Что такое мораль олицетворение и аллегория. Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Тема: Понятия аллегории и морали

Цели: 1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями басни как литературного жанра; подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни; познакомить с термином «аллегория»;

2. Развивать чуткость к художественному слову; развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию;

3. Обогащать духовный мир ученика, воспитывать сопротивление невежеству.

Этапы урока:

1. Оргмомент

3. Повторение

4. Физкультминутка

5. Подготовка восприятия

6. Сообщение темы урока, задач

7. Работа по теме

8. Итоги урока

9. Домашнее задание

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)

1. Оргмомент

Приветствие. Выявление отсутствующих.

2. Проверка готовности к уроку

Чтение басен Крылова наизусть (часть у доски, часть «рассказывают» басни, отражая их на листах бумаги).

3. Повторение
Беседа по вопросам: 1. Что такое басня? 2. В чем ее особенности? 3. Кто чаще всего выступает в роли главных героев? Все верно, ребята. А теперь, давайте представим себе некоторых из них

4. Физкультминутка

Дети встают со своих мест.

А теперь вспомним героев басен. Я называю, а вы жестами показываете героя.

МЕДВЕДЬ (ребята должны изобразить, что он большой, неуклюжий)

ЗАЯЦ (прыжки на месте)

ВОРОН (ребята размахивают руками, словно крыльями)

ЛЕБЕДЬ (спинки выпрямляем, шейки вытягиваем)

5. Подготовка восприятия.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и медведи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.

В разных литературных жанрах свои средства и способы выражения оценки поступков, мыслей отношений.

6. Целью нашего урока сегодня будет изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок поступков и ситуаций.

Запишем сегодняшнюю дату и тему урока: средства выражения оценки поступков и ситуаций в баснях И. А. Крылова.

Чтобы цель урока была достигнута, нам необходимо поставить перед собой ряд задач, которые поведут к цели:

1. Вспомнить изученные и знакомые с детства басни и их героев.

2. Познакомиться с понятием «аллегория».

2. Поговорить о морали басен.

Итак, начнем с пункта 1: какие басни вы можете вспомнить и кто в них выступает в роли главных персонажей? Характеризуя героев, о чем мы будем говорить: о внешности или о характерах? Почему?

Мы будем описывать характеры, так как басня - это литературный жанр, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения (а о человеке судят по его поступкам, в первую очередь) через иносказание.

Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла. Басни полны иносказаниями. Например под ситуацией, в которой волк, желая попасть в овчарню, неожиданно попадает на псарню, мы можем разглядеть ситуацию войны 1812 года, а в волке увидеть французского императора Наполеона.

С понятием «иносказание» тесно связано понятие «аллегория».

Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Аллегория – это процесс охарактеризовывания персонажа, при котором его качества закрепляются в нашей памяти и ассоциируются только с этим животным. Например, лису мы считаем хитрой, поэтому под аллегорией лисы мы распознаем хитрого человека, за ягненком – беззащитный человек, свинья – неблагодарная, наглая, ленивая.

Чтобы подкрепить вышесказанное, обратимся к басне “Свинья под Дубом”. Глазками пробежались по тексту – освежили содержание басни в своей памяти.

Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).

Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).

Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.

(…Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.)

Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)

Ребята, не просто так в баснях используется иносказание и аллегории, а с целью того, чтобы через образы животных обличить отрицательные качества и поступки и показать нам со стороны, как это низко, подло, некрасиво, но особенность басни в том, что в ней нам не читают нотаций, не поучают. Басня наблюдает и предоставляет читателю самому расценивать его наблюдения. Каждая басня – это своего рода нравственный суд над теми или иными видами порока. Хотя мы четко угадываем мнение автора, басня объективна: Крылов не дает оценок своим персонажам, он их просто показывает. А мы с вами делаем выводы в соответствии с нашими моральными принципами.

Мора́ль (лат. moralis - касающийся нравов ) - один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Какова мораль басни «Свинья под дубом», какой вывод делает сам Крылов?

(Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)

8. Итоги урока

В чем проявляется аллегория в басне «Свинья под дубом»? Для чего автор использует аллегорию, иносказание.

Итак, ребята, целью нашего урока сегодня было изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок поступков и ситуаций. И путем анализа мы выяснили, что И.А. Крылов выражает оценку поступков и ситуаций с помощью иносказания, аллегории, а также такой структурной части басни, как мораль, в которой и заключен тот смысл, то нравоучение, ради которого создавалась басня.

9. Домашнее задание

Найти 2-3 басни Эзопа и приготовиться к выразительному чтению. Индивидуально – сообщение об Эзопе.

Басней называют аллегорическое сочинение небольшого размера, которое носит поучительный характер. Это основные признаки басни, как отдельного литературного жанра.

Басня как литературный жанр

Помимо них басне присуще изображение всего лишь одного события из жизни героя и их непродолжительное время действия, всего лишь два-три персонажа и повествовательный способ изложения. В основном, басня бывает стихотворной формы, но встречаются басни другого вида.

В басне обязательно есть поучительная часть, поэтому построение этого художественного произведения особенное и отличается от других. Басня известна, как один из самых древних видов литературного жанра, так как самые знаменитые басни были написаны Эзопом в 5-6 вв. до н.э. в Древней Греции.

Аллегория

Аллегорией называют условное изображение каких-то абстрактных понятий, и изображение происходит через художественный образ или диалог. Первоначально аллегория использовалась в народном творчестве, притчах и баснях. Поэтому и считается одним из основных средств изображения в басне. Для аллегории характерно представление определенных понятий через образы растений, животных, мифологических персонажей и других неживых предметов.

В таком случае, эти предметы имеют переносное значение, в которое и вкладывается основная задумка басни. Например, такие понятия, как любовь, война, справедливость, мир, душа, честь, жадность и великодушие изображаются в виде живых существ. Они раскрываются через качества живых существ, через особенности их поведения и поступки, иногда - через их внешний вид.

Эзопов язык

Выражение "эзопов язык" пошло от имени самого известного баснописца - Эзопа . Так принято называть любого вида иносказание. Такое произведение намеренно маскирует главную идея автора, так как он использует аллегории для того, чтобы донести мораль басни до читателей. Помимо аллегории эзопову языку присущи ирония, аллюзия и перифраз.

Мораль и нравоучения

Нравственные характеристики людей и их качества в басне показаны через аллегории. Но важно понять, какой главный замысел автора, что он хотел сказать этим небольшим иносказанием, чему он хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе, и особенно - для маленьких детей.

В басне всегда есть мораль, которую автор определяет в конце басни, когда становится понятно, чем разрешилась поднятая в басне проблема. Нравоучение в басне - это ее основа, в этом и состоит ее главное назначение. Через нравоучение дети получают полезный жизненный урок, который помогает им взрослеть правильно и вовремя. Но нравоучения в басне полезны не только детям, взрослым есть тоже чему поучиться.

Олицетворение

Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленных предметов неодушевленным. И чаще всего олицетворение относят к изображению природы, которую специально наделяют человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и иносказанием, оно встречается и в других литературных жанрах.

Юмор и сатира

Юмор определяется, как способность подмечать в разных явлениях их комические стороны, и зачастую это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского отношения и как художественный прием, юмор относится не только к басням и иносказаниям, но и ко многим другим литературным формам.

Например, зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. А сатира представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Джером «Трое в лодке, не считая собаки»: сюжет и анализ
Следующая тема:   Стихотворения Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Бунина, Пастернака

Что же такое басня? Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых).

Слайд 6 из презентации «Роды и жанры литературы» . Размер архива с презентацией 898 КБ.

Литература 5 класс

краткое содержание других презентаций

««Кавказский пленник» 5 класс» - Черты характера положительного героя. Деятельность. Кавказский пленник. Жилин и Костылин во время побега. Слова, детали, характеризующие героев. Каким я должен быть, чтобы меня уважали. Жилин и Костылин в плену. За что, уважая, преклоняемся перед Жилиным. За что зауважали татары Жилина. Цель урока.

«Цветы у Есенина» - Сказать о том, как «тихо розы бегут по полям», Есенин смог. Самое прекрасное на Земле. Художественный текст – это образное понимание мира. Использование цветов. Сирень. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку. Василёк. С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов. Человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Роза. Цветы в поэзии С.Есенина. Есенинская поэзия обращена к прекрасному.

«Русская сказка «Царевна-лягушка»» - Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка». Что такое сказка. Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича. Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка». О чем эта сказка. Почему царь трижды испытывает невесток. Почему царь избрал такой странный способ выбора невест. Цели. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Когда в сказке впервые появляется имя царевны. Чего на свете не бывает.

«Викторина «Ночь перед Рождеством»» - Оксана. Ведьма верхом на метле. Олицетворение. Ясная ночь. Ладунка. Ночь перед Рождеством. Проповедь. Закрепление материала. Запорожцы. Н. В. Гоголь. Скрипучий снег. Чёрт. Ведьма и черт. Шутки Гоголя. Литературный прием. Вакула. Звёзды. Рудый Панько. Санкт-Петербург. Месяц. Выбери правильный ответ. Искусство. Грех Вакулы. Пузатый Пацюк. Реальные лица. Добрый человек. Тропы. Фразеологизм. Брейн-ринг.

«Житков «Механик Салерно»» - Образы матросов. Стилистический эксперимент. Чему учит книга. 1-ое название рассказа 1932 г. «Было давно». Механик Салерно. Виновник пожара. Подвиг команды моряков. Борис Житков «Механик Салерно». Моряк Житков. Финал рассказа. «Страх – это огонь в соломе». Человек в экстремальной ситуации.

«Учебники издательства «Дрофа»» - Три основных этапа. Фольклорист. Новые учителя. Фольклорная сказка. Устное народное творчество. Вопросы и задания. Художественный текст. Москва. Русские народные сказки. Изучение устного народного творчества. Морфология волшебной сказки. Переходный этап. Основные идеи. Структура раздела. Основные особенности волшебной сказки. Учебная линия. Диагностическая работа.

«Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
Был цензором назначен я,
На басни бы налег. Ох, басни - смерть моя!
Насмешки вечные над львами, над орлами! »
А.С Грибоедов

Вступительное слово к викторине

Предмет нашего разговора — басня. Басня относится к древнейшим литературным жанрам. Произведения такого рода передавали из уст в уста, переписывали набело, чтобы каждое последующее поколение не забывало о простых истинах, изложенных в них. С самого детства мы знаем о Вороне и Лисице, Слоне и Моське, других персонажах. А что такое басня? Сегодняшняя викторина посвящена этому интересному жанру.

Викторина на тему «Басня» содержит 15 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.

Составитель викторины Ирис Ревю

1. Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ: баснописцем

3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ: Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи

4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ: Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг, Сумароков, Хемницер, Кантемир, Тредиаковский, Измайлов, Дмитриев, Крылов, Демьян Бедный, Михалков и другие

5. О каком баснописце идёт речь?

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?..

Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ответ: об Иване Андреевиче Крылове

6. Что такое мораль басни?
Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

7. Какова структура (композиция) басни?
Ответ: в самом общем случае — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда какая-либо составляющая может отсутствовать

8. Всегда ли есть мораль в басне?
Ответ: как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.

9. Какова основная цель басни?
Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

10. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ: Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Я басню написал тем людям в назиданье,
Что вкруг начальства вьются без конца,
Готовые уже за указанье
Считать обычное чиханье
Вышестоящего лица.

Ответ: С.Михалков

12. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»;
Ответ: «Квартет»

«Сыр выпал — с ним была плутовка такова»;
Ответ: «Ворона и Лисица»

«Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;
Ответ: «Стрекоза и Муравей»

«С тех пор к Демьяну ни ногой»;
Ответ: «Демьянова уха»

«А Васька слушает, да ест»;
Ответ: «Кот и Повар»

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;
Ответ: «Кукушка и Петух»

«Когда ты вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было».
Ответ: «Свинья под Дубом».

13. Что такое олицетворение?
Ответ: Олицетворение - наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.

14. Что такое «эзопов язык»?
Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

15. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.