Помню долгий зимний вечер год написания. Анализ стихотворения бунина помню долгий зимний вечер

Задачи:

  1. Создание условий для восприятия поэтического текста;
  2. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами;
  3. Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста
  4. Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально;
  5. Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха;
  6. Отработка навыков выразительного чтения;

Эпиграф:

Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове

В.Г. Белинский.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.

Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.

“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.

Да, именно детство, полное поэзии.

Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы?

Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

2. Подготовка к восприятию стихотворения.

Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку.

Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

Что вы себе представляли, слушая музыку?

Часто музыка может выразить то, что не передать словами.

Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке: она не столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.

Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.

В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.

Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.

3. Установка на прослушивание стихотворения.

Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.

Обращение к эпиграфу.

Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Выявление эмоционального впечатления.

Какая картина возникает в вашем воображении?

Что вы “видите” в ней?

Какое настроение поэта она передает вам?

6. Повторное чтение стихотворения учеником.

7. Построчный анализ стихотворения.

Перечитайте 1 строку

а) какая картина представляется? (зима, ночь, мрак, тучи)

б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

Прочитайте 2 строку.

Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

Что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.

б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.

Прочитайте 3-4 строки.

Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры

Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

Прочитайте 5-6 строки.

Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

Пунктуация стихотворения:

Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

Второе тире – разделяет реальность и грезы.

Третье тире – переход в другое состояние – сон.

8. Обобщение.

б) прочитайте стихотворение выразительно.

в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).

Обоснуйте ответ.

г) какие времена года изображаются поэтом?

д) назовите изобразительно – выразительные средства.

е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении.

ж) о чем это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

9. Письменная работа:

Каким я представляю себе лирического героя.

Что я чувствую, читая стихотворение.

10. Обсуждение письменных работ.

11. Итог урока.

Стихотворение А.А. Ахматовой.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Словарь: Полумрак – плохое освещение, почти темнота. Лампада – масляный светильник перед иконой. Зной – жара Межа – граница, полоса между полями Внимал – слушал Обвеянный – окруженный Забываться – засыпать Грезы – светлые мечты, сновидения.

Иван Алексеевич Бунин. Бунин родился в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “ Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”, - писал впоследствии Бунин. (1870 - 1953)

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Нобелевская премиямеждународная премия, названная в честь их учредителя шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, присуждается за выдающиеся работы в разных областях. Роман «Жизнь Арсеньева». Фотография портрета Нобелевского лауреата. И. Бунин.

Обратимся к отдельным строкам. Помню – долгий зимний вечер… Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса… Как мы назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием? Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Картины. Зима ночь, мрак, тучи вечер долгий, зимний свет лампады - полумрак-тишина-буря Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности. Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Мама На душе спокойно. Защита, забота. Что желает мама? Дитя задремало. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, беспокойства. Позабудь, что воет вьюга… Позабудь, что ты со мной… Перенос из реальности

Лето “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.

О чём это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение. контраст

Выразительное чтение стихотворений И. Бунина. Спасибо за работу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

Конспект урока литературы в 5 классе. Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина и в музыке.

Второй урок,проведенный в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Иван Бунин, очевидно, природой был предназначен для литературного творчества. С детства он увлекался поэзией и сам писал стихи.

Это произведение было написано в 1887 году, когда писателю исполнилось семнадцать лет. В семнадцать лет, обычно не занимаются воспоминаниями о детстве, и поэтому мотив для написания этого стихотворения не понятен. Хотя, может быть, в момент написания, это было случайное воспоминание о матери и о тёплом уютном доме, где любые беды нипочём.

Сюжет стихотворения чрезвычайно прост: ночь, мама у постели ребёнка, за окном холодно, неуютно. Мама убаюкивает сына, просит его вспомнить о лете, а когда он проснётся, то всё будет хорошо. Лета завтра за окном, конечно, не будет, но для мамы главная задача, чтобы ребёнок спокойно уснул. Завтра он проснётся здоровым и весёлым и не важно: какая на рассвете будет пора года за окном, метёт ли вьюга, или сияет солнце. Главное – чтобы мальчик уснул. И правильно. Мама тоже устала. И мама тоже хочет спать.

Стихотворение, по сути своей, очень сентиментальное. Ничего выдающегося в этом стихотворении нет. Оно может стать темой для очередной колыбельной песни, но таких стихотворений миллионы. Вряд ли оно было популярным в те годы, когда было написано и издано. Возможно, значительно позже, когда Бунин стал известен во всём мире, стихотворению придали статус талантливости. Но, может быть, в нём есть литературная гениальность, новизна темы или философская прозорливость? Отнюдь.

Вот Пушкин был человеком попроще, чем Бунин и, вспоминая своё детство, писал: «…выпьем старая подружка бедной юности моей». Констатируем, не приводя в пример других поэтов, что тема не нова. Философии в стихотворении никакой нет. Стиль стихотворения совершенно обычный для того времени.

Но стихотворение написано складно. Для начинающего литератора довольно добротное стихотворение. Но каждое стихотворение несёт в себе больше эмоций, чем логики. И эмоционально оно должно вас в чём-то убедить. Вот, к примеру, Маяковский эмоционально писал: Левой! Левой! Левой! Почему левой? Потому что это «Левый марш», зовущий к революции.

В стихотворении Бунина противопоставлены друг другу: зимняя пурга за окном (но в доме уют) и тёплое лето, колосящаяся рожь и шелест берёз. Вспомни о лете, знай, что оно придёт, мой мальчик. Это основной эмоциональный ключ стихотворения – беда пройдёт, кончатся неудобства и всё будет хорошо.

Вариант №2

Для каждого ребенка мама является, безусловно, самым главным человеком в мире, рядом с которым всегда тепло, спокойно и уютно. По крайней мере, так должно быть. Ведь человек может быть счастливым, только если у него есть мама, которая заботиться и любит его таким, какой он есть.

Иван Алексеевич Бунин был человеком, очень привязанным к своей маме. Он всегда с особой нежностью и трепетом вспоминал зимние вечера, которые они проводили с ней вдвоем.

Стихотворение "Помню долгий зимний вечер...", написанное в 1877 году, как раз таки является одним из таких воспоминаний поэта. Он очень четко описал природную стихию, которая разыгралась за окном и тихий вечер, который он проводил с мамой.

В целом же это стихотворение, которое является очень простым по своему строению, но одновременно обладает глубоким и пронизывающим смыслом.

Что касается литературных приемов, то здесь можно встретить метафору, олицетворение, эпитеты и красочные прилагательные.

В заключение хотелось бы сказать, что даже память самого маленького ребенка откладывает лучшие моменты, проведенные вместе с мамой. Поэтому каждой маме, несмотря на различные жизненные трудности необходимо находить время для своих детей, ведь их детство будет длиться не вечно, и так важно не упустить каждый момент. Многим кажется это сложным, но все возможно, стоит только захотеть. Тем более, что мама может многое.

Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина

Стихотворение И.А. Бунина "Помню долгий зимний вечер" напоминает цепочку фрагментов из прошлого, которые вспоминаются автором с чувством легкости и тихой грусти.

Осознавая невозможность вернуть время назад, он стремится подробно восстановить в памяти эпизоды того зимнего вечера. События давних лет очень дороги лирическому герою. Мысленное воскрешение некоторых моментов происходит благодаря существованию человека и природы в их тесном взаимодействии. Испытанные переживания беспокойства и счастья происходят в вечернее время, зимой. Непогода, разыгравшаяся за окном, отсутствие яркого освещения в доме ("Тускло льется свет лампады") - все это могло вызвать мрачное настроение мальчика, скуку, чувство одиночества. Однако, ласковое обращение к нему матери с наставлением ("Позабудь, что воет вьюга... Вспомни тихий шепот леса") подбадривает, поднимает настроение.

