Александр серафимович - у обрыва. Серафимович Александр Серафимович «У обрыва

Синтаксис - это раздел грамматики, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения .

Словосочетание выполняет номинативную функцию, т. е. служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Текст и предложение - коммуникативные единицы. Они служат для общения, обмена мыслями, чувствами. Основные признаки текста - смысловая целостность и связность.

Словосочетание - это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

В зависимости от принадлежности главного слова к части речи выделяются словосочетания глагольные, именные и наречные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной связью. Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления, примыкания.

Предложение - одна из основных единиц синтаксиса. Предложение выполняет коммуникативную функцию. Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Оно бывает простым и сложным. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объёме передаваемых ими сообщений. Простое предложение сообщает об одной отдельной ситуации. Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними. Структурное отличие сложного предложения в том, что оно состоит из двух (или нескольких) простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Связь между простыми предложениями в сложном выражается союзами или союзными словами, интонацией. По наличию средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые или сложноподчинённые) и бессоюзные.

В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Эмоциональная окрашенность может сделать любое предложение восклицательным.

Простые предложения по количеству главных членов делятся на двусоставные и односоставные; по наличию или отсутствию второстепенных членов - на распространённые и нераспространённые.

В двусоставных предложениях грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым). В односоставных предложениях только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым.

Односоставные предложения делятся на такие группы: назывные; определённо-личные; неопределённо-личные; безличные.

Структура простого предложения или части сложного может быть осложнена однородными членами, обособленными членами предложения; словами, грамматически не связанными с членами предложения: обращением, вводными и вставными конструкциями.

252. Прочитайте высказывание Петра I. Можно ли считать его текстом? Докажите свою точку зрения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся. Какое из значений выделенного слова является устаревшим? Каким синонимическим словом современного русского языка можно его заменить? Есть ли другие устаревшие слова?

Я (не)могу нарушать данного моего слова и выдать князя пр..давшегося мне. Лучше соглашусь я отдать туркам землю простирающ..ся до Курска. Уступив её останемся мне надежда... оную возвр..тить но нарушение слова (не)возвратно. Мы (ни, не)чего (же) собственного (не) имеем кроме чести; отступить от оныя, перестать быть царём и (не) царств..вать.

253. Прочитайте текст. Какого он стиля? Найдите в тексте односоставное предложение, определите его вид. Выпишите словосочетания со связью управление. Обозначьте в словосочетании главное слово значком х .

Стало быстро темнеть. Тучи застлали небо, низко опустились к воде. Озеро замерло, почернело. В горах будто электросварщик засел. То вспыхнет там - ослепит, то погаснет. Гроза надвигалась. Недаром лебеди завернули сюда по пути. Они предчувствовали: непогода могла застигнуть их над горами.

Грянул гром. Полил дождь, шумный, мятущийся. Забормотало, закипело озеро и пошло раскачиваться, биться о берега. Это была первая весенняя гроза.

(Ч. Айтматов.)

254. Прочитайте. Определите стиль и тип текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В простых предложениях подчеркните условными обозначениями второстепенные члены. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы.

Лесная сказка

И вся эта ноч.. сл..лась в какую-то волшебную ч..рующую сказку. Взош..л месяц и его с..яние пр..чудливо пестро и таинстве..о ра..цветило лес легло среди мрака (не)ровными (иссиня)бледными пятнами на корявые стволы на изогнутые сучья на мягкий как плюшевый ковёр мох. Тонкие стволы берёз б..лели резко и отчетливо а на их редкую листву казалось были наброше..ы с..ребристые прозрачные газовые п..кровы. Местами свет вовсе (не)проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный (не)проницаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко оз..рял длинный ряд деревьев и бр..сал на землю узкую правильную дорожку, такую светлую нарядную и пр..ле..ную точно а..ея убра..а для торжестве..ого шествия.

(А. Куприн.)

255. Спишите, оформив запись по образцу, расставив пропущенные запятые. Укажите вид односоставных предложений.

1. Уже больше двух часов плот несло по быстрине и (не)было видно (ни, не)берегов (ни, не)неба. 2. Было ей сейчас (не)спокойно и (ни, не)проходило ощущение стра(н, нн)ого сна который должен вот-вот оборвался. 3. Он упал и падая почу. .твовал как ему странно легко и свободно стало. 4. У одного из моих героев - капитана Новикова - много пр..тотипов. (Ни, не)скрою мне хотелось что(бы) капитана Новикова полюбили.

(Ю. Бондарев.)

