Презентация на тему "уроки вежливости". «Уроки вежливости»

КГУ СШ №252 имени Г.Н.Ковтунова

Классный час на тему:

« Урок вежливости »

Учитель: Алданазарова Г.С.

Класс: 2 «А»

Дата: 23.02.2016г.

Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливом
поведении.
Задачи:

1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2. Познакомить с историей слова «спасибо».

3. Расширить понятие детей о культуре поведения.

4. Привить навыки культурного, вежливого поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Ход занятия: (Слайд №1 )-начало 1.Организационный момент: Добрый день, ребята! Вы готовы к разговору? У нас сегодня гости– посмотрите.

Что мы должны сказать нашим гостям?

Молодцы! Какие вы вежливые. - Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

2. Постановка темы.

О чем мы будем говорить сегодня, вы догадаетесь, если послушаете внимательно стихотворение А. Барто.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего...»

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но, может быть, он всем знаком,

И вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нем,

А мы... мы скажем вам - спасибо!

Итак, о чем пойдет наш разговор? (О вежливости)

Прочитайте тему на слайде .

- Ребята, а как вы понимаете, что значит быть вежливым, хорошим человеком?

Почему вежливости открыты все дороги? (Вежливому человеку всегда рады, с ним хотят общаться люди, все у них получается) (Слайд №2) В давние времена слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, того кто с добром относился к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были хорошими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
И сегодня мы попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. А может вы узнаете новые правила и новые вежливые слова.
А поможет нам кот Леопольд.

3. Работа по теме.

Мы с вами отправимся путешествие по городу Вежливости. Сепрва нам надо пройти через мост «Вежливых слов».

Поможет нам в этом этот волшебный цветок «Цветик- семицветик»

Мы будем отрывать лепестки по- порядку и выполнять задания цветочка. Согласны?

Цветик – семицветик сделан из бумаги. А у настоящего цветочка стали бы мы отрывать лепестки?

Если вы готовы работать, то я попрошу мне помочь. (Отрывает 1 лепесток и читает задание)

1лепесток «Волшебные слова»

^ В нашей маленькой деревне есть такой обычай древний: Утром, днём и в темноте Те, и те, и те, и те, Повстречавшись, непременно Говорят одновременно… ( Здравствуйте! ) Слайд 3
- Молодцы, ребята . - Молодец! Какой же вывод мы можем сделать? (Надо всегда приветствовать друг друга ). - Послушаем следующее стихотворение. ^ Настали дни холодные, И птицы перелётные, Крылатые создания, Летят под облаками Куда-то в страны дальние. Мы машем им руками: - До встречи! … (До свидания!) Слайд 4
- Молодцы!

Молодец! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними? - До свидания. - Ребята, а теперь послушайте такую историю про слона и мышку. Встретила мышка слона на пути И пропищала тихо и жалостно: - Простите за дерзость, Скажите, пожалуйста, Как мне до вас, до слона дорасти? Слон удивился: - Скажите, пожалуйста, крошка, а знает слово «пожалуйста»! - Ребята, скажите, какое же волшебное слово произносила мышка, когда обращалась к слону? («пожалуйста».) Слайд 5
- Молодец! Когда же мы говорим «пожалуйста», ребята? (Когда что-нибудь или о чём-нибудь просим). Волшебники –гномы

Не мало для нас

Чудесного сделать могли бы,

Но больше чудес совершает в сто раз

Волшебное слово… Спасибо. Слайд 6
- Молодец. Ребята, а если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства – не желая того. То какое волшебное слово он должен сказать? (Извините, простите) - Молодец. Ребята, скажите, а что мы говорим, когда ложимся спать? (Спокойной ночи.) Слайд 8
- Молодец! Ребята, эти правила вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни.

Скажите, а почему эти слова называю волшебными? (волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми)

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?

Слайд 9

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо-слова.

Назовите такие «волшебные» слова.

2 лепесток

«Вежливо-невежливо». Если вежливо - зеленый светофорчик, невежливо - красный.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Не встать, обращаясь к учителю –

Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.

– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...

Следующий «Переулок поступков»

3 лепесток «Доскажи словечко»
Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)

Следующий «Улица добрых сердец»

4 лепесток Конкурс «Самый вежливый»

Проведём игру, в которой надо сказать вежливое слово и передать шарик другому. Слова одинаковые не повторять. Удачи!

Ребята, скажите, если человек знает много вежливых слов, значит можно его назвать вежливым человеком?

Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".

Малыша обидел Витя, но перед школою в строю

Витя просит: "Извините, я ошибку признаю".

На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.

Следом Витя:"Извините, я немного опоздал".

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.

Ребята, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?

(Вежливые слова он знает, но поступки расходятся со словами, а поступки плохие совершает.)

Не только слова должны быть у нас добрыми и вежливыми, но и поступки.

5 лепесток игра «Не ошибись, пожалуйста!»

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

Итак, начали!

Встаньте.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Пожалуйста, наклонитесь вперед,

Наклонитесь назад.

Присядьте, пожалуйста,

Будьте добры, встаньте.

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

6 лепесток «Экзамен»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

1. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

2. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

3. Какие слова произносят при встрече и прощании?

4. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

5.Сколько раз в день надо здороваться с одним и тем же человеком?

6. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

7. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

7 лепесток Из истории слов

Спасибо . Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

РЕФЛЕКСИЯ

Помог ли нам волшебный цветок стать вежливее или нет, мы сейчас проверим

Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Вежлив ли я?» Если ответ на вопрос – да, то +

Если - нет, то - Тест «Вежлив ли я?» ( слайд 10)
1. Благодаришь ли ты маму или поваров за обед?

2. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого- то?
3. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

4. Можно ли назвать вежливым того, кто любит животных?

5. Нужно ли здороваться с соседями?

6. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

Проверим. Внимание на слайд. Сравните свои ответы с правильными.

Поднимите руку те, кто не ошибся и хотел бы похвалить себя за работу.

Кто допустил ошибки?

Какой вывод мы можем сделать? Вежливы ли вы или нет?

Молодцы!

Помог ли нам цветик - семицветик стать вежливее? Слайд 11

Поблагодарим его за это и подарим цветочки.

Если классный час вам понравился, были интересно и полезно, то выбираем красный цветок, а если было неинтересно, скучно, то - розовый.

А теперь поместим цветочки в корзинку , говоря при этом вежливые слова.) .

Важные слова

Слова «До свиданья»,

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»

Щедро дарите!

___________________________

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе и дома.

___________________________
Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух нужны.

________________
Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

Песня.

Слайд 2

Узнай слово

ВЕЖЛИВОСТЬ

Слайд 3

Цели урока:

1. Повторим вежливые слова, которые мы используем в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Познакомимся с правилами вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

Слайд 4

Маша знала слов немало,Но одно из них пропало,И оно то, как на грех,Говорится чаще всех.Это слово ходит следом За подарком, за обедом,Это слово говорят,Если вас благодарят.

Слайд 5

Слайд 6

Друзья, вот вам на всякий случайСтихи о школьнике одном.Его зовут…а впрочем,Мы лучше здесь его не назовём.

СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ Произносить он не привык.Простого слова ИЗВИНИТЕНе одолел его язык.

Ему бывает часто лень,Сказать при встрече ДОБРЫЙ ДЕНЬ!Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит,А в лучшем случае ЗДОРОВООн вместо ЗДРАВСТВУЙ говорит.

А вместо слова ДО СВИДАНЬЯНе говорит он ничегоИли заявит на прощанье,Ну, я пошёл, пока, всего…

Слайд 7

  • Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами", от которых становится теплее, радостнее, светлее.
  • Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь улучшить настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
  • Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие,честное слово.
  • Слайд 8

    • Здравствуйте – желаем здоровья (здравия).
    • До свидания – мы надеемся увидеть вас ещё раз.
  • Слайд 9

    Что надо сказать?

    Слайд 10

    • Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “
    • Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Назови их.
  • Слайд 11

    По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет девяти. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел.

    • Что же такое мальчик сказал ему?
  • Слайд 12

    Папа разбил драгоценную вазу,Бабушка с мамой нахмурились сразу,Но папа нашёлся: взглянул им в глазаИ робко, и тихо, “простите" сказал,И мама молчит, улыбается даже:– Мы купим другую, есть лучше в продаже“Простите" – казалось бы, что в нём такого, А вот ведь какое чудесное слово!

    Слайд 13

    Слайд 14

    Игра “Вежливые ребята"

    По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:

    • Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.
    • Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: ……..Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову… Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал……
  • Слайд 15

    Слова благодарности:

    • Спасибо…
    • Благодарю…
    • Просьба:
    • Пожалуйста…
    • Будьте добры…
  • Слайд 16

    Слова приветствия:

    • Здравствуйте
    • Привет
    • Добрый день
    • Доброе утро
    • Добрый вечер
  • Слайд 17

    Вы знаете волшебные слова.

    Не стесняйтесь их употреблять чаще!

    Я люблю, когда при встречеМы знакомым и родным –“С добрым утром!",“Добрый вечер!"“Доброй ночи!"- говорим.Я желаю вам добра,Доброй ночи до утра, Всем желаю добрых снов,Добрых дел и добрых слов".

    Слайд 18

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Слайд 19

    Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу цветок, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.

    Слайд 20

    Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

    – Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

    – А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись смотрела в окно.

    Слайд 21

    Что не так на рисунке?

  • Слайд 22

    • Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
    • Девочка звонит подруге и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
    • Девочка звонит подруге. Она хочет пригласить её кататься на лыжах.
    • Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол".
  • Слайд 23

    Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки.

    БЛАГОДАРНОСТЬ

    • Спасибо
    • Благодарю
    • Будьте добры
    • Пожалуйста

    ПРИВЕТСТВИЕ

    • Здравствуйте
    • Добрый день
    • Привет
  • Слайд 27

    Игра “Словарь вежливых слов".

    Отгадайте загадки.

    • Растает даже ледяная глыбаОт слова тёплого СПАСИБО.Зазеленеет старый пень,Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
    • Если больше есть не в силах; Скажем маме мы: СПАСИБО.Мальчик, вежливый и развитый,Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
    • Когда нас бранят за шалости,Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
    • И во Франции, и в ДанииНа прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.
  • Слайд 28

    • Домашнее задание: отгадать загадки, которые написаны у вас на карточках, выучить правила поведения и постараться всегда использовать их в общении с другими людьми.
    • Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.
  • Посмотреть все слайды

    Сценарий театрализованного урока вежливости для учащихся начальной школы «Законы Её Величества Вежливости».

    Однобурцева Оксана Николаевна, учитель музыки.
    Место работы: МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской области.

    Цели и задачи:
    - формирование у детей нравственно-этических норм,
    - воспитание желания быть вежливым,
    - помощь детям в понимании значения вежливости в жизни людей,
    - демонстрирование на примерах правильного вежливого общения,
    - создание праздничного, позитивного настроения.
    Назначение материала: сценарий предназначен для учащихся начальных классов, будет полезен учителям, классным руководителям, завучам по внеклассной работе при подготовке тематических классных часов.
    Ход праздника:
    До начала урока звучат детские песни.
    Выходит Ксюша.


    Ксюша
    Здравствуйте, ребята!
    Что-то я не слышу вашего приветствия. Я же с вами поздоровалась, значит и вы должны мне ответить.
    Попробуем ещё раз. Здравствуйте, ребята! (дети отвечают)
    Вот теперь, можно и праздник начинать. А праздник у нас сегодня совсем обычный. Мы посвящаем его Её Величеству Вежливости.
    Вы знаете, что это такое? Поднимите руки вверх те, кто считает, что он дружит с Её Величеством Вежливостью. (дети выполняют)
    О, как вас много, это замечательно.
    А теперь поднимите руки те, на кого она в обиде. Есть тут грубияны, хулиганы и невежи?
    Смотрите-ка, оказывается, нет. Это просто здорово.
    Тогда можно и праздник начинать.
    Позвольте представиться – меня зовут Ксюша.
    А как зовут тебя? (обращается по очереди к нескольким детям)
    Да-а, так мы до вечера будем знакомиться…
    А знаете что, давайте по моей команде все дружно скажем своё имя. Три, четыре… (дети говорят)
    Ну, вот мы и познакомились, очень приятно.
    Звучит музыкальная тема Озорника, появляется и он сам, одет неопрятно, волосы всклочены.


    Озорник
    Что за шум, а драки нет? А я это запросто могу устроить. А ну, подходи, кто смелый! Щас как двину!
    Ксюша
    Какой ужас! Простите, а вы кто такой и что вам надо?
    Озорник
    А ты сама-то кто такая?
    Я – Ксюша!
    Озорник (смеётся)
    О-о, а я песню про тебя знаю.
    (поёт) Ксюша, Ксюша, Ксюша – юбочка из плюша…
    Ну как тебе песенка?
    Ксюша
    Как тебе не стыдно дразниться! Пожалуйста, уходи и не мешай нам проводить праздник.
    Озорник
    Праздник? А я тоже люблю праздники. И, между прочим, хорошо играю во все игры, так что со мной будете играть.
    Ксюша
    Ничего себе! Пришёл, ни здрасьте, ни до свидания, меня дразнил и после этого хочет ещё играть с нами!

    Озорник
    Подумаешь! Тоже мне принцы и принцессы какие, здороваться ещё с ними.
    Ксюша
    Мы самые обыкновенные ребята, но дружим с Её Величеством Вежливостью.
    Озорник
    А где она – ваша знаменитая подруга?
    Ксюша
    Она как бы невидимка, но зато её свет отражается в нас.
    Озорник
    Не морочьте мне голову этой ерундой.
    Ксюша
    В таком случае, мы не хотим с тобой играть. Правда, ребята? (дети отвечают)
    Озорник
    Ну и подумаешь, какое горе, у Ксюши – на коленках уши!

    Ксюша
    Дразнись сколько угодно, мы с ребятами на тебя внимания не будем обращать. Нам пора поиграть немного.
    Ребята, скажите мне, какие вы знаете вежливые слова. (ребята перечисляют)
    Оказывается это ещё не всё. Её Величество Вежливость мне тут подсказала ещё слова:
    - будьте любезны,
    - не будете ли так добры,
    - прошу прощения,
    - с вашего позволения.
    Ксюша
    А сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру под названием «Пожалуйста!». Я буду просить вас что-нибудь сделать, а вы выполняйте лишь в том случае, если я буду добавлять слово «пожалуйста». Начали:
    - Поднимите, пожалуйста, обе руки вверх!
    - Помашите, пожалуйста, правой рукой!
    - А теперь левой! (ребята по ошибке машут левой)
    А разве я сказала «пожалуйста»? (далее по той же схеме):
    - Опустите, пожалуйста, руки!
    - Широко откройте ротики!
    - Закричите что есть силы!
    Вот теперь вы знаете, что если вы просите о чём-либо, то нужно добавлять волшебное слово «пожалуйста».


    Озорник
    Подумаешь, волшебное слово. Я тоже знаю волшебное слово – «щас как дам» или «щас как двину». Тут же всё отдадут как миленькие!
    Ксюша
    Ничего себе волшебные. Как вы думаете, их могла придумать Вежливость?(ребята отвечают)
    Озорник
    Их придумали злые волшебники, такие как Грубость, Хулиганство, Хамство, Наглость и Злость.
    Ксюша
    Ну и ну, даже подумать страшно, с кем ты водишься и кто твои друзья.
    Если будешь нападать на тех, кто слабее, может быть и отдадут тебе всё, что хочешь. Только чести тебе от этого не будет, наоборот, один позор.
    А если попадётся кто посильнее, тогда ведь и самому получить недолго. А вежливому человеку трудно отказать.
    Озорник
    Вот об этом я никогда не думал.
    Ксюша
    Вот и подумай. А я пока прочитаю ребятам письмо от Её Величества Вежливости.
    Ксюша (читает)
    «Многоуважаемые юные господа! Посылаю вам стихи-загадки. Думаю, они доставят вам удовольствие. Ваша покорная слуга – госпожа Вежливость»:
    Нужно знать как дважды два
    Все волшебные слова,
    В день, пожалуй, раз до ста
    Говорить……………………(пожалуйста)
    Медведя лет пяти – шести
    Учили, как себя вести:
    Нельзя грубить и чваниться,
    Знакомым надо ………………(кланяться)
    Папа разбил драгоценную вазу,
    Бабушка с мамой расстроились сразу.
    Но папа сказал: «Вы меня извините,
    И если сумеете, просто……………(простите)
    Если вы друзей уважаете,
    При встрече спросите: «Вы как…….(поживаете?)
    Прослывёшь ты воспитанным, ибо
    Говоришь всем: «Большое…………..(спасибо)
    Не забудьте что на прощание
    Нужно всем говорить…………..(«до свидания»)


    Озорник
    Вообще-то, я эти слова когда-то слышал, но почти совсем забыл. Ребята хором все отвечали, а я один молчал. Обидно как-то.
    Ксюша
    Ребята, по моему, мы с вами совершили чудо. Правда не одни, нам помогала сама Вежливость. Мне кажется, нашего гостя уже можно простить и принять в общую компанию.
    Озорник
    Вот спасибо, а что мне надо делать?
    Ксюша
    Мы сейчас проведём викторину. Сначала на вопрос будешь отвечать ты, а потом ребята. И мы сравним ваши ответы.
    - Если ты съел конфету, куда денешь фантик?
    Озорник
    А куда его девать? Тут же и брошу.
    Ксюша
    Вот и неправильно. А как вы поступите, ребята?(ребята отвечают)
    Как нужно поступать, когда входишь в чей-то дом?
    Озорник
    А чего тут думать, заходи и садись за стол.
    Ксюша
    Да, воспитанием ты не блещешь. Ребята, что надо делать? (ребята отвечают)
    И последний вопрос – если сел за стол, как надо себя вести?
    Озорник
    Если сел, то уж ешь всё, что видишь, да побольше и побыстрей, а то расхватают. Если руки испачкал, то можно их незаметно вытереть об скатерть или штаны соседа. Ещё в карманы надо набить побольше конфет, потом пригодятся.
    Ксюша
    Да, тебя ещё долго надо перевоспитывать, но главное – было бы желание, будет и воспитание. Пойдём, я подарю тебе книги про хорошие манеры.
    Озорник
    А мы с Ксюшей говорим вам на прощанье «До свиданья», и вы нам отвечаете…(дети: «До свиданья»)
    Ксюша
    Вот смотри, ты уже перевоспитываешься. До свидания, ребята!
    Герои уходят.

    Тема : «Урок вежливости».

    Цель : закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;

    учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

    прививать детям этические нормы поведения.

    Ход классного часа.

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте!

    2. Подготовительная работа.

    Ребята, сегодня к нам в гости пришли Маша и Миша. Они принесли с собой задания, с которыми им самим не справиться и попросили вас им помочь. Поможем Маше и Мише?

    (в руке у мальчика конверт с заданиями)

    Давайте послушаем первое задание.

    Слова напечатаны и вывешены на доску.

    1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью буквы – ВЕ
    2. Из слова УЖ взять согласную букву- Ж
    3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ
    4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В
    5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

    Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ

    Молодцы ребята, помогли Маше и Мише выполнить задание.

    А что же такое вежливость?

    (ответы детей)

    3. Тема урока

    Вежливость – соблюдение правил приличия. Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. (слайд 1)

    Послушайте, откуда пришло это слово:

    Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

    Ах, ты невежа – говорили ему.

    Он очень обижался и кричал в ответ

    Нет, я вежа, вежа, вежа!

    Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

    Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

    Какие вы ещё знаете волшебные слова?

    (Ответы детей)

    А сейчас Маша и Миша предлагают вам поиграть в игу “Подскажи словечко”. Они хотят, чтобы вы угадайте волшебные слова.

    Растает даже ледяная глыба
    От слова тёплого… (спасибо).

    Зазеленеет старый пень,
    Когда услышит … (добрый день).

    Мальчик вежливый и развитый
    Говорит при встрече… (здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости,
    Мы говорим … (извините, пожалуйста).

    И во Франции, и в Дании
    На прощанье говорят … (до свидания).

    Встретил Витю я соседа,
    Встреча грустная была.
    На меня, он как торпеда,
    Налетел из-за угла.
    Но представьте, зря от Вити
    Ждал я слова … (извините).

    А как вы думаете достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

    (ответы детей)

    Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?

    Малыша обидел Витя,
    Но перед школою в строю,
    Витя просит: “Извините,
    Я ошибку признаю”.
    На урок пришел учитель,
    Положил на стол журнал.
    Следом Витя: “Извините,
    Я немного опоздал”.
    Спор давно ведется в классе:
    Вежлив Витя, или нет?
    Разберитесь в споре нашем
    И скажите нам ответ.

    Скажите, вежлив ли Витя? Почему?

    (ответы детей)

    Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

    ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души.

    Ребята, Маше и Мише интересно, а какие вы еще знаете вежливые слова:

    Когда вы здороваетесь с кем-нибудь? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.)

    Когда прощаемся с кем-нибудь? (До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пут. Другу можно сказать – пока.)

    Если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (Прошу Вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.)

    Когда извиняемся перед кем-нибудь? (Извините, простите; извините, пожалуйста; прошу прощения.)

    Молодцы, как много вежливых слов вы назвали.

    У Маши и Миши есть два друга Алеша, вежливый, а Незнайка нет. В начале они расскажут историю о вежливом мальчике, а вы ребята должны догадаться какие именно вежливые слова употребил Алеша. ”

    4. Закрепление.

    1. Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.
    2. Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”
    3. Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”
    4. И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”

    Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также, как Алеша.

    Вот вы и узнали о вежливом мальчике Алеше, а теперь узнаем приключения Незнайки.

    1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)

    (ответы детей)

    1. Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. (Что ему надо было сказать прохожему?)

    (ответы детей)

    1. Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!”

    (ответы детей)

    4.Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?)

    (ответы детей)

    5. Подведение итогов.

    Вот и подошел урок к концу, давайте вспомним, о чем говорили.



    Внеклассное занятие по культуре речи в 4 классе. Урок вежливости "Слова очень нужные и очень важные"

    Цели

    1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости.
    2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета.
    3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормыповедения.

    Оборудование

    1. Рисунок – карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра».
    2. Магический куб, фишки, кукла, фломастеры.
    3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах.
    4. Карточки с «вредными» советами Г. Остера.
    5. Карточки для слов.
    6. Магнитофон.
    7. Аудиозапись песни о дружбе.
    8. Шары, ленты для украшения классной комнаты.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    Пролетело лето, как комета,
    Листья на деревьях пожелтели…
    Кончились каникулы и лето,
    И за парты школьники вновь сели …
    Нарядные, парадные, такие ненаглядные,
    Причесанные, с бантиками девочки сидят!
    И мальчики отличные! Такие симпатичные,
    Такие аккуратные, внимательно глядят!

    Что ж, можно начинать!

    II. Вступительное слово учителя

    Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)

    Прочитайте его название. (Лабиринт Воспитанности.)
    - Войдем в него.

    III. Повторение знаний о волшебных словах

    Что встретилось нам сразу у входа? (Скамейка Волшебных слов.)
    - Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб.
    - Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб.

    (Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».)

    Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске:

    Мой подарок я вручила,
    То есть радость получила
    То есть радостно и мне,
    То есть радостно вдвойне
    от подарка моего -
    стало два из одного!
    Э. Машковская

    Открываем куб.

    (Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки – слова.)

    Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.

    Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

    Ученик читает стихотворение «Здравствуйте».

    Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
    - Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
    И, наверно, не пойдет в аптеку,
    И здоровым будет много лет.

    Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

    Ученик читает стихотворение «Добрые слова».

    За что, мы говорим «спасибо»?
    За все, что делают для нас.
    И мы припомнить не смогли бы,
    Кому сказали, сколько раз.

    Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

    Ученик читает стихотворение «Доброго пути».

    Нам желают: «Доброго пути!» -
    Будет легче ехать и идти.
    Приведет, конечно, добрый путь
    Тоже к доброму чему- нибудь.

    Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

    Ученик читает стихотворение «Простите».

    Простите, я больше не буду
    Нечаянно бить посуду.
    И взрослых перебивать, и что обещал – забывать.
    А если, я все же забуду, -
    Простите, я больше не буду.

    Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

    Ученик читает стихотворение «Пожалуйста».

    Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
    Повторяем его поминутно.
    Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
    Нам становится неуютно.

    Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

    Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».

    1 ученик:

    Извини, пожалуйста, прости и разреши.
    Это не слова, а ключик от души.
    Кроме нашей спутницы –
    Таблицы умножения
    Есть еще таблица,
    Таблица уважения!
    Помните, как азбуку,
    Как дважды два:
    «Спасибо» и «Пожалуйста» -
    Волшебные слова!

    2 ученик:

    Всюду, где нескромному
    Укажут от ворот,
    Вежливый попросит
    И пройдет.
    Перед словом вежливым
    Двери отворяются!
    Пусть оно почаще всюду повторяется.
    Помните, как азбуку,
    Как дважды два:
    «Спасибо» и «Пожалуйста» -
    Волшебные слова!

    IV. Беседа о вежливости

    1. Справка учителя «Путешествие в прошлое»

    А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
    До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

    А что же происходит в наши дни?

    2. Сценка «Слушай хорошенько» (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней)

    Слушай хорошенько, - кукле я сказала,-
    Полно наряжаться, это баловство.
    Ты уже большою девочкою стала.
    А ещё не знаешь ровно ничего.
    «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
    За подарки, помощь всех благодарят.
    Вежливые дети все так поступают.
    Будь и ты такою, - и тебя тотчас
    Попрошу зачислить в вежливый наш класс!

    3. Чтение стихотворения учащимися

    А о чем мечтают и взрослые, и дети?

    1 ученик:

    Настанет друзья, счастливое время,
    Настанут чудесные дни:
    Ребята приветливы будут со всеми,
    Грубить пристанут они.
    Не будет детей нехороших,
    Придут золотые года,
    И в комнату в грязных ботинках
    Не будут входить никогда.

    2 ученик:

    Грубить не будут дети,
    Не будут грызть ногтей,
    И станут все на свете
    Любить таких детей.
    Подует ветер свежий,
    Фиалки расцветут,
    Исчезнут все невежи
    Навеки пропадут.

    3 ученик:

    Пусть грубость исчезнет навеки
    Пускай по рецептам врачей
    Появится в каждой аптеке
    Лекарство для грубых детей.
    Ребенок вертелся на стуле,
    Шумел и ко всем приставал,
    Ему прописали пилюли –
    Он принял – и вежливым стал.

    Физ. минутка «Вежливые животные»

    Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.

    Возможный вариант:

      жирафы (наклоны вперед);

      антилопы (поднятие ног поочередно);

      львы (повороты вправо влево);

      обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);

      медведи (вращение головы).

    V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса

    А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)

    Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

    (Дети читают.)

    1 совет

    Если ты пришел к знакомым –
    не здоровайся ни с кем,
    Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
    Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
    И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

    2 совет

    Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
    Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
    Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
    Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

    (Обсуждение совета учащимися.)

    3 совет

    Если друг твой самый лучший
    Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
    И хватайся за живот.

    (Обсуждение совета по вопросам.)

    4 совет

    Девчонок надо никогда нигде не замечать.
    И не давать проходу им нигде и никогда,
    Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

    (Обсуждение совета учащимися.)

    Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.

    VI. Беседа о дружбе, о друзьях

    Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.)

    Работа со словами «дружба», «друг».

    Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень – часть слова: «друг», это однокоренные слова.)

    Послушайте, что рассказал поэт о том, как возникло само слово «друг».

    (Учитель читает стихотворение.)

    Когда еще никто не знал ни слова –
    Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», -
    Соседям древний человек привык
    Показывать кулак или язык
    И корчить рожи (что одно и то же),
    Но, словом стал гортанный резкий звук,
    Осмысленней лицо, умнее руки,
    И человек придумал слово «друг».
    Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
    Ему спасибо за друзей моих.
    Как жил бы я, что делал бы без них?
    Друзей – людей, которых я люблю,
    Я никогда ничем не оскорблю.

    Давайте споем все вместе о дружбе, о друге песню.

    (Звучит песня о дружбе.)

    Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

    Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?

    (Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)

    Вы правы.
    - Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход?

    (В башне Мира и Добра.)

    VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир»

    Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, её величая.

    Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?

    («Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)

    Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.

    Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.)
    Доброе слово дороже богатства.
    На добрый привет – добрый ответ.

    Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)

    На свете очень много важных и нужных слов, но, по- моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово?

    (Ученица читает стихотворение о мире.)

    Есть на свете слово –
    Нужное и важное,
    Словно солнце, греет
    Это слово каждого.
    Написать без кляксы
    Очень хочет Света
    Это слово важное, теплое, как лето.
    Мир для всех народов, мир на всей планете!
    Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.

    Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет.

    VIII. Итог занятия

    Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности».
    - Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.

    (Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.)

    Прочитайте свое слово.

    (Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.)

    Мы любим писать слова земные:
    «Мама», «школа», «счастье», «доброта» … -
    Светлые, понятные, родные,
    Важные для всех людей слова!

    Спасибо! С вами было приятно общаться!