Почему называют хохлами. Кто такие хохлы? Кто такие хохол и украинец

Иногда русские и украинцы оскорбляют друг друга смешными и ничего не значащими словами, типа - москаль, хохол, кацап, не понимая значения тех слов, которые они произносят.

Складывается впечатление, что эти люди абсолютно безграмотны, глупы и наивны в своем странном «националистическом» фанатизме. Впрочем, фанатизм любого типа свойственен крайне ограниченным людям, не способным ни мыслить, ни рассуждать самостоятельно.

Такие слова, как «панки», «хохлы», «стиляги», «кацапы», «металлисты» обозначают направление моды и не имеют никакого отношения к этническому происхождению, поскольку ими могут быть люди самых разных национальностей.

Хохо́л (жен. хохлу́шка) - шутливое, иногда пренебрежительное или оскорбительное прозвище украинцев.

В России и в многих других странах украинцев зачастую называют «хохлами», придумывая про них все новые и новые анекдоты, даже не задумываются, что оно означает. А между тем, всё дело в казацкой моде. Считается, что слово «хохол» связано с длинным чубом на гладко выбритой голове запорожских казаков, хотя сами украинцы называли такую прическу словом «оселедец».

Исследователи утверждают, что слово «хохол» тюркского происхождения и его можно перевести на современный русский язык как «сын неба», «голубоглазый», «небесный». Также связывают прозвище «хохол» со словами крымско-татарского языка - «хо» переводится как «сын», а «хол» – как «солнце», но с украинцами данные термины непосредственно не связаны.

Известно, что во времена Киевской Руси такой чуб означал принадлежность к знатному роду. Например, у князя Святослава Игоревича (сына князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги) был именно такой чуб-оселедец. Сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода».

При этом носить его дозволялось лишь опытным зрелым мужчинам-воинам. Молодым бойцам носить такую причёску запрещалось. Сбривание пряди в наказание за проступок считалось самым позорным из всех.

Этнографы и историки, изучавшие этимологию этого обидного для многих украинцев прозвища, считают, что понятие «хал-гол» восходит к временам татаро-монгольского ига. С монгольского языка данное словосочетание они переводят как «сине-желтый», а такие цвета соотносятся с цветовой гаммой флага и герба Галицко-Волынского княжества, роль которого усилилась уже после распада Киевской Руси.

В XIX столетии на территории Сибири «хохлами» могли называть не только украинцев, но и белорусов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России. Слово «хохол» употребляют и старообрядцы-липоване, проживающие и сейчас около дельты Дуная, в современном небольшом городке Вилково, причем данный термин они употребляют к православным гражданам, независимо от их национальности – и к русским, и к украинцам.

Сейчас слово «хохол» употребляется по отношению к украинцам со значительной долей пренебрежения и часто обозначает обычного обывателя, отличающегося низким уровнем культуры. Довольно часто русские называют Украину «Хохляндией», а образ этнического украинца ассоциируется с широкими шароварами, белой рубахой, длинными обвислыми усами и чубом на темени. Также до сих пор ходят легенды, что «хохлы» живут на хуторах, разбросанных по украинской степи, а их основной пищей является горилка и свиное сало.

В свою очередь украинцы тоже придумали россиянам обидные прозвища – такие как «кацап» и «москаль».

Слово «кацап » тоже относится к направлению моды и касалось тех, кто отпускал длинные бороды.

У этого слово несколько вариантов происхождения: тюркское: «касап» – мясник, жестокий разбойник; украинское: «як цап» – «как козёл». Бритоголовым украинцам бородатые русские мужики, по всей видимости, напоминали козлов. Изначально кацапами русские называли татар-захватчиков за их жестокость, однако позже это слово перекочевало в украинский язык и стало применяться по отношению и к самим русским.

Слово « москаль » встречается не только в украинском, но и в белорусском, польском, румынском, сербском языках и носит негативный либо ироничный характер, хотя изначально подчёркивало лишь географическую принадлежность человека. Произошло от названия города «Москва» и употреблялось ко всем без исключения русским - в основном, солдатам. Некоторые исследователи утверждают, что слово «москаль» имеет австрийское происхождение и переводится как «воин».

От «москаля» произошло много фамилий, распространенных и в Украине и в России - Москаленко, Москалёв, Москалович, Москалик, Москальчук и др.


Есть люди, придающие значение тому, что великоросс зовет малоросса «хохлом», а малоросс великоросса «кацапом» или «москалем», и тому подобным мелочам. Я пойду дальше и признаю, что антагонизм между Севером и Югом в России несомненно есть. Это общий факт. Он существует и в Германии, и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в Американской республике. Но этот факт - не одно и то же, что антагонизм национальный, и не о нём, поэтому, идет сейчас речь.

Иван Бунин, «Проблема русско-украинских отношений в свете истории»

Тарас Григорьевич Шевченко умер в Петербурге 26 февраля 1861 года. За неделю до этого Император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Документы обнародовали 5 марта, и ему не удалось стать свидетелем отмены порядка, который он так ненавидел.

За очень короткую жизнь – всего 47 лет ему удалось стать не только великим поэтом и художником, но и великим первопроходцем.

Первым из подданных Российской империи он освободился от рабства только лишь благодаря своему таланту.

Первым сыном крепостных крестьян он ворвался в литературу России, еще в ту пору, когда сочинительство было уделом представителей дворянского сословия.

Первым из отечественных литераторов он создал ярчайший художественный образ современного ему режима, став эстетическим выразителем всех неправедностей и злоупотреблений крепостного права.

Первым он открыто объявил преступной Кавказскую войну.

Первым доказал, что его народ имеет право на литературный язык, а, значит, и на самоопределение.

Первым, не получив систематического образования, стал академиком.

И спустя полтора века он не порос библиотечной пылью, а остался живым человеком, которого слепо любят и люто ненавидят, с которым спорят, спорят, спорят и наяву, и даже во сне…

"Хохол останется хохлом

Хоть ты пусти ЕГО в Европу

Где надо действовать умом,

Он напрягает только жопу.

И потому-то на Руси

Завещано, аж Мономахом:

"Связаться Боже упаси!

С тремя - жидом, хохлом и ляхом ".

Коварен жид, хотя и слеп;

Кичливый лях - похуже б***и,

Хохол же - съест с тобою хлеб,

И тут же в суп тебе нагадит" .

"Хохлы" Т.Г.Шевченко 1851г.

Много споров вокруг этого стихотворения. Иные начисто отрицают авторство великого поэта, иные наоборот, почуяв возможность возвеличить себя над хохлом, в порыве «ВЕЛИКОРУССКОГО» самолюбования, с пеной у рта доказывают о принадлежности этих строк автору. Есть и третьи, и их имя «легион». Примерно как в известном рассказе:

Я свинарка Пелагея Катеринчук, ни хрена не читала роман профессора Живаго, но гневно выступаю против… и прочее.

Я предлагаю читателю, не уподобляться ни одним, ни другим, ни третьим, а самому разобраться в этом вопросе, а заодно выяснить: «Кто такие хохлы?», тем более, что перу Тараса, принадлежат и такие, точно установленные в письме к Белинскому, слова: «Ох эти мне хохлы! Ведь бараны - а либеральничают во имя галушек и вареников с свиным салом!»

Судя по всему Шевченко делает разницу между хохлами и малороссами, как тогда именовали официально украинцев.

Кстати такую же тенденцию можно заметить и у других великих того времени. Для Гоголя, малоросс ассоциируется с Украиной, а вот хохол, живет на Украине, да только он не малоросс, а именно хохол.

А вот и пословицы:

Хохол глупее вороны, а хитрее черта. Хохол не соврет, да и правды не скажет. И по воду хохол, и по мякину хохол! Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).

А еще существует нечеса, космач, мазница, хохлик. Эти слова синонимы хохлу. И означают они черта!

В Москве на Бульварном кольце между Покровским бульваром и площадью Покровские ворота находится Хохловская площадь, рядом Хохловский переулок, на котором расположен храм Троицы живоначальной «в Хохлах». Названа так по жителям, заселявшим эту местность с 18 века. Интересно, что большинство из них были служивыми людьми. Также есть местность Хохловка в районе Нижегородский, с топонимами Хохловский ручей, Новохохловская, Верхняя и Нижняя

Хохловские улицы.

В Воронежской области есть село Хохол, которое является центром Хохольского района.

И опять людская память, сохранившаяся в названиях старой Москвы, делает четкое разделение: дьяк Украинцев, Малоросская улица, Украинская площадь. И в то же время существует полицмейстер Хохловцев? Похоже, что до революции, люди знали различие между хохлами и украинцыми. Причем одних они так называли в обиду, а других в шутку. \

Так, кто же ты такой, хохол?

Хохол (жен. хохлушка) - этнофолизм, уничижительное иногда шутливое прозвище украинцев. Вот так трактует Википендия. Маловато! Ну что же, порыщем по словарям!

Впервые зафиксировано в словаре «Триязычный лексикон» Поликарпова в 1704 году. Значение «украинец, малоросс» для термина «хохол» также записано в «Толковом словаре» Даля.

«Словарь современного русского литературного языка», изданный в 1965 году, утверждает, что хохол - «название украинца, первоначально уничижительное, затем шутливое, фамильярное».

По определению словаря Ушакова (1935-1940) - «в устах шовинистов - великоросов - украинец» с указанием, что слово является дореволюционным, разговорным, шутливым, бранным.

По определению Толкового словаря русского языка Ожегова, «Хохлы (устар. и разг.) - то же, что украинцы».

В XIX веке в Сибири хохлами могли называть не только украинцев, но и белорусов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России. Некоторые же группы украинских переселенцев нередко использовали в это время, традиционно считавшееся оскорбительным слово «хохол» в качестве этнонима - самоназвания, указывающего на отличие от великороссов. В частности этнографами зафиксировано несколько легенд на Слобожанщине, в Харьковской губернии, Купянском районе, о сотворении «хохлов» и «москалей» апостолами Петром и Павлом.

Предлагаю читателю вспомнить, что происходило в то время, когда слово хохол появилось впервые в словаре Поликарпова в 1704 году. Должна, же быть, хоть какая ни будь, историческая зацепка?! А вот и она! Переяславская рада! Присоединение Украины к Руси.

То есть на Руси слово хохол появляется в момент присоединения Украины? А почему раньше хохлами не звали? Ведь насолили эти народы России, мама не горюй. Один Кремль чего стоит, да Сагайдачного походы на Русь! А Дорошенко? Значит, слово пришло на Русь с Украины? И русские только переняли его?

Ну а вкратце все было так:

Когда после Любинской унии, слились вместе два вассальных России государства Польша и Литва, образовалась Речь Посполита. Она заняла достаточно большие территории, упираясь на юге в государство вольницу Запорожскую Сечь. Предками запорожцев были бродники и к украинскому этносу, которого еще не существует в те, описываемые мной времена, не имеют никакого отношения. Запорожские казаки никогда украинцами не были, а сделал их такими, величайший лгун от истории Дмитро Яворницкий, написавший «Истории Запорожского казачества и степной Украины» Биография этого проходимца настолько интересная, что я не представляю, как же нужно было приспосабливаться, что бы человек служивший белогвардейцам, стал академиком АН УССР. Это он перевел письмо запорожцев к турецкому султану на украинский язык и назвал сотника реестровых казаков атаманом запорожским. Поинтересуйся им, читатель и поймешь, что я прав. Друг белого генерала Шкуро, был родом из мелкотравчатой шляхты и гордо величал себя дворянином.

Я еще вернусь к нему, а пока продолжим о запорожцах. Гетман Богдан Хмельницкий. Никогда не был Гетманом Запорожским, хотя бы потому, что Запорожская Сечь была отдельным государством и никогда не подчинялась Речи Посполитой. Да, сотник Богдан бывал на Запорожье и даже ходил в походы с казаками-запорожцами, но никогда не занимал высокого положения на Сечи. Гетман Зиновий-Богдан командовал РЕЕСТРОВЫМ КАЗАЧЕСТВОМ, созданным королями Речи Посполитой, как раз для защиты от запорожцев и выполнения полицейских функций в той части страны, где проживали этнические малороссы и литвины. О Западной Украине речи вообще не ведется, такого понятия не существует до 1939 года, воссоединения Западной и Восточной Украины Сталиным. Звпадно-Украинская республика ЗУНР, созданная после революции 1917 и Западная Украина вещи совершенно разные, не только территориально, но и по своему этническому содержанию. Ранее территории эти именовались Галицией.