256. Какие члены предложения являются однородными? Расскажите о знаках препинания при них. Найдите в данном ниже тексте однородные члены и определите характер их связи между собой (союзная или бессоюзная). Укажите предложения с разными рядами однородных членов. Спишите, расставляя знаки препинания.

Уже посинело над далёким поворотом реки над желтеющими песками над обрывистым берегом над примолкшим на той стороне лесом.

Тускнели звуки меркли краски и лицо земли тихонько затягивалось дымкой покоя усталости под спокойным, глубоко синевшим с редкими белыми звёздами небом.

Баржа и лодка возле неё понемногу терявшие очертания неясно и темно рисовались у берега. Отражаясь и дробясь багровым отблеском, у самой воды горел костёр и поплёскивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвешенный котелок.

Было тихо и эту тишину наполняло немолчное роптание бегущей воды непрерывающийся шёпот беспокойный и торопливый, то сонный и затихающий то задорный и насмешливый.

Уже потонули в темнеющей синеве и лес и поворот реки и дальние пески.

(А. Серафимович.)

257. Какие члены предложения могут быть обособленными? Найдите в отрывке из «Песни о Соколе» М. Горького обособленные члены предложения. Спишите, обозначая обособленные члены вместе с тем словом, к которому они относятся.

Море огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые тёплой и ласковой мглой южной ночи.

Горы важно-задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали чёрные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены,- все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, ещё скрытой за горными вершинами.

258. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в одном бессоюзном предложении, в одном сложносочинённом и в одном сложноподчинённом.

  1. Вдоль разворочанных дорог
    и разорённых сёл
    мы шли по звёздам на восток
    товарища я вёл.
    Он отставал он кровь терял
    он пулю нёс в груди
    и всю дорогу повторял:
    Ты брось меня. Иди...
    Наверно если б ранен был
    и ш..л в степи чуж..й
    я точно так бы говорил
    и не кривил душ..й.
  2. Запомнил каждое крыльцо
    куда пришлось ступать
    Запомнил женщин всех в лицо
    как собственную мать.
  3. Мы пробирались по кустам
    брели ползли (кой)как.
    И снег нас в поле не застал
    и не заметил враг.
    И рану тяжкую в груди
    осилил спутник мой.
    И всё что было позади
    занес..но зимой.

(А. Твардовский.)

259. Изложение (выборочное). Прочитайте текст. Напишите сжатое (в 5- 8 предложений) выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство».

В фильме вы видите неизвестных вам людей, до которых, собственно говоря, вам и дела никакого нет, а вы почему-то с вниманием и волнением следите за их судьбой. Вы горячо сочувствуете одним героям кинокартины, ненавидите других. Люди, с которыми вы только что столкнулись и познакомились на экране, вдруг становятся вам близкими и дорогими. Их радости и печали увлекают вас нисколько не меньше, чем ваши собственные переживания. Сколько раз любой из вас видел, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах! Сколько раз, вероятно, вы и сами заливались неудержимым смехом, нисколько не смущаясь тем, что вокруг вас сидят чужие люди.

В произведения искусства вложены душа и сердце его создателя. В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи - но чувства художника, его желанья, его раздумье всегда настоящие - подлинные. Они-то и составляют заряжающую силу искусства, способную растрогать и расшевелить самого сдержанного человека. Мы потому и любим искусство, что оно захватывает нас, потрясает наши чувства, побуждает нас становиться лучше, заставляет стремиться к светлым и благородным целям. Оно говорит нам «Смотрите, на что способны люди! Смотрите, какими смелыми честными красивыми могут они быть!» И мы начинаем думать и верить, что и в каждом из нас заложено то прекрасное, к чему зовёт нас искусство.

Искусство учит и воспитывает не только зрителей, но и самих художников. Зачастую труден и тяжёл их путь, нередко приносит им огорчения и разочарования. Как и во многих других профессиях, работа актёра требует от человека самоотвержения, полного напряжения всех сил; она забирает всё его время, но зато она даёт ему ощущения необычайной полноты и разнообразия жизни.

(Б. Чирков.)

260. Сочинение. Напишите отзыв-рецензию на один из фильмов, который вы посмотрели недавно (который произвёл на вас большое впечатление, понравился или не понравился). В отзыве-рецензии вы должны не только передать свои впечатления, но и аргументировать свою оценку сценария, работу режиссёра, актёров, оператора.

В русском языке средствами выражения однородности являются интонация, союзы, формы слов.

