Методические рекомендации. Анализ коррекционного занятия

Воспитатель: Усынина Елена Геннадьевна

Требования к воспитателю в коррекционном учреждении

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя.

Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки и более). Отношение педагога - воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в детском доме, но и в последующие годы.
Педагог - воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности педагога - воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.

Воспитатель в коррекционной школе:

  • прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;
  • контролирует выполнение режима дня воспитанниками, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;
  • осуществляет совместно с врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников;
  • поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом; привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.

Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.

Воспитатель должен:

  • проводить работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития детей, их социальную адаптацию;
  • изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения врачей - психиатра и педиатра;
  • В своё рабочее время несёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.

Необходимо приучать детей к точному началу воспитательного часа (т.е. в точно установленное время). Заранее воспитатель готовит помещение к занятию - организует проветривание, проверяет чистоту и порядок (нельзя заниматься в грязном, замусоренном помещении), готовит влажную тряпку, мел, делает необходимые записи на доске, готовит дидактический материал.

Во время проведения занятий воспитатель контролирует дисциплину и порядок.

Перед проведением занятия необходимо собрать всех воспитанников. Чтобы не сбивать ритм занятий, нужно приучать, чтобы они ходили в туалет перед воспитательным часом.

Воспитательный час должен проводиться в разнообразных формах. Это может быть беседа, инструктаж, викторина, тестирование, диспут, практическое занятие, экскурсия. В процессе самого занятия также необходимо применять разнообразные методы и приемы. Неправильно все занятия строить на монологе воспитателя, самому задавать вопросы и отвечать на них. Необходимо ставить воспитанников в активную позицию, обращаясь к их личному опыту.

Каждое отдельное воспитательное занятие - это маленький кирпичик в общей системе занятий, поэтому он должен быть связан с предыдущим материалом и создавать основу для будущего. По каждому отдельному разделу необходимо продумывать структуру взаимосвязанных занятий.

При проведении занятий воспитатель должен четко понимать для себя следующие вещи:

Тема занятия - о чем он будет говорить, что объяснять, над чем работать.

Цель занятия - это очень важный момент, часто воспитатель сам не может внятно объяснить, какую цель он ставит, проводя занятие (т.е. получается бесцельное занятие), а если цель не ставилась, то и результата в итоге нет.

Методы и приемы. Каждый вопрос внутри занятия - это его маленькая ступенька. Под каждый вопрос (а также, под каждую задачу) воспитатель подбирает методы и приемы (в зависимости от группы, места действия в общей структуре подготовки и т.д.). Разнообразие методов и приемов пробуждают интерес детей, делают обучение легким и приятным, незаметным для ребенка.

Это может быть - викторины, тестирование, проблемные вопросы, дискуссии, инструктажи, работа с карточками, игровые формы.

При разборе занятия воспитатель должен быть готовым отвечать на вопросы:

При решении этой (указанно у него) задачи какие методы и приемы Вы применяли?

Почему Вы выбрали именно их (обоснуйте целесообразность)?

Насколько удачным оказалось их применение?

Обязательно необходимо продумать и записать те вопросы, которые воспитатель будет задавать детям.

Задачи занятий - большая цель разбивается на отдельные, узкие задачи. В конечном итоге, при самоанализе своего занятия, ответив на вопрос - насколько успешно были решены поставленные задачи, воспитатель может сказать об успешности занятия.

Задачи занятий условно можно разделить на три типа:

  • дидактические (учебные)
  • коррекционно-развивающие (коррекция….расширение…)
  • воспитательные (формирование... воспитание...)

Как правило, в методически грамотном занятии выделены задачи всех трех типов, иначе получается обучение без воспитания, или абстрактное воспитание, или воспитание (обучение), не учитывающее особенности психического развития ребенка.

Вопросы - это подразделы темы. Например, тема «Кухонная посуда» может включать вопросы:

Виды кухонной посуды.

Правила ухода (за посудой разного типа).

Средства ухода за посудой.

Обязательно следует учесть, что направление занятия на объяснение нового материала, его закрепление, систематизацию, расширение знаний, на контроль усвоения, на формирование новых навыков и умений, их закрепления, на контроль их сформированности.

Это важный момент, и необходимо соблюдать логическую последовательность в подаче материала.

Воспитатель должен честно уяснить для себя: в результате занятия, какие конкретно знания будут даны (или закреплены, или расширены, систематизированы, проконтролированы) и какие конкретно умения, навыки будут отрабатываться (формироваться, закрепляться, контролироваться).

Методически грамотно выделять в любом занятии три психолого-педагогические и организационные части:

Вступление, организационная часть. В этой части: проверка наличия детей, их готовность. Далее необходимо мотивировать детей, объявить тему (либо дать им самим догадаться), объяснить (привести примеры) почему она важна, заинтересовать ею, провести игровую разминку.

Основная часть. При необходимости, перед подготовкой нового материала, здесь можно повторить, закрепить или проверить ранее изученный. После этого идет работа с новым материалом.

В заключительной части - проводится рефлексия занятия. «Что мы сегодня узнали нового, чему научились? Что Вам особенно понравилось, что нет, почему? И т.д.

Необходимо обязательно учитывать валеологические аспекты:

Контроль осанки, физкультминутки, паузы для отдыха глаз и т.д.

Для более успешного проведения воспитательных занятий можно рекомендовать воспитателю готовить конспект, где указать тему, задачи, вопросы, методы и приемы, использованную литературу.

Хорошо проведенное занятие - это результат большой кропотливой работы (особенно для начинающих воспитателей). Алгоритм проведения работы такой:

Посмотрите тему, посмотрите на какие вопросы Вы ее разобьете.

Определите порядок прохождения вопросов (что вначале, что потом).

Сформулируйте задачи занятия.

Продумайте по виду занятия - эти задачи легче решить через инструктажи, практические занятия, игровые формы, экскурсии или их комбинацию.

Подумайте, какие методы и приемы Вы будите использовать по каждому вопросу.

Определите структуру занятия:

Как Вы будете мотивировать детей в водной части. Как Вы их заинтересуете, удивите, привлечете внимание!

Как в основной части Вы будете решать поставленные задачи? Как будете поддерживать интерес детей.

На что обратите внимание в заключительной части. Какие вопросы зададите?

Еще момент: как эта тема связана с предыдущей? Буду ли я на этом задании повторять, закреплять, контролировать ранее изученный материал? Как?

И конечно, перед такой работой необходимо посмотреть дополнительную литературу, газеты, журналы. Если нужно, заранее подготовить карточки и другой раздаточный материал.

Попробуйте несколько раз отрепетировать занятие, если нужно, перед зеркалом или магнитофоном. Все ли проходит гладко? В чем затруднение? В конце репетиции ответьте себе на вопрос: Я достиг поставленной цели? Мне нравится мое занятие? Если дети будут «засыпать», что я буду делать?

Условно можно выделить два основных момента, на которые обращает внимание администрация при проверке знаний:

Результативность - насколько занятие оказалось понятным для детей, в какой степени решены поставленные задачи, какие знания и умения воспитанники получили.

Яркость, интересность - от этого момента зависит первый момент. Насколько детям было интересно, насколько воспитатель сумел их увлечь, пробудить интерес.

Если система занятий у воспитателя такова, что дети с ужасом и унынием ждут воспитательного часа, сидя, считают минуты до его окончания, сидят с пустыми лицами и занимаются своими делами - это приговор воспитателю как педагогу о его проф. непригодности. Необходимо не допускать такого состояния и после первых занятий с таким исходом очень внимательно и честно проанализировать - что я делаю не так, в чем причина, что необходимо изменить?

Необходимо постоянно работать над собой, профессионально расти - осваивать новый педагогический опыт, читать методическую литературу, ходить на занятия более опытных коллег, собирать необходимый материал.

Методика проведения беседы

Беседа - организованный разговор воспитателя с детьми, посвящённый одному какому - либо вопросу.

Диалог - разговор, беседа - является основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.

В школьной педагогике термином «беседа» называют один из методов передачи теоретических знаний по любому предмету. В процессе беседы развивается умение беседовать, т. е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности.

Тему беседы воспитатель планирует заранее: подбирает к ней материалы, иллюстрации, проводит подготовительную работу с детьми, продумывает ход беседы. Тема настоящей беседы должна быть близка и понятна детям.

Продолжительность беседы 25 - 40 минут. В беседе вполне уместны игровые приёмы эмоционального характера: небольшие словесные игры, игровые упражнения, загадки, слушание музыки, чтение художественной литературы, физкультминутки.

В каждой беседе воспитатель применяет наглядный материал. Назначение его разнообразно: он помогает сосредоточить внимание детей, уточняет или обогащает их знания, облегчает участие в беседе подключением разнообразных анализаторов. Материал, используемый в качестве наглядности, должен ярко иллюстрировать программное содержание беседы. В беседе воспитатель:

Уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобретают во время наблюдений под руководством педагога в разнообразной деятельности, в семье, в школе.

Воспитывает у детей правильное отношение к окружающему миру.

Приучает детей целеустремлённо и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы.

Учит просто и понятно излагать свои мысли.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными её участниками. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Основным приёмом обучения в беседе являются вопросы. Используются вопросы различной сложности: как по содержанию, так и по форме. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связи между объектами.

В беседе используются различные приёмы словарной работы, для обучения родному языку, для активизации, обогащения, уточнения словарного запаса детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 2

Почему занятие утвердилось в роли основной формы дополнительного образования? ..... 3

Что необходимо для проведения результативного занятия?.................................................... 3

Каковы правила организации занятия? ………………………………………………………. 3

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия?....................................... 4

Памятка начинающему педагогу …………………………………………………………….…. 5

Наблюдение за занятием должно охватывать………………………………………………..... 6

Лист наблюдения и оценки учебного занятия …………………………………………….…. 8

Технологическая карта занятия …………………………………………………………..…… 9

Анализ учебного занятия (дидактический аспект) …………………………………………. 10

Примерная памятка для самоанализа занятия педагогом дополнительного образования … 11

Карта выявления уровня организации и проведения практических занятий …………….... 12

Анализ занятия педагога дополнительного образования обучающимися ………………….. 13

Примерный вариант анализа учебного занятия …………………………………………….….14

Анализируем занятие ……………………………………………………………………….… 15

В помощь педагогам ……………………………………………………………………………. 16


Очень часто к методисту с вопросами идут педагоги. Что их волнует, тревожит? У кого-то сложная педагогическая проблема, требующая скорейшего разрешения, кому-то нужна методическая консультация, а кто-то сегодня просто не в духе и ему нужен добрый совет…

Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий. Здесь можно найти позитивный и своевременный совет, неожиданный взгляд на привычные вещи, народную мудрость – все то, что помогает нам в стремительном потоке времени и дел сохранять душевное равновесие и здравый смысл.

Занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы дополнительного образования. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.

Почему занятие утвердилось в роли основной формы

дополнительного образования?

Во-первых, на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения. Во-вторых, занятие обладает гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнооб­разный по содержанию и беспрерывно обновляющийся материал. В-третьих, только на заняти­ях возможно изучать систематически весь курс программы. В четвертых, занятие позволяет сочетать индивидуальную работу учащихся с коллективной.

Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, во­лю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Что необходимо для проведения результативного занятия?

Чтобы провести эффективное занятие, необходимо знать функции занятия и конечную цель деятельности педагога по организации занятия, потом установить средства ее достижения, что поможет достижению цели, а затем определить способ, как действовать, чтобы достичь резуль­тата.

Каковы правила организации занятия?

Первое - определить цель, заранее запланированный конечный результат (чего надо дос­тичь).

Второе - отобрать содержание материала занятия, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь содержания с жизненным опытом учащихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ учащихся.

Материал занятия делится на более обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов. Второстепенные же вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение материала развертывается не как ровная нить, а имеет узлы. На этих узлах сосредоточивается внимание обучающихся и делаются выводы.

Третье - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с по­ставленными целями и задачами и содержанием материала.

В зависимости от содержания материала занятия планируется и деятельность обучающихся. При одних методах активность детей на занятии ограничивается пониманием и запоминанием учеб­ного материала. При других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения добывать их, самостоятельно работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил. Именно такие ме­тоды обучения развивают познавательные интересы учащихся. Вызывают максимальную ак­тивность, удовлетворяют их разнообразные запросы.

Четвертое - оснащение занятия разнообразными средствами обучения. Оснащение тесно связано с методами занятия и оказывает существенное влияние на их эффективность.

Пятое - управление деятельностью учащихся со стороны педагога. Педагог - не только ис­точник знаний. Он обучает и воспитывает всеми качествами своей личности, оказывает всесто­роннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методи­чески опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педаго­гическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.

Шестое - педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия?

План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей по­следовательности:

Формулировка цели и задач занятия.

Выбор модели структуры занятия.

Выделение смысловых блоков.

Формулировка познавательных задач к каждому блоку.

Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познава­тельной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная).

Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и за­дач.

Внесение необходимых корректив.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обя­занностей учащихся.

Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся.

Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной.

Систематическая обратная связь.

Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.

То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.


Наблюдение за занятием должно охватывать:

1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;

2) Содержание занятия . Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) руководитель (присутствующий методист, коллега) обращает внимание на методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия , нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы . Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей обучающихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, контрольных и практических работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Кроме того, мы считаем односторонний анализ занятия (только со стороны методистов, коллег или только самоанализ) недостаточно достоверным и недостаточно надежным и, в итоге, нерациональным и неэффективным. Наиболее точный диагностический срез мы можем получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе: самоанализа занятия педагогом; наблюдающими коллегами, методистами, руководителями образовательного учреждения; анализа занятия обучающимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как кажется, такая схема:

1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия». По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.

2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;

3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель – один уполномоченный представитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;

4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель – один уполномоченный представитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;

5. Только после этого следует разбор отрицательных моментов, выявленных специалистами (в случае общего отрицательного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);

6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

7. После разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Лист наблюдения и оценки учебного занятия

Проверяющий___________________________________________________________________________________________

Дата________________ Объединение_______________________________________________________________________

Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________________________________

Количество детей в группе_____________ на занятии__________________________________________________________

Тема: __________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта занятия приложена

Требования к

деятельности педагога

оценка

Требования к деятельности

обучающихся

оценка

уд.

хор.

отл.

уд.

хор.

отл.

1. Начало занятия

1.Внимание детей на различных этапах:

В начале

В середине

В конце

2. Повторение и проверка знаний

2. Интерес к теме

3.Теоретический уровень

изложения:

Научность

Логичность

Систематичность

Последовательность

Доступность

3 .Активность детей при опросе:

при изучении

при закреплении

4.Раскрытие темы

4.Прочность знаний, умений, навыков

5. Отбор материала

5.Самостоятельность суждений

6. Организация внимания

детей

6.Отношение к педагогу

7.Воспитательная сторона занятия

7.Культура труда

8. Использование ТСО, наглядности,

дидактического материала

8.Речь

9.Индивидуальный подход

9.Вопросы к педагогу

10. Эмоциональность

10. Самоконтроль

11.Педагогический такт

11. Дисциплина:

готовность к занятию

во время занятия

во время самостоятельной работы

во время объяснения

во время объяснения д/з

12.Речь

Мнение педагога, проводившего занятие и рекомендации проверяющего:

13. Расчет времени

14. Организация самостоятельной

работы:

методика

15. Объективность

16. Домашнее задание

/подпись проверяющего/__________________________________

Технологическая карта занятия

Педагог_______________________________________________________________________

Тема занятия__________________________________________________________________

Дата проведения_______________________________________________________________

Возраст детей_________________________________________________________________

Цель занятия__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задачи занятия_________________________________________________________________

Тип занятия, форма проведения__________________________________________________

Методы, используемые в процессе занятия_________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предполагаемый результат:_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА

ДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ

Анализ учебного занятия

(дидактический аспект)

Умение ставить понятную и посильно трудную для детей цель, разбивать ее на реально достижимые задачи

Соотнесение цели с конечным результатом

Воспитательные ценности учебного материала

Использования методов обучения, их соответствие выдвинутым задачам

Эффективность методов и приёмов, используемых педагогом для развития мыслительных операций и деятельно-практической сферы ребенка

Оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения

Положительная реакция детей на используемые методы (понимание, активное включение…)

Структурная организованность, логическая упорядоченность учебного занятия

Соответствие содержания данного занятия плану, что дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение педагогом планировать свою работу и использовать импровизацию

Предъявление четких требований к учебной деятельности

Достаточность предложенного материала, заинтересованность им детей

Направленность учебной деятельности на реально достижимый результат

Последовательность и системность в решении задач

Использование специально разработанных технологий для достижения результата

Побуждение обучающихся к активному самостоятельному добыванию знаний и приобретению умений

Введение элементов проблемности, развитие навыков научного поиска

Постановка неоднозначных вопросов

Желание детей полученные знания применить на практике

Индивидуальные творческие и исследовательские задания

Самостоятельная работа детей с учебными пособиями и литературой на занятии и дома

Оценка учебных достижений обучающихся, поддержка ребенка в ситуации преодоления учебных трудностей

Индивидуальный подход к результату каждого

Оценка является анализом выполненной работы

Использование стимулирующих методов оценивания

Формирование адекватной самооценки

Контроль за отрицательными мотивами в обучении

Умение видеть и исправить свою ошибку

Ценностно-смысловая насыщенность учебного занятий

Наличие образовательной составляющей занятия

Учебно-тематическое согласование с предметами школьного курса

Практическая направленность учебного занятия

Воспитание культуры межличностных взаимоотношений в учебной группе

Педагогическая культура самого педагога

Организация работы в микрогруппах

Помощь старших детей в разновозрастных группах

Коммуникативные умения детей

Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии

Побуждение детей к выражению положительных эмоций

Использование различных форм поощрений

Создание перспективы успешной деятельности

Уютный кабинет и доброжелательность педагога

Минутки отдыха или расслабления на занятии

Учет индивидуальных и возрастных познавательных возможностей детей

Знание возрастной психологии ребёнка

Использование индивидуальности каждого в подборе творческих заданий

Стимулирование различных точек зрения у ребят

Развивающая направленность учебного занятия

Личная и общественная значимость занятий

Перспектива дальнейшей деятельности

Развитие высших психических функций личности

Творческий характер деятельности


Примерная памятка для самоанализа занятия

педагогом дополнительного образования

1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

3. Какие задачи решались на занятии:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?

6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?

7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?

11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?

14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

КАРТА

выявления уровня организации и проведения практических занятий педагогами дополнительного образования детей

Проанализируйте занятие по следующим параметрам в зависимости от степени их выраженности по 10-бальной шкале. Обведите кружком соответствующую оценку, при этом один балл соответствует минимальной выраженности параметра, а десять – максимальной.

Соответствие темы и содержания занятия образовательной программе педагога

Направленность занятия на выполнение поставленной цели воспитания и развития личности ребёнка

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Последовательность и взаимосвязанность отдельных этапов, обеспечение целостности и завершённости занятия

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Соответствие применяемых методов содержанию материала, типу и цели занятия, возрастным особенностям детей

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Умение владеть группой и организовать работу детей с учётом их индивидуальных особенностей

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Применение познавательных, поисковых, эвристических, исследовательских, творческих заданий

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Мотивация учения в течение занятия, применение с этой целью особых приёмов

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Уровень усвоения детьми знаний, умений и навыков, а также умение применять их на практике.

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Анализ занятия

обучающимися

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.

    Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

    Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

    Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

    Когда тебе было особенно интересно?

а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

    Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

    Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за твои ответы!

Примерный вариант анализа учебного занятия

педагога дополнительного образования

(Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования)

 постановка и комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

 глубина, полнота, научность;

 соответствие поставленных задач и содержание занятия;

 структурированность материала по сложности, объему;

 наличие занимательных фактов.

2. Методы и средства обучения. Технология.

 проблемность изложения материала;

 способы мотивации;

 технология организации деятельности;

 характер заданий;

 соответствие заданий целям и задачам.

3. Характер общения на занятия

 гуманистическая направленность учебно- воспитательного процесса;

 взаимодействие педагога и ребенка;

 привлекательность личности педагога на занятии;

 способность к творчеству, импровизации, нестандартность мышления;

 интеллектуальный уровень, педагогическая культура, эрудиция.

4. Результативность занятия

 уровень достижения цели занятия;

 завершенность задуманного;

 обратная связь на занятии;

 активность детей на занятии.


Анализируем занятие

Анализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество преподавания.

    Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия? В чем его специфика?

    Какова характеристика реальных возможностей обучающихся данной группы? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

    Какие задачи педагог решает на занятии (общеобразовательные, воспитательные, развивающие)? Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для педагога главными, стержневыми, как учёл педагог в задачах особенность группы?

    Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса, изучения нового материала, закрепления? Логическая связь между различными этапами занятия.

    На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на занятии и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

    Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к обучающимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной обучающимся, или все в совокупности?

    Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков обучающихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

    Как использовался на занятии учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

    За счет чего на занятии поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявлялась культура общения с группой? Как педагог поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

    За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия?

    Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации?

    Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие?


Мякинченко Л.П., Ушакова Т.В. Современный урок. Схемы анализа урока.//Настольная книга завуча школы.– 2006.– С.293-299.

Гребёнкина Л.К., Анциперова Н.С. Критерии эффективности наблюдения, анализа и оценки урока //Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.– 200.– С. 125-130.

Плешакова Л.В., Савельев В.В. Анализ и самоанализ занятия педагога дополнительного образования //Методические рекомендации и разработки по изготовлению мягкой игрушки. -2003.


Ирина Дуденкова
Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях ?. Можно оборудовать спортивный уголок дома . Сделать это очень просто : одни пособия можно купить в специализированном магазине, другие смастерить самим. Спортивный уголок дома помогает организовать свободное время детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в детском саду, развитию ловкости, самостоятельности, уверенности. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложными предметами различного назначения.

Существует много способов, которые обеспечивают физическое развитие детей : совместные подвижные игры и физические упражнения , закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях и др.

Но наиболее хороших результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться , сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно -оздоровительном комплексе, которое включает разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность тренировки вне зависимости от погоды, наличия свободного времени у родителей .

Главное назначение спортивного уголка - развитие практически всех двигательных качеств : силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе :

Делают каждодневные занятия физкультурой более эмоциональными и разнообразными;

Воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;

Позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Подсказки для родителей .

Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств : игрушек, воздушных шариков и т. п. Они привлекут внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

Одежда для занятий не играет большой роли. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в шортах и хлопчатобумажной майке.

Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему : «Умница, ты уже до самого верха лесенки долез!»

Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит : «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам, затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики, затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.

Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений .

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.

Также обязательно нужно заниматься с детьми дыхательной гимнастикой. Ниже приведём несколько комклесов.

Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс 1.

Послушаем свое дыхание

Цель : учить детей прислушиваться к своему дыханию, оп-ределять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

(как удобно в дан-ный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному ды-ханию и определяют :

Куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно) ;

какое дыхание : поверхностное (легкое) или глубокое;

какова частота дыхания : часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой) ;

Тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической на-грузки или после , чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель : учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от пре-дыдущей физической нагрузки ) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз) .

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы да-же подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель : учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а ле-вую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка» .

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель : учить детей укреплять мышцы органов брюшной по-лости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытя-нуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка : на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - жи-вот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивает-ся к спине.

Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель : учить детей укреплять межреберные мышцы, концен-трировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель : учить детей укреплять и стимулировать верхние ды-хательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку поло-жить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным под-нятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб-лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель : учить детей укреплять дыхательные мышцы всей ды-хательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб-лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Исходное положение - стоя или в движении.

2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

3. Задержать дыхание на 3-4 секунд.

4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с» , выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» .

Комплекс 2.

Цель данного комплекса : укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движе-нии.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из ком-плекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновре-менно с каждым поворотом вдох носом : короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой» , резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух) .

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Дыхательная гимнастика совместно с физической культурой хорошо влияют на здоровье детей.

В заключении скажем, нужно как можно чаще хвалить ребёнка даже за, казалось бы, незначительные успехи. И тогда у него появится стимул быть ещё сильнее, ещё быстрее, ещё лучше.

Выступление на МО воспитателей по теме «Рекомендации по организации и проведению занятий».

Воспитатель: Усынина Елена Геннадьевна

Требования к воспитателю в коррекционном учреждении

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя.

Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки и более). Отношение педагога – воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в детском доме, но и в последующие годы.
Педагог – воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности педагога – воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.

Воспитатель в коррекционной школе:

    прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;

    контролирует выполнение режима дня воспитанниками, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;

    осуществляет совместно с врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников;

    поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом; привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.

Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.

Воспитатель должен:

    проводить работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития детей, их социальную адаптацию;

    изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения врачей – психиатра и педиатра;

В своё рабочее время несёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.

    Необходимо приучать детей к точному началу воспитательного часа (т.е. в точно установленное время). Заранее воспитатель готовит помещение к занятию – организует проветривание, проверяет чистоту и порядок (нельзя заниматься в грязном, замусоренном помещении), готовит влажную тряпку, мел, делает необходимые записи на доске, готовит дидактический материал.

    Во время проведения занятий воспитатель контролирует дисциплину и порядок.

    Перед проведением занятия необходимо собрать всех воспитанников. Чтобы не сбивать ритм занятий, нужно приучать, чтобы они ходили в туалет перед воспитательным часом.

    Воспитательный час должен проводиться в разнообразных формах. Это может быть беседа, инструктаж, викторина, тестирование, диспут, практическое занятие, экскурсия. В процессе самого занятия также необходимо применять разнообразные методы и приемы. Неправильно все занятия строить на монологе воспитателя, самому задавать вопросы и отвечать на них. Необходимо ставить воспитанников в активную позицию, обращаясь к их личному опыту.

    Каждое отдельное воспитательное занятие – это маленький кирпичик в общей системе занятий, поэтому он должен быть связан с предыдущим материалом и создавать основу для будущего. По каждому отдельному разделу необходимо продумывать структуру взаимосвязанных занятий.

    При проведении занятий воспитатель должен четко понимать для себя следующие вещи:

Тема занятия - о чем он будет говорить, что объяснять, над чем работать.

Цель занятия - это очень важный момент, часто воспитатель сам не может внятно объяснить, какую цель он ставит, проводя занятие (т.е. получается бесцельное занятие), а если цель не ставилась, то и результата в итоге нет.

Методы и приемы. Каждый вопрос внутри занятия - это его маленькая ступенька. Под каждый вопрос (а также, под каждую задачу) воспитатель подбирает методы и приемы (в зависимости от группы, места действия в общей структуре подготовки и т.д.). Разнообразие методов и приемов пробуждают интерес детей, делают обучение легким и приятным, незаметным для ребенка.

Это может быть – викторины, тестирование, проблемные вопросы, дискуссии, инструктажи, работа с карточками, игровые формы.

При разборе занятия воспитатель должен быть готовым отвечать на вопросы:

    При решении этой (указанно у него) задачи какие методы и приемы Вы применяли?

    Почему Вы выбрали именно их (обоснуйте целесообразность)?

    Насколько удачным оказалось их применение?

Обязательно необходимо продумать и записать те вопросы, которые воспитатель будет задавать детям.

Задачи занятий - большая цель разбивается на отдельные, узкие задачи. В конечном итоге, при самоанализе своего занятия, ответив на вопрос - насколько успешно были решены поставленные задачи, воспитатель может сказать об успешности занятия.

Задачи занятий условно можно разделить на три типа:

    дидактические (учебные)

    коррекционно-развивающие (коррекция….расширение…)

    воспитательные (формирование... воспитание...)

Как правило, в методически грамотном занятии выделены задачи всех трех типов, иначе получается обучение без воспитания, или абстрактное воспитание, или воспитание (обучение), не учитывающее особенности психического развития ребенка.

Вопросы - это подразделы темы. Например, тема «Кухонная посуда» может включать вопросы:

    Виды кухонной посуды:

    Правила ухода (за посудой разного типа):

    Средства ухода за посудой.

Обязательно следует учесть, что направление занятия на объяснение нового материала, его закрепление, систематизацию, расширение знаний, на контроль усвоения, на формирование новых навыков и умений, их закрепления, на контроль их сформированности.

Это важный момент, и необходимо соблюдать логическую последовательность в подаче материала.

Воспитатель должен честно уяснить для себя: в результате занятия, какие конкретно знания будут даны (или закреплены, или расширены, систематизированы, проконтролированы) и какие конкретно умения, навыки будут отрабатываться (формироваться, закрепляться, контролироваться).

Методически грамотно выделять в любом занятии три психолого-педагогические и организационные части:

        Вступление, организационная часть. В этой части: проверка наличия детей, их готовность. Далее необходимо мотивировать детей, объявить тему (либо дать им самим догадаться), объяснить (привести примеры) почему она важна, заинтересовать ею, провести игровую разминку.

        Основная часть. При необходимости, перед подготовкой нового материала, здесь можно повторить, закрепить или проверить ранее изученный. После этого идет работа с новым материалом.

        В заключительной части – проводится рефлексия занятия. «Что мы сегодня узнали нового, чему научились? Что Вам особенно понравилось, что нет, почему? И т.д.

Необходимо обязательно учитывать валеологические аспекты:

Контроль осанки, физкультминутки, паузы для отдыха глаз и т.д.

Для более успешного проведения воспитательных занятий можно рекомендовать воспитателю готовить конспект, где указать тему, задачи, вопросы, методы и приемы, использованную литературу.

Хорошо проведенное занятие – это результат большой кропотливой работы (особенно для начинающих воспитателей). Алгоритм проведения работы такой:

    Посмотрите тему, посмотрите на какие вопросы Вы ее разобьете.

    Определите порядок прохождения вопросов (что вначале, что потом).

    Сформулируйте задачи занятия.

    Продумайте по виду занятия – эти задачи легче решить через инструктажи, практические занятия, игровые формы, экскурсии или их комбинацию.

    Подумайте, какие методы и приемы Вы будите использовать по каждому вопросу.

Определите структуру занятия:

    Как Вы будете мотивировать детей в водной части. Как Вы их заинтересуете, удивите, привлечете внимание!

    Как в основной части Вы будете решать поставленные задачи? Как будете поддерживать интерес детей.

    На что обратите внимание в заключительной части. Какие вопросы зададите?

    Еще момент: как эта тема связана с предыдущей? Буду ли я на этом задании повторять, закреплять, контролировать ранее изученный материал? Как?

    И конечно, перед такой работой необходимо посмотреть дополнительную литературу, газеты, журналы. Если нужно, заранее подготовить карточки и другой раздаточный материал.

    Попробуйте несколько раз отрепетировать занятие, если нужно, перед зеркалом или магнитофоном. Все ли проходит гладко? В чем затруднение? В конце репетиции ответьте себе на вопрос: Я достиг поставленной цели? Мне нравится мое занятие? Если дети будут «засыпать», что я буду делать?

Условно можно выделить два основных момента, на которые обращает внимание администрация при проверке знаний:

Результативность - насколько занятие оказалось понятным для детей, в какой степени решены поставленные задачи, какие знания и умения воспитанники получили.

Яркость, интересность – от этого момента зависит первый момент. Насколько детям было интересно, насколько воспитатель сумел их увлечь, пробудить интерес.

Если система занятий у воспитателя такова, что дети с ужасом и унынием ждут воспитательного часа, сидя, считают минуты до его окончания, сидят с пустыми лицами и занимаются своими делами - это приговор воспитателю как педагогу о его проф. непригодности. Необходимо не допускать такого состояния и после первых занятий с таким исходом очень внимательно и честно проанализировать - что я делаю не так, в чем причина, что необходимо изменить?

Необходимо постоянно работать над собой, профессионально расти – осваивать новый педагогический опыт, читать методическую литературу, ходить на занятия более опытных коллег, собирать необходимый материал.

Методика проведения беседы

Беседа – организованный разговор воспитателя с детьми, посвящённый одному какому – либо вопросу.

Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.

В школьной педагогике термином «беседа» называют один из методов передачи теоретических знаний по любому предмету. В процессе беседы развивается умение беседовать, т. е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности.

Тему беседы воспитатель планирует заранее: подбирает к ней материалы, иллюстрации, проводит подготовительную работу с детьми, продумывает ход беседы. Тема настоящей беседы должна быть близка и понятна детям.

Продолжительность беседы 25 – 40 минут. В беседе вполне уместны игровые приёмы эмоционального характера: небольшие словесные игры, игровые упражнения, загадки, слушание музыки, чтение художественной литературы, физкультминутки.

В каждой беседе воспитатель применяет наглядный материал. Назначение его разнообразно: он помогает сосредоточить внимание детей, уточняет или обогащает их знания, облегчает участие в беседе подключением разнообразных анализаторов. Материал, используемый в качестве наглядности, должен ярко иллюстрировать программное содержание беседы. В беседе воспитатель:

    Уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобретают во время наблюдений под руководством педагога в разнообразной деятельности, в семье, в школе.

    Воспитывает у детей правильное отношение к окружающему миру.

    Приучает детей целеустремлённо и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы.

    Учит просто и понятно излагать свои мысли.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными её участниками. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Основным приёмом обучения в беседе являются вопросы. Используются вопросы различной сложности: как по содержанию, так и по форме. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связи между объектами.

В беседе используются различные приёмы словарной работы, для обучения родному языку, для активизации, обогащения, уточнения словарного запаса детей.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж сферы услуг №3

Составитель:

Методист Ларионова И.Е.

Москва

2016

Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса.

Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы с обучающимися. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий по каждой предметно-цикловой комиссии, на основании которых учебная часть составляет единый график проведения открытых занятий в колледже по семестрам. При планировании проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные педагогические находки.

При планировании открытых занятий необходимо определить конкретную методическую цель каждого из занятий. Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю, который проводит занятие. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано более сложным темам программы, которые необходимы для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют педагогических находок в методике их изложения и др.

При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые уроки на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессий).

Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие. Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности орбучающихся, являются основными требованиями к открытому занятию. Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия рекомендуется обсудить на заседании ПЦК вопросы, связанные с его проведением.

Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей обучения конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия, которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия. В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий, организаций. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит обучающимся быть в курсе современных достижений. К открытому занятию необходимо составить план с четким и разумным распределением времени занятия. Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО, ЭВМ и продумать последовательность их использования на занятии.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание обучающихся.

Предметно-цикловая комиссия должна оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия, в обсуждении плана его проведения, методического и технического оснащения занятия.

Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:

  • календарно-тематический план;
  • план учебного занятия, конспект лекции;
  • комплект материалов по разнообразным видам контроля;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • задания для самостоятельной работы;
  • презентации и другие материалы на электронных носителях;
  • варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания;
  • методическую разработку или рекомендации по проведению конкретного открытого занятия.

В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.

Преподаватель, готовящий открытое занятие, рассматривает это занятие в свете тех педагогических задач, которые положены в основу его деятельности, чтобы используемые методы и средства воздействия на студентов, способы организации из работы на занятии помогли другим педагогам критически оценить увиденное, и вызвали желание использовать отдельные элементы в преподавании своей дисциплины. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать методическим требованиям.

Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании ПЦК представляется на рассмотрение методического Совета и сдается в методический кабинет.

Открытое занятие проводится в обычной деловой обстановке.

Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии группы своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие. Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.

Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в день его проведения. Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач. При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.

Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • преподаватель, проводивший открытое занятие;
  • приглашенные преподаватели;
  • председатель ПЦК;
  • заместитель директора по учебной работе, методист.

Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие. Он должен четко дать свою оценку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие цели, которые лежат в основе его работы.

Выступающие преподаватели должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования мультимедийной компьютерной техники. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя. В заключении выступают заместитель директора по учебной работе и методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности. Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать его опыт в работе.

После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.

Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.

Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива.