Презентация по математике для детей младшего дошкольного возраста «Изучаем цвет и геометрические фигуры. Приёмы формирования математических представлений

МКДОУ детский сад № 7 комбинированного вида г. Россоши

Математический центр

во второй младшей группе

Воспитатели: Кривоплясова Н.С.,

Горбунова Ю.Н.


Математический центр – это специально отведённое место, тематически оснащённое играми, пособиями, материалами.

Математический центр мы расположили на центральной стене, на освещённом участке группового пространства. Создавая центр, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм, тем самым предоставили возможность в свободное время самостоятельно выбрать игру или пособие, играть индивидуально или с другими детьми.


В математическом центре второй младшей группы представлен материал по всем разделам программы: количество, формы, величина, ориентировка в пространстве и т.д.

Математический центр представлен в виде домов

четырёх основных цветов.

В каждом конкретном доме живут геометрические фигуры определённого цвета.

На крыше каждого дома расположена геометрическая фигура - «главная» в доме.

Геометрические домики – многофункциональны, позволяют варьировать познавательный материал, ставить перед ребятами различные задачи и решать их.


Над домиками располагается солнце,

позволяющее изучать и закреплять понятия «длинный»- «короткий».

Рядом с домами, на полянке живут божьи коровки, которые с помощью детей

«отправляются» гулять на ромашки с разным количеством лепестков (на какой цветок отправится божьей коровке решают дети, определив количество точек у жучка и число лепестков у ромашки)


Игровое оборудование создаёт насыщенную целостную среду

с достаточным пространством для игр.


В развивающем центре представлены игры

на формирование элементарных математических представлений:

  • ориентировка в пространстве;
  • цвет;
  • форма;
  • величина;
  • геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • количество (один - много) и др.

Многие игры и пособия сделаны своими руками.

Они отличаются удобством в использовании, эстетичностью и простотой изготовления.

Разноцветные мешочки для игр с предметами и фигурами

(«Распредели по цвету», «Отгадай наощупь», «Подели поровну» и т.д.)


Дидактическая игра «Разноцветные кубики»

Цель: закрепление знаний о цвете, умения дифференцировать предметы по цвету, развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.

Материалы: тканевые кубики 4 основных цветов, карточки (цвет, предметы разного цвета, образцы для построек, загадки)


Дидактическая игра «Заштопай одежду»

Цель: учить детей вставлять предметы разной формы в соответствующие отверстия, закреплять знания о цвете и величине.


Дидактическая игра «Почини машину»

Цель: закреплять знания детей о цвете, закрепление понятия круг.


Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

Цель: обучение группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения.

Тема НОД: «Путешествие в весенний лес»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: формировать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, стремление действовать успешно и результативно.
Программное содержание:
совершенствовать умение сравнивать предметы по величине «широкая», «узкая», по цвету (красный, зеленый, желтый, синий);
упражнять умение отображать в речи местонахождение предметов с помощью предлогов (на, под, внизу, вверху и др.);
закреплять представление детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);
расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, уточнять приметы весны; диких животных;
обогащать словарный запас, вовлекать детей в диалог, активизиро-вать речь детей, побуждая к высказываниям в виде полных предло-жений;
развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику, интерес к нетрадиционной технике рисования «тычкование»;
создать условия для решения проблемной ситуации;
Способствовать профилактике плоскостопия.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал, трафарет корзиночки, краски, геометриче-ские фигуры, конверты с заданиями, вагончики, цветы, бабочки. Игрушки: лиса, заяц, ёж, медведь.
Мультимедийный проектор, экран, магнитофон, аудиозаписи: звуки при-роды, зверей.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: сказок, рассказов познавательного характера. Просмотр картин; беседы о весне, о диких животных. Дидак-тические игры с математическим содержанием.
Ход НОД:
Дети проходят в зал. (Под аудиозапись)
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Вам мы рады, как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята у меня для вас загадка? Слушайте внимательно.
Солнце греет и печёт
Ручеёк с горы течёт.
Тает снег, кругом вода,
Значит, к нам пришла……Весна слайд №1(весенний лес)
Воспитатель: Верно, пришла весна. А что происходит с природой вес-ной?
(Дети читают стихотворения о приметах весны)
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
(С. Я. Маршак)
Ясным днем сосульки плачут-
Солнце плавит им бока.
Ночью тёмной слёзы прячут-
Предвесенняя тоска.
(Н. Родивилина)
Воспитатель: Ребята назовите приметы весны. слайд №2, 3.4.
Ответы детей (Солнце ярко греет, тает снег, капель, журчат ручьи, на де-ревьях набухают почки и появляются первые листочки, расцветают первые цветы – подснежники).
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем весеннюю капель нашими пальчи-ками. слайд № 5,6(весенняя капель, птицы весной)
Пальчиковая гимнастика «Весенняя капе ль»
Кап-кап-кап, весна настала Соединяем большой палец правой руки с остальными
Кап-кап-кап, сосульки тают Соединяем большой палец левой руки с остальными
Побежали ручейки Движения влево, вправо обе-ими ладонями
Прилетели к нам грачи Большие пальцы переплета-ем, взмахиваем ладонями

Воспитатель: Верно. Ребята, у меня для вас еще одна загадка?
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной -….. (медведь) слайд №6(медвежонок)
Воспитатель: Правильно это медведь. Посмотрите ребята, кто это здесь сидит такой печальный? (медвежонок). Ребята, Медвежонок мне хочет что-то сказать, (имитация разговора). Медвежонок сказал, что он проснулся после зимней спячки, а друзей нигде нет, просит помочь найти его друзей. Ребята поможем?
Воспитатель: Медвежонок, не расстраивайся, ребята помогут найти твоих друзей. Ребята, а где живёт медвежонок и его друзья?
Воспитатель: Правильно в лесу. Как вы думаете, на чём можно отпра-виться в лес?
Воспитатель: Предлагаю отправиться в наше путешествие на поезде. А вот наш поезд, только вагончики – то закрыты на замок, чем открыть за-мочки?
Воспитатель: Посмотрите, как здесь много ключиков и нужно к каждому замочку подобрать свой ключик, тогда вагончики и откроются! (коробка с ключами).
Воспитатель: Ребята, а на что похожи ключики?
На геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. На каждом ва-гончике есть геометрическая фигура. Вам нужно подобрать точно такую же фигуру.
Воспитатель: Вот и замечательно, вагончики все открыты, теперь можно ехать. Я буду паровозиком, а вы вагончики, становитесь друг за друга, а чтобы было веселее ехать споем песенку! (включается аудиозапись, дети идут за воспитателем, изображая поезд и поют).
«Мы едем, едем, едем. В далёкие края. Весёлые соседи. И дружная семья»
Первая остановка. Слайд №7(включается аудиозапись - шум леса)
Воспитатель: Ребята, вот мы приехали в лесу. Посмотрите, кто это под кустиком сидит? (Зайка). А в лапках у него конверт, давайте посмотрим, что в нём. Здесь задание нужно отгадать загадки: «Кто живет в лесу? »
1.Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко.
Ну конечно, это… (белка) слайд №8
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это? (лиса) слайд №9
3. Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (волк) слайд №10
4. Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц) слайд №11
5. Под березкой я иль елкой,
Из меня торчат иголки,
На футбольный мяч похож,
Называют меня - … (ёж) слайд №12
Воспитатель: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки!
Ребята, как одним словом можно назвать животных, которые обитают в лесу, сами добывают себе пищу? слайд №13 (включается аудиозапись - шум леса)
Воспитатель: Ребята что за шум? Послушайте, это звуки природы. Ка-кие звуки вы услышали? Ответы детей. (Шум леса, журчанье ручейка…).
Теперь пойдем мы через лес, полный сказок и чудес. Ребята, смотри-те дорожки, а дорожки одинаковые? Ответы детей. (Нет, разные, широкая дорожка и узкая дорожка). Становитесь все рядком и в путь дальше мы пойдем.
Ходьба по коррекционным дорожк ам
Воспитатель: По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки,Через лужу прыг-скок, прыг- скок, Ой, куда же мы попали? Шли мы, шли. Да в гости к белочке пришли.
Вторая остановка.
Воспитатель: Ребята посмотрите, у белочки конверт с заданием.
«Соберите малину для Медвежонка».
Ребятами поможем наполнить корзину ягодой малиной? слайд №14
Смотрите, какая большая корзина, а рисовать ягодки будем волшебными палочками, (тычками), но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра.
Ягодка по ягодке. Я кладу в корзинку. Ягодка по ягодке. Спелую малинку.
1, 2, 3, 4, 5. Любит пальчик рисовать. (Левой рукой изображаем ветку с ягодка-ми.
Пальцами правой руки «снимаем» с веточек ягоды).
Молодцы, теперь наполним нашу корзиночку ягодками. (Дети вы-полняют коллективную работу).
Воспитатель: Какие молодцы! Полная корзинка, какие сочные красные ягоды. Медвежонок будет очень рад подарку.
А мы продолжаем, ребята, наш путь. Шагаем друг за другом. Лесом и зе-леным лугом. Крылья пестрые мелькают. В лесу бабочки порхают.
Третья остановка.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая цветочная поляна! Давайте остановимся, полюбуемся и вдохнем аромат весенних цветов.
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» - через нос делаем спо-койный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «А - ах!».
Воспитатель: Сколько цветов на полянке? (Много).
Воспитатель: А какие они? (Разные, красивые). Ребята, сколько бабочек на полянке? (Много)
Воспитатель: Ребята, здесь ёжик, у него конверт. Что же в нем? А в нем ещё одно задание – «Помогите бабочкам найти свой цветок».
Нужно взять каждому по одной бабочке и посадить на цветок такого же цвета. Какого цвета бабочка и цветок у тебя Лиза, Кирилл, Аня. Сколь-ко бабочек у тебя…..? А сколько цветков?
Воспитатель: Скажите, сколько бабочек? (Бабочек столько же, сколько цветов, поровну). (включается аудиозапись – рык медведя) слайд № 15
Воспитатель: Ребята вот и наш Медвежонок. (Воспитатель обращает внимание детей на экран). Давайте скажем Медвежонку, где кто спрятался из зверюшек: где спрятался ежик? (ёжик под ёлкой); где, же белочка? (на ёлке); где же зайка? (зайка перед ёлкой); на чем сидит лисичка? (лисичка на пеньке)
Воспитатель: Вот мы и нашли Медвежонку его друзей. Посмотрите как они рады встрече. Давайте подарим Медвежонку и его друзьям нашу кор-зинку с ягодами.
А нам пора прощаться и возвращаться в детский сад. Ребята давайте закроем глаза и скажите волшебные слова: «Один, два, три четыре, пять. Мы все в садике опять».
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось в нашем путеше-ствии? А вы ещё хотели бы отправиться в путешествие? Хорошо, в следующий раз мы отправимся в путешествие на корабле.