Интонация - это универсальное средство, выступающее как показатель однородности, как показатель сочинительной связи независимо от наличия других средств. Основная особенность интонации однородности - это отделение членов однородного ряда друг от друга, невозможность произнесения их как целостных речевых отрезков - синтагм. Этому способствуют паузы между членами, а также наличие фразового ударения на каждом из них и равномерные повышения тона. Эти черты интонации однородности проявляются как при употреблении союзов, так и при бессоюзном соединении однородных членов предложения. Без союзов они выступают более рельефно: Стояли чудесные дни, ослепительно-яркие, знойные, безветренные - благостные дни (Гл.).

Однако с помощью одной только интонации трудно передать характер отношений между членами однородного ряда, особенно если иметь в виду письменную форму речи. Более четкими показателями отношений являются сочинительные союзы. Выделяются три группы союзов, соответствующие основным видам отношений между однородными членами предложения: соединительные, противительные, разделительные.

1. Соединительные союзы указывают на простое перечисление однородных членов предложения, которые соединяются в ряд как равноценные, не противоречащие друг другу. К соединительным относятся союзы и, да, также, как...так и, не только... но и (а также их варианты) и др.

Основной союз и, стилистически нейтральный, выражает "чистое" соединение, перечисление, не вносит никаких оттенков: И была у меня в этой гостинице мимолётная и интересная встреча (Пауст.). Другие союзы вносят те или иные стилистические и семантические оттенки: да - просторечность; также - присоединение; как...так и - совместимость; не только...но и - допустимость с акцентированием значительности соединяемых членов и т.п. Ср.: Я непрерывно искал всё нового как во внутренней актёрской работе , так и в режиссёрском деле (Ст.); Горького же в то время не было не только в Петербурге , даже в России (С.-Ц.); Хвоя хороша не только от мышей, но и от зайцев (Сол.).

2. Противительные союзы указывают на несовместимость членов однородного ряда, их противоречие друг другу в соотношении с поясняемым/поясняющим словом, а также на различие их, выявляемое путем сопоставления. К противительным относятся

союзы но, а. зато, хотя , однако, бя, не столько...сколько и др.

Все они выражают те или иные видоизменения и оттенки противительных отношений: но и не...я - противопоставление, несовместимость; хотя - уступительность; зато - возмещение; не столько... сколько - сопоставление. Ср.: Это - не правда, а - смерть (М. Г.); Я был счастлив и удовлетворён не столько личньш актёрским успехом, сколько признанием моего нового метода (Ст.); Лошадь, хотя с трудом, но покорно шла иноходью (Л. Т.); Уныние не столько тяготило, как успокаивало (М. Г.).

3. Разделительные союзы указывают на избирательность или чередуемость членов однородного ряда в их соотношении с поясняемым/иоясняющим словом. К разделительным относятся союзы или, либо, то...то, не то...не то , то ли...то ли (а также их варианты). Они выражают различные виды или оттенки разделительного значения: ши, либо - альтернативность, т.е. взаимоисключающие значения однородных членов, связь с по- ясняемым/поясняющим словом только одного из них; то...то - сменяемость, чередование и невозможность одновременного соотношения однородных членов с поясняемым/поясняющим словом; не то...не то, то ли...то ли - неясность, неразличимость однородных членов относительно друг друга или нeonределенность восприятия говорящим того, что обозначено ими. Ср.: Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (Пауст.); Губы то ли от черники, то ль от холода черны (Тв.); Узкая дорога рядом с железнодорожной насыпью обрывалась то в громадные песчаные ямы, то в бесконечное непроходимое болото (Тих.); Сейчас ей хотелось плакать не то от горя, не то от счастья (Сим.);...Речонка , рванувшись, затрепыхавшись, вдруг ломает тяжёлые льды, сбрасывает их с себя и предстаёт обнажённая, помутившаяся не то со сна, не то от негодования (Сол.).

Союзы и интонация являются основными средствами выражения однородности. Дополнительным показателем является форма самих однородных членов предложения. В сочетании с основными средствами одинаковые формы членов сочинительного ряда подчеркивают их независимость друг от друга и единообразное отношение к поясняемому/поясняющему слову. В частности, повторение предлога в сочинительном ряду предложно-падежных форм подчеркивает однородность их; в то же время и пропуск повторяющегося предлога (в одном или нескольких случаях) является добавочным показателем однородности: Лошади просыпались от каждого шороха, от крика перепела, от гудка буксирного парохода (Пауст.); Уже посинело над далёким поворотом реки, над желтеющими песками, над обрывистым берегом, над примолкшим на той стороне лесом (А. С.); И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма , треску сучьев , перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды (Пауст.).

При выражении однородности в качестве добавочных могут выступать также контекстуальные лексические показатели: повторы, антонимические пары и пр. При этом они могут взаимодействовать с союзами, корректируя их значение и выражая вместе с ними несвойственные этим союзам значения. Так, в предложении Но ведь и купец - когда торгует , а когда и в кулак свистит (Л. Т.) лексический повтор наречия когда в сочетании с противительным союзом а выражает разделительные отношения (ср.: Купец то торгует , то в кулак свистит).

К средствам выражения однородности не следует причислять знаки препинания: они служат для обозначения на письме синтаксического и смыслового членения текста и, следовательно, передают, с большей или меньшей степенью условности, основное средство выражения однородности - интонацию.

Уже посинело под далеким поворотом реки, над желтеющими песками, над обрывистым берегом, над примолкшим на той стороне лесом.

Тускнели звуки, меркли краски, и лицо земли тихонько затягивалось дымкой покоя, усталости под спокойным, глубоко синевшим, с редкими белыми звездами небом.

Баржа и лодка возле нее, понемногу терявшие очертания, неясно и темно рисовались у берега. Отражаясь и дробясь багровым отблеском, у самой воды горел костер, и поплескивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвешенный котелок, ползали и шевелились, ища чего-то по узкой полосе прибрежного песку, длинные тени, и задумчиво возвышался обрыв, смутно краснея глиной.

Было тихо, и эту тишину наполняло немолчное роптание бегущей воды, непрерывающийся шепот, беспокойный и торопливый, то сонный и затихающий, то задорный и насмешливый, но река была спокойна, и светлеющая поверхность не оскорблялась ни одной морщиной.

Всплеск рыбы, или крики ночной птицы, или шорох осыпающегося песку, или едва уловимый шум пароходного колеса, или почудилось - и снова дремотное, невнятное шептание, то замирающее и сонное, то встрепенувшееся и торопливое, и светлый, ничем не нарушимый покой реки под все густеющей синевой надвигающейся ночи.

- "Ермак", никак, идет.

Где ему!.. Теперича небось на Собачьих Песках сидит...

И человеческие слова, такие простые и ясные, прозвучали и погасли в этом непонятно-беспокойном шепоте спокойно-недвижной реки.

Короткая, притаившаяся у колебавшегося огня тень разом вытянулась, побежала от костра; уродливо перегнулась через обрыв и пропала в степном сумраке, откуда неслись крики перепелов и запахи скошенных трав, а над костром поднялся высокий, здоровенный, с длинными рукам и ногами, в пестрядинной рубахе человек и, скинув ложкой сбегавшую через края пену, всыпал в бившую ключом воду пригоршню пшена. Вода мгновенно успокоилась, а тень скользнула по обрыву, вернулась из степи и опять притаилась у огня. Длинный человек сидел, неподвижно обняв колени, глядя на светлеющую реку, на пропадающий в сумеречной дымке лес, дальний берег.

Поодаль на песке, протянувшись, неподвижно и мертво чернела человеческая фигура.

Не было видно лица.

Спал ли он, или думал, или был болен, или уже не дышал - нельзя было разобрать.

Уже потонул в темнеющей синеве и не стал видим лес, и поворот реки, и дальние пески, только вода по-прежнему поблескивала, но уже черным, вороным блеском, и звезды в ней бездонно повисли, яркие и бесчисленные.

И казалось, так и нужно, чтоб в эту синюю ночь у дремотно-шепчущей воды возле обрыва горел костер, и красный отсвет трепетал, неверно озаряя багровым светом костра высокую, нескладную, но точно выкованную фигуру человека, могуче охватившего руками колени, и неподвижную темную фигуру на песке, и третьего - с широкой бородой старика, со спокойным и строгим лицом, отлитым из бронзы.

Как будто кто-то задумчиво, без слов пел, и не было слышно голоса, и только представлялась потонувшая в ночной синеве река, и костер, и смутный обрыв, и в темной глубине чуть зыблемые звезды.

Пришло время... Жисть-то она человеческая, как трава полезла...

И среди ни на секунду не прерывающегося, немолчного, дремотного шепота голос, казалось, принадлежал синей ночи, как и угрюмо стоящий обрыв, как ропот воды, как костер с беззвучно ползающими по песку тенями.

Как трава молодая на провесень из черной земли...