Метель теперь видится ему в ином свете. На задний план уходят темные тона, завывание вьюги. Вкрадчивый, добрый голос родного человека внушает уверенность и успокоение. Мать предлагает мысленно вернуться в жаркие дни, вспомнить "полдневный летний зной".

Сопоставив летнюю картину по цветовой гамме ("золотые волны"), по динамике происходящих вокруг действий ("ходят медленно и плавно"), по звуковым характеристикам ("шепот леса") изображению зимнего пейзажа ("полумрак и тишина", "буря плачет",) лирический герой забывает о ненастье. На смену тревожному эмоциональному напряжению приходит то трогательное детское ощущение защищенности, которое во взрослой жизни способно спасти человека от бед.

Разговор о теплом времени года отвлекает мальчика от чувства страха, медленно погружая в сон. Томительное ожидание окончания вьюги создается за счет эпитетов (долгий, зимний). Благодаря олицетворениям, вечер представляется огромным воющим зверем, который пугает ребенка в начале стихотворения ("буря плачет", "волны ходят"). Устрашающий образ растворяется к концу произведения. Переход из зимы в лето происходит благодаря использованию женщиной глаголов повелительного наклонения ("позабудь", "вспомни").

Произведение построено на противопоставлениях. За счет антитезы ярко проявляется изображение зимы и лета, выделяются особенности каждого времени года ("плачет" - "шепот"). Нежный образ доброй мамы складывается из выражений, входящих в состав прямой речи с обращением "Дорогой мой". Внимая ее наставлениям, мальчик успокаивается, прислушиваясь к спокойному голосу.

Стихотворение "Помню долгий зимний вечер" - очередной образец возвышенной лирики поэта, в котором проникновение природных явлений в душу мальчика рождает неповторимые эмоции, способствует возникновению умиротворения, а обращение к прошлому становится во взрослой жизни для него источником побед и вдохновения.

Вариант №4

Иван Алексеевич Бунин с самого раннего детства писал стихотворения и другие произведения, которые в будущем стали очень популярными и любимыми многими. Именно с поэзии этот человек начал покорять Олимп литературного искусства.

Вообще стоит отметить, что у данного поэта очень большое количество популярных произведений, одним из которых является "Помню долгий зимний вечер...". Это стихотворение было написано в 1877 году.

Основной его темой стали детские воспоминания, а так же прекрасные ощущения, которые хотя бы раз в жизни испытывал каждый человек. Из самых первых строчек данного произведения можно понять, что во время описания действий за окном бушует настоящая буря. Природная стихия описана автором очень хорошо и доподлинно.

Нужно отметить, что данное произведение пронизано особой теплотой, нежностью и любовью. Основными героями данного стихотворения являются мать и сын, и их трепетные отношения. Согласитесь ведь, почти у каждого человека есть прекрасные воспоминания из детства, связанные с его родителями, в частности с мамой. Только мама может найти время для своего ребенка и провести с ним вечер, несмотря на различные дела, проблемы и так далее. Многие порой кажется, что для детей это не важно, но это вовсе не так. Дети, даже самые маленькие все чувствуют и понимают.

Чтобы произведение получилось, более красивы поэт использует литературные приемы. В частности здесь можно найти красивые эпитеты, красочные прилагательные, интересные метафоры и так далее.

В целом это очень и очень красивое произведения, читая которое у каждого на душе становится тепло и радостно.

В заключении хотелось бы сказать, что вы являетесь очень важным человеком для своего ребенка, поэтому, несмотря на любые жизненные обстоятельства, всегда находите время для них.

5, 6 класс кратко по плану, главная мысль

Картинка к стихотворению Помню долгий зимний вечер


«Помню – долгий зимний вечер» Иван Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Иван Алексеевич Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез -
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню - долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью, как в России, так и за ее пределами.