Церковь Екатерины. Ляличи




Ляличи. Суражский район. Брянская область.


Недалеко от Новозыбкова, в селе Ляличи Суражского района, сохранились развалины знаменитой усадьбы Екатеринодар, построенной ещё в XVIII веке екатерининским вельможей, графом Петром Васильевичем Завадовским.

ХХ в. Дворцово-парковый ансамбль Заводовских (село Ляличи).

ЛЯЛИЧИ
Это старинное село расположено в одиннадцати километрах от Суража, на дороге, ведущей в Мглин. Пожалуй, не найдется человека, который, оказавшись в Ляличах, не захотел бы осмотреть здесь замечательный памятник архитектуры XVIII века - бывший дворец графа Завадовского и Екатерининскую церковь. Сильно разрушенные, эти сооружения и сейчас еще волнуют воображение, удивляют оригинальным замыслом. Можно представить, какими великолепными они были тогда, когда каменщики, паркетчикп, лепщики, художники, выполнив последние отделочные работы, сдали помещения в эксплуатацию.
Дворец состоял из 366 комнат. Начиная с вестибюля, он поражал монументальностью и изяществом внутрепней отделки. Огромные колонны, широкая парадная лестница, полуовальные ниши с мраморными статуями и бюстами. Пилястры отделяли входную часть здания от остальной. И широкие коридоры, и длинные анфилады комнат, и уютный кабинет, и гостиная, и зеркальный зал - все было с величайшим мастерством и вкусом украшено художественной росписью, лепкой, мрамором и бронзой.

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Величественное, трёхэтажное в центре, здание, было украшено раскинувшимися закругленными галереями, по высоте равными первому этажу дома, которые соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Строился дворец по проекту Джакомо Кваренги, итальянца по происхождению, одного из крупнейших представителей классицизма в русском зодчестве. По его чертежам и под его руководством были воздвигнуты Смольный - институт благородных девиц (в Ленинграде), Александрийский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж и другие творения архитектуры.
В Ляличах, кроме дворца и церкви, по замыслу Кваренги был создан целый комплекс сооружений, а также разбит парк с английским садом, созданы три озера с живописными островами. В парке росли деревья и кустарники, завезенные с юга и севера нашей страны, из Западной Европы. Имение отделялось от окружающего мира 20-верстной каменной стеной, так что простой трудовой люд не мог даже полюбоваться на созданное здесь великолепие. Потом и кровью тысяч крепостных крестьян строился дворец. Растянувшись цепочкой па несколько километров, работающие из рук в руки передавали кирпичи. И так с утра до позднего вечера. Недели, месяцы, годы. Люди надрывались, передвигая огромные тяжести. И плодами труда тысяч строителей пользовались лишь несколько человек.
Граф Завадовский, в свое время занимавший пост министра просвещения и председателя департамента законов Государственного совета, владел не только Ляличами. Екатерина II подарила ему несколько десятков деревень с шестью тысячами крепостных крестьян. Они-то и создали вельможе настоящий земной рай.
Когда в Ляличах завершилось строительство, Павлу I сообщили, что дворец Завадовского выше царского дворца в Гатчине. Самодержцу это не понравилось. Но прежде чем дать волю своему гневу, он решил на всякий случай все проверить. В Лнличи были направлены специальные посланцы. Однако граф Завадовский опередил их. Он велел засыпать песком территорию около подвального этажа. Проверяющие, сделав ооответствующие измерения, доложили царю, что ляличскнй дворец на один аршин ниже гатчинского. Павел I сразу же успокоился.
После смерти Завадовского дворец от его сына переходит Энгельгардту, потом барону Черкасову, Атрыганъеву, а еще позже - купцам Смыкову и, наконец, Голодцу. Великолепие я роскошь помещений постепенно утрачиваются. Дело дошло до того, что купцы намеревались даже оборудовать во дворце фабрику. Помешала нехватка средств. В девятисотых годах от богатого убранства комнат по существу ничего не осталось. Картины, панно, статуи были растащены, разбирались паркетные полы, выламывались барельефы. Здания все больше разрушались, никто их не ремонтировал.
Сейчас принимаются меры к тому, чтобы сохранить остатки замечательного творения Кваренги. Брянский филиал института «Гипроводхоз» создал проект плотины, с помощью которой будет создано большое озеро. Решено также благоустроить и частично реставрировать английский сад-памятник садовопарко-вой архитектуры конца XVIII века.
Ляличи - центр сельсовета Суражского района. В настоящее время в селе более 450 домов и около полутора тысяч жителей, многие из которых являются рабочими совхоза «Мичуринский», созданного из нескольких небольших колхозов в 1966 году.
Старинное село постепенно молодеет, обновляется. По соседству со знаменитыми памятниками архитектуры, построенными в 1794-1795 годах, видны приметы сегодняшнего дня. Телевизионные антенны на крышах новых домов, линии электропередач, мощная сельскохозяйственная техника, вечерами заполненный до отказа клуб, увеличение числа читателей библиотеки и многое другое свидетельствует о полнокровной жизни современного села. Вместо старых хат построены добротные дома.
Наряду с индивидуальными застройщиками работы ведет и совхоз. Он возвел несколько двухквартирных домов, ряд хозяйственных помещений.
В селе работают школа-десятилетка, отделение связи, медпункт, клуб, столовая, магазин.
Ляличи расположены в живописной местности. Богатые сады, обилие зелени придают селу неповторимый вид.

Суражский район. Ляличи. Дом-дворец (фрагмент). 1790

Брянская область, Суражский район, село Ляличи, усадьба Завадовского

Ляличи. Екатерининская церковь.

Ляличи. Охотничий домик в парке.

Ляличи. Исторический Ляличский дворец.

Ляличи. Беседка в парке.

Ляличи. Дворец.

Ляличи. Ляличский дворец. Памятник 300-летия Дома Романовых.

Церковь Екатерины в имении П.В. Завадовского Ляличах Суражского района, построенная архитектором Дж. Кваренги (пример зрелого классицизма (1793-97 гг.)

Главный дом в усадьбе П.В. Завадовского по проекту Дж. Кваренги в Ляличах Суражского района (зрелый классицизм,! 780-1790-е гг.)

Дворец П.В. Завадовского в Ляличах.

Фото начала XX века

Левое одноэтажное крыло, отходившее от цен­тральной части главного усадебного дома в имении П.В. Завадовского

Выдающимся памятником русского зодче­ства и садово-паркового искусства эпохи зре­лого классицизма, одним из лучших произ­ведений Дж. Кваренги является усадьба П.В. Завадовского в Ляличах (Суражский район), построенная в 1790-х годах. В композиции дворца чётко просматривается схема пал-ладианской усадьбы, воплощённая в русских традициях. Величествен­ные шестиколонные портики (см. словарик) украшали фасады большого усадебного до­ма, который был расположен в глубине па­радного двора. По сторонам он был охвачен закруглёнными одноэтажными крыльями, отходившими от центральной части здания. За домом находился пейзажный парк с па­вильонами, оранжереями и прудом. Фасады всех частей дома отличались строгостью про­порций и сдержанностью декора, образуя симметричную композицию с чётко выра­женной горизонтальной направленностью.

Участник Русско-турецкой войны (1768-1774) граф Пётр Васильевич Завадовский(1739-1812) I стал в 1775 г. кабинет-секретарём Екатерины II, позднее ее флигель-адъютантом. С 1781 года управлял Дворянским заёмным банком в Пе­тербурге. В 1802-1810 годах - первый министр народного просвещения. Занятная история связана с усадебным домом П.В. Завадовского - дворцом в Ляличах. По тогдашнему обычаю ни одно здание в глубинке не могло быть выше императорских строений в Санкт-Петербурге. Павлу I донесли, что ляличский дом Завадовского выше царского дворца в Гатчи­не. Возмущённый император отрядил в Ляличи специальную комиссию. Но прослышавший об этом граф велел за одну ночь засыпать песком цокольный этаж. В итоге дворец оказался чуть ниже гатчинского.

В селе Ляличи Суражского района находится усадьба графа Петра Завадовского. Сейчас строение превращается в руины и не используется никаким учреждением.

Церковь Екатерины возведена в усадьбе графа П.В. Завадовского в 1793-97 гг. Великолепный храм в стиле зрелого классицизма, построен по проекту Дж. Кваренги. Разрушение ансамбля началось вскоре после революции, к 1980-м гг. церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х гг. проведена частичная реставрация. В 2007 г. открыта отдельная областная программа по реставрации церкви.

УСАДЬБА ЗАВАДОВСКОГО. Церковь Екатерины.
Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Ляличи

Радует, что усадьбу начали восстанавливать, отреставрировано центральное здание храма святой Екатерины, ведутся реставрационные работы внутри неё.

14 августа состоялся фестиваль фольклорных коллективов «Медовый Спас» в селе Ляличи, бывшем имении первого министра просвещения России и одного из фаворитов императрицы Екатерины II графа П. В. Завадовского. В фестивале приняли участие ведущие фольклорные коллективы района: «Зязюлечка» Лопазненского СДК, «Русские напевы» Костеничского СДК, «Русская частушка» Лесновского СДК, «Рябинушка» Овчинского СДК, «Родные напевы» Ляличского СКЦ и другие, которые в начале фестиваля выстроившись в «живой коридор», встречали почетных гостей караваем.

1654 год. . (Ляличи).

Усадьба Ляличи расположена на северной окраине одноименного села на возвышенной, несколько всхолмленной местности вдоль долины ручья Излучье, к которому рельеф немного понижается. Село Ляличи (в наше время территория Суражского района Брянской области) известно с 1654 г., когда принадлежало одному из польских магнатов, а затем перешло во владение к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. Ляличи были пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому.

Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании. Центры основных фасадов, дворового и паркового, украшали величественные шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Внутренний вид Большого зеркального зала Ляличского дворца. 1900 год.

Церковь Св. Екатерины. Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой (утрачена). Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада.

Западный фасад церкви св. Екатерины в с. Ляличи. 1797 г.

Внутренний вид купола церкви св. Екатерины. Фото Ф.М. Заверняева. 1962 г.

Церковь св. Екатерины в Ляличах. Фото Ф.М.Заверняева. 1962 г

Ворота. Кирпичные и прежде оштукатуренные пилоны, прямоугольные в плане, отличаются мощностью форм. Их фасады прежде украшали парные колонны с антаблементом. От первоначального декора сохранились лишь арочные полуциркульные ниши и плоские линзовидные впадины над ними.

Ворота Ляличского дворца. 1910 г.

Парк. Занимал территорию в 150 га, вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. Состоял из двух контрастных (регулярной и пейзажной) частей, разделенных системой искусственных прудов в долине ручья Излучье.

Ротонда над памятником Румянцеву-Задунайскому в парке Ляличского дворца.


В XVII веке Ляличи, как и весь Мглинский край, были захваченный поляками. После изгнания поляков в 1654 году они переданы Мглинской ратуше, но уже скоро захвачены сотником Бороздной - представителем гетманской власти на месте. В 1732 гетманом Полуботко Ляличи были отданы "пану Валькевичу". Затем в село явился с "жалованной грамотой" новый владелец - поручик Детервиль. После него село вновь принадлежит Мглинской ратуше. В 1775 году Екатериной Второй Ляличи были "пожалованы" полковнику Петру Васильевичу Завадовскому "в мирное торжество в Москве" по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского договора.

Завадовский - уроженец села Красновичи Суражского уезда. Принимал участие в русско-турецкой войне, отличился в сражениях при Ларге и Кагуле, затем состоял секретным правителем канцелярии графа П.А. Румянцева-Задунайского и вместе с графом С.Р. Воронцовым редактировал текст Кучук-Кайнарджийского договора. Фельдмаршал Румянцев рекомендовал его вниманию императрицы, приблизившей Завадовского к себе, хотя и не надолго. Завадовский занимал видные посты в царской администрации: был сенатором, членом Государственного совета и управляющим Дворянским и Государственным банком. Павлом 1 возведен в графское достоинство и... отправлен в свое имение Ляличи с дозволением выезжать оттуда не далее 10 верст. При Александре 1 Завадовский был председателем комиссии составления законов, первым министром народного просвещения и председателем департамента законов Государственного совета. Случай ("фавор", как тогда говорили), выдвинувший Завадовского на видное место, сделал его обладателем колоссального богатства. "Подарок" Екатерины Второй ему Ляличей состоял из 2500 душ крестьян и 40 тысяч десятин земли. В дальнейшем он увеличивал свое богатство, не разбираясь в способах: дешево скупал и даже отнимал земли у своих небогатых соседей. Видимо, это было "нормой поведения" царских высокопоставленных лиц, и большинство современников благосклонно отзывается о Завадовском, а А.В. Суворов причислял его к числу придворных старых "любезников", от которых предостерегал свою дочь. Только Г.Р. Державин весьма нелестно отзывался о Завадовском, сообщая о его злоупотреблениях по должности директора Государственного заемного банка. Все время собираясь удалиться от двора на житье в родные места, Завадовский устроил в Ляличах обширную усадьбу.

План дворцовой усадьбы Ляличи. Обмер В. Городкова 1969-1971 годы. 1 - сохранившиеся постройки; 2 – не сохранившиеся постройки; 3 - современная застройка; 4 - Дом-дворец 1795 год; 5 - храм Екатерины 1797 год; 6 - служебный корпус (ныне школа); 7 - корпус на месте оранжерей 1915 год; 8 - каменная ограда парка; 9 - парк;10 - фруктовый сад; 11 - земляная плотина; 12 - летний дворец; 13 - "храм Благодарности"; 14 - место пруда с водопадами; 15 - видовая площадка; 16 - темная аллея; 17 - оранжерея; 18 - служебные корпуса; 19 - современный пруд.

Усадьба располагается на окраине современного села Ляличи. Основной подъезд к ней с дороги Сураж - Мглин, проходящей вдоль северо-западной границы парка усадьбы. Ансамбль усадьбы раскинулся на наиболее возвышенной части местности по обоим склонам берегов ручья Излучье, притока Ипути, протекающей в 3 км от усадьбы. В конце XVIII столетия усадьба получила свое законченное воплощение. Здесь был воздвигнут великолепный дворец, целый ряд вспомогательных и хозяйственных зданий, разбит колоссальный парк, построена замечательная своей архитектурой церковь Екатерины. Усадьба и деревня получили название "Екатериныдар" (здесь в торжественные дни звучал на концертах гимн "славься сим, Екатерина, славься, нежная к нам мать!"...). Это был кульминационный пункт развития усадьбы. Строительство усадьбы связано с именем знаменитого архитектора Джакомо Кваренги - выдающегося представителя русского классицизма. А. Ханенко в "Рассказах о старине" ("Русский архив" ,1868 год) рассказывает, что Завадовский, представляя Екатерине Второй для утверждения составленный Кваренги проект здания Государственного банка, так восхищался им, что Екатерине вздумалось выстроить Завадовскому такой дом на месте его родины. По распоряжению императрицы Кваренги выполнил проект дворца для ее фаворита графа Завадовского в Ляличах. Тот же Ханенко сообщает, что план дворца, проектированный "знаменитым Кваренги", был "исправлен" карандашом самой Екатериной и что этот план с ее поправками многие видели у прежних владельцев "Ляличской усадьбы". Однако в издании рисунков и чертежей Кваренги, осуществленном сыном архитектора Джулио Кваренги, ни планов, ни фасадов Ляличского дворца не находится, как, впрочем, не находится и ряда других бесспорных работ выдающегося зодчего. Своей композицией, приемом расположения основных масс и многими деталями Ляличский дворец напоминает одно из лучших произведений Кваренги - здание Государственного, ранее Ассигнационного банка в Ленинграде (построен в 1783-1790 годах, бюст Дж. Кваренги установлен перед фасадом банка). Оба этих здания являются произведениями 1780-х годов и по времени совпадают с периодом наивысшего расцвета творчества Кваренги. О проекте Ляличского дворца Кваренги упоминает в своем автобиографическом письме 1785 года. Когда было начато строительство дворца, неизвестно. В письме Завадовского к графу Воронцову от 12 апреля 1793 года отмечено, что Завадовский на дом и сад "положил великие тысячи". Постройка дворца, конюшен и других зданий комплекса была закончена в 1795 году. Двумя годами позже освящен красивый и величественный храм Екатерины. Одновременно устраивался и парк.
В основе планировочного решения усадьбы лежала выработанная к концу XVIII столетия развитием русской культуры схема, типичная для многих русских крупных усадебных комплексов. центральным ядром композиции комплекса был дворец, широко раскинувшийся боковыми криволинейными в плане крыльями в вершине громадного "почетного двора" - курдонера. С боковых сторон двора располагались корпуса оранжерей, а передней стороной являлась каменная ограда с монументальными воротами въездов. К этому въезду подводила прямая, не длинная центральная липовая аллея. Она ответвлялась под прямым углом от основной широкой и длинной (в несколько километров) аллеи-дороги. По обе стороны центральной аллеи располагалась большая группа служебных зданий и хозяйственных строений: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи. Вместе с липовой аллеей эта группа зданий замыкала парадный двор с юго-запада. От основной широкой аллеи, проложенной параллельно парадному фасаду дворца, начинается парк, который с двух сторон охватывает курдонер с его постройками, дворец и опускается к ручью с искусственными прудами. Аллея, минуя пределы фасада усадьбы, заканчивается площадью, на которой господствует выразительный объем церкви Екатерины. За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка. Характер размещения архитектурных элементов ансамбля - парадный, симметричный, создающий торжественную композицию застройки с точно рассчитанной последовательностью восприятия и с акцентами на архитектуре зданий и сооружений. Все объемно-пространственное построение ансамбля неразрывно связано с природным ландшафтом, имеющим открытый, с небольшими редкими рощами всхолмленный рельеф, широту полей, уходящих вдаль, серебряную ленту ручья с зеркалами прудов и в лугах блистающую Ипуть. И над всем этим возвышаются дворец и храм - творения искусства, венчающие красивую природную картину. Массив зелени парка, открытые поверхности прудов, полян и садового партера перед дворцом, строгая и торжественная архитектура сооружений некогда создавали целостную и впечатляющую панораму, грандиозно раскинувшуюся по высоким холмам и видную за несколько километров.
После смерти в 1812 году создателя усадьбы П.В. 3авадовского начался длительный период постепенного низведения ее, распродажи целиком и по частям, хищений, разрушений и почти полного уничтожения.
Первым на этот путь встал сын-наследник В. 3авадовский, продавший усадьбу генерал-аншефу В.В. Энгельгардту, владевшему ею до 1835 года. После этого усадьбу унаследовал его сын А.А. Энгельгардт, который продал имение в 1847 году барону Черкасову.
Но прежде чем продать усадьбу целиком, Энгельгардты распродали и вывезли в другие свои поместья много ценного из коллекций и оборудования Ляличей.
Бронзовая статуя кагульского героя Румянцева была продана черниговскому губернатору, который подарил ее городу Глухову. В этом городе была некогда сосредоточена административная деятельность русского полководца, и там скульптуру использовали в качестве памятника ему. Проект памятника был составлен видным архитектором Н.А. Львовым. Памятник стоял в городе до 1942 года, когда фашисты распилили его на части и пытались увезти в Германию. Но на станции Слоут партизаны отбили эшелон с награбленным имуществом. Местным жителям удалось спрятать и сохранить голову статуи, а в 1943 году передать в глуховский музей. С 1953 года она находится в Сумском краеведческом музее.
Мраморная статуя Екатерины, украшавшая парадную гостиную Ляпичского дворца, находится в музее скульптуры Академии художеств в Ленинграде. От Черкасова Ляличи попадают к гвардии ротмистру Н.А. Атрыганьеву, а тот в 1875 году продает их петербургскому миллионеру-антиквару Линевичу. Последний, по торгашески, быстро расправился с ценностями усадьбы - вывез почти все, что только имело какую-либо художественную или антикварную ценность: гобелены, мебель, картины, статуи, книги и прочее. После нашествия антиквара в доме остались лишь мозаичные полы, лепные потолки, шкафы красного дерева да кое-какая малоценная громоздкая мебель.
Линевич распродавал вывезенные из Ляличей художественные произведения в различные руки: парижскому банкиру Ротшильду было продано бюро Марии-Антуанетты с бронзовыми украшениями Гутьера и с медальонами севрского фарфора, выполненными Буше. Теперь это бюро находится в собрании Луврского музея во Франции. Кровать Марии-Антуанетты была продана Кенсингтонскому музею в Англию; гобелены - в парижский дворец Трокадеро; часть ляличских сокровищ попала во дворцы Павловска и царского Села, остальная разошлась по музеям Европы и Америки.
Безвестный поэт-путешественник, в начале 1860-х годов посетивший Ляличи, описал усадьбу и состояние, в каком он ее застал, включив и местные легенды:

Вот здесь великая царица
Приют любимцу создала,
Сюда искусство созвала
И все, чем блещет лишь столица,
В немую глушь перенесла.
План начертал Кваренги смелый,
Возник дворец, воздвигнут храм.
Красивых зданий город целый
Везде виднеет здесь и там.
Великолепные чертоги!
Ротонда, зал роскошных ряд...
Со стен на путника глядят,
С ковров красавицы и боги.
И, полный вод, лугов и теней,
Обширный парк облег кругом,
Киоски и беседки в нем,
И бегают стада оленей,
В зверинце темном и густом.
Под куполом, на возвышенье,
Руки художника творенье,
Стоял Румянцева колосс.
Но все ток времени унес:
Еврей Румянцева увез.
Широкий двор травой порос,
И воцарилось запустенье
В дворце и парке. Только там
Порою бродит по ночам
Жена под черным покрывалом,
В одежде черной... кто она?
Идет по опустевшим залам...
Ее походка чуть слышна,
Да платья шум, да в мгле зеркал
Порою лик ее мелькал.
Еще видение другое:
По парку ездит в час ночной
Карета. Стук ее глухой
Далеко слышен. Что такое –
Карета та? Кто в ней сидит?
Молва в народе говорит,
Что будто в ней сама царица
С своим любимцем парке мчится...

("Русский архив",1883 год, книга 2)

После Линевича владельцы усадьбы мельчают - купец Самыков распродает остатки ее имущества. Как пишет журнал "Русский архив" (1887 год), ляличская библиотека, состоявшая из 3750 томов, была куплена в 1878 году у него стародубским книготорговцем Нероновым. А затем и вся усадьба продана гомельским купцам Голодцам. Эти дельцы распродали и растащили остатки того, что не успели истребить их предшественники. В это время не брезговали ничем. Некий ловкий "поклонник красоты" перетащил к себе в деревню Чешуйки два скульптурных панно, выломанных из стен дворца, и прилепил их к своей хате, "украсив" ее доступным ему способом. Уже к началу XX века дворец являл собой дикое зрелище: выломаны оконные переплеты, содраны полы, и среди всего этого разрушения нелепо и обреченно выглядят роскошнейшие росписи стен и потолков, лепнина...
Такое положение усадьбы встревожило архитектурно-художественные и историко-культурные круги русской интеллигенции. По поручению "Общества защиты старины" в 1911-1913 годах архитектор-художник А.Я.Белобородов произвел обмеры и фотографирование Ляличского дворца и храма Екатерины. Часть из этих материалов ныне хранится в музее архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Чертежи Белобородова в 1913 году были изданы в книге Ф.Ф. Горностаева "Строительство графов Разумовских в Черниговщине" с подробным описанием зданий.
В 1914 году Гомельская епархия приобрела усадьбу с целью ее восстановления и использования для размещения учительской школы, сельскохозяйственного высшего училища и церковно-приходской школы. Для реставрации дворца был приглашен художник Н.А. Протопопов. На месте разобранных еще в XIX веке оранжерей было решено возвести два одноэтажных каменных корпуса с двумя портиками по фасаду каждого из них. Южный корпус - учебный; северный - административно-хозяйственный, столовая и общежитие учащихся. Удалось возвести один южный корпус. 6 мая 1915 года в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета русской армии на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 года была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 года состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.
А в 1918 году Ляличи были сожжены. Погиб главный дворец, от него остались только руины подвальной части и одиноко стоящие колонны главного портика. Боковые флигели, также горевшие, впоследствии были восстановлены. В усадьбе разместилась еврейская коммуна, позднее преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла. Свою "деятельность" артельщики начали с заготовки древесины в парке, вырубив туевую аллею. В 30-х годах дворец вообще наполовину разобрали, и кирпич пустили на строительство картонной фабрики в Сураже. Общее бесхозяйственное использование в соединении с развившимся кладоискательством (бытовала легенда о "несметных сокровищах", где-то скрытых в стенах дворца), заставлявшим долбить стены, привели почти к полному уничтожению дворца и всех других построек. В поисках мнимых сокровищ уничтожали реальные ценности...
Последний удар Ляличам нанесла Великая Отечественная война.
К настоящему времени из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей (переделанный в конюшню) и церковь Екатерины. Огромный парк (1349 на 1180 метров) во многих местах вырублен и сильно запущен.
Левое крыло дворца в 1968-1971 годах было приспособлено для размещения школьных помещений. Силами учащихся, без какого-либо проекта восстановления, в боковом корпусе были размещены школьный спортивный зал, в полуподвале под ним небольшая котельная и мастерская. В криволинейном крыле - несколько классов и под ними учебные мастерские. Просуществовала школа не долго. Был владельцем дворца и садоводческий совхоз "Мичуринский". Его службы занимали правый боковой корпус "особо почетных гостей" и построенный в 1915 году южный учебный корпус на боковой стороне парадного двора. И этих нет. Зато видна деятельность вандалов, продолжающих методично добывать кирпич из руин.
История усадьбы Завадовского продолжается. Какой она будет – зависит от нас. Возникает вопрос: есть ли смысл в наши дни думать о сохранении Ляличского ансамбля, о его использовании? Может быть, предоставить его собственной судьбе, которая неуклонно на протяжении полутораста лет только и делает, что наносит ему удар за ударом? После блестящего возникновения в конце XVIII века все остальное время - это только непрерывная цепь всевозможных утрат для него. Прежде чем ответить на этот вопрос, надо подумать о значении ансамбля в развитии русской архитектуры и паркостроения, подумать о его роли и месте в современной застройке села Ляличи.
Ляличский ансамбль был выдающимся произведением искусства эпохи русского классицизма конца XVIII века. С его созданием тип русской дворцовой усадьбы получил наиболее полное и законченное выражение. Построенный в период расцвета реалистического архитектурного стиля, он является широко известным памятником той эпохи. Проект ансамбля был выполнен в зените творческой деятельности замечательного представителя русской архитектуры Джакомо Кваренги и является одной из лучших его работ.
Совершенство и размах ансамблевого замысла и его осуществления, безупречная чистота стиля архитектуры, оригинальность композиции, счастливая найденность пропорциональных соотношений элементов ансамбля и гармония общего решения, редкая художественность при строгом характере архитектуры, лаконичность и выразительность языка форм, высокое качество технического исполнения построек и выдающееся мастерство паркостроителей, проявленное в использовании, в сущности, обычной местности для исключительно красивого парка, - вот в чем ценность и образец для нас сегодня Ляличского архитектурно-паркового ансамбля.


Церковь Екатерины возведена в усадьбе графа П.В. Завадовского в 1793-97 гг. Великолепный храм в стиле зрелого классицизма, построен по проекту Дж. Кваренги. Разрушение ансамбля началось вскоре после революции, к 1980-м гг. церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х гг. проведена частичная реставрация. В 2007 г. открыта отдельная областная программа по реставрации церкви.

УСАДЬБА ЗАВАДОВСКОГО. Церковь Екатерины.
Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами. Мощные пилоны с приставленными к их граням трехчетвертными колоннами ионического ордера несут при помощи под-пружных арок и парусов барабан с деревянным оштукатуренным куполом необычной конструкции, начинающимся прямо от основания арочных окон барабана. Угловые квадратные в плане ячейки имели крестовые своды, за исключением юго-западной, круглой, в которой находилась лестница на хоры. Последние занимали весь поперечный западный неф, опираясь на две колонны в соответствующем рукаве креста. Алтарную часть также перекрывал коро-бовый свод с конхой над апсидой, небольшие проемы в полуциркульных арочных нишах по сторонам вели в низкие жертвенник и дьяконник с плоскими балочными перекрытиями; аналогичные перекрытия у галерей с колоннами, в которых устроены входы в нижние ярусы колоколен, где размещались лестницы наверх, к звону. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов. Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично). Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз; в завершении их, над капителями колонн великолепного рисунка, располагался антаблемент с широким гладким фризом и нарядным карнизом, украшенным акантом, сухариками и овами. Арки проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами изящного декора; подпружные арки и основание барабана выделялись более мощными карнизами с валиком из листьев. В окнах кое-где остались прежние решетки из вертикальных пик.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (20.09.1744-1817) - человек удивительной судьбы и выдающихся дарований. Целая большая жизнь поиска, практики и стремления к совершенству. Во всём мире он известен как выдающийся зодчий, мастер классической архитектуры и последователь великого А. Палладио (1508-1580). Знаменитый своими постройками в Петербурге и Москве, Кваренги так же оставил значимый след и в родной Италии и в Российской провинции. Удивительно, но время не щадит даже такие великие имена.

В 2017 году исполняется 200 лет со дня смерти гениального зодчего. Государственный Эрмитаж посвятит этой дате выставки «Архитектура Кваренги в фотографиях» http://hermitagemuseum.org и «Джакомо Кваренги (1744 – 1817). Архитектор и рисовальщик» http://hermitagemuseum.org . и … всё.

В Италии, судя по информации сайта http://www.vallimagna.com/giacomo-quarenghi/ , программа шире, даже планируется создать премию имени Кваренги.
Историю памяти и забвения имени Кваренги проследил В.Пиляровский в своей книге «Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник» (Стройиздат, 1981г.). Предлагаю некоторые факты из этого исследования:

Первым биографом Кваренги был его сын Джулио, который наследовал большой архив отца. Часть графического наследия отца он опубликовал в гравированных альбомах в 1821 и 1844 гг.

Примерно в это же время брат архитектора Франческо Мария Кваренги сделал попытку собрать все документы зодчего воедино. Рукописное собрание состояло из 109 томов и получило название «Документы дома Кваренги». Большая часть этих документов впоследствии пропала бесследно. На данный момент в библиотеке города Бергамо хранятся два рукописных тома из фамильной коллекции, а так же пять альбомов малого формата с рисунками зодчего и большое количество оригинальных чертежей, частично переплетённых в альбомы.

Следующей публикацией после альбомов составленных Джулио Кваренги стала биография зодчего, написанная Рафаэле Парето в 1862 году.

В 1868 г. В журнале «Бергамо» появилась большая биографическая статья о зодчем, для написания которой её автор Пазио Локателли использовал хранившиеся в городской библиотеке документы.

В 1914 г. В Бергамо появилась развёрнутая «Биография архитектора Джакомо Кваренги», написанная А. Мацци. Он опирался на предыдущие публикации, на сохранившиеся в библиотеке Бергамо фрагменты архива, и конечно, на известное письмо Джакомо Кваренги к Луиджи Маркези, написанное 1 марта 1785 г.

Затем в Италии на долгое время забывают Кваренги.

В 1935-1947 гг. в журналах города Бергамо появляются статьи, посвященные зодчему.

В 1957, в год 140-летия со дня смерти Кваренги, выходит основательный труд Луиджи Анжелини о рисунках и чертежах Кваренги, находящихся в Бергамо, а так же его публикации в римском архитектурном журнале. Благодаря Анженини информация о графическом наследии Кваренги, хранящемся в библиотеке Бергамо и в частных собраниях бергамских коллекционеров стала известна широкой публике, вызвала большой резонанс и явилась импульсом для ряда грандиозных мемориальных мероприятий в Ленинграде и в Бергамо в 1967 году.

В 1967 году было осуществлено перезахоронение останков Кваренги в некрополе Александро-Невской лавры в Ленинграде. Тогда же, был установлен бюст зодчего перед зданием Ассигнационного банка, одной из выдающихся работ Кваренги.

Юбилейный 1967 и последующие несколько лет характеризуются большим всплеском выставок, публикаций и мероприятий в России и в Италии, посвященных памяти великого зодчего.

В России первые публикации о Джакомо Кваренги появились только в 1872 г. П.Н. Петров, опубликовал краткие сведения о зодчем. Статья появилась в связи с кампанией, начатой архитектором Э.И. Жибером, по сбору средств для возобновления обветшавшего намогильного памятника Кваренги на иноверческом Волковском кладбище в Петербурге. Вспыхнувший было интерес к архитектору Кваренги на второй Родине зодчего вскоре погас.

Только в начале ХХ века, когда по инициативе И.Э. Грабаря началась подготовка издания Истории русского искусства, в третьем томе её появился обстоятельный очерк самого Грабаря о деятельности Кваренги в России. Биографические сведения о Кваренги и его итальянском периоде жизни автор позаимствовал из гравированных альбомов, изданных в Италии сыном зодчего Джулио Кваренги в 1821 и 1844 гг.

Творческая биография Кваренги была напечатана в 1911 г. в великолепном каталоге Исторической выставки архитектуры, в котором И.А. Фомин среди справок о других архитекторах привёл подробные сведения о деятельности Кваренги.

Юбилейный 1967 год дал поклонникам искусства массу информации о разносторонней деятельности гениального итальянца. Среди авторов монографий того периода о творчестве Кваренги самыми известными, пожалуй, были работы Г.Г. Гримма, В.Н. Талепоровского, В.А. Богословского; позже, в 1981 году вышло авторитетное, подробное издание В. Пиляровского.

В 2012 году Банк Росси выпустил памятную серебряную монету «Творения Джакомо Кваренги» номиналом 25 рублей (тираж 1500 шт.) http://meshok-monet.net

На сегодняшний день имя Кваренги в России менее известно, чем его выдающиеся работы, число которых, к слову, за минувшие 200 лет значительно сократилось. Причины известные: революция, войны, нигилизм, а в последнее время – элементарное равнодушие. А ведь каждая из работ Кваренги – это частица его дара, души, огромной любви к России и образец высокого искусства, уже почти иссякшего в наши дни.

Давайте вместе сохраним одну из них.

Огромное спасибо Елене Абелевой за статью "Архитектурно-усадебный ансамбль графа П.В. Завадовского в с. Ляличи" и Галине Пикиной, автору книги "Ляличи" - они организаторы петиции https://www.change.org/p/остановите-окончательное-разрушение-великой-усадьбы-пока-еще-не-поздно в поддержку усадьбы, которая собрала уже 32 тыс. голосов из 35 тыс.

Дорогие друзья! Многие уже слышали о петиции, которую составил москвич Олег Абелев
https://goo.gl/UdJn40 . Знакомые и незнакомые люди спрашивали меня, как связан автор петиции с далёкими и забытыми Ляличами. Связь самая прямая: мама супруги Олега Елены Абелевой http://vk.com/id410168 родом из этих мест. Более того, любовь к родному краю у Елены проявляется в решительных действиях, которые, хочется верить, принесут свои плоды в виде восстановленного величия Ляличского архитектурного ансамбля.
А пока - знакомлю вас с её статьёй, где она описывает легендарную усадьбу П.В.Завадовского и делает сравнительный анализ с другими усадьбами Брянской области, которые были построены примерно в одно и тоже время с Ляличским ансамблем (конец XVIII-нач.XIX вв.).

"Легендарная" усадьба первого министра просвещения России графа Петра Васильевича Завадовского в селе Ляличи Суражского района Брянской области является не только уникальным историко-архитектурным памятником федерального значения, но и одним из выдающихся шедевров мировой архитектуры XVIII-XIX веков.
Граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) - один из просвещеннейших людей своего времени, государственный деятель Российской Империи, сенатор, первый министр просвещения родился в селе Красновичи Стародубского полка (ныне - Унечский район Брянской области). Он происходил из древнего польского дворянского рода Завадовских, принявшего русское подданство в начале XVII столетия. О факте польского происхождения этого рода красноречиво свидетельствует его герб, на котором изображена сидящая прямо девица, одетая в царскую корону и держащая руки распростертыми наподобие креста. По наиболее распространенной исторической версии, происхождение этого геральдического символа уходит своими корнями в Англию, один из королей которой, оставив после своей смерти сына и дочь, первому завещал свое недвижимое имение, а второй - движимое имущество. Приближенные к новому королю люди посоветовали ему убить свою сестру, чтобы она не вывезла за границу отцовского наследия. Брат решил отдать девушку на съедение медведям, посадив её в медвежью берлогу, но "не только медведь ей ничего не сделал, напротив, она обуздала его своим поясом и выехала на нем". Брат увидел это, счел за проявление чуда и выдал ее за лотарингского князя. В память об этом событии потомками этой девушки был описан герб рода. Спустя некоторое время потомки переехали жить в Богемию (ныне территория Чешской Республики), а оттуда в Польшу.
Грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, спроектированный выдающимся зодчим итальянского происхождения Джакомо Кваренги, вот уже не один век притягивает не только брянских историков, краеведов, музейных работников, экскурсоводов, но и любителей старины со всех уголков России и зарубежных стран.
Это был изумительный по красоте и гармонии ансамбль своего времени - Екатеринодар, здания которого, выдержанные в стиле зрелого классицизма, органически вписывались в окружающий пейзаж. В 1790-1795 годах был возведён трёхэтажный дом-дворец, многочисленные хозяйственные помещения, в 1793-1797 годах построена церковь Св. Екатерины, разбит парк с английским садом, созданы озёра с живописными островами. К сожалению, время вкупе с отсутствием ухода за постройками усадьбы сделали своё черное дело: в наши дни от былого великолепия не осталось практически ничего. Большой дом-дворец – в руинах, парк – зарос бурьяном. Более-менее сохранилась лишь церковь Св. Екатерины.
Несомненно, сложно недооценить ту масштабность и размах с которыми строился Ляличский дворцово-парковый ансамбль в конце XVIII века. В свете этого невольно рождается мысль о высокой ценности материальной культуры прошлых эпох в контексте необходимости восстановления памятников истории и архитектуры.
Безусловно, надо понимать, что в конце XVIII века данный проект требовал помимо материальных затрат, еще и колоссального ручного труда - как крепостных крестьян, так и наемных специалистов. Следует отметить, что кирпич для строительства усадебного комплекса доставлялся из Мглина (более 20 км от Ляличей) крепостными. Существуют различные версии относительно технологии строительства и доставки строительных материалов к месту будущей усадьбы. По одной из них, кирпичи для возведения стен и перекрытий передавались "из рук в руки" до места непосредственной стройки. По другой версии, которая, по мнению автора, больше претендует на истину, кирпич изготавливался недалеко от усадьбы в специально сооруженных печах. Поскольку усадьба возводилась еще до появления цемента (а в России его стали производить только в начале XIX века), прочность кладки, которую можно наблюдать и по сей день, обеспечивалась добавлением в раствор яичных желтков.
Желанное имение было даровано П.В. Завадовскому в 1775 г. государыней императрицей Екатериной II за заслуги в русско-турецкой войне, о чем хлопотал сам фельдмаршал П.А. Румянцев.
В силу того факта, что П.В. Завадовский был уроженцем соседнего с Ляличами села Красновичи в 6-м поколении, выбор на первое пал неслучайно. Размеры имения составляли около 40 тыс. десятин земли, дарованной с 2,5 тыс. душ крепостных крестьян.
Для того, чтобы читатель мог мысленно перенестись в конец XVIII века и представить себе масштаб усадьбы графа П.А. Завадовского в Ляличах, приведем примеры других усадеб Российской империи того времени, принадлежавших людям и соратникам его круга.
Под последнюю вполне подходит усадьба князя Г.А. Потемкина-Таврического (1739-1791) в с. Покровское Смоленской области, являющаяся выдающимся памятником классицизма с представительной внешней композицией и богатой внутренней художественной отделкой (см. рис.1 в Прил.).
Готовясь к приезду императрицы, князь решил возвести помпезный дворец и принять в нем Екатерину II. Строил его предположительно известный архитектор И.Е. Старов в период с 1785 по 1786 г. Дворец поражал своим великолепием: трехэтажный, с красивой ротондой, на крыше которой в сумерках зажигались большие фонари. Сложенный из большемерного кирпича, дворец имел 60 комнат с расписными стенами. Но, увы, императрица проехала мимо и не заехала в Покровское. Постепенно роскошный дворец ветшал. В 1918 г. он был национализирован, а в 1920-е гг. сгорел. Так исчез один из красивейших дворцов бывшей Смоленской губернии. Не осталось даже руин...
Еще одним примером прекрасного образца дворцово-паркового искусства начала XIX века может служить имение графов Гудовичей в Ивайтенках (ныне - с. Старые Ивайтенки Унечского района Брянской области) - фаворитов Петра III и Павла Петровича. Сегодня облик усадьбы, разграбленной и уничтоженной в первые десятилетия советской власти, известен нам по ряду документов. К таковым, например, можно отнести записки немецкого врача и путешественника Отто фон Гуна, в которых он живописнейшим образом описывает весь садово-парковый ансамбль имения. До наших дней от величественной прежде усадьбы сохранились лишь остатки сиреневой аллеи, которая когда-то спускалась от оранжерей к пруду.
На рубеже XVIII - XIX вв. в Малороссийской губернии параллельно с Ляличами строились такие крупные архитектурные ансамбли, как, например, Гетманский дворец К.Г. Разумовского в Почепе (60-е гг. XIX в.) архитектора Жана Батиста Мишеля Валлена-Деламота (1729-1800), . Среди других известных работ этого архитектора значатся Гостиный двор на Невском проспекте Петербурга, здание Малого Эрмитажа. Также сюда можно отнести усадьбу княжны Воейковой в Комаричах (ныне п. Лопандино Лопандинского сельского поселения Комаричского района Брянской области), строительство и расцвет которой пришлись на конец XIX века. К сожалению, до наших дней большинство из этих памятников дворянской усадебной культуры дошло в сильно заброшенном состоянии.
Итак, мы видим, что в это же время на территории соседних губерний возводились похожие по своей красоте усадьбы, но дворец в Ляличах остается на особом счету. Почему же?
Стоит сказать, что стиль и грандиозность постройки, как это часто бывает в истории, определил случай.
Как-то граф П.В. Завадовский присутствовал на обсуждении проекта здания Ассигнационного банка в Санкт-Петербурге, автором которого являлся уже известный на тот момент зодчий итальянского происхождения Джакомо Кваренги. В 1779 г. он был приглашен в Россию, где впоследствии приобрел свою вторую родину и воплотил в реальность свой высокохудожественный талант.
Стоит напомнить, что на тот момент Россия на протяжении 11 лет практически без перерывов вела военные действия с Османской Империей. Для обеспечения их финансовой поддержки использовались металлические деньги, серебряные монеты, но по мере все большего вовлечения страны в войну, серебра в казне становилось все меньше, что скоро привело к его острой нехватке, да и обращение большого количества металлических денег само по себе доставляло массу неудобств. Таким образом, по примеру Германии было решено наладить выпуск бумажных банкнот - ассигнаций. Для этих целей в 1769 г. был основан Ассигнационный банк, строительство которого продолжалось 7 лет - с 1783 по 1790 г. (ныне - Садовая ул., д.21 в Санкт-Петербурге). Стоит взглянуть и оценить, насколько сильным является архитектурное сходство обоих проектов: здания Ассигнационного банка и дворца в Ляличах.
Граф настолько был впечатлен проектом и красотой набросков именитого архитектора, что сама императрица Екатерина II, увидев это, предложила ему свое содействие в строительстве имения для личного пользования. На это граф ответил буквально следующее: "В сих хоромах, матушка, вороны будут летать", указывая на тот факт, что данная постройка будет слишком велика для холостяцкого жилья. Однако императрица настояла на своем и по преданию собственноручно вносила изменения в наброски архитектора и принимала непосредственное участие в создании очередного шедевра Дж. Кваренги.
В свете этих фактов и "фатального" указания графом на "хоромы" и "воронов", невольно напрашивается аллегория, переносящая нас из XVIII-XIX веков, приходящихся на расцвет усадебного комплекса, в век XX, а затем и современное время, когда мы наблюдаем практически полное запустение некогда былого величества и могущества Ляличского ансамбля.
Возвращаясь к описанию структуры дворцово-паркового ансамбля в Ляличах, упомянем о большой липовой аллее, протянувшейся от р. Ипуть до церкви Св. Екатерины и встречавшей каждого, кто прибывал в усадьбу. От центральной аллеи ответвлялась вторая, перпендикулярная ей, которая вела к центральным воротам усадьбы и главному дворцу.
Дворец представлял собой центральное здание с двумя флигелями, которые соединялись между собой полукруглыми одноэтажными крыльями галерей. Главный корпус дворца был трехэтажным. Дом имел два парадных входа: со стороны дворца и со стороны парка. Оба фасада были оформлены портиками из шести колонн и фронтонами. Центральные фасады, как и боковые, украшали лоджии на уровне второго этажа. Крышу венчал купол, через четыре окна которого щедро лился свет в центральную залу дворца. Фасады всех частей дома отличались строгостью форм и сдержанностью декора. Несмотря на тот факт, что внешнее убранство дворца отличалось некой выдержанностью и лаконичностью, внутреннее наполнение практически "кричало" о своем величии и безудержной помпезной роскоши. По одной из многочисленных легенд в здании находилось около 365 комнат - по числу дней в году. Ежедневно одну из них готовили к приему Екатерины II.


На первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения, на втором - столовая, гостиная и парадные залы, на третьем - жили сами Завадовские. Трапезы проходили под игру музыкантов и пение хора. Полуподвальный этаж, связанный лестницами с верхними этажами, служил просторным помещением для многочисленной прислуги, кухни, кладовых и пр. Одноэтажные флигели предназначались для гостей. Планировка дома была анфиладной, т.е. дверные проемы последовательно прилегающих помещений располагались на одной оси.
Войдя во дворец, посетитель попадал в просторный вестибюль, стены которого украшали полуколонны и скульптурное панно. Здесь же находилась самая большая статуя Екатерины II, изображавшая императрицу в полный рост. По преданию, взглянув на нее, многие дамы падали в обморок, а кавалеры – на колени; настолько правдоподобно она была сделана. В угловых нишах располагались печи.
Из вестибюля выходили двери в правое и левое крылья дворца. Еще два прохода вели в коридоры, соединяющие переднюю и остальные помещения первого этажа. Очевидцы отмечали умеренность и лаконичность этих комнат. Исключение составлял кабинет графа, в котором, по описанию историка архитектуры Ф.Ф. Горностаева, висел - плафон, "прелестное сочетание зеленого и желтовато-серого цветов, служащих фоном для нежно-синего неба с тремя резвящимися амурами в центре, окаймленного кругом решеткой с вензелевыми знаками под графскою короной".
Завадовский был большим ценителем искусства, поэтому внутренние интерьеры усадьбы изобиловали всевозможными предметами антиквариата, на которых граф не жалел средств: картинами, различными старинными и драгоценными вещами, канделябрами, люстрами, гобеленами, статуями, бронзовыми украшениями, часами, золотой и серебряной посудой, хрусталем.


Роскошен был и второй этаж, куда вели несколько лестниц: служебные, соединявшие все этажи и хозяйственные постройки, и парадная. У самого ее основания парадная лестница расходилась на два параллельных пролета. Стены, образованные пролетами, были украшены всевозможными фресками и пейзажами местных видов. Таким образом, даже в зимнее время, благодаря этим живописным произведениям, у гостей дома, да и у самих хозяев всегда присутствовало ощущение единения с природой, что являлось, безусловно, основополагающим моментом при строительстве усадебного комплекса.
Второй этаж встречал гостей аванзалом, через который они попадали в круглый зал, находившийся под центральным куполом. Опорой величественной конструкции служили 16 колонн, парами расположившихся вдоль стен.
Из круглого зала можно было попасть в главную парадную гостиную дворца. Левая дверь вела в женскую половину, правая - в столовую, или в Екатерининский зал. Здесь располагалось изображение императрицы во всю стену. На других стенах присутствовали рельефные изображения, которые наряду с портретом составляли некую аллегорическую композицию.
Со стороны парка столовая соседствовала с зеркальным залом, где проходили балы и концерты, в хорах располагались музыканты. Расположение зала обеспечивало ему прекрасное естественное освещение. Солнечный свет отражался в многочисленных зеркалах, визуально еще более увеличивая помещение.
В левой части дворца располагались помпезные будуары, обстановка которых заказывалась в Европе. В одной из таких комнат стояла кровать, украшенная одноглавым орлом и бюро с бронзой и медальонами работы Буше.


Эти вещи принадлежали Марии Антуанетте и были куплены после ее казни для Екатерины II, но государыня не взяла их во дворец в связи с тем фактом, что они напоминали ей о трагической смерти французской королевы и отдала их в дар графу П.В. Завадовскому, который перевез их в свои Ляличи. Внутреннее убранство третьего этажа было намного скромнее, чем второго. Здесь располагались графские покои, детские комнаты, а также комнаты для занятий четы Завадовских.
Теперь давайте мысленно выйдем из главного дворца и перенесемся на просторы типичной природы малороссийской глубинки: прогуляемся по живописным местам и тропкам Ляличского парка.
Парк создавался по единому замыслу одновременно со строительством усадьбы и занимал территорию около 150 гектаров, будучи окаймленным по периметру массивной двухметровой кирпичной стеной, простиравшейся на много верст вдоль живописной холмистой местности.
Большое внимание уделялось пейзажному парку в "английском" стиле. Таким термином называли парки, разбитые со свободным, "естественным" размещением зелени в виде природных рощ, групп и одиночных деревьев в сочетании с кустарниками разных видов и размеров. Насаждения чередовались с полянами и лужайками неправильной формы.
Английский (пейзажный, иррегулярный, ландшафтный) парк был в конце XVIII века крайне популярен в усадьбах Российской империи. Это направление садово-паркового искусства сложилось в нач. XVIII в. в Англии на контрасте с барочным, регулярным парком во "французском стиле" Ленотра.
Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству.
Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл ещё дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы. В XVIII-XIX веках в России парки делались по обоим планировочным системам, часто в комбинационном сочетании ландшафтной и регулярной планировки.
Какие же памятники садово-паркового искусства на территории Малороссии XVIII-XIX вв. нам известны?
Пожалуй, кроме вышеупямнутого имения братьев Гудовичей на Брянщине, стоит сказать и о созданном в одно время с Ляличским ансамблем усадебном парке в Подмосковном Остафьеве - имении князей Вяземских. Его облик был определен А.И. Вяземским. План усадьбы, выполненный в 1805 г., отразил вкусы и мировоззрение человека эпохи Просвещения. В 1820-е годы П.А. Вяземский несколько изменил образ парка в соответствии с близкими ему идеями романтизма. В начале XX столетия последний владелец усадьбы граф С.Д. Шереметев установил в парке памятники Н.М. Карамзину, П.А. Вяземскому, В.А. Жуковскому, А.С. Пушкину. Современный парк в Остафьеве - это парадный партер в южной части, прямоугольные боскеты, прилегающие к дому с северной стороны, роща, кенконс, липовая аллея, пруд-копань, сеть дорожек, живописные куртины, лужайки. Над прудом - терраса, с которой открывается великолепный вид на окрестности усадьбы. Через пруд - мостик, а на высоком берегу - располагающая к дружескому общению беседка "Храм Аполлона".
Снова вернемся в Ляличи. Регулярную зону парка в Ляличах составляли большой парадный двор дворца - курдонер, цветочный партер, простиравшийся от паркового фасада дворца почти до озера, и частично фруктовый сад, входящий с южной стороны на территорию парка. Именно отсюда осуществлялся вьезд в парк. Вся остальная территория была оформлена как продолжение живой природы, о чем свидетельствует акварель художника XIX в. А.М. Кунавина, выполненная с натуры в начале XIX века.
Среднюю часть парка занимала система искусственных прудов. Два больших пруда, или озера, и один малый - находились в самом парке; четвертый примыкал к его территории, а пятый находился выше по течению в долине ручья Излучье, разделявших территорию парка на две части: западную и восточную. Все водоемы имели свободные природные очертания, и лишь земляные плотины напоминали об их искусственном происхождении. Вокруг каскада прудов строилась вся композиция паркового пространства. Многочисленные живописные тропинки, пронизывающие парк, а также земляные плотины и всевозможные мостики с переездами в своем единстве создавали прекрасные видовые позиции, гармонично вписывающиеся в общую концепцию паркового ансамбля и ландшафта. Озеленение парка сочетало в себе одновременное использование местных пород деревьев и кустарников: березы, дуба, клена, сосны, липы, черной ольхи, тополя, ясеня, бересклета, калины, шиповника, сирени и несвойственных местной флоре растений - барбариса, дерна красного, дрока, спиреи. В юго-восточной части парка существовала целая аллея из туй, по краям главной аллеи были высажены липы и дубы.
П.В. Завадовскому доставляла огромное удовольствие забота о парке, саде и постройках. Любовь графа к Ляличскому поместью разделял и его родной брат Илья, который управлял имением в отсутствии Петра: "В брате имею хорошего хозяина, который обо мне и обо всех один печется; без него мучался бы я, вместо того, что на готовом живу. Не с одной сей стороны, но и с нравственной человек редкий" .
Однако молодая супруга графа не разделяла его любовь к сельской жизни и часто выезжала в Батурин (ныне - Черниговская область, Украина) к своей матери.
Вот как в июне 1800 г. рассказывает об этом факте граф Завадовский в письме своему другу: "Вера Николаевна поехала к своей матери, а я один на хозяйстве. Занимаюсь садом и строением нужным, чтоб из старого дома переселиться в новый. Я довольно привык к образу жизни, свойственному моему положению... я с утра до вечера в лесу на охоте и забываю все выгоды, которые держат нас в столице". Деревенская жизнь очень тяготила Веру Николаевну и заставляла ее скучать. Она, хоть и вышла замуж по любви, стала жаловаться на меланхолию: "Никогда в жизни, я не чувствовала себя более одинокой, и мне было бы трудно привыкнуть к такого рода жизни, не имея даже подруги при себе. Я делаю все, что могу, чтобы казаться веселой при муже, чтоб его не раздражать, но не знаю долго ли я это вынесу" . Ясно, что при её молодости, красоте и жажде светских успехов, домашняя жизнь со стареющим мужем, угрюмо погруженным в воспоминания о прошлом счастье и величии, представлялась Вере Николаевне весьма скучной.
Доподлинно известно, что в садах усадьбы выращивался ряд экзотических растений, к примеру, ананасы, которые очень жаловал сам П.В. Завадовский. Вот как описывает сей факт доктор французской императорской гвардии Доменик Пьер де Флиз: "Перед обедом подали на серебре закуску, затем сели за стол. Нас было двадцать человек. Я сел между нашими офицерами. Во время стола на хорах играла музыка. Стол был чисто французский; вина самые лучшие, а за десертом удивлялся я множеству ананасов, во Франции совершенно не известных. Эти плоды разводили в графских оранжереях....Заходили в большую оранжерею, состоявшую из целой аллеи столетних померанцевых деревьев, полных плодов; отсюда перешли в теплицу, где разводили ананасы, этот тропический плод".
Белоснежные цветки померанцевого дерева (семейства Цитрусовые) назывались Флёрдора́нж (фр. fleurs d’orange - «цветок апельсина»). Это дерево было довольно популярно в России того времени при оформлении садовых парков. Его высаживали при дворе Его Императорского Величества в пригороде Санкт-Петербурга, позже получившем название в честь этого дерева - Ораниенба́ум (от нем. Oranienbaum - померанцевое дерево или апельсиновое дерево - изображено на гербе города).
Интересен тот факт, что часто данный термин можно встретить в литературе, например, у Александра Ивановича Куприна в рассказе "Пунцовая кровь", где в испанском антураже возникает "чашка чая с флердоранжем", или у Антона Павловича Чехова в рассказе "Толстый и тонкий" при описании внешности одного из героев (Толстого): "Пахло от него хересом и флердоранжем".
Благодаря открытому склону, дворец был очень хорошо виден со всех сторон парка и являлся своеобразной доминантой во всей своей грациозной красоте. Для большего единения с природой, в композицию дворца были включены двухъярусные портики на парадном и парковом фасадах, а также широкие лоджии на боковых фасадах. Таким образом, достигался максимальный охват широчайших панорам для обозрения, простирающийся на все четыре стороны света.
Ближе к окончанию строительства граф П.В. Завадовский хвалился в письме другу: "Дом каменный без меня построен прекраснейший, а сад так возрос и умножился, что я вне себя был, прельщаясь различными видами. Садовник и архитектор призывали меня, чтобы по моим мыслям получить уроки на дальнейшие работы, но, я, увидевши вкус и знания их во всем том, что сделано, дал каждому из них полную волю остальное доделывать, указав только место, где чему быть. Мастерством сих людей столько я доволен!" .
К сожалению, до наших дней не дошло имен создателей проекта парка. Не исключено, что и сам Дж. Кваренги принимал участие в его создании и давал ценные советы по благоустройству. Есть и другая версия, связывающая творчество Дж. Кваренги с видным русским архитектором Николаем Александровичем Львовым. Два этих мастера имели общность во взглядах и принимали непосредственное участие в строительстве дворца в Москве для А.А. Безбородко. Существует версия, что Кваренги проектировал дворец, а Львов - усадебный парк.
С запада и севера открытая середина западной части парка обрамлялась дубравами и смешанными посадками деревьев и кустарников, с юга к ней примыкал огромный фруктовый сад, а также березовая роща.
За прудами, на противоположном к дворцу склоне, располагалась восточная часть парка, которую украшали "Летний дворец" и "Храм благодарности" (к сожалению, не сохранились до наших дней; рис. 9,10 в Прил.).
Крестообразный Летний дворец (1797-1801), предположительно спроектированный почетным членом академии Художеств, архитектором Н.А. Львовым, состоял из нескольких небольших помещений с расписанным куполом и верхним освещением. Два фасада здания были украшены римско-дорическими четырехколонными портиками, придававшими дворцу легкость и единение с природой. Отсюда открывались прекрасные виды парка во все стороны. Считается, что граф П.В. Завадовский любил проводить значительную часть своего времени именно здесь.
Храм-благодарности (1797-1801) представлял собой открытый двенадцатиколонный павильон-ротонду, увенчанный куполом, под которым красовалась массивная скульптура покровителя графа П.В. Завадовского - П.А. Румянцева-Задунайского. Скульптура была отлита из бронзы мастером Петербургского фарфорового завода Гатклу по модели скульптора академии Рашетта.
В 1779 году Рашетт был приглашен генерал-прокурором князем А. А. Вяземским на работу в Россию на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. В русском искусстве той поры утвердилось классицистическое направление, и скульптор, будучи приверженцем этого стиля, встретил здесь благодатную почву.
Монумент изображал фельдмаршала Румянцева во весь его исполинский рост в одежде римского воина. С непокрытой головой стоял он, опершись, слегка на ствол дерева, к которому прислонен щит с его фамильным гербом и девизом "Non solum armis ". В правой руке он держит фельдмаршальский жезл, в левой - щит. В ногах помещен свиток бумаг, на одной из которых надпись "Кагул. 1770 г., июль, 21 дня". Проектировал памятник также архитектор Н.А. Львов, а модель скульптуры, как говорилось выше, сделана французским скульптором Рашеттом. Граф Завадовский ежедневно приходил на это место, дабы совершить поклон своему добродетелю.
В качестве еще одного "знака высочайшего почтения и благодарности" к графу Румянцеву, мы можем отметить возведенный алтарь в Церкви Св. Екатерины, который содержал придел во имя Святых апостолов Петра и Павла. Эти апостолы были выбраны не случайно: напрашивается аналогия с именами графа Завадовского и фельдмаршала Румянцева.
Кроме главного усадебного дома, Храма-благодарности и Летнего дворца, на территории парка существовало около пятидесяти так называемых "затей"- всевозможных мраморных и гранитных статуй деятелей того времени, мостиков, беседок, пристаней, водопадов, которые органично вписывались в идею внутреннего убранства и наполнения садово-паркового ансамбля. Статуи располагались вдоль многочисленных дорожек парка, а также служили украшением беседок.
Следует отметить, что "затеи" в дворянских усадьбах появились в России в XVIII-XIX веках и выполняли в основном репрезентативную (показательную) функцию. Затея - это "изюминка" парка.
Одним из таких примеров садовых "затей" являлся Екатерининский парк (1717-1720) в Царском Селе - памятник архитектуры XVIII-XIX вв. , который состоял из двух частей: регулярного старого сада и пейзажного английского парка. Здесь были устроены садовые "затеи": беседки, трельяжи, боскеты; аккуратно подстриженные деревья были высажены правильными рядами вдоль прямых аллей.
Еще одним вариантом оригинальных "затей" является пример усадьбы Кусково, принадлежащей графам Шереметевым. В 1750-1770-х гг. по заказу Петра Шереметева в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими "увеселительными затеями", большим парком и прудами. Создание этого ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей. Достойным обрамлением дворцового комплекса и по сей день является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.
В Ляличах также существовало редкое по тем временам строение на территории дворянской усадьбы - зверинец, обитатели которого населяли рощи и поляны парка. До наших дней дошли письма оставшегося неизвестным гостя Ляличей в период владения усадьбой художником-пейзажистом Николаем Алексеевичем Атрыганьевым (1823-1891). Некоторые подробности жизни Атрыганьевых стали известны благодаря журналу: "Исторический вестник". Вот как незнакомец описывает имение: "После обеда поехали смотреть парк. В парке помещался зверинец, в котором на свободе водились различные дикие животные для охоты. В парке был охотничий домик, сторожки, беседки в виде древних храмов со статуями, много искусственных сооружений и большое озеро, замечательное своей плотиной, основание которой было сделано на сваях, вбитых вплотную одна около другой. На этом озере устраивались грандиозные катания на лодках и на катере с фейерверками и военной музыкой, которая часто бывала в Ляличах, потому что вблизи...стояли войска. Командиры полков и все офицерство подолгу гостили в гостеприимных Ляличах".
На тот момент зверинцы в России были прообразами современных зоопарков. Их можно было встретить в таких "дворянских гнездах", как Кусково, Архангельское.
В качестве фаворита Екатерины П.В. Завадовский пробыл недолго. Уже в середине 1777 года, отчасти вследствие интриг Потёмкина, императрица охладела к Завадовскому и тихо удалила его со двора. Из Петербурга П.В. Завадовский уехал в свое имение Ляличи, но вскоре снова получил вызов императрицы и 8 августа 1777 года опять был в столице. Екатерина II приняла его, - как он выразился – "по умеренности изрядно", и Завадовский мечтал уже о возвращении в прежнее положение, но дальнейшие свидания с государыней и её холодное обращение окончательно убедили его, что "былого не воротишь". В Петербурге Завадовского встретили сначала очень обходительно, так как все думали, что он вызван для занятия важного государственного поста, но по мере того, как он продолжал оставаться без назначений, его оставили без всякого внимания.
Компенсацию за "расставание" Завадовский получил немалую: императрицей единовременно было выплачено 80 000 рублей наличными деньгами, 5 000 рублей пенсии, а также передано 18 000 душ крестьян в Малороссии и 2000 в Польше вкупе с обширными поместьями в Черниговской и Могилёвской губерниях. Кроме того, Завадовский стал владельцем богатейшего серебряного сервиза за 80 тысяч рублей. Удаление от двора не сильно отразилось на финансовом положении графа: в годы приближения ко двору Завадовский УЖЕ был одним из богатейших людей России, а после потери статуса фаворита его ежегодный доход составлял до 100 тыс. рублей. Тем не менее, друзья графа часто упрекали его, что он мало пользуется своим положением и не просит себе наград, называя его "глупцом". Завадовский обычно отвечал, что он "отменно застенчив" и "промолвить" что-либо о себе никак не может. Эта застенчивость усугублялась ещё его глубоким чувством к императрице.
В таком состоянии Завадовский снова вернулся в Ляличи, и снова не надолго. В мае 1778 года Завадовский снова приезжает в Петербург и теперь уже в совершенно иной обстановке. Возможно, по причине угасания своих чувств к государыне, возможно по чьему-то совету, но теперь он был сосредоточен исключительно на государственных делах. Государыня стала возлагать на него разнообразные и значительные обязанности, а вместе с тем снова изменились отношения к нему царедворцев и высокопоставленных лиц.
Интересно, что и после своей отставки с "поста" фаворита императрицы Завадовский всегда хранил верность Екатерине, к которой питал страстную любовь. Об этом говорит и тот факт, что главным украшением его дворца в Ляличах стала статуя Екатерины в натуральную величину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как видно из всего вышеупомянутого изобилия приведенных автором фактов и аналогий, степень архитектурной, культурной, а, главное, исторической ценности дворцово-паркового ансамбля в Ляличах является неоспоримой. В сравнении с другими усадьбами, дворцами и ландшафтными парками конца XVIII-начала XIX веков творение графа П.А. Завадовского занимало отнюдь не последнее место по количеству предметов старины, антиквариата и находок практически для любого коллекционера древностей. К сожалению, в силу ряда причин до нашего времени большая часть этих артефактов не сохранилась. Тем не менее, пока еще взору любого туриста, который пожелает побывать на Брянщине, недалеко от небольшого города Сураж, открываются великолепные виды на Храм Екатерины, на остатки дворцовой усадьбы, на уцелевшую часть каскада усадебных прудов... Все это еще напоминает о былом величии имения одного из наиболее образованных и влиятельных людей своей эпохи, фаворита императрицы Екатерины II.
Время берет своё... Зарослѝ бывшие когда-то гордостью усадьбы липовые аллеи, покрылись тиной пруды, являвшие собой пример ландшафтно-паркового искусства, безвозвратно утрачены Храм Благодарности и Летний дворец... Список можно продолжать и дальше. Но пока есть память человеческая, которая через потомков хранит воспоминания, ничего не потеряно, и все еще можно восстановить или воссоздать.
Этим небольшим очерком автор ставил перед собой цель в очередной раз показать и напомнить потомкам, что даже в тяжелых условиях либо полного отсутствия, либо недостатка финансирования есть возможность восстановления некоторых частей бывшей усадьбы. Не только дворец, но парк с каскадом прудов продолжают разрушаться. В этом смысле наиболее целесообразным видится хотя бы частичное сохранение и возрождение Ляличского ансамбля. Благодаря сохранившимся чертежам архитектора А.Я. Белобородова научная реставрация возможна, а, значит, часть из некогда величественных, но, к сожалению, полностью утраченных строений (Храм Благодарности, Летний Дворец) могут быть полностью воссозданы.
Главное - помнить: место, где некогда жили люди, живо, пока оно сохраняется в памяти потомков. Пока еще есть возможность воспроизвести эту память в реальности. Хотя бы частично.