Нда-а... Теперича полезла, ничем ее не уторкаешь.

И кто-то на том берегу смутно и неясно отозвался, слабея: "...да-а-а!"

Сидевший, обняв колени, замолчал. Молчал и тот, чей темно простертый силуэт смутно рисовался на песке. Молчал старик с бронзово-багровым шевелившимся лицом, изредка лениво вбрасывая в костер голыми руками выскакивающие оттуда раскаленные угольки, и в этом молчании чудилась недоконченная дума, - думала сама синяя ночь.

Тонкий, щемящий крик пронесся над рекой.

Опять тихо, задумчиво-сумрачно, снова непрерывающийся беспокойно-торопливый шорох-шепот бегущей воды. Молчал в наступившей со всех сторон темноте смутно подымающийся обрыв, молчала степь за ним. Котелок лениво вскипал, сонно подергиваясь пеной.

Тонкий крик повторился против, над рекой. Водяной играл. А может быть, летела над самой водой невидимая птица, - нельзя было сказать. Ночь теснилась со всех сторон, молчаливая и темная.

По реке далече слыхать... Хошь у самого Кривого Колена, и то будет слышно...

И оба наклонили головы, чутко ловя смутный, неясный звук. Ухо хотело поймать приближающийся шум пароходных колес, но звуки ночи, тихие, неясные, тысячу раз слышанные и все-таки особенные и странные, говорили об отсутствии человека.

Горел костер, у костра сидели двое; третий недвижимо чернел на песке.

Длинный поднялся, снял котелок. Тени засуетились, и одна опять скользнула вверх по обрыву и пропала в степи.

Он поставил котелок и покрутил в песке.

Часов девять есть... Охо-хо-хо...

И за рекой кто-то: "О-о-о-о..."

Скажи парню, нехай садится с нами, вишь, отощал.

Старик достал из кармана ложку и вытер заскорузлым пальцем.

Эй, паря!.. Хошь, поешь с нами. - Длинный наклонился над неподвижно черневшей фигурой.

А?.. а?.. а?.. Куда... Постой!.. Братцы, держитесь!.. - закричал тот, вскакивая, трясясь.

Что ты... что ты, парень... Говорю, поешь с нами...

Тот обвел вокруг удивленным взглядом, не понимая этой темноты, смутно рисующихся контуров, этого ночного молчания, заполненного немолчно шепчущим ропотом, этого трепещущего, красноватого, поблескивающего в воде отсвета, и провел рукой, как будто снимал с лица паутину. Он точно весь обмяк и улыбнулся бессильной, измученной улыбкой.

Ишь ты... опять попритчилось.

При свете костра поражали исхудалость и измученность, завалившиеся щеки, черные круги, горячечно блиставшие, беспокойные, как будто глядящие мимо предметов глаза.

Сели кругом котелка, поджав на песке ноги, и стали есть и громко дули на кашу. И, повторяя движения, суетились по песку тени.

Долго и молча ели, и долго в дремотно шепчущий ночной ропот чуждо вторгался звук усердно работающих человеческих челюстей.

Первая острота голода притупилась; парень, на лице которого землисто отпечатался призрак смерти, вздохнул.

У-ух-х!.. Маленько отошел.

Два дня не ел.

Да ты откуда?

Из города. - И снова усталая и теперь доверчивая улыбка. - Из самого из пекла вырвался. Как и вырвался, сам не знаю...

Да мы это догадались, как ты еще шел по берегу, - усмехнулся длинный, - да не стали расспрашивать, что человека зря беспокоить.

Не бойсь, ничего... По степи патрули разъезжают, хватают, которые успели из города убежать. Ну схватят, разговор короткий - пуля либо петля. Мы не одного переправили... Артель-то на баржах, да и команда на пароходе свой народ... К нам вот не догадаются на баржу заглянуть, а... то бы была им пожива. Да ты в городу-то чем был?

Наборщиком. - И он повел плечами, точно ему холодно было, и боязливо оглянулся.

Длинный черпнул, подул на ложку и, вытянув губы, с шумом втянул воздух вместе с кашей.

На реке завозился водяной или ночная птица. Всплеснула рыба, но в темноте не было видно расходящихся кругов. Старик ел молча.

Все по реке шел, как чуть чего - в воду... Вчерашний день до самой ночи в воде сидел, закопался в грязь, а голова в камыше, так и сидел.

Он отложил ложку и сидел, осунувшись, и мысли, далекие от теплой ночи, от костра, бродили в голове, туманя глаза.