Программное содержание:

  1. Закрепить представление детей о форме круг;
  2. Закрепить с детьми счет до 5, название цветов (синий, желтый, оранжевый, красный, зеленый) , величины – маленький, большой, средний;
  3. Формировать представление о времени суток – утро, день, вечер, ночь;
  4. Воспитывать в детях желание помогать герою.

Материал и оборудование: ИКТ - презентация, раздаточный материал на каждого ребенка (листы с кругами разных цветов и велечин, карандаши) ; 4 домика, круги-желтые, синие, зеленые, оранжевые; солнышки, кукла Маша.

В группу заходит кукла Маша

Здравствуйте ребята! Я к вам пришла не просто так, я многое не знаю: ни цветов, ни что такое круг, не умею даже считать. А вы знаете, умеете? (да) Тогда помогите мне всему этому научиться. Поможете? (Да)

Ребята, тогда мы вместе с вами поможем нашей кукле Маше. Посмотрите на экран, на нем изображены три геометрические фигуры, давайте их назовем? (круг, квадрат, треугольник) Правильно, а каким цветом круг? (красным) Молодцы. А как вы поняли, что это круг? (у него нет углов) Давайте все вместе встанем в круг, возьмемся за руки и покажем ровный круг.

Дети садятся

Маша ты запомнила, что такое круг? (Да)

Ребята, посмотрите на листы сколько у кругов вы видите? (много) А давайте посчитаем (один, два, три, четыре, пять) . Ребята, а они разные или одинаковые? (разные) А почему? (Они отличаются цветом и размером) А найдите самый большой круг. А теперь самый маленький? Каким цветом самый большой? (синий) А маленький? (оранжевый) А другие круги какие? (средние) Теперь давайте возьмем карандаши и соединим линией самый большой и самый маленький круги, вот так. Маша запомни, что круги бывает разных размеров.

Ребята, посмотрите что это у нас здесь появилось? (домики) Правильно и в этих домиках живут круги, посмотрите они выглядывают в окошечки. Ребята, а они одинаковые? (нет) А чем они отличаются? (цветом – синий, зеленый, оранжевый, желтый) Правильно, ребята, а теперь посмотрите у вас тоже есть у каждого свой круг, отличаются они только цветами, и они хотят жить в таких же домиках, но вам нужно их поселить в свой домик по цветам, с оранжевым кругом будет жить оранжевый круг, …Теперь встали и пошли заселять наши круги. Молодцы ребята, Маша запоминай что круги бывают разных цветов.

Физминутка:

Топай мишка, хлопай мишка,
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

Дети садятся на свои места
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное … (солнце) !

Ребята и Маша, а какой формой солнце? (круглое) Молодцы и сегодня оно познакомит нас всех с временами суток – утро, день, вечер, ночь. Солнышко только открыло глазки наступило утро. Что мы делаем утром? (просыпаемся, чистим зубы, завтракаем) Солнышко широко открыло глазки- это день. Что мы делаем днем? (гуляем, обедаем, тихий час) У солнышка опять глазки закрываются, это наступил вечер. Что мы вечером делаем? (ужинаем, уходим домой) И солнышко закрыла глазки, это ночь и мы спим. