Содержание палаты номер 6.

В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек. Первый - «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Моисейка, весёлый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьёт больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определённого момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвёртый обитатель - «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом». Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьёт. Пятый и последний обитатель - «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжёлая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит ещё и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведётся о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошёл ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают «отдохнуть», т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идёт извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится «больным». Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьёт Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадёжности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

Вы прочитали краткое содержание повести Палата №6. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

«Палата номер 6» – одно из самых знаменитых произведений русского классика Антона Павловича Чехова. Культовая повесть рассказывает историю обитателей одной захолустной больницы для душевнобольных. На самом же деле медицинское учреждение является мастерской аллегорией на современную Россию.

«Палата номер 6» – одна из 19 повестей, написанных Чеховым за его творческую карьеру. Она входит в число самых знаменитых на ряду со «Степью», «Драмой на охоте», «Скучной историей», «Дуэлью». Произведение было опубликовано в 1892 году в журнале «Русская мысль». «Палата №6» создавалась как бы по наитию, просто из-за необходимости написать что-то. В письме Иерониму Иеронимовичу Ясинскому, писателю, литературному критику, журналисту, Чехов сообщал, что кончает неимоверно скучную повесть, в которой полно рассуждений, отсутствует женщина и элемент любви.

Как бы не хулил свое творение писатель, «Палата №6» произвела огромный резонанс. Со временем выражение «палата №6» стало нарицательным. Его используют в том случае, ели хотят дать характеристику чему-то ненормальному, из ряда вон выходящему.

Чехов «Палат номер 6»: краткое содержание

В забытом богом уездом городке, которых можно найти огромное множество на карте необъятной России, находится больница для душевнобольных. Там, в старом флигеле, есть палата под номером шесть. У лечебного заведения удручающий вид: положенная невесть когда штукатурка осыпалась и покрывает стены уродливыми кусками, крыша поржавела. Все здесь, даже гвозди перекошенного серого забора, имею окаянный вид. Грязные окна шестой палаты наглухо закрытыми толстыми прутьями железных решеток, от чего больница походит на тюрьму.

В палате №6 пять пациентов:

Первый – худощавый мещанин с рыжими усами и заплаканными глазками. Днями напролет он сидит, подпирая голову кулачком, глядит в одну точку и о чем-то грустно вздыхает.

Второй – толстяк с тупым бессмысленными лицом. Он не реагирует ни на что, ни с кем не говорит и, кажется, окончательно утратил способность мыслить.

Третий – худой блондин с добреньким и в то же врем хитреньким лицом. У него мания величия, блондин очень словоохотлив, он обожает рассказывать всем подряд о своих выдуманных достижениях, совершенных в прошлой жизни, до того, как он попал в больницу.

Четвертый – дурачок Мойсейка. Этот старик с острой бородкой и курчавыми черными, как у негра, волосами, тронулся умом лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Мойсейка очень добр, бескорыстен, услужлив, щедр.Таких, как он, обыкновенно называют блаженными, божьими людьми.

Пятый обитатель палаты – Иван Дмитриевич Громов – единственный интеллигент среди пациентов. Ему 33, он бывший судебный пристав, официальный диагноз – мания преследования. Именно в лице Громова главврач больницы Андрей Ефимович Рагин находит отличного собеседника.

Андрей Ефимович Рагин – талантливый врач, просаживающий свои жизненные силы и талант в захолустном городе и ужасной больнице. Видя плачевное состояние лечебного заведения, главврач принимает решение ничего не менять, потому что не видит смысла в жалких попытках одного человека изменить к лучшему то, что нуждается в коренной переработке. Вскоре образ жизни Рагина сводится к водке с огурцами, пустым разговорам с почтмейстером Михаилом Аверьинычем и чтению книг. Но однажды доктор Рагин зашел в палату №6, где у него завязался разговор с пациентом Громовым.

Несмотря на то что Громов находился по ту сторону больничной решетки, он призывал бороться за свои права и страстно жаждал изменить мир к лучшему. Философия пациента из шестой шла вразрез с теорией созерцательности, которой придерживался Рагин. Однако дискуссия с интеллигентным умным человеком так заинтересовала и взволновала доктора, что он стал наведываться в палату практически каждый день, чтобы поговорить со своим любимцем.

Такое поведение доктора не могло не привлечь внимание, и вскоре по больнице поползли слухи, что доктор сошел с ума. Распространению клеветы немало поспособствовал уездный врач Евгений Федорович Хоботов, активно претендующий на место Рагина. В конце концов Андрею Ефимовичу предлагают «уйти в отпуск». Рагин прекрасно понимает, что его выживают. Это подрывает его душевные силы, он становится импульсивным, раздражительным и однажды выставляет своих друзей из квартиры.

Вскоре Раина приглашают на консилиум в больницу. Хоботов обманом заманивает Рагина в палату №6 и оставляет там. Сторож Никита, специализирующийся в большей степени на жестоком избивании пациентов, приносит больничную форму и бьет разжалованного доктора в лицо. Андрей Ефимович понимает, что его жизнь и философия дали трещину. Рагин больше не видит смысла в существовании, а потому жизнь уходит из него – вскоре Рагин умирает от апоплексического удара.

Главная идея

Полемика Громова и Рагина зиждилась на столкновении двух точек зрения. Рагин позиционировал себя в качестве созерцателя. Он называл жизнь суетой сует и не считал целесообразным вмешиваться в текущий ход событий. Смысла бороться нет. Громов, напротив, считал, что жизнь – это борьба. Мыслящий человек не может оставаться в стороне, когда вокруг творится хаос когда страдают другие люди. Пациент называл философию доктора «философий российского лежебоки». «Удобная философия, – с пылом отмечал Громов. – И совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь».

Общество в миниатюре

Автор подводит читателя к осознанию – серьезные общественные проблемы касаются каждого человека. Жизнь не изменится к лучшему до тех пор, пока люди будут оставаться глухи, пока будет существовать понятие «чужое горе».

Чехов наблюдает за дискуссией своих героев как бы отстраненно, позволяя высказаться и доктору, и его пациенту. Однако финальные события повести доказывают несостоятельность рагинской философии. Непредсказуемая жизнь может повернуться так, что ты окажешься в положении угнетенного, и тогда философствовать начнут другие, в то время как ты будешь слезно просить о помощи.

Анализ произведения

Отталкиваясь от центральной идеи действия и бездействия, Чехов также препарирует актуальные общественные и философские проблемы:

  • насилия над человеческой личностью;
  • права и бесправия;
  • ценности жизни человека (быть точными, проблема обесценивая жизни);
  • бесправия современных людей (угнетенному, обездоленному, несправедливо обвиненному просто негде искать защиты).

Чеховская палата №6 – это уменьшенная копия современной России. Обитатели палаты и больницы – граждане России, из которых состоит общество. В нем есть место несчастным обездоленным, слепцам-тугодумам, блаженным дурачкам (Мойсейка), палачам, тупым воякам (сторож Никита), лицемерам и карьеристам (Хоботов), безответственным гулякам (почтмейстер), праздным философам (Рагин) и, конечно же, восторженным романтикам, отчаянным смельчакам (Громов). Кстати говоря, благодаря последним наш мир все еще существует.

РАССКАЗЫ

Палата номер 6

Описание больничного двора, заросшего крапивой, где стоит небольшой флигель. В сенях на старом хламе всегда спит сторож

Никита, старый отставной солдат. “У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные. Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных и тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок и потому убеждены, что их надо бить. Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка”.

В комнате на кроватях, привинченных к полу, содержатся пять сумасшедших, один из которых благородного звания, а остальные – мещане. Один из них – еврей Моисейка, который помешался, когда у него сгорела шапочная мастерская. Его одного из всех отпускают на улицу, где ему дают кто копеечку, кто квасу, кто еще чего-нибудь. Все, что Моисейка приносит, отбирает сторож Никита “в свою пользу”. Моисейка любит услуживать: он подает товарищам воду, укрывает их, когда они спят, и т. д., но делает это не из сострадания, а подражая своему соседу с правой стороны Ивану Дмитриевичу Громову, который помогает всем, но иногда на него накатывает нечто вроде лихорадки, и он, захлебываясь, говорит о “человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости насильников”.

