальнос­тям (фельдшер, акушерка, медицинская сестра, санитарный фельдшер, зубной техник, зубной врач, фельдшер-лаборант). С 1932 в медицинских техникумах Сибири введено заочное обуче­ние. В 1935 техникумы переименованы в фельдшерско-акушерской школы. В 1939 в средних медицинских учебных заведениях региона обучалось более 16 тыс. человек.

В годы Великой Отечественной войны на базе большинства медицинских учебных заведений Сибири создавались госпитали. Для обеспечения фронта медицинским и санитарным персо­налом подготовка специалистов в училищах региона велась по ускоренной программе. Эвакуированные в Сибирь ведущие учебные заведения европейской части страны способст­вовали усилению педагогической и методической базы регионального среднего медицинского образования. На базе прибывшего из Ленинграда Военно-медицинского училища им. Щорса возникло Омское медицинское училище, ныне одно из крупнейших учебных заведений страны этого профиля.

С 1953 медицинские техникумы по всей стране были преоб­разованы в училища. В 1950-70 в регионе открылось несколько десятков медицинских училищ во многих городах и районных центрах. Дефицит среднего медицинского персонала и необходимость его более узкой специализации потребовали создания в краевых и областных центрах нескольких медицинских училищ. Для обеспечения кадрами наиболее крупных больниц и медицинских центров на их базе создавались училища. В 1980 в Си­бири действовало более 60 медицинских училищ. Старейшие средние медицинские учебные заведения Сибири получили статус базовых, они выполняли роль координационно-методических центров, зани­мались повышением квалификации среднего медицинскоог персона­ла. Так, в 1989 в Омском базовом медицинское училище (ныне колледж) открылось отделение повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием, в 1996 на ба­зе колледжа создан межрегиональный Центр повышения ква­лификации преподавателей медицинских училищ и колледжей Западной Сибири, Урала и Дальнего Востока. В настоящее время под­готовка среднего медицинского персонала осуществляется по 10 основным. специальностям: лечебное дело, акушерское дело, гигиена, санитария и эпидемиология, стоматология, фармация, лабораторная диагностика, стоматология ортопедиче­ская, сестринское дело, медицинская оптика, монтаж и техническое об­служивание медицинской техники. В регионе действует 63 средних медицинских учебных заведения, в том числе в Западной Сибири - 29, в Восточной Сибири - 34; в них обучается около 60 тыс. человек. С начала 1990-х гг. в рамках перехода к многоуровневой системе подготовки медицинских сестер, включающей высшее сестринс­кое образование, училища, реализующие первую ступень вузовского образования, получили статус колледжа. В 1994 создана Ассоциация медицинских сестер с участием медицинских училищ и колледжей Сибири, Урала и Дальнего Востока.

История высшего медицинского образования в Сибири началась с создания в 1888 Томского университета с единственным факультетом - медицинским. Открытие университета сопровождалось строительством вспомогательных учреждений: факультетских клиник, бактериологических и анатомических институтов. Количество студентов- медиков первоначально не превышало 65-120 человек, за пер­вые 10 лет университет подготовил 303 врача. Более половины студентов первых наборов являлись выпускниками ду­ховных семинарий. Первый выпуск медицинского факультета состоялся в 1893. Дипломы лекаря получили 34 человек, из них 31 с отличием. До 1913 женщины принимались на медицинский факультет университета только в качестве вольнослушательниц. В 1899 по инициативе и при поддержке кафедры акушерства университета в Томске открылся Повивальный институт ведомства императрицы Марии Федоровны. Институт готовил высококвалифицированных повивальных бабок, однако из-за недо­статка ресурсов прекратил деятельность в 1914. До револю­ции Томский университет оставался единственным высшим медицинским учебным заведением за Уралом. Многие из его выпускников стали впоследствии знаменитыми врачами и известными учеными, ак­тивно участвовавшими в развитии медицинского образования в Сибири. За дореволюционный период сформировались научные школы и направления, предопределившие дальнейшее развитие медицины Сибири и получившие широкую известность не только в регионе, но и во всей стране.

