Суражский район. Брянская область

Завадовский создал в имении большой, в 154 гектара, роскошный парк, расположенный на двух высотах — западной и восточной — разделенных системой искусственных прудов в долине ручья (речушки) Излучье. На этой речке насыпаны земляные плотины в четырех местах, примерно на расстоянии 400 метров друг от друга. Этим самым образовался каскад прудов. Два больших пруда и один малый находились в самом парке, четвертый примыкал к его территории, а пятый располагался несколько выше по течению ручья. Все водоемы имели естественные, "природные" очертания. В настоящее время восстановлен лишь один большой пруд. Западная регулярная часть парка включала парадный двор с клумбами и цветочный партер перед парковым фасадом, идущий почти до прудов, а также частично фруктовый сад. Цепь каскадных прудов шла вдоль северной границы регулярной части. Восточная, более обширная часть трактовалась как английский пейзажный парк. Система живописных аллей и прихотливо проложенных дорожек вместе с земляными плотинами, мостиками и переходами соединяла обе части парка и одновременно создавала многочисленные видовые точки. Парк вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. О ляличском парке дают представление записи литератора К.П.Шаликова, посетившего усадьбу в 1803 году и оставившего книгу "Путешествие в Малороссию".

Храм благодарения

Примерно в семистах метрах от летнего дворца находилась прелестная ротонда — открытый павильон из двенадцати коринфских колонн, несущих купол. Здесь находилась бронзовая статуя графа Румянцева-Задунайского. Это храм благодарения, и сюда-то граф ежедневно приходил поклониться своему благодетелю. Павильон находился на высоком открытом месте парка и выгодно вырисовывался на фоне зелени. Статуя графа Румянцева находилась до 1941 года на площади города Глухова. Говорят, что в войну фашисты разбили ее на три части и хотели увезти. Партизаны на них напали и спасли верхнюю часть фигуры — бюст памятника, который сейчас находится в Глуховском краеведческом музее. Фигура Графа Румянцева выступает сильным движением вперед и своею несколько наклоненной позой требует большого простора. Монументальная бронзовая статуя графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, генерал-фельдмаршала и президента Малороссийской коллегии, исполнена в проекте Львовым, модель сделана Рошеттом (скульптор), отливал статую из бронзы Гатклу (модельный мастер).

Летний дворец

Изящно — роскошный дворец, весь переполненный произведениями высокого искусства,однако, видимо, не полностью подходил к мечтательному характеру графа, любившего природу и уединения. Поэтому в глуши созданного им величественного и роскошного парка в восточной части, за прудами, построен двухэтажный с подвалами летний дворец, стоящий примерно "в километре от большого дворца". Строгость, серьезная архитектура этого здания в духе римского дорического ордена, указывает на серьезность его назначения. Это не увеселительный охотничий домик, а, скорее, дом отдыха и уединения. Не здесь ли, главным образом, проводил время изредка наезжавший в Ляличи граф? Интерьер летнего дворца также богат и раскошен, как и дворца, о котором уже говорилось. Участок парка, на котором был построен летний дворец, назывался "Зверинец". Дело в том, что парк переходил в сплошной и очень густой лес, и поэтому здесь водились в большом количестве различные звери: медведь, косуля, лось, лиса, заяц, волк и другие. Охота регламентировалась егерями.

Седой Руси Жемчужина Кваренги

Дом-дворец - трехэтажное здание, выдержанное в стиле зрелого классицизма и изумительно вписывавшееся в холмистый пейзаж. Дворец блестал подлинной красотой и приводил в восторг всех, его посещающих. Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены. Там хозяин, постоянно мечтавший променять шум и блеск столицы на тишину и уединение деревенской жизни в своем детище-дворце, весьма доволен был результатами своих трудов: "Дом каменный без меня состроен прекраснейший", - сообщает он своему другу Воронцову 30 июня 1795 года,- "по плану Гваренгия выстроил дом каменный, в здешних краях на диво, какой и в провинциях аглицких был бы замечателен, не стороны огромности, по красоте чистых пропорций своего фасада. Создал также и церковь каменную, больше чем деревенскую; в ней уготовано место и для моего гроба..." пишет он из Лялич 20 ноября 800-го года тому же С. Р. Воронцову. Дворцовый характер здания подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании, четыре стороны которого снабжены полукруглыми окнами в центральную залу. С фасадов во всю высоту здания в средней его части шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа.

Село Ляличи в Суражском районе Брянской области известно огромной усадьбой екатерининского фаворита графа Петра Васильевича Завадовского. Он отстроил ее в 1780-1790-х годах и назвал Екатеринодаром, в благодарность той, которая возвысила его из низов и осыпала щедрыми дарами - чинами, графским титулом и тысячами крепостных душ. Завадовский пробыл в фаворе недолго, но до конца дней остался у вершин власти, занимая уже при Александре пост министра народного просвещения. Проектирование усадебного ансамбля граф заказал самому Джакомо Кваренги. Архитектор в 1785 году упоминал о сделанном им проекте для деревни графа Завадовского. Рассуждая о своей усадьбе, Завадовский писал своему другу Воронцову про "дом, сад, церковь и гроб", намереваясь упокоиться в склепе под величественным храмом. Храм был освящен в честь Св. Екатерины, что тоже говорит о многом. О причастности Кваренги к его проектированию документальных подтверждений не имеется, но архитектура здания однозначно говорит в пользу этого зодчего. Кваренги создал в Ляличах замечательный ансамбль классицизма, как всегда в своем творчестве - строгий и торжественно-величавый. Дворец с крыльями флигелей и куполом над колонным портиком принадлежал к лучшим образцам палладианства в России. А церковь же и вовсе не имеет аналогов со своими башнями на торцах римских колоннад. Размеры храма более подходят для городской площади, чем для сельского пейзажа. Завадовский и сам писал, что "создал церковь каменную, больше чем деревенскую". И дворец и храм получили изысканную внутреннюю отделку по рисункам Кваренги. В большом живописном парке были павильоны и второй "малой" дворец, спроектированный Н.А.Львовым. Ляличам повезло лишь в одном смысле - усадьба была хорошо описана и отснята в начале 20 века. Вышли содержательные очерки Горностаева и Макаренко, богато проиллюстрированные. Общественность уже тогда била тревогу - усадьба разрушалась, гибли на глазах ценнейшие интерьеры Кваренги. А потом были революция, советская власть и война. Мы побывали в Ляличах летом 2004. Можете сравнить - было и стало.







Ляличи. Суражский район. Брянская область.


Недалеко от Новозыбкова, в селе Ляличи Суражского района, сохранились развалины знаменитой усадьбы Екатеринодар, построенной ещё в XVIII веке екатерининским вельможей, графом Петром Васильевичем Завадовским.

ХХ в. Дворцово-парковый ансамбль Заводовских (село Ляличи).

ЛЯЛИЧИ
Это старинное село расположено в одиннадцати километрах от Суража, на дороге, ведущей в Мглин. Пожалуй, не найдется человека, который, оказавшись в Ляличах, не захотел бы осмотреть здесь замечательный памятник архитектуры XVIII века - бывший дворец графа Завадовского и Екатерининскую церковь. Сильно разрушенные, эти сооружения и сейчас еще волнуют воображение, удивляют оригинальным замыслом. Можно представить, какими великолепными они были тогда, когда каменщики, паркетчикп, лепщики, художники, выполнив последние отделочные работы, сдали помещения в эксплуатацию.
Дворец состоял из 366 комнат. Начиная с вестибюля, он поражал монументальностью и изяществом внутрепней отделки. Огромные колонны, широкая парадная лестница, полуовальные ниши с мраморными статуями и бюстами. Пилястры отделяли входную часть здания от остальной. И широкие коридоры, и длинные анфилады комнат, и уютный кабинет, и гостиная, и зеркальный зал - все было с величайшим мастерством и вкусом украшено художественной росписью, лепкой, мрамором и бронзой.

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Величественное, трёхэтажное в центре, здание, было украшено раскинувшимися закругленными галереями, по высоте равными первому этажу дома, которые соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Строился дворец по проекту Джакомо Кваренги, итальянца по происхождению, одного из крупнейших представителей классицизма в русском зодчестве. По его чертежам и под его руководством были воздвигнуты Смольный - институт благородных девиц (в Ленинграде), Александрийский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж и другие творения архитектуры.
В Ляличах, кроме дворца и церкви, по замыслу Кваренги был создан целый комплекс сооружений, а также разбит парк с английским садом, созданы три озера с живописными островами. В парке росли деревья и кустарники, завезенные с юга и севера нашей страны, из Западной Европы. Имение отделялось от окружающего мира 20-верстной каменной стеной, так что простой трудовой люд не мог даже полюбоваться на созданное здесь великолепие. Потом и кровью тысяч крепостных крестьян строился дворец. Растянувшись цепочкой па несколько километров, работающие из рук в руки передавали кирпичи. И так с утра до позднего вечера. Недели, месяцы, годы. Люди надрывались, передвигая огромные тяжести. И плодами труда тысяч строителей пользовались лишь несколько человек.
Граф Завадовский, в свое время занимавший пост министра просвещения и председателя департамента законов Государственного совета, владел не только Ляличами. Екатерина II подарила ему несколько десятков деревень с шестью тысячами крепостных крестьян. Они-то и создали вельможе настоящий земной рай.
Когда в Ляличах завершилось строительство, Павлу I сообщили, что дворец Завадовского выше царского дворца в Гатчине. Самодержцу это не понравилось. Но прежде чем дать волю своему гневу, он решил на всякий случай все проверить. В Лнличи были направлены специальные посланцы. Однако граф Завадовский опередил их. Он велел засыпать песком территорию около подвального этажа. Проверяющие, сделав ооответствующие измерения, доложили царю, что ляличскнй дворец на один аршин ниже гатчинского. Павел I сразу же успокоился.
После смерти Завадовского дворец от его сына переходит Энгельгардту, потом барону Черкасову, Атрыганъеву, а еще позже - купцам Смыкову и, наконец, Голодцу. Великолепие я роскошь помещений постепенно утрачиваются. Дело дошло до того, что купцы намеревались даже оборудовать во дворце фабрику. Помешала нехватка средств. В девятисотых годах от богатого убранства комнат по существу ничего не осталось. Картины, панно, статуи были растащены, разбирались паркетные полы, выламывались барельефы. Здания все больше разрушались, никто их не ремонтировал.
Сейчас принимаются меры к тому, чтобы сохранить остатки замечательного творения Кваренги. Брянский филиал института «Гипроводхоз» создал проект плотины, с помощью которой будет создано большое озеро. Решено также благоустроить и частично реставрировать английский сад-памятник садовопарко-вой архитектуры конца XVIII века.
Ляличи - центр сельсовета Суражского района. В настоящее время в селе более 450 домов и около полутора тысяч жителей, многие из которых являются рабочими совхоза «Мичуринский», созданного из нескольких небольших колхозов в 1966 году.
Старинное село постепенно молодеет, обновляется. По соседству со знаменитыми памятниками архитектуры, построенными в 1794-1795 годах, видны приметы сегодняшнего дня. Телевизионные антенны на крышах новых домов, линии электропередач, мощная сельскохозяйственная техника, вечерами заполненный до отказа клуб, увеличение числа читателей библиотеки и многое другое свидетельствует о полнокровной жизни современного села. Вместо старых хат построены добротные дома.
Наряду с индивидуальными застройщиками работы ведет и совхоз. Он возвел несколько двухквартирных домов, ряд хозяйственных помещений.
В селе работают школа-десятилетка, отделение связи, медпункт, клуб, столовая, магазин.
Ляличи расположены в живописной местности. Богатые сады, обилие зелени придают селу неповторимый вид.

Суражский район. Ляличи. Дом-дворец (фрагмент). 1790

Брянская область, Суражский район, село Ляличи, усадьба Завадовского

Ляличи. Екатерининская церковь.

Ляличи. Охотничий домик в парке.

Ляличи. Исторический Ляличский дворец.

Ляличи. Беседка в парке.

Ляличи. Дворец.

Ляличи. Ляличский дворец. Памятник 300-летия Дома Романовых.

Церковь Екатерины в имении П.В. Завадовского Ляличах Суражского района, построенная архитектором Дж. Кваренги (пример зрелого классицизма (1793-97 гг.)

Главный дом в усадьбе П.В. Завадовского по проекту Дж. Кваренги в Ляличах Суражского района (зрелый классицизм,! 780-1790-е гг.)

Дворец П.В. Завадовского в Ляличах.

Фото начала XX века

Левое одноэтажное крыло, отходившее от цен­тральной части главного усадебного дома в имении П.В. Завадовского

Выдающимся памятником русского зодче­ства и садово-паркового искусства эпохи зре­лого классицизма, одним из лучших произ­ведений Дж. Кваренги является усадьба П.В. Завадовского в Ляличах (Суражский район), построенная в 1790-х годах. В композиции дворца чётко просматривается схема пал-ладианской усадьбы, воплощённая в русских традициях. Величествен­ные шестиколонные портики (см. словарик) украшали фасады большого усадебного до­ма, который был расположен в глубине па­радного двора. По сторонам он был охвачен закруглёнными одноэтажными крыльями, отходившими от центральной части здания. За домом находился пейзажный парк с па­вильонами, оранжереями и прудом. Фасады всех частей дома отличались строгостью про­порций и сдержанностью декора, образуя симметричную композицию с чётко выра­женной горизонтальной направленностью.

Участник Русско-турецкой войны (1768-1774) граф Пётр Васильевич Завадовский(1739-1812) I стал в 1775 г. кабинет-секретарём Екатерины II, позднее ее флигель-адъютантом. С 1781 года управлял Дворянским заёмным банком в Пе­тербурге. В 1802-1810 годах - первый министр народного просвещения. Занятная история связана с усадебным домом П.В. Завадовского - дворцом в Ляличах. По тогдашнему обычаю ни одно здание в глубинке не могло быть выше императорских строений в Санкт-Петербурге. Павлу I донесли, что ляличский дом Завадовского выше царского дворца в Гатчи­не. Возмущённый император отрядил в Ляличи специальную комиссию. Но прослышавший об этом граф велел за одну ночь засыпать песком цокольный этаж. В итоге дворец оказался чуть ниже гатчинского.

В селе Ляличи Суражского района находится усадьба графа Петра Завадовского. Сейчас строение превращается в руины и не используется никаким учреждением.

Церковь Екатерины возведена в усадьбе графа П.В. Завадовского в 1793-97 гг. Великолепный храм в стиле зрелого классицизма, построен по проекту Дж. Кваренги. Разрушение ансамбля началось вскоре после революции, к 1980-м гг. церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х гг. проведена частичная реставрация. В 2007 г. открыта отдельная областная программа по реставрации церкви.

УСАДЬБА ЗАВАДОВСКОГО. Церковь Екатерины.
Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Ляличи

Радует, что усадьбу начали восстанавливать, отреставрировано центральное здание храма святой Екатерины, ведутся реставрационные работы внутри неё.

14 августа состоялся фестиваль фольклорных коллективов «Медовый Спас» в селе Ляличи, бывшем имении первого министра просвещения России и одного из фаворитов императрицы Екатерины II графа П. В. Завадовского. В фестивале приняли участие ведущие фольклорные коллективы района: «Зязюлечка» Лопазненского СДК, «Русские напевы» Костеничского СДК, «Русская частушка» Лесновского СДК, «Рябинушка» Овчинского СДК, «Родные напевы» Ляличского СКЦ и другие, которые в начале фестиваля выстроившись в «живой коридор», встречали почетных гостей караваем.

1654 год. . (Ляличи).

Усадьба Ляличи расположена на северной окраине одноименного села на возвышенной, несколько всхолмленной местности вдоль долины ручья Излучье, к которому рельеф немного понижается. Село Ляличи (в наше время территория Суражского района Брянской области) известно с 1654 г., когда принадлежало одному из польских магнатов, а затем перешло во владение к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. Ляличи были пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому.

Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании. Центры основных фасадов, дворового и паркового, украшали величественные шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Внутренний вид Большого зеркального зала Ляличского дворца. 1900 год.

Церковь Св. Екатерины. Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой (утрачена). Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада.

Западный фасад церкви св. Екатерины в с. Ляличи. 1797 г.

Внутренний вид купола церкви св. Екатерины. Фото Ф.М. Заверняева. 1962 г.

Церковь св. Екатерины в Ляличах. Фото Ф.М.Заверняева. 1962 г

Ворота. Кирпичные и прежде оштукатуренные пилоны, прямоугольные в плане, отличаются мощностью форм. Их фасады прежде украшали парные колонны с антаблементом. От первоначального декора сохранились лишь арочные полуциркульные ниши и плоские линзовидные впадины над ними.

Ворота Ляличского дворца. 1910 г.

Парк. Занимал территорию в 150 га, вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. Состоял из двух контрастных (регулярной и пейзажной) частей, разделенных системой искусственных прудов в долине ручья Излучье.

Ротонда над памятником Румянцеву-Задунайскому в парке Ляличского дворца.


Джакомо Антонио Доменико Кваренги (20.09.1744-1817) - человек удивительной судьбы и выдающихся дарований. Целая большая жизнь поиска, практики и стремления к совершенству. Во всём мире он известен как выдающийся зодчий, мастер классической архитектуры и последователь великого А. Палладио (1508-1580). Знаменитый своими постройками в Петербурге и Москве, Кваренги так же оставил значимый след и в родной Италии и в Российской провинции. Удивительно, но время не щадит даже такие великие имена.

В 2017 году исполняется 200 лет со дня смерти гениального зодчего. Государственный Эрмитаж посвятит этой дате выставки «Архитектура Кваренги в фотографиях» http://hermitagemuseum.org и «Джакомо Кваренги (1744 – 1817). Архитектор и рисовальщик» http://hermitagemuseum.org . и … всё.

В Италии, судя по информации сайта http://www.vallimagna.com/giacomo-quarenghi/ , программа шире, даже планируется создать премию имени Кваренги.
Историю памяти и забвения имени Кваренги проследил В.Пиляровский в своей книге «Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник» (Стройиздат, 1981г.). Предлагаю некоторые факты из этого исследования:

Первым биографом Кваренги был его сын Джулио, который наследовал большой архив отца. Часть графического наследия отца он опубликовал в гравированных альбомах в 1821 и 1844 гг.

Примерно в это же время брат архитектора Франческо Мария Кваренги сделал попытку собрать все документы зодчего воедино. Рукописное собрание состояло из 109 томов и получило название «Документы дома Кваренги». Большая часть этих документов впоследствии пропала бесследно. На данный момент в библиотеке города Бергамо хранятся два рукописных тома из фамильной коллекции, а так же пять альбомов малого формата с рисунками зодчего и большое количество оригинальных чертежей, частично переплетённых в альбомы.

Следующей публикацией после альбомов составленных Джулио Кваренги стала биография зодчего, написанная Рафаэле Парето в 1862 году.

В 1868 г. В журнале «Бергамо» появилась большая биографическая статья о зодчем, для написания которой её автор Пазио Локателли использовал хранившиеся в городской библиотеке документы.

В 1914 г. В Бергамо появилась развёрнутая «Биография архитектора Джакомо Кваренги», написанная А. Мацци. Он опирался на предыдущие публикации, на сохранившиеся в библиотеке Бергамо фрагменты архива, и конечно, на известное письмо Джакомо Кваренги к Луиджи Маркези, написанное 1 марта 1785 г.

Затем в Италии на долгое время забывают Кваренги.

В 1935-1947 гг. в журналах города Бергамо появляются статьи, посвященные зодчему.

В 1957, в год 140-летия со дня смерти Кваренги, выходит основательный труд Луиджи Анжелини о рисунках и чертежах Кваренги, находящихся в Бергамо, а так же его публикации в римском архитектурном журнале. Благодаря Анженини информация о графическом наследии Кваренги, хранящемся в библиотеке Бергамо и в частных собраниях бергамских коллекционеров стала известна широкой публике, вызвала большой резонанс и явилась импульсом для ряда грандиозных мемориальных мероприятий в Ленинграде и в Бергамо в 1967 году.

В 1967 году было осуществлено перезахоронение останков Кваренги в некрополе Александро-Невской лавры в Ленинграде. Тогда же, был установлен бюст зодчего перед зданием Ассигнационного банка, одной из выдающихся работ Кваренги.

Юбилейный 1967 и последующие несколько лет характеризуются большим всплеском выставок, публикаций и мероприятий в России и в Италии, посвященных памяти великого зодчего.

В России первые публикации о Джакомо Кваренги появились только в 1872 г. П.Н. Петров, опубликовал краткие сведения о зодчем. Статья появилась в связи с кампанией, начатой архитектором Э.И. Жибером, по сбору средств для возобновления обветшавшего намогильного памятника Кваренги на иноверческом Волковском кладбище в Петербурге. Вспыхнувший было интерес к архитектору Кваренги на второй Родине зодчего вскоре погас.

Только в начале ХХ века, когда по инициативе И.Э. Грабаря началась подготовка издания Истории русского искусства, в третьем томе её появился обстоятельный очерк самого Грабаря о деятельности Кваренги в России. Биографические сведения о Кваренги и его итальянском периоде жизни автор позаимствовал из гравированных альбомов, изданных в Италии сыном зодчего Джулио Кваренги в 1821 и 1844 гг.

Творческая биография Кваренги была напечатана в 1911 г. в великолепном каталоге Исторической выставки архитектуры, в котором И.А. Фомин среди справок о других архитекторах привёл подробные сведения о деятельности Кваренги.

Юбилейный 1967 год дал поклонникам искусства массу информации о разносторонней деятельности гениального итальянца. Среди авторов монографий того периода о творчестве Кваренги самыми известными, пожалуй, были работы Г.Г. Гримма, В.Н. Талепоровского, В.А. Богословского; позже, в 1981 году вышло авторитетное, подробное издание В. Пиляровского.

В 2012 году Банк Росси выпустил памятную серебряную монету «Творения Джакомо Кваренги» номиналом 25 рублей (тираж 1500 шт.) http://meshok-monet.net

На сегодняшний день имя Кваренги в России менее известно, чем его выдающиеся работы, число которых, к слову, за минувшие 200 лет значительно сократилось. Причины известные: революция, войны, нигилизм, а в последнее время – элементарное равнодушие. А ведь каждая из работ Кваренги – это частица его дара, души, огромной любви к России и образец высокого искусства, уже почти иссякшего в наши дни.

Давайте вместе сохраним одну из них.

Огромное спасибо Елене Абелевой за статью "Архитектурно-усадебный ансамбль графа П.В. Завадовского в с. Ляличи" и Галине Пикиной, автору книги "Ляличи" - они организаторы петиции https://www.change.org/p/остановите-окончательное-разрушение-великой-усадьбы-пока-еще-не-поздно в поддержку усадьбы, которая собрала уже 32 тыс. голосов из 35 тыс.

История «графских развалин»

В нашей области немало интересных исторических мест, памятников материальной и духовной культуры, архитектуры, природы, связанных с известными деятелями отечественной науки, литературы и искусства, политики, которые могли бы составить честь любому уголку России, а то и всего мира. Теперь, когда автомашины есть у многих, жители города и области охотно путешествуют по родному краю, бывают в исторических местах, связанных с именами А.К. Толстого, в с. Красный Рог, Ф.И. Тютчева, в Овстуге, посещают поселения, где прежде были знаменитые монастыри, храмы, как, например, ныне возрождаемый Свенский монастырь под Брянском, или Покровский монастырь в Климовском районе. Каждое такое путешествие добавляет к нашим представлениям о своей малой родине что-то новое, побуждает глубже осознавать своё личное место в цепочке поколений, чувствовать связь с предками, которые когда-то давно создали всё, чем мы теперь можем гордимся.

К сожалению, наша причудливая история не всегда даёт повод лишь только для гордости, в разные времена и по разным причинам мы утратили часть своего духовного и культурного наследия, обратив в руины то, чем жители иных зарубежных стран восхищаются и доныне, превратив места своих средневековых замков и дворцов, прекрасных старинных парков в доходное предприятие, привлекающее туристов со всего света. Отрадно, поэтому, узнавать, что в последние годы и в нашей области стремятся возродить некоторые разрушенные памятники истории и культуры, чтобы и мы, и будущие поколения, увидели то, чем славилась прежде наша древняя земля. Об одном таком месте и будет моя новая запись.

В Суражском районе нашей Брянской области сохранились величественные развалины бывшей богатой усадьбы, принадлежавшей когда-то одному из знаменитых екатерининских вельмож, графу Петру Васильевичу Завадовскому. Усадьба, построенная по проекту знаменитого Джакомо Кваренги в далёком от столицы имении Ляличи, тогдашней Малороссийской губернии, поражала современников и потомков своими размерами и красотой. Немного было подобных мест в Российской империи, где богатство владельцев являло себя с такой роскошью и размахом.

На территории 1343 на 1180 метров были возведены грандиозные постройки — большой дом дворцового типа с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные строения, церковь святой Екатерины и был разбит обширнейший пейзажный парк с летним дворцом, храмом — ротондой, всевозможными «затеями» и статуями. «Затеями» именовались укромные уголки среди парка, гроты, летние беседки, необычные клумбы с невиданными прежде цветущими растениями, крошечные водопады, небольшие пруды и ручейки, которые создавали прохладу в летние дни и придавали рукотворному парку очарование «патриархальной природы».

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Величественное, трёхэтажное в центре, здание, было украшено раскинувшимися закругленными галереями, по высоте равными первому этажу дома, которые соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями. Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов «зеркальный» зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада. Одна из легенд, связанных с этим дворцом, утверждает, что всего в нём было 365 комнат, по одной на каждый день года, и ежедневно одна из них убиралась по-царски, чтобы показать, что хозяин этого великолепия каждый день ждёт свою повелительницу, Екатерину II, в гости. Скорее всего, это просто более поздняя выдумка, но кто теперь может знать точно?!.. Во всяком случае, в старых описаниях дворца говорится, что в нём было 250 помещений.

А другая легенда рассказывает, что, когда Павел I, ставший императором после смерти Екатерины II, узнал о том, что дворец Завадовского выше, чем тогда предписывалось, он послал ревизоров проверить, так ли это, но граф за ночь успел засыпать первый этаж, превратив его в цокольный и, таким образом, избежал обвинения, что его дворец выше Гатчинского дворца самого Павла. Правда, есть сведения, что этот этаж и планировался Кваренги как цокольный, но кому это интересно?! История любит сохранять подобные легенды, где Закон отступает перед хитростью! Ещё рассказывают, что во время постройки дворца, кирпич для него передавался из г. Мглина по цепочке, выстроенной из крепостных графа, это около 25 км.

На старых фотографиях можно увидеть как усадьбу, так и внутренние помещения дворца.




Величие этих построек восхищало и поражало современников и изумляло, да и продолжает изумлять, потомков. Но усадьба разделила судьбу многих подобных грандиозных сооружений, она переходила из рук в руки, постепенно разрушалась и представляла собой печальное зрелище уже накануне революции.

После революции большой дворец был почти до основания разобран, из кирпичей построили фабрику в Сураже, отдельные постройки ансамбля использовались новой властью, там располагалась школа, вероятно ещё что-то, но былое величие утратилось. Лишь в последние годы стали выделяться средства на реставрацию, уже заметно, что частично восстановили храм Святой Екатерины, по планам — впереди восстановление многих объектов, в том числе и дворца.

Максимы русского барина

Судьба самого Петра Васильевича Завадовского (1739 — 1812) очень интересна. Это тот случай, когда человек сделал карьеру из самых низов — благодаря тому, что сначала оказался в фаворитах у Императрицы, а потом сумел проявить себя как умный и деятельный чиновник, занимавший разные посты, он остался в нашей истории. Именно он был первым министром просвещения в России.
На эту должность граф Завадовский был назначен в 1802 году при учреждении Министерств. В ведение его министерства входили Академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний. При Завадовском были учреждены учебные округи, росло количество народных школ, уездных училищ, гимназий. В 1804 году были открыты университеты в Харькове и Казани, а так же педагогический университет на базе учительской семинарии в Петербурге. Жива память о Завадовском и в Прибалтике, где в 1802 году был открыт Дерпский университет, а 4.04.1803г. образован Виленский университет, при котором, по ходатайству П.В. Завадовского, была учреждена главная семинария для священников.

Граф был не чужд и творчества, — ему принадлежит немало метких и остроумных высказываний о разных вещах. Ведь это был великолепный XVIII век, когда вся просвещённая Европа внимала глубоким мыслям великих мудрецов — Руссо, Дидро, Вольтера… Наш русский барин тоже оказался небесталанным, и его мысли, возможно, наивные для его далёких потомков, думаю, ценились и повторялись современниками. Вот, например (спасибо estatez за помощь):

  • Кто две стороны судит, тот лучше видит истину.
  • У нас обычно не привыкли облегчать ношу, но чем кто ретивее, тем паче груз увеличивают.
  • Трудное не ставят невозможным, да и последнее не остановляет наших воображений.
  • К чему простирать рассуждения по делам вон из своего поста? Вёсла не указывают рулю в его деле.
  • Разность мнений бывает и от того, ежели не в один пульс щупаем тело.
  • Нельзя, да и трудно попадать на сущий быт вещей в заочности.
  • В незнании вещей и худшее принимается за лучшее.
  • Не бессознательным шагом, а ощупью надобно проходить своё поприще.
  • Злословие всегда устремляется и на самые полезные подвиги.
  • Обыкновенно всех вещей великих начатки скудны и малы.
  • Ничто не уходит от критики. Но сколько вещей знаменитых совершилось, не взирая на запинания от оной.
  • Кротость и умеренность не годятся при дворе: почитая всякого, сам от всех будешь презрен.
  • Иногда лекарства хуже болезни.
  • Долготою века и пресечением оного не прельщаюсь, ни мятусь, полагая, что для умерших то и другое совершенно ничто.
  • Кто жил довольно и нагляделся на волны житейского моря, тот не приобщится заблуждениям и отойдёт, чтобы издали смотреть, опираясь на свой посох.
  • Закон непреложный самой природы и на быт физический и на быт политический ровно действует, чтобы вещи пребывали в вечном движении. Ничто не рождается, ничто не погибает, а только сложное расходится, а разрушенное слагается; и в сём состоит течение мира и всех веков.
  • В войне то обычайно, что первым громом ушибленные, редко восстают, а по крайней мере оправляются нескоро.
  • Пользоваться победою не все победители умеют.

Не беда, что некоторые максимы графа напоминают высказывания его отдалённого потомка, директора Пробирной палатки, К.Пруткова, всё же к одному сословию принадлежали и даже в отдалённом родстве состояли. Понятно теперь, откуда Козьма Петрович черпал свою мудрость! (Графский род Толстых породнился с потомками графа Завадовского).

Сегодняшний день старой усадьбы

Как и многие, я знала об этой усадьбе давно, но побывать там довелось лишь 17 ноября, в пасмурный и неприветливый день поздней осени. Однако, величественные развалины не могли оставить меня равнодушной, я ходила среди них и пыталась представить себе вельможную фигуру хозяина, прекрасную хозяйку в старинном одеянии, вереницу нарядно одетых гостей, съезжающихся на очередной праздник в богатую и процветающую усадьбу. Высокие деревья в парке ещё сохраняют строгую направленность прежних парковых аллей, по каким-нибудь признакам я старалась угадать, что за «затеи» располагались в укромных уголках этого старинного парка, что за статуи укрывались за поворотами дорожек, где были любимые места для прогулок у хозяев и гостей этой усадьбы… На её территории можно увидеть не только руины и развалины былого великолепия, но и частично сохранившиеся постройки.