Французская линия обороны которую обошли немцы. Как это работало

Именно форты должны были по замыслу создателей стать той неприступной стеной, призванной сдержать наступление армии противника на то время, пока к границе не подтянется французская армия. Располагались форты вдоль французской границы возле стратегически важных дорог или населенных пунктов на расстоянии пары десятков километров друг от друга. Пространство между ними прикрывали ДОТы, а также противотанковые и противопехотные заграждения. Форты делились на два типа: малые форты (Petit Ouvrage) и большие форты (Gros Ouvrage). Сегодня я познакомлю читателя с устройством малого форта линии Мажино на примере форта Petit Ouvrage de Rohrbach (далее просто PO Rohrbach). PO Rohrbach идеально подходит для иллюстрации устройства малого форта по причине своей прекрасной сохранности. Форт отреставрирован полностью до своего оригинального довоенного состояния и все его механизмы, узлы и орудия полностью работоспособны. На сегодняшний день форт поддерживается группой энтузиастов военной истории и ежегодно открыт для посетителей в определенные дни недели. Побродить по подземельям форта можно лишь с экскурсоводом, как практически во всех музейных фортах линии Мажино. Это, конечно, минус, но экскурсовод очень понимающе реагирует на отставание человека с фотоаппаратом от группы, так что сделать фотографии без людей в кадре никто не мешает. Вход внутрь форта осуществляется через боевой блок №2, который изображен на фото. Экскурсии проводятся на немецком и французском языках, каждая группа со своим гидом соответственно. Длительность экскурсии составляет более двух часов.
Перед тем, как перейти к описанию внутреннего устройства форта вначале традиционно немного истории. Форт Rohrbach является фортом второго поколения, его сооружение началось в 1934 году и закончилось в 1938. Для сооружения форта потребовалось 6000 кубометров бетона и 500 тонн стали. Изначально на этом месте планировалось построить большой форт, состоящий из 13 боевых блоков, но в дальнейшем в связи с кризисом и нехваткой денег эти планы были сильно сокращены и в итоге на момент завершения строительства в 1938 году, форт состоял из трех боевых блоков. В таком виде он сохранился и до настоящего времени.
Рабочие позируют на фоне строящегося второго блока.
1 сентября 1939 года Германия нападает на Польшу и 3 сентября Франция объявляет войну Германии, с этого дня проводится мобилизация и форт заполняется солдатами, которые покинут его лишь в июне 1940 года после капитуляции Франции. До 10 мая 1940 года длиться период "странной войны", во время которой обе стороны: Германия и Франция отсиживаются за своими линиями укреплений и масштабных боевых действий не ведется. После прорыва немцами линии Мажино в районе области Saar в этом регионе начинаются боевые действия, но несмотря на мощные атаки немцев при поддержке артиллерии, форт так и не удалось захватить и он так и остался непобежденным. После капитуляции Франции 25 июня 1940 года солдаты форта вынуждены были сдаться на почетных условиях по приказу Высшего французского командования. Спустя несколько дней форт PO Rohrbach был передан немцам, а его защитники отправлены в один из лагерей для военнопленных. Немецкие солдаты возле второго блока в 1940 году.
Второй блок в наше время. Отверстие с решеткой на переднем плане - воздухозаборник вентиляционной системы, железные арматуры с проволокой, натянутой между ними - антенны радиосвязи. Рядом со входом амбразура пулемета, который должен был воспрепятствовать подходу противника близко к блоку. Перед стенами блока находится так называемый диамантовый ров, главная цель которого была - принять осколки бетона от стен и крыши в случае бомбардировки форта авиацией. Таким образом избегался завал выхода из форта бетонными обломками. Мостик, перекинутый через диамантовый ров при закрытии форта убирался внутрь. Эта дверь - единственный вход в форт, если не считать штольню запасного выхода.
Немецкая армия не использовала форт ни в 1940 году, ни в борьбе с союзническими войсками в 1944-45 годах. Благодаря этому форт не пострадал и отлично сохранился практически в оригинальном состоянии. В 1951 году многие форты линии Мажино в том числе и форт Rohrbach были модернизированы и приведены в боевую готовность в связи с появлением нового потенциального врага - Варшавского блока. Но после создания французами своего ядерного оружия, оборонительные сооружения линии Мажино окончательно утеряли свою актуальность и в 1970 году форт Rohrbach был выведен из состава армии. В 1987 году активисты из местных жителей при поддержке города Rohrbach-les-Bitche принялись за восстановление форта, a в 1989 году была создана ассоциация "Fort Casso", целью которой было восстановление форта до предвоенного состояния и открытие его для общественности. Американские войска возле второго блока в 1944 году.
Это все, что касается истории форта. Теперь пару слов об устройстве форта. Все форты линии Мажино имеют одинаковую структуру и состоят из определенного количества боевых блоков (3-4 блока у малых фортов и до двух десятков блоков у самых крупных фортов оборонительной линии), соединенных между собой подземными тоннелями (потернами). Кроме того, под землей располагаются казармы для размещения личного состава, кухня, электростанция, больница, командный пункт, помещения связистов, склады для провизии, топлива и боеприпасов. По сути форт представлял собой небольшой подземный город, способный держать оборону в течении двух месяцев, оставаясь полностью автономным. Глубина залегания подземной части форта Rohrbach 25 метров. Это безопасная глубина, на которую невозможно было пробиться взрывным методом, даже если бомбить в одно и то же место. Дело в том, что самая мощная бомба того времени, когда строилась линия Мажино, оставляла воронку глубиной шесть метров. Вторая бомба, сброшенная в воронку от первой, пробивалась уже не на шесть метров, а гораздо меньше. Таким образом, пробиться на 25-метровую глубину при помощи оружия того времени было невозможно. Рисунок внизу хоть и не относится к этому форту, но дает отличное представление о том, как выглядят боевой блок форта линии Мажино и его подземная система.
Схема малого форта PO Rohrbach представлена на рисунке ниже. Как видно из схемы, форт состоит из трех боевых блоков, связанных между собой потернами, протяжностью несколько сотен метров. Форт имеет один основной вход, расположенный во втором блоке. Кроме основного имеется также аварийный выход, который находится в конце штольни, берущей свое начало возле третьего блока. Длина этой штольни может быть несколько сотен метров, а может быть и километр или даже более. Вся подземная часть форта (казармы, кухня, склады, электростанция) сконцентрирована возле второго входного блока. Всего же в форте PO Rohrbach служило 182 человека: 6 офицеров и 176 рядовых солдатов. Что ж, давайте теперь зайдем внутрь и посмотрим, как же все это выглядит на самом деле.
Место пулеметчика со встроенным в амбразуру пулеметом МАС 24/29, охраняющим вход в форт. В случае, если входная бронедверь будет взорвана и противник начнет штурм форта, первое, на что он наткнется - дуло пулемета.
В соседней комнате находится фильтро-вентиляционная установка. На фильтрах можно заметить год, когда они были установлены в форт - 1939-й.
Второй блок оборудован двумя бронекуполами: первый GFM-купол, об этом типе куполов я писал в предыдущих постах, посвященных сооружениям линии Мажино. Второй купол типа АМ (Arme Mixte). Так они выглядят снаружи (на переднем плане АМ, на заднем GFM):
Наблюдательный бронеколпак типа GFM мог оснащаться оптикой для наблюдения, при необходимости в амбразуру встраивался ручной пулемет МАС 24/29 или же 50-мм капонирный миномет. Толщина брони колпака 300 мм, вес бронеколпака GFM составляет 26 тонн.
А это шахта бронеколпака типа АM. Тут уже аппаратура выглядит повнушительней.
Бронеколпак типа АМ оснащался комбинированным оружием, состоящим из пулемета и 25-мм противотанковой пушки. Это самый внушительный тип бронеколпаков, применяемых на объектах линии Мажино. Вес бронеколпака достигал до 50 тонн.
Комбинированное оружие из этого бронеколпака экспонируется для наглядности рядом.
За очередной бронедверью находится шахта лифта и огибающая ее спиралью лестница вниз. Лифтом имели право пользоваться лишь офицеры или прочие высокопоставленные посетители форта, солдаты ходили пешком. Помимо офицеров на лифте транспортировали продукты и боеприпасы на нижний уровень. Это единственный лифт форта. Кабина лифта вмещала восьмерых человек или тонну груза и была снабжена стопором, в случае разрыва несущего троса.
Спускаемся под землю по лестнице, огибающей огражденную решеткой шахту лифта. Под землю ведут 145 ступеней.
Подземный уровень форта PO Rohrbach залегает на глубине 25 метров в известняковом грунте - это примерно, как высота девятиэтажного дома.
Многочисленные коммуникации между подземной частью форта и поверхностью.
Вот мы и достигли глубины 25 метров, с этого места и начинается мое знакомство с увлекательным подземным миром.
Сразу напротив лифта находится маленькая кладовая с различной хозяйственной мелочевкой. Это помещение служило в качестве промежуточного склада, куда можно было быстро разгрузить лифт и отправить его за новой партией груза. Во время военных действий помещение выполняло также роль морга. Но за всю историю форта тут погиб всего один солдат, патрулирующий территорию вокруг форта и наткнувшийся на немецкий разведотряд.
Чтобы получить кадры без людей, я шел в самом конце экскурсии, поэтому часть фотографий получилась с оглядкой назад. За дверью на фото находится подъемный механизм лифта.
Вернемся еще раз к схеме форта. Красным овалом я обвел ту часть форта, которую я покажу в этом посте. Сразу же рядом с лестницей и лифтом находится кухня, напротив нее энергетический центр, включающий в себя трансформаторы для преобразование высоковольтного тока, получаемого извне по силовому кабелю, а также автономную электростанцию, состоящую из двух дизель-генераторов. Далее идут казармы солдат и комнаты офицеров, лазарет, командный центр и складская часть форта, в которой расположен небольшой музей с различным оружием и техникой форта. На схеме виден также аппендикс незаконченной потерны, которая должна была вести в еще один боевой блок, но в связи с урезанием финансирования этот блок так и не был построен, а потерна была забутована еще до войны. А теперь осмотрим всю подземную часть форта в перечисленной последовательности. Ближайшее помещение к лифтовой шахте - кухня. Там, где на фотографии видны люди - это выход, откуда мы начали подземную прогулку. То есть фото сделано спиной к потерне, ведущей дальше внутрь форта.
Жить месяцами в замкнутом пространстве бункера психологически очень непросто. Поэтому для сохранения боевого духа и бодрости личного состава питанию солдат отводилась особенная роль. В бункерах линии Мажино кормили намного лучше, чем на поверхности. В бункера привлекались лучшие повара и кухня была оборудована по последнему слову техники того времени. Многое из кухонного оборудования, установленного в фортах линии Мажино, появилось в обычных квартирах лишь спустя десятилетия.
Полностью все оборудование на кухне, включая печи, было электрическим. Большой серебристый ящик в правой части фотографии - кофеварка.
А этот удивительный девайс чистил картошку. Таким образом, солдаты освобождались от наряда по чистке картошки. Все в этом форте было призвано максимально облегчить жизнь под землей.
Такой вот кухонный хайтек середины 30-х.
За кухней находятся несколько каморок, в одной из них - крюки для мясных тушек.
В другой - аппаратура, предназначение которой установить не удалось. Возможно какая-то холодильная установка.
Окошко для выдачи солдатам еды.
Характерной особенностью фортов линии Мажино было отсутствие столовых. Каждый солдат получал свою еду и ел ее либо на своей кровати, либо за такими вот столиками, выставленными прямо в потернах форта. На фото внизу столики расположены прямо рядом с кухней.
А это потерна, уходящая к двум другим боевым блокам. Тут мы тоже видим столики с лавочками вдоль подземного хода.
Сразу напротив кухни находится электростанция с резервными дизель-генераторами. Заглянем туда.
Тут повсюду стильный дизель-панк. Дверь в центре кадра ведет в комнату с огромными топливными резервуарами.
На случай повреждения силового кабеля, питающего форт, в одном из помещений была сооружена локальная электростанция, состоящая из двух двигателей фирмы SMIM (Paris).
Оба двигателя четырехцилиндровые, развивающие мощность 100 л.с. на 600 об/мин. Благодаря работе на низких оборотах двигатели были очень надежны.
Щиток электроприборов.
В этом углу электростанции под полом находится скважина, глубиною 250 метров, из которой весь форт снабжается водой при помощи расположенного под полом электронасоса. На фото справа видна часть насосного оборудования для транспортировки воды из скважины в резервуары форта.
Так выглядит все помещение электростанции.
Двигатели весьма впечатляют своим внешним видом и размерами.
В углу зала электростанции находится небольшая мастерская, в которой было все необходимое для починки легких неисправностей в работе техники.
Инструмент.
Мастерская.
Каждый из двигателей был соединен с генератором переменного электрического тока. Огромные двигатели запускались при помощи сжатого воздуха, который подавался в два из четырех цилиндров для того, чтобы привести в движение карданный вал с огромным и тяжелым маховиком. После разгона двигателя, включался стационарный режим работы с впрыском топлива. Резервуары со сжатым воздухом, необходимым для запуска дизелей, видны на фотографии слева.
На выходе расположен еще один одноцилиндровый двигатель с небольшим генератором, возможно резервный. Осмотр электростанции окончен и мы возвращаемся в основную потерну.
Следующее за электростанцией помещение - трансформаторная. Заглянем и туда.
Как я уже упоминал, питание форта осуществлялось через силовой кабель извне. В трансформаторной ток, полученный снаружи, преобразовывался в 110 вольт внутренней сети форта. Так выглядят трансформаторы и сопутствующее электрооборудование. Все это работает до сих пор.
За трансформаторной находится помещение с огромными резервуарами. В них содержится вода для охлаждения оборудования электростанции.
Сфотографировать их очень трудно, так как они занимают большую часть объема комнаты. В сети нашел отличный план осмотренной нами части форта. Тут все очень наглядно показано. А мы идем дальше в казарменную часть форта.
За концом технической зоны потерна делает небольшой изгиб, его же видно на картинке сверху.
Бронедвери в левой части фотографии ведут к казарменной части форта, потерна в правой части форта - к двум другим боевым блокам.
Масштабы подземных лабиринтов весьма впечатляют.
Санузел. Все освещение форта было продублировано обычными свечами или газовыми лампами на случай выхода из строя электричества. Слева на фотографии можно заметить свечу. Закрытая дверь на фотографии - туалет для офицеров и командования, туалеты с полуоткрытыми дверьми - для простых солдат.
Нечистоты собирались в специальные резервуары с химическими растворителями - прообразы современных биотуалетов. Баки располагались под туалетами, классической канализации в форте не было.
По соседству с туалетами располагается небольшая комната с умывальниками.
Рядом душевые комнаты. Из трех душевых кабинок, одна предназначалась для дезинфекции пострадавших от ядовитых газов, две другие были обычными душевыми. Каждый солдат имел право помыться в душе раз в неделю.
Фильтро-вентиляционная установка, предназначенная для обеззараживания пострадавших от газовой атаки.
В двадцати метров от душевых и санузла находятся непосредственно сами казармы.
Одна из двух комнат с железными кроватями на десять мест была предназначена для профессиональных работников форта: механиков, санитаров, поваров, электротехников.

Простые же солдаты спали в гамаках, которые вешались в два уровня. Эта комната вмещала 26 гамаков. Особенностью такой комнаты было то, что металлические конструкции были легко разборными, что позволяло за очень короткое время превратить комнату в праздничную залу. В 1939 году солдаты форта праздновали тут рождество с песнями, весельем и вином.
Рядом еще одна комната с гамаками, но уже поменьше.
Двухместная комната унтер-офицеров.
Комната команданта форта, единственная одноместная комната в форте.
Комната, в которой жили лейтенанты.
В форте также была небольшая санчасть, состоящая из перевязочной...
...и палаты для двух больных.
На этом осмотр казарм окончен, перемещаемся в следующую локацию, расположенную по соседству с казармами - командный центр, откуда осуществлялось управление фортом.
Командный центр расположен за очередным поворотом (на фото слева).
Главный зал командного центра. Обратите внимание на батарею отопления. Отопление форта осуществлялось калориферами, которые подавали теплый воздух во все помещения форта. Установка центрального водяного отопления была в процессе монтажа но работы были прерваны началом войны. Поэтому в разных помещениях форта можно встретить радиаторы отопления, которые никогда не работали.
В командный центр поступала информация о ситуации снаружи и внутри форта. Тут же проводился анализ ситуации и отсюда отдавались приказы различным боевым блокам и осуществлялась связь с соседними фортами.
Главными источниками информации были пять наблюдательных бронеколпаков форта, информация с которых по телефону докладывалась в командный центр. Также благодаря телефонной связи с соседними фортами командование форта было хорошо проинформировано о ситуации в десятках километров вокруг.
Обращение генерала де Голя к французской нации.
Телефонные кабели между фортами были проложены на глубине трех метров в окрестностях форта и на глубине двух метров в полях. Помимо прямой телефонной связи между фортами, каждый из фортов был соединен в единую телефонную сеть, проложенную в километре от потенциальной лини фронта. На случай выхода из строя телефонной линии, был резервный вариант коммуникации между фортами посредством сигнальных ракет.
Телефонная станция. Ближе всего к командному центру в форте были поселены офицеры и телефонисты. Таким образом, при объявлении тревоги командный центр начинал функционировать практически незамедлительно. Телефонисты записывали всю получаемую извне информацию в специальные документы, которые тут же изучались офицерами, анализировались карты местности и принимались решения о стрельбах, которые отсюда передавались в боевые казематы форта. Минусом фортов линии Мажино было то, что они слепли с наступлением ночи или при сильном тумане. Ведь наводка всех орудий была в то время исключительно визуальной.
На этом мы покидаем командный центр и перемещаемся в последнюю подземную локацию форта - склад.
На территории склада, дабы заполнить пустые складские помещения, организован небольшой музей с неплохой коллекцией различной техники, применяемой в фортах линии Мажино, начиная от вооружений и заканчивая перископами наблюдательных бронекуполов и различными электрическими приборами.
Машинный телеграф, аналогичный корабельному. При помощи этих устройств из командного центра форта посылались команды в боевые блоки и обратно приходило подтверждение об их выполнении.

Спаренная капонирная пулеметная установка, которые обычно устанавливали в амбразуры боевых блоков форта. При необходимости эта пулеметная установка убиралась в сторону и на ее место становилась 47-мм противотанковая пушка.
А это установка с комбинированным оружием, которая размещалась внутри бронекупола типа АМ о котором было выше (фото 10, 12, 13). Комбинированное оружие являло собою два оружия в одном: пулемет и 25-мм противотанковая пушка. Бронеколпак типа АМ оснащался системой отвода пороховых газов и вентиляции, системой подачи в колпак боеприпасов и воды для охлаждения оружия.
Несмотря на то, что сам бронекупол был не поворачиваемым, при помощи поддерживающих кронштейнов тяжелое орудие можно было быстро переустановить в одну из двух амбразур бронеколпака. Все регулировки и настройки орудия осуществлялись вращением рукояток, что очень упрощало его эксплуатацию.
По дороге к первому боевому блоку, встречается такой вот аппендикс забутованной потерны (см. карту в начале поста). Во время постройки форта планировалось гораздо большее число боевых блоков, но после сокращения финансирования строительство пришлось ограничить тремя блоками. К тому времени уже успели пройти потерну к предполагаемому четвертому блоку, которую вскоре забутовали. Как далеко уходит забутованная потерна - до сих пор неизвестно. Работниками музейного форта тут был сооружен памятник Андре Мажино - военному министру Франции, который был инициатором строительства линии вооруженных укреплений на границе с Германией.
Еще одно небольшое помещение рядом с забутованной потерной. Изначально это помещение было вертикальным стволом, через который шла выемка грунта при проходке подземных тоннелей. Когда строительные работы были завершены, ствол сверху засыпали, и таким образом в форте образовалась еще одна дополнительная комната. Недолго думая, тут сделали еще одно казарменное помещение для солдат.

Линия Маннергейма и линия Мажино, линия Молотова и Восточный вал, линия Сталина и линия Зигфрида, советские и японские укрепрайоны на Дальнем Востоке и т. д. и т. п. - в этой книге вы найдете исчерпывающую информацию обо всех «китайских стенах XX века» и профессиональный анализ их эффективности.

Почему в 1939–1945 гг. не повторился «позиционный тупик» Первой Мировой? Возможно ли в принципе создать «непреодолимую» линию обороны? Оправданны ли колоссальные затраты на строительство укрепрайонов? И как именно штурмовым группам удавалось прорывать мощнейшие оборонительные системы?

После неудачной войны с Германией, 1870–1871 годах перед Францией остро встал вопрос о прикрытии своих новых границ. Крепости, построенные во времена Вобана, к тому времени устарели, в результате чего сопротивление их противнику измерялось немногими днями, и только город-крепость Бельфор продержался около трех с половиной месяцев.

Французским инженерам не пришлось долго искать новых форм для постройки приграничных укреплений: они были предложены еще во время Наполеоновских войн французским генералом Ролья. По его мнению, крепости следовало усилить кольцевой системой отдельных укрепленных фортов, удаленных от 2 до 5 километров и соединенных между собой различными полевыми заграждениями.

Для окончательного решения этого вопроса в 1874 году была образована особая комиссия, которой в течение двух лет был составлен план укрепления восточной границы Франции системой крепостей. Но так как нового плана развертывания французской армии у границы не было, то план ее укрепления приходилось составлять, исходя из теоретических положений, вытекавших из опыта только что закончившейся войны.

По вновь разработанному плану основной участок границы от Люксембурга до Швейцарии закрывался двумя завесами: одна по Маасу - Верден - Туль и вторая по линии Вогезах - Эпиналь - Бельфор. Промежутки между этими основными опорными пунктами обороны заполнялись отдельными укреплениями, преграждавшими дороги. Протяжение каждой завесы было около 60 километров, на этом фронте располагалось 6–7 промежуточных фортов.

Таким образом, создавалась как бы единая система приграничных инженерных оборонительных сооружений, опиравшаяся на форты. При этом огневая связь между фортами была слабая, так как в их задачу входило только не допускать движения по дорогам колонн противника. Между завесами был оставлен так называемый Шармский проход - также около 60 километров. Предполагалось, что, не решившись на штурм укрепленных завес, главные силы противника устремятся в Шармский проход, где они будут с фронта задержаны армией и с обоих флангов подвергнутся ударам войсковых групп, расположенных под прикрытием завес.

Уязвимыми были и фланги этой системы укреплений, которые упирались в границы нейтральных государств - Бельгии и Швейцарии. Если нейтралитет Швейцарии обеспечивался до некоторой степени труднопроходимой местностью, то граница с Бельгией являлась совершенно открытой. При этом важен тот факт, что по своему характеру местность на границе с Бельгией была мало пригодна для обороны, так как она не имела никаких естественных рубежей. Поэтому по плану предусматривалось прикрытие здесь границы двумя большими крепостями - Мобеж и Лилль, а также отдельными фортами-заставами - Монмеди, Живье, Мезьер, Гирсон и др.

Учитывая, что оборона должна иметь глубину, за флангами завес по плану были намечены две группы крепостей второй линии: на правом фланге - Лангр, Безансон и Дижон, на левом - Реймс, Лаон и Ля-Фер. Наконец, в качестве основного центра всей стратегической обороны восточной границы была создана большая крепость - Париж.

План был принят в общих чертах. Однако руководитель комиссии, составлявшей этот план, некий Сере-де-Ривьер, выслушал много упреков в том отношении, что по его плану было создано слишком много укреплений, требовавших огромных средств для их периодической модернизации. Это привело к новым научным дискуссиям и ограничению в средствах. Поэтому-то к началу Первой мировой войны на современном уровне оказались только основные крепости - Верден и Бельфор. Крепости Туль, Эпиналь и Мобеж явно устарели. Также устаревшими являлись отдельные укрепления завес, что наглядно подтвердила атака немцами одного из сильных фортов завесы Верден - Туль - Камп-де-Ромен, произведенная 23 сентября 1915 года. Тогда германская артиллерия открыла по форту огонь, и уже через 20 минут форт замолчал. Общее наступление на форт продолжалась всего три часа и завершилось его захватом. При этом потери оборонявшихся французов достигли 180 человек и наступавших немцев - 96 человек.

На основании этого боя германский военный специалист Юстров в труде «Полководец и техника» подверг острой критике план Шлиффена, который был построен на быстром, глубоком стратегическом охвате французской армии и ее разгроме. Дело в том, что Шлиффен, узнав о наличии так называемой Верденской завесы, даже начал сомневаться в реальности своего плана, опасаясь, что приграничная укрепленная полоса противника существенно задержит наступающих при ее прорыве. Юстров, который во время Первой мировой войны командовал тяжелой батареей 420 мм гаубиц, так называемых толстых Берт, сокрушивших в короткий срок крепости Льеж, Намюр и Мобеж, считал, что перед ее началом германский Генеральный штаб, в том числе и сам Шлиффен, слишком мало интересовались новой военной техникой и недооценивали ее возможности. Он утверждал, что при наличии сверхмощной артиллерии можно было в короткий срок форсировать завесу Верден - Туль и развивать удары в глубь Франции.

Другой военный специалист, Кюльман, также считал, что французские крепости к началу Первой мировой войны сильно устарели и не смогли бы оказать достаточного сопротивления германской армии. Но при этом он ратовал не столько за мощный огонь артиллерии, сколько за обходные действия после подавления сопротивления фланговых фортов.

И он имел на то основания. Французская крепость Лилль являлась настолько устаревшей, что перед самым началом войны как военная единица была упразднена. В таком же состоянии находились второлинейные крепости Ля-Фер, Лаон, Реймс, Лангр, Безансон и Дижон. Между тем в этих крепостях имелась тяжелая артиллерия, в которой французская армия так нуждалась.

Не оправдали себя и более современные бельгийские крепости Льеж, Намюр и Антверпен и французская крепость Мобеж. Их быстрое падение показало, что изолированная крепость долго самостоятельно держаться не может. Так, весь запас снарядов средней крепости в то время составлял около 700 тысяч выстрелов, а, к примеру, артиллерия крепости Верден во время боев 1916 года ежедневно расходовала в среднем до 100 тысяч снарядов. Таким образом, всех запасов Вердена как крепости хватило бы только на 7 дней боя. Между тем успешная оборона Вердена продолжалась довольно долго и держалась не столько на прочности его укреплений, сколько на сильном заградительном огне французской артиллерии и на контратаках систематически сменявшихся войск.

Не веря в силу крепостей и нуждаясь в тяжелой артиллерии, генерал Ж. Жоффр добился у французского правительства соответствующего декрета, на основании которого 5 декабря 1914 года все французские крепости были упразднены. На их базе в качестве опорных пунктов армейского фронта было создано три укрепленных района: Бельфорский, Верденский и Дюнкеркский. Последующие события боев на Западном фронте показали правильность этого мероприятия. Успешная оборона Вердена блестяще доказала силу сопротивления одноименного укрепленного района, входящего в линию фронта и имеющего открытый тыл.

Первая мировая война показала, что «больным» местом Франции является близость к ее границе важнейших центров промышленности. С первых дней войны и до ее окончания германская армия занимала 10 самых богатых провинций Франции, дававших от всего производства 60 % железных и стальных изделий, 94 % меди, 76,5 % цинка. В итоге оккупированные германской армией приграничные департаменты Франции давали 95 % всего национального производства данного государства. Это наносило огромный удар по экономической базе французской армии.

Близость промышленных центров к границам поставила вопрос об обороне Франции в совершенно своеобразные условия. Это требовало либо переноса военных действий на территорию противника, либо создания системы мощных укреплений, опираясь на которые армия могла бы удержаться на границе. Специалисты считали, что такое расположение промышленности приковывает французскую армию к границе и лишает ее возможности стратегического маневра с отходом в глубь страны. Именно это обстоятельство и послужило причиной возведения мощной оборонительной линии на северо-восточной границе Франции, получившей название линии Мажино.

По разным причинам описание этой линии в отечественной литературе практически отсутствует. Некоторую информацию мне удалось получить из статьи в то время старшего преподавателя кафедры тактики высших соединений Академии Генерального штаба комдива Д.М. Карбышева, опубликованной в журнале «Военная мысль» в конце 1939 года. Кроме того, в отдельных трудах, посвященных началу Второй мировой войны, встречается фрагментальное упоминание об этой линии.

Под линией Мажино понималась система французских оборонительных укреплений, расположенных на границах Бельгии, Люксембурга и Германии, общая протяженность которых составляет около 750 километров, в том числе с Бельгией - 350 километров, с Люксембургом - 40 километров и с Германией - 360 километров.


При создании этой системы был учтен опыт Первой мировой войны, который неопровержимо доказал, что крепостные формы обороны уже окончательно отжили и требовалось коренное изменение в представлении как крепости в целом, так и основы их обороны - фортов. Вопрос о новых формах долговременной фортификации широко обсуждался как в литературе, так и в специальных правительственных комиссиях. На основании этой научной дискуссии было разработало большое количество предложений.

Так, военный инженер Триго предлагал строить схему своего укрепленного фронта по типу прежней крепостной позиции так называемого фортового пояса. Оборонительная система по его проекту состояла из ряда фортов, расположенных с промежутками в один километр. При этом в них были сохранены все основные элементы старого форта, но они были разбросаны на большой площади 400x400 метров. Наиболее угрожаемые подступы к фортам, по его мнению, могли прикрываться участками рвов и проволочных сетей, но в целях маскировки направление и место расположения их совершенно не связывались с оборонительным сооружением форта. Таким образом, форт по предложению Триго, по мнению Д.М. Карбышева, «отчасти напоминал малый французский ансамбль линии Мажино».

Промежутки между главными фортами заполнялись меньшими группами. Непосредственно за линией фортов располагался ряд бетонных убежищ для танков, предназначенных для поддержки контратак. Артиллерийские позиции широко оборудованы разного рода долговременными сооружениями. Гарнизон обороны доходил до 6 бойцов на один метр фронта. Оригинальными были подземные казематы для мортир.

Другой военный инженер, Левек, в 1922 году предложил создать оборонительную систему из ряда укрепленных районов, каждый из которых должен был иметь протяженность 25–30 километров с промежутками между ними в 5-10 километров. Для устойчивости обороны позади главной полосы сопротивления располагались цитадели в виде круговых позиций диаметром в 6 километров. Каждый укрепленный район оборонительной полосы, по предложению Левека, должен был состоять из групп броневых башен. Для обороны этих башен в непосредственной близости к ним должны были устраиваться бетонные надземные убежища с броневыми куполами для автоматчиков, что в значительной мере затрудняло действия блокировочных групп.

Третий военный инженер, Норман, выдвинул идею создания непрерывных линий окопов и ходов сообщения, возводимых уже в военное время. В мирное время на линии будущих окопов через каждые 500 метров должны были возводиться бетонные двухэтажные капониры, вооруженные пулеметами, пушками и гаубицами, главной задачей которых было фланкировать ближайшие подступы к окопам. В тылу оборонительной полосы должны были сооружаться оборонительные казармы, вокруг которых в военное время предполагалось оборудовать некие центры сопротивления. По существу, идея Нормана являлась усовершенствованной схемой позиции конца Первой мировой войны.

Еще один военный инженер, некий Шовино, предлагал строить укрепленный фронт из главной полосы сопротивления и отдельных опорных пунктов. Эти опорные пункты в виде больших бетонных массивов должны были располагаться впереди главной полосы сопротивления на удалении от 300 до 2500 метров и соединяться с тылом специальной подземной галереей протяженностью до 3 километров. В мирное время на главной полосе сопротивления должны были строиться убежища для резервов, на полуроту каждое. В последующем примерно по такой системе на линии Мажино строились укрепленные полосы на второстепенных направлениях.

Каждое из многочисленных предложений содержало новые мысли, но ни одно из них в целом не могло быть полностью применено при укреплении границ в новых условиях обстановки. Это происходило потому, что в либеральных правительственных кругах Франции в то время больше говорилось об экономии средств, чем о реальной обороне страны в случае агрессии. Раздавались и голоса, полностью отрицавшие полосу долговременных сооружений. Авторы их ссылались на слабое сопротивление крепостей во время Первой мировой войны и на упорную оборону войсками полевых позиций, которые возводились собственными силами уже в ходе боевых действий. «Такие взгляды, конечно, были неправильны, - делал вывод Д.М. Карбышев. - Бетон и броня с честью выдержали состязание с самыми крупными снарядами артиллерии. Поэтому следовало изменить формы сооружений».

