Орешин Пётр Васильевич - биография.

Пётр Васи́льевич Оре́шин (16 (28) июля 1887, Аткарск, Саратовская губерния - 15 марта 1938, СССР) - русский и советский поэт и прозаик.

Основные направления его творчества - это поэтизация природы, сельского быта. Наиболее это выражено в книгах «Ржаное солнце» (1923), «Соломенная плаха» (1925), «Родник» (1927), «Откровенная лира» (1928). Также он писал поэмы на историко-революционные темы, автобиографическую прозу. Репрессирован; реабилитирован посмертно.


Родился в городе Аткарск Саратовской губернии. Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку. Всю свою жизнь он проработал приказчиком. Мать, Агафья Петровна, шила на продажу ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой.

Пётр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-классную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии, но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Первые творческие успехи пришли в 1911 году, когда он начал печататься в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике».

В 1913 году Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 году Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях Первой мировой войны, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами.

Жена - писательница Людмила Григорьева (ум. 1917).

В 1918 году Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин. Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 1920-е годы поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандистскую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 году в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

В 1937 году Петр Орешин был арестован, в начале 1938 года - расстрелян.

Стихотворения поэта

Откликнулся рецензией Сергей Есенин. Емко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что и в стихах Есенина, Клычкова, Клюева . Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице», содружеству новокрестьянских поэтов. Если у раннего Есенина, у Клычкова почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянства. Не сказочные Лели и Лады, не утопический Город Белых Цветов волнуют воображение Петра Орешина, а безрадостная жизнь большей части русского крестьянства:

А сердце все изранено,
Все кровью истекло.
Проклятое, болезное,
Голодное село.

Когда началась первая мировая война, Петр Орешин, так же как и Сергей Клычков , оказался но фронтовых окопах. Интересно сопоставить отношение двух писателей-фронтовиков к войне.

Романтик Клычков, стремящийся населить поэтический мир сказочно-волшебными образами, в своей поэзии игнорировал кровавый, бесчеловечный быт войны. Лишь в его последнем поэтическом сборнике есть неясный намек на страшные фронтовые воспоминания.

Продолжающий реалистическую линию крестьянской поэзии Петр Орешин воспринимает и изображает войну как беду всего народа. Не только смерть или искалеченная судьба собрата по окопу - солдата были причиной скорби поэта. Его боль обостряется от осознания того, сколько горя война принесла оставшимся вдали от боевых позиций - детям, растущим без отцовской опеки, женам, безвременно стареющим от тяжелой работы, без любви, помощи, понимания близкого человека, престарелым родителям, беспомощным перед жестокой жизнью. Не воссоздавая подробных картин окопной фронтовой жизни, непосильного быта солдаток. Орешин сумел передать всю глубину скорбных переживаний в незамысловатых, внешне спокойных по интонациям стихах:

Тятька вернулся на зорьке, В хате березовой любо
Весело будет в избе. Слушать диковинный сказ.
Будет с усмешкою горькой Будет охотно дивиться
Он говорить о себе. Жутким рассказам народ.
Выставит ногу, обрубок. Только жены белолицей
Жаркому дню напоказ. Грусти никто не поймет!

Характерная для «новокрестьянской» литературы поэтизация народной жизни присуща и творчеству Петра Орешина. Но это особая поэтизация. Орешин эстетизирует хлебородную мощь земли. Исследователи уже давно заметили особое значение эпитета «ржаной» в его художественной системе:

О, край родной,
Как ты чудесен:
Ржаная степь, ржаной народ.
Ржаное солнце, и от песен
Землей и рожью отдает.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Пётр Васильевич Орешин (16 (28) июля 1887, Аткарск, Саратовская губерния — 15 марта 1938, СССР) — русский и советский поэт и прозаик.

Основные направления его творчества — это поэтизация природы, сельского быта. Наиболее это выражено в книгах «Ржаное солнце» (1923), «Соломенная плаха» (1925), «Родник» (1927), «Откровенная лира» (1928). Также он писал поэмы на историко-революционные темы, автобиографическую прозу. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Родился в городе Аткарск Саратовской губернии. Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку. Всю свою жизнь он проработал приказчиком. Мать, Агафья Петровна, шила на продажу ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой.

Пётр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-классную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии, но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Первые творческие успехи пришли в 1911 году, когда он начал печататься в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике».

В 1913 году Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 году Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях Первой мировой войны, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами.

Жена — писательница Людмила Григорьева (ум. 1917).

В 1918 году Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин. Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 1920-е годы поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандистскую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 году в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

В 1937 г. Петр Орешин был арестован, в начале 1938 — расстрелян.

Петр Васильевич Орешин (1887-1938). Сын приказчика мануфактурной лавки и швеи, из-за бедности не смог закончить 4-классную школу. Подолгу жил у деда-крестьянина в селе Галахово Саратовской губернии (сбегал от отца, не желая становиться подручным в лавке).

Увлекался чтением русской классики; с 1911 г. стал публиковать собственные стихи в саратовских газетах. В 1913 г. переехал в Петербург, устроился работать на железную дорогу, но искал путей в литературный мир.

При поддержке Иванова-Разумника (который вел литературно-критический отдел в журнале «Заветы» и охотно печатал новокрестьянских поэтов) несколько стихотворений Орешина появляются на страницах столичной прессы.

Ранняя лирика пронизана религиозными мотивами: нищая смиренная Россия предстает страдающей, но прекрасной, ожидающей своего воскресения («Обрастет густыми травами / Вековечная кручинушка.

В 1916 был призван в армию, воевал простым солдатом, был награжден двумя Георгиевскими крестами, но в стихах все это время отчетливо звучали антивоенные мотивы. Революцию встретил восторженно; в 1918 г. издал первый сборник стихов «Зарево» (его похвалил С. Есенин).

Во вторую книгу «Красная Русь» вошли новые произведения, воспевающие и благословляющие разрушение старого мира.

В 1919-1921 гг. жил в Саратове, регулярно издавал в Саратове и Москве книжки стихов и прозы («Дулейка», 1919; «Мы», 1921; «Голод», 1921; «Алый храм», 1922; «Радуга», «Ржаное солнце», 1923, и др.). Но постепенно восторженное принятие новых перемен в жизни в реалистически-честных стихах Орешина оборачивается тревогой и разочарованием.

В 1937 г. был арестован, в начале 1938 - расстрелян.

Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку, и это обстоятельство сделало его приказчиком на всю жизнь. Мать, Агафья Петровна, от нищеты шила на базар ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой.

Петр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-хклассную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии,но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Печататься начал в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике» в 1911.

В 1913 Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами. Известен факт унизительного наказания рядового Орешина. За чтение солдатам вольнолюбивых стихов Некрасова его заставили несколько суток стоять под ружьём с грузом кирпичей за спиной.

В 1918 Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин . Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина , Клычкова , Клюева . Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 20-е гг. поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандисткую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

Орешин разделил общую трагическую судьбу крестьянских поэтов. Он был репрессирован и погиб.

ОРЕШИН, Пётр Васильевич - русский советский поэт. Отец Орешина был приказчиком, мать швеёй. Окончил три класса 4-классной городской школы. Начал печататься в 1911. В первую мировую войну - солдат в действующей армии. Стихи этого периода выражают отвращение к «алой бойне». Орешин - участник альманаха «Скифы» (1918). Первая книга стихов «Зарево» (1918) положительно отмечена С. Есениным . Орешин написал несколько статей и воспоминаний о Есенине (1926-27). Был одним из инициаторов создания секции крестьянских писателей при Московском Пролеткульте. В 1925 избран членом правления Всероссийского союза поэтов. Сотрудничал в газетах и журналах. Всего вышло свыше пятидесяти книг Орешина, в т. ч. 4-томное собр. стихов: «Ржаное солнце» (т. 1, 1923), «Соломенная плаха» (т. 2, 1925), «Родник» (т. 3, 1927), «Откровенная лира» (т. 4, 1928). Будучи в основном бытописателем деревни, Орешин не ограничивался крестьянской тематикой. В поэмах «Селькор Цыганок» , «Учитель Чиж» , «Милиционер Люкша» он стремился создать образ героя революционной эпохи. Поэмы «Окровавленный май» , «Вера Засулич» , «Распутин» , «9-е января» , «Чапаев» посвящены историко-революционным темам. В некоторых стихах Орешина содержится противопоставление деревни городу. С победой колхозного строя эти мотивы исчезают. Поэзия Орешина опиралась на традиции А. В. Кольцова и И. С. Никитина . Для него характерна былинно-песенная стилизация, тяготение к сказке, но при этом - несколько рассудочный, нравоучительный тон. Лучшие стихи Орешина привлекают поэтизацией родной природы, деревенского быта.

Меньше места в творчестве Орешина занимает проза. Повесть-хроника «Людишки» (1927) посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейцами за строительство новой деревни. Многие произведения Орешина автобиографичны. В повести «Злая жизнь» (1931) рассказано о жизни молодого человека, выходца из полупролетарской семьи в условиях капиталистического общества. В 1938 Орешин был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

Соч.: Красная Русь, М., 1918; Почему из крупных сёл на простор народ пошёл?, М. - Л., 1924; Вторая трава, М., 1933; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. В. Сидорина], М., 1958; Повести и рассказы, М., 1960 (Биографич. справка); Стихи. [Послесл. К. П. Орешина], Саратов, 1964.

Лит.: Гусман Б., 100 поэтов. Лит. портреты, [Тверь], 1923; Евгеньев-Максимов В., Очерк истории новейшей рус. лит-ры, М. - Л., 1925; Селивановский А., Живой мир и бутафория, «Мол. гвардия», 1928, № 9; Зенкевич М. , «Родник». [Рец.], «Печать и революция», 1928, № 4; Владиславлев И. В., Лит-ра великого десятилетия, т. 1, М., 1928; Самосюк Г. Ф., П. В. Орешин, в кн.: Рус. писатели в саратовском Поволжье, Саратов, 1964, с. 222-32.

В. Ф. Земсков

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 5. - М.: Советская энциклопедия, 1968

ОРЕШИН Пётр Васильевич - современный поэт и прозаик. Родился в крестьянской семье. Начал печататься с 1913. Стихи, посвящённые войне («Смертонос» , «Проклятая война» , «Отчего не рыдают камни?» , «Завтра» и др.), направлены против «алой бойни», но в них нет осознания причин империалистической войны и революционных средств борьбы с ней: растерянность, чувство обречённости, пацифистский расплывчатый гуманизм характеризуют антивоенную лирику Орешина. В дореволюционных стихах Орешин часто разрабатывал тему «голодного, болезного села», «безысходного горя» трудового крестьянства, выражая неприязнь к кулаку. Однако социальные идеалы Орешина исчерпываются стремлением к сытому «крестьянскому раю». В канун пролетарской революции творчество Орешина - преломление в сознании мелкобуржуазной крестьянской интеллигенции настроений широких масс крестьянства. Пессимизм брошенного в ненавистный капиталистический город, поэтизация анархистского бунтарства («Волчья жизнь» , «Зверюга» и др.), идеализация стихийной «могучей» силы «русского мужика» - характерны для раннего Орешина. Социалистического характера Октябрьского переворота Орешин не понял. В период 1917-1921 Орешин отражал события гражданской войны («На пашне» , «Трудовая» и отчасти поэма «Крестный путь» ) с позиций трудящегося крестьянства.

В период 1923-1928 Орешин кроме стихов дал также и прозу; разрабатывал лиро-эпический жанр - поэмы. В поэмах «Селькор Цыганок» , «Милиционер Люкша» , «Учитель Чиж» , «Васька» и других Орешин пытался создать положительный образ героя революционной эпохи. В поэмах «Окровавленный май» , «Вера Засулич» , «Распутин» , «Матрос Иван» , «9-ое января» Орешин изображает царский произвол, борьбу самодержавия с революционным движением, распутинщину, империалистическую войну, но при этом часто идеализирует моменты стихийности, подменяет общественную оценку людей отвлечённо-моральным противопоставлением «добра» и «зла». Целый ряд стихов как будто бы говорит о включении Орешина в число революционных писателей современности, но при переходе страны к периоду реконструкции, в условиях жёстокого сопротивления классового врага, творчество Орешина начало отражать кулацкие настроения: противопоставление города деревне, оплакивание «злой судьбы» поэта в советской действительности («У памятника Пушкину» , «Трагедия» , «Василёк» ), страх и сопротивление индустриальной культуре социалистического города («Как ярый спрут, ползёт по свету Слепая мертвенная сталь. Ужели Вам, как мне, поэту, Цветка измятого не жаль» и т. п.) - характерны для его книги «Откровенная лира». Пробует Орешин сочувственно изображать колхозную действительность, однако дает её поверхностно, во внешних деталях, впадая в сусальность.

Стихи Орешина страдают растянутостью, язык не отличается яркостью, сельские пейзажи монотонны. Орешин прибегает иногда к изобразительным средствам песенно-былинной поэзии, использует атрибуты религиозно-церковного быта, сближаясь с Клюевым , но лишён яркого своеобразия и силы последнего.

Проза в творчестве Орешина занимает меньшее по сравнению с поэзией место («Ничего не было», 1926; «Жизнь учит», 1928, и «Злая жизнь», 1931). В прозе Орешин даёт воспоминания о детстве и юности. «Злая жизнь» рисует эпизоды из жизни подростка - выходца из полупролетарской среды - в условиях капитализма, причём дано разоблачение купеческого хищничества, «накопительства». Хроника «Людишки» посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейщиной и строительству новой советской деревни, взятой, главным образом, в разрезе бытовых изменений. Проза Орешина перегружена мелочно-бытовыми моментами, повторением однотипных ситуаций, отличается композиционной рыхлостью.

Библиография: I. Поэзия: Зарево, изд. «Революционный социализм», М., 1918; Красная Русь, изд. ВЦИК, М., 1918; Алый храм, Гиз, М., 1922; Микула, Поэма, изд. «Красная новь», М., 1922; Ржаное солнце, т. I, Гиз, М. - П., 1923; Почему из крупных сёл на простор народ пошёл? Москва, 1924 (агитагропропаганда); Соломенная плаха, Стихи, т. II, Гиз, М. - Л., 1925; Родник, Стихи, т. III, Гиз, М. - Л., 1927; Откровенная лира, Стихи, т. IV, изд. «Федерация», М., 1928; Вторая трава, изд. «Московского т-ва писателей», М., 1933. Проза: Человек на льдине и др. рассказы, изд. «Красная новь», М., 1922; Корявый, Рассказы, Гиз, М., 1922; Снегурочка, Сказка, Гиз, М. - Л., 1924 (для детей); В полях, Очерки, изд. «Красная новь», М., 1924; Ничего не было, Повесть, Гиз, М., 1926 (изд. 2-е, 1928); Красный бор, Повесть для детей, Гиз, М., 1927; Людишки, Повесть, Гиз, М. - Л., 1927; Жизнь учит, Повесть, Гиз, Москва - Ленинград, 1928; Человек на льдине, Гиз, Москва - Ленинград, 1931 (для детей); Злая жизнь, Повесть, изд. «Московское т-во писателей», Москва, 1931.

II. Викт. Г., Железная сказка, где царствует Авиахим, «На литературном посту», 1929, XIX; Трифонов Н., Кулацкий методолог на страницах «Литературной газеты», там же, 1930, XVII; Бескин О., Певец кулацкой деревни, «Земля советская», 1930, III.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

Б. Другов

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939