Необходимо экспериментально обнаружить зависит ли

344 (П, ВО). Пучок белого света, пройдя через призму, разлага­ ется в спектр. Была выдвинута гипотеза, что ширина спектра, по­ лучаемого на стоящем за призмой экране, зависит от угла падения пучка на грань призмы. Необходимо экспериментально проверить эту гипотезу. Какие два опыта нужно провести для такого исследо­ вания?

1--- --- \-шитштп~~ү-

Ж 1

" T " ‘ f ‘7k"î- !- j--J--j

- -î -

1- !- H -■!1---

__І- /І--i._L\ I

1---11---

воду с некоторой высоты. На рисун­ ке показан график изменения коор­ динаты шарика с течением времени. Согласно графику,

1) шарик все время двигался с по­ стоянным ускорением

2) ускорение шарика увеличивалось в течение всего времени движения

3) первые 3 с шарик двигался с постоянной скоростью

4) после 3 с шарик двигался с постоянной скоростью

346 (Б, ВО). Ученик изучал в школьной лаборатории колебания нитяного маятника. Результаты измерений каких величин дадут ему возможность рассчитать период колебаний маятника?

1) массы маятника т и знание табличного значения ускорения свободного падения g

2) длины нити маятника I и знание табличного значения ускоре­ ния свободного падения g

3) амплитуды колебаний маятника А и его массыт

4) амплитуды колебаний маятника А и знание табличного значе­ ния ускорения свободного падения g


347 (Б, ВО). Шарик катится по желобу. Изменение координаты шарика с течением времени в инерциальной системе отсчета показано на графике. На основании этого графика можно уве­ ренно утверждать, что

1) скорость шарика постоянно уве­ личивалась

2) первые 2 с скорость шарика возрастала, а затем оставалась по­ стоянной

3) первые 2 с шарик двигался с уменьшающейся скоростью, а за­ тем покоился

4) на шарик действовала все уве­ личивающаяся сила

348 (П, ВО). На рисунке показаны результаты измерения давле­ ния постоянной массы разреженного газа при повышении его тем­ пературы. Погрешность измерения температуры ДТ =± 10 К, дав­ ления Др = ± 2-104Па. Газ занимает сосуд объемом 5 л. Чему равно


349 (Б, ВО). Установите соответствие между техническими ус­ тройствами (приборами) и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу’ выбранные цифры под соответствующими бу квами.

УС ТРО Й С ТВА

Ф И ЗИ ЧЕС КИ Е ЯВЛЕН ИЯ

A) двигатель постоянного тока

1) тепловое действие тока

Б) компас

2) взаимодействие проводника с

B) электрометр

током и постоянного магнита

3) взаимодействие электри­

ческих зарядов

4) химическое действие тока

5) взаимодействие постоянных

магнитов

350 (Б, ВО) Установите соответствие между научными откры­ тиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу7выбранные цифры под соот­ ветствующими буквами.

B) экспериментальное открытие электромагнитных волн


351. Необходимо экспериментально установить, зависит ли пе­ риод колебаний математического маятника от длины нити. Какую из указанных пар маятников можно использовать для этой цели?

352. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого угольного стержня от его длины. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели?

А к в г

353. Необходимо экспериментально установить, зависит ли пе­ риод колебаний пружинного маятника от массы груза. Какую из указанных пар маятников можно использовать для этой цели?

1) А и Г

2) Б и В

3) Б и Г

4) А и Б


354. Необходимо экспериментально установить, зависит ли пе­ риод колебаний пружинного маятника от жесткости пружины. Ка­ кую из указанных пар маятников можно использовать для этой цели?

355. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления крутого проводящего стержня от материала, из которого он изготовлен. Какую из указанных пар стер­ жней можно использовать для этой цели?

356. Необходимо экспериментально установить, зависит ли вы­ талкивающая сила от объема погруженного в жидкость тела. Ка­ кой набор металлических цилиндров из алюминия и меди можно использовать этой цели?

1) только А

2) только Б

3) А или Б

4) А или В


357. В мензурку налита вода. Запишите зна­

чение объема воды, учитывая, что погрешность

измерения равна половине цены деления.

358. Длину бруска измеряют с помощью линейки. Запишите ре­ зультат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.

1) 7,5 см

2) (7,0±0,5) см

3) (7,50±0,25) см

359. Ученик устанавливал зависимость между силой трения скольжения тела, движущегося равномерно по горизонтальной по­ верхности, и силой его нормального давления. Для этой цели он ис­ пользовал динамометр и шесть одинаковых брусков массой 100 г каждый, которые поочередно ставил друг на друга, меняя тем са­ мым силу нормального давления. Полученные учеником результа­ ты представлены в таблице.

Проанализировав полученные значения он высказал предполо­ жения:

А. Прямая пропорциональная зависимость между силой трения скольжения и силой нормального давления наблюдается для пер­ вых трех измерений.

Б. Прямая пропорциональная зависимость между силой трения скольжения и силой нормального давления наблюдается для последних трех измерении.


Какая(-ие) из высказанных учеником гипотез верна(-ы)?

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

360. Ученик проводил опыты с двумя разными резисторами, из­ меряя значения силы тока, проходящего через них при разных на­ пряжениях на резисторах, и результаты заносил в таблицу7.

К А

Прямая пропорциональная зависимость между силой тока в ре­ зисторе и напряжением на концах резистора

1) выполняется только для первого резистора

2) выполняется только для второго резистора

3) выполняется для обоих резисторов

4) не выполняется для обоих резисторов


Ответы к тренировочным материалам для подготовки к ЕГЭ


5. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображен­ного на рисунке?

6. В каком случае причиной нагревания является работа элек­трического тока

1) нагревание двигателя внутреннего сгорания при его работе

2) обогрев заднего стекла автомобиля

3) нагревание шин при движении автомобиля

4) нагревание ложки, опущенной в кипяток

7. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от материала, из которого он изготовлен. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели (см. рис.)?

8. Каждой величине из первого столбца поставьте в соответ­ствие единицу измерения из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности трех цифр

ЧАСТЬ С 11. Решите задачу

Три электрические спирали соединены последовательно и включе­ны в сеть с напряжением 220 В. Сопротивления первых двух спиралей равны соответственно 50 Ом и 10 Ом, а напряжение на их концах рав­но 120 В. Рассчитайте силу тока в каждой спирали и сопротивление третьей спирали.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВАРИАНТ 3

1.Электрический ток в нихромовой (сплав никеля и хрома) про­воднике представляет собой направленное движение...

1) только ионов никеля

2) только ионов хрома

3) ионов никеля и хрома

4) электронов

2. Ученик собрал электрическую цепь (см. рис.), включив в нее амперметр, вольтметр, резистор, ключ и источник тока. На схеме вольтметр и резистор обозначены соответственно буквами

1)А и Б 2) Б и В 3) А и В 4) Г и Б

3. Два проводника сделаны из меди и имеют одинаковые длины. Площадь поперечного сечения первого проводника в два раза больше, чем второго. Как соотносятся сопротивления этих проводников?

3) сопротивления одинаковы

4) ответ неоднозначный

4.Два резистора включены в цепь параллельно, R1 = 5 Ом, R2 = 10 Ом. Выберите правильное утверждение.

2) сила тока в первом резисторе вдвое меньше, чем во втором резисторе

5. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R1 = 1 Ом, R2 = 10 Ом, R 3 = 10 Ом, R4 = 5 Ом?

1) 9 Ом

3) намыленными руками

4) руками в резиновых перчатках

7. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от площади его поперечного сечения. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели (см. рис.)?

1)А и Б 2) А и В 3) Б и В 4) Б и Г


9. Используя график зависимости силы тока от напряжения на концах проводника, определите сопротивле­ние проводника.

10. Каждая строка таблицы описывает физические параметры одной электрической цепи. Определите недостающие значения в та­блице. Ответы запишите в порядке их указанного места в таблице.

ЧАСТЬ С 11. Решите задачу.

Три проводника сопротивлениями 12 Ом, 12 Ом и 6 Ом соедине­ны параллельно. Определить силу тока в первом проводнике, если в неразветвленной части цепи сила тока равна 0,2 А.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВАРИАНТ 4

ЧАСТЬ А Выберите один верный ответ

1.Электрический ток течет в цепи, состоящей из источника тока, лампочки, ключа. При этом под действием электрического поля свободные электроны движутся...

1) одновременно по всей цепи в одном направлении и, проходя нить накала лампы, передают ей свою кинетическую энергию

2) от разных полюсов источника тока навстречу друг другу и, сталкиваясь в нити накала лампы, передают ей свою кинетиче­скую энергию

3) от отрицательного полюса источника тока к нити накала лампы и покидают ее вместе со светом

4) от отрицательного полюса источника тока к лампе, раска­ляют ее нить накала, останавливаясь в ней

2. Ученик собрал электрическую цепь (см. рис.), включив в нее амперметр, два вольтметра, резистор, ключ, лампочку и источник тока. На схеме вольтметр, измеряющий напряжение на лампочке обозначен буквой

1)A 2) Б 3)В 4) Г

3. Длина первого проводника в два раза больше, чем второго. Как соотносятся сопротивления этих проводников?

1) сопротивление первого проводника больше, чем второго

2) сопротивление второго проводника больше, чем первого

3) сопротивления одинаковы

4) ответ неоднозначный

4. Два резистора включены в цепь последовательно. R1 = 20 Ом, R2 = 40 Ом. Выберите правильное утверждение.

1) общее сопротивление резисторов меньше 20 Ом

2) сила тока во втором резисторе вдвое меньше, чем в первом

3) сила тока в обоих резисторах одинакова

5. Каково общее сопротивление участка цепи, представленного на рисунке?

1)6 Ом 2) 2,5 Ом 3)3 Ом 4) 1,5 Ом

6. В комнате в розетку электрической сети включены лампа, утюг и магнитола. Как соединены эти приборы

1) все последовательно

2) все параллельны

3) лампа и утюг последовательно, магнитола параллельно

4) лампа и магнитола параллельно, утюг последовательно

7. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от его длины. Какую из указанных пар стержней можно использо­вать для этой цели (см. рис.)?

1) А и Б 2) А и В 3) Б и В 4)Б и Г

ЧАСТЬ В

8. Каждой величине из первого столбца поставьте в соответ­ствие единицу измерения из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности трех цифр

9. Используя график зависимости силы тока от напряжения на концах проводника, определите сопротивле­ние проводника.

10. Каждая строка таблицы описывает физические параметры одной электрической цепи. Определите недостающие значения в та­блице. Ответы запишите в порядке их указанного места в таблице.

1. Заряды обкладок плоского конденсатора, емкость которого С , равны q и – q . Какую из приведенных ниже величин можно определить по этим данным?

1) площадь обкладок

3) расстояние между обкладками

2. Для определения направления магнитной силы, действующей на точечный положительный заряд, движущийся со скоростью в однородном магнитном поле с индукцией, четыре ученика по-разному пытались применить правило левой руки. Результат изображен на рисунке. На каком из приведенных рисунков верно использовано это правило?

1) 2) 3) 4)

3. Исследована зависимость между напряжением и силой тока в резисторе (проводнике) и представлены результаты измерений в виде графика (см. рис.). Сопротивление резистора при увеличении напряжения

1) не изменялось

2) увеличивалось

3) уменьшалось

4) сначала увеличивалось, затем уменьшалось

4. Ученик изучает свойства плоского конденсатора. Какую пару конденсаторов (см. рисунок) он должен выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость ёмкости конденсатора от диэлектрической проницаемости ε вещества, заполняющего зазор между его обкладками? (1)

5

.
Ученик изучает свойства колебательного контура. Какие два контура он должен выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость периода электромагнитных колебаний в контуре от индуктивности катушки? (3)

6. При определении сопротивления резистора ученик измерил напряжение на нём: U = (3,0 ± 0,2) В. Сила тока через резистор измерялась настолько точно, что погрешностью можно пренебречь: I = 0,500 А. По результатам этих измерений можно сделать вывод, что сопротивление резистора, скорее всего,

1) R < 5,6 Ом 2) R = 6,0 Ом

3) 5,6 Ом ≤ R ≤ 6,4 Ом 4) R > 6,4 Ом

7. Была выдвинута гипотеза о том, что расстояние от линзы до создаваемого ею мнимого изображения предмета зависит от расстояния между линзой и предметом. Необходимо экспериментально проверить эту гипотезу. Какие два опыта (см. рисунок) нужно провести для такого исследования?

1) Б и В

8. Ученица предположила, что электрическое сопротивление отрезка металлического провода прямо пропорционально его длине. Для проверки этой гипотезы она измерила сопротивления R отрезков медных проводов разной длины L и результаты измерений отметила точками на координатной

плоскости {L , R }, как показано на рисунке. Погрешности измерения длины и сопротивления равнялись соответственно 5 см и 0,1 Ом. Какой вывод следует из результатов эксперимента?

1) Большинство результатов измерений подтверждает гипотезу, но при измерении сопротивления отрезков провода длиной 5 м и 6 м допущена грубая ошибка.

2) Погрешности измерений настолько велики, что не позволили проверить гипотезу.

3) Гипотеза не подтвердилась экспериментом и нуждается в уточнении.

4) С учётом погрешности измерений эксперимент подтвердил правильность гипотезы.

9. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от материала, из которого он изготовлен. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели?