Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?
Главные
Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.
- Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе - это "кто?" (если действие совершает одушевленный предмет) или "что?" (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
- Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения - "что делает, что сделает?"
Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.
Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе
Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а что такое сказуемое, следует воспользоваться таблицей-подсказкой.
Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.
Видео по теме
Второстепенные
Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?
- Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении - "какой", "чей".
- Дополнение. Наиболее часто к нему задаются вопросы косвенных падежей: "кому (чему)", "с кем (с чем)", "о ком (о чем)" и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
- Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: "откуда", "куда", "зачем", "как", "где" и подобные.
Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:
Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.
Есть разобрать предложение по членам, получится так:
(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.
Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.
Как распознать
Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.
Параметр | Опеределение | Дополнение | Обстоятельство |
Значение | Характеризует признак предмета | Означает предмет | Имеет значение места, времени, способа действия |
Вопросы | Какой? Какая, какое, какие? | Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие | Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий |
Чем выражено | Прилагательное Причастие Количественное числительное Падеж совпадает с падежом главного слова | Существительное (как с предлогом, так и без него) Местоимение Падеж может быть любым, кроме именительного | Существительное |
Как подчеркивается | Волнистая линия | Пунктир | Точка-тире |
Пример | (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. | Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. | (где?) В лесу (когда) осенью было сыро. |
Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.
Дополнительные подсказки
Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.
Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:
- от одного из главных;
- от одного из второстепенных.
В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.
Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.
Сложные случаи
Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:
- В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
- В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
- Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» - составное глагольное сказуемое.
Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.
В любом предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого. Если предложение нераспространенное, то оно состоит только из них, а если распространенное, то к грамматической основе добавляются второстепенные члены предложения. Эта тема, которая изучается в 5 классе, очень важна для формирования грамотной устной и письменной речи и понимания структуры языка.
Что такое второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения – это все значимые слова в предложении, кроме грамматической основы. К каждому из них задается вопрос – иногда непосредственно от подлежащего или сказуемого, иногда – уже от других членов предложения. Поможет разобраться в сути вопроса таблица второстепенных членов предложения.
Название второстепенного члена |
Функция второстепенного члена |
Вопросы, которые к нему задаются |
Чем он выражается |
Дополнение |
Обозначает предмет |
Все вопросы косвенных падежей |
В основном, существительными, иногда – местоимением, всегда в косвенном падеже |
Определение |
Обозначает признак этого предмета |
Какой? Чей? – в разных падежах и лицах |
Прилагательными |
Обстоятельство |
Обозначает время, место или способ действия |
Где? Как? Откуда? Куда? Зачем? Почему? |
Наречиями, а также существительными в косвенном падеже |
С существительными или местоимениями в косвенном падеже часто возникает путаница – их автоматически причисляют к дополнениям, однако они могут быть и обстоятельствами. Поэтому очень важно правильно задать вопрос к такому члену предложения.
Второстепенные члены предложения при разборе
Делая синтаксический разбор предложения, важно не только выделить его грамматическую основу, но и найти правильно выделить все остальные члены, если они есть. Для этого к выбранному значимому слову нужно задать вопрос, начинают обычно с подлежащего и сказуемого, потом переходят к второстепенным членам предложения. Таким образом предложение условно делится на отдельные части – словосочетания.
Например, определение может распространять не только подлежащее, но и дополнение, сравните: Красивое лицо обрамляли пышные волосы. В этом предложении определение пышные распространяет подлежащее волосы, а определение красивое – дополнение лицо.
Подчеркиваются они следующим образом: дополнение – пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – чередованием пунктира и точек.
Даже если по смыслу предлог входит во второстепенный член предложения, при разборе его не подчеркивают, как и другие служебные части речи, не имеющие собственного значения.
Что мы узнали?
Кроме главных членов в предложении есть и те, которые их распространяют, то есть второстепенные. Всего в русском языке их три – это определение, обстоятельство и дополнение. Они отвечают на разные вопросы, которые задаются как от подлежащего или сказуемого, так и от других значимых слов в предложении. При разборе они подчеркиваются разными типами линий для наглядности.
- карточки;
- презентация к уроку;
Ход урока
1) Организационный момент
. Приветствие.
-Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. (слайд 2)
2) Игра «Найдите лишнее слово
Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение . (слайды 3, 4)
Лишнее слово - «подлежащее».
Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее - это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют
3) Работа в тетради . Число. Классная работа
Чистописание. Ж ж Жж жи же
4) Словарный диктант « О школе » (слайды 6-12)
Я уроки посещаю и всегда веду дневник.
Сам себя я называю школьник или. (ученик)
Будем весь урок писать, пригодится нам. (тетрадь)
Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.
Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.
Отметки, замечания учитель пишет в нем.
«Пятерок» в нем полным-полно, как документ. (дневник)
Я с учителем дружу. На доске всё покажу.
По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей - чиста страница. (Школьная доска)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется. Ответ: Сказуемым
Оно со сказуемым в соединении
Составляет. Ответ: Грамматическую основу
Начало формы
А) Вы знаете, ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.
Это главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. О твечает на вопросы : что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
грамматическую основу предложения.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
Члены предложения, не входящие в грамматическую основу , являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.
- определение - обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией
- дополнение
- обстоятельство
В предложении выражено существительным, подчёркивается пунктир - точка. (слайд 13)
Б) Работа по учебнику:
Упр.179
В степи, на жайляу пасутся овечки.
Там дедушка юрту поставил у речки. (слайд 14)
В) Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, - это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, это распространённые предложения.
Сравните предложения:
Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)
Кате, аквариум, дедушка, подарил .
В аквариуме, рыбка, жила , золотая.
Катя , каждое, утро, рыбку, кормила .
Дедушка подарил Кате аквариум.
В аквариуме жила золотая рыбка.
Катя кормила рыбку каждое утро.
Е) Воспитательная минутка:
Монгольская пословица гласит:
Ж) Сравните две картинки :
5) Физминутка . (слайд 20)
6) Обратите внимание!
Слова - л
Приходите ровно в пять!
Мама будет выступать!
Мы готовились вдвоём
К этой передаче.
Она писала за столом.
Я решал задачи.
Запишите частью речи они выражены.
7 » Упр.182 (слайд 23)
Кто пишет стихи?
Кто водит поезда?
Кто летает в космос?
Кто продаёт билеты?
Кто лечит детей?
машинист
космонавт
8) Рефлексия. Оценочный лист (слайд 24-25)
Подлежащее отвечает на вопросы:…….
Подлежащее подчеркивается….
Сказуемое отвечает на вопросы ….
Сказуемое подчеркивается….
Второстепенные члены предложения это -
Дополнение отвечает на вопросы -
подчеркивается -
Определение отвечает на вопросы -
подчеркивается -
Обстоятельство отвечает на вопросы -
подчеркивается
9) Домашнее задание . Упр.183, выучить правила (слайд 26)
10) Оценивание учащихся за урок .
Подведение итогов урока.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения."»
Школа – лицей № 16 имени Ю.А.Гагарина
Разработка открытого урока по русскому языку
Тема :
« Главные и второстепенные члены предложения »
Классный руководитель 3 « В » класса:
Солонцова О. В.
Г.Кентау Школа-Лицей № 16 им.Ю.А.Гагарина
Кл.руководитель 3 « В » кл.: Солонцова Ольга Валерьевна
Предмет: Русский язык
Тема открытого урока: «Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 1)
Цель урока: сформировать представление о главных членах предложения - подлежащем и сказуемом и о наличии в предложениях второстепенных членов.
Задачи: 1) научиться находить главные и второстепенные члены предложения;
выделять грамматическую основу;
различать распространенные и нераспространенные предложения
2) развить умение подбирать вопросы к членам предложения;
3) воспитать интерес к изучению русского языка (слайд 3)
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, ноутбук;
карточки;
презентация к уроку;
Ход урока
1) Организационный момент
. Приветствие.
-Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. (слайд 2)
2) Игра «Найдите лишнее слово » поможет нам приблизиться к теме урока
Какое слово лишнее? Докажите, что именно это слово лишнее.
Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение . (слайды 3, 4)
Лишнее слово – «подлежащее».
Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения.Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения
3) Работа в тетради . Число. Классная работа
Чистописание. Ж ж Жж жи же
жёлтый ежи предложение (слайд 5)
4) Словарный диктант « О школе » (слайды 6-12)
Я уроки посещаю и всегда веду дневник.
Сам себя я называю школьник или... (ученик)
Будем весь урок писать, пригодится нам... (тетрадь)
Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.
И в твоей тетрадке должны быть строчки гладки. (ручка)
Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.
Что-нибудь ты без меня начертить сумей-ка
Угадайте-ка, ребята, кто же я … (линейка)
Отметки, замечания учитель пишет в нем.
Уроков расписание мы тоже в нем найдем.
Хранит и бережет его примерный ученик.
«Пятерок» в нем полным-полно, как документ... (дневник)
Я с учителем дружу. На доске всё покажу.
Следишь за мной ты без опаски. Знаешь, кто я? Я - … (Указка)
По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей – чиста страница. (Школьная доска)
4) Тема урока: Отгадайте загадки:
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется... Ответ: Сказуемым
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... Ответ: Грамматическую основу
Начало формы
А) Вы знаете, ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не можетсуществовать.
Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. О твечает на вопросы : что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
Члены предложения, не входящие в грамматическую основу , являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.
К второстепенным членам предложения относятся:
- определение – обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией
- дополнение - отвечает на вопросы косвенных падежей. В предложении выражено существительным или местоимением, подчёркивается пунктирной линией
- обстоятельство - отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?
В предложении выражено существительным, подчёркивается пунктир – точка. (слайд 13)
Б) Работа по учебнику:
Упр.179 Списать. Найти главные и второстепенные члены предложения.
Какой частью речи являются подлежащее и сказуемое?
В степи, на жайляу пасутся овечки .
Там дедушка юрту поставил у речки. (слайд 14)
В) Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, это распространённые предложения.
Сравните предложения:
Дети играют. Маленькие дети играют на улице. (слайд 15)
Г) Распознавание распространённых и нераспространённых предложений
Наступает утро. Промчался резвый ветерок. На аллее зашумели деревья. Блеснули лучи солнца. Город проснулся.
Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)
Д) Восстановление деформированного текста Упр.180
Какими членами предложения будут выделенные слова? (слайд 17)
Е) Воспитательная минутка:
Монгольская пословица гласит :
« Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник» (слайд 18)
Ж) Сравните две картинки :
На 1-ой картинке виден слив грязных вод в водный источник
На 2-ой картинке чистая водная среда с морскими обитателями.
Провести анализ картинок (слайд 19)
5) Физминутка . (слайд 20)
6) Обратите внимание! Подлежащее не всегда выражено именем существительным.
Слова -я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - личные местоимения. (слайд 21 -22)
В речи они употребляются вместо имени существительного. Могут быть в предложении подлежащими.
Послушайте строки из стихотворения Агнии Барто:
Приходите ровно в пять!
Мама будет выступать!
Мы готовились вдвоём
К этой передаче.
Она писала за столом.
Я решал задачи.
Запишите . Найдите главные члены предложения и укажите, какой частью речи они выражены.
7) Закрепление. Игра: « Найди соответствие » Упр.182 (слайд 23)
Запиши предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
8) Рефлексия. Оценочный лист (слайд 24-25)
Главные члены предложения это - ……
Подлежащее отвечает на вопросы:……..
Подлежащее подчеркивается…..
Сказуемое отвечает на вопросы …..
Сказуемое подчеркивается….
Второстепенные члены предложения это –
Дополнение отвечает на вопросы –
подчеркивается –
Определение отвечает на вопросы –
подчеркивается –
Обстоятельство отвечает на вопросы –
подчеркивается
9) Домашнее задание . Упр.183, выучить правила (слайд 26)
10) Оценивание учащихся за урок .
Подведение итогов урока.
Молодцы! Спасибо за урок! (слайд 27)
42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:
- определение (и приложение как разновидность определения),
- дополнение,
- обстоятельство.
42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Виды определений:
- согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.
- несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.
42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).
Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:
- названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;
- прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.
Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:
Через дефис, если
- приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);
- приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).
Раздельно, если
- приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);
- приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);
- в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);
- первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.
42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Виды дополнений:
- прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;
- косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.
42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.
Виды обстоятельств:
- обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого действия): прийти рано, работать с утра до вечера;
- обстоятельство места (указывает на место действия или направление движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;
- обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят три килограмма, пробежать триста метров:
- обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия): смеяться громко, идти быстро;
- обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия): посинеть от холода, не прийти из-за болезни;
- обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать;
- обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;
- обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.
42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:
- односоставные (с одним главным членом предложения),
- двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).
Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.
Членов предложения: дополнение, и обстоятельство.
Дополнение
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект, на который направлено или с которым связано действие, выраженное сказуемым.
Дополнения бывают
Прямыми (образуются существительным в форме винительного без предлога); прямое дополнение всегда относится к переходному глаголу;
- косвенными (все прочие дополнения).
В предложении дополнение чаще всего бывает существительными или местоимениями в косвенных , но может быть выражено и другими частями речи (прилагательным, причастием, глаголом, числительным, и даже фразеологическим оборотом), если они выступают в функции .
Определение
Определение обозначает признак, свойство или качество предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какие?». В предложение определение может относиться как к подлежащему, так и к дополнению или обстоятельству.
Выделяют 2 вида определений:
Согласованные , которые находятся в том же роде, падеже и числе, что и слово, которое они определяют; такие определения могут быть выражены прилагательным, порядковым числительным или причастием, а также местоимением в роли прилагательного;
- несогласованные определения, которые связаны с определяемым по типу связи управление и выражаются существительными в любых падежах, кроме именительного (косвенных), наречиями, или личными местоимениями.
Особым видом определения является приложение. Этот , выраженный существительным, содержит уточнение качеств определяемого слова (социальный статус, возраст, род занятий и пр.). Такие определения пишутся через со словом, к которому относятся. Исключение составляют приложения, выраженные именами собственными (топографические названия, имена людей, названия произведений и т.п.).
Обстоятельства
Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака и относиться к сказуемому. Различают 8 видов обстоятельств в зависимости от вопросов, на которые они отвечают:
1. места действия (Где? Откуда? Куда?);
2. образа действия (Каким образом? Как?);
3. времени (Когда? В периода времени? Как долго?);
4. причины (Почему? По какой причине?);
5. цели (Для чего? Зачем? С какой целью?);
6. условия (При каком условии?);
7. меры и степени (В какой степени (мере)?);
8. уступки (Вопреки чему? Несмотря на что?).
В предложении обстоятельства выражаются существительными в косвенных падежах, наречиями, деепричастиями (деепричастными оборотами), местоимениями и глаголами в неопределенной форме.