Более глубоко проработанные и обоснованные формы укрепленных районов были выдвинуты военным инженером Кюльманом, который достаточно глубоко изучил по этому вопросу имевшуюся в то время научную литературу и, прежде всего труды генерала Петена. Кроме того, были взяты в учет результаты работы специальных комиссий 1922–1923 годов и 1925–1926 годов. И если первая комиссия только изучала проблему в целом, то вторая уже конкретно работала над составлением проекта укреплений.

Непосредственно к работам по укреплению границ приступили в 1929 году. Всеми работами руководила особая комиссия, подчинявшаяся военному министру Франции Мажино, имя которого и получила линия укреплений.

Каждый укрепленный район представлял собой непрерывный фронт большого протяжения, образуемый системой мелких долговременных построек. Фланги укрепленных районов должны обеспечиватся глубокими загибами, естественными препятствиями или зонами заграждений. Протяжение укрепленных районов линии Мажино достигало 150 километров, что соответствовало фронту обороны армии. В основном на укрепленные районы этой линии возлагалась задача: совместно с частями прикрытия и авиацией прикрыть сосредоточение и развертывание армий.

Французские военные специалисты считали, что оборона укрепленного района должна быть непрерывной. По характеру и силе развития укреплений они различали укрепленные районы, укрепленные сектора и оборонительные участки. При этом наиболее тщательно к обороне подготавливались укрепленные районы, укрепленные сектора - несколько слабее, в виде укрепленных полос, и, наконец, оборонительные участки могли быть только подготовлены к укреплению в военное время.



Укрепленные районы состояли из ряда укрепленных полос глубиной до 10 километров. По переднему и тыльному краям основной оборонительной полосы, имеющей в глубину 4–5 километров и занимаемой полками первого эшелона, должны были строиться только, «промежуточные укрепления». Они обычно представляли собой крупный бетонный массив треугольной формы, обращенный основанием в сторону противника. На вооружении промежуточного укрепления средней силы могло находиться до 15 пулеметов и до 7 орудий. Из них один пулемет и одно орудие должны были располагаться на поверхности массива в куполах и вращающихся башнях, решая задачи самообороны. Остальные огневые средства должны были находиться в казематах, расположенных на флангах уступами, из расчета, что в каждую сторону ведут огонь по 3 орудия и по 6 пулеметов. Правда, реально сила и вооружение промежуточных укреплений зависели от их тактического назначения и от характера прилегающей местности.

По требованиям французского руководства толщина покрытия оборонительного сооружения укрепленного района, предохраняющая от одного попадания 155-мм снаряда, должна была быть порядка 0,8 метра, от 210-мм снаряда - метр от 380-мм - 1,5 метра и от 420-мм - 1,75 метра. Поэтому промежуточные укрепления имели стены и покрытия толщиной до 3 метров, что должно было обеспечить их живучесть даже при попадании двух снарядов 420-мм гаубицы (коэффициент безопасности-2).



Само укрепление было глубоко опущено в землю и имело несколько этажей, как правило, три. В верхнем этаже находилась главная галерея, обслуживающая башни, казематы, наблюдательный пункт и т. д. Средний этаж промежуточного укрепления был занят кухнями, кладовыми, машинами, а также там размещалась часть боеприпасов. В нижнем этаже находились жилые казематы, цистерны с водой и топливом, пороховые погреба.

В зависимости от назначения и вооружения размеры такого укрепления колебались от 75 до 100 метров по фронту и от 40 до 50 метров в глубину. Его гарнизон имел численность до 40 человек. По подсчетам советских военных специалистов, стоимость возведения такого укрепления колебалась от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Промежуточные укрепления располагались по переднему и тыльному краям основной оборонительной полосы в шахматном порядке, на интервалах 4–5 километров. Каждое укрепление было связано с тылом на глубину до 1–2 километров подземной галереей и окружено рвом, обстреливаемым из кофров за контрэскарпом. В интервалах между промежуточными укреплениями были расположены пулеметные точки (казематы) в несколько рядов.





Каждая огневая точка (каземат) была вооружена 2–4 пулеметами, стреляющими в стороны. Как правило, они располагались на обратных скатах, укрыты от взоров противника. Толщина стен и покрытия такой точки была в пределах 1,75 метра, что обеспечивало ее живучесть при попадании одного снаряда калибра 420 мм. Размеры точки на 4 пулемета - по фронту - 25 метров и в глубину - 10 метров; полукапонира на 2 пулемета - по фронту - 13 метров и в глубину - 10 метров. Как правило, каждая точка была двухэтажной. Советские специалисты подсчитали, что стоимость такого полукапонира может составлять 75 тыс. рублей, а капонира - 150 тыс. рублей.

В общем, промежуточные укрепления и казематы образовывали оборонительную полосу глубиной 4–5 километров. При этом никаких особых центров сопротивления и опорных пунктов не создавалось. Но при этом требовалось, чтобы структура огня была минимально четырехслойная.

В тылу главной полосы обороны укрепленного района располагалась тяжелая артиллерия, которая должны была находиться на железнодорожной установке. Для ее передвижения была проложена специальная узкоколейная железная дорога. За счет этого общая глубина главной полосы обороны могла быть увеличена до 10 километров.

На второстепенных направлениях обороны создавались так называемые укрепленные сектора, в пределах которых устраивались укрепленные полосы. Каждая укрепленная полоса состояла из одной линии промежуточных укреплений и казематов между ними. Промежуточные укрепления связывались с тылом подземными галереями длиной до 2 километров.

В тылу линии бетонных сооружений, на расстоянии в 1 километр, устраивалась полевая оборонительная полоса, подготавливаемая войсками в военное время. В мирное время там оборудовались только убежища для личного состава вместимостью примерно на полуроту пехоты. Для оборудования полевой полосы все материалы были заготовлены в мирное время.

Костяк полевой полосы состоял из ряда малых железобетонных блокгаузов и полукапониров для пулеметов размером в среднем 5x5 метра. Правда, эта позиция должна была оборудоваться войсками уже в военное время. Весь необходимый инструмент, средства механизации работ и материалы должны были возиться в специальных армейских инженерных парках, которые и должны были доставить их войскам к месту работ.

В промежутках между укрепленными районами и для обеспечения их флангов создавались зоны заграждений, разрушений и затоплений. Для ускорения затопления в этих зонах были заблаговременно созданы пруды с запасом воды.

Для обороны важнейших опорных пунктов в границах укрепленных районов были созданы так называемые ансамбли - специальная группа сооружений. В пределах «ансамбля» на поверхности земли располагались: пулеметы в башне и бомбометы для обороны входа в «ансамбль»; пулеметные башни, пулеметные и орудийные капониры и полу-капониры; противотанковые орудия в башнях, пулеметные батареи на обратных скатах;

Под землей в «ансамбле» были оборудованы склады боеприпасов, жилье для гарнизона и все обслуживающие помещения. Эти помещения располагались на различных уровнях, образуя уступы. Общая глубина «ансамбля» доходила до 30 метров. Все его сооружения были соединены сетью подземных галерей, а входы в «ансамбль» тщательно замаскированы. Для затруднения распространения противника, проникшего в «ансамбль», при входе и в глубине была устроена сеть броневых дверей, закрывающихся автоматически. Общая площадь «ансамбля» доходила до 1 кв. километра.



Сама линия Мажино состояла из нескольких укрепленных районов. Наиболее прочным из них был Лотарингский, или Мецский, укрепленный район, занимавший по фронту 120 километров. Передний край его был удален от границы на 10–15 километров.

Особо прочным и совершенным фортификационным сооружением Лотарингского укрепленного района является «ансамбль» Хакенберг, расположенный восточнее Диденгофена. В северный сектор Лотарингского укрепленного района входили укрепления бывшей германской малой крепости Диденгофен, или Тионвиль. Переправа через реку Маас контролировалась бывшей крепостью Мец, расположенной на правом берегу. Сами укрепления крепости Мец составляли вторую линию обороны этого укрепленного района, прикрывающего важнейший промышленный район Бриэ.

На участке границы между реками Саар и Рейн находился Эльзасский укрепленный район, имевший по фронту 80 километров и глубину до 20 километров. Он был развит несколько слабее Лотарингского укрепленного района и включал в себя «ансамбли» Хохвальд и Бич. В остальном структура Эльзасского УР не отличалась существенно от форм Лотарингского УРа.

Между Эльзасским и Лотарингским укрепленными районами была расположена зона затоплений и заграждений, по фронту 30 и в глубину до 50 километров. Наличие на этой территории большого количества рек, озер, каналов и болот значительно облегчало устройство наводнений. Вода собиралась в особые бассейны, из которых посредством шлюзов могла быть использована для затопления.

На участке франко-германской границы от Швейцарии до Карлсруэ линия строилась из расчета, что река Рейн представляет серьезную преграду для форсирования ее войсками. Кроме того, параллельно Рейну проходил Рейнско-Ролский канал шириной 120 метров и глубиной до 6 метров. За каналом, также параллельно Рейну, протекала река Илль, имеющая много рукавов и мелей. Западнее перечисленных преград находился горный массив Вогезы, все проходы в котором были преграждены группами укреплений. С востока подходы к Рейну также были прикрыты горным массивом Шварцвальд. Для обороны Рейна вдоль его берега в шахматном порядке были построены блокгаузы. На основании всего этого французские военные специалисты считали, что участок французской границы от Карлсруэ до Швейцарии труднодоступен для наступления крупных войсковых масс противника.

Восточная граница Бельгии была прикрыта мелкими укреплениями. В глубине на линии Невшато - Льеж была подготовлена оборонительная полоса, а крепости Льеж, Намюр и Антверпен модернизированы. По каналу Альберта были устроены блокгаузы, фланкирующие препятствия, которые должны были защитить реку от удара со стороны Голландии. На франко-бельгийской границе в Арденнах были устроены заграждения, а участок от Мобежа до Лилля прикрыт мелкими укреплениями. Но в целом бельгийская граница была подготовлена к обороне весьма слабо.

На границе Франции с Италией все горные проходы были закрыты группами укреплений.

Таким образом, французские военные специалисты считали, что их страна достаточно надежно защищена с помощью укреплений линии Мажино со стороны Германии, Люксембурга и отчасти со стороны Бельгии. Прикрытие северо-восточной границы объяснялось тем, что именно с этой стороны немецкие войска нанесли удар по Франции во время Первой мировой войны. При этом самые мощные укрепленные районы были возведены на границе с Германией и Люксембургом.

Слабым местом линии Мажино была система противотанковых препятствий. По взглядам того времени считалось, что на танкоопасных направлениях необходимо иметь до 5 километров различных противотанковых препятствий на каждый километр фронта обороны. Их основу должны были составлять противотанковые рвы глубиной до 3 метров, которые намечалось иметь перед «ансамблями» и перед всеми крупными промежуточными укреплениями. Эти рвы должны были простреливаться огнем скорострельных пушек, которые устанавливались в специальных кофрах. Для самообороны кофров на них устанавливались пулеметные башни. Огонь этих пулеметов также должен был воспрещать подход к рву саперов и пехоты противника с целью устройства в них проходов. С фронта противотанковые рвы должны были прикрываться широкой полосой противопехотных препятствий.



Однако из-за их высокой стоимости таких противотанковых рвов было мало. Вместо них на ряде направлений линии Мажино были устроены препятствия более легкого типа. Они представляли собой закопанные в землю и наклоненные в сторону противника рельсы, выстроенные в 5 рядов. Общая ширина такой полосы препятствий достигала 4 метров. Считалось, что она станет серьезным препятствием на пути не только легких, но и тяжелых танков противника.

Против пехоты были устроены препятствия в виде проволочной сети на деревянных или железных кольях, по которой при необходимости мог быть пропущен электрический ток.



Вторым недостатком линии Мажино была практически полная необеспеченность левого фланга Лотарингского укрепленного района, несмотря на то что именно он был предназначен для прикрытия богатейшего Восточного промышленного района Франции. Кроме того, практически не был прикрыт и Северный промышленный район страны (Лилль - Мобеж).

В качестве третьего недостатка линии Мажино можно считать отсутствие ее оперативной глубины, заблаговременно подготовленной укреплениями. Определенную глубину имел участок этой линии, примыкавшей к реке Рейн. В то же время Лотарингский и особенно Эльзасский укрепленные районы подготовленной в оперативном отношении глубины не имели. Правда, французские военные специалисты считали, что глубину Лотарингского укрепленного района могут составить укрепления старой германской крепости Мец в случае занятия ее войсками и усилением артиллерией.

Первая проверка боевой готовности линии Мажино состоялась в марте 1936 года, когда германская армия заняла демилитаризованную рейнскую зону. Тогда укрепленные районы были заняты полным составом гарнизонов (по мирному времени в них была только одна треть личного состава) и приведены в полную боевую готовность.

Для полевого заполнения непосредственно к границе были выдвинуты части прикрытия в составе шести пехотных дивизий (11, 13, 14, 42, 43 и 2-я североафриканская), которые заняли полосы, протяженность фронта которых достигала 30 километров. При этом полки занимали участки шириной до 10 километров, а батальонные районы имели фронт шириной до 5 километров и глубиной до 2 километров. Примечательно, что эти войска не только несли охрану, но также занимались и совершенствованием линии укреплений, прежде всего объектов полевого заполнения и второй линии обороны, которая намечалась на глубине 20–30 километров. Туда же были выдвинуты артиллерийские полки резерва Главного командования, которые заняли огневые позиции. Но тогда, как известно, немецкие войска не стали нарушать границу Франции.



Это произошло четырьмя годами позже. И на этот раз, как и в 1914 году, германское командование, не желавшее испытывать прочность основных укрепленных районов линии Мажино, расположенных на восточной границе Франции, приняло решение первый удар нанести по территории Бельгии. Немецкий фельдмаршал Э. фон Манштейн в своих мемуарах пишет, что идея наступления на западе в обход линии Мажино целиком принадлежала А. Гитлеру. Он отмечает: «Гитлер заранее установил, как должна была осуществляться наступательная операция: в обход линии Мажино, через Бельгию и Голландию. Командующему сухопутными силами оставалось только технически осуществить эту операцию, по поводу которой его мнение не было выслушано и в отношении решительного успеха которой он, во всяком случае осенью 1939 года, придерживался отрицательного мнения».

Франция, Англия и Бельгия готовились к отражению этого удара. Англо-французское союзное командование пришло к общему мнению о необходимости встретить наступление немецких войск возможно дальше к востоку, чтобы не пустить их в глубь Франции, прежде всего в угольные бассейны, расположенные на франко-бельгийской границе, а также к побережью Северного моря. В связи с этим союзники приняли решение с началом военных действий выдвинуть сильную группировку англо-французских войск на территории Бельгии и Голландии. Далее, соединившись с армиями этих стран, союзные войска должны были организовать совместную оборону приграничных районов Бельгии и Голландии вдоль реки Диль и южнее. В результате этого предполагалось создать сплошной фронт обороны, который должен был стать продолжением линии Мажино. Этот план получил кодовое название «план Дил». В неприступности же самой линии Мажино французское командование не сомневалось.

В соответствии с «планом Дил» к маю 1940 года союзное командование произвело развертывание сил. Французская армия развернула 106 дивизий, из них 3 танковые, 3 легкие механизированные и 5 кавалерийских. Кроме того, в распоряжении французского командования имелось еще 40 отдельных танковых батальонов, которые придавались пехотным дивизиям. Англия направила во Францию экспедиционные силы в составе 15 дивизий. Бельгийская армия развернула 20 дивизий, голландская - 12 дивизий, и за счет польской эмиграции еще две дивизии. Всего на границе с Германией союзники имели 155 дивизий, 4 тыс. танков и 2,7 тыс. самолетов.

Для наступления на Бельгию, Голландию и Францию немецкое командование развернуло 135 дивизий, в том числе 10 танковых и 4 моторизованные. В составе этих сил насчитывалось 2580 танков, их прикрытие с воздуха должны были обеспечить 3800 самолетов.

Таким образом, союзники превосходили немцев по всем показателям. Кроме того, оборона их войск опиралась на систему долговременных оборонительных сооружений. Несмотря на это, немецкие войска, начав наступление 10 мая, практически сразу же смогли добиться значительных успехов.

В частности, форт Льежа - Эбен-Эмаль - был захвачен следующим образом. Перед рассветом 10 мая с аэродрома, расположенного западнее Кёльна, отправился к форту немецкий десантный батальон на планерах, буксируемых бомбардировщиками. Личный состав этого батальона в течение нескольких месяцев готовился к штурму этого укрепления на специальном полигоне, точно воспроизводившем укрепления форта. Оснащение батальона составляли автоматы, ручные пулеметы, граната, мины и кумулятивные заряды.

На удалении 3–4 километров от форта планеры отцепились от буксировщиков и бесшумно в предутреннем тумане спланировали на форт, гарнизон которого спал. Внезапность атаки обеспечила успех. Главные укрепления форта в течение часа были взорваны с помощью кумулятивных зарядов и захвачены. Гарнизон форта, поднятый по тревоге, не смог оказать сопротивления. В последующем десантники содействовали переправе через Маас 4-й немецкой танковой дивизии, которая сразу же устремилась по направлению к Брюсселю.

Голландская армия не смогла сдержать наступление немецких войск. Ее главная оборонительная позиция сравнительно легко была прорвана, и 9-я немецкая танковая дивизия 18-й армии уже 12 мая овладела районом Бреда, в 50 километрах от Роттердама, а 14 мая заняла и сам Роттердам. После этого голландское правительство бежало в Лондон, и голландская армия капитулировала.

В результате успешного форсирования реки Маас и канала Альберта соединения 6-й немецкой армии начали быстро продвигаться в глубь бельгийской территории. В то же время союзники утром 10 мая, как только им стало известно о вторжении немецких войск в Бельгию, начали выдвижение на позицию, проходившую вдоль реки Дил. В это же время танковая группа генерала Э. фон Клейста вступила на территорию Люксембурга. Арденны же, вопреки расчетам французского и английского командования, не стали серьезным препятствием для быстрого продвижения всех родов немецких войск, оснащенных средствами инженерного обеспечения. По шоссейным дорогам Арденнских гор, почти не встречая сопротивления, немецкая танковая группировка продвинулась в течение трех суток на 100–130 километров и к утру 13 мая вышла в район реки Маас к Седану.

Операция закончилась 27 июня 1940 года выходом немецких войск к проливу Па-де-Кале и поражением союзных войск. В результате ее проведения Голландия и Бельгия капитулировали, английская армия была эвакуирована с континента, потеряв 62 тыс. человек и 23 тыс. орудий. Французы в ходе этой операции потеряли около 20 пехотных дивизий, в связи с чем боеспособность их армии значительно снизилась. Потери немцев в этой операции были незначительные.

По поводу результатов первой операции немецких войск в Бельгии позже Э. фон Манштейн в своей книге «Потерянные победы» писал: «Если в действительности в 1940 году благодаря умелым действиям группы армий «Б» противник был в Бельгии опрокинут на широком фронте и бельгийская и голландская армии были вынуждены к капитуляции, то этот результат (отдавая при этом дань и немецкому командованию, и ударной силе наших танковых соединений) все же никак нельзя назвать следствием заранее спланированной операции, исход которой был предрешен. Лучшее руководство войсками в лагере наших противников могло бы не допустить такого исхода» .

Так получилось, что после окончания первой фазы немецкого наступления оба противника снова противостояли друг другу на сплошном фронте вдоль линии Мажино до Кариньяна и далее вдоль Эн и Нижней Соммы, и немцы снова должны были штурмовать этот фронт. Но теперь перед основными силами противника были только отдельные форты и заставы, а также полоса заграждений, слабо развитая в инженерном отношении, за которым стояли остатки деморализованной французской армии.

Второй этап операции на Западе начался 5-го и завершился уже 18 июня 1940 года. К тому времени на север с линии Мажино была переброшена часть войск, которые вместе с отошедшими с Бельгии и выдвинутыми из резерва французскими войсками составили 3-ю группу армий (6, 7 и 10-я). 2-я группа армий (2-я и 4-я) по-прежнему обороняли линию Мажино, опасаясь удара противника с востока.

Для наступления на Францию немецкое командование сосредоточило группировку из 124 дивизий. В то же время немецкая армия «Ц» продолжала стоять против линии Мажино, создавая угрозу ее прорыва.

Утром 5 июня на правом крыле германо-французского фронта начала наступление группа армий генерала Э. фон Клейста. Она провела оборону французов восточнее города Абвиль и пробила 30-километровую брешь во фронте обороны 10-й французской армии.

9 июня начала наступление группа армий «А», нанося главный удар на Реймс. Там 11 июня в сражение были введены главные силы танковой группы генерала Гудериана. Французская оборона была прорвана, и немецкие войска заняли Реймс.



12 июня французское командование, по существу, уже отказалось от попыток оказать какое-либо сопротивление продвижению немецких войск в глубь страны, и был без боя сдан Париж. Насмерть перепуганное французское правительство 22 июня поспешило заключить с Германией перемирие.

Э. фон Манштейн писал: «И если вторая фаза наступления германской армий в такой короткий срок привела к полной капитуляции противника, то лишь потому, что он не смог занять достаточными силами оборону на сплошном фронте от швейцарской границы до моря, понеся такие большие потери в Северной Бельгии. Вторая причина заключалась в том, что боевому духу французской армии уже был нанесен решительный удар. Не приходится уже говорить о том, что противник не располагал войсками, равноценными немецким оперативным танковым соединениям» .

Таким образом, кампания, проведенная немецкими войсками в Бельгии, Голландии и Северной Франции и продолжавшаяся всего 40 дней, завершилась полным поражением союзников. Расчеты французского командования на линию Мажино себя не оправдали - немецкие войска отказались от штурма ее укрепленных районов, обойдя их с северо-запада.

В то же время французские войска, находившиеся во время всей операции на линии Мажино, были связаны войсками немецкой группы армий «Ц», которой командовал генерал-полковник Р. фон Лееб. Но этого немцам показалось мало, и они хотели доказать несостоятельность французов и в отношении линии Мажино. Поэтому 15–17 июня 1940 года, уже после занятия Парижа, германские войска обрушились на рейнский фронт силами семи дивизий 7-й армии, оснащенных большим количеством переправочно-десантных средств на участке между Страсбургом и Неф-Бризахом (15 километров южнее Маркольмсхайма). Целью этой операции, получившей кодовое название «Медведь», было опровержение выражения «Рейн есть непреодолимая натуральная граница». На отдельных участках наступления немцы имели семикратное превосходство в силах и средствах. Часть гарнизонов долговременных оборонительных сооружений погибла, другая часть сдалась в плен .

Таким образом, генерал Р. фон Лееб успешно выполнил поставленную перед ним задачу. Это выдвинуло его в ряд видных немецких военачальников, а 19 июля 1940 года он был удостоен высшего воинского звания Третьего рейха - стал генерал-фельдмаршалом.

Одна из самых известных линий оборонительных укреплений – это «линия Мажино», защищавшая западную границу Франции. Многие считают, что французы сделали стратегический просчёт, не прикрыв северный участок границы, через который гитлеровцы и пробились. Но, ошибки не было, задачей «линии Мажино» было заставить немцев повторить наступление 1914 года (по плану Шлиффена), то есть через Север –Бельгию, Люксембург, Нидерланды. Это давало французам и англичанам выигрыш во времени, позволяло навязать вермахту сражение в Бельгии.


К тому же «линия Мажино» была и на северной границе, не такая мощная, как на границе с Германией, но была, немцы её прорвали в Арденнах.

Справка: «Линия Мажино» - система это система укреплений французской границы на восточной границе, с Германией. Названа в честь военного министра Франции Андре Мажино. В её состав входили 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты. Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. Построена с 1929 по 1934 гг., до 1940 года шло её совершенствование.

Прорыв «линии Мажино»

17 мая 1940 года 2-ва 210-мм орудия открыли огонь по укреплению Ла-Фер (Ла-Ферте), 18-го гарнизоны двух казематов отступили. 19-го захвачено всё укрепление, немецкие штурмовые группы начали захватывать одно укрепление за другим. С 20-по 23 мая немцы ликвидировали 4-ре укрепления.

После этого, вермахт провел операции «Тигр» и «Медведь» - 14 июня вермахт прорвался через Саарский укрепрайон, и к 21-му вышли в тыл укрепрайона Мец. В укрепрайоне Лаутер вермахт прорвался между Битшем и Лембаком.

Кроме того, 15 июня немцы приступили к форсированию Рейна. Рейнские укрепления пытались было дать отпор наступающим, но старые слабые капониры оказались неспособны устоять перед огнем 88-мм зениток. Войска вермахта захватили первую линию укреплений и вышли на вторую. Полевые части французов получили приказ отходить. Рейнские укрепления пали.

Методы

Широко использовали тяжёлую артиллерию, 420-мм, 280-мм осадные мортиры, 355-мм, 305 мм, 210 мм орудия, даже 88-мм зенитки успешно использовали.

Удары штурмовой авиации, пикирующих бомбардировщиков.

Штурмовые группы, специальные саперные подразделения.

Внезапность и фантазия, так например: 10 мая 1940 года немецкая десантно-штурмовая группа, на 40 планерах приземлилась на крышу форта Эбен Эмаэль (в Бельгии) и заставила гарнизон капитулировать, подорвав кумулятивные заряды на куполах и башнях форта.

По той же методике были взломаны укрепления т. н. «линии Сталина» летом 1941 года. Да и «Линию Маннергейма» Красная Армия в Финляндии взломала.
Механизм армии 20 века без особых проблем перемолол бетонные укрепления. Форты, крепости, казематы, доты не были препятствием для современных армий. Атака побеждала оборону.

Система фортификационных сооружений вдоль восточной границы Франции (протяженность ок. 380 км); считалась наиболее укрепленной пограничной линией в Европе. Название – по имени А. Мажино …

- («Мажино линия»,) система французских укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона протяжённостью около 380 км. Построена по предложению военного министра А. Мажино (A. Maginot) в 1929 34, совершенствовалась до 1940.… … Большая советская энциклопедия

- «МАЖИНО ЛИНИЯ», система французских укреплений (строилась в 1929 34; совершенствовалась до 1940) на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона; ок. 400 км. Названа по имени военного министра генерала А. Мажино (A. Maginot). В 1940 немецко… … Энциклопедический словарь

И укрепленные районы на ней (1939 1941 гг.) Г. К. Жуков о линии Мол … Википедия

В районе Буллекурта (Bullecourt), вид с воздуха … Википедия

Линия Мажино (фр. la Ligne Maginot) система французских укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона. Была построена в 1929 1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного… … Википедия

Карельский перешеек. Границы между СССР и Финляндией до … Википедия

Франц. фортификац. укрепления стратегич. назначения на границе с Германией. Названа по имени воен. министра А. Мажино. Представляла собой систему долговрем. укрепл. р нов, полос и участков протяженностью св. 400 км. Возводилась в 1928 40 на базе… … Советская историческая энциклопедия

Бункер H4 восле села Гаахт и шлюз, через который противотанковый ров должен был наполняться водой Диля … Википедия

Мажино линия - см. Линия Мажино … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

Книги

  • "Линия Сталина" в бою , Виниченко М.В., Рунов В.А.. Ее превозносят как "самую мощную и протяженную оборонительную систему" в истории, по всем статьям превосходящую знаменитые "Линию Маннергейма" и "Линию Мажино" . Ее величают "неприступной…
  • Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой , Валентин Рунов. НОВАЯ книга от автора бестселлера «Линия Сталина» в бою». Подлинная история всех укрепрайонов и оборонительных полос Второй Мировой войны и боевых действий при ихпрорыве. Линия Маннергейма и… электронная книга

"Внутри цитадели статической (статичной?) войны.
Один из бастионов могучей Линии Мажино"
Из публикаций в английской (американской?) прессе за декабрь 1939 года.

В-принципе, английские подписи не должны смущать людей, знакомых с военным делом, но не владеющих английским языком - все очевидно.

Из Википедии:

Ли́ния Мажино́ (фр. la Ligne Maginot ) — система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона . Была построена в 1929 —1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино.

В её состав входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 75 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.

Линия Мажино была построена для выполнения нескольких целей:


  • Для того, чтобы избежать внезапного нападения и дать сигнал к началу оборонных мероприятий.

  • Чтобы защитить Эльзас и Лотарингию (эти территории были отданы Франции в 1919 ) и их промышленный потенциал.

  • Чтобы быть использованной в качестве стратегического плацдарма для контрнаступления.

  • Для того, чтобы сдержать наступление противника на время проведения мобилизации и до тех пор, пока основная часть армии могла бы быть подведена к линии.

Французы предполагали, что немцы будут действовать так же, как и в 1914 году — предпримут обход французских войск через Бельгию с северо-востока. Поэтому их план обороны предполагал отражение немецкого нападения на реке Диль и пассивную оборону на укреплённой линии Мажино.

На строительство линии Мажино было затрачено около 3 млрд франков (1 млрд долларов в ценах тех лет). Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали, комнаты отдыха, недосягаемые для снарядов и авиабомб. В верхних наземных этажах располагались снабженные лифтами орудийные казематы. Они представляли собой вкопанные в землю бетонные «коробки» с толщиной стен и потолка 3,5—4 метра. Наверх выступала бронебашня-турель.

Перед первой линией обороны были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны располагалась сеть опорных точек — бетонных площадок для пехоты, артиллерии, прожекторов и т. д. У этих точек на глубине около 50 метров под землей находились склады боеприпасов и снаряжения, снабженные лифтами. Еще дальше размещались позиции дальнобойных крупнокалиберных орудий на железнодорожном ходу. Была также модернизирована старая оборонительная линия , состоящая из фортов Бельфор, Эпиналь, Верден и др. Глубина обороны Линии Мажино составляла 90—100 км.

Французские военные стратеги считали линию Мажино неприступной. После ввода войск Вермахта в Польшу в 1939 году Франция и Великобритания решили, что быстро помочь Польше они уже ничем не смогут и вместо этого начали планировать длительную войну. В начале сентября Франция нерешительно двинула свои войска в Саарскую область, но 4 октября, после поражения Польши, вновь отвела их за линию Мажино (так называемая Странная война). В 1940 году германские войска стремительно обошли линию Мажино с севера через Арденны. После капитуляции Франции гарнизон линии Мажино сдался.

14 июня 1940 года 1-я и 7-я пехотные армии группы армий «С» генерал-полковника Вильгельма фон Лееба (19 июля 1940 года произведён в генерал-фельдмаршалы) атаковали линию Мажино и прорвали её. Оборонительные сооружения линии Мажино были прорваны за несколько часов в результате наступления пехоты даже без танковой поддержки. Германская пехота наступала при мощной авиационной и артиллерийской поддержке, широко применялись дымовые снаряды. Вскоре выяснилось, что многие из французских дотов не выдерживают прямых попаданий артснарядов и авиабомб. Кроме того, большое количество сооружений не были приспособленыдля круговой обороны, и их легко можно было атаковать с тыла и фланга гранатами и огнемётами.

Многие историки считают, что в условиях современной войны такие высокозатратные фортификационные сооружения довольно уязвимы и не обеспечивают эффективную защиту. Однако справедливости ради следует отметить, что по большей части линия Мажино, как она была задумана создателями в 1920-х годах, выполнила свою основную задачу, которая состояла в ограничении масштаба атак на позиции, защищённые линией. Главная и качественно выстроенная часть линии была построена до 1936 года, когда Бельгия отказалась от союзнического пакта с Францией, объявив нейтралитет, что вынудило последнюю спешно достраивать линию вдоль бельгийской границы до Атлантического океана. Эта новая часть линии была построена в спешке и не была доведена до должного уровня защиты. Поэтому, когда говорится о прорыве линии Мажино, то имеется в виду прорыв новых участков линии, построенных в болотистой местности, где строительство подземных сооружений было очень затруднено. Поражение Франции в 1940 году не было результатом недостатков центральной части линии (которая, несмотря на многочисленные попытки германской армии, была прорвана лишь в двух местах, что произошло уже после падения Парижа и отступления большей части французской армии), а произошло в результате многочисленных стратегических просчётов правительства Французской республики, не сумевшего воспользоваться теми преимуществами, которые создавались существованием этой мощной оборонной линии.

После войны часть сооружений линии Мажино передана под склады военного имущества. Своеобразной видеоэкскурсией по линии Мажино в XXI веке может служить французский фильм 2004 года «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса».