Полные изгои в древней руси. Значение слова изгой

Князь-изгой

по мнению Соловьева, К. делался изгоем (см. Изгои) тогда, когда отец его умирал, не достигнув старшинства. Сыновья его в таком случае лишались навсегда права быть великими К. Область их или отбиралась у них и делилась между остальными К., так что они не получали в ней никакой доли участия (сыновья Ростислава Владимировича, Игоря и Вячеслава Ярославичей), или же она предоставлялась им в наследственное владение, исключавшее у них право переходить в другие области при "лествичном передвижении". Так образовались особые волости Полоцкая, Галицкая, Рязанская, позже Туровская. Изгойству подверглась было и линия Ольговичей Черниговских, но им удалось заставить Мономаховичей признать их права на старшинство. Мнение профессора В. И. Сергеевича о князьях-изгоях ("Юридические древности", I, 264) более вероятно: это - бедные, жалкие люди, лишившиеся обыкновенных, в их положении, способов существования и нуждающиеся, поэтому, в особом покровительстве, которое брала на себя церковь. В таком же положении находились и князья-сироты. "А се четвертое изгойство и к себе приложим: аще князь осиротеет" - говорит устав новгородского К. Всеволода (1125-1136).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Князь-изгой" в других словарях:

    Князь изгой, упоминается в летописях только один раз, под 1150 г.: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, кн. галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому), с приглашением его на совещание… …

    Князь изгой (см. это слово), упоминается в летописях только один раз, под 1150 г.: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, кн. галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому), с приглашением его …

    Князь изгой (см. это слово), упоминается в летописях только один раз, под 1150 г.: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, кн. Галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому), с приглашением его … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василько Ярополкович князь изгой упоминается в летописях только один раз, под 1150 годом: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, князем Галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому) , с… … Биографический словарь

    ИЗГОЙ, изгойя, муж. (ист.). В древней Руси человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких нибудь социальных признаков. В изгои попадали выкупившиеся холопы, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое… … Толковый словарь Ушакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Изгой (значения). Изгой (от из жити, праславянский корень go i/gi жить, гоити «живить», ср. былинную формулу гой еси) древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего… … Википедия

    - (в древней Руси) князь, не имеющий наследного права на великокняжеский трон, только др. русск. изгои, РП 27 и др.; первонач. выжитый из рода, не пользующийся уходом. От из и гоить, кауз. к жить. Не калька с др. сканд. utlægr изгнанник, вопреки … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Я; м. 1. В Древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального состояния (выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство, и т. п.). 2. Человек, стоящий вне какой л.… … Энциклопедический словарь

    изгой - я; м. 1) В Древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального состояния (выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство, и т. п.) 2) Человек, стоящий вне какой л.… … Словарь многих выражений

    Князь новгородский, старший сын великого князя киевского Святослава Ярославича. В 1064 г. владел Тмутараканью, из которой два раза выгонял его князь изгой Ростислав Владимирович. В 1067 г. Г. получил Новгород, но в 1068 г. уехал опять в… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Навьи слуги или сказка написанная кровью , Сергей Жоголь. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Добро и зло всегда идут по жизни рука об руку. Как же их разглядеть, распознать, различить? Может…


ИЗГОИ - в Древней Руси XI-X11 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).

  • Бараши - Бараши (барыши) - так назывались в древней Руси ремесленники и промышленные люди, поселенные на княжих землях. О них упоминается в духовном завещании Владимира Андреевича 1410 г., из которого видно, ч...
  • Батрак - Батрак - по-татарски холостой; так в древней Руси назывались холостые крестьяне, не имевшие своего собственного хозяйства, а работавшие постоянно у других крестьян из-за платы или только из-за содержа...
  • Задушный человек - Задушный человек - один из видов церковных людей в Древней Руси, перечисленных в церковных уставах Ярослава I и Всеволода и находившихся в ведении церкви. З. человек - холоп, отпущенный на свободу по...
  • Изгои - Изгои - класс людей в древней Руси. И. упоминаются в 1-й ст. древнейших списков Русской Правды, которая за убийство изгоя назначает ту же плату, что и за убийство свободных людей и низших членов княже...
  • Пошлинные люди - Пошлинные люди - так назывались в древней Руси знатные лица, бравшие на откуп дань ханам Золотой Орды. При Иоанне IV П. люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного ро...
  • Гилевщики - Гилевщики - мятежники в древней Руси.
  • ВЕРВЬ - ВЕРВЬ, название общины в Древней Руси и у южных славян. Упомянутая в Русской Правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в...
  • ДВОРОВЫЕ - ДВОРОВЫЕ, в Русском государстве зависимые лица (челядь, холопы и др.), жившие при дворе феодала и обслуживавшие его и его семью. В конце 17 - 1-й половине 19 вв. домашняя крепостная прислуга в помещич...
  • НАЙМИТЫ - НАЙМИТЫ, внесословная категория населения в 12-17 вв. Впервые упоминаются в Русской Правде. Н. обычно становились разорившиеся крестьяне и посадские люди, беглые холопы и пр., нанимавшиеся на работы и...
  • ОБЕЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ - ОБЕЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ, полные холопы в Древней Руси. Источниками обельного холопства были купля, женитьба на рабыне и тиунство (см. Тиун) без особого договора. О. х. становились также закупы в наказание за...
  • ПОЛОВНИКИ - ПОЛОВНИКИ, одна из категорий зависимого населения в 14 - 1-й половине 19 вв. П. становились гл. образом малоземельные крестьяне, отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Работали на землевладе...
  • ПРОЩЕННИКИ - ПРОЩЕННИКИ, категория зависимого населения в Древней Руси. Бывшие холопы, получившие "прощение" (свободу); работали на церковных землях, несли повинности в пользу церкви, находились под её покровитель...
  • РАБСТВО - РАБСТВО, наиболее ранняя форма социальной зависимости. Зародилось в эпоху разложения первобытнообщинных отношений. Рабами становились пленные, несостоятельные должники и др. Первоначально Р. имело пат...
  • РЯДОВИЧИ - РЯДОВИЧИ, 1) в Древней Руси лица, служившие феодалам по ряду (договору); близки к закупам. 2) В 14-17 вв. члены корпорации городских торговцев однотипными товарами (в одном ряду), а также жители рядка...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова изгой

изгой в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

изгой

изгойя, м. (истор.). В древней Руси - человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких-н. социальных признаков. В изгои попадали выкупившиеся холопы, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

изгой

    В Древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального состояния, напр., вышедший из общины крестьянин, вольноотпущенник, разорившийся купец.

    перен. Человек, отвергнутый обществом. Влачить жизнь изгоя.

    прил. изгойский, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

изгой

    устар. Тот, кто вышел из своего прежнего социального состояния (в Древней Руси - выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец и т.п.).

    1. перен. Тот, кто отвергнут общественной средой или порвал с нею.

      Тот, кто по каким-л. качествам или свойствам не подходит кому-л., не соответствует чему-л.

Википедия

Изгой (значения)

Изгой (от гоить - жить):

  • Изгой - человек, изгнанный из своей социальной среды.
  • Изгой - рассказ Говарда Лавкрафта.
  • Изгой
  • Изгой - альбом рок-группы «Алиса» 2005 года

Изгой (альбом)

«Изго́й» - тринадцатый студийный альбом российской рок -группы « Алиса ». Записывался, сводился, проходил мастеринг с января по май 2005 года. В продаже появился в октябре.

«Изгой» - это первый диск, записанный в новом составе: покинувших группу гитариста Андрея Шаталина и барабанщика Михаила Нефёдова заменили Игорь Романов и Андрей Вдовиченко. В 2008 году Константин Кинчев назвал этот состав золотым.

Альбому предшествовал сингл «Синий предел», в который вошли песни: «Изгой» , «Ночь» (песня группы « Пикник ») и «Синий предел» . В будущий альбом была включена только первая композиция.

Это один из самых тяжёлых альбомов «Алисы», созданный с уклоном в нью-метал. Над «Изгоем» работали немецкие звукорежиссёры, с одним из которых группа уже имела опыт работы - над предыдущим альбомом « Сейчас позднее, чем ты думаешь ».

На песню «Рок-н-ролл крест» был снят видеоклип, также есть ролики на песни «Звери» и «Крещение» .

Изгой

Изгой (от из-жити , праславянский корень go-i/gi "жить", гоити - «живить», ср. былинную формулу гой еси ) - древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего из своей социальной среды. В церковном уставе Всеволода круг значений этого слова очерчен достаточно выразительно:

Три изгоя: попов сын, не знающий грамоты; холоп, из холопства выкупившийся; одолжавший купец; к этому добавим четвёртое изгойство: если князь осиротеет.

Князем-изгоем именовался «осиротевший», лишённый удела князь, которому отец или старшие родственники не успели (из-за преждевременной смерти, см. лествичное право) передать удел. Часто князья-изгои, используя помощь кочевников, воевали с правящими князьями за тот или иной удел.

В новгородской берестяной грамоте № 789 упоминается «Доман, Тудоров изгой». Скорее всего речь идёт о выкупившемся на волю холопе, раньше принадлежавшем господину по имени Тудор. Таким образом, холоп-вольноотпущенник назывался «изгой такого-то» - подобно вольноотпущеннику в античности.

В современном русском языке слово «изгой» не имеет терминологического значения и означает человека (иногда и общественную единицу, вплоть до государства-изгоя - передача английского термина rogue state), лишённого каких-то прав в ряду себе подобных, преследуемого или игнорируемого «чужака».

Примеры употребления слова изгой в литературе.

Я, Адана, объявляю тебя изгоем , объявляю изгоями всех, кто пришел с тобой, и изгоями будут все те, кто после этого свяжет свою судьбу с вашей.

Абделазизе, не типичном ни как рабочий -- он пришлый, иммигрант, ни как алжирец -- он изгой , -- автор тем самым облегчил и снял эти вполне реальные проблемы?

Юрьевичами, выступает потомство второго сына Мстислава Великого, Ростислава, но эта третья борьба наших князей носит опять новый характер: здесь борются не безземельные князья, изгои , для того чтоб получить волости, борьба идет и не за старшинство, но князья южные, или Ростиславичи, борются за старый порядок вещей, за старую Русь, за родовые отношения, которые хотят упразднить Юрьевичи.

Но в том же 1094 году половцы явились опять, и на этот раз ими предводительствовал Олег Святославович из Тмутаракани: жестокое поражение, потерпенное двоюродными братьями в прошлом году от половцев, дало Олегу надежду получить не только часть в Русской земле, но и все отцовские волости, на которые он с братьями имел полное право: внуки Ярослава находились теперь друг к другу по роду и, следовательно, по волостям точно в таком же отношении, в каком находились прежде сыновья, а считать себя изгоем Олег не хотел.

Что-то в самом саркастическом тоне Ергина и Густафсона подсказывает нам, что с этой опасностью -- стать изгоем или шутом -- они тоже знакомы не понаслышке.

Даже на ночь западные не могли уйти на сухое, смерть и болезни косили их беспощадней всего, западные изгои презирались всеми и всему миру платили ненавистью.

Это продолжалось почти два года, и когда люди поняли, что илбэч исчез - скорее всего Многорукий дотянулся к нему - то оказалось, что в стране не стало ни единым сухим оройхоном больше, илбэч натыркал свои острова как попало, все они непригодны для жизни, лишь изгои обитают там, и банды ночных пархов прячутся от войск вана.

Другие изгои тоже побросали работу, стояли, рассматривая Шоорана красными глазами.

Ему живо припомнились рассказы, как изгои с безнадежных земель, откуда нельзя уже никуда уйти, воруют и съедают детей.

Его подобрали изгои - три изуродованных и неясно почему еще дышащих женщины.

Безумный илбэч решил строить вдоль границы двойной ряд оройхонов - один мокрый, где смогут кормиться изгои , другой - с огненными аварами и сухой полосой, где они смогут жить.

Только изгои , с которыми ему нечего было делить кроме изорванной кожи на постель и куска жирха, казались безумному илбэчу достойными жалости.

Власти не торопились прекращать ее, ожидая, что вышедшие из повиновения изгои истребят себя сами.

Но Шооран успокаивал себя, что даже изгои посещают западный край своего оройхона лишь под новый год.

Конечно, поблизости три оройхона населенных изгоями , но ведь в других провинциях изгои тоже есть, а столь дерзких нападений не случается.

Изгои (от гоить - жить)

на Руси 11-12 вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Первоначальные сведения об И. содержатся уже в Русской правде, в уставной грамоте 1150 смоленского князя Ростислава Мстиславича и в церковном уставе князя Всеволода Гавриила Мстиславича. И. имелись во владениях церковных и светских феодалов. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально-зависимого населения.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1, М., 1952; Смирнов И. И., К вопросу об...

(от «гоить» - жить), на Руси XI-XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Церковный устав XII в. перечисляет среди людей, находившихся под покровительством Церкви: «изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство к себе приложим, - аще князь осиротеет». Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших с общиной, и из бывших холопов. Жизнь вне своего слоя, круга считалась страшной трагедией, к изгоям относились недоверчиво, как к чужакам, хотя и жалели.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

В Древней Руси XI-XII вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).

ИЗГОИ - в Древней Руси 11-12 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).

Изгои

класс людей в древней Руси. И. упоминаются в 1-й ст. древнейших списков Русской Правды, которая за убийство изгоя назначает ту же плату, что и за убийство свободных людей и низших членов княжеской дружины, каковы гриди и мечники. Церковный устав новгородского князя Всеволода (1125-1136) относит И. к числу лиц, поставленных под особое покровительство церкви, при чем указывает следующие виды И.: "изгои трои: попов сын, грамоте не умеет, холоп, ис холопьства выкупится, купец одолжает; а се и четвертое изгойство и к себе приложим: аще князь осиротеет". Калачов, исходя из того, что Русская Правда назначает плату за убийство только в том случае, когда нет мстителя за убитого, видит в И. людей, вышедших вследствие преступления, удали или по иной причине из рода, и потому лишенных защиты р...

(от "гоить" - жить) - на Руси 11-12 вв. люди, вышедшие ("выжитые") в силу к.-л. обстоятельств из своего обычного обществ. положения. Церк. устав кн. Всеволода Гавриил Мстиславича (12 в., по нек-рым предположениям 14 в.) перечисляет среди людей, находившихся под покровительством церкви: "изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство и себе приложим, - аще князь осиротеет". Упоминание о "четвертом изгойстве" имеет, возможно, иронич. характер в связи с междукняж. борьбой. По мнению Б. Д. Грекова, И. имелись также во владениях светских феодалов. И. упоминает Русская правда. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально зависимого населения.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, кн. 1, М., 1952; ПРП, в. 2, М., 1953, с...

Изгои в Древней Руси 11-12 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).


Изго́й . Это существительное, называющее человека, от которого отвернулось общество, образовано от глагола изгоити (в диалектах еще известного в значении «поправить, починить, уладить»), в свою очередь образованного от гоити - «давать жить». Общеславянское гоити образовано от существительного гои - «лекарство», восходящего к той же основе (но с другой корневой согласной - г/ж), что и глагол жить . Первоначально существительное изгой означало «человек, лишенный средств к существованию».

изго́й «(в древней Руси) князь, не имеющий наследного права на великокняжеский трон», только др.-русск. изгои, РП 27 и др.; первонач. «выжитый из рода, не пользующийся уходом». От из- и го́ить, кауз. к жить. Не калька с др.-сканд. utlægr «изгнанник», вопреки Мi. LР (244) и Бернекеру (1, 319), а параллельно развившееся выражение; см. В. Шульце, Kl. Schr. 201. Изгой не был лишен прав и пользовался покровительством церкви, если он а) был неграмотным поповичем, б) выкупленным рабом, в) честно обанкротившимся купцом, г) сиротой княжеского происхождения (см. А. Соловьев, Semin. Kondak. 11, 283 и сл., со ссылкой на Мрочека-Дроздовского, «Чтения», 1886, I, стр. 40-78). Ср. сербохорв. ѝзрод «выродок», русск. издо́й «скотина, которую перестали доить». Далее ср. др.-русск. изжити, ст.-слав. иждити δαπανᾶν; см. Ягич, AfslPh 13, 297 и сл. Гипотеза о заимств. изгой из гот. *usgauja неприемлема по фонетическим соображениям, вопреки Преснякову (I, 121 и др.); см. против Соловьев, там же.

Изго́й . Искон. Производное от изгоить «выгнать, выжить», в диалектах еще известного, преф. производного от гоить «заживлять» «исцелять», являющегося каузативом от жить (буквально - «заставлять жить»). Изгой исходно - «выжитый, изгнанный» (из семьи, рода-племени и т. д.). Развитие противоположного значения в глаголе изгоить подобно тому, что в выжить «уцелеть» и «выгнать»,