Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII – начала XX века

Обилие переводных изданий кукольных «записок» не должно смущать тех, кто интересуется преимущественно историей отечественной куклы и ее репрезентацией в русских книгах. Корпус переводных текстов для детского чтения получил многолетнюю прописку в русских семьях из образованных сословий. Переводы и пересказы кукольных историй свидетельствуют о важности предметов и понятий, которые принесла с собой модная кукла в русский быт и досуговую культуру XIX – начала XX века. Нарочитое подчеркивание иноземной природы куклы, ее чуждости русской жизни – не более чем полемический прием, к которому часто прибегали современники, но который не должен вводить в заблуждение исследователей.

Последнее издание «записок куклы» вышло в 1920-е годы, после чего фарфоровая кукла лишилась своего статуса в советской литературе для детей. Появились произведения о детях нового времени и новых игрушках, среди которых модной кукле не было места. Но вопреки идейным посылам, производственным практикам и жизненным реалиям продолжала жить мечта о дорогой, красивой и нарядно одетой кукле. О том, как эта детская мечта реализовывалась в реалиях советского быта и сталинской культуры (к ее элементам относится и детская книга), рассказывается в последнем разделе книги.

Кукла в роли сочинительницы

Автором первых «кукольных записок» была французская писательница Луиза Ольней (Louise d’Aulnay, 1810–1891), писавшая под псевдонимом Юлия Гуро (Julie Gouraud). Ее книга «Мемуары куклы» («Mémoires d’une poupée») вышла во Франции в 1839 году . «Мемуары куклы» стали таким же типовым французским «изделием», как и сама фарфоровая кукла: их переводили, им подражали, их переделывали. В Германии были изданы «Мемуары берлинской куклы», а в Англии «Мемуары куклы», написанные от лица куклы-англичанки . Успехом пользовались кукольные «записки» и в России: в 1841 году в Петербурге вышло первое русское издание «записок» («Памятные записки куклы. Повести для маленьких девушек, взятые с французского В.К. Сомогоровым»), пять лет спустя появился новый перевод книги (Записки куклы / Пер. с фр. К.Е. Ольского. СПб., 1846). Через четверть века наблюдался всплеск переизданий «записок» (Записки петербургской куклы. СПб., 1872 (два издания); История одной куклы. М., 1878; Андреевская В. Записки куклы. СПб., 1898; она же. Кукла Милочка и ее подруги. СПб., 1911; Булгакова Е. Из дневника куклы. М., 1908), завершившийся изданием кукольных «мемуаров» в 1920-е годы.

Публикуя «записки», русские издатели не считали нужным упоминать имя французской сочинительницы. В результате мистификации авторства французская кукла и писательница-француженка стали для русского читателя словно одним лицом. Похожую мистификацию разыгрывали английские и немецкие издатели, помещая в своих книгах два предисловия: одно от лица издателя, а другое – от лица самой куклы (и опять же без упоминания имени создательницы). Подобная форма повествования не потеряла занимательности и тогда, когда юные читатели «записок» выросли и захотели перечитать их своим детям (об этом свидетельствовали новые издания «записок») .

Привязанность сюжета «записок» к условиям французского быта и традициям воспитания не помешала популярности книг Л. Ольней за пределами Франции. В быту и светской жизни русские дворяне ориентировались на европейские образцы. Схожими в приличном обществе были требования этикета и поведения, а также нормы гендерного воспитания . Общеевропейским типажам следовали также производители кукол, да и сама игрушка была интернациональным созданием – фарфоровые головки изготавливались в одной стране, образцы модной одежды заимствовались из другой, а обшивали игрушку в третьей.

Первыми читательницами «записок куклы» были дети из обеспеченных слоев французского общества (из семей аристократов, богатых негоциантов и крупных чиновников). Обладание дорогой игрушкой служило в этой среде маркером материального достатка и социального статуса. Дети 6–12 лет – в этих возрастных границах девочке прилично играть в куклы – встречались на детских балах, именинах и праздниках, куда приходили со своими игрушками. Ограничения, которые накладывал на девочек пол и возраст, искупались свободой общения в кругу ровесниц, единством интересов, игр и книг. Взрослые поощряли такое поведение. Традиции детского сообщества были особенно развиты во Франции. Совместная игра детей ценилась так же высоко, как беседа между взрослыми людьми, поскольку в процессе игры девочки набирались светского опыта и закрепляли социальные контакты. «Маленькому женскому обществу», как оно именовалось в «записках куклы», и предназначала Л. Ольней свое издание («маленьким мужчинам» она посвятила другие книги, оказавшиеся менее востребованными).

«Записки куклы» написаны в традициях французских беллетристических изданий. Их отличали сюжетная новизна, разнообразие повествовательных приемов и легкая фронда по отношению к воспитательным догмам и светским правилам . Чего стоило утверждение малолетней героини из повести графини де Сегюр (урожденной Ростопчиной) «Приключения Сонички»: «Я постараюсь исправиться, но слушаться – такая скука!» Русские авторы и издатели предпочитали ориентироваться на немецкие моралистические издания, жертвуя занимательностью в пользу назидательности. Если в моде и развлечениях господствовал французский стиль, то нравственно просвещать детей нужно было «по-немецки». «Записки куклы» эту традицию потеснили, причем не только в русских изданиях для детей, но и в самой немецкой литературе. Переводчицей «записок» на немецкий язык стала популярная писательница Антония фон Космар (A. von Cosmar), она же была издательницей модных обозрений («Berliner Modenspiegel»).

Модным был и сам жанр литературных «записок». Изданные от имени великих или малых мира сего, записки (мемуары) выражали личный взгляд на историю и современность, открывали то, что оставалось за границами официально известного . Это могли быть «записки» реальной светской дамы или ее мнимой камеристки, известного литератора или его ученого кота – важна была позиция наблюдателя, находящегося в пределах домашнего, интимного пространства. Таким наблюдателем детской жизни в «записках» Л. Ольней выступает кукла.

Повествование начинается с того, что мать собирается прочесть своим дочерям «нечто особенное». Чтение она предваряет словами: «Одна умная кукла выучилась писать и написала свои собственные записки». Столь фантастическое предположение, высказанное образованной дамой, оправдано тем, что чтение «записок» происходит во время рождественских праздников, с их атмосферой праздника и игры . Мистификация завершается в конце книги открытием, которое сделала девочка, хозяйка куклы: «Открыв ее письменный стол, я нашла несколько маленьких тетрадей, исписанных так мелко, что мне нужно было вооружить глаза свои увеличительным стеклом, чтобы прочитать написанное. Тетради эти названы: „Памятные записки куклы“. Подле них лежало перышко от колибри, на котором засохли чернила» .

Казалось бы, повествование от лица куклы – такая же условность, как и рассказ от лица любого другого персонажа. Однако кукольная мистификация в глазах детей претендовала на правдоподобие. Тому, кто играет с куклой, легко поверить в ее способность писать. Так и произошло, когда «записки» увидели свет. Обсуждение их авторства в детском читательском кругу стало настоящим событием. «Одни, притом и большинство, говорят, что не Снежана [имя куклы. – М.К. ] написала эти записки; другие приписывают их маменьке, еще другие, наконец, говорят, что тут вмешался домовой ; везде только и говорят о Снежане и о ее Памятных Записках» . Приходилось разубеждать слишком доверчивых читателей, наивно думающих, что кукла живая. «Вот я читала сама записки какой-то куклы, а разве она в состоянии была видеть и понимать что-нибудь, а между тем она письменно уверяла, что все понимает и все видит. – А ты веришь этому? – Конечно, верю. – Да как же кукла может писать? – Она занималась ночью письмом и записки свои, написанные пером колибри, прятала под постель свою. – Не верь этим глупостям, бедная моя Лиза, записки куклы написаны какою-то дамой, она для большего интереса сама себя назвала куклой, и под этим именем выдала книгу. – Так ты полагаешь, что писательница записок была не настоящая кукла? – Конечно, не настоящая. Ну как же может безжизненная кукла, сделанная из дерева, лайки и набитая отрубями, как может она рассуждать, видеть, слышать и писать?» Примечательно, что разговор о правдоподобии ведется в книге под названием «Записки осла» С. де Сегюр. Условность повествования от имени такого персонажа не подвергалась сомнению, а вот рассуждения от лица куклы могли ввести в заблуждение доверчивых любительниц кукольной игры.

У каждой девочки в детстве была любимая кукла. Кукла, которую помнишь даже став взрослой девочкой. У вас есть такая кукла? Сохранилась она? Или живет только в ваших воспоминаниях?

Ах, куклы! Для девочек они словно живые. Настоящие подружки! Если бы кукла умела говорить, она могла бы многое нам рассказать. То, что порой скрыто от наших глаз. Ведь в игре девочки проигрывают свои эмоции и чувства, отношения в семье, боль и радость.

Главный герой книги кукла Милочка. От её лица ведется повествование. С её слов мы узнаем о характерах хозяек, о чувствах куклы и её сложной судьбе.

Начинается история с магазина. С тесной и темной коробки. Куклу купили в подарок девочке Нате. Сначала Ната очень расстроилась, и даже плакала: кукла была не одета. Но прекрасна. Мама убедила девочку, что они вместе много красивой одежды. Так и случилось. Кукла получила имя Милочка и прекрасные наряды, сшитые мамой и дочкой.

Ната заботилась о Милочке. Рассказывала ей сказки, целовала в обе щечки, наряжала. Брала с собой в гости и учила писать. Милочка была счастлива! Все было прекрасно, до тех пор, пока в дом к Нате не постучалась бедная женщина, жена плотника.

Она пришла к Вере Андреевне, к маме Наташы за помощью. Она нуждалась в деньгах, так как её муж попал в больницу. И Ната, с её отзывчивым и добрым сердечком тоже захотела помочь. Но как? У неё нет денег, только игрушки… И Ната решила устроить лотерею. Подружки убедили Нату поместить Милочку в число выигрышей, иначе никто участвовать не будет. Нате было грустно расставаться с любимицей, но и помочь хотелось. И она решилась. Ната очень надеялась, что Милочку выиграет кто-то из её близких, и кукла останется с ней. Но этого не случилось. И Милочка переехала жить к Мане.

Что чувствовала Милочка? Страх, горечь и гордость Нату. Как ей будет житься у новой хозяйки? Будет Маня также её любить?

Так начались приключения куклы Милочки. Маня не станет последней хозяйкой куклы. Мила побывает у Параши, у Сони, у Луизы, снова вернется к Соне, потом поживет у Ниночки, окажется на волоске от смерти, но все закончится хорошо!

У каждой девочки – разный характер, и разное социальное положение. Вместе с Милой мы

учимся отличать добро от зла. Понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

В книге «Записки куклы» затронуто так много насущных проблем!

Это и любовь к людям, сострадание, человечность.

Это бедность-богатство.

Жестокость! Да, не все хозяйки Милочки оказались нежными и добрыми, как Ната.

Воровство, мучения совести и раскаяние в содеянном.

Милосердие и сострадание, на примере Наташи.

Шантаж! Мы можем поговорить с ребенком об этом после прочтения книги, и научить его распознавать такие вещи и не поддаваться им.

Зависть. Отношение к людям и к вещам тоже.

Очень хорошая и интересная, познавательная книга^_^)

Евгения 0

Достоинства: Оригинальный текст издания 1898 года сохранили, а вот иллюстрации, к сожалению, нет. А зря...Иллюстрации из данной книги слишком "топорны". Недостатки: Отношение "голубой крови" к простому сословию изображено слишком идеалистически. В реальности все обстояло несколько иначе. Комментарий: Похождения куклы изложенные от первого лица. Неплохие истории, но не в данном исполнении.

Марго 0, москва

Достоинства: Отличная книга для маленьких девочек, написанная с учетом детской психологии. Учит правильным вещам. Подарил племяннице на Новый Год, девочке 8 лет. Прочитала за два дня. Очень понравилась. Книга в твердом ярком переплете, большие буквы, хорошие картинки. Недостатки: Не заметил. Комментарий: Спасибо команде "Озон" за своевременную доставку перед НГ.

Глухан Владимир0, г. Симферополь

Достоинства: Замечательная книжка для девочек, по вечерам очень хорошо читать в семейном кругу. Познавательная и учить красиво разговаривать, и доброму отношению. Такие книжки очень нужны девочкам в детстве.

дрогалева ольга, 43

Купила книгу дочке, 9 лет. Она прочитала ее "залпом". Безумно интересная книга. Всем советую.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Варвара Андреевская Студия «МедиаКнига» представляет аудиокнигу популярной детской писательницы Варвары Андреевской – «Записки куклы». Книга прочитана популярной артисткой, радиоведущей, актрисой дубляжа – Аллой Човжик… - МедиаКнига, (формат: 170x240мм, 304 стр.) аудиокнига можно скачать
    94 аудиокнига
    Варвара Андреевская Повесть русской писательницы Варвары Андреевской написана от лица куклы по имени Милочка. Главная героиня повести попадет в руки к самым разным хозяйкам - богатыми бедным, хорошим и не очень, а… - Энас-книга, (формат: 70x90/16, 112 стр.) Заветная полка 2013
    204 бумажная книга
    Костюхина М. "Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII - начала XX века" Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII … - Новое литературное обозрение, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) 2017
    590 бумажная книга
    Костюхина Марина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем - шитье и… - Новое литературное обозрение, (формат: 60x100/16, 422 стр.) 2017
    888 бумажная книга
    Марина Костюхина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем - шитье и… - Новое литературное обозрение (НЛО), (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) 2017
    388 бумажная книга
    Марина Костюхина электронная книга
    329 электронная книга
    Марина Костюхина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII – начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем – шитье и… - НЛО, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) Библиотека журнала «Теория моды» 2017
    бумажная книга
    Марина Костюхина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание - (формат: 170x240мм, 304 стр.) Библиотека журнала"Теория моды" 2016
    517 бумажная книга
    Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди - (формат: 170x240мм, 304 стр.)
    560 бумажная книга
    Н. Я. Симонович-Ефимова Художница Нина Яковлевна Симонович-Ефимова оставила большое творческое наследие. Это не только живописные полотна, листы акварелей, офортов, автолитографий, альбомы с рисунками, театральные эскизы… - Советский художник, (формат: 60x100/16, 422 стр.) 1982
    240 бумажная книга