Основные черты романтизма в поэме мцыри. Какие приметы романтизма есть в поэме мцыри

В поэме Лермонтова "Мцыри" как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме "Исповедь". Этот мотив в "Мцыри" отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.

Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в "пламенную страсть" сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены - глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он - узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, "для воли иль тюрьмы". Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.


Патриотизм главного героя

Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.

Характер главного героя

Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что "в краю отцов" мог бы быть одним из "удальцов". И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.

Стойкость и мужественность юноши

Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.

Роль пейзажа в раскрытии характера

Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы "Мцыри". Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.

Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова

Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением "Герой нашего времени", в "Мцыри" внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев "Боярина Орши" и "Исповеди" остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении "Мцыри" мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием "рассказать душу", то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.

Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: "Однажды русский генерал..." Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы раскрыли тему "Мцыри как романтический герой". Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.

Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего "самобытная живая мысль". Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.

Поэма Михаила Лермонтова «Мцыри» напоминает мне исповедь души в последние минуты жизни. Когда человек выливает все свои переживания, страдания и грусть за всю прожитую жизнь. Казалось бы, здесь нет ничего красивого, тем более романтичного, но это не так.

Вся исповедь молодого послушника монастыря пропитана романтизмом. То как он описывает природу, за которой всегда тоскует, родные места, за минутные пребывание, где он бы отказался и от рая, и от вечности. Своих родных сестер и отца. Все насыщенно любовью и грустью одновременно. Даже в сцене, где он борется с барсом, есть страсть. А насколько нежно и трепетно он описывал грузинку, которая спускалась к реке по воду. Она ему даже снилась.

Все три дня, которые он был вне монастыря, стали самыми свободными и красочными. Хоть бедному послушнику пришлось много пережить, но, то, что он видел, не с чем не сравнится. Именно это и придает, казалось бы, трагичной поэме романтического настроя. В этой поэме автор показал, что как хорошо к человеку ни относись и не ухаживай за ним, все равно счастья в стенах он не найдет. Ему нужна свобода, чистое небо, пение птиц, журчание реки и возможность дышать полной грудью. Вот это романтично и прекрасно.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем - и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лермонтов подверг коренной перестройке, создав собственный, глубоко оригинальный вариант романтической поэмы.
Мцыри - герой нового типа, во многом отличающийся от героев-романтиков, утвердившихся к этому времени в европейской литературе. Патетическая исповедь Мцыри обращена к «чернецу» - православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях» , проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута. Исповедь героя дается автором как бы в двойном обрамлении. Вначале Лермонтов говорит об истории присоединения Грузии к России и о благих последствиях этого союза: «И божья благодать сошла па Грузию!.. » Далее следует история юноши-горца, который воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств» , израненным и умирающим.
В своей исповеди герой предстает как независимая и духовно свободная личность. Его «могила не страшит» , он жаждет обрести жизнь, «полную тревог» , узнать радость борьбы, «обняться с бурей» . Это цельная, страстная натура:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть.. .
Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв» , познать и испытать себя, он мечтает
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
По типу сознания (духовная независимость, масштабность переживаний, стремление к свободе и т. д.) Мцыри относится к числу литературных персонажей, восходящих к байроновской традиции. Однако в лермонтовской поэме традиционные для «байронизма» мотивы одиночества, бегства героя от чуждого ему окружения, поиска идеальной страны получают убедительную психологическую мотивировку. Стремление Мцыри к свободе - не бунт разочарованного романтика-индивидуалиста. Его одиночество и тоска оправданы реальными жизненными обстоятельствами, ведь Мцыри - послушник поневоле, он вынужден жить среди чуждых ему по духу людей. Если монахи «лежали ниц» во время грозы, то Мцыри, напротив, «как брат, обняться с бурей был бы рад» ; ему чужды и христианское смирение, покорность судьбе, а потому он, с гордостью выслушав увещевания старика монаха, перед лицом смерти говорит: «...о прощенье не молю...» .
Стиль поэмы, безусловно, может быть назван романтическим. Речь героя эмоциональна, насыщена яркими метафорами (страсть «сожгла» душу Мцыри; вспоминая своих сестер, он видит «лучи их сладостных очей») , субъективно-оценочными эпитетами («ужасный час» , «невольный трепет» , «отрадный сон») . Вместе с тем Лермонтов широко использует и средства реалистического письма. В речи героя преобладают слова, точно и прямо описывающие предметный мир («прозрачная зелень» листов, «узкая тропа» , «сухой бурьян») .
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою “душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
Вот так вот

М.Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма "Демон") имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма – литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути.

Возьмем, к примеру, два наиболее не похожих друг на друга произведения – "Мцыри" и "Песня про... купца Калашникова".

На первый взгляд, "Песня..." – произведение историческое или, скорее, синтезирующее в себе историческое и фольклорное начала. Но Лермонтов, как известно, – истинный поэт-романтик, и поэтому в каком бы то ни было его произведении не могли не отразиться хотя бы некоторые черты этого направления. Взять, например, сам сюжет этой поэмы: он, как и полагается романтическому произведению, мелодраматичен – гордый человек с большим чувством собственного достоинства погибает, отстаивая честь своей жены и свою собственную. Калашников не может допустить того, что все больше распускаются весьма грязные слухи о связи Кирибеевича с его женой. Затронуто его доброе имя, и поединок с обидчиком становится неизбежным.

Характеры в поэме довольно гиперболизированы, так, как это, согласно сложившейся традиции, и должно быть у романтических героев. Они четко разграничиваются на "хороших" и "плохих"; если отрицательный герой – так уж негодяй, если положительный – в нем присутствует полный набор всевозможных человеческих достоинств.

Если в "Песне..." описание круга романтических принципов, ситуаций, в принципе, можно на этом завершить, то "Мцыри" – вечный эталон романтизма. Здесь присутствует весь спектр романтических тем, образов, ситуаций, свойственных романтикам вообще, а также и конкретно лермонтовские понятия, образующие своеобразный круг безысходности.

Томление в отсутствии свободы, бегство из неволи, мимолетное упоение счастьем, невозможность длительного счастья, трагический конец – в виде такой цепочки можно изобразить типичный романтический сюжет. Центр поэмы – традиционный романтический конфликт, разногласие героя самого с собой, расхождение души героя с обществом, идеалов с действительностью, жизни с вечностью. Это мятеж души против рабства. Здесь очень узнаваема тематика классических романтических произведений, как отечественных, так и европейских авторов.

Кстати, стоит заметить, что в "Песне..." мотив противоборства также очевиден: мы тоже видим борьбу условного добра со злом. Калашников, несомненно, является олицетворением добра, он герой положительный, его борьба не осуждается, он безусловно прав, отстаивая человеческие идеалы и свое право на справедливость. За свои взгляды он готов бороться, и ничто не может его остановить – ни угроза смерти, ни даже немилость самого государя.

В "Мцыри" же этот конфликт представлен наиболее ярко: здесь добро – это идеалы юноши, то, о чем он мечтает для себя; зло же – та сила, обстоятельства, мешающие им. Герой всецело отдался своей безумной страсти – жажде свободы, даже не понимая четко, что же в его понимании свобода. Он исходит от противного: свобода – это все, что находится за пределами монастыря (кстати, для Лермонтова почти всегда монастырь – символ тюрьмы). Автор настолько концентрирует внимание на внутреннем мире Мцыри, на его переживаниях, что не считает нужным даже дать ему имя, у него есть только экзотическое определение его сущности, обозначенное в заглавии (ведь Мцыри – это "неслужащий монах", "послушник" по-грузински).

Композиция поэмы также говорит о ее направлении: поскольку романтики считали основным предметом изображения человеческую душу, то и форма исповеди – самый удобный способ для раскрытия ее мельчайших деталей.

Таким образом, ясно, что в любом произведении Лермонтова, пусть даже вначале и кажущемся не имеющим отношения к романтизму, определенные мотивы этого направления присутствуют, по причине романтического склада натуры самого поэта.

М. Ю. Лермонтов — автор почти тридцати поэм. В пору наивысшего расцвета своего творчества Лермон-тов создал поэму «Мцыри».

«Мцыри» — поэма романтическая. В ней необычно все: обстановка, в которой происходит действие, само действие и, конечно, герой.

Герой поэмы — Мцыри, неслужащий монах. Шес-тилетним мальчиком попадает он в монастырь, где и проходит вся его жизнь, вдали от дома, от близких, от мирских удовольствий. Так Лермонтов создает ис-ключительные обстоятельства, в которых живет его герой. Душные кельи, постоянное одиночество — все это хорошо знакомо Мцыри. Необычно не только то, что местом действия поэт выбрал монастырь, но и то, где этот монастырь находится. Лермонтов рисует Гру-зию, цветущую «в тени своих садов». Величественные горы и окружающий их лес — картина действительно романтическая.

Сбежавшему из монастыря Мцыри открывается мир во всей его полноте и красе. Он наконец попадает в «чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Воображение Героя поражают пышные поля, обрамленные лесами холмы, «грудь темных скал», горные хребты, курящиеся «в час утренней зари». Мастерски созданный Лермонтовым романтический пейзаж помогает лучше постичь чувства героя, после долгих лет заключения увидевшего эту красоту.

С огромной тоской вспоминает Мцыри свое отечество: аул, возвращающиеся с пастбищ табуны, убеленных сединой важных старейшин, блеск кинжалов, горную речку. Поэтично нарисованная картина кавказского быта также говорит о романтизме поэмы. Лермонтов, хорошо знающий Кавказ, создает в поэме образ молодой грузинки и «обряжает» ее, христианку по вере, в чадру. Ведь так она выглядит куда более загадочно и романтично.

Во многом способствует созданию романтической обстановки и введение в поэму боя с барсом. Лермонтов заимствовал этот эпизод из грузинского фольклора. Победа Мцыри, конечно, гиперболизирована, но описание битвы выглядит в общем контексте произведения очень органично.

Герой поэмы, полный пламенных страстей, обнажает свою душу исповеди. Исповедь Мцыри - это большая часть поэмы, и именно она способствует созданию такого яркого романтического образа. Используя форму откровения, поэт стремится глубже «рассказать душу» героя, и поэма приобретает необыкновенную психологичность. Лермонтов детально изображает все переживания Мцыри. Для этого он щедро использует многочисленные художественные приемы.

За несколько глотков свободы герой готов отдать две жизни в монастыре. Покой и тишина не могут заменить ему красоту мира и разрушенные юношеские мечты. Он одинок и стремится к жизни, полный «тревог и битв», стремится познать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы». Тюрьма для Мцыри не только монастырь, но и весь тот уклад спокойной и размеренной жизни, который несовместим с пред-ставлениями о ней пылкого и страстного юноши. Стремясь к своей цели, герой мужественно превозмо-гает многие трудности. Он переносит страдание голо-да, смело бросается в бой со зверем, пробирается сквозь колючий терновник. В трудную минуту Мцы-ри не ищет людской помощи. Он считает себя чужим для всех. «И если б хоть минутный крик мне изме-нил — клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык», — признается герой.

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за ис-полинская натура у этого мцыри!» — писал он. Кри-тик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отра-жением в поэзии тени его собственной личности».

Поэма заканчивается, как и положено романтиче-скому произведению: Мцыри находится на пороге смерти. Он завещает похоронить себя там, откуда ви-ден Кавказ. Герой не раскаивается в содеянном и не отступает от своих мечтаний.

М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Однако, по словам Белинского, он внес в национальную литературу не-что особенное, оригинальное, так называемый «лер-монтовский элемент». «Все дышит самобытною и творческою мыслью», — писал критик о его поэзии.