Присущие качества. Список положительных и отрицательных качеств человека

К тому же, генеральских с собою заигрываний а-ля Занкевич не терпят,— как обычно, с долей пафоса, присущей старым студентам, декларировал Булатников.

С автопортрета, выдержанного в присущей академику Фешину сиренево-розовой гамме, на жемчужно-снежном фоне, на взволнованного Тоглара смотрел.

Не телесной бледностью человеческого удивления или страха, при которой от лица отливает кровь, однако остается все остальное, а тою бесплотной призрачной белизной, которая может быть присуща только мороку, повторяющему человеческие настроения на автохтонном уровне.

Подсознательно он пытался найти компромиссное решение этой проблемы, для чего требовалось преодолеть агорафобию Ровены — заболевание, которое, казалось, было присуще всем Праймам и не позволяло им телепортироваться без крайне болезненной реакции сознания на это действие.

Кому не нравятся земные законы, я сейчас того выпущу в открытый космос, — с присущей ему убедительностью пообещал Азарий, даже на секунду не отрываясь от иллюминатора.

Наш айсберг, — коротко сказал Федор, с присущей ему лаконичностью выразив в этих словах все, что он в этот момент думал.

Если бы Акбар считал, что Мон Мотме присуща ботанская изощренность, он решил бы, что ее покои были специально переустроены, чтобы усыпить тревоги адмирала.

Их самообладание у всех, кому это качество присуще не было, вызывало даже какое-то чувство неловкости, и когда, например, во время короткого перерыва на обед нудный силезец решил поиронизировать над кошерной пищей и, снисходительно одобрив красоты израильской природы, вдруг походя пренебрежительно отозвался об израильском вине, они восприняли его слова с благодушием, которое, как почувствовал Алексис, дорого им стоило.

Хотя происхождение, богатство, выказанное в битвах мужество, поддержка многочисленных друзей и родственников открывали ему широкий доступ к государственным делам, Алкивиад предпочитал, чтобы влияние его в народе основывалось прежде всего на присущем ему даре слова.

Даже разлегшись, как я привык, на кровати, под Гипнозом Гепатита — одна эта аллитерация может привести в восторг, — я, с присущим мне уменьем приспособиться, был беспредельно счастлив.

Ритмизация прозы, обильно встречающиеся у него аллитерации, ассонансы, рифмы, в связи с особой патетикой присущей ему манеры, создают впечатление витийства, рассчитанного на особый эффект.

Поэтому утилитаризм с необходимостью приходит к убеждению, что альтруизм каким-то образом внутренне присущ человеческой природе наряду с эгоизмом.

Фейербах выводит альтруизм из присущего человеку стремления понять интересы других людей и увидеть в них свое отражение.

Таким образом, структура у Альтюссера выступает не как организующий принцип, навязывающий элементам структуры схему их организации, идею порядка, существовавшую еще до образования самой структуры, а как нечто имманентно присущее этим элементам в их совокупности и возникшее в результате их взаимодействия.

Однако поскольку все эти качества Анненский считает присущими искусству имманентно, постольку утилитарные требования к искусству он рассматривает как чуждые самой его художественной природе.

Что такое доброта?

Главная / Итоговое сочинение 2018-2019 / «Доброта и жестокость» / Что такое доброта?

Слова «добро», «доброта», «добрый» мы слышим с детства. Мене они невольно напоминают строки из детской песенки: «Что это такое доброта, и увидеть нельзя, нельзя потрогать?». На этот, на первый взгляд простой, вопрос отвечают по-разному. У одного это понятие ассоциируется с помощью, у другого – с поступками, третий подумает об умении терпеть обиды, не отвечая на них злом. Можно ли найти универсальный ответ на поставленный вопрос? Думаю, в этом помогут наблюдения за окружающими, а также примеры из литературы.

Доброта – стремление помогать окружающим, расположение к окружающим. Ее можно считать нравственным качеством человека. Доброта проявляется в бескорыстных поступках, совершенных ради других, с целью принести пользу, сделать кого-то хоть чуточку счастливей. И снова-таки хотелось бы обратиться к той самой детской песенке, в которой есть интересное определение «доброты»: «доброта это тогда, когда все друг другу друзья и летать все могут». Позитивное отношение к жизни тоже считаю проявлением доброты, ведь злой человек не умеет радоваться каждому дню.

Классики русской литературы неоднократно поднимали тему доброты. Доброй можно считать главную героиню повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Марию. Женщина жила во времена войны. Кровавые события забрали у нее самых дорогих людей – сына и мужа. Мария тяжело переживала трагедию, однако ее огонек доброты в ее сердце не угас.

Присущий или пресущий как правильно?

Село, в котором жила женщина, разрушили немцы. Возвратившись туда, она обнаружила в своем подвале раненого немца. В героине вспыхнула ненависть, но она быстро прошла. Немец вскрикнул: «Мама» и сердце Марии оттаяло. Женщина заботилась о юноше до его смерти. Вот она – истинная доброта. Женщина не требовала ничего взамен, не обращала внимания на расу, пол или возраст. Она просто помогала пострадавшему.

Героиня смогла выжить в сожженной деревне. Она неустанно трудилась, думая о том, сможет кому-то помочь. Мария работала на поле, так как ей было жалко труда односельчан. Зимой к небогатому дому женщины пришли семеро детей. Героиня, не раздумывая, приютила крошек. Она даже не подумала о том, что прокормить и одеть всех ребят будет сложно. Душевной доброты женщины хватило на то, чтобы обогреть всех. Скоро она считала этих детей своими. Любила их так же, как родного сына.

Этот пример показывает, что истинная доброта нетленна. Она подобна искорке, которая может стать ярким огнем, способным согреть не одного человека. Настоящая доброта не различает людей по достатку, национальности, возрасте или другим признакам.

Таким образом, доброта – это желание помогать другим бескорыстно, согревать их сердечным теплом, излучать внутренний свет. Доброта способна сделать счастливыми и тех, кто ее излучает, и тех, кому она адресована.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Что такое жестокость?
  • Почему люди бывают жестоки друг к другу?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему человек должен быть добрым?
  • Присущи или присуще

    Долгое время считалось, что покер - это мужская игра. Математическое мышление, логика, контроль эмоций - эти качества присущи мужчинам. Но на самом деле покер - это игра без границ. И следующие героини на своем примере доказали, что готовы дать фору любому мужчине за покерным столом.

    В этой статье мы составим рейтинг самых сильных игроков, в котором нет места мужчинам. Рейтинг абсолютно субъективный и не претендует на абсолютную истину. Мы учитывали общие результаты за последние 10 лет. Не удивляйтесь, что в этом списке нет девушек из русскоязычного комьюнити. В планах сделать отдельный рейтинг с нашими почти родными девчатами.


    1 место: Виктория Корен-Митчелл (Victoria Coren Mitchell)

    В декабре минувшего года в Праге состоялся заключительный этап Европейского покерного тура. EPT стал историей, а, значит, Виктория Корен-Митчелл навсегда осталась единственным игроком, кому дважды покорился Main Event EPT!

    + £500,000 - Сентябрь 2006. EPT-3 Лондон - Бай-ин £3,550 / 398 входов
    + €476,100 - Апрель 2014. EPT-10 Сан-Ремо - Бай-ин €4,900 / 556 входов

    Без везения в карьере Виктории также не обходилось, вот например раздача в 3-max Main Event London:

    На сегодняшний день Корен-Митчелл заработала почти $2,500,000 за всю долгую, обратите внимание, не профессиональную (!!!) карьеру.

    С 2007 года Вики Корен-Митчелл представляла Старзы, но в 2014 приостановила покерную карьеру. Она ушла из команды PokerStars сразу после того, как рум запустил казино-игры. Вот как она прокомментировала свое решение в одном из интервью:

    «Я не могу профессионально публично поддерживать введение казино. Я продвигаю покер»

    В настоящий момент двукратная чемпионка EPT посвятила себя журналистике, в частности, Виктория пишет для одного из самых авторитетных британских изданий - «The Guardian».

    За честность перед самой собой и поклонниками покера и за рекорд, который не смог повторить ни один мужчина, Виктория Корен-Митчелл по праву считается лучшим игроком среди женщин.

    2 место: Дженнифер Харман (Jennifer Harman)

    На очереди в нашем списке живая легенда покера. Многие могут считать, что Дженнифер Харман не такой уж и сильный игрок в современных покерных реалиях. Действительно, за последний 5 лет Харман удалось лишь 9 раз попасть в дeньги в живых турнирах. Но не стоит недооценивать ее профессионализм. Более 20 лет покерного стажа, 2 браслета WSOP, почти $3,000,000 призовых.


    Рост Дженнифер Харман всего 160 см., вы ни за что в жизни не догадались бы, что этот человек зарабатывает миллионы долларов, если бы встретили ее на улице. Но Дженнифер Харман - одна из лучших оффлайн кэш-игроков в истории.

    В свое время эта хрупкая женщина в составе «Корпорации» сражалась против одного из самых успешных бизнесменов США Энди Била на самых высоких лимитах, о которых когда-либо слышала общественность. При блайндах $20,000/$40,000 Харман принесла в общую копилку команды профессионалов $1,000,000. Но что более важно, эта женщина играла хэдз-ап на немыслимых лимитах против Энди Била за несколько дней до второй операции по пересадке почки. За фанатичную преданность игре и дух настоящего воина Дженнифер Харман поистине можно считать одним из лучших игроков современности!

    Обидный Bad Beat поджидал Дженнифер на Main Event WSOP 2005.

    3 место: Ванесса Селбст (Vanessa Selbst)

    Третье место в нашем рейтинге лучших игроков в покер среди девушек достается Ванессе Селбст. Она вызывает страх и ужас у оппонентов за столом, её игрой восхищаются миллионы. Многие считают ее излишне агрессивной как в покере, так и в жизни. Селбст никого не оставляет равнодушным.

    Ванесса Селбст в пух и прах разрушила миф про то, что покер это мужская игра - $12,000,000, заработанных в оффлайн-турнирах, 3 браслета Мировой Серии, победа в турнире Хайроллеров PCA.

    Некоторые действия Селбст смотрятся довольно странно, а линии розыгрыша не всегда оптимальны. Ванесса бывает излишне эмоциональной – это не похоже на профессиональный подход. Но этот человек понимает игру так глубоко, как никто другой. Причем некоторые действия Ванессы Селбст за пределами покерного стола также кажутся довольно дерзкими. Чего только стоит браслетное пари с Джейсоном Мерсье.

    Ванесса Селбст на своем примере доказала, что картам все равно, мужчина ты или женщина. Да и для самой Ванессы не существует гендерных границ: 3 года назад Селбст сыграла свадьбу со своей девушкой Мирандой Форстер.


    Поэтому с уверенностью можно сказать: разрушающая все стереотипы Ванесса Селбст - один из сильнейших игроков в современном покере.

    Эта раздача против Кевина МакФи вряд ли войдёт в Top-100 раздач Ванессы, но тем не менее раздача очень яркая и эмоциональная.

    4 место: Дженнифер Тилли (Jennifer Tilly)

    Талантливый человек талантлив во всем - так можно сказать про нашу следующую героиню. На всемирно известном кинопортале imdb Дженнифер Тилли значится в качестве актрисы в 117 фильмах. Более того, она даже была номинирована на Оскар. Остается только удивляться, как ей хватает времени на покер. Забавный факт, но в первом же турнире (женский турнир WSOP 2005) Дженнифер Тилли выиграла заветный золотой браслет!


    Эта раздача выставляет Дженнифер не в лучшем свете, но у каждого игрока есть свои скелеты плохие раздачи в шкафу.

    Пускай ее нельзя назвать профессионалом, а линии розыгрыша в ее исполнении порой вызывают удивление, но факт остается фактом - в 2017 году Дженнифер Тилли все еще годится. В начале этого года она стала раннер-апом одного из сайд-ивентов бывшего PCA, а ныне PokerStars Championship на Багамах. Стоит помнить и тот факт, что Дженнифер Тилли в этом году исполняется 59 лет! Поэтому почетный работник киноиндустрии, «душа» любого покерного ТВ-шоу Дженнифер Тилли надежно занимает место в списке самых сильных игроков среди женщин.

    Но будем откровенны, Дженнифер попала в этот рейтинг больше из уважения к возрасту и за вклад в популяризацию покера.

    5 место: Саманта Абернати (Samantha Abernathy)


    В минувшем году в Австралии зажглась новая звезда на покерном небосклоне. В Главном событии Aussie Millions 2016 до этого никому неизвестная Саманта Абернати заняла 3-е место!

    Наверное любой нормальный человек, смотревший эту раздачу, кастовал шестёрочку (наказан за слоуролл!):

    Как оказалось, эта обворожительная девушка - регуляр турниров в казино Лас-Вегаса. Уволившись с работы, Саманта отправилась в турне по Америке вместе со Стивом Аоки. Остановившись в Seminole Hard Rock, Сэм открыла для себя офлайн-покер. И девушка влюбилась в эту игру, причем так сильно, что даже переехала в Лас-Вегас, чтобы всерьез заняться своей игрой.

    За 3 года профессиональной покерной карьеры Саманта заработала больше $500,000, и теперь её рады видеть на любой покерной серии. Саманта Абернати своим примером отлично подтверждает, что внешность обманчива, и за ангельским личиком скрывается настоящая акула покера.

    Чтобы влиять на других, важно понимать их, знать об их интересах и отношениях, уметь достучаться до этих людей: что это за человек, какова его позиция в конкретном вопросе, каким образом с ним лучше всего общаться и как на него влиять. Мелочи, которые могут быть важными для обретения власти и влияния, часто остаются вне внимания.

    Мой личный опыт, исследования и наблюдения привели меня к выводу, что для достижения власти и ее удержания особенно важны следующие качества:

    1. Энергичность, выносливость и физический запас жизненных сил.
    2. Способность концентрировать собственную энергию и не тратить понапрасну силы.
    3. Чуткость по отношению к другим.
    4. Гибкость, особенно в отношении выбора различных средств для достижения собственных целей.
    5. Готовность при необходимости вступить в конфликт или конфронтацию, иными словами - определенная доля жесткости.
    6. Умение забыть о собственном «я», по крайней мере на время, и быть хорошим подчиненным или командным игроком, чтобы заручиться чьей-то поддержкой и помощью.

    Все эти качества присущи людям, которые умеют получать власть и распоряжаться ею.

    1. Энергия и физический запас жизненных сил

    Выносливость часто одерживает верх над талантливостью. Наблюдая за генеральными директорами, Джон Коттер заметил, что многие из них работали от 60 до 65 часов в неделю, т.е. не менее 10 часов в день. Способность и готовность долго работать была присуща многим влиятельным личностям. Необычайной силой и физической выносливостью обладал президент Линдон Джонсон. Коллега, работавшая с ним, утверждала, что он всегда бегал: «Всякий раз, как она видела Линдона Джонсона, направлявшегося в Капитолий, он непременно бежал». Он приходил на работу раньше всех секретарей Конгресса и не прерывался на обед. Несмотря на то что практически вся работа в Конгрессе прекращалась в половине пятого, Джонсон и его помощники часто работали до половины девятого вечера.

    Джонсон взял ассистентами двух молодых людей, которых он знал еще по Техасу, и стал работать еще более упорно. Их готовность подолгу засиживаться на работе, прилагая значительные усилия, мотивировалась личным примером самого Джонсона: «Если они просыпались в пять, то только потому, что их шеф просыпался ровно в пять, и если они взбирались по Капитолийскому холму еще до рассвета, то их шеф был рядом с ними. «Он работал больше, чем кто-либо. Его голова работала даже тогда, когда большинство из нас отключались».

    Энергия и сила обеспечивают множество преимуществ тем, кто стремится завоевать власть:

    • Во-первых, они позволяют продержаться дольше соперника или благодаря упорному труду обойти тех, кто превосходит умом или мастерством.
    • Во-вторых, энергия и выносливость становятся образцом для подражания и вдохновляют окружающих на более упорный труд. Работая усердно и долго, вы не просто показываете подчиненным, что это в человеческих силах, но и подчеркиваете важность выполняемой задачи. В конце концов, если вы готовы настолько отдаваться работе, она должна того стоить.

    Если попросить людей перечислить отличительные черты руководителя, они вряд ли упомянут энергичность или физическую работоспособность. А ведь эти качества - одни из основных. Без выносливости и способности упорно работать другие навыки и качества мало чего стоят.

    2. Умение концентрироваться

    Возможности каждого человека ограничены. Влиятельные личности стремятся концентрировать собственные усилия и действия в одном направлении. Все мы в детстве проводили эксперимент с увеличительным стеклом: направляя через него солнечный луч, мы зажигали пучок сухой травы. Этот простой пример наглядно демонстрирует простой факт: концентрируя лучи, мы существенно усиливаем их.

    Умение уделять внимание деталям крайне важно для реализации задач. Именно этого качества часто не хватает студентам и менеджерам. Усилия, распределяемые во многих направлениях, растрачиваются понапрасну. Мелочи, которые могут быть важными для обретения власти и влияния, часто остаются вне внимания. Отсутствие концентрации может стать помехой даже в самых результативных начинаниях.

    В 1970 году Питер Макколо, президент Xerox, понял, что компании пора выйти за пределы занимаемой ею ниши копировальных услуг. Со временем срок патентов истечет, они устареют и рост рынка замедлится. Требовались новые пути для роста и развития. Макколо это понимал:«Высшая цель компании Xerox - найти самые лучшие способы упорядочивания информации. Мы стремимся к лидерству в этой сфере».

    Однако две вещи помешали этому грандиозному виденью воплотиться в жизнь, и обе они имеют прямое отношение к концентрации усилий. Во-первых, в начале 1970-х Xerox была обвинена правительством в нарушении антимонопольного законодательства. Судебный процесс, затянувшийся на долгие годы, отвлекал внимание менеджеров от их прямых обязанностей и практически парализовал процесс планирования в организации. Во-вторых, Макколо занялся другой деятельностью, помимо Xerox. «Он посвятил свое время и свою энергию благотворительной деятельности в United Way, в попечительном совете университета Рочестера, в совете международных отношений, совете торговли и экономических отношений США и СССР, бизнес комитете искусств, национальной урбанистической лиге. Создавалось впечатление, что Макколо сбился с верного курса».

    3. Чуткость по отношению к другим

    Чтобы влиять на других, важно понимать их, знать об их интересах и отношениях, уметь достучаться до этих людей. Чуткость - это понимание того, что это за человек, какова его позиция в конкретном вопросе, каким образом с ним лучше всего общаться и как на него влиять.

    Переговорный процесс предполагает создание обстановки, в которой раскрываются именно эти моменты. В литературе, посвященной анализу ведения дискуссий, чаще всего для достижения согласия рекомендуется обсуждать интересы, а не позиции сторон. Другими словами, важно выяснить, чего же на самом деле хочет и требует противоположная сторона и почему она к этому стремится, и тогда, возможно, вы сумеете предложить такие условия, которых ваш визави и вовсе не представлял. Чтобы добиться этого, полезно уметь ставить себя на место другого, примеряя его роль и пытаясь взглянуть на мир его глазами. Это умение часто помогает достичь соглашения тогда, когда существует потенциальная область взаимоприемлемых решений.

    Руководители должны уметь понять самых разных клиентов, с которыми работают. В основе умения договариваться с людьми лежит социальная восприимчивость - способность точно оценивать готовность или сопротивление последователей, уметь мотивировать и понимать восприимчивость.

    Не менее чутким был спикер конгресса США Тип О’Нил:«Успех О’Нила во многом был основан на его умении понимать человеческие слабости. Когда отношения основаны на взаимной зависимости, без понимания человеческой сущности и человеческих недостатков далеко не уйдешь... как любил говорить Тип О’Нил, работа за работу, услуга за услугу. Вы сближаете людей и таким образом получаете нужную вам программу, закон, политику».

    Чуткость по отношению к другим требует наблюдения за поведением окружающих. Она предполагает не только способности к самоанализу, но, что более важно, умение анализировать других. Чтобы чувствовать людей, человек должен уметь хоть на миг перестать думать о себе и собственных потребностях и убеждениях. Как бы цинично это ни звучало, но чуткость - это умение разделять взгляды других, что крайне важно для того, чтобы получить что-то для себя.

    4. Гибкость

    Чуткость по отношению к окружающим ничего не стоит, если не вы не умеет использовать получаемую информацию для того, чтобы соответствующим образом менять свое поведение. Для политиков гибкость - залог успеха.

    Несмотря на то что гибкость порою имеет отрицательный подтекст, это качество необычайно важно для тех, кто надеется завоевать власть. Оно дает возможность менять курс и принимать новые методы работы, а не намертво цепляться за те, которые не работают. Помимо того, гибкость позволяет найти союзников, поскольку так легче изменить подход и примирить разные интересы.

    Джон Гарднер писал: «О Кемале Ататюрке, величайшей фигуре в истории Турции, говорили, что он мог быстро и ни на минуту не задумываясь сменить неудачную тактику на другой подход, а если и это не срабатывало, то на третий... Его цели были стабильными, а тактики - гибкими».

    Гибкость, проистекающая из умения сосредоточиться на конечной цели и способности оставаться эмоционально отстраненным от ситуации, - очень важное качество, позволяющее людям завоевывать власть. Особенно важна гибкость в ситуациях, когда ей противопоставлена абсолютная несгибаемость со стороны оппонентов. Отсутствие гибкости в нужный момент может помешать заручиться поддержкой или сменить тактику и подход для достижения поставленных целей. Гибкость может не всегда всем нравиться, но очень многим понравятся результаты - того, чего можно добиться с ее помощью.

    5. Способность вступать в конфронтацию

    Власть может определяется как способность преодолевать сопротивление и заставлять окружающих делать то, что нужно вам. Из этого определения вытекает предположение, что разногласия между людьми - норма социальных отношений. Если все согласны с тем, что и как следует делать, нет необходимости использовать власть или влиять на окружающих. Необходимость использовать власть возникает лишь при наличии разногласий. Поэтому одним из неотъемлемых личностных качеств влиятельного человека является готовность вступить в конфликтную ситуацию.

    Далеко не каждому по душе конфликты и расхождения во взглядах. У многих конфликты вызывают неприязнь и отвращение. Различные формы конфликтов вызывают стресс. Чтобы избежать стресса, некоторые люди предпочитают уступить желаниям других или избежать открытых конфликтов. Уклоняясь от конфликта, вы никогда не добьетесь своего. И наоборот: если вы готовы отстаивать собственные взгляды, вы можете обрести власть. Готовность решительно бороться за то, чего вы хотите, заставит многих ваших противников отступить без боя. В организациях конфликтные люди могут прокладывать себе путь в гору хотя бы за счет тех, кто предпочитает уступать, а не бороться.

    Люди, которые хотят нравиться всем, не склонны конфликтовать. Следовательно, человек, эффективно использующий власть, - это тот, кто достаточно независим, чтобы не нуждаться в одобрении других.

    6. Подавление собственного «я» и умение ладить с другими

    Иногда важно уметь бороться, быть жестким, заставить соперника заплатить за то, что он поступает вопреки вашей воле. Однако бывают ситуации, когда важно уметь создавать союзы, дружеские сообщества и ладить с другими. Главной проблемой здесь может быть наше собственное «я». Поэтому последнее качество, которое мы определяем как источник власти, - это способность подавить собственное «я» для того, чтобы чего-то добиться.

    Руководитель компании CBS Фрэнк Стэнтон был мастером обладания и использования власти, не помыкая при этом подчиненными. Стэнтон разработал щедрые программы поощрения, чтобы стимулировать своих подчиненных работать как можно эффективнее. Когда CBS столкнулась с забастовкой профсоюза, Стэнтон обеспечивал пикетчиков кофе. После окончания забастовки он организовал оплату сверхурочной работы сотрудникам, замещавшим бастующих коллег на рабочем месте.

    Расчетливость Стэнтона снискала ему лояльность и поддержку всей корпорации. Он сумел добиться этого, поскольку был достаточно уверен в себе, чтобы несколько поступиться собственным высоким положением и способствовать повышению авторитета других людей в организации. Благодарные, они становились его верными союзниками.

    Оценка личностных качеств как источников власти предполагает, в частности, ответ на вопрос, в какой мере они способствуют решению двух ключевых задач, стоящих перед желающими заполучить власть в организациях: заручиться поддержкой коллег и одержать верх в конкурентной борьбе. По мере развития среды и изменения культурных норм качества, необходимые для завоевания поддержки и успешного конкурирования, тоже будут меняться. Однако в большинстве стран и ситуаций на данный момент именно перечисленные качества представляются нам наиболее важными источниками личной власти.

    «Бесстрашие, очищение своего существования, развитие духовного знания, благотворительность, самообладание, принесение жертв, изучение «ВЕД», аскетизм, простота, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, самообладание, спокойствие, нежелание выискивать недостатки в других, сострадание ко всем живым существам, свобода от алчности, доброта, скромность, стойкая решимость, энергичность, всепрощение, сила духа, чистота, отсутствие зависти и стремления к славе – все эти трансцендентальные качества, присущи праведным людям, наделенным божественной природой.» (Бх.г.16. 1-3)

    Бесстрашие – это свойство души, полностью вручившей себя Господу. Тот, кто обладает совершенной верой в Бога полностью бесстрашен. Он уверен, что Бог как Параматма (Сверхдуша) в его сердце, всегда с ним. Говорится, что Господь заботится о человеке в той мере, насколько он предан Ему.

    Очищение своего существования – означает, что в конце жизни человек должен принять санньясу , отреченный образ жизни, который предполагает отход от материальной активности. Для любого, кто стремится подняться на платформу духовного осознания, необходимо прекратить всякую деятельность, направленную на удовлетворение чувств, отказавшись от общения с противоположным полом и участия в денжных делах. Такой образ жизни называется санньясой , отречением.

    Развитие знания сопутствует принятию санньясы . Те, кто наиболее отречены, являются духовными наставниками всех людей. Они проповедуют высшие знания и живут на подаяние. Но это не означает, что они нищие. Просто Бог Сам заботится о них. Не следует изображать из себя отреченного, попрошайничая, превратив санньясу в бизнес, сделав нищенство профессиональным занятием.

    Смирение – это качество присуще человеку достигшего трансцендентальной реализации. Тот, кто отождествляет себя с материальным телом, не может быть истинно смиренным.

    Благотворительность – означает добровольное пожертвование тем, кто занят распространением духовного знания. К ним можно отнести брахманов и санньяси . Эти два типа людей представляют цвет цивилизованного общества, и общество должно заботиться о них. Также как распространение знания и проповедь высших знаний является прямой обязанностью санньяси и брахманов , так благотворительность – обязанностью людей, живущих семейной жизнью как домохозяева(грихастхи ). Эти люди должны зарабатывать себе на жизнь достойным образом и тратить 10% на распространение высших знаний по всему миру. Такого рода благотворительность находится в гуне благости. Она способствует развитию в человеке духовного начала в отличие от той, что принадлежит к гуне страсти и невежества.

    Владение собой – под этим подразумевается контроль чувств и страстных желаний.

    Аскетизм хорош для каждого человека, но особенно для тех, кто желает оставить домашний очаг и пуститься в старанствия по местам паломничеств, ради своего очищение. Человек удалившийся от семейных дел должен быть аскетом в отношении тела, ума и языка. Те, кто потакают своим чувствам, никогда не смогут достичь духовного осознания.

    Простота, неприменение насилия, правдивость – э то качества присущие брахманам . Являясь учителями человечества. Они должны быть простыми в общении, бесхитростными, правдивыми и не совершающими насилия, иначе их поучения будут обесценены.

    Свобода от гнева – важное качество для всех людей, потому что гнев, также как жадность и похоть, раскрывает широкие врата ада.

    Не следует выискивать недостатков в других. Не следует заниматься пустой критикой из зависти к вышестоящим. Конечно, если вора назвать вором, то это не является придиркой, однако, если назвать вором честного человека, то это непростительный проступок, который станет препятствием в духовной жизни.

    Скромность предполагает отсутствие гордости, котороая возникает от ложного эго. Человек понимающий свое положение вечного слуги Господа всегда скромен. Он знает, что только милостью Господа он мог достичь чего-либо в своей жизни.

    Решимость – означает, что если результаты деятельности не приходят сразу или они, против ожидаемого, оканчиваются неудачей, то и в этом случае не следует впадать в уныние. Преданные Богу всегда решительны. Они продолжает свое служение Господу с великим энтузиазмом при любых обстоятельствах.

    Энергичность – означает качество присущее правителям. Руководители общества должны быть энергичными, сильными, готовыми всегда оказать покровительство слабым. Для них применение насилия в соответствии с закономи Бога является своего рода доблестью. Чтобы наказать бандитов и преступников, правитель, воин, администратор или другой лидер общества, должен знать и уметь применять насилие ради торжества справедливости, мира и спокойствия граждан.

    Всепрощение – это качество наряду с энергичностью также необходимо тому, кто руководит. Будучи непреклонным в исполнении воли Господа, он может согнуть своего врага, но при иных обстоятельствах ему следует проявлять милосердие. «Покорную голову меч не сечет!»

    Чистота – под этим подразумевается не только чистота тела, но и чистота ума, чистота помыслов и поступков человека. Особенно важна чистота и корректность в ведении дел, комерции и в бизнесе.

    Отсутствие зависти и стремления к славе – это качество ценно для тех, кто занят ремеслами и в услужении другим. Рабочие, проллетарии, которые не имеют никакой собственности бывают очень чувствительны к обладающим ею.Они больше других склонны завидовать. В соответстии со своей благочестивой и нечестивой деятельностью (кармой ) совершенной в прошлом, каждый получает то, что заслужил: хорошее или плохое рождение, богатство или бедность… Человеку необходимо это знать. За добро воздается добром – за зло злом. Таков закон кармы . Никто не должет сетовать и искать виновных в своих несчастьях, ибо это – результат его собственных греховных поступков, совершенных им в прошлых воплощениях. Для тех, кто занят в сфере обслуживания, необходимо быть почтительными к вышестоящим, ради поддержания общественного порядка. Он не должен гордиться своей полушкой и требовать к себе почестей. Тот, кто наделен от рождения божественной природой, ясно сознает свое положенние слуги Господа, поэтому он лишен каких-либо притязаний, всегда учтив и умиротворен.

    «Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество – эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой, о сын Притхи». (Бх.г.16.4.)

    Часто бывает так, что люди хотят показать свою религиозность, но поскольку они по природе своей – демоны, то сами не способны следовать принципал религии. Более того, в силу своей демонической природы, они всегда пытаются оправдать свои дурные наклонности, фальсифицируя писания и истолковывая их причудливым образом так, как-будто они заключили договор со Всевышним.

    Своим последователям Христос заповедал: «Не убий!» Значит они должны отказаться от мясоедения. Человек не должен убивать невинных животных, «братьев своих меньших», и поедать их плоть. На самом деле ни одна религия не поошряет убийство животных. Но демоны говорят, что заповедь «не убий» относится только к людям. Из этого следует, что Христос проповедовал убийцам и бандитам с большой дороги. Может это было и так? Действительно, заповеди: «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради» и пр. для нормального человека весьма странны: он и так никого не убивает, не крадет и не прелюбодействует. Цивилизованному человеку нет необходимости напоминать, что убивать, воровать и прелюбодействовать нехорошо. Нет необходимости напоминать тому, кто предан Богу, что Его надо любить. Это в природе души. У благочестивого человека, наделенного божественной природой, нет склонности делать что-либо вопреки воле Господа. Только людям, находящимся под влиянием демонической природы, живущих как животные, необходимо под страхом смертной казни говорит: «Не убий!» «Не укради!» «Не прелюбодействуй, не спаривайся как животное!» Люби Бога…» Демоны не понимают ничего, кроме страха. Только для них пылает «геенна огненная», в страхе перед которой они вынуждены сдерживать свои дурные наклонности и желание богохульствовать. Из страха перед адскими муками и возможностью быть побитыми или наказанными Господом и Его представителями они обуздывают свои похотливые желания и не проявляют своих демонических наклонностей. Но бывает так, что они приходят к власти. Надо знать демонов в лицо.

    Гнев, грубость и невежество – качества демонических людей. Речь их неприятна, груба. Из-за пустяков они впадают в гнев. Когда человек сыплет бранные слова из своих уст, антогонизм неизбежен. Ум немедленно возбуждается, глаза наливаются кровью и…

    Мы видим, что материальной существование двойственно. Оно подчиняется силам добра и зла. Вражда в человеческом обществе неизбежна, пока каждый не достигнет сознания Кришны, освободившись от материалистической концепции жизни, которая основана на сознании «я есть продукт материи, я есть тело». Душа чиста. Она трансцендентна ко всем проявлениям материальной природы, которая затрагивает лишь тело, ум и разум человека, но не касается его души. Только потому, что человек отождествляет себя с телом, он вынужден подчиняться законам этой природы, преобретая в течение жизни божественные или демонические качества. Стоит ему очистить свое сознание, как он тут же станет непогрешимым. В этом секрет истинной свободы, равенства и братства всех живых существ, объединенных своей духовной, трансцендентальной природой.

    «Находя отраду в ненасытном вожделении и поглощенные тщеславием, гордостью и ложным престижем, демоны, находящиеся таким образом в иллюзии, всегда привлекаются нечистой деятельностью, притягиваются преходящим.»

    «Они считают, что удовлетворение чувств – первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Опутанные сетью тысяч желаний и поглощенные вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств».

    «Трое врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души».

    И в заключении помните, что «Трансцендентальные качества ведут к освобождению, тогда как демонические – сковывают…» (Бх.г.16.5.)

    Выбор за вами!

    Понедельник, 24 Мар. 2014

    В Ведах нигде не говориться о национальностях, есть только Суры (божественные натуры), чья деятельность направлена на созидание, и Асуры (демонические натуры) деятельность которых направлена на разрушение.

    Обусловленные живые существа, населяющие материальный мир, делятся на две категории.

    • Люди, наделенные божественной природой, ведут упорядоченный образ жизни, то есть следуют предписаниям шастр (Священных Писаний) и указаниям авторитетов . Человек должен исполнять обязанности, предписанные авторитетными шастрами . Такой образ мыслей называют божественным.
    • Тех же, кто не следует заповедям священных писаний и действует по собственной прихоти , называют демонами , или асурами .

    Критерий только один - выполнение указаний священных писаний. В Ведах сказано, что как полубоги, так и демоны появились на свет от Праджапати ; единственная разница в том, что одни следуют предписаниям Вед, а другие - нет.

    Те, кто обладает демоническими качествами и живет, потакая собственным прихотям и не следуя предписаниями шастр, в следующей жизни рождаются среди низших существ и все больше запутываются в сетях материального мира.

    Те же, кто обладает божественными качествами и живет по правилам, установленным шастрами, достигают духовного совершенства.

    Божественные качества

    • бесстрашие
    • очищение своего бытия
    • совершенствование в духовном знании
    • благотворительность
    • владение чувствами
    • совершение жертвоприношений
    • изучение Вед
    • совершение аскезы
    • простота
    • отказ от насилия
    • правдивость
    • негневливость
    • самоотречение
    • спокойствие
    • отсутствие стремления злословить
    • сострадание ко всем живым существам
    • отсутствие алчности
    • мягкость
    • скромность
    • решимость
    • целеустремленность
    • способность прощать
    • стойкость
    • чистота
    • отсутствие зависти

    Все эти двадцать шесть качеств являются трансцендентными. Их следует развивать в себе в зависимости от того, какое место мы занимаем в обществе и каким делом занимаемся.

    Если все люди будут сознательно развивать в себе эти качества, то, несмотря на неизбежные материальные страдания, со временем они смогут подняться на высшую ступень духовного самопознания.

    В ведической цивилизации существует институт варнашрама-дхарма - ведическая система деления общества на четыре сословия (варны ) и четыре уклада духовной жизни (ашрамы ).

    Согласно системе варнашрамы общество делится на четыре варны:

    • брахманов (духовных наставников и священников),
    • кшатриев (правителей, администраторов, воинов),
    • вайшьев (земледельцев, торговцев, предпринимателей),
    • шудр (рабочих и слуг).

    Необходимо констатировать факт, что в наше время, эпоху Кали-юги , системы варнашрама-дхармы не существует.

    В древности во главе ведического общества стоял благочестивый царь, руководствовавшийся в своей деятельности советами придворных мудрецов и брахманов. Существовали такие цари, как Притху Махарадж, Прахлада Махарадж, Дхрува Махарадж, Господь Рамачандра , Махарадж Юдхиштхира и Парикшит Махарадж, которые идеально управляли царствами и народами в течение тысячелетий. Но, как и предсказывалось в писаниях, безукоризненная система варнашрама-дхармы, представленная в Ведах , деградировала под влиянием Кали-юги.

    В системе варнашрамы санньяси , то есть человек, отрекшийся от мира, считается головой, или духовным учителем всех остальных каст и укладов.

    Брахманы являются духовными учителями для трех других каст: кшатриев, вайшьев и шудр , однако санньяси , стоящие на самой верхней ступени общественной лестницы, являются духовными учителями даже для брахманов .

    Санньяси должен посвятить свою жизнь распространению знания среди семейных людей и всех тех, кто забыл, что истинной целью жизни является достижение духовного совершенства. Санньяси должен стучаться в каждую дверь и просить подаяние, но это вовсе не значит, что он попрошайка. Одно из качеств по-настоящему духовного человека - это смирение , и только поэтому санньяси стучится в каждую дверь, не столько для того, чтобы попросить милостыню, сколько для того, чтобы встретиться с домохозяевами и пробудить в них сознание Кришны. Таков долг санньяси .

    Подвижничество - удел тех, кто отошел от семейной жизни. Человек не должен до конца своих дней жить с семьей, необходимо помнить о том, что существует четыре периода жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса . Завершив период семейной жизни, человек должен удалиться от дел. Если продолжительность человеческой жизни составляет сто лет, то первые двадцать пять лет необходимо посвятить изучению Вед, следующие двадцать пять лет провести в семье, затем в течение двадцати пяти лет вести жизнь ванапрастхи , удалившись от дел, после чего принять санньясу (отречься от мира).

    Таковы правила, регламентирующие духовную жизнь человека в ведическом обществе. Человек, отошедший от семейной жизни, должен совершать аскезу, чтобы обуздать тело, ум и язык. В этом суть тапасьи . Вся система варнашрама-дхармы предназначена для тапасьи . Без нее никто не способен получить освобождение.

    Теория, утверждающая, что человеку не нужно ни в чем себя ограничивать, что можно продолжать делать все, что угодно, и все будет в порядке, не находит поддержки ни в Ведах, ни в «Бхагавад-гите». Подобные теории придумывают корыстолюбивые проповедники, желающие умножить число своих последователей. Ограничения и правила отпугивают людей. Поэтому те, кто хочет вести за собой людей, на словах прикрываясь религией, не требуют от своих учеников соблюдения каких-либо правил и не следуют им сами. Однако Веды не одобряют этого.

    Что касается такого качества брахманов, как простота , то им должны обладать не только представители какого-то одного уклада, но каждый человек, будь он брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси . Человек должен быть простым и прямолинейным.

    Истину нельзя искажать ради достижения корыстных целей. В ведических писаниях иногда встречаются трудные для понимания места. В этом случае их смысл должен разъяснить опытный духовный учитель. Таков путь постижения Вед. Слово шрути значит «слушать сведущих людей». Мы не должны интерпретировать писания так, как это выгодно нам. Существует множество комментариев к «Бхагавад-гите», искажающих оригинальный текст. Мы должны объяснять людям истинный смысл писания, и сделать это можно, только слушая истинного духовного учителя.

    Умение подавлять гнев. Даже если что-то раздражает нас, мы должны сдерживать себя, ибо, когда человек гневается, все его тело оскверняется. Гнев и вожделение являются порождением гуны страсти, поэтому тот, кто идет по духовному пути, должен уметь подавлять в себе гнев.

    Человек не должен искать недостатки в других или без нужды делать людям замечания. Разумеется, назвать вора вором - не значит искать у него недостатки, но, назвав вором честного человека, мы нанесем ему тяжелое оскорбление, которое станет помехой для нашего духовного развития.

    Человек должен быть очень скромным и не делать ничего предосудительного.

    Решимость , проявляется в способности человека не огорчаться и не отчаиваться, когда его постигает неудача. Какие-то наши попытки могут закончиться поражением, но это еще не повод для того, чтобы расстраиваться. Невзирая на неудачи, нужно терпеливо и настойчиво двигаться по избранному пути.

    Чистыми должны быть не только наши ум и тело, но и поступки. Это требование прежде всего относится к людям, занимающимся коммерцией, которые не должны участвовать в махинациях на черном рынке. Нати-манита, отсутствие стремления к почестям, - качество, которым должны обладать шудры , рабочие (представители низшего сословия в ведической социальной системе). Они не должны стремиться занять более высокое положение и добиваться почета. Им следует довольствоваться своим местом в обществе. Долг шудр - почитать представителей высших сословий, поддерживая таким образом в обществе порядок.

    В этом стихе описан прямой путь в ад. Демоничные люди часто выставляют себя поборниками религии и защитниками духовного прогресса, хотя сами не следуют никаким принципам. Они всегда высокомерны и горды своей образованностью и богатством. Желая, чтобы перед ними преклонялись, они требуют уважения и почета, хотя и не заслуживают его. Они раздражаются из-за пустяков и говорят грубо и неучтиво. Они не знают, что можно делать, а чего нельзя. Они всегда поступают как им заблагорассудится, потакая собственным прихотям, и не признают никаких авторитетов.

    Эти демонические качества присущи им от природы - они получают их еще в утробе матери и, вырастая, проявляют их в полной мере.

    Демонические качества

    • Гордость
    • Высокомерие
    • Тщеславие
    • Гневливость
    • Грубость
    • Невежество

    В наше время единственное божественное качество, которое держит мир на плаву, это остатки правдивости.

    Правдивость очень сильно влияет на нашу жизнь, потому что иметь видение, иметь правильное видение, иметь знания, как правильно жить, иметь понимание обстановки, окружающей среды, понимать людей, которые нас окружают. Конечно же это все зависит от качества правдивости. Потому что качества правдивости обладает не только внешней, но оно еще и внутренней функцией обладает. Несет в себе внутреннюю функцию определенную. Поэтому это очень практичное качество - правдивость. Многие люди об этом не задумываются просто, совершают обман, не понимая, чего они себя лишают.

    Для успешной жизни, для успешной духовной практики необходимо в себе развивать именно божественные качества. Благодаря этому человек сможет овладеть своими чувствами. Мы не сможем избавить от наших чувств, но их можно заключить в рамки культуры.

    Таким образом, любой человек должен владеть своими чувствами. Часто можно наблюдать проявления именно демонических чувств, в частности гневливости и жадности . Наши чувства влияют на всю нашу жизнь, особенно это важно в семейной жизни. Жить в соответствии со священными писаниями это развивать божественные качества в себе.

    В ведические времена эти качества доминировали у людей в зависимости от психического типа. Например людей, которые отриченные от мира, это люди, которые дают знания всем остальным и совершенствоваться самим. Отреченные люди являются главой всего общества. И для того, чтобы принять отриченный образ жизни необходимо в себе развить такое качество, как бесстрашие . Чтобы человек мог передавать знание, он должен вести чистый образ жизни.