Орешин Пётр Васильевич - биография.

Родился в Саратове в семье приказчика мануфактурной лавки. В 1896 поступил в начальную школу, по окончании которой начал учебу в Саратовском 4-классном училище, где проучился 3 года и вынужден был уйти за недостатком средств к существованию...


Последующие несколько лет жизни будущего поэта прошли в скитаниях по городам и селам Поволжья и Сибири в поисках заработка.

Стихи Орешин начал писать в ранней юности. Первые стихотворения были опубликованы в «Саратовском листке» и в «Саратовском вестнике» в 1911. Систематическая литературная деятельность молодого поэта началась в 1913, когда Орешин переехал в Петербург и начал публиковаться в столичных журналах.

В стихах Орешина этого периода ощутимо влияние, с одной стороны, Некрасова, с др. - крестьянских поэтов-самоучек. Переживание тяжести крестьянского труда, надежда на лучшую долю, мотивы жизни-мачехи, красота родного крестьянского края - вот основополагающие черты его поэтического мира 1913-14. («В поле вихрится ветер-зимач, / за бураном - вечерние зори. / Санный скрип - недоплаканный плач, / дальний путь - безысходное горе…»).

Весной 1916 Орешин призывается в действующую армию и принимает участие в боях на Западном фронте. Удостоен двух Георгиевских крестов.

В 1917 Орешин знакомится с С. Есениным, а позднее - с Н. Клюевым, С. Клычковым, А. Ширяевцем.

В 1918 вышла книга Орешина «Зарево», о которой в журнале «Наш путь» (№ 2) была напечатана сочувственная статья С. Есенина. В том же году вышла 2-я книга Орешина «Красная Русь».

С 1919 по 1922 Орешин живет в Саратове, где, по словам Есенина, «пишет плохие коммунистические стихи и со всеми ругается». В Саратове выходят его книги стихов «Дулейка», «Березка», «Набат», «Мы», в которых он публично отрекается от мотивов старого крестьянского мира и отдается во власть новых веяний («Будет врать о любви и о Боге, / и о многом, о многом другом. / Не вернут нас ни кони, ни дроги / в старорусский родительский дом!»). Но это «окончательное» отречение на поверку оказалось лишь кажущимся. Поэт не мог подавить в себе пронзительной лирической ноты, в которую воплотилась печаль расставания с исторической Россией («Соломенная Русь, куда ты? / Какую песню затянуть? / Как журавли, курлычут хаты, / поднявшись в неизвестный путь… / И что ж? Крестом, как прежде было, / никто себя не осенил. / Сама земля себя забыла / Под песню журавлиных крыл…»). В одной и той же строке слышится и радость, и отчаяние, и гнев, и удивление. Возражая противникам крестьянской поэзии, Орешин писал: «Не верно, сельские баяны, / певцы крестьянской стороны, / как будто родине багряной / мы стали больше не нужны!»

С 1922 Орешин живет в Москве, избирается членом правления Всероссийского союза писателей. В течение 20-х одна за другой выходят книги его стихов и прозы, в частности, книги очерков и рассказов, а также повести «Ничего не было», «Людишки», «Злая жизнь», «Жизнь учит». Наиболее значительным было издание 4-томника поэтических произведений, состоящего из книг «Ржаное солнце» (1923), «Солнечная плаха» (1925), «Родник» (1927), «Откровенная лира» (1928).

В 1923 Орешин вместе с Есениным, Клычковым и Ганиным подвергается преследованию по т. н. «делу четырех поэтов», когда названных поэтов обвинили в «антисемитизме». На это обвинение Орешин ответил стихотворением «Под клеветой».

Новая струя, исполненная печали и недобрых предчувствий от происходящих в жизни страны перемен, вливается в творчество Орешина в связи с гибелью Есенина. Орешин создает цикл стихотворений, посвященных погибшему другу («Сергей Есенин», «На карауле», «Ответ», «Соловей в отставке»). Тогда же пишутся стихотворения «Земля родная» и «Элегия», которыми Орешин как бы заново прощается с иллюзиями «прогресса» в переделке старой жизни, которые были у него в н. 20-х. Эти стихотворения были посвящены А. Веселому и И. Касаткину, которым суждено будет погибнуть в к. 30-х, практически одновременно с оставшимися поэтами «новокрестьянской плеяды». В этих стихах жажда жизни органически сопряжена с печалью о кратковременности бытия, а любовь к родине окрашена в печальные тона: «Жизнь моя поблекнула в опале, / в жгучем ветре вечных голодух. / На крутом житейском перевале / Я устал и медленно потух. / Но до самой до последней пяди / и сейчас уверенно пойду, / новой жизни, новой песни ради, / на любую тяжкую беду…».

В 1934 Орешин был задержан на улице милицией, услышавшей из уст поэта выражение: «Такую сволочь, как товарища Кагановича, вместе с вами терпеть не могу, как негодяев». В 1935 была составлена докладная записка в партком Союза советских писателей после скандала в Доме советского писателя, где Орешин заявил: «Советская власть не дает жить порядочным людям. Сталин - сволочь, не может ценить порядочных работников». 28 окт. 1937 Орешин был арестован и 15 марта 1938 расстрелян по обвинению в террористической деятельности.

Пётр Васи́льевич Оре́шин - русский и советский поэт и прозаик.

Основные направления его творчества - это поэтизация природы, сельского быта. Наиболее это выражено в книгах «Ржаное солнце», «Соломенная плаха», «Родник», «Откровенная лира». Также он писал поэмы на историко-революционные темы, автобиографическую прозу. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Родился в городе Аткарск Саратовской губернии. Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку. Всю свою жизнь он проработал приказчиком. Мать, Агафья Петровна, шила на продажу ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой.

Пётр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-классную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии, но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Первые творческие успехи пришли в 1911 году, когда он начал печататься в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике».

В 1913 году Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 году Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях Первой мировой войны, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами.

Жена - писательница Людмила Григорьева.

В 1918 году Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин. Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 1920-е годы поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандистскую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 году в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

В 1937 г. Петр Орешин был арестован, в начале 1938 - расстрелян. Реабилитирован в 1956 году

Рейтинг: / 2

ПлохоОтлично



28 июля 2017 года исполнится 130 лет со дня рождения известного русского и советского прозаика и поэта Петра Васильевича Орешина, родившегося и выросшего в городе Аткарске.

Петр Васильевич появился на свет в нашем городе в семье приказчика мелкой мануфактурной лавки, его мать работала на дому, она шила рубахи из ситца, которые затем продавались на местном рынке.

Орешину удалось отучиться лишь в начальной школе, из-за материальных трудностей в семье продолжить учебу он не смог. Только в 16 лет юный Петр попал в бухгалтерскую школу, однако связывать жизнь с цифрами и счетоводством не захотел. К тому времени он уже увлекся поэзией и живописью, трудился в одной из контор.

Впервые был напечатан в «Саратовском листке» в 1911 году, а через два года он переезжает в Санкт-Петербург, где продолжает службу мелким клерком, но печатается уже в столичных изданиях «Заветы» и «Вестник Европы».

Все его творчество было посвящено родной природе и сельскому быту, тяжелой жизни русского крестьянства. Поэтическую и трудовую карьеру Орешина прерывает призыв в армию в 1914 году, на фронтах Первой мировой он сражается самоотверженно и возвращается обладателем двух Георгиевских крестов.

В 1918 году у Орешина выходит сразу две книги стихов. Одну из них («Зарево») замечает Сергей Есенин, который характеризует творчество вдохновляемого родным Поволжьем писателя «озером, где отражаются и месяц, и церковь, и хаты».

В начале двадцатых годов Петр Васильевич живет в Саратове, сотрудничая как с местными, так и московскими издательствами. Он разделяет революционные идеи, много пишет и печатается, выступает на митингах, занимается пропагандой советской власти, призывая крестьян порвать с прошлым.

В это время окружающим становится заметна одна из неприятных черт характера поэта, как говорил Есенин, Орешин в Саратове «пишет плохие коммунистические стихи и ругается со всеми».

Вскоре Петр Васильевич переезжает в Москву, где избирается одним из руководителей Союза писателей, а по его инициативе в Пролеткульте создается секция крестьянских поэтов. В 1924 году выходит в свет сборник под названием «Творчество народов СССР», для которого писатель занимался переводом и сбором множества фольклорных произведений.

1920-е можно смело назвать пиком карьеры и популярности Петра Орешина, его сборники стихов и прозы (включая автобиографические произведения) выходят один за одним: «Жизнь учит», «Людишки», «Злая жизнь», «Ничего не было», «Солнечная плаха», «Ржаное солнце», «Откровенная лира», «Родник».

Ну а в 1923 году грянуло так называемое «дело четырех поэтов», Петра Орешина в компании с Сергеем Есениным, Сергеем Клычковым и Алексеем Ганиным обвинили в «антисемитизме». Тогда литераторам удалось отделаться товарищеским судом и общественным порицанием, Орешин ответил на обвинение стихотворением «Под клеветой».

Однако судьба всех четверых была трагической, атмосферу тех лет прекрасно передает спектакль и телесериал «Есенин» с Сергеем Безруковым.

Следующим ударом для Орешина стала смерть Сергея Есенина, случившееся настолько поразило его, что он посвятил другу сразу четыре стихотворения. Несколько позднее в творчестве Петра Орешина начинает проскальзывать разочарование советской властью вообще и преобразованиями в жизни крестьянства в частности.

В 1934-1935 годах в полной мере проявляется непростой характер Петра Орешина, сначала его задерживают за публичное оскорбление Лазаря Кагановича, а затем - он устраивает скандал в Доме писателя, во время которого не стесняется в выражениях в адрес советской власти и Иосифа Сталина.

Арестовали Орешина 28 октября 1937 года, он был обвинен в террористической деятельности и расстрелян 15 марта 1938 года.

Реабилитирован Петр Васильевич Орешин был в 1956 году, в последний раз его книга выходила в 1968 году.

В саратовском литературном сообществе время от времени заходит разговор о необходимости переиздания произведений поэта. Возможно, это носило бы символический характер, ведь сейчас, во времена Интернета, стихи Петра Орешина доступны всем. Когда-то и газета «Аткарский уездЪ», например, публиковала стихотворение «Осень». Почитайте, честное слово, вам понравится.

Скорее всего, 130-летие со дня рождения писателя в Аткарске останется почти никем незамеченным, как и 120-летие, на родине о нем почти не вспоминают по неизвестным и непонятным причинам.

Зато жители московского Марьино, скажем, ставят Петра Орешина в один ряд с Константином Бальмонтом и Федором Сологубом - именно такие поэтические названия они дают улицам.

Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку, и это обстоятельство сделало его приказчиком на всю жизнь. Мать, Агафья Петровна, от нищеты шила на базар ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой.

Петр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-хклассную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии,но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Печататься начал в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике» в 1911.

В 1913 Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами. Известен факт унизительного наказания рядового Орешина. За чтение солдатам вольнолюбивых стихов Некрасова его заставили несколько суток стоять под ружьём с грузом кирпичей за спиной.

В 1918 Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин . Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина , Клычкова , Клюева . Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 20-е гг. поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандисткую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

Орешин разделил общую трагическую судьбу крестьянских поэтов. Он был репрессирован и погиб.

ОРЕШИН, Пётр Васильевич - русский советский поэт. Отец Орешина был приказчиком, мать швеёй. Окончил три класса 4-классной городской школы. Начал печататься в 1911. В первую мировую войну - солдат в действующей армии. Стихи этого периода выражают отвращение к «алой бойне». Орешин - участник альманаха «Скифы» (1918). Первая книга стихов «Зарево» (1918) положительно отмечена С. Есениным . Орешин написал несколько статей и воспоминаний о Есенине (1926-27). Был одним из инициаторов создания секции крестьянских писателей при Московском Пролеткульте. В 1925 избран членом правления Всероссийского союза поэтов. Сотрудничал в газетах и журналах. Всего вышло свыше пятидесяти книг Орешина, в т. ч. 4-томное собр. стихов: «Ржаное солнце» (т. 1, 1923), «Соломенная плаха» (т. 2, 1925), «Родник» (т. 3, 1927), «Откровенная лира» (т. 4, 1928). Будучи в основном бытописателем деревни, Орешин не ограничивался крестьянской тематикой. В поэмах «Селькор Цыганок» , «Учитель Чиж» , «Милиционер Люкша» он стремился создать образ героя революционной эпохи. Поэмы «Окровавленный май» , «Вера Засулич» , «Распутин» , «9-е января» , «Чапаев» посвящены историко-революционным темам. В некоторых стихах Орешина содержится противопоставление деревни городу. С победой колхозного строя эти мотивы исчезают. Поэзия Орешина опиралась на традиции А. В. Кольцова и И. С. Никитина . Для него характерна былинно-песенная стилизация, тяготение к сказке, но при этом - несколько рассудочный, нравоучительный тон. Лучшие стихи Орешина привлекают поэтизацией родной природы, деревенского быта.

Меньше места в творчестве Орешина занимает проза. Повесть-хроника «Людишки» (1927) посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейцами за строительство новой деревни. Многие произведения Орешина автобиографичны. В повести «Злая жизнь» (1931) рассказано о жизни молодого человека, выходца из полупролетарской семьи в условиях капиталистического общества. В 1938 Орешин был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

Соч.: Красная Русь, М., 1918; Почему из крупных сёл на простор народ пошёл?, М. - Л., 1924; Вторая трава, М., 1933; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. В. Сидорина], М., 1958; Повести и рассказы, М., 1960 (Биографич. справка); Стихи. [Послесл. К. П. Орешина], Саратов, 1964.

Лит.: Гусман Б., 100 поэтов. Лит. портреты, [Тверь], 1923; Евгеньев-Максимов В., Очерк истории новейшей рус. лит-ры, М. - Л., 1925; Селивановский А., Живой мир и бутафория, «Мол. гвардия», 1928, № 9; Зенкевич М. , «Родник». [Рец.], «Печать и революция», 1928, № 4; Владиславлев И. В., Лит-ра великого десятилетия, т. 1, М., 1928; Самосюк Г. Ф., П. В. Орешин, в кн.: Рус. писатели в саратовском Поволжье, Саратов, 1964, с. 222-32.

В. Ф. Земсков

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 5. - М.: Советская энциклопедия, 1968

ОРЕШИН Пётр Васильевич - современный поэт и прозаик. Родился в крестьянской семье. Начал печататься с 1913. Стихи, посвящённые войне («Смертонос» , «Проклятая война» , «Отчего не рыдают камни?» , «Завтра» и др.), направлены против «алой бойни», но в них нет осознания причин империалистической войны и революционных средств борьбы с ней: растерянность, чувство обречённости, пацифистский расплывчатый гуманизм характеризуют антивоенную лирику Орешина. В дореволюционных стихах Орешин часто разрабатывал тему «голодного, болезного села», «безысходного горя» трудового крестьянства, выражая неприязнь к кулаку. Однако социальные идеалы Орешина исчерпываются стремлением к сытому «крестьянскому раю». В канун пролетарской революции творчество Орешина - преломление в сознании мелкобуржуазной крестьянской интеллигенции настроений широких масс крестьянства. Пессимизм брошенного в ненавистный капиталистический город, поэтизация анархистского бунтарства («Волчья жизнь» , «Зверюга» и др.), идеализация стихийной «могучей» силы «русского мужика» - характерны для раннего Орешина. Социалистического характера Октябрьского переворота Орешин не понял. В период 1917-1921 Орешин отражал события гражданской войны («На пашне» , «Трудовая» и отчасти поэма «Крестный путь» ) с позиций трудящегося крестьянства.

В период 1923-1928 Орешин кроме стихов дал также и прозу; разрабатывал лиро-эпический жанр - поэмы. В поэмах «Селькор Цыганок» , «Милиционер Люкша» , «Учитель Чиж» , «Васька» и других Орешин пытался создать положительный образ героя революционной эпохи. В поэмах «Окровавленный май» , «Вера Засулич» , «Распутин» , «Матрос Иван» , «9-ое января» Орешин изображает царский произвол, борьбу самодержавия с революционным движением, распутинщину, империалистическую войну, но при этом часто идеализирует моменты стихийности, подменяет общественную оценку людей отвлечённо-моральным противопоставлением «добра» и «зла». Целый ряд стихов как будто бы говорит о включении Орешина в число революционных писателей современности, но при переходе страны к периоду реконструкции, в условиях жёстокого сопротивления классового врага, творчество Орешина начало отражать кулацкие настроения: противопоставление города деревне, оплакивание «злой судьбы» поэта в советской действительности («У памятника Пушкину» , «Трагедия» , «Василёк» ), страх и сопротивление индустриальной культуре социалистического города («Как ярый спрут, ползёт по свету Слепая мертвенная сталь. Ужели Вам, как мне, поэту, Цветка измятого не жаль» и т. п.) - характерны для его книги «Откровенная лира». Пробует Орешин сочувственно изображать колхозную действительность, однако дает её поверхностно, во внешних деталях, впадая в сусальность.

Стихи Орешина страдают растянутостью, язык не отличается яркостью, сельские пейзажи монотонны. Орешин прибегает иногда к изобразительным средствам песенно-былинной поэзии, использует атрибуты религиозно-церковного быта, сближаясь с Клюевым , но лишён яркого своеобразия и силы последнего.

Проза в творчестве Орешина занимает меньшее по сравнению с поэзией место («Ничего не было», 1926; «Жизнь учит», 1928, и «Злая жизнь», 1931). В прозе Орешин даёт воспоминания о детстве и юности. «Злая жизнь» рисует эпизоды из жизни подростка - выходца из полупролетарской среды - в условиях капитализма, причём дано разоблачение купеческого хищничества, «накопительства». Хроника «Людишки» посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейщиной и строительству новой советской деревни, взятой, главным образом, в разрезе бытовых изменений. Проза Орешина перегружена мелочно-бытовыми моментами, повторением однотипных ситуаций, отличается композиционной рыхлостью.

Библиография: I. Поэзия: Зарево, изд. «Революционный социализм», М., 1918; Красная Русь, изд. ВЦИК, М., 1918; Алый храм, Гиз, М., 1922; Микула, Поэма, изд. «Красная новь», М., 1922; Ржаное солнце, т. I, Гиз, М. - П., 1923; Почему из крупных сёл на простор народ пошёл? Москва, 1924 (агитагропропаганда); Соломенная плаха, Стихи, т. II, Гиз, М. - Л., 1925; Родник, Стихи, т. III, Гиз, М. - Л., 1927; Откровенная лира, Стихи, т. IV, изд. «Федерация», М., 1928; Вторая трава, изд. «Московского т-ва писателей», М., 1933. Проза: Человек на льдине и др. рассказы, изд. «Красная новь», М., 1922; Корявый, Рассказы, Гиз, М., 1922; Снегурочка, Сказка, Гиз, М. - Л., 1924 (для детей); В полях, Очерки, изд. «Красная новь», М., 1924; Ничего не было, Повесть, Гиз, М., 1926 (изд. 2-е, 1928); Красный бор, Повесть для детей, Гиз, М., 1927; Людишки, Повесть, Гиз, М. - Л., 1927; Жизнь учит, Повесть, Гиз, Москва - Ленинград, 1928; Человек на льдине, Гиз, Москва - Ленинград, 1931 (для детей); Злая жизнь, Повесть, изд. «Московское т-во писателей», Москва, 1931.

II. Викт. Г., Железная сказка, где царствует Авиахим, «На литературном посту», 1929, XIX; Трифонов Н., Кулацкий методолог на страницах «Литературной газеты», там же, 1930, XVII; Бескин О., Певец кулацкой деревни, «Земля советская», 1930, III.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

Б. Другов

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Откликнулся рецензией Сергей Есенин. Емко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что и в стихах Есенина, Клычкова, Клюева . Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице», содружеству новокрестьянских поэтов. Если у раннего Есенина, у Клычкова почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянства. Не сказочные Лели и Лады, не утопический Город Белых Цветов волнуют воображение Петра Орешина, а безрадостная жизнь большей части русского крестьянства:

А сердце все изранено,
Все кровью истекло.
Проклятое, болезное,
Голодное село.

Когда началась первая мировая война, Петр Орешин, так же как и Сергей Клычков , оказался но фронтовых окопах. Интересно сопоставить отношение двух писателей-фронтовиков к войне.

Романтик Клычков, стремящийся населить поэтический мир сказочно-волшебными образами, в своей поэзии игнорировал кровавый, бесчеловечный быт войны. Лишь в его последнем поэтическом сборнике есть неясный намек на страшные фронтовые воспоминания.

Продолжающий реалистическую линию крестьянской поэзии Петр Орешин воспринимает и изображает войну как беду всего народа. Не только смерть или искалеченная судьба собрата по окопу - солдата были причиной скорби поэта. Его боль обостряется от осознания того, сколько горя война принесла оставшимся вдали от боевых позиций - детям, растущим без отцовской опеки, женам, безвременно стареющим от тяжелой работы, без любви, помощи, понимания близкого человека, престарелым родителям, беспомощным перед жестокой жизнью. Не воссоздавая подробных картин окопной фронтовой жизни, непосильного быта солдаток. Орешин сумел передать всю глубину скорбных переживаний в незамысловатых, внешне спокойных по интонациям стихах:

Тятька вернулся на зорьке, В хате березовой любо
Весело будет в избе. Слушать диковинный сказ.
Будет с усмешкою горькой Будет охотно дивиться
Он говорить о себе. Жутким рассказам народ.
Выставит ногу, обрубок. Только жены белолицей
Жаркому дню напоказ. Грусти никто не поймет!

Характерная для «новокрестьянской» литературы поэтизация народной жизни присуща и творчеству Петра Орешина. Но это особая поэтизация. Орешин эстетизирует хлебородную мощь земли. Исследователи уже давно заметили особое значение эпитета «ржаной» в его художественной системе:

О, край родной,
Как ты чудесен:
Ржаная степь, ржаной народ.
Ржаное солнце, и от песен
Землей и рожью отдает.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,