Что таоке экология. Что изучает экология? развитие экономического механизма охраны среды

  • 9. Сформулируйте, что такое живой организм и опишите в общих чертах, как в нём происходят метаболические процессы?
  • 10. Какие основные категории живых организмов выделяет современная систематика? Дайте определение биологическому виду.
  • 11. Что такое физиологическая разнокачественность и как организмыподразделяются по своему трофическому статусу?
  • 12. Объясните взаимоотношения между организмами-производителями, организмами-потребителями и организмами-разрушителями.
  • 13. Назовите сходства и отличия процессов хемосинтеза и фотосинтеза.
  • 14. Объясните чем онтогенез отличается от филогенеза.
  • 15. Что такое гомеостаз живых систем?
  • 16. Что такое среда обитания и какие среды заселены организмами?
  • 17. Что называют экологическим фактором?
  • 18. Какие существуют классификации экологических факторов?
  • 19. Как называют совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других организмов?
  • 20. Назовите основные формы биотических связей организмов.
  • 21. Что такое ресурсы живых существ, как они классифицируются и в чём их экологическое значение?
  • 22. Как формулируется закон минимума? Какие существуют к нему уточнения?
  • 23. Сформулируйте закон толерантности. Кто установил эту закономерность?
  • 24. Чем стенобионты отличаются от эврибионтов?
  • 25. Какие механизмы позволяют живым организмам компенсировать действие экологических факторов?
  • 26. Что такое адаптации организмов и чем они обусловлены?
  • 27. Поясните отличие понятия «экологическая группа» от понятия «жизненная форма».
  • 28. Какие типы ритмов наблюдаются в природе?
  • 29. В чем различие между местообитанием и экологической нишей?
  • 30. Назовите известные классификации жизненных форм организмов.
  • 31. Дайте определение популяции и её статических и динамических показателей.
  • 32. Что входит в состав популяции?
  • 33. Почему популяцию называют биосистемой?
  • 34. Почему популяцию называют элементарной единицей эволюции и функциональной единицей биогеоценоза?
  • 35. Чем отличается численность от плотности популяции?
  • 36. Какие преимущества даёт групповой образ жизни?
  • 37. Какие типы групповых форм жизни наблюдаются у животных?
  • 38. Что такое продолжительность жизни и что отражают кривые выживания?
  • 39. Каковы экологические причины, вызывающие рост численности популяций по экспоненте и логистической кривой?
  • 40. Какие экологические причины вызывают саморегуляцию плотности популяции?
  • 41. Что такое гомеостаз популяции?
  • 42. Определите, какое значение имеет ёмкость среды.
  • 43. Как взаимосвязаны экологические стратегии выживания организмов и типы эволюционного отбора – r и k?
  • 44. В чём суть экологической стратегии выживания по Грайму?
  • 45. Сформулируйте типы экологических стратегий выживания по Раменскому.
  • 46. Каковы типы взаимоотношений между особями в популяции?
  • 47. Поясните, какое значение имеютпопуляционные волны в жизни организмов.
  • 48. Что понимается под биотическим сообществом экосистемы?
  • 49. Объясните в чём заключается особая важность биоразнообразия для экосистем нашей планеты.
  • 50. Укажите отличия между понятиями “экосистема, “биогеоценоз”, “биоценоз” и “сообщество”.
  • 51. Что называют биогеоценозом?
  • 52. Что называют экосистемой? Какие биосистемы изучает экология?
  • 53. В чём суть концепции экосистемы?
  • 54. Что такое экотоп и биотоп?
  • 55. Опишите структуру консортивных связей в биоценозе.
  • 56. Что такое ярусность и мозаичность?
  • 57. Перечислите структурные компоненты экосистемы.
  • 58. Можно ли космический корабль назвать экосистемой?
  • 59. Что такое сукцессия и причины её возникновения? в чём сущность первичной и вторичной сукцессии?
  • 60. Что такое пищевая цепь и как много таких цепей в экосистеме?
  • 61. Расскажите о потоке энергии проходящем через пищевую цепь.
  • 62. Что такое экологические пирамиды и каковы их основные виды?
  • 63. Что такое гомеостаз экосистемы и равновесие в природе?
  • 64. Дайте определение вида, являющегося эдификатором.
  • 65. Что представляет собой видовая структура и видовое разнообразие биоценоза?
  • 66. Что такое продуктивность экосистемы и уровни производства органического вещества?
  • 67. Что представляет собой пространственная структура биоценоза?
  • 68. Какие трофические уровни в пищевой цепи занимают продуценты и консументы первого, второго и третьего порядка?
  • 69. Какие причины могут приводить к эвтрофикации водоёмов?
  • 70. Какими основными экосистемами (биомами) представлено многообразие природных сообществ нашей планеты?
  • 71. Что такое ритмичные изменения (цикличность) экосистем и какими факторами они обусловлена?
  • 72. В чём особенность функционирования искусственных экосистем?
  • 73. Какую часть биоценоза называют экотоном и как проявляется краевой эффект?
  • 75. Дайте определение биосферы: какова её структура.
  • 76. Как определяются границы биосферы?
  • 77. Кто впервые ввёл в науку термин “биосфера”?
  • 78. Почему биосферу называют экосистемой?
  • 79. Что является основной структурной единицей биосферы?
  • 80. Назовите основные оболочки Земли.
  • 81. Каковы важнейшие аспекты учения в.И. Вернадского о биосфере?
  • 82. Чем отличается земная кора от мантии и ядра?
  • 83. Как отражается на развитии жизни на Земле нарушение равновесия о2 / со2?
  • 84. Какова роль круговорота веществ в биосфере?
  • 85. Почему человек абсолютно зависим от жизнедеятельности и разнообразия других организмов?
  • 86. Почему в.И. Вернадский уделял так много внимания живому веществу биосферы?
  • 87. На каком основании в.И. Вернадский выделил роль человека в биосфере как особую функцию живого вещества?
  • 88. Возможно ли возникновение ноосферы в результате коэволюции человеческого общества и природной среды?
  • 89. Как формировалась кислородная атмосфера Земли?
  • 90. Что такое ноосфера и почему возникло это понятие.
  • 91. Каковы современные представления о происхождении жизни и эволюции биосферы?
  • 92. В чём заключается роль человека в биосфере?
  • 93. Сформулируйте основные задачи социальной экологии.
  • 94. Что понимают под экологическим кризисом?
  • 95. Охарактеризуйте глобальные проблемы человечества.
  • 96. Концепция устойчивого развития как путь предотвращения экологического кризиса на Земле.
  • 97. Каким образом должны решаться экологические проблемы нашего времени?
  • 98. Что такое экологическая культура?
  • 99. Охарактеризуйте современные экологические проблемы Одесского региона.
  • 100. Как осуществляется охрана и рациональное использование ресурсов Черного моря?
  • 101. Какова цель создания заказников, заповедников и национальных парков?
  • 102. Охарактеризуйте, как вы представляете своё участие в решении региональных экологических проблем
  • 1. Что изучает наука экология и каковы её основные задачи? Кто и когда ввёл термин «экология»?

    2. Какова структура современной экологии как науки?

    3. Перечислите основные этапы исторического развития экологии как науки. Какова роль отечественных учёных в её становлении и развитии?

    4. В чём особенности современных представлений об экологии?

    5. Почему каждому члену общества, в том числе и юристу, необходимы экологическая культура и экологическое образование?

    6. Почему возрос общественный интерес к экологии в конце ХХ века?

    7. Какие уровни организации биологических систем изучает экология?

    8. Охарактеризуйте основные свойства живого.

    9. Сформулируйте, что такое живой организм и опишите в общих чертах, как в нём происходят метаболические процессы?

    10. Какие основные категории живых организмов выделяет современная систематика? Дайте определение биологическому виду.

    11. Что такое физиологическая разнокачественность и как организмыподразделяются по своему трофическому статусу?

    12. Объясните взаимоотношения между организмами-производителями, организмами-потребителями и организмами-разрушителями.

    13. Назовите сходства и отличия процессов хемосинтеза и фотосинтеза.

    14. Объясните чем онтогенез отличается от филогенеза.

    15. Что такое гомеостаз живых систем?

    16. Что такое среда обитания и какие среды заселены организмами?

    17. Что называют экологическим фактором?

    18. Какие существуют классификации экологических факторов?

    19. Как называют совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других организмов?

    20. Назовите основные формы биотических связей организмов.

    21. Что такое ресурсы живых существ, как они классифицируются и в чём их экологическое значение?

    22. Как формулируется закон минимума? Какие существуют к нему уточнения?

    23. Сформулируйте закон толерантности. Кто установил эту закономерность?

    24. Чем стенобионты отличаются от эврибионтов?

    25. Какие механизмы позволяют живым организмам компенсировать действие экологических факторов?

    26. Что такое адаптации организмов и чем они обусловлены?

    27. Поясните отличие понятия «экологическая группа» от понятия «жизненная форма».

    28. Какие типы ритмов наблюдаются в природе?

    29. В чем различие между местообитанием и экологической нишей?

    30. Назовите известные классификации жизненных форм организмов.

    31. Дайте определение популяции и её статических и динамических показателей.

    32. Что входит в состав популяции?

    33. Почему популяцию называют биосистемой?

    34. Почему популяцию называют элементарной единицей эволюции и функциональной единицей биогеоценоза?

    35. Чем отличается численность от плотности популяции?

    36. Какие преимущества даёт групповой образ жизни?

    37. Какие типы групповых форм жизни наблюдаются у животных?

    38. Что такое продолжительность жизни и что отражают кривые выживания?

    39. Каковы экологические причины, вызывающие рост численности популяций по экспоненте и логистической кривой?

    40. Какие экологические причины вызывают саморегуляцию плотности популяции?

    41. Что такое гомеостаз популяции?

    42. Определите, какое значение имеет ёмкость среды.

    43. Как взаимосвязаны экологические стратегии выживания организмов и типы эволюционного отбора – r и K?

    44. В чём суть экологической стратегии выживания по Грайму?

    45. Сформулируйте типы экологических стратегий выживания по Раменскому.

    46. Каковы типы взаимоотношений между особями в популяции?

    47. Поясните, какое значение имеютпопуляционные волны в жизни организмов.

    48. Что понимается под биотическим сообществом экосистемы?

    49. Объясните в чём заключается особая важность биоразнообразия для экосистем нашей планеты.

    50. Укажите отличия между понятиями “экосистема, “биогеоценоз”, “биоценоз” и “сообщество”.

    51. Что называют биогеоценозом?

    52. Что называют экосистемой? Какие биосистемы изучает экология?

    53. В чём суть концепции экосистемы?

    54. Что такое экотоп и биотоп?

    55. Опишите структуру консортивных связей в биоценозе.

    56. Что такое ярусность и мозаичность?

    57. Перечислите структурные компоненты экосистемы.

    58. Можно ли космический корабль назвать экосистемой?

    59. Что такое сукцессия и причины её возникновения? В чём сущность первичной и вторичной сукцессии?

    60. Что такое пищевая цепь и как много таких цепей в экосистеме?

    61. Расскажите о потоке энергии проходящем через пищевую цепь.

    62. Что такое экологические пирамиды и каковы их основные виды?

    63. Что такое гомеостаз экосистемы и равновесие в природе?

    64. Дайте определение вида, являющегося эдификатором.

    65. Что представляет собой видовая структура и видовое разнообразие биоценоза?

    66. Что такое продуктивность экосистемы и уровни производства органического вещества?

    67. Что представляет собой пространственная структура биоценоза?

    68. Какие трофические уровни в пищевой цепи занимают продуценты и консументы первого, второго и третьего порядка?

    69. Какие причины могут приводить к эвтрофикации водоёмов?

    70. Какими основными экосистемами (биомами) представлено многообразие природных сообществ нашей планеты?

    71. Что такое ритмичные изменения (цикличность) экосистем и какими факторами они обусловлена?

    72. В чём особенность функционирования искусственных экосистем?

    73. Какую часть биоценоза называют экотоном и как проявляется краевой эффект?

    75. Дайте определение биосферы: какова её структура.

    76. Как определяются границы биосферы?

    77. Кто впервые ввёл в науку термин “биосфера”?

    78. Почему биосферу называют экосистемой?

    79. Что является основной структурной единицей биосферы?

    80. Назовите основные оболочки Земли.

    81. Каковы важнейшие аспекты учения В.И. Вернадского о биосфере?

    82. Чем отличается земная кора от мантии и ядра?

    83. Как отражается на развитии жизни на Земле нарушение равновесия О2 / СО2?

    84. Какова роль круговорота веществ в биосфере?

    85. Почему человек абсолютно зависим от жизнедеятельности и разнообразия других организмов?

    86. Почему В.И. Вернадский уделял так много внимания живому веществу биосферы?

    87. На каком основании В.И. Вернадский выделил роль человека в биосфере как особую функцию живого вещества?

    88. Возможно ли возникновение ноосферы в результате коэволюции человеческого общества и природной среды?

    89. Как формировалась кислородная атмосфера Земли?

    90. Что такое ноосфера и почему возникло это понятие.

    91. Каковы современные представления о происхождении жизни и эволюции биосферы?

    92. В чём заключается роль человека в биосфере?

    93. Сформулируйте основные задачи социальной экологии.

    94. Что понимают под экологическим кризисом?

    95. Охарактеризуйте глобальные проблемы человечества.

    96. Концепция устойчивого развития как путь предотвращения экологического кризиса на Земле.

    97. Каким образом должны решаться экологические проблемы нашего времени?

    98. Что такое экологическая культура?

    99. Охарактеризуйте современные экологические проблемы Одесского региона.

    100. Как осуществляется охрана и рациональное использование ресурсов Черного моря?

    101. Какова цель создания заказников, заповедников и национальных парков?

    102. Охарактеризуйте, как вы представляете своё участие в решении региональных экологических проблем

    1. Что изучает наука экология и каковы её основные задачи? Кто и когда ввёл термин «экология»?

    Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель , который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы».

    Экология – это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Основными объектами ее изучения являются:

      популяция - группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;

      экосистема , включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;

      биосфера- область распространения жизни на Земле.

    К настоящему времени экология вышла за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек - природа», опираясь на исследования в системе «организм - среда».

    Взаимодействие Человека с Природой имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С начала развития цивилизации Человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называетсячеловеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество уже подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию.

    Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества - вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.

    Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:

      разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;

      исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;

      изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;

      оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

      разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;

      формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

    Термин «экология» впервые появился в научной среде в 1866 году. Тогда этим словом было предложено называть отрасль науки, которая изучает существование различных сообществ живых существ, взаимодействующих между собой и с окружающей их естественной средой.

    Уже тогда было замечено, что с изменением внешних условий изменяется и система сосуществования живых организмов разных видов: для одних условия становятся более благоприятными, для других - менее.

    С развитием технического уровня цивилизации влияние техногенных факторов на естественную среду обитания постоянно возрастало. Причем это влияние, как правило, имело разрушительный, негативный характер. Когда изменения достигли таких масштабов, что стали влиять уже на жизнь человеческого сообщества, изучение экологии вышло для человечества в ряд первоочередных задач.

    С этого времени слово приобрело современный смысл: экология -- наука, изучающая все, в том числе техногенные и антропогенные, влияния на сложившиеся системы взаимоотношений живых существ в отдельно взятом регионе.

    Некоторые ошибочно считают, что экология изучает только вредные влияния техногенных факторов на природу и методы охраны существующих экосистем, однако это не так.

    Сегодня наиболее верным считается определение, которое было выработано в 1990 году на Международном конгрессе экологов: это наука, которая изучает взаимодействие живой и неживой природы.

    Что изучает экология?

    Мир вокруг нас - это сложный многоуровневый комплекс взаимодействий живых существ и окружающих их неживых объектов. Это не только пресловутые пищевые цепочки, хотя они тоже входят в состав экосистем: растения служат пищей для животных, животные, погибая, служат пищей для микроорганизмов и насекомых, которые, поглощая органические остатки, превращают их в плодородную почву, которая служит питательной средой для растений и т.д.

    Не менее важную роль играют и другие факторы среды, которые в совокупности образуют уравновешенную саморегулирующуюся систему.

    Эти факторы среды и изучает экология, выявляющая, как взаимодействуют между собой отдельные составляющие экосистемы. Среди них ученые различают:

    • - физико-химические факторы (почва, рельеф местности, климат и т.д.);
    • - биологические и биотические факторы (взаимодействие живых организмов между собой);
    • - антропогенные факторы (влияние на природную среду человека и его деятельности).

    Кроме того, экология изучает популяции животных: от чего зависят увеличение и уменьшение численности отдельных видов, какое влияние на них оказывает неживая природа и какое - другие виды живых существ, от микроорганизмов до крупных хищников.

    Немаловажное значение для экологов имеет изучение биоценозов - сообществ живых существ, зависящих друг от друга.

    Для чего нужна экология?

    Экология - наука, получившая сегодня огромное значение. Деятельность человека все больше изменяет окружающий мир, разрушая устоявшиеся экологические системы. Нередко от этого страдает и сам человек, поскольку непродуманные действия порождают серьезные последствия. Один из наиболее ярких примеров - практически полное исчезновение за последние полвека Аральского моря и всей его экосистемы. Там, где еще 50-60 лет назад была гладь моря, полного рыбы, а вокруг расстилалась зеленая степь, сегодня можно увидеть лишь бесплодные барханы и солончаки.

    Лекция 1. Экология как наука.

    Этапы развития экологии как естественнонаучной дисциплины.

    «Экология» - наука о «доме» (от греч. «ойкос» - жилище, местообитание).

    Термин «экология» предложил немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году, но экология как наука возникла в начале ХХ в., а в широкий обиход это слово вошло в 1960-е годы, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания.

    Общая экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой.

    Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней вплоть до глобального, т.е. до биосферы в целом.

    Экология, бурно развиваясь в ХХ в., прошла несколько этапов, которые сохранились до настоящего времени в качестве разделов экологии:

    1. Аутэкология – экология отдельных видов, предметом которой является изучение питания, размножения, миграций, местообитаний отдельных видов животных и растений.

    2. Экология популяций (возникла в 1930-е годы на стыке с генетикой) изучает причины изменения численности популяций.

    Популяцией (от лат. «populus» - народ) называется группа организмов, относящихся к одному виду и занимающая определенную область, называемую ареалом. Каждый вид может состоять из одной или нескольких популяций, т.е. быть гомогенным или гетерогенным видом.

    3. Синэкология, или экология сообществ, возникла в середине ХХ века на основе синтеза экологии с термодинамикой и системным подходом. Синэкология ввела в обиход такие экологические понятия как сообщество (биоценоз), экосистема (биогеоценоз), экологическая ниша и другие.

    Сообществом, или биоценозом, называют совокупность различных видов растений и животных, населяющих участок среды обитания. Совокупность сообщества и среды носит название экологической системы, или биогеоценоза.

    Термин экосистема был введен английским экологом А. Тэнсли в 1935 году.

    В 1944 году В.Н. Сукачевым предложен термин биогеоценоз, а В.И. Вернадский еще ранее использовал понятие «биокосное тело».

    Главное значение этих понятий состоит в том, что они подчеркивают обязательное наличие взаимоотношений, взаимозависимости и причинно-следственных связей, иначе говоря, объединение компонентов в функциональное целое.

    Социальная экология как наука о взаимодействии общества с природной средой.

    Было предложено много новых названий наук, предметом которых является изучение взаимоотношений человека с природной средой в их целостности.

    В настоящее время более или менее уверенно можно говорить о трех направлениях:

    1. Современная социальная экология (книга Р. Карсон «Безмолвная весна» (1961г.), посвященная отрицательным экологическим последствиям применения ДДТ.

    Предмет социальной экологии - взаимодействия в системе «общество – природа» и она находится на стыке с гуманитарными науками.

    2. Монография М.И. Будыко «Глобальная экология» (1977г.), которая определила начало нового направления с аналогичным названием.

    Оно рассматривает глобальные аспекты экологической проблемы: климатические, количество ресурсов, глобальные показатели загрязнения природной среды, «парниковый» эффект, глобальные кругообороты химических элементов в их взаимодействии, влияние космоса на Землю, состояние озонового щита в атмосфере, функционирование Земли как единого целого и т.п.

    Исследования в данном направлении предполагают, конечно, интенсивное международное сотрудничество.

    3. Предметом третьего направления - экологии человека – является система отношений человека как индивида с природной средой. Она изучает медицинские и демографические аспекты воздействия измененной природы на здоровье человека. В экологию человека входят генетико-анатомо- физиологический и медико-биологический блоки, отсутствующие в социальной экологии.

    Задачи общей экологии.

    В теоретической области экология пытается найти общие закономерности организации жизни путем:

    1) разработки теории устойчивости экосистем;

    2) изучения экологических механизмов адаптации к среде;

    3) исследования регуляции численности популяций;

    4) изучения биологического разнообразия и механизмов его поддержания;

    5) исследования продукционных процессов;

    6) моделирования состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

    Основные прикладные задачи, связанные с воздействием общества на природную среду, решает социальная экология:

    1) прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий деятельности человека;

    2) улучшение качества окружающей среды;

    3) сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

    4) оптимизация деятельности общества по преобразованию природы в различных направлениях для обеспечения его устойчивого развития.

    Антропогенные факторы.

    Антропогенные факторы вызываются человеческой деятельностью. Они всегда (или почти всегда) неблагоприятны для экосистем и поэтому называются загрязнениями:

    1. ингредиентное загрязнение – внесение химических веществ, чуждых сообществам;

    2. параметрическое загрязнение – тепловые и электромагнитные поля, шум и др.;

    3. биоценотическое загрязнение – вмешательство в сообщества, например, внесение новых видов, перепромысел и др.;

    4. стациально-деструктивное загрязнение – изменение ландшафтов: добыча ископаемых, строительство городов, дорог и др.

    Лекция 3. Функционирование экосистем.

    Пищевая цепь и типы питания.

    В природе существует два основных типа питания – автотрофный и гетеротрофный.

    Автотрофы (растения и некоторые виды бактерий) создают органическое вещество своего тела из неорганического в результате процессов фотосинтеза или хемосинтеза (реже).

    Гетеротрофы используют чужое органическое вещество, которое получают в процессе питания.

    Благодаря системе взаимодействий (экологических факторов) у экосистем появляются новые свойства, главное из которых – способность к самоподдержанию, что осуществляется благодаря круговороту веществ и потоку энергии в пищевых (трофических) цепях.

    Пищевая цепь включает продуцентов, фотосинтезирующих растений и бактерий, способных создавать органическое вещество из неорганического за счет энергии Солнца; консументов – потребителей созданного продуцентами органического вещества: редуцентов – разлагателей мертвого органического вещества.

    Пищевые цепи бывают двух типов – пастбищные и детритные.

    Пастбищная пищевая цепь начинается с продуцентов и заканчивается консументами высоких порядков.

    Детритная цепь начинается с мертвой органики (детрита), трансформируется через детритофагов I порядка (бактерии) к детритофагам II порядка (черви, личинки насекомых и др.), а затем переходит к консументам, где образует единую систему с пастбищной цепью.

    Экологические пирамиды.

    Пищевые цепи могут быть записаны в иной форме – как пирамиды.

    Экологическая пирамида, представляющая собой трофическую структуру, основанием которой служит уровень продуцентов, а последующие уровни образуют этажи и вершину пирамиды, может быть трех основных типов:

    1) пирамида чисел, отражающая численность отдельных организмов;

    2) пирамида биомассы, характеризующая общий сухой вес, калорийность или другую меру общего количества живого вещества;

    3) пирамида энергии, показывающая величину потока энергии и (или) “продуктивность” на последовательных трофических уровнях».

    Если пирамиды численностей и биомассы могут быть перевернутыми (последующий уровень шире предыдущего), то энергетическая пирамида всегда сужается кверху, поскольку энергия теряется на каждом последующем уровне.

    Продуктивность экосистем.

    Важнейшей характеристикой экосистемы является ее продуктивность, под которой понимается как рост организмов, так и создание органического вещества. В продукт фотосинтеза превращается от 1 до 2% поглощенной растениями солнечной энергии.

    Среди произведенной в процессе фотосинтеза продукции выделяют первичную продуктивность, которая определяется как скорость, с которой лучистая энергия усваивается организмами-продуцентами, главным образом зелеными растениями.

    Ее разделяют на валовую первичную продукцию (ВПП), включая ту органику, которая была израсходована на дыхание, и чистую первичную продукцию (ЧПП) - за вычетом использованной при дыхании растений (40-70%).

    Чистая продуктивность сообщества - скорость накопления органического вещества, не потребленного гетеротрофами. Скорость накопления энергии на уровне консументов называют вторичной продуктивностью. В соответствии со вторым началом термодинамики поток энергии с каждой ступенью уменьшается, так как при превращениях одной формы энергии в другую часть энергии теряется в виде тепла.

    В стабильных сообществах практически вся продукция тратится в пищевых цепях, и биомасса сообщества остается постоянной.

    Эффективность природных систем много ниже КПД электромоторов и других двигателей. В живых системах много «горючего» уходит на «ремонт» (что, кстати, не учитывается при расчете КПД двигателей).

    Любое повышение эффективности биологических систем оборачивается увеличением затрат на их поддержание. Экологическая система - это машина, из которой нельзя «выжать» больше, чем она способна дать. Всегда наступает предел, после которого выигрыш от роста эффективности сводится на «нет» ростом расходов и риском разрушения системы.

    Закон сукцессии.

    В масштабах времени экосистемы не остаются неизменными, они меняются по определенным законам и эти изменения называются сукцессией.

    Сукцессия – это последовательное смена сообществ, преемственно возникающая на одной и той же территории (биотопе) под влиянием внутренних причин.

    Сукцессия происходит в результате изменения физической среды под действием сообщества, т.е. контролируется им.

    Замещение видов в экосистемах вызывается тем, что популяции, стремясь модифицировать окружающую среду, создают условия, благоприятные для других популяций; это продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие между биотическими и абиотическими компонентами. Такое равновесное сообщество называется зрелым, или климаксным.

    Сукцессия в энергетическом смысле связана с фундаментальным сдвигом потока энергии в сторону увеличения количества энергии, направленной на поддержание системы.

    Сукцессия состоит из стадий роста, стабилизации и климакса. Их можно различать на основе критерия продуктивности: на первой стадии продукция растет до максимума, на второй остается постоянной, на третьей уменьшается до нуля по мере деградации системы.

    Стратегия экосистем – «наибольшая защита», стратегия человека – «максимум продукции».

    Естественная сукцессия, о которой говорилось в начале данной лекции, является первичной сукцессией. Она происходит на первично свободном субстрате.

    Вторичная (антропогенная) сукцессия является следствием деятельности человека и происходит быстрее первичной. Она возникает на вырубках и после пожаров в лесу, при рекультивации в местах добычи полезных ископаемых, на пастбищах при перевыпасе, в рекреационных зонах, а также как цветение пресных водоемов из-за избыточного стока удобрений с полей.

    Сукцессии разномасштабны и иерархичны: они происходят не только на обширных территориях суши, но на стволах деревьев и в пнях, не только в океанах, но в лужах и прудах.

    Коэволюция в экосистемах.

    Коэволюция, или «сопряженная эволюция - это тип эволюции сообщества (т.е. эволюционных взаимодействий между организмами, при которых обмен генетической информацией между компонентами минимален или отсутствует), заключающийся во взаимных селективных воздействиях друг на друга двух больших групп организмов, находящихся в тесной экологической взаимозависимости».

    Ю. Одум подчеркивает два важных принципа, лежащих в основе коэволюции:

    1) в ходе развития экосистем существует тенденция к уменьшению роли отрицательных взаимодействий (конкуренции и эксплуатации) за счет положительных, увеличивающих выживание взаимодействующих видов;

    2) в недавно сформировавшихся или новых ассоциациях вероятность возникновения сильных отрицательных взаимодействий больше, чем в старых ассоциациях.

    Социоприродные экосистемы.

    Существует два основных типа социоприродных систем, созданных человеком, – агросистемы и урбосистемы.

    С экологической точки зрения, основным отличием от естественных экосистем является то, что агросистема нуждается в постоянном управлении, а урбосистма – аномальна, так как полностью зависит от поступления вещества и энергии из окружающих экосистем.

    Лекция 7. Понятие биосферы.

    Раздел 2.Социальная экология. Содержание и причины глобальных проблем современности.

    Методы социальной экологии.

    Поскольку социальная экология является переходной наукой между естественными и гуманитарными, постольку в своей методологии она должна использовать методы и естественных, и гуманитарных наук, а также те методологии, которые представляют собой единство естественнонаучного и гуманитарного подхода. Что же касается общенаучных методов, то ознакомление с историей социальной экологии показывает, что первоначально использовался преимущественно метод наблюдения (мониторинг), позже на первый план вышел метод моделирования. Моделирование есть способ долгосрочного и комплексного видения мира. В современном его понимании это универсальная процедура постижения и преобразования мира. Нет одной «жесткой» мировой модели. Модель, как только она возникает, постоянно критикуется и пополняется данными по мере того, как можно лучше ее понять. Ценность модели определяется лишь той точкой на каждом из графиков, которая соответствует прекращению роста и началу катастрофы.

    Законы социальной экологии.

    Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. Более широкую трактовку понятия закона как ограничения разнообразия дает кибернетика, и она больше подходит к социальной экологии, выявляющей фундаментальные ограничения человеческой деятельности.

    Адаптационные возможности биосферы, позволяющие компенсировать нарушения экологических закономерностей до достижения определенного порога, делают экологические императивы необходимыми.

    Главный из них можно сформулировать так: преобразование природы должно соответствовать ее адаптационным возможностям. Большинство законов социальной экологии относятся к типу законов как ограничения разнообразия, т.е. накладывают ограничения на природопреобразовательную деятельность человека.

    Они таковы:

    1. Правило исторического роста продукции за счет сукцессионного омоложения экосистем, это правило следует из основного закона экологии, но сейчас уже перестает работать, так как человек взял от природы все, что мог.

    2. Закон бумеранга: все, что извлечено из биосферы человеческим трудом, должно быть возвращено ей.

    3. Закон незаменимости биосферы: биосферу нельзя заменить искусственной средой, как, скажем, нельзя создать новые виды жизни.

    4. Закон убывающего естественного плодородия;

    5. Закон «шагреневой кожи»: глобальный исходный природно- ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается. Это следует из того, что никаких принципиально новых ресурсов, которые могли бы появиться в настоящее время, нет.

    6. Принцип неполноты информации: информация при проведении акций по преобразованию и вообще любому изменению природы всегда недостаточна для априорного суждения обо всех возможных результатах таких действий, особенно в далекой перспективе, когда разовьются все природные цепные реакции.

    7. Принцип обманчивого благополучия: первые успехи в осуществлении цели, ради которой и был задуман проект, создают атмосферу благодушия и заставляют забыть о возможных отрицательных последствиях, которых никто не ждет.

    8. Принцип удаленности события: потомки что-нибудь придумают для предотвращения возможных отрицательных последствий.

    Законы, сформулированные как экологические императивы, предложены американским экологом Б. Коммонером: «Все связано со всем», «Все надо куда-то девать», «За все надо платить», «Природа знает лучше»

    Энергетическая проблема.

    Энергоресурсы отличаются от других ресурсов Земли тем, что они расходуются безвозвратно.

    Энергетическая проблема видится в настоящее время состоящей из трех проблем: истощения энергоресурсов, создания технологий сбережения и альтернативной энергетики.

    Расчетные суммарные запасы нефти на Земле составляют 1800 гигабаррелей, человечество потребило немногим более половины запаса, а к 2023 г потребит 80%.

    Повышение эффективности использования энергии в промышленности и ЖКХ – это первоочередная задача в нашей стране.

    Альтернативная энергетика постепенно отвоевывает позиции в структуре энергопотребления: широкое распространение получила ветровая энергетика; гелиоэнергетика.

    Проблема кислотных дождей.

    Определение pH осадков в середине XIX в. дало неожиданный результат - среда капель дождя оказалось слабокислой, а не нейтральной. Позже было найдено объяснение: некоторые газы, соединяясь с водой в верхних слоях атмосферы, образуют кислоты.

    Причиной резкого роста концентраций сернистого газа является сжигание энергоресурсов.

    Негативные последствия кислотных дождей многообразны: подкисление почв; повреждение тканей и листвы, ведущее к болезням; подкисление водоемов.

    Глобальное моделирование.

    Первые попытки создания глобальных моделей будущего развития человечества были осуществлены Дж. Форрестером и группой Д. Медоуза на основе разработанного Форрестером метода системной динамики, позволяющего исследовать поведение сложной структуры взаимосвязанных переменных. Модели мира состояли из пяти секторов (уровней): народонаселение, промышленное производство, сельскохозяйственное производство, природные ресурсы, состояние природной среды.

    Компьютерное моделирование, проведенное в Массачусетском технологическом институте (США), показало, что при отсутствии социально- политических изменений в мире и сохранении его технико-экономических тенденций быстрое истощение природных ресурсов вызовет около 2030 года замедление роста промышленности и сельского хозяйства и в результате - резкое падение численности населения. Если предположить, что достижения науки и техники обеспечат возможность получения неограниченного количества ресурсов, катастрофа наступает от чрезмерного загрязнения окружающей среды. При допущении, что общество сможет решить задачу охраны природы, рост населения и выпуска продукции будет продолжаться до тех пор, пока не исчерпаются резервы пахотной земли, а затем, как во всех предыдущих вариантах, наступает коллапс. Катастрофа неминуема, потому что все пять опасных для человечества тенденций растут по экспоненте, и беда может подкрасться незаметно и актуализироваться, когда поздно будет что-либо сделать.

    Основываясь на своих результатах, создатели моделей считали необходимым создать глобальное равновесие и дали в последней главе своей книги «Пределы роста» следующие рекомендации по предотвращению грозящей опасности:

    1) стабилизировать численность населения планеты;

    2) законсервировать промышленное и сельскохозяйственное производство на современном уровне (1970-е);

    3) 10% прибыли от добычи нефти расходовать на исследования в области альтернативных технологий.

    Глобальное равновесие, как считают Медоуз и его коллеги, не будет означать застоя, ибо человеческая деятельность, не требующая большого расхода невосполнимых ресурсов и не приводящая к деградации природной среды, может развиваться неограниченно.

    Концепция «пределов роста» имеет позитивное значение в социально- политическом плане, поскольку направлена на критику основополагающего принципа капитализма - ориентации на безудержный рост материального производства и потребления.

    Можно говорить о пределах роста в определенных направлениях, но не об абсолютных пределах. Задача заключается в предвидении опасностей роста в каких-либо направлениях и выборе путей гибкой переориентации развития. В методологическом плане критике был подвергнут высокий уровень осреднения переменных, характеризующих процессы, протекающие в мире.

    Авторы «Пределов роста» признают, что, возможно, объем человеческих знаний, так же, как население и экономика мира, растет экспоненциально, но из этого, по их мнению, не следует, что технологическое применение знания тоже растет по экспоненте.

    В моделях мира не представлена возможность целенаправленного воздействия на социально-экономическую систему в случае ее развития в нежелательном направлении: поведение общества запрограммировано как неизменное. Отсутствие социальной обратной связи в модели не позволило представить в ней защитные механизмы, препятствующие катастрофе. Критический анализ моделей Форрестера и Медоуза выявил положительные и отрицательные стороны их работы, которую в целом следует оценить как негативное моделирование, показавшее, что грозит человечеству в случае сохранения и развертывания некоторых негативных тенденций технико-экономического развития при отсутствии принципиальных научно-технических и социокультурных изменений в мире.

    Однако, у Форрестера и Медоуза отсутствует то, что можно назвать важнейшим методологическим принципом позитивного моделирования - конструктивный преобразовательный аспект. Не было учтено также, что модель должна конструироваться таким образом, чтобы учитывалась не только вероятность данного развития событий (точнее, возможность осуществления нескольких вариантов с разной степенью вероятности), но и, так сказать, желательность данной реконструкции природной среды.

    Несмотря на серьезную критику моделей мира попытки глобального моделирования продолжались. М. Месаровичем и Э. Пестелем на основе методики «иерархических систем» была построена регионализированная модель, в которой мир разделен на 10 регионов. Каждый из этих регионов, в свою очередь, разделен на взаимодействующие иерархические сферы или страты: экологическую; технологическую; демо-экономическую; социально-политическую; индивидуальную.

    Результаты их моделирования показали, что можно ожидать не одну глобальную, а несколько региональных катастроф. Месарович и Пестель отмечают, что основной причиной экологических опасностей является стремление к количественному экспоненциальному росту без качественных преобразований экономической системы. Авторы полагают, что мировую систему следует рассматривать как единое целое, в котором все процессы настолько взаимосвязаны, что промышленный рост каких-либо регионов без учета изменений в других регионах может вывести мировую экономическую систему из устойчивого состояния.

    Глобальные модели Месаровича и Пестеля показали, что угроза экологической катастрофы отодвигается при органичном сбалансированном росте всей мировой системы. Наиболее приемлемыми оказались модельные варианты взаимодействия между регионами, в которых действие развивалось по сценариям кооперации.

    Концепции «пределов роста» Месарович и Пестель противопоставили концепцию «органического роста», считая, что экологические трудности могут быть преодолены без отказа от роста мировой экономической системы в том случае, если рост будет сбалансированным и органичным, наподобие, скажем, роста дерева. Указанные концепции не являются диаметрально противоположными. Пределы роста существуют, но возможности его увеличиваются, если он сбалансирован, а это требует качественных изменений.

    Глобальные модели типа модели органического роста, являясь в большей степени позитивными, привели к формированию концепции устойчивого развития, которая сформулирована на конференции по окружающей среде ООН, происходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

    Здоровье населения.

    Что и сколько можно изымать из биосферы, а что нельзя - определяется с помощью моделирования. Изъятие максимального количества приводит не только к исчерпанию ресурса, но и к ухудшению качества продукции.

    Понятие здоровья было сформулировано еще в античности: «Это состояние психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды» (Перикл, V в. до н.э.).

    От индивидуального здоровья следует отличать популяционное, или общественное, здоровье, которое характеризуется такими показателями, как средняя продолжительность жизни, естественный прирост, младенческая смертность и др.

    Их воздействие менялось в истории отношений человека с природной средой. Для человека эпохи палеолита главными причинами смерти были – травмы, полученные на охоте и при стычках с другими людьми, а на втором месте – голод, а средняя продолжительность его жизни не превышала 26 лет. Недостаток пищи ограничивал численность совместно проживающих людей. неолите произошел переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни. Оседлый образ жизни способствовал появлению постоянных поселений - деревень, мест наиболее интенсивного воздействия человека на окружающую среду и взаимодействия людей между собой. Продовольствие уже не ограничивало численность населения и главным регулирующим фактором становятся болезни. Скопление относительно большого количества людей на ограниченных площадях создавало условия для распространения среди них различных инфекционных болезней.

    Гигиена здоровья.

    Санитарная экспертиза качества пищевых продуктов, воды и предметов бытового обихода. Современный раздел гигиены - валеология - «это теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида с использованием медицинских и парамедицинских технологий».

    Биосфера - устойчивая экологическая система, которая существует на Земле около 4 млрд лет, но в последние сто лет воздействие человека на биосферу нарастает огромными темпами. Почти все антропогенные воздействия негативно влияют на природу, за исключением таких, которые способствуют восстановлению разрушенных экосистем.

    Суммарную антропогенную деятельность, таким образом, можно назвать загрязнением природы. Загрязнение есть неблагоприятное изменение окружающей среды, которое является результатом человеческой деятельности и меняет распределение приходящей энергии, уровни радиации, физико-химические свойства окружающей среды и условия существования живых существ.

    Загрязнение гидросферы.

    Существование биосферы и жизнь человечества всегда было основано на использовании воды. Современное загрязнение гидросферы слагается из двух составляющих – собственно загрязнения и исчерпания пресных вод. Основными загрязнителями вод являются химические, биологические и физические загрязнители.

    До определенного предела морские экосистемы могут противостоять вредным воздействиям токсичных веществ, используя накопительную, окислительную и минерализующую функции гидробионтов, но затем порог превышается и начинается отравление среды.

    Под исчерпанием вод понимается их недопустимое сокращение (подземные воды) или уменьшение стока (поверхностные воды). Практически во всех крупных городах формируются так называемые депрессионные воронки – пустоты (глубиной до 100 м), вызванные интенсивной эксплуатацией мощными водозаборами, что грозит городу проседанием почв. Изъятие на хозяйственные нужды большого количества поверхностных вод ведет к региональным кризисам. Осушенное дно стало источником пыльных бурь и засоления окружающих территорий.

    Загрязнение литосферы.

    Техногенные загрязнение затрагивают такие составляющие литосферы, как почва, горные породы и недра. Почва является основным звеном круговорота веществ в экосистемах: здесь высвобождается энергия и накапливаются биогенные элементы.

    Основные проблемы почв:

    1) эрозия: разрушение или снос верхних слоев почв ветровыми (ветровая) или водными (водная) потоками;

    2) загрязнение пестицидами, минеральными удобрениями, нефтепродуктами и т.п.;

    3) засоление почв в результате чрезмерного полива;

    4) опустынивание – необратимое изменение почвы, растительности и всей биоты, которое возникает в результате непрекращающейся эрозии почв;

    Недра не только являются источником ресурсов и местом захоронения отходов, но частью среды обитания человека и других живых существ. Разработка недр оказывает вредное влияние практически на все компоненты наземных экосистем.

    Загрязнение атмосферы.

    Регуляцию народонаселения.

    Экологически обоснованное рациональное природопользование требует комплексного сочетания работы по пяти основным направлениям:

    1) экологизация технологий (экологически чистые, безотходные);

    2) развитие экономического механизма охраны среды;

    3) административно-правовое воздействие;

    4) экологическое просвещение;

    Экологический мониторинг.

    Существуют также комплексные нормативы качества окружающей среды, не приводящие к нарушению устойчивости экосистем, одними из главных среди них являются нормативы допустимой антропогенной нагрузки (НДАН), которые могут быть рассчитаны как для определенной территории, так и для конкретного промышленного объекта.

    Охрана гидросферы.

    Охрана литосферы.

    Для борьбы с эрозией применяется комплекс мер: полосное земледелие, почвозащитные севообороты, облесение оврагов и др. Для предотвращения загрязнения пестицидами используют экологические методы защиты растений, не применяют особо стойкие пестициды.

    В конце ХХ в. возникли концепции ресурсовозобновляющих технологий (РВТ), практическое решение которых привело к созданию на многопрофильных комбинатов, способных перерабатывать все виды антропогенных отходов.

    Охрана атмосферы.

    Меры для защиты воздушного бассейна таковы:

    1) экологизация технологических процессов и снижение выбросов (непрерывные технологические процессы, предварительная очистка сырья от примесей);

    2) очистка газовых выбросов;

    3) рассеивание газовых выбросов (за счет высоких дымовых труб);

    Уровни биоразнообразия.

    Биоразнообразие имеет три составляющих:

    1) генетическое разнообразие индивидов;

    2) видовое разнообразие;

    На уровне экосистем - нарушение энергетических потоков (в результате изменения и упрощения трофических цепей), изменение биогеохимических циклов, сокращение числа видов, снижение устойчивости экосистем, гибель.

    Экологическое сознание.

    Философия ХХ в. в лице, прежде всего, экзистенциализма призвала отказаться от присущего новоевропейской культуре агрессивности и подошла к пониманию важнейшего значения природной среды для существования и развития человечества.

    Одним из основоположников экологического мировоззрения может быть назван А. Швейцер с его концепцией «благоговения перед жизнью». Можно говорить и собственно об экологической философии как направлении исследований с характеризующим его понятием «глубинной экологии». Предлагаются термины экософия, ноософия, витософия и др.; исходя из философских оснований, экологические философы пытаются сформулировать некие «правила жизни» как совокупность экологических заповедей.

    Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая - мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современной экологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов. Само появление мифологии было объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться к изначальному единству с природой, таким образом, мифология по сути своей экологична. Также и все древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений.

    Экологическая наука и основанная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и природы, и, во- вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний.

    Экологизация воспитания и образования, по Н.Ф. Реймерсу, достигается созданием комплекса природоохранного и экологического обучения. Основные постулаты экологического мировоззрения таковы:

    - всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима, человек отвечает за все живое;

    - природа всегда была и будет сильнее человека;

    - биосфера остается устойчивой, пока она разнообразна;

    Если все оставить так, как есть, «Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение» (Реймерс);

    - выбор «иметь» или «быть» является реальностью нашего времени.

    Устойчивое развитие – это такое развитие человечества, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставятся под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

    Оно включает два основных понятия:

    Понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

    С егодня в обиходе очень модный и актуальный термин - экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?

    На самом деле, «экология» - слово, состоящее из греческого «ойкос» - ‘дом’ и «логос» - ‘наука’. Получается, что дословно «экология» - это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многогранней, интересней, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.

    Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный (здоровый) образ жизни.

    Экология: что это такое и что она изучает

    Экология - это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир - дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

    Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

    Виды экологии

    Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

    Стоит знать, что экология - это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

    Различают такие виды экологии:

    • экология биосферы - раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
    • промышленная экология - направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
    • экология отрасли - каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
    • сельхоз-экология - изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
    • эволюционная экология - изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
    • валеология - наука о качестве жизни и здоровье человека;
    • геоэкология - изучает геосферу планеты и её обитателей;
    • экология морей и океанов - направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
    • социальная экология - наука о чистоте социальной области;
    • экономическая экология - направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

    По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

    Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

    Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.

    Термин и понятие экологии

    Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель - изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.

    Кто ввел термин «экология»?

    Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.

    Что означает экология

    Как уже можно догадаться, экология - понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог - это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит экология, он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.

    Экотоп - отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.

    Экосистема - среда взаимодействия группы живых организмов.

    В остальных случаях слова с приставкой «эко» - это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура - это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.


    Где и кому нужна экология

    Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.

    Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

    Экологические проблемы и их решение

    Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, - это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона - негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.

    Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

    Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.

    В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

    Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.


    Cлово "экология" в последее время употребляется столь часто, что далеко не всегда можно с уверенностью сказать, что же имелось в виду. Дело доходит до того, что на дихлофосе и креслах из натуральной кожи (последнее кажется особенно циничным) пишут "ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ" (!). Экология души, экологический ("зеленый") PR... А вузовский преподаватель всерьез предлагал в качестве темы для реферата "Экологию никеля".

    "Экология" стала модным словечком. С одной стороны, нельзя отрицать объективность такой "моды": назревший экологический кризис делает актуальным все, связанное с экологией и взаимоотношениями человека и природы. С другой стороны, слово "затирается", не редко приходится слышать, что экологи - это не серьезные ученые. Многие не понимают разницы между экологией и охраной природы, полагая, что экология - это про чистый воздух и промышленные выбросы.

    Так что же такое экология? Наверно, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить немного истории этой весьма молодой науки.

    Итак, экология зарождалась, как раздел биологии, изучающий взаимоотношения организмов со средой их обитания. Первые экологические исследования, пожалуй, стоит отнести к работам отца зоологии Аристотеля. "Папочка" описал более 500 видов животных, указав в том числе и на характер их мест обитания - а это уже сфера экологии.

    Сам термин "экология" был предложен в 1866 году Геккелем (до этого предлагались другие варианты - "эпирриология", "биономия" - но они не прижились).

    Термин "экология", как известно, происходит от греческих корней "ойкос" - "обиталище" и "логос" - "наука". То есть это наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания (а не наука о доме, как пишут некоторые "остряки").

    Современное определение экологии звучит следующим образом:

    Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неорганической средой; о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

    (в литературе, несомненно, можно встретить множество определений, то заужающих, то до неясности расширяющих сферу экологии как науки; данное определение охватывает, прежде всего, область классической биоэкологии)

    Если же говорить проще, то экология изучает отношения организмов со средой их обитания, между которыми возникает множество разнообразных связей. Организмы же благодаря этим связям существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные системы (популяции, биоценозы, экосистемы - о них речь пойдет в последующих уроках), также являющиеся предметом экологии. Так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи. Наши сельскохозяйственные поля также представляют собой своеобразные экосистемы.

    Итак, экология изучает взаимосвязи:

    между организмами (включают пищевые и непищевые взаимосвязи);

    между организмами и средой их обитания;

    взаимосвязи внутри экосистем.

    Соответственно, структура классической биоэкологии включает аутэкологию (экологию отдельных организмов), демэкологию (экологию популяций и видов), синэкологию (экологию сообществ организмов).

    Как известно, в настоящее время науки претерпевают как бы два взаимно противоположных процесса. С одной стороны, происходит их дифференциация - науки распадаются на множество специализированных направлений, а с другой стороны, - интеграция - многие научные исследования проводятся на стыке наук, на стыке различных направлений возникают новые науки. Эти процессы не обошли стороной и экологию. Итак, определим уже названные разделы биоэкологии:

    аутэкология - изучает взаимоотношения отдельной особи (представителей вида) с окружающей ее (их) средой; определяет пределы устойчивости и предпочтения вида по отношению к различным экологическим факторам;

    демэкология - изучает взаимоотношения популяций с окружающей их средой, изучает демографию и ряд других характеристик популяций в свете их отношений с окружающей средой;

    синэкология - исследует биотические сообщества и их взаимоотношения со средой: формирование сообществ, их энергетику, структуру, развитие и т.д.

    На стыке экология и других научных дисциплин (медицины, педагогики, юриспрунденции, химии, технологии, агрономии и так далее) рождаются новые научные направления. В широком смысле слова экология выходит за рамки чисто биологической отрасли знаний.

    В экологии выделяют экологию различных систематических групп (экология грибов, экология растений, экология млекопитающий и т.д.), сред жизни (суши, почвы, моря и т.п.), эволюционную экологию (связь эволюции видов и сопутсвующих экологических условий), ряд прикладных направлений (медицинская, с/х, эколо-экономические науки) и многие другие направления - нет смысла описывать все.

    Особо следует отметить такой раздел как социальная экология - то есть экология человеческого сообщества, изучающая взаимоотношение социума и Природы.

    После того как мы дали определение экологии, наверное, будет полезным развести экологию и некоторые другие науки и понятия, которые часто смешиваются, и все это создает невообразимую путаницу.

    К экологии иногда неверно относят ряд дисциплин. Так, природопользование и охрана природы не являются разделами экологии. Другое дело, что в последнее время стало ясно, что нельзя организовывать природопользование и охрану природу, не применяя экологических методов и не используя экологическое знание. Только знание о взаимосвязи природных объектов, об устойчивости природных систем может определить возможные механизмы взаимодействия с ними. Этим и объясняется справедливый всеобщий интерес к экологии как науке о взаимосвязях живых организмов и окружающей их среды.

    Глоссарий

    Здесь мы будем расшифровывать (давать научные дефиниции) термины, употребленные в тексте урока. За исключением особо оговоренных случаев все определения даются по словарям Николая Федоровича Реймерса.

    УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ

    способность оставаться относительно неизменной в течение определенного (достаточно длительного) периода времени, вопреки внешним и внутренним возмущениям.

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

    это способность природной системы (популяции, сообщества или экосистемы) сохранять свою структуру и функции при воздействии внешних факторов.

    УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ

    ее способность к пропорциональному по величине отклику на величину воздействия.

    ДЕГРАДАЦИЯ СРЕДЫ

    общее ухудшение природной среды жизни человека. Деградация природной системы - ее угнетение, упрощение структуры.

    НАДОРГАНИЗМЕННАЯ СИСТЕМА

    саморазвивающаяся и саморегулирующаяся материально-энергетические совокупность, образованная естественными структурами. Существует как относительно устойчивое целое за счет взаимодействия, распределения и перераспределения веществ, энергии, информации и обеспечивает преобладание внутренних связей над внешними.