Лет 12-15 назад в своем доме на самой главной городской улице жил чиновник Громов, а с ним два его сына – Сергей и Иван. Будучи студентом 4-го курса, Сергей заболел чахоткой и умер. Через неделю отца обвинили в подлоге и растрате казенных денег и отдали под суд. Вскоре он умер в тюремной больнице от тифа. Иван вынужден сам зарабатывать себе на жизнь частными уроками и часть денег отправлять матери на пропитание. Он не выдерживает тяжелой жизни и уезжает домой. Ему дали место учителя в уездном училище, но он не сошелся с товарищами, не понравился ученикам и скоро бросил место. Умерла мать. Полгода он питался только хлебом и водой, потом поступил в судебные приставы, пока не был уволен по болезни. “Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал”. “О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами… Человечество делилось у него на честных и подлецов, середины же не было. О женщинах и о любви он всегда говорил страстно,

Но ни разу не был влюблен”. В городе его, несмотря на это, любили. Он был очень образован и начитан: книги не читал, а “глотала, но “с одинаковой жадностью набрасывался на все, что ему попадалось под руки, даже на прошлогодние газеты и календари”. Однажды осенним утром Иван Дмитриевич отправляется к одному мещанину, чтобы получить по исполнительному листу. По пути он встречает арестантов с конвойными, и эта встреча производит на него тяжелое впечатление: ему кажется, что его тоже могут заковать в кандалы и отправить в тюрьму. По дороге домой Иван Дмитриевич встречает полицейского надзирателя, что тоже кажется ему подозрительным. Ночью Ивану Дмитриевичу не спится. Его преследуют мысли о возможном аресте, хотя он не знает за собой никакой вины. Его мучают кошмары, что его оклеветали, произошла судебная ошибка или он совершил преступление нечаянно. В течение нескольких дней все проходящие мимо окон и входящие во двор люди кажутся Ивану Дмитриевичу шпионами и сыщиками. Он всего боится, уединяется, избегает людей, служба становится ему невыносимой. Весной около кладбища находят два полусгнивших трупа с признаками насильственной смерти. В городе обсуждают неизвестных убийц. Боясь, что в убийстве заподозрят его, Иван Дмитриевич ходит по улицам и улыбается, при встрече со знакомыми уверяет, “что нет подлее преступления, как убийство слабых и беззащитных”. В конце концов Иван Дмитриевич прячется в хозяйский погреб, где сидит два дня. Когда к хозяйке приходят печники, ему кажется, что это переодетые полицейские. Он выбирается из квартиры и в ужасе бежит по улице. Его задерживают, приводят домой и вызывают доктора – Андрея Ефимыча. Доктор решает, что пациент душевнобольной, и Ивана Дмитриевича отправляют в больницу, в палату номер 6.

Кроме Ивана Дмитриевича и жида Моисейки, в палате содержится “оплывший жиром, почти круглый мужик, с тупым, совершенно бессмысленным лицом. Это – неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное, давно уже потерявшее способность мыслить и чувствовать. От него постоянно идет острый, удушливый смрад”. На жестокие побои Никиты мужик не отвечаем ни звуком, ни движением, ни выражением глаз. Пятый обитатель палаты номер 6 – бывший сортировщик писем, блондин с добрым, но лукавым лицом. Он одержим идеей, что его награждают редкими орденами. В палате редко бывают новые люди: заходит только цирюльник. Однако вскоре проходит слух, что помешанных начал посещать доктор.

Доктор Андрей Ефимыч Рагин в юности готовил себя к духовной карьере, но по настоянию отца посвятил себя медицине. “Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутого… у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком – дух вон”. У доктора осторожная походка и высокий голос. Одевается он небрежно. До поступления Андрея Ефимыча в должность в больнице творился произвол и царил ужасный беспорядок. Андрей Ефимыч отнесся к беспорядкам равнодушно. “Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право”. В первое время он работает очень усердно, больные хвалят его за внимание и компетентность. Со временем-доктору надоедает однообразная и бесполезная работа: “смертность в городе не уменьшается, и больные не перестают ходить”. Доктор приходит к выводу, что мешать людям умирать ни к чему. Андрей Ефимович опускает руки и наведывается в больницу не каждый день.

В приемной Андрея Ефимыча по утрам встречает фельдшер Сергей Сергеевич, “маленький толстый человек с бритым, чисто вымытым, пухлым лицом, с мягкими плавными манерами и в новом просторном костюме, похожий более на сенатора, чем на фельдшера. В городе он имеет громадную практику, носит белый галстук и считает себя более сведущим, чем доктор, который совсем не имеет практики”. Сергей Сергеич религиозен. По воскресеньям кто-нибудь из больных читает вслух акафист, а затем фельдшер обходит палаты и окуривает больных ладаном. Андрей Ефимыч принимает больных наскоро, операций больше не делает (с некоторых пор ему неприятен вид крови), поспешно выписывает лекарства, чтобы больные поскорее оставили его в покое. Со временем процесс “лечения” ему окончательно надоедает, больных принимает фельдшер. Придя домой, Андрей Ефимыч начинает читать. Он покупает очень много книг по истории и философии. За чтением доктор любит выпить и закусить. Около трех он обычно обедает, затем по нескольку часов ходит по дому и думает. По вечерам доктора навещает почтмейстер Михаил Аверьяныч, “единственный во всем городе человек, общество которого для Андрея Ефимыча не тягостно”. Приятели курят и пьют пиво. Андрей Ефимыч сокрушается, что в городе “совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную, интересную беседу”. Михаил Аверьяныч рассказывает о прежней умной интеллигенции, высоко ставившей понятия о чести и дружбе, дававшей деньги взаймы без векселя и т. д. Проводив приятеля, Андрей Ефимович любит пофилософствовать. Он умиляется и восторгается движениями человеческого разума. Под влиянием хороших мыслей, вычитанных из книг, собственное прошлое и настоящее становится противно Андрею Ефимычу. Он приходит к выводу, что служит вредному делу и получает жалованье от людей, которых обманывает.

Земство выделяет дополнительные средства на усиление медицинского персонала в больнице. В город прибывает молодой врач, Евгений Федорович Хоботов. Он пользуется единственной книгой – “Новейшие рецепты венской клиники за 1881 год”. Новых порядков он не вводит, боясь оскорбить Андрея Ефимыча. Новый доктор втайне завидует старому и охотно занял бы его место.

Однажды в конце марта босой жид Моисейка просит у Андрея Ефимыча копеечку. Со смешанным чувством жалости и брезгливости доктор просит Никиту выдать Моисейке сапоги (отсюда пошел слух, что доктор посещает палату номер 6). Иван Дмитриевич обзывает доктора гадиной, палачом, шарлатаном, говорит, что его убить надо, утверждает, что сотни сумасшедших гуляют на свободе, а несколько несчастных должны отсиживать за всех в палате номер 6. Доктор отвечает, что все зависит от случая: “Кого посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и все”. Андрей Ефимыч советует Ивану Дмитриевичу бежать, но сам же соглашается, что это бесполезно. Беседовать с Иваном Дмитриевичем очень нравится доктору, он считает, что тот очень умный и интересный человек, решает навещать его почаще.

На другой день Иван Дмитриевич признается доктору, что принял его за шпиона, а Андрей Ефимыч утверждает, что “между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы”. Иван Дмитриевич отказывается философствовать: “На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость – негодованием, на мерзость – отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью”. Он обвиняет доктора в безволии, лени, попустительстве, потакании себе, в том, что с жизнью он знаком только теоретически.

Андрей Ефимыч начинает ходить в палату номер 6 каждый день. Доктор Хоботов однажды застает своего коллегу за разговором с сумасшедшим и вскоре уговаривает фельдшера подслушивать эти разговоры вместе с ним. Послушав “философствования” Андрея Ефимыча, они оба приходят к мысли, что доктор не в себе.

Андрей Ефимыч замечает, что отношение к нему окружающих меняется. Все намеками советуют ему бросить пить. Под благовидным предлогом его вызывают в городскую управу, где задают на первый взгляд безобидные вопросы. Выйдя из управы, Андрей Ефимыч догадывается, что это была комиссия, призванная освидетельствовать его психическое здоровье. Вечером к доктору заходит почтмейстер и приглашает его поехать вместе с ним за границу.

Через неделю Андрею Ефимычу предлагают подать в отставку. Вместе с приятелем он отправляется в Москву, где почтмейстер ведет себя “по-барски”. Доктор досадует на своего друга, избегает его общества, впадает в апатию. Они отправляются в Варшаву, где почтмейстер проигрывает 500 рублей, одалживает их у доктора, у которого после этого остается только 86 рублей. По возвращении в родной город доктору приходится поменять квартиру: ни работы, ни денег у него нет. Он не в силах возобновить контакт с Иваном Дмитриевичем, так как состояние последнего ухудшается. Андрей Ефимыч всем должен. Редкие визиты коллеги Хоботова и фельдшера его раздражают. Почтмейстер сочувствует ему, но денег не отдает.

Однажды почтмейстер и Хоботов вдвоем навещают Андрея Ефимыча. Почтмейстер по обыкновению шутит и даже обещает женить Андрея Ефимовича. Тот неожиданно раздражается и с негодованием выгоняет гостей. Оставшись один, раскаивается в своем поступке. На другое утро отправляется к почтмейстеру и извиняется перед ним. Почтмейстер серьезно предлагает ему заняться своей болезнью. Доктор уверяет приятеля, что не болен: “Болезнь моя только в том, что за 20 лет я нашел во всем городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший”. Вечером к Андрею Ефимычу заходит Хоботов и неожиданно приглашает его на консилиум в больницу.

Андрей Ефимыч оказывается в палате номер 6, Никита отбирает его платье, Иван Дмитриевич насмешливо призывает его “пофилософствовать”, и бывший доктор признает, что полностью пал духом. Андрей Ефимыч пытается выйти погулять, но Никита жестоко избивает его.

Наутро Андрей Ефимыч впадает в апатию, не отвечает на вопросы, не реагирует на посетителей. Под вечер он умирает от апоплексического удара.

(No Ratings Yet)

  1. А. П. ЧЕХОВ ПАЛАТА № 6 В заросшем крапивой больничном дворе стоит небольшой флигель. Сторож Никита – старый отставной солдат, очень исполнительный и любящий порядок человек. Кровати в комнатах привинчены...
  2. РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа По жанру “Палата номер 6” – скорее не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует об определенном отрезке жизни главного героя). Н. С. Лесков дал следующий отзыв...
  3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. П. Чехов Идейно-художественное своеобразие Рассказов “Черный монах” и “Палата № 6” По жанру “Палата № 6” – не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует...
  4. АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Курт Воннегут (Kurt Vonnegut) Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (Slaughterhouse five or the Children’s Crusade) Роман (1969) “Почти все это произошло на самом деле”. Такой фразой...
  5. Портрет Старший брат. У меня есть старший брат. Его зовут Андрей. Брат учится в той же школе, что и я, только он уже старшеклассник. В этом году Андрей заканчивает одиннадцатый...
  6. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867-1942) Родился в деревне Гумнищ, Владимирской губернии, где прожил первые десять лет. Отец его был скромным помещиком, страстным охотником. Мать приучила мальчика любить искусство, музыку, словесность. Учился...
  7. Смысл Аустерлицкого сражения простым солдатам был не понятен, поэтому битва была проиграна еще до ее начала. Для беспорядочного отступления оказалось достаточно чьего-то “наивно испуганного” крика: “Обошли!” За паническим бегством солдат...
  8. Короткий рассказ Шукшина “Микроскоп” заставляет читателя улыбнуться и одновременно задуматься. Кем может показаться столяр маленькой мастерской Андрей Ерин, который потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа? Конечно, он...
  9. В. Г. РАСПУТИН ЖИВИ И ПОМНИ Действие в повести происходит в последние месяцы войны. Это история человека, который не выдержал тяжелых военных испытаний, нарушил свой долг – оказался дезертиром. Андрей...
  10. В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение....
  11. Н. Г. Чернышевский в статье “О сочинение графа Толстого” основным приемом толстовского творчества назвал “диалектику души”: “Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и...
  12. Античный философ Сенека сказал: “Тяжелые времена – пробный камень доблести”. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, был испытан теми бедствиями. Герой так говорит о себе: “На то ты...
  13. На свете есть много прекрасных вещей и явлений. Одни ценят грацию и пластику дикого животного, другие восхищаются красотой природы, третьи с упоением слушают музыку. А я считаю, что истинная красота...
  14. Будучи рожден в простой и не совсем богатой семье, Крылов появился на этот мир в 1769 году в городе Москве. Его отец был вынужден окончить службу и в 1775 году...
  15. Смысл жизни… Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо...
  16. А. П. ЧЕХОВ ИОНЫЧ Семья Туркиных живет в губернском городе С. Местные жители очень уважают талантливую и образованную семью. Иван Петрович Туркин – глава семьи, очень веселый и добрый человек....
  17. Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию. Л. Толстой План 1. Андрей Болконский – лучший представитель дворянства. 2. Мечты о славе. 3. Сложность жизненных исканий Андрея. 4. Полезная деятельность Болконского....
  18. План 1. Иван да Степан. 2. Подготовка к состязаниям богатырским. 3. Честь да хвала молодцам! 4. В здоровом теле – здоровый дух. В недалекие времена, в наши года в одном...
  19. Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого. Вместе с писателем ищут ответы на “вечные вопросы” Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание...
  20. Василий Павлович Аксенов Остров Крым Роман (1977-1979) Случайный выстрел из корабельного орудия, сделанный английским лейтенантом Бейли-Лендом, предотвратил захват Крыма частями Красной Армии в 1920 г. И теперь, в годы правления...
  21. РАЗМЫШЛЕНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО ПО ДОРОГЕ В ОТРАДНОЕ (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) После Аустерлицкого сражения князь Андрей понял суетность... Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, показан быт помещичьей России и мир аристократического общества,...
  22. Андрей Белый – значительная фигура в российской литературе XXв.. Его дар прозаика, поэта, литературного критика, философа, филолога, теоретика символизма, импровизатора, оратора был удивительно многомерным и всеобъемлющим. Он родился в профессорской...
Палата номер 6

содержимое:

Захолустный городок, местная больница, флигель для душевнобольных… Состояние и этой постройки, и самой больницы крайне жалкое — все старое, полуразрушенное, в дворе и комнатах стоит нестерпимая вонь. В таких условиях обитают пять жителей палаты №6, единственной в отделении, и сторож Никита. Никита — солдат в отставке, грубый, крепко сложенный мужчина, любящий «воспитывать» своих подопечных кулаками. Пациенты палаты принадлежат к разным национальностям и сословиям, но для общества в стенах больницы у всех одинаковое звание — помешавшиеся.

Первый — меланхоличный безымянный мещанин, который все дни проводит, сидя на кровати и глядя в одну точку. Судя по его болезненному виду, у него начинается чахотка. Второй — жизнерадостный еврей Моисейка, который сошел с ума лет двадцать назад, когда его шапочная мастерская сгорела. Только ему позволяется выходить из палаты, и он часто шатается по улицам городка, выпрашивая милостыню. Третий «житель» палаты — «из благородных». Иван Дмитрич Громов, бывший судебный пристав, страдающий манией преследования, которая началась у него внезапно после того, как он встретил на улице арестантов с конвоем. Также в палате находятся апатичный толстяк, который не реагирует даже на зверские побои Никиты и субтильный блондин — бывший почтовый сортировщик, мнящий себя великим человеком. Он часто хвастает перед Иваном Дмитричем своими несуществующими наградами, но делает это очень деликатно и ненавязчиво. Эти пациенты находятся в палате уже много лет, новые больные в нее не поступают, а старых посещает только цирюльник.

Однажды застоявшаяся жизнь этого сумасшедшего королевства всколыхнулась — больных стал посещать доктор, Андрей Ефимыч Рагин. Это «замечательный человек в своем роде», блестящий специалист, который, однако, относится к своим больным совершенно равнодушно. Он считает, что смерть — закономерный конец каждого человека, и нет смысла оттягивать его лечением. В молодости Рагин мечтал стать священником, но отец настоял на том, чтобы он пошел по его стопам и стал врачом.

Рагин умный и рассудительный, но бесхарактерный человек, у него не хватает смелости настоять на своем. Андрей Ефимыч понемногу спивается: у него появилась привычка выпивать по рюмке водки каждые полчаса. Будни Рагина однообразны — утром он заходит в больницу, «работая больше для вида», днем обедает и пьет пиво, а по вечерам принимает у себя почтмейстера Михаила Аверьяныча, который постоянно жалуется на судьбу. После ухода гостя Рагин садится за книги и с упоением читает их.

Но даже чтение не отвлекает его от грустных размышлений о бесполезности его труда: он осознает, что за последние двадцать пять лет медицина шагнула далеко вперед, но эти достижения еще очень долго не коснутся его уездной больницы. Это угнетает Рагина. В один из дней он посещает палату №6 и заводит беседу о сущности жизни с Громовым. Больной доказывает, что при наличии силы воли человек может избавить себя от мытарств и... строить свою жизнь, как пожелает. Рагин же считает, что к страдания нужно принимать как вехи на предначертанном свыше жизненном пути, и бороться за что-то лучшее бессмысленно и бесполезно.

Общий язык они так и не находят, но постепенно между ними завязывается что-то вроде дружбы. Рагин начинает чаще приходить в палату №6 и это вызывает кривотолки среди остальных врачей. Особенно внимательно следит за Андреем Ефимычем амбициозный доктор Хоботов, который хочет занять его место. Хоботов распространяет слухи о сумасшествии Рагина и вскоре за его спиной начинают шушукаться, а потом вызывают в городскую управу. Под предлогом совещания о благоустройстве больницы чиновники пытаются выяснить, болен ли Рагин. Он понимает, что его пытаются подсидеть, но ничего не предпринимает из-за своей бесхарактерности.

Вскоре ему предлагают уйти в отставку. Рагин покорно принимает этот поворот судьбы и отправляется в Варшаву с почтмейстером Михаилом Аверьянычем — развеяться. Однако до польской столицы они не доезжают: почтмейстер проигрывает в карты все его деньги и приятели возвращаются в город. После возвращения Рагин впадает в депрессию: ему нечем себя занять, Громов не желает общаться из-за обострения своей болезни, пенсию ему не назначили. Рагин сожалеет о тысяче рублей, потраченных в поездке, он понимает, что сейчас они бы пришлись ему очень кстати. Разлад в и без того нестабильное душевное состояние бывшего доктора вносят визиты Хоботова. Лицемерное сочувствие Хоботова, который называет его «коллегой», противно Рагину, он утешает себя мыслью, что все это проходящее и рано или поздно все его враги и завистники умрут.

Однажды к Рагину одновременно приходят Хоботов и почтмейстер. Андрей Ефимыч в припадке гнева выгоняет их, затем, терзаемый стыдом, идет извиняться. Почмейстер Михаил Аверьяныч уверяет, что не сердится на него и просит лечь в больницу. Рагин говорит, что ему уже все равно, «хоть и в яму». Вечером к Андрею Ефимычу вновь является Хоботов и с невозмутимым видом просит прийти в больницу на консилиум. Рагина это трогает, он начинает думать, что Хоботов на самом деле хороший человек.

В больнице Хоботов проводит Рагина в флигель для душевнобольных и просит его подождать в палате №6, пока он якобы сходит за стетоскопом. Бывший врач не догадывается, что на самом деле ему уже не выйти из этих стен. Через полчаса приходит сторож Никита и приносит Рагину больничное одеяние. Андрей Ефимыч понимает, в каком положении оказался, но смиренно и принимает и этот удар, размышляя, что все это суета сует. Громов злорадствует, предлагая бывшему приятелю пофилософствовать. Ночью Рагину становится страшно от осознания своей безысходности, он начинает бунтовать и Никита избивает его.

Днем Андрея Ефимыча навещают почтмейстер и кухарка Дарьюшка, а также Хоботов, который приносит лекарство. А под вечер Рагин умирает от апоплексического удара. На похоронах были только его приятель Михаил Аверьяныч и кухарка.

В небольшом крыле больницы располагается палата № 6 для психически нездоровых людей. Запах там стоит такой, что с первых секунд вы думаете, будто бы очутились в зверинце. В палате лежат пять душевнобольных. Первый – мещанин с зареванными глазами. Скорее всего, он болен чахоткой и все время горюет и всхлипывает. Второй – Моисейка, сошел с ума в тот момент, когда он лишился своей мастерской. Ему разрешается уходить в город побираться, но все, с чем он возвращается, забирает сторож. Третий житель палаты, бывший судебный пристав - Иван Дмитриевич Громов. Он из семьи чиновника, но из-за несчастий отца, еле как получает образование и должность, а в последствии заболевает манией преследования. Четвертый – толстый мужик, с глупым, ничего не выражающим лицом. Скорее всего, он потерял способность думать и что-либо ощущать. И, наконец, пятый обитатель – худой блондин с хитрым выражением лица. Он страдает манией величия.

Главным героем является доктор Андрей Ефимыч Рагин. В детстве он хотел стать священнослужителем, но отец, посвятивший всю жизнь медицине, заставляет его стать врачом. Когда он прибыл в больницу, она находилась в плачевном состоянии. Нищета, антисанитария, Андрей Ефимыч принял это с безразличием. Он не обладал волей и не верил, что может менять жизнь в лучшую сторону. Первое время Рагин старательно трудился, но через какое-то время ему становится это не интересно, он бросает дела и начинает посещать работу не постоянно. Из всех жителей уезда, Андрей Ефимыч общается только с почтмейстером Михаилом Аверьянычем.

Как-то, доктор решает посетить палату № 6. Там он замечает Громова, разговаривает с ним и вскоре увлекается интересными беседами. Начинает постоянно бывать у него, подолгу разговаривать. Этим Рагин обращает на себя внимание. В больнице принимаются обсуждать постоянные посещения доктора. Вскоре, его вызывают в городскую управу для дачи объяснений. Делается это еще и с той целью, что у Андрея Ефимыча появился конкурент, жаждущий получить место доктора, Евгений Федорыч Хоботов. Официально чиновники разговаривают об улучшении больницы, но, по сути, они пытаются понять, не сошел ли с ума доктор.

После этого, Михаил Аверьяныч предлагает отвлечься и посетить Москву, Петербург, а затем и Варшаву, но Андрей Ефимыч осознает, что это относится к разговорам о его сумасшествии. В конце концов, ему предлагают уйти с должности. Он относится к этому безразлично и вместе с почтмейстером направляются в Москву. Но поездка длилась не долго, так и не добравшись до Варшавы, они вернулись домой.

По приезду все донимают Андрея Ефимыча его болезнью. В итоге доктора обманом определяют в палату № 6. Евгений Федорыч зовет его на консилиум, выходит из помещения и уже не возвращается. Так Рагин становится душевнобольным. Первое время он старается выбраться из больницы, но все попытки тщетны. В скором времени Андрей Ефимыч умирает от инсульта .