Самораскрытие и психическое здоровье личности. И.П.Шкуратова

Человек – социальное существо, это заложено в нем природой. Люди, лишенные возможности эмоционального контакта с другими, чаще всего сходят с ума или как минимум зарабатывают нервное расстройство. У общения есть свои правила и законы, предполагающие определенные этапы сближения – знакомство, обмен мыслями, интересами, личным опытом, тайнами и чувствами. Этот процесс практически всегда движется по одному сценарию.

Самораскрытие в общении является одной из важнейших его составляющих. С одними людьми мы раскрываемся максимально, с другими не можем сблизиться совсем. Это зависит от того, насколько сходны взгляды, интересы, личная мораль, увлечения, достоинства и недостатки. Не зря говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Наиболее открыты мы с теми, кто может нас понять, наиболее стеснены с теми, чьи взгляды и образ жизни значительно отличаются от наших.

Одна из главных проблем многих людей – самораскрытие в межличностных отношениях, его полное отсутствие либо излишняя доверчивость. Само по себе это не корень бедствий, а симптом более глубоких психологических ран. Поэтому сегодня мы поговорим о сближении с людьми и трудностях самораскрытия.

Самораскрытие личности в общении происходит постепенно: когда мы знакомимся с новым человеком и налаживаем с ним контакт, это значит, что у нас уже есть хотя бы одна точка соприкосновения. Не важно, работаете вы в одном кабинете или встретились на форуме любителей рыбалки. Это – точка отсчета, после которой люди начинают интересоваться: а похож ли на них новый знакомый в чем-то еще? И чем больше общего будет найдено, тем больше шансов, что двое станут друзьями или возлюбленными.

Мы начинаем делиться общей информацией, поначалу выкладывая ту, распространение которой не сможет причинить вам вреда. В каком районе живем, замужем/женаты, есть дети, где родились, какую еду любим и какую музыку слушаем. Это первичное «прощупывание» почвы, которое должно определить – имеется ли обоюдное желание идти на контакт.

После него наступает следующий этап – обмен принципиальными позициями. Политика, религия, гендерные и финансовые вопросы. Эта информация также может быть доступной широкому кругу людей и при этом не стать оружием против вас. Что такого в том, что вы патриот своей страны или считаете, что женщине место на кухне? Или вы любите пить пиво, а ваш новый друг – сторонник здорового образа жизни? Но именно здесь обычно и начинаются расхождения – если участники общения понимают, что их позиции противоречат друг другу, самораскрытие на этом заканчивается.

Более глубокое сближение начинается всегда с того, что один из собеседников делится чем-то личным – проблемами в семье, симпатиями к общему знакомому, какими-то тайнами. Если вторая сторона с интересом выслушивает и дает советы – это еще не показатель. Самораскрытие и обратная связь – вот два важных компонента дружбы и тесного общения. Когда в ответ на откровения другой человек отзывается такой же открытостью, делится своими переживаниями, проблемами и радостями – тогда начинает налаживаться душевная взаимосвязь.

Последний этап – выражение чувств: любви, привязанности, грусти, беспокойства. Если человек готов сказать и продемонстрировать человеку все, что чувствует в данный момент – это вершина самораскрытия.

Таково течение событий нормально: мы не делимся личным с теми, кому не доверяем, чтобы не распускали сплетни, не злорадствовали и не могли воспользоваться этой информацией в своих целях. Мы рассказываем о том, что важно, близким людям – друзьям, родителям, возлюбленным, братьям и сестрам. У каждого есть один либо несколько таких людей, которые поддержат и выслушают.

Такой алгоритм самораскрытия является наиболее приемлемым:

1. Первая точка соприкосновения;
2. Поверхностная информация;
3. Принципы и позиция;
4. Переход на более глубокий уровень, личное раскрытие;
5. Раскрытие чувств и эмоций.

Само собой разумеется, что определенный стиль общения предполагает разный уровень самораскрытия. С партнерами можно сотрудничать десятки лет, но не стать друзьями, в рабочем коллективе также существуют свои границы открытости. Самый высокий уровень предполагается и даже обязан быть в семье, где связь между людьми самая крепкая.

Но существуют два типа личностей, имеющих проблемы с самораскрытием. Те, кто скрытен даже с родными людьми и те, кто открыт с каждым встречным. Почему они так себя ведут и как формируются подобные линии поведения?

Партизан

Он никому не говорит о том, что происходит в его жизни, никто не знает, что творится в его голове. Самая распространенная причина этому – внутренние страхи и неумение открываться, спровоцированные либо сценариями из семьи, либо психологическими травмами. Обычно это происходит оттого, что когда-то на искреннее самораскрытие ему ответили холодностью, пренебрежением или насмешками. Печально, что в таком положении зачастую оказываются люди ранимые и нежные – они бы хотели подарить свою любовь всему миру, но им уже на взлете обрубили крылья.

Часто неумение самораскрываться тесно связано с отчуждением от собственного «Я». В таких случаях у человека отсутствует контакт с собственной личностью, он не понимает собственных чувств и переживаний, и, запутавшись, замыкается. Чаще всего такие люди вырастают в семьях, где родители тоже были замкнуты и не научили ребенка делиться с ними своими эмоциями.

С замкнутыми людьми порой можно поговорить обо всем на свете, кроме них самих. Часто они ищут утешение в алкоголе – так проще принимать себя, быть более раскованным и совершать эмоциональные поступки.

Всем обо всём

А вот и наш антипод – он рассказывает самые интимные подробности своей жизни каждому встречному и поперечному. Среди знакомых он слывет «немножечко того», ведь среднестатистические люди так не поступают. Интересно, что эта проблема имеет те же корни, что и предыдущая – неприятие и неодобрение себя, к которым примешивается неискоренимое чувство вины. Человек не уверен, что живет правильно, что его поступки верны, поэтому рассказывает о них всем окружающим в надежде, что его поддержат. Источник бед снова нужно искать в детстве – так бывает, когда родители не одобряли ребенка и не хвалили его, но зато упрекали и наказывали за любую провинность.

Ему всю жизнь будет казаться, что он поступает неправильно. И особенно трудно будет в тех случаях, когда человек понимает, что действительно оплошал. В случае же, когда гадость делают по отношению к нему – он снова ищет вину в себе. И снова обращается к окружающим, чтобы услышать: «Ты не виноват». И не слышит.

Как с этим бороться?

Поскольку у этих проблем похожие первопричины, то и методика борьбы одна и та же.

Выражаться через свое «Я»

Человека, неспособного самораскрываться и боящегося контакта, часто выдают попытки спрятаться за безликими фразами: «Мы решили сделать…», «Предлагается такой вариант». Если вы узнали себя, постарайтесь как можно чаще выражать свои предложения, мысли и чувства через форму «Я» - это помогает наладить контакт с собой.

Избавиться от чувства вины

В случае, когда у вас в жизни не все гладко, не нужно брать вину на себя. Бросил любимый человек, уволили с работы, поломалась техника… Не нужно тут же корить себя и искать причины в своем поведении. Ситуация может быть вполне объективной. Успокойтесь и посмотрите со стороны – если вы старались избежать этого, но не смогли, значит, вашей вины в этом нет. Может, все даже к лучшему – кто знает, что ожидает за новым поворотом? Избавив себя от чувства вины, вы автоматически освободитесь от необходимости рассказывать всем подряд свою биографию или наоборот, скрывать ее за семью печатями (о том, как избавиться от чувства вины можете узнать из нашей статьи).

Учитесь понимать свои чувства

Это очень трудно тем, кто всегда замкнут. Поэтому можно начинать с простого: признаваться в них самому себе. Иногда собственные переживания становятся откровением, если соскрести с них налет страхов и самообмана.

Поняв, что творится внутри вас, вы сможете научиться выражать свои настоящие чувства и говорить людям об эмоциональных потребностях. И самое главное здесь – переступить через страх, что могут снова обидеть, не понять, оттолкнуть. Среди сотен чужих всегда найдутся родные души тех, кто примет, поймет и поддержит.

Самораскрытие – это то, без чего довольно трудно жить. Часто говорят: «Я чувствую себя одиноким, хотя кругом много людей». Все оттого, что нет тех, с кем можно полностью раскрепоститься, пустить в душу, найти общий язык. Научится правильно и уместно раскрываться крайне важно, ведь эмоциональные связи с людьми для нас жизненно необходимы – одиночество на необитаемом острове и одиночество в толпе очень похожи. Если не с кем поговорить по душам – накапливается стресс, проявляются депрессивные состояния, возрастает нервозность. И чтобы суметь по-настоящему самораскрыться, нужно уметь находить золотую середину в общении, позволяющую оставаться на должной дистанции с общей массой знакомых и в то же время быть по-настоящему близким с родными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

· Самораскрытие – это сообщение другим (партнеру) личной информации о себе (понятие впервые появилось в работе амери­канского психолога С. Джурарда в 1958 г.).

· Самопредъявление (или управление впечатлением) – это различные стратегии и тактики, которые использует чело­век, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих.

Вопрос о соотношении понятий "самораскрытие" и "самопредъявление": теоретически обоснованно­го разграничения данных понятий не имеется. При этом наблюдается парадокс: в литературе по самораскрытию самопредъявление рассматривается как его частный случай, а в работах по самопредъявлению – соответственно – наоборот.

Тем не менее, на основе анализа зарубежных исследований по личной представленности человека в общении самораскрытие и самопредъявление можно сопоставить по двум основа­ниям (критериям):

  1. через специфику содержания;
  2. специфику назначения (цели) передаваемой информации.

При таком сопоставлении выявляется следующее: с одной стороны, содержание самораскрытия ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно уже самопредъявления; однако назначения (цели) самораскрытия достаточно многообразны, и по этому критерию оно шире самопредъявления.

С другой стороны, содержание самопредъявления не ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно шире самораскрытия; но назначением (целью) самопредъ­явления служит главным образом управление впечатлением, производимым на аудиторию, и по этому критерию оно уже самораскрытия.

Таким образом , представляется целесообразным рассматривать самораскрытие и самопредъявление как два самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных феномена. Чаще всего эти два феномена соотносятся следующим образом: чем больше выражено самораскрытие, тем меньше самопредьявление, и наоборот (т.е. по закону линейной зависимости с отрицательным угловым коэффициентом). Следовательно, поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредьявлением и может описываться скорее как самопредьявление, а не самораскрытие.

Самораскрытие личности в общении: виды, характеристики и функции:

Сидней Джурард определил самораскрытие как «процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я» .

Содержанием самораскрытия могут служить : мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.

Виды самораскрытия :

1)По виду контакта субъекта общения и реципиента :

Непосредственное самораскрытие - осуществляется в ситуации это реального контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Оно дает возможность получать немедленную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации.;

Опосредованное самораскрытие - может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернете существуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения.

2)По критерию дистантности общения :

Ролевое самораскрытие - разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, на приеме у врача каждый человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных физиологических подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне.

Личностное самораскрытие - предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Именно характер этих отношений и регулирует направленность самораскрытия.

3)По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия :

Непреднамеренное - когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника.

Подготовленное - когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке.

Психологические методы самораскрытия:

1)Глубина - детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы;

2)Широта - определяется количеством информации и разнообразием тем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект может затронуть только одну тему или же несколько тем..

3)Избирательность - отражает способность личности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разными людьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристиках самораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Одни люди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот же рассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

4)Дифференцированность - можно определить, как способность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности и дифференцированности позволяет судить о гибкостисамораскрытия, которая отражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости от собственных целей, характеристик ситуации и партнера.

5)Эмоциональность - характеризуется общей эмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношением позитивной и негативной информации, сообщаемой о себе. Средства, используемые коммуникатором для передачи своих чувств в момент самораскрытия включает как вербальные проявления (употребление метафор, эпитетов и т.п.), так и паралингвистические характеристики (скорость речи, громкость и т.п.), а также экстралингвистические (паузы, смех, плач).

6)Продолжительность - измеряется по времени, затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественного поведения. Показателем этого параметра выступала длительность высказываний о себе при анализе аудио- и видеозаписей разговора. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Таким образом , основными характеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которые вместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношение позитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики), гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Если составить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев, то она будет иметь следующий вид:

«Виды самораскрытия»:

Функции самораскрытия:

1.Способствует психическому здоровью личности коммуникатора (у каждого человека существует потребность открыть себя, хотя бы одному человеку, и фрустрация (т.е. тщетное ожидание) этого стремления может привести к возникновению психологических проблем.

2. Развивает личность (это возможно благодаря тому, что оно служит мощным средством, с помощью которого возможно самопознание, личностная идентификация).

3. Является средством саморегуляции личности благодаря следующим механизмам:

А) Эмоциональная разрядка , являющаяся следствием передачи своих чувств в процессе самораскрытия. Главным результатом действия этого механизма в плане саморегуляции является снижение остроты переживания и психического напряжения.

Б) Уяснение проблемной ситуации через ее вербальный анализ - излагая другому лицу какие-то факты, человек их структурирует, интерпретирует, что приводит к их лучшему пониманию и самого рассказчика. В саморегуляции этот аспект наиболее соответствует анализу значимых условий для достижения целей дальнейших действий.

В) Механизм социального сравнения - дает возможность рассказчику на основе ответной откровенности сравнить собственную проблемную ситуацию с аналогичными ситуациями других людей.

Г) Механизм зеркала - состоит в получении субъектом самораскрытия прямых оценок собственной компетентности, даваемых партнером в ответ на сообщаемую информацию.

Д) Получение эмоциональной поддержки от собеседника - оно существенно снижает психическое напряжение человека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия.

Ж) Получение реальной помощи от партнера, выражающейся либо в совете, либо в конкретных действиях, направленных на разрешение проблемной ситуации .

Стратегии и тактики самопредъявления в общении:

Тактика самопредъявления – это определённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия самопрезентации - может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным явлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.

Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 году создали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими:

  1. Стремление понравиться – инграциация . Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.
  2. Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.
  3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.
  4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.
  5. Демонстрация слабости или мольба . Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществлена А.Шутц, которая выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации:

1. Позитивное самопредъявление - девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активные но не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служение примером. Основные тактики следующие:

· Греться в лучах чужой славы - основана на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми.

· Усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться.

· Демонстрация влиятельности - человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствий от своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.

· Демонстрация идентификации с аудиторией - человек демонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.

2. Наступательное самопредъявление - основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики:

· Подрыв оппозиции - сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.

· Критическая установка в оценке любых явлений действительности - она создает иллюзию компетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.

· Критика в адрес тех, кто критикует его - это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих.

· Изменение темы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.

3. Предохранительное самопредъявление - ставит перед собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с другими людьми. Тактики, применяемые в этом случае следующие:

· Избегание публичного внимания;

· Минимальное самораскрытие.

· Осмотрительное самоописание - человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.

· Минимизация социального взаимодействия.

4. Оборонительное самопредъявление - субъект ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторону позитивного. Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания.

· Отрицание события - человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют.

· Изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки - человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.

· Диссоциация - человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.

· Оправдание - человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументы в свою пользу.

· Извинения - человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.

· Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.

Таким образом, человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зинченко Елена Валерьевна. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Ростов н/Д, 2000 256 c. РГБ ОД, 61:01-19/116-6

Введение

ГЛАВА I. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен 14

1.1. Теоретический анализ представлений о самораскрытии в зарубежной и отечественной психологии 14

1.2. Феномен самораскрытия с точки зрения различных социально-психологических подходов 26

1.3. Виды самораскрытия личности в общении 40

1.4. Параметры самораскрытия и методы их диагностики 52

1.5. Функции и последствия раскрытия субъектом своего

внутреннего мира окружающим,. 59

ГЛАВА II. Факторы, детерминирующие особенности самораскрытия личности в общении 73

2.1. Социально-психологические факторы самораскрытия 74

2.2. Социально - демографические характеристики коммуникатора как фактор самораскрытия 80

2.3. Влияние психологических характеристик субъекта на его самораскрытие 90

2.4. Когнитивный стиль как детерминанта самораскрытия личности 96

ГЛАВА III. Эмпирическое исследование самораскрытия и его обусловленности социально-психологическими и личностными факторами 104

3.1. Цель, задачи, объект, методы и организация эксперимента 104

3.2. Исследование характеристик самораскрытия и их взаимосвязей

3.3. Влияние социальной роли реципиента и характера межличностных отношений на особенности самораскрытия в 123 юношеском возрасте

3.4. Детерминация параметров самораскрытия полом коммуникатора 134

3.5. Исследование влияния когнитивного стиля коммуникатора на его самораскрытие 140

Заключение

Литература 155

Приложения

Введение к работе

В последнее десятилетие возрос интерес к такому разделу социальной психологии как социальная психология личности. Специфика социальной психологии при взгляде на личность заключается в рассмотрении её как взаимодействующего и общающегося субъекта (В.Н. Мясищев, 1970, 1974, 1995; М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова, 1979; А.А. Бодалёв, 1995; Г.М. Андреева, 1980, 1998; Л.А. Петровская, 1989 и др.). Одна из тенденций современной социальной психологии состоит в переориентации с изучения феноменов восприятия другого человека на изучение того, как личность проявляет себя в общении с окружающими.

Тема личностной представленности человека в общении, в русле которой рассматриваются явления самораскрытия и самопредъявления, достаточно хорошо разработана в зарубежной психологии (S. Jourard, 1958; P. Lasakow, 1958; P. Cozby, 1979; V. Derlega, 1984; J. Berg, 1986). В отечественной же социальной психологии ее место в настоящее время ещё не совсем определено, на что указывает даже тот факт, что понятие самораскрытия отсутствует в большинстве отечественных психологических словарей, за исключением психотерапевтических, где его определение дается применительно к специфике психотерапевтического процесса (Б.Д. Карвасарский, 1998; В.Л. Минутко, 1999).

Отдельные исследования, затрагивающие рассматриваемую проблематику, появились в отечественной психологии сравнительно недавно (Т.П. Скрип-кина, 1984; Н.В. Амяга, 1988; И.П. Шкуратова, 1998), поэтому пока не выработана однозначная позиция по отношению к определению самораскрытия, не разработан методический инструментарий для изучения этого психологического явления, не описаны его основные характеристики и виды. Особо следует отметить тот факт, что на российской выборке практически не исследованы социально-психологические и личностные факторы самораскрытия. Например, в отечественной социальной психологии не представлены работы, в которых рас

сматривалось бы влияние когнитивного стиля коммуникатора, его отношения ь реципиенту на процесс самораскрытия; хотя зависимость самораскрытия от межличностных отношений прямо или косвенно подчёркивается рядом авторов (В.А. Лосенков, 1974; Л.Я. Гозман, 1987; Н.В. Амяга, 1989; И.С. Кон, 1989), а многочисленные данные о проявлении когнитивного стиля в сфере общения (Y. Witkin, D. Goodenough, 1977; И.П. Шкуратова, 1994; А.Л. Южанинова, 1998; Т.Г. Антипина, 1998 и др.) дают основания предполагать и его связь с самораскрытием личности.

Важность и актуальность разработки проблемы самораскрытия в отечественной социальной психологии очевидна по нескольким причинам. Во-первых, количественные и качественные компоненты самораскрытия представляют интерес в качестве важной составляющей поведения личности в сфере общения. Каждое историческое время и каждое общество характеризуются особой культурой самораскрытия. Современное общество, одной из особенностей которого является социальная нестабильность, приводит человека к кризису идентичности, а также к глобальному недоверию к власти, судопроизводству, средствам массовой информации. В связи с этим внимание психологов всё чаще обращается к таким предметным областям как социальное познание, смыслы, доверие, самораскрытие и т.п. (Г.М. Андреева, 1998; К.А. Абульханова, 1999; Д.А. Леонтьев, 1997; Т.П. Скрипкина, 1998; Н.В. Амяга, 1998). Сложившаяся ситуация свидетельствует о неумении большинства людей оптимально сочетать доверие и недоверие, об отсутствии навыков адекватного самораскрытия, процесс которого способствует лучшему осознанию своих проблем, прояснению неопределенности и, в этом смысле, помогает каждому индивиду ответить на вопрос "Кто Я?"

Характерные для современного общества урбанизация, компьютеризация, развитие и внедрение технических средств массовых коммуникаций изменяют и сферу межличностных отношений, что, в свою очередь, отражается и на харак

тере самораскрытия. Наблюдается увеличение количественной стороны контакт тов с одновременным уменьшением их глубины (М. Хейдеметс, 1979; Я.А. Да-] видович, 1981; Э.В. Соколов, 1982), усложнение условий непосредственного! общения, а также увеличение доли опосредованности в коммуникативном пове-j дении субъекта (Ю.М. Забородин, А.Н. Харитонов, 1985; В.А. Аполлонов, 1981;i Е.Г. Слуцкий, 1981). Возрастающая отчужденность современного человека приводит его к необходимости общения с незнакомым или воображаемым партнёром, а также с компьютером. Как следствие, перед психологией встают новые практические задачи: изучение проявления личности в виртуальном информационном социуме, выделение характеристик идеальной компьютерной личности, способной заменить человеческое общение и ряд других. Сокращение личного пространства, накопление отрицательных эмоций, рост психической напряженности тоже способствуют изменению структуры самораскрытия личности.

Во-вторых, известно, что самораскрытие лежит в основе большей части психодиагностических процедур и психотерапии (А.С. Слуцкий, В.Н. Цапкин, 1985; К. Рудестам, 1993; Б.Д. Карвасарский, 1998; В.Л. Минутко, 1999; В.Т.Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов, 1999). Оно выступает в качестве своеобразного канала, с помощью которого психотерапевт получает необходимую ему информацию, устанавливает и поддерживает контакт с пациентом; а психолог-исследователь - с испытуемым (J. Berg, V. Derlega, 1986; Л.Б. Филонов, 1979). Изучение процесса самораскрытия может помочь совершенствовать как психодиагностические, так и психотерапевтические процедуры, существенно повысить надежность получаемой таким образом социально-психологической информации.

В-третьих, известно, что самораскрытие выполняет ряд важных функций для личности. Оно укрепляет психическое здоровье, стимулирует личностный рост, способствует развитию самосознания. Поэтому исследование закономер

ностей самораскрытия будет способствовать изучению механизмов личностного роста.

В-четвёртых, изучение феномена самораскрытия является необходимым для более глубокого осмысления и понимания сущности других психологических категорий, таких как доверие, самовыражение, личностное общение, диалогическое общение.

В связи с вышесказанным можно заключить, что к настоящему моменту назрела необходимость выработки чёткого научного определения самораскрытия, уточнения места этой психологической категории в отечественной социально-психологической теории и всестороннего изучения самораскрытия как сложного социально-психологического феномена, обусловленного целой группой факторов, на российской выборке.

Цель исследования: изучить самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами.

Предмет исследования: объём, глубина, содержание дифференцирован-ность и избирательность самораскрытия- личности и его социально-психологические и личностные детерминанты (социальная роль партнёра, характер межличностных отношений, пол и когнитивный стиль коммуникатора).

Гипотезы исследования:

1. Объём самораскрытия субъекта варьирует в зависимости от социальной роли партнёра и характера межличностных отношений коммуникатора и реципиента.

2. Когнитивный стиль детерминирует самораскрытие в межличностном

общении таким образом, что когнитивная сложность позитивно влияет на его дифференцированность и избирательность, а полезависимость - поленезависи-мость определяет его объём и содержание.

3. Самораскрытие девушек и юношей различается по объёму, глубине и

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:

1. Осуществить теоретический анализ понятия самораскрытия как социально-психологического феномена.

2. Выделить критерии для классификации и описать основные виды самораскрытия.

3. Разработать комплекс методик для диагностики индивидуальных и

групповых особенностей самораскрытия в межличностном общении.

4. Произвести анализ различных характеристик самораскрытия и из взаимосвязи на примере юношеского возраста.

5. Установить влияние социальной "роли реципиента на характеристики самораскрытия субъекта.

6. Исследовать объём самораскрытия в зависимости от характера межличностных отношений коммуникатора и реципиента.

7. Осуществить эмпирический анализ влияния фактора пола на объём, глубину, содержание, дифференцированность и избирательность самораскрытия.

8. Изучить проявление когнитивной сложности - простоты в особенностях личностного самораскрытия.

9. Исследовать влияние полезависимости-поленезависимости на характеристики самораскрытия.

Методологические и теоретические предпосылки исследования:

принцип детерминизма как закономерной зависимости психических явлений от порождающих их факторов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошев

ский), концепция отношений В.Н. Мясищева, представление о самораскрытии как личностной представленности человека в общении (S. Jourard, P. Lasakow. P. Cozby, V. Derlega, J. Berg), понятие об общении как субъект-субъектном взаимодействии (А.А. Бодалёв, Г.М. Андреева, Л.А. Петровская, А.У. Хараш. С. Л. Братченко), представление о детерминации общения социально-психологическими характеристиками личности (К.А. Абульханова-Славская. А.А. Бодалёв, Л.И. Анцыферова), представление об общении как трехстороннем процессе, включающем перцептивные, коммуникативные и интерактивные аспекты (Г.М. Андреева), понятие о самовыражении как внешнем проявлении психического мира субъекта (В.А. Лабунская), представление о личности как интраиндивидном, интериндивидном и метаиндивидном образовании (А.В. Петровский, В.А. Петровский), положение о когнитивных стилях как устойчивых различиях в организации и переработке приобретаемого опыта (М.А. Холодная, И.П. Шкуратова, А.Л. Южанинова), теория личностных конструктов (G. Kelly), концепция психологической дифференциации (Н. Witkin).

В соответствии с поставленными нами целями и задачами использовались следующие методы и методики: 1) для диагностики характеристик самораскрытия - модифицированный нами вариант опросника С. Джурарда, разработанные опросник "Шкалы самораскрытия" и методика "Письмо незнакомому другу"; 2) для определения полезависимости-поленезависимости - тест "Фигурки Готтшальда"; 3) для выявления степени когнитивной сложности - репертуарный тест Дж. Келли.

Для обработки данных применялись следующие методы: частотный, корреляционный и факторный анализы, контент-анализ, метод сравнения крайних групп, методы описательной (суммарной) статистики.

Достоверность результатов обеспечивалась разнообразием диагностических процедур, большим объёмом выборки, использованием ряда методов математической статистики. В исследовании использовалась компьютерная про

грамма анализа данных "STATGRAPHICS"

Объектом исследования выступили студенты в возрасте от 18 до 25 лет, из них 153 девушки и 33 юноши.

На первом этапе в исследовании приняли участие 186 человек, среди них были студенты РГУ (69 филологов, 43 журналиста, 34 психолога) и учащиеся Азовского медицинского колледжа - 40 человек. Предметом исследования на этом этапе являлись параметры самораскрытия и их обусловленность социально-психологическими факторами.

На втором этапе выборку для решения задачи о влиянии личностных факторов на самораскрытие составили 85 студентов филологического факультета РГУ, из них 64 девушки и 21 юноша.

Научная новизна исследования

1) Впервые предпринята попытка проанализировать существующие в отечественной и зарубежной психологии подходы к пониманию самораскрытия и определить место этого феномена в системе социально-психологических категорий.

2) Предложена классификация видов самораскрытия по различным критериям и проведён их сопоставительный анализ; выделены и описаны детерминирующие самораскрытие социально-психологические и личностные факторы; рассмотрены параметры самораскрытия и методы их диагностики.

3) Апробирован русскоязычный модифицированный вариант методики С. Джурарда, изучены возможности диагностики параметров самораскрытия на основе опросника "Шкалы самораскрытия" и методики "Письмо незнакомому другу".

4) Впервые собран обширный эмпирический материал, касающийся особенностей самораскрытия российской молодёжи. Исследовано влияние социальной роли реципиента на объём, содержание, глубину и дифференцирован

ность самораскрытия; а также влияние различных характеристик межличностных отношений («дистанция», «позиция», «валентность», «степень знакомства)/ на объём самораскрытия.

5) Впервые получены и описаны данные о влиянии таких когнитивно-стилевых параметров как полезависимость-поленезависимость и когнитивная сложность - простота на особенности самораскрытия.

Теоретическая и практическая значимость работы

Проведенный теоретический анализ расширяет и углубляет представление о самораскрытии как социально-психологическом феномене. В работе уточняется определение самораскрытия, описываются его основные виды и характеристики. Разработан комплекс методик для диагностики самораскрытия в межличностном общении.

Выявленные различия в характеристиках самораскрытия в зависимости от пола, когнитивного стиля коммуникатора; социальной роли реципиента и характера межличностных отношений позволяют составить более полное и дифференцированное представление об особенностях самораскрытия в юношеском возрасте.

Данные о взаимосвязи между параметрами самораскрытия и полезависи-мостью-поленезависимостью, когнитивной сложностью-простотой свидетельствуют о важной роли когнитивно-стилевых характеристик личности в её самораскрытии.

Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании, в различных видах психотерапевтической и психокоррекци-онной работы с молодежью, а также для психопрофилактики отклонений в личностном развитии. На основе полученных данных возможна разработка специальных программ социально-психологического тренинга, направленных на обучение навыкам адекватного самораскрытия.

В настоящее время разработанные методики и полученные данные ис

пользуются при чтении курса «Общая и социальная психология» для студентов филологического и философского факультетов РГУ, при чтении курса «Диагностика индивидуальных особенностей общения» и при проведении практикума по специальности для студентов дневного и заочного отделения факультета психологии РГУ; а также в работе психолога-консультанта Ростовского регионального отделения Российского общества Красного Креста по программе «Помощь РОКК вынужденным переселенцам из Чечни на территории РФ за пределами зоны конфликта».

Положения, выносимые на защиту:

1) Самораскрытие как сложный социально-психологический феномен представляет собой преимущественно добровольное непосредственное или опосредованное сообщение субъектом личной информации различной степени интимности одному или нескольким реципиентам.

2) Объём, глубина, содержание и дифференцированность самораскрытия в большой степени определяются социальной ролью реципиента по отношению к коммуникатору и характером их межличностных отношений. Близость и позитивность отношений положительно влияют на объём самораскрытия.

3) Объём, глубина и содержание самораскрытия зависят от пола коммуникатора. Девушки чаще рассказывают окружающим о себе, чем юноши; при этом они сообщают о своих чувствах и переживаниях, в то время как юноши - о своих мнениях и установках.

4) Когнитивная сложность проявляется в высокой дифференцированности и избирательности, малой глубине непосредственного и большом объёме опосредованного самораскрытия. Полезависимость-поленезависимость не оказывает существенного влияния на общий объём самораскрытия в непосредственном общении, но отражается на содержании опосредованного самораскрытия.

Апробация работы и внедрение результатов

Материалы диссертационного исследования были представлены на сессии Недели науки РГУ (1998), на II Всероссийской конференции РПО "Методы психологии" (Ростов-на-Дону, 1997), на заседаниях кафедры социальной психологии и психологии личности РГУ (1995-1999).

Структура диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 300 источников, из них 19 на английском языке, и приложений. Объём основного текста составляет 154 страницы, содержит 7 рисунков и 39 таблиц, из них 5 рисунков и 33 таблицы в приложениях.

Теоретический анализ представлений о самораскрытии в зарубежной и отечественной психологии

Термин "самораскрытие" (self-disclosure) был введен в психологию американским исследователем гуманистической ориентации С. Джурардом, который определил его как "процесс сообщения информации о себе другим людям" /297, с.91/. Это определение, данное более сорока лет назад, служит точкой отсчета для психологов, занимающихся этой проблематикой, и сегодня, хотя отдельные авторы справедливо указывают на его недостатки: описательный характер, некоторую ограниченность, поверхностность и т.д. (P. Cozby, 1979; Н.В. Амяга, 1991). Предпринимаются попытки исправить существующее положение с помощью предложения более конкретных определений самораскрытия. При этом некоторые из психологов ставят во главу угла конфиденциальность передаваемой информации. Д. Майерс, например, считает, что сутью рассматриваемого процесса является " раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком" /141, с.679/. Т.П. Скрипкина дает вполне созвучное приведённому выше определение, добавляя в качестве критерия принцип добровольности. Она понимает под самораскрытием "факт добровольного раскрытия конфиденциальной информации о собственном внутреннем мире перед другим человеком" /216, с.88/. Акцентируя внимание на глубине и интимности, авторы существенно сужают, на наш взгляд, рассматриваемое явление.

Если придерживаться понимания самораскрытия С. Джурарда, то его степень варьирует от сообщения о себе демографических данных до полного раскрытия /296/. Аналогичную точку зрения мы находим и в психотерапевтическом подходе /147, 185, 219/. А.С. Слуцкий и В.Н. Цапкин, например, определяют, самораскрытие как "такое поведение пациента, когда в доверительной атмосфере группы он принимает риск быть самим собой, отказываясь от неадекватных защитных стереотипов..., подлинность предполагает искреннее выражение пациентом своих возникающих в "данный момент" чувств и мыслей, однако это не означает, что он обязательно должен раскрыть какие-то свои интимные тайны" /219, с.236/. Следовательно, в процессе самораскрытия субъект передает реципиенту не только самые сокровенные чувства, но и высказывает суждения по различным вопросам, формулирует собственное отношение к различным предметам и явлениям и т.п. И.С. Кон, по нашему мнению, охватывает все эти моменты, рассматривая самораскрытие как "сознательное и добровольное открытие другому собственного Я, своих субъективных состояний, тайн и намерений" /110, с.72/. Однако и в его определении содержится ссылка на добровольность самораскрытия. В этой связи обозначим нашу позицию по этому вопросу. Она основывается на том факте, что современный человек часто вовлекается в принудительное общение на производстве, в городской среде, в семейной жизни /65, 93/.. Необходимым моментом такого общения является самораскрытие; поэтому мы полагаем, что сообщение информации о себе не всегда осуществляется добровольно, а может протекать в вынужденных условиях. Исходя из этого, приведенные выше определения самораскрытия в своем большинстве не охватывают всей широты процесса, многообразия его аспектов и проявлений.

Н.В. Амяга осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как "проявление диалога, как его условие, предпосылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия" /8, с.4/. Если любое подлинное человеческое общение рассматривать как проявление диалога /93/, то такое определение достаточно правомерно, но не совсем конкретно.

Во всех существующих определениях рассматриваемого феномена не подвергается сомнению только тот факт, что при самораскрытии человек передает другому исключительно личную информацию, то есть ту, которая прям или косвенно касается именно его личности. Здесь нам представляется праве мерным обратиться к точке зрения американского психолога У. Джемса, коте рый понимает под личностью общую сумму всего того, что человек может на звать своим: не только физические и духовные качества, но и продукты трудг социальное окружение, дом, капиталы и т.п. /74/. И в этом смысле, информация касающаяся любого из этих аспектов, их проявлений и взаимосвязей, оказыва ется личной, и, следовательно, может выступить сутью самораскрытия.

Для глубокого и подробного рассмотрения феномена самораскрытия не обходимым моментом является сопоставление этого понятия с другими, близ кими по значению, психологическими категориями, занимающими прочные по зиции в отечественной и зарубежной психологической науке. В первую очередь понятие самораскрытия тесно связано с понятием самопредъявления, которо зародилось и разрабатывается в русле интеракционизма. Самопредъявлени (self-presentation) или, иначе, самопрезентация, самоподача, управление впечат лением, определяется в зарубежной психологии как "акт самовыражения и по-ведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление шп впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам" /141, с.679/. Это различные стратегии и тактики, которые использует индивид, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих" /7, 223/. Самопредъявление личности Ї общении можно рассматривать как некое средство для сохранения представлений о себе при столкновении с внешним миром, как один из эффективных способов стабилизации социального Я /78/. Различают "самоконструирующую (ориентированную на характеристики идеального Я) и "ублажающую" (ориентированную на существующие в социуме нормы) стратегии самопредъявления /156/.

В психологии осуществлён ряд попыток развести понятия самораскрытия и самопредъявления. Иногда различие между ними предельно минимизируется и одно понятие рассматривается как часть другого. В. Дерлига и Дж. Грзелак считают, например, что самопредъявление представляет собой особый вид самораскрытия, только с более тщательным отбором личной информации /286/. Б. Шленкер полагает, что термин "самопредъявление" следует применять в том случае, когда субъект действует с целью создания нужного впечатления, и эта цель для него первостепенна, а термин "самораскрытие" используется, когда данная цель не столь значима для индивида /там же/. Н.В. Амяга проводит сопоставление этих двух феноменов по содержанию и назначению передаваемой информации. По первому критерию самопредъявление оказывается шире самораскрытия, так как оно не ограничено только личной информацией о субъекте. О чем бы человек ни говорил, он всегда производит на окружающих определенное впечатление и тем самым самопредъявляется. По критерию многообразия целей более широким понятием выступает самораскрытие, поскольку его цели могут быть достаточно разнообразными. Кроме того, Н.В. Амяга отмечает, что самораскрытие и самопредъявление личности соотносятся по принципу отрицательной линейной зависимости: чем больше выражено самопредъявление, тем меньше самораскрытие, и наоборот 111. Выбор субъекта между самораскрытием и самопредъявлением часто осуществляется при учете адресата, партнёра по общению.

Феномен самораскрытия с точки зрения различных социально-психологических подходов

Личностное самораскрытие является необходимым условием существова ния человека в обществе, в системе социальных связей. Нежелание саморас крываться может привести к изоляции от общества /286/. С помощью саморас крытия человек как бы вписывается в определенный социальный контекст, со относит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки Кроме потребности для самого субъекта, самораскрытие важно и для окру жающих. Информация об индивиде способствует определению ими ситуации дает возможность понять заранее, что партнёр будет ожидать от них и что смо гут ожидать от него они (Э. Гоффман, 1984). Самораскрытие выступает как от дельный социально-психологический феномен, требующий серьёзного и тщательного изучения. Это явление и его эффекты достаточно давно и широко используются в психотерапии, однако в отечественной социально-психологической теории его место пока не достаточно определено. Вместе с тем, в социальной психологии существует целый ряд категорий, через которые может быть охарактеризовано самораскрытие. К ним относятся общение, самовыражение, воздействие, диалог и другие. В связи с вышеизложенным следующий логический шаг нашего исследования заключается в рассмотрении самораскрытия сквозь призму этих понятий.

Самораскрытие как процесс общения Изучение межличностного общения - одна из фундаментальных психологических проблем. Общение влияет на формирование многих характеристик состояний и свойств личности. Именно в общении формируется и проявляете личность. При детальном рассмотрении самораскрытия как процесса в нёг можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой в общении: коммуни кативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцеп тивную (восприятие партнерами друг друга) /11/. Исходя из такого представле ния, оказывается, что в своем определении самораскрытия как процесса сооб щения информации о себе окружающим С. Джурард затрагивает только комму никативную сторону самораскрытия, несомненно весьма важную, но не единст венную.

Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнёра ми друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и соци ально-перцептивный компонент. Так, для того, чтобы раскрыться другому че ловеку, необходимо создать его образ и воспринять партнёра как того, ком} можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспрИ нять субъекта как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытш субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающие при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствуеі его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые "сбои" в восприятии партнёрами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: его глубину, широту и т. п. Социально- перцептивный аспект недостаточно изучен в проблематике самораскрытия, хотя Е литературе уделяется некоторое внимание влиянию характеристик реципиента на ход самораскрытия.

После построения образов друг друга партнёры переходят к коммуникативной стороне самораскрытия, состоящей в непосредственной или опосредованной передаче сообщения одному или нескольким партнёрам. Именно этой стороне и уделяют наибольшее внимание многие авторы, ограничивая ею весь процесс самораскрытия в общении.

В ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией v взаимное восприятие, но и происходит обмен действиями, оказывается взаим ное влияние субъектов друг на друга, что указывает на интерактивный аспект Когда человек говорит о себе, он производит сильное воздействие на окружающих, заставляя их реагировать на своё поведение. Интеракция между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения, построением более интимных отношений, или, наоборот, полным расхождением в позициях. Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия партнёров как следствии самораскрытия. Если субъекты чувствуют, что то, как они преподносят себя, соответствует их ожиданиям, то взаимодействие можно считать успешным /286/. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной, согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется, в том числе, в отстранённости от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинные чувства и переживания /61, 62/. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчуждённость от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений.

Как мы уже отмечали выше, важным моментом при самораскрытии является то, что в его ходе происходит воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно изменяется и личность самого субъекта самораскрытия. Для подтверждения этого тезиса обратимся к теории личности А.В. Петровского.

Соотнося понятия "личность" и "индивид", он выделяет три возможных пласта изучения личности, которые в своем единстве помогают лучше понять это сложное явление: интраиндивидный, интериндивидный и метаиндивидныи /171, 172/.

Непосредственно с проблемой воздействия как последствия самораскрытия связан метаиндивидныи аспект, заключающийся в том, что личность "выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них, его персонализации" /171, с.230/. При рассмотрении личности с точки зрения этого аспекта фокус внимания переносится на то воздействие, которое сознательно или невольно индивид оказывает посредством общения на других индивидов. При этом важнейшие характеристики индивида как личности следует искать уже не только в нём самом, но и в других людях. Как утверждает А.В. Петровский, в данном случае анализу исследователя могут быть предложены два плана: идеальная представленность других людей в данной личности, а также представленность данного человека в качестве значимого "другого" в личности других людей.

Социально-психологические факторы самораскрытия

Оно предполагает участие как минимум одного реципиента и уже потому является социально-психологическим процессом.

В литературе имеются указания на то, что значимое влияние на межличностное общение оказывает национальность и пол реципиента. К примеру, этнические факторы регулируют спектр допустимых способов взаимодействия и реакций на поведение партнёра со стороны субъекта, вступающего в такое взаимодействие /128/. Национальность реципиента во многом определяет ожидания субъекта в плане проявления определенных черт характера и способов общения со стороны партнёра /12/.

Большинство исследований, касающихся пола "мишени" самораскрытия, проведено в рамках изучения особенностей мужской и женской дружбы. Первая считается более предметной, крепкой и долговечной, вторая - глубоко эмоциональной, но менее устойчивой. Экспериментально подтверждено, что в дружеских отношениях между женщинами существует большая степень доверительности и интимности, нежели в аналогичных отношениях между мужчинами /56, 135/. Дружеские отношения между представительницами женского пола считаются психотерапевтически более ценными, чем дружеские отношения между мужчинами /273/. К. Динелия и М. Аллен зафиксировали половые различия в самораскрытии партнёрам своего и противоположного пола, максимальное самораскрытие выявлено в самораскрытии женщины с женщиной /285/. При беседе двух женщин, согласно данным группы американских психологов, присутствует большая активность ответов, фиксирующих взаимопонимание, по сравнению с беседой двух мужчин или мужчины с женщиной /138/. Существование различий в самораскрытии в зависимости от половой принадлежности реципиента подтверждается и другими психологами. Выявлено, например, что подростки обоих полов чаще всего выбирают для откровенного разговора сверстника того же пола, что и они сами /271/. В юношеском возрасте ситуация изменяется, и доверительными становятся скорее отношения юношей и девушек между собой, чем их отношения со сверстниками своего пола/149/. В дальнейшем молодые люди предполагают установить еще более доверительные дружеские отношения с противоположным полом, а самого близкого друга видят в лице будущего супруга/187/.

Не менее важным фактором, влияющим на интенсивность и содержательную сторону самораскрытия, являются такие характеристики партнёра, как его степень родства, социальная роль, статус. При рассказе о себе реципиентами могут выступить самые различные люди: друг, родственник, врач и другие. С. Джурард выявил, что молодые неженатые люди больше раскрываются матери, чем отцу, другу или подруге, а женатые - женам /297/. Исследование самораскрытия японских подростков с помощью опросника показало, что самые важные жизненные вопросы девочки чаще решают с матерью, мальчики - с отцом; что касается общения со сверстниками, то мальчики обсуждают с девочками те вопросы, которые они не затрагивают при разговоре с другими партнёрами, а девочки не делают различий в темах при раскрытии своего "Я" ровесникам /271/. Исследуя круг общения молодых взрослых, Д. Пулакос показала, что они чувствуют себя ближе к друзьям, чем к родственникам. Между молодыми взрослыми и их друзьями устанавливаются тёплые отношения, они часто обсуждают совместно многие проблемы. С родственниками же круг обсуждения проблем значительно сужается, чувства становятся более дифференцированными /186/. Большую роль, например, играет степень родства по отцу или матери. Английские психологи экспериментально установили, что с бабушками по материнской линии у внучек-студенток складываются более эмоционально близкие отношения, чем с бабушками по отцовской линии /240/.

X. Вайнберг также отмечает, что человеку иногда легче установить более доверительные отношения с психоаналитиком, чем с друзьями. При этом, "в отличие от дружбы, где все построено на взаимности, в рамках аналитических отношений взаимность ограничена, но в то же время пациент может открыть аналитику такое, в чем он не признается ни друзьям, ни самому себе" /41/. На процесс самораскрытия влияют и статусные характеристики партнёров, например, отношения в системе "начальник - подчиненный" вносят существенные ограничения в самораскрытие обоих.

Социально-психологические особенности реципиента хорошо изучены в рамках проблематики психологических трудностей общения. В.А. Лабунская выделяет 5 факторов, характеризующих наиболее типичное "поле" трудного общения: экспрессивно-речевые характеристики, социально-перцептивные, виды отношений, формы обращений и условия общения /126/. На наш взгляд, все эти факторы присутствуют и при самораскрытии. Попытаемся рассмотреть их последовательно с точки зрения способствования этому процессу.

К экспрессивно-речевому фактору самораскрытия можно отнести особенности речи реципиента, степень соответствия его вербальных и невербальных характеристик общения, а также внешне проявляемую партнёром заинтересованность в самораскрытии субъекта, находящегося в роли коммуникатора. Как утверждает В.А. Лосенков, очень важно, чтобы друг "готов был выслушать с интересом"/135/.

В социально-перцептивный фактор входят способность реципиента оценивать чувства и настроения субъекта самораскрытия, его социальные стереотипы и установки. К видам отношений относятся способность партнёра к эмпа-тии как эмоциональному отклику на чувства другого человека в форме сочувствия и сопереживания /38, 122, 241/.

Формы обращения касаются умения партнёра придерживаться определенных норм общения, проявлять эмпатическое слушание, поддерживать разговор, отвечать на откровенность взаимностью. Умения слушать и разделять чувства другого человека А.И. Тащева называет главными характеристиками реципиента, которые помогают расположить субъекта к рассказу о собственной личности /225/. Проявляя своё участие, партнёр помогает коммуникатору уменьшить внутреннее напряжение.

К условиям самораскрытия относится частота общения с конкретным человеком. Слишком частое общение, по мнению Н. Покровского, теряет свою естественную ограниченность и глубину /182/. Редкое общение тоже имеет свои отрицательные стороны, оно затрудняет быстрый переход на интимно-личностный уровень.

Для самораскрытия значимую роль играют межличностные отношения и их характеристики: степень знакомства, симпатии-антипатии, степень эмоциональной близости, а также опыт отношений с конкретным человеком. А.Л. Журавлев и другие отмечают значимость опыта доэкспериментального общения в ситуации экспериментального изучения типов отношения личности к окружению. Наличие такого опыта определяет высокие оценки себя по показателям доверительного и зависимого типов отношения, а его отсутствие приводит к возрастанию недоверчивого и снижению зависимого типов отношения личности к окружающим /81/. По теории И. Альтмана и Д. Тейлора, по мере развития межличностных отношений между людьми их самораскрытие становится более глубоким, увеличивается его широта и продолжительность 111. Симпатия к партнёру стимулирует.самораскрытие, а безразличное или неприязненное отношение затрудняет его. Основываясь на работах В.А. Лабунской и Т.А. Шкурко, в которых представлено полное описание критериев классификации видов отношений в общении /127, 225/, можно полагать, что на самораскрытие в наибольшей степени влияют следующие характеристики межличностных отношений: их знак (валентность), степень близости или дистантности между партнёрами, степень их знакомства и позиция реципиента.

Исследование характеристик самораскрытия и их взаимосвязей

В соответствии с первой эмпирической задачей, состоящей в изучении характеристик самораскрытия субъекта и их взаимосвязи, нами был проведён анализ всех категорий самораскрытия по методике С. Джурарда для 186 студентов разных специальностей, принявших участие в исследовании. Для анализа полученных данных применялись методы статистической обработки социально-психологической информации (пакет STATGRAPHICS), в частности, было посчитано выборочное среднее для каждой из четырёх групп испытуемых. В результате выявлено, что среднее значение общего объёма самораскрытия по методике С. Джурарда составляет 298,6 балла.-При этом диапазон индивидуальных различий достаточно широк: минимальное значение равно 106, а максимальное - 584 баллам, что свидетельствует о высокой вариативности изучаемой переменной, как следствие её детерминации многими факторами. Категории личной информации были проранжированы по степени их представленности в самораскрытии испытуемых (см. прил.Ю).

Как оказалось, общий объём самораскрытия медиков, психологов, журналистов и филологов практически одинаков (314,7; 300,6; 304,3; 284,7 баллов соответственно). Следовательно, студенты изучаемых специальностей в целом не различаются между собой по величине самораскрытия.

Как видно из рисунка, в первый блок входят те категории, по которым опрашиваемые раскрываются больше всего (общий среднегрупповой балл самораскрытия по категории выше 44). Самую верхнюю ступень здесь занимают интересы и увлечения. Именно по данной категории показатели самораскрытия оказались самыми высокими во всех исследуемых группах. Далее, практически на одном уровне, с минимальным различием в баллах, идёт информация об учёбе, а также мнения и установки. В зависимости от выборки эти категории занимают вторую и третью позиции. Высокое самораскрытие по теме "учеба" обусловлено тем, что учебная деятельность является ведущей для студентов.

Заметим, что категории, вошедшие в первый блок, распространяются на очень широкий круг общения человека. Относящаяся к ним информация не затрагивает интимных сторон личности, риск субъекта при её передаче минимален. На эти темы можно свободно говорить абсолютно со всеми людьми: знакомыми и малознакомыми, симпатичными и не вызывающими симпатию. Это позволяет студентам раскрываться по ним в максимальном объёме. Второй блок составляют по мере убывания объёма самораскрытия категории "взаимоотношения", "личность" и "неприятности". По ним индивид раскрывается уже не всем подряд, а в основном близким людям, которым он доверяет. Данные, приведённые в табл. 6 (см. прил.11) свидетельствуют о том, что медики больше рассказывают о своих неприятностях, чем филологи (для других групп различие оказалось статистически не значимым).. Возможно, это объясняется тем, что медицинские работники по специфике своей профессиональной деятельности часто становятся реципиентами самораскрытия для больного, рассказывающего о своих недугах. Имея опыт получения негативной информации, они уже не опасаются давать такого рода информацию и о своей личности. Для филологов же такой опыт не характерен.

«Финансы» и «тело» оказались самыми "закрытыми" темами, относящимися к третьему блоку. Средний балл самораскрытия по этим категориям ниже 36,7. Вероятно, здесь большую роль для российской выборки сыграли культурные детерминанты. Длительное время в советском обществе стремление к материальному благополучию строго пресекалось; налагался запрет и на обсуждение сексуальных отношений. Всё это способствовало тому, что вышеназванные темы прочно заняли последние позиции в иерархии тем самораскрытия.

Выделенные нами экспериментальным способом три блока категорий самораскрытия и полученное путём ранжирования расположение категорий в зависимости от объёма передаваемой информации совпали с результатами С. Джурарда и П. Лазакова, которые констатировали, что "высокое самораскрытие" включает вкусы и интересы, мнения и работу, а "низкое самораскрытие" - темы финансов, тела и личности /297/. Это совпадение тем более примечательно, что исследования проходили в разных странах и в разное время (Джу-рард проводил свои исследования в 60-е годы). Следовательно, можно полагать, что соотношение объёмов самораскрытия по категориям является в некотором смысле традиционным для двух культур, хотя самораскрытие американцев детерминировано совсем другими социальными нормами, нежели самораскрытие русских (например, в американском обществе не принято обсуждать размеры своих доходов, все вопросы на эту тему считаются неприличными).

Выделенные Н.В. Амяга 3 подкатегории тем самораскрытия: темы поверхностного общения, темы среднего или неопределенного уровня интимности, глубоко интимные темы, и занимаемое ими место в уровне самораскрытия старшеклассников 111 также полностью соотносимы с тремя полученными нами блоками категорий самораскрытия. То же самое можно сказать и в отношении классификации тем доверительного общения, проведенной Т.П. Скрипкиной. По её данным, темы высокого уровня интимности включают информацию, связанную с планами, мечтами, жизненными целями и способами их достижения, особенностями семейных взаимоотношений; темы среднего уровня интимности - информацию, касающуюся отношений с коллегами по учебе, с противоположным полом, оценки своей личности; темы низкого уровня интимности затрагивают проведение досуга и текущую учебную деятельность /215/. Кроме того, аналогичные нашим данные были получены в исследованиях самораскрытия, проводимых параллельно Н.В. Шемякиной на работниках социальной сферы в возрасте 25-45 лет /260/ и М.В. Бородиной - на студентах психологического и юридического факультетов /35/.

Для проверки валидности применяемого варианта опросника Джурарда был осуществлён корреляционный анализ (по Спирмену), в результате чего была получена целая сеть связей внутри методики С.Джурарда (см. прил. 12). Так, показатели самораскрытия по всем категориям связались как между собой, так и с общим объёмом самораскрытия на высоком уровне значимости. Это говорит о внутренней согласованности пунктов теста.

Значимой оказалась также связь между дифференцированностью и избирательностью самораскрытия (г=0,76, Р 0,01) (см. прил. 13). Другими словами, если индивид хорошо дифференцирует темы самораскрытия, то он чётко разделяет и партнёров по общению, учитывая их характеристики, и наоборот.

Нам не удалось обнаружить связи показателей избирательности и диффе-ренцированности с показателями объёма самораскрытия по большинству категорий. Исключение составила лишь категория «неприятности». Исходя из полученных данных, при низкой дифференцированности самораскрытия, студенты много рассказывают о своих неудачах, легко раскрывают отрицательные стороны своей личности (г=0,23, Р 0,05). Таким образом, низкая дифференцирован-ность самораскрытия проявляется в стремлении сообщать о своих проблемах первому встречному.

Исследование самораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20 века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматривать человека как субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенных ее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие и саморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологии стали работы А. Маслоу, в которых самосозидание впервые рассматривалось как неотъемлемое свойство человеческой природы.

С. Джурард определил самораскрытие как процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я. Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2015. С.306.

Потребность в самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому.

Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По мере прогрессирования отношений к более интимным люди рассказывают о себе более полно и глубоко. По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.

Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным. Он может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия.

По критерию источника инициативы самораскрытие может быть добровольным или принудительным. Степень добровольности бывает разной: от горячего желания самого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях до «вытягивания» этой информации партнером. Рассказ о себе в условиях допроса может быть примером принудительного самораскрытия.

По виду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие наблюдается в ситуации физического контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете.

Непосредственное самораскрытие дает возможность субъекту получать аудио-визуальную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.).

В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейд придумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента, лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневной жизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях (например, о разрыве отношений) по телефону или в письменном виде. Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает их большого количества информации, передающегося по невербальному каналу (интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большой отсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: в форуме можно общаться в режиме реального времени. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2015. С.309.

Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми.

В Интернете существуют блоги - это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора. Газетные или интернетные объявления о желании вступить в любовные или дружеские отношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесь преобладает самопредъявление личности.

Большое влияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано. В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация, называется мишенью самораскрытия. Чаще всего, мишенью является один человек, причем его характеристики (социально-демографические и личностные особенности, характер отношений с говорящим) в большой степени определяют содержание и формальные характеристики самораскрытия. Иногда мишенью самораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда).

В этом случае, как правило, снижается степень интимности сообщаемой информации, ее детальность. Особой формой является самораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтических группах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия и раскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себе информацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.

Мишенью самораскрытия могут выступать большие группы людей, вплоть до всего человечества. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации, автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются от предыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание к своей персоне создать определенное впечатление о себе. Оно включает большой элемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.

По критерию дистантности и формализованности общения самораскрытие бывает личностным и ролевым. Ролевое самораскрытие разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, находясь в роли пациента на приеме у врача, человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Характер этих отношений регулирует направленность и содержание самораскрытия. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н./Д., 2015. С.346.

По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренное и подготовленное. Когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника. Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которой это будет сделано.

Еще один важный показатель самораскрытия это степень искренности субъекта самораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в это сообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 2014. С.172.

Помимо вышеназванных особенностей, самораскрытие обладает целым рядом характеристик, которые могут быть определены с помощью психологических методов.

Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы. В противоположность этому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещение каких-то аспектов своей личности.

психический общение самовыражение