Кроме запорожцев и реестровых казаков польского короля, на территории было еще одно казачье войско. Оно существует до 18 века и имеет свое четкое название «черкассы». Это потомки племен черных клобуков, родственные молдаванам. Причина их исчезновения во многом не понятна, но мне кажется, что их просто переписали в реестровое казачество.

Итак в Украине того времени, существовали три сословия:

Трудовой народ или холопы

Реестровые кОзаки, которых с присоединением Украины к России начнут звать Войском Запорожским

Черкассы – казаки порубежные с Османской Портой

На границе Украины стояли кАзаки Запорожской Сечи, не имевшей ни малейшего отношения к Украине или Польши, в состав которой она входила.

А теперь вспомните прически того времени. Их собственно было четыре, в связи с зачаточным состоянием дел в сфере куаферства того времени. Кстати, каждый слой населения носил свою причёску,и ему не позволялось менять ее произвольно. Помните как кричали скороходы, бежавшие впереди кареты боярина: «Шапки долой!» .

Именно по прическе того времени и определяли принадлежность людей к тому или иному слою. Купец стригся в скобку, мастеровой носил длинные волосы с обручем на голове, холоп стригся под горшок (кузнеца Вакулу вспомните), запорожцы носили, как и их предки – бродники вьющийся локон именуемый оселедцем и т.д.

Посмотрите на портрет Богдана Хмельницкого. Что у него на голове? Точно не оселедец! На голове его ХОХОЛ – остриженная кругом голова с клоком волос от темени до лба. Этакий чуб, похожий на современный ирокез. Именно так и повелел стричься своим реестровым кОзакам король Речи Посполитой. Вот их то и называло население хохлами. Реестровых не любили на Украине, потому, что они выполняли и функции полиции, отбирали оброк у крестьян, и наказывали особенно ретивых. Мало того, реестровые воевали в составе польского войска. Жили они по месту дислокации своих полков, по сотням и являлись украинскими панами, на которых работали украинские селяне. Барщина господа! Так продолжалось до того времени, пока у сотника Хмельницкого, польский шляхтич не отобрал жену. Вот тогда то и началось его противостояние с Польшей, переросшей в народное восстание, которое частично поддержали Запорожские казаки. Прозванные хохлами реестровые кОзаки и были теми первыми хохлами, которым это прозвище давалось в обиду. А теперь прочитайте приведенные стихи крепостного мужика Шевченко, опираясь на только, что полученные знания. Ну как, понятно про кого писал Тарас, который как известно был из холопов? Да конечно про потомков реестрового казачества, ставшего позже малоросской мелкотравчатой шляхтой. Это Екатерина возведет их в ранг малороссого дворянства. Все эти помещики, описанные Гоголем в Малороссии и есть потомки реестровых казаков гетмана Богдана. Тарас пишет о своих единоплеменниках "выбившихся" в люди.

Кстати, реестровые кОзаки отличались и одеянием. То, как изображается, украинский реестровый кОзак выдумка позднего времени. Это в большинстве своем изображены запорожцы, а вот природный реестровый кОзак одевался в форму очень похожую на польского жовнежа (солдата). В написанных мною миниатюрах, названных в этой работе, есть портрет такого кОзака. Конечно, когда во время восстания Хмельницкого, польская корона перестала финансировать реестровое казачество, все эти условности с одеждой отошли в сторону. Да и не реестровые казаки свершили восстание. Несомненно, они были костяком бунтарей, но победы гетмана Богдана дались в основном силами посполитой голоты (бедноты), которую и призывал Хмельницкий под свои хоругви, обещая посполитым волю и всеобщее казачество "как на Сечи".

А теперь, кто такой был дворянин Яворницкий. Дмитро и был потомком слобожанского сотника Миколы Явора, После того, как Екатерина вторая присоединила к России Запорожскую Сечь, разогнав запорожских казаков, а частично переселив их на Кубань, она принялась и за реестровых казаков, полки которых, стояли по всей Украине. Эти полки были переведены в рейтарские, а старшина кОзацкая, была положена в дворянство. Так, не знавшая дворянского сословия Украина, получила свою шляхту. И с этого момента она проходила по дворовым записям малоросской коллегии, которую возглавил граф Румянцев. За сотниками и прочими чинами, были закреплены крепостные холопы украинцы, которые ранее содержали реестровых кОзаков. Именно старшина реестрового казачества и станет первыми украинскими панами, и закабалит в крепостном праве, своих недавних союзников - посполитых польского круля или государственных селян Украины, которые при поляках лишь платили оброк на реестровое войско и были собственностью короля Речи Посполитой. Все ужасы украинского крепостничества, принадлежат хохлам. Это позже, начнется массовое дарение Екатериной городов и сел Украины с населением их во владение своим сановникам. Первые же крепостники своего народа - реестровые кОзаки Украины, а точнее их старшина.

Читатель видно заметил, что говоря о реестровом казачестве, я пишу кОзаки. Именно так, они и записаны в универсале польского круля, дабы сделать различие между ними и запорожцами. Это уже значительно позже, благодаря таким историкам, как Яворницкий, сольются в единую реку три разных народа и посполитые крестьяне, которые составляли основную часть населения Украины, объявят всему миру, что они «кОзацкого роду» (слова из гимна Украины), сами не понимая, что называют себя хохлами, угнетателями их предков.

Однозначно, что в современной Украине сложился украинский этнос. Две трети народу страны считают себя украинцами и это очень здорово! Однако идя по пути создания здорового этноса, нельзя писать историю под вымышленные события и личности, потому, что в самый тяжелый момент своей истории, народ, опирается именно на свои исторические корни, ища там ответы на важные для него вопросы. Так вот у истории совет получить можно, а у мифологии нет!!! Украинцам есть чем гордиться и без придуманных легенд о своей древности. Наверное нужно знать правду о своей истории, а не опираться на мнения человека служившего " и нашим и вашим".

Прятал Димка Яворивский свои хохляцкие корни!!! Ой, прятал! Ведь именно с его подачи слово «ХОХОЛ» становится тем по смыслу, которым мы понимаем по сей день. Так, что многим в Украине можно вздохнуть спокойно:

УКРАИНЦЫ! ВЫ НЕ ХОХЛЫ! ДАЖЕ В ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА РЕЕСТРОВОЕ КАЗАЧЕСТВО НАБИРАЛО НЕ БОЛЕЕ 50 000 КОЗАКОВ!

Ну и напоследок скажу такую вещь. В описанных названиях улиц Москвы разобраться можно еще проще, чем с запорожцами. Просто во времена императора Павла, в Москву на постоянную дислокацию прибыл Нежинский рейтарский полк, коий и состоял из хохлов, потомков реестровых козаков польского короля. Поставлен же на жительство был сей полк, как раз в те места Москвы, про которые я и рассказывал.

Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Шутливое прозвище «хохол» вроде бы не содержит ничего оскорбительного, однако сами украинцы реагируют на это слово с обидой. Слово «хохол» - это экзоним, то есть название народа, которое возникло за его пределами и используется другим этносом. Сами же украинцы себя так не называют, разве что в тех случаях, когда говорят о худших чертах своего национального характера.

Стоит ли обижаться украинцам на это прозвище? Такие авторитетные исследователи русского языка, как С. Ожегов и В. Даль не считали слово «хохол» обидным: оба лексикографа утверждают, что хохол - то же самое, что , без каких-либо уничижительных оттенков, а Ожегов добавляет, что слово это устаревшее и разговорное. А вот в словаре Ушакова читаем, что «хохол – в устах шовинистов – украинец», и что слово это является шутливым и бранным.

Среди украинских исследователей также нет единого взгляда на слово «хохол». Большой толковый словарь современного утверждает, что «хохол – унизительное название украинца». А вот известный украинский прозаик и общественный деятель В. Винниченко писал, что слово «хохол» кажется унизительным и обидным только тем, кто не знает истории происхождения этого слова. Видимо, само слово является нейтральным, а обидным или дружеским его делает контекст, в котором оно употребляется.

Первое упоминание слова «хохол» встречается в «Триязычном » Поликарпова 1704 года, однако очевидно, что в разговорной речи слово появилось гораздо раньше. Существует несколько версий происхождения слова «хохол». Так, некоторые исследователи считают, что слово пришло из монгольского языка и связано с украинского флага: «хох улу» в переводе с монгольского «сине-желтый». Другие исследования возводят слово «хохол» к тюркскому выражению «хох оол», «сын неба».

Однако самая популярная и реалистичная версия утверждает, что это прозвище получили украинцы в связи с традиционной прической – пучком волос на наголо выбритой голове. Существует , что однажды Петр I пригласил казаков на переговоры в Петербург. И европеизированная интеллигенция была так поражена необычными казацкими прическами, что переговорщиков прозвали «хохлатыми людьми», и так это прозвище и прилипло ко всей украинской нации.

С учетом той важности, которую придавали казаки своим хохолкам, эта версия кажется вполне убедительной. Такая прическа была символом казацкой доблести и чести; предателям, трусам, не честным на руку, уличенным во лжи и других грехах казакам носить чубы запрещалось. Срезать же казаку оселедец было смертельным оскорблением. Это трепетное отношение к оселедцам уходит корнями в глубокую древность: во времена Киевской Руси такая прическа говорила о знатном происхождении. Сами же казаки называли свои прически со свойственным им юмором: «оселедец» в переводе

Кроме официальных названий, многие народы имеют еще и прозвища, данные им в свое время друзьями-соседями или, наоборот, противниками.

Некоторые прозвища даже стали официальными названиями народов в тех языках, в которых они возникли. Они, конечно, не упоминаются в международных договорах и других важных документах. Всё зависит от исторической ситуации, способствовавшей их появлению, и дальнейших взаимоотношений народов.

Хохол и жид

В Российской империи слова жид и хохол до революции 1917 г. считались нормой, употреблялось в устной речи, документах, судебных решениях. После октябрьской революции, среди организаторов и предводителей которой было немало жидов, это слово они посчитали обидным. И прежде всего по инициативе Яшика Свердлова, жида в надцатом поколении. Он-то и приложил немало усилий для искоренения этого слова из русского языка, прежде всего из лексикона рабочих, которых ненавидел всеми фибрами мелкожидовской душонки (за что и поплатился — был прибит рабочими в пригороде Орла) и ввел в лексикон слово еврей.

Позже многие жиды отказывались от своего иудейского происхождения. За деньги менялись документы и национальность — они становились русскими или украинцами, белорусами. Это в немалой степени обусловлено и тем, что в годы царствования Сталина их стали притеснять, не принимали в ВКП(б)-КПСС, не выдвигали на руководящие должности в исполнительной власти, в народном хозяйстве, куда они так рвались.

На Украине, например, уже в годы развитого социализма они усиленно меняли фамилии. Многие Рабиновичи становились Полищуками, Фельдманы – Ивановыми, Резники – Коваленками, Петренками, Чумаченками.

На все шли, лишь бы скрыть свое происхождение, свою веру и истинное лицо. Многие выбились из портных в заведующих ателье, из кладовщиков в директоров баз, из учителей в директоров школ, ПТУ, из музыкантов в руководителей оркестров, из счетоводов в главных бухгалтеров или экономистов.

Но при этом в душе люто ненавидели русских, украинцев, белорусов и другие народности СССР. В конце 70-х годов прошлого века часть из них, когда был приоткрыт так называемый занавес на Запад, ринулась туда — жизнь то там было намного лучше, а какой еврей не любит пожить хорошо за счет других.

В 80-е годы Михаил Горбачев заявил: «хотят уезжать, пусть едут». Границу открыли. Евреи с фамилиями Иванов, Полищук, Петренко и т.п. массово начали эмигрировать в Западную Европу, прежде всего в ФРГ, в США, Канаду, землю обетованную. Население СССР тогда существенно поубавилось.

На Украине были определенные дни, когда на поезд до Москвы билет невозможно было купить — все евреи уезжапи. И, в основном, через Москву, на Запад. Очень много появилось вакантных мест в школах, ателье, на базах. Хотя они были во все времена ибо этот народ без духовности и без Родины исторически., несмотря на то, что ООН насильственно создала государство Израиль и породила тем самым постоянно действующий очаг напряженности в мире.

Украинцы всегда евреев называли жидами. И ничего здесь не было оскорбительного и нет. Все славянские народы Европы до сих пор их так называют. А слово иудей употреблялось в значении иуда-предатель. Кстати, поляков ляхами называют. Они не считают это оскорбительным. У них ведь и местность есть такая — Пидляшшя.

Хохол (жен. хохлушка, хохлячка) - русское прозвище украинцев, часто воспринимаемое как пренебрежительное.

Произошло, видимо, от запорожских казаков, в старину выбривавших голову и оставлявших чуб (оселедец). В XIX веке в Сибири хохлами могли называть не только украинцев, но и белорусов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России. Русские старообрядцы-липоване (дельта Дуная) называли хохлами православных украинцев и русских.

Украинские историки и этнографы считают, что корни слова следует искать глубже, в тюркских языках.

Так по одной версии оно происходит от монгольского «хал-гол» («хох-улу (олу)») - «сине-желтый» (по цвету символики Галицко-Волынсокого княжества Д. Галицкого). По другой от крымско-татарского «хо» - сын и «хол» - солнце.

Kак бы украинцы — сыновья солнца. Неплохо придумано.

Наличие нескольких географических и исторических названий, имеющие в названии «хохол» противоречит версии об первоначально оскорбительном значении слова.

В Москве на Бульварном кольце между Покровским бульваром и площадью Покровские ворота находится Хохловская площадь, рядом Хохловский переулок, на котором расположен храм Троицы живоначальной «в Хохлах». Названа так по жителям Украины, заселявшим эту местность с XVII века. Также есть местность Хохловка в муниципальном районе Нижегородский, с топонимами Хохловский ручей, Новохохловская Верхняя и Нижняя Хохловские улицы.

Вы можете себе представить, к примеру, — «Пиндосская площадь», или «Латиносовский переулок». Но ведь нет такого и никогда не будет. Сейчас эти слова изначально несут оскорбительный характер.

Слово Хохол в словаре Даля

м. хохолок, -лочек, хохлик, хохлища; чуб, клок шерсти, волос, перьев на голове; взбитые вверх волосы надо лбом, прическа хохлом; клок долгих волос на темени, малорос. оселедец. Хохол бывает у голубя. Курица с хохлом, хохлатая. Белая хохлатая чапура, с косичками на голове. Хохлатый жаворонок, подорожник. Хохлатый тулуп, Крылов косматый. Хохлатые куры двором ведутся. Поклон с хохлом, челобитье с шишкой! Не надолго шуту хохол: ходя стрясет. За хохолок, да на свет поволок. За хохол, да рылом в стол (или: в пол). Чужую курицу как хошь дери, а свою за хохол держи. Рада б курочка в пир не шла, да за хохол тащат! Пригож хохолок на несучке, на ноской курице. | Хохол, украинец, малоросс; хохлачка, хохлушка ж. Хохол глупее вороны, а хитрее черта. Хохол не соврет, да и правды не скажет. И по воду хохол, и по мякину хохол! Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку). | Хохлики и хохлы, пск. твер. Хохоль м. новг. мелкий ерш. | Смол. поминки по умершему. Справлять хохлики; отсюда хохле(ю)вать смол. праздновать поминки. | Хохлик, зап. черт, дьявол или нечистый. Хохлатить кого, делать хохлатым, взбивать хохол. -ся, возвр. Хохлаченье, действ. по глаг. Хохлатеть, становиться хохлатым. В холе и птица хохлатеет. Хохлиться, хохриться, пыжиться, надуваться, хмуриться, насупиться, сидеть надувшись, подняв шерсть, перья, сморщась, сгорбясь. Птица хохлится-больная либо к непогоде. Немощи хохлят, нудят, заставляют хохлиться. Хохлач или хохляк м. у кого чуб, хохол на голове. Голуби хохлачи. | Нечеса, космач. Хохлачка, хохлатка, хохлуша, -шка, хохлуха ж. то же. | Хохлаточка, -тушка, хохлатая птица, курица. | Хохлуха, хохлуша, нечесаная, всклоченная девка. Хохлуша, хохлянка, хохляница, хохлуша, вологодск. куст и ягода мамура, поленика, Robus arcticus; княжнища, лапморошка; | хохлянка и наливка мамуровка, полениковка. Хохлушка, костр. вообще крышка. Хохлуша и хохлак арх. недельный тюлень, см. белек, тюлень. Хохлушка, нырок, малая гагара, чубатка, Colymbus cristatus. Хохуля ж. зверок выхухоль, мускусовая крыса. Ихохуля себя не хулит, даром что воняет.

Слово Хохол в словаре Ожегова

ХОХОЛ, хохла, м. Торчащий на голове клок волос, шерсти, перьев.)) уменьш: хохолок, -лка, м.


Есть поговорка:

«Украинец на Украине живет, а хохол по свету шастает».

Т.е. хохлами сами же украинцы называют выходцев из Украины, которые осваивали Целину, Западную Сибирь, Север, Дальний Восток и там оставались жить. В России их миллионы и они ассимилировались свободно среди русских. Отличаются иногда тем, что окают и гэкают, как на Украине.

Жид (в позднепраславянском *židъ - заимствование из итальянского giudeo, где из латинского judaeus - «иудей») - традиционное славянское обозначение евреев и/или иудеев, развившее в некоторых языках также ряд переносных значений. В современном русском языке приобрело бранное, оскорбительное значение.

В старославянском языке и древнерусском служило нормативным этнонимом для иудеев, в том числе живших в Хазарском каганате и в Киевской Руси (в единственном числе употреблялась также форма жидовинъ). Летописи различали жидовинов и жидов хазарских.

От этого времени остались многочисленные топонимы на Украине, как, например, Жидовские ворота в Киеве. Нейтральное значение слово как минимум сохраняло до XV века, что зафиксировано в своде Библии св. Геннадия Новгородского.

В украинском языке слово жид было нормативным этнонимом для еврея до XVIII-XIX вв. (на Западной Украине - до середины ХХ в.), который приобрёл отрицательный смысл под влиянием русского языка. Существуют переводы Библии, в которых книга «Евреям» переводится как «До жидів».

В белорусском языке слово жыд (žyd) по сей день является нормативным этнонимом еврея наравне со словами габрэй (habrej) и яўрэй (jaŭrej).

В СССР в 1920-1930-е гг. в рамках инициированной большевиками кампании борьбы с антисемитизмом употребление слова жид и его производных было криминализировано и каралось тюремным заключением.

Слово Жид в словаре Даля

В 1 томе первого издания (Москва, 1863 г.) на 483 стр. В. И. Даль дает четкое определение и толкование:

«Жид, жидовин, жидюга, жидова, жидовщина, жидовье (сибир.) — скупой, скряга, корыстный скупец. На всякого мирянина по семи жидовинов. Живи, что брат, а торгуй, как жид. Жид крещеный, недруг примиреный, да волк кормленый. Родом дворянин, а делами жидовин. Мужик сделан, что овин, да и прощай жидовин! Не прикасайтесь черти к дворянам, а жиды к самарянам. Жидомор, жидоморка — жидовская душа или корыстный скупец. Жидовать, жидоморничать — жить и поступать жидомором, скряжничать; добывать копейку, вымогая, недоплачивая и пр. Жидюкать, -ся — ругать кого-то жидом. Жидовство или жидовщина — жидовский закон, быть. Жидовствовать — быть закона этого. Ересь жидовствующих или субботников. Жидовская смола — асфальт, земляная, каменная, горная ископаемая смола Physalis alkekendi. Жидовник, сиб. Золотарник, куст Garagana pygmaea. || Halimodendron argenteun: сиб. терновник, чемыш, чемша; || раст. Pericloca, дремка || Tatarix gallica, бисерный куст, зожье — дерево, болчан? Жидовинник (вятск.) — куст чемша или чемыш. Слобожане (вятск.), жидокопы, искали деньги в могиле жида».

В России того времени слово «жид» соответствовало жидам, в ней живущим, а слова «еврей» как такового в живом великорусском языке не было. Нет слова «еврей» и в упомянутом томе В. И. Даля. Более того, слова «еврей» нет ни в одном из восьми изданий «Толкового словаря», начиная с 1863 г. вплоть до 1999 г.

Мокаль и кацап

Москаль - в украинском, белорусском и польском прозвище, употребляемое по отношению к русским и жителям Москвы. Исторически употреблялось по отношению к жителям Москвы, Великого Княжества Московского, которое часто в летописях и исторических текстах упоминается как Московия, а также по отношению к вассалам Москвы. В исторических хрониках также известны следующие синонимы: московит, московитянин, москвитянин. Следует отметить, что изначальное значение этого слова подчёркивало именно принадлежность к Москве.

То есть это просто обозначение геополитической принадлежности человека, но никак не оскорбление.

Но с течением времени слово Москаль начало приобретать негативный оттенок именно на территориях Польши, Беларуси, Литвы и Украины, которые были захвачены Российской Империей и надолго включены в ее состав.

Украинское Москаль и белорусское маскаль от польского moskal - выходец из Москвы (Московии), русский (солдат). В письменных источниках — с XVII века. В XVIII-XIX века жители Белоруссии и Украины так называли солдат российской армии.

В произведениях Тараса Шевченко выражение «забрили в москалі» означает «забрали служить в армию» (на 25 лет).

Слово Москаль в словаре Даля

м. южн. москвич, русский; солдат, военнослужащий. От москаля, хоть полы отрежь, да уйди! Кто идет? Черт! Ладно, абы не москаль. С москалем дружись, а камень за пазухой держи (а за кол держись). Мутит, как москаль на селе, т. е. солдат. Не за то бьют москаля, что крадет, а чтобы концы хоронил. Знает москаль дорогу, а спрашивает! Москалить малорос. мошенничать, обманывать в торговле. Московник м. пск. крашенинный сарафан иного покроя, с маленькою спинкою; вят. ситцевый сарафан. Московка ж. твер. мера, мерка, маленка, пудовка, четверик. | Симб. змеярка, ладейка, бумажный змей. | Пташка из рода синичек, зинек, Parus ater. | Стар. московская деньга, денежка. | Медаль, которою жаловали цари. Московский сарафан, особого покроя, без лент или обшивок, без пуговок и без пояса; праздничный. Московский ветер, тул. кур. и др. северный. | На Дону, московский, все русское, кроме Дона или Украины; московский офицер, не казачий, армейский; то же, что в Сиб. русский, не сибирский, из европейской Руси.

Кацап

1. Украинское, польское, словацкое, белорусское пренебрежительное прозвище русских.

2. Среди русских и украинцев - прозвище диалектной группы русских, живущих рядом с границей Украины или с местами компактного проживания украинцев. Также часто используется, как просторечное обозначение носителей южного говора русского языка.

Принятая этимология, восходит к выражению как цап (цап - украинское козел, из-за того, что «бритому украинцу бородатый русский казался козлом» (М. Фасмер). Однако маловероятно, что слово могло образоваться таким путем как в русском языке (где нет слова цап), так и в украинском (где нет слова как). «Бог створив цапа (козла), а чорт кацапа» (украинская пословица).

Другой вариант происхождения - от арабского qasab - мясник, живодер, через тюркские языки сначала попавшего в русский и украинский языки. Соблюдавшим законы халяля татарам, диетарные обычаи русских казались живодерством.

Но с другой стороны в средние века «просвещенная» Европа вообще русских считала варварами только за то, что они в бане парились 2 раза в месяц, ну или раз, в то время как сами европейцы старались не мыться вообще.

В современном украинском языке москаль скорее значит россиянин, гражданин России, тогда как кацап - это этнический русский. Владимир Даль, наоборот, зафиксировал употребление этого слова в качестве прозвища русских солдат.

В отличие от словопользования «москаль», слово «кацап» в настоящее время достаточно распространено в южнороссийских регионах, характерных совместным проживанием русских и украинцев (Курская, Воронежская, Белгородская и др. области) в качестве понятия, используемого здесь как в речи русских, так и украинцев, для обозначения некоего «переходного» этно-диалектического типа от «хохла» к «москалю».

Под кацапом рассматривается лицо, говорящее в целом по-русски но с сильно выраженным южным диалектом (например усиленое Гэканье, оглушение г не на к, а на х: не пироК, а пироХ, не сапок, а сапоХ и т. п.) и с использованием украинских фразеологизмов в речи (гэканье, шоканье, использование слова «ихних», вместо «их»).

В ряде случаев под кацапами подразумевается все русское население южных областей России - примерно до северной границы Черноземной зоны. Принято противопоставление кацапов москалям, где под последними, главным образом, понимаются жители Москвы, регионов Центра Европейской части России, севернее зоны распространения южного говора.

Кацапами сейчас русских редко называют на Украине, чаще — москалями. Даже в Турции. По селам смешанным, где живут украинцы, поляки и русские, особенно старообрядцы, это слово еще в ходу. Но самое удивительное, что эти старообрядцы его сами и употребляют.

Слово Кацап в словаре Даля

Кацап м. южн. прозвищ данное малорусами великорусам, моска, но последнее означает б. ч. русского солдата, военного.

В этимологическом словаре Фасмера

каца́п [устаревш.], укр. прозвище великорусов (Гоголь и др.). С приставкой ка- от укр. цап «козел»; бритому украинцу бородатый русский казался козлом.

В толковом словаре Ушакова

кацапа , м. (араб. kassab — мясник) (дореволюц. бран.). Шовинистическое обозначение русского в отличие от украинца в устах украинцев-националистов, возникшее на почве национальной вражды. Проклятые кацапы едят щи даже с тараканами . Гоголь.

А вообще все эти слова происходят от славянской привычки называть все чужеродное как-то по своему дабы выделить, как чуждое, не свойственное конкретному этносу. Что поделаешь — это в крови.

Другие национальные прозвища

В русском языке

Абрек — чеченец, дагестанец, в широком смысле представитель любого народа Северного Кавказа мужского пола. Среди самих кавказцев — горец-изгой.

Азер, айзер — азербайджанец.

Азери — также одно из самоназваний азербайджанцев, происходящих вероятно от названия исчезнувшего индоевропейского языка северо-западной подгруппы иранских языков, существовавшего на территории Южного Иранского Азербайджана предположительно вплоть до 17 века.

Америкос, амер, пиндос (этим словом первоначально обозначали греков) — американец.

Ара — армянин (не носит оскорбительного оттенка).

Афрожопый, афромазый, афрочерножопый — негр. Возникло как резко негативная реакция на политкорректное «афроамериканец».

Афророссиянин — негр, живущий в России.

Байбак — прозвище карел или жителей Карелии в целом. Имеет презрительный оттенок, намекает на присущие степному сурку негативные качества — лень, глупость.

Басурман (бусурман, бусарман, басурманин, бусарманин) — в старину на Руси: татарин, человек иного вероисповедания, преимущественно с Востока. Первоначально прозвище имеет религиозный смысл: «басурман» — очевидно, искажённое «мусульманин» — то есть, иноверец.

Биралюкасы (бралюкас) — литовцы. Происхождение от «бролис» — «брат», «бролюкас» — «братишка».

Бульбаш (от бел. бульба — «картофель») — белорус.

Ганс — немец.

Гуран — обычно употребляется по отношению к потомкам смешанных браков русских и бурят в Забайкалье, также к забайкальским казакам. Произошло от названия самца косули, являющейся в Забайкалье одним из основных промысловых животных. Гураны в Забайкалье имеют особую «братсковатую» (полумонголоидную) внешность, густые черные волосы, широкие скулы и смуглую кожу, а также говорят на особом, забайкальском диалекте русского языка.

Жид — еврей.

Зверь, зверёк (вышло из воровского жаргона) — презрительное прозвище приезжих в основном из Закавказья или из Средней Азии, реже — с Северного Кавказа.

Лабусы (гансы) — латыши. Происходит от литовского приветствия «labas», «laba diena» — «добрый день»

Лях (устар.) — поляк.

Лягушатник — француз.

Лопари — саами.

Мырк, мавр — унизительное прозвище некультурных, неотесанных, грубых людей в Киргизии. Синоним — «быдло». Прозвище применяется населением, проживающим в столице Киргизии — Бишкеке по отношению к сельским жителям.

Макаронник — итальянец.

Мамбет — ранее широко распространенное мужское имя, производное от слова «Махамбет» казахского произношения слова «Мухаммед». Употребляется как неказахским населением, так и городскими казахами по отношению к сельским казахам или недавним выходцам из села. Априори мамбетом в Казахстане считается казах, плохо говорящий по-русски.

Московиты — русские (устар.).

Нерусь — употребляется пренебрежительно по отношению к кому угодно, кто не русский.

Ниггер — заимствованное из США оскорбительное наименование чернокожего.

Пиндосы (иногда «пендосы») — примерно с XIX века в Российской империи, как и ныне на юге России и Украины, а также в Казахстане, — греки. Однако сейчас всё чаще употребляется в отношении американцев.

Пшеки (пшек) — поляки. Возникло из-за «шипящего» характера польской речи.

Русаки, русапеты, русопяты — устаревшее самоназвание русских.

Самоеды (устар.) — ненцы.

Сельдюк — сибирское прозвище, примерно то же, что и чалдон.

Фрицы — название немцев. Происхождение — сокращённая форма имени «Фридрих»

Тунгусы (устар.) — эвенки.

Узкоглазые — неуважительное прозвище монголоидов (китайцев, корейцев, вьетнамцев и др.).

Хач, Хачик — армянин (в последние годы ошибочно любой выходец с Северного Кавказа и из Закавказских стран).

Чаплашка — татарин (прим. в Татарстане).

Чах(и) (устар.) — чех.

Черножопые (от цвета волос или смуглой кожи) — абсолютные брюнеты, выходцы с Закавказья, Средней Азии, Ближнего Востока. Является своего рода бэкронимом американского Wog, которым также называют жителей с Ближнего Востока, Южной Европы и Балкан: итальянцев, марокканцев, латиноамериканцев, македонцев, греков или испанцев. Прозвище, изначально относившееся к чернокожим, ныне в основном перешло на черноволосых или смуглых инородцев.

Первое значение (от цвета волос или смуглой кожи) — уничижительное обозначение преимущественно русским населением представителей Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока. В России этот термин имеет иное значение в отличие от США, то есть имеются в виду люди не буквально «черные», а именно «чернявые», брюнеты, люди по типу своему европеоиды, но всё же с кожей чуть темнее чем у северных европейцев. Данным прозвищем обозначают армян, азербайджанцев, таджиков, молдован и др.

Второе значение (по цвету кожи) — то же что афроамериканцы, негры, чернокожие, принадлежащие к негроидной расе.

Хохлы — украинцы (от казацкого обычая носить чуб).

Чалдоны, челдоны — диалектное обозначение сибиряков. Употреблялось среди русских сибиряков по отношению к другим русским сибирякам с акцентом на тупость и «валенковость» человека. В настоящее время употребление слова даже в Сибири редкое, встречается в основном среди старшего поколения.

Черномазые (по цвету кожи) — представители негроидной расы, негры, распространено также обозначение «чёрные».

Чех (производное, армейский сленг) — чеченец, преимущественно чеченский боевик.

Чурки, чурбаны, чуреки, чебуреки, бабаханы, носороги, чучмеки, саксаулы — презрительное обозначение представителей народов Средней Азии. Данное слово проникло в разговорную речь из уголовного жаргона, очевидно, от тюрк.

Чухонец, чухонь, чухна — неуважительное прозвище, употребляется в основном русским населением по отношению первоначально к ингерманландским финнам, впоследствии к финнам Финляндии и другим представителям финно-угорских народов. Чухна, Чушка — Финляндия.

Эллины — греки.

Янки — американцы.

В других языках

Ами (Ami) — прозвище американцев немцами (упрощение/сокращение).

Алеман — букв. «немец» (исп.) — на Кубе все белые европейцы.

Ак-кулак, аш-кулох (дословно белоухие)- оскорбительное прозвище славян в Средней Азии, аналог русского «черножопые».

Боши — немцы. Заимствовано из французского языка, лексикон Первой мировой войны, попало и в русский.

Боша — прозвище цыган у армян.

Бурла (бурлак) — оскорбительное прозвище русских в Средней Азии.

Весси — жители ФРГ (до объединения ФРГ и ГДР). Происходит от немецкого Westdeutschland — Западная Германия.

Гайдзин (от гайкокудзин — иностранец) — неуважительное прозвище неяпонцев в Японии.

Гой — (слово из Торы) обозначает нееврея. Употребляется как в унизительном, так и в нейтральном значениях.

Гринго — иностранцы, чаще всего европеоидной внешности, зачастую — американцы (в Латинской Америке и Мексике).

Джон Булль — англичанин.

Кафир — все немусульмане (тождественен еврейскому гой, русскому неверный, нечестивец, нехристь).

Латинос — прозвище латиноамериканцев в США, слово перешло и в русский.

Назари (арабск. букв. «назарейцы») — христиане у южных арабов.

Ора — обращение у мужчин между собой у абхазов.

Русаки — собирательное самоназвание русскоязычного населения в Германии.

Рушпаны — укр. «русские».

Сарыбас, сарыбаш (буквально «желтоголовые») — оскорбительное прозвище европейцев в Средней Азии, используется в смысле «трус», «растяпа», «дурак».

Шошка (чучка) — уничижительное прозвище славян (в основном русских) в Средней Азии, дословно «свиньи» иногда используется в смысле «свиноподобные», «свиноеды», «свиные люди».

Иваны — русские (у немцев и не только).

Калбит — в граничащих с Казахстаном областях России презрительно — казах.

Киздым — казах.

Кацапы (украинское слово) — русские. Чаще всего относится к жителям Москвы из-за распространённого там необычного диалекта. Большинство русских, в том числе и москвичей, не подозревают о наличии какого-либо прозвища, данного украинцами, в принципе и тем более данного конкретного.

Кокни — житель рабочих кварталов Лондона. В английском языке, откуда оно и заимствовано, не является оскорбительным.

Ксенос — слово, употребляемое коренным населением Греции относительно иностранцев, иноязычных людей, эмигрантов, мигрантов и ко всем тем, кто чужды греческой культуре. Слово употребляется как в унизительном, так и в нейтральном значениях. Ксенофобия — однокоренное слово обозначаещее неприязнь к чужакам. Аналогичным по смыслу словом в употреблении в русском языке является — нерусь.

Лаовай — просторечное обозначение китайцами любых иностранцев европейского происхождения.

Лаомаоцзы (маоцзы) — просторечное обозначением китайцами русских.

Москали — русские, чаще выходцы из Москвы.

Осси — жители ГДР (до объединения ФРГ и ГДР) и восточной части нынешней Германии. Происходит от немецкого Ostdeutschland — Восточная Германия.

Пакис — презрительное прозвище выходцев из Пакистана в Великобритании.

Персил — презрительное прозвище азербайджанца или турка в Туркмении.

Пифке — прозвище, которым жители Австрии и особенно Вены называют жителей части Германии, в настоящее время так называют преимущественно туристов из Германии. В самой Германии это прозвище применяется как шутливое обозначение хвастуна или воображалы.

Раски — презрительное наименование русских (в широком смысле всех граждан из бывшего СССР) у американцев.

Рюсся — русские у финнов.

Сарты — слово, употребляемое каракалпаками, казахами, киргизами и туркменами к лицам узбекской национальности, чаще всего это слово воспринимается как унизительное и ругательное.

Тибла — оскорбительное прозвище русскоговорящих в Эстонии.

Фаранг — слово из тайского языка, первоначально обозначавшее французов. Не является оскорбительным. В Таиланде и Камбодже фаранг (баранг) обозначает любого иностранца европейского происхождения.

Хабиби — так американцы пренебрежительно называют арабов.

Шурави — Первоначально обозначение солдат СССР в Афганистане. На данный момент нейтральное обозначение всех русских в арабских странах.

Яхудий — просторечное обозначение узбеками лица иудейского вероисповедания, употребляется как в унизительном, так и в нейтральном значениях.

POM (Pommy) — шутливое прозвище англичан у жителей Австралии, Новой Зеландии и иногда ЮАР.

Общая оценка материала: 4.9