Сеть высших медицинских учебных заведений региона расшири­лась за счет открытия медицинских факультетов в Иркутском университете (1919) и Омском ветеринарном институте (1920). Послед­ний выделился в самостоятельный институт в 1921. В 1922 на медицинских факкльтетах и в Омском мединституте обучалось более 3 тыс. человек. Большую роль в становлении и раз­витии этих вузов сыграли их первые руководители: профессор Н.Д. Бушмакин (декан медицинского факультета, затем ректор Ир­кутского университета), профессор В.Т. Шевяков (декан медицинского факультета Иркутского университета) и профессор К.В. Ромодановский (рек­тор Омского медицинского института). Для формировании кадровой и методической базы вузов большое значение имела деятельность профессоров и преподавателей Томского и эвакуированных в Сибирь Казанского и Пермского университетов.

Процессы советизации высшего образования коснулись и медицинских учебных заведений. В 1920-е гг. основные изменения бы­ли связаны с существенным увеличением объема дисциплин санитарно-гигиенического и профилактического профиля. В целях повы­шения квалификации врачей была введена годичная интернатура (последипломатическая стажировка при клиниках и больницах) по терапии, хирургии, акушерству, отола­рингологии, нервным и детским болезням. Социальный состав как преподавателей, так и студенчества медицинских вузов изменял­ся медленнее, чем др.: вплоть до середины 1930-х гг. среди студентов преобладали дети служащих.

В рамках реформы высшего образования конца 1920 - начала 1930-х гг., преследовавшей цель ускоренной под­готовки узких специалистов, медицинские факультеты университетов в 1930 выделились в самостоятельные институты, внутри инс­титутов увеличилось количество факультетов. С 1931 в медицинских ву­зах начали действовать рабфаки и аспирантура. В 1935 открылся Новосибирский медицинский институт (НМИ), созданный на базе переведенного в 1931 из Томска Си­бирского института для усовершенствования врачей. Осно­ву преподавательского состава НМИ составили профессора и пре­подаватели Томского и Омского медицинских инсти­тутов, в том числе профессор (впоследствии академик АМН СССР) В.М. Мыш, профессор Н.И. Горизонтов, Г.Д. Залесский (впоследствии ректор НМИ). Первоначально НМИ состо­ял из 1 факультета - лечебного, на котором в 1935 обучалось 127 переведенных из Омского и Томского медицинских институтов студентов 3-го курса, в 1938 институт вы­пустил первых 120 врачей.

В конце 1930-х гг. средства на развитие высшей медицинской школы, особенно на приобретение научного и учебного обору­дования, значительно увеличились. Улучшилось материальное поло­жение сотрудников и студентов. К 1940 в Сибири насчи­тывалось 5 медицинских институтов (включая. Новосибирский институт усовершенствования врачей), которые с 1918 подготовили около 10 тыс. сибирских врачей. Сибирские медицинские вузы играли большую роль в организации и проведении научных исследований. При вузах действовали научного медицинского общества, в деятельности которых прини­мали участие студенты. В Томске, Омске и Иркутске работала аспирантура, в Томском медицинском институте (ТМИ) действовал единственный в регионе совет по защите докторских диссертаций, в Омске (с 1935) - кандидатских диссертаций.

С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники и студенты вузов ушли на фронт, остальным предстояло обеспечить подготовку медицинских кадров для фронта и орга­нов здравоохранения, работу эвакогоспиталей и т. д. Система преподавания и тематика научных исследований изме­нились в соответствии с требованиями военного времени. Увели­чилось количество часов на преподавание военных дисциплин, а также курсов хирургии, инфекционных болезней и т. п. Длительность обучения сократилась до 3,5 лет. Одна­ко именно в эти годы региональная система медицинского образования продолжала активно развиваться. С целью выполнения плана по набору в медицинские институты с 1942 стали прини­мать по окончании 9 классов. Эвакуация в Сибирь медицинских вузов из европейской части страны позволила расширить сеть высшего медицинского образования в регионе. В ТМИ открылись новые факультеты: в 1941 фармацевтический, в 1942 - сто­матологический, в 1944 - педиатрический. В 1942 в результате объединения эвакуированного Воронежского стома­тологического института, подразделений 1-го и 2-го Ленин­градских медицинских институтов, Ленинградского педиатрического института, Ленинградского стоматологического институтов создан Красноярский медицинский институт (КрасМИ), первые выпускники которого сразу ушли на фронт. Не прекраща­лась в годы войны в медицинских вузах научно-исследовательская работа, в первую очередь по оборонной тематике: военный травматизм, борьба с эпидемиями, создание новых лекарственных средств. По окончании войны восстановлен 5-летний срок обучения, а с 1948 продолжительность обучения в медицинских вузах уве­личена до 6 лет.

В 1950-е гг. в Сибири открылось 4 медицинских института: в 1953 в Чите (на базе переведенного из Перми медицин­ского стоматологического института), в 1955 в Кемерове , в 1956 - Алтайский государственный медицинский институт в Барнауле . В 1957 в составе естественного факультета Якутского государственного университета открылось медицинское отделение, преобразованное в 1960 в медико-лечебный факультет, что впервые позволило обеспечить территорию севера Восточной Сибири местными медицинскими кадрами высшей квали­фикации. В 1951 из Новосибирска в Сталинск (ныне - Новокузнецк ) переведен Государственный институт усовершенствования врачей, где он находится в настоящее время. Большую по­мощь в становлении вновь открытых вузов оказали медицинские институты других сибирских городов, прежде всего Томска, на многих кафедрах ТМИ велась целевая подготовка научно- педагогических кадров через ординатуру и аспирантуру. Откры­тие новых вузов позволило в 1960-70 увеличить обес­печенность населения региона врачами в 1,4-1,8 раза (по краям и областям).

Последующие десятилетия медицинское образование продол­жало развиваться, ориентируясь на растущие потреб­ности региона во врачебных кадрах. Практически во всех сибирских медицинских вузах открылись новые факультеты: стоматологи­ческий в Омском (1957), педиатрический в Новосибир­ском (1965), санитарно-гигиенический (1963) и педиатричес­кий (1967) в Кемеровском и другие. В 1965 в составе ТМИ начал работать военно-медицинский факультет, преобразованный в 1999 в Томский военно-медицинский институт. В 1975 в ТМИ от­крылся второй в стране медико-биологический факультет, готовивший врачей-биохимиков, врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков. Развитию высшего медицинского образования, его научно-методической базы способствовало создание в Новосибирске в 1970 Сибирского филиала Академии медицинских наук СССР, преобразованного в 1980 в Сибирское отделение.

В 1990-е гг. экономическое положение медицинских вузов заметно ухуд­шилось. Одним из источников существования медицинских вузов стал набор студентов на коммерческой основе, в том числе на вновь открываемые факультеты и отделения по специальностям, имею­щим повышенный спрос: высшего сестринского образования, социальной работы, экономики и управления в здравоохранении, клинической психологии, косметологии, медицинского права и т. д.

В 1990-х гг. изменился статус медицинских институтов Си­бири, ставших в зависимости от количества реализуемых учебных профилей и специальностей либо академия­ми, либо университетами. В 1992 статус университета получил старейший медицинский вуз Сибири - ТМИ (ныне - Сибирский государственный медицинский университет), в 1994 - Алтай­ский медицинский институт, в 2006 - НМИ. Остальные сибирские медицинские институты стали медицинскими академиями. Медико-лечебный факультет Якутского государственного университета преобразован в медицинс­кий институт в составе университета. В 2003 к системе высшего медицинского образования Сибири добавился медицинский факультет Новосибирского государственного университета , ориентирующий выпускни­ков прежде всего на работу в системе РАМН.

В настоящее время 11 медицинских вузов Сибири осуществляют подготовку и повышение квалификации кадров для сис­темы здравоохранения по самым разным направлениям, проводят исследования по наиболее актуальным направлениям медицинской науки и практики. Помимо значительного числа факультетов в медицинских вузах действуют центры довузовской и последипломной подготовки, собственные клиники и НИИ. В последние годы улучшилось качество технического оснащения учебного про­цесса, появились компьютерные классы, мультимедийное сопровождение учебного процесса и дистанционное обучение. Од­ним из первых обладателем сертификата, удостоверяющего соответствие системы менеджмента вуза требованиям Международного стандарта в области оказания образовательных услуг в сфере медицины и социалной работы, стал Ново­сибирский государственный медицинский университет. На сегодняшний день 80 % специалистов, работающих в области здравоохране­ния и фармации Сибири, являются выпускниками медицинских вузов региона. Всего за все годы существования высшего медицинского образования в Сибири вузами региона подготовлено свыше 300 тыс. врачей, прошли переподготовку сотни тысяч специалистов практического здравоохранения.

Лит.: Мендрина Г.И. Развитие высшего медицинского образо­вания в Сибири // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.). Новосибирск, 1980; Очерки истории вы­сшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980). Новосибирск, 1986; Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сиби­ри в конце XIX - начале ХX в. (опыт истории в контексте совре­менности). Омск, 2005.

Е.С. Баннова, И.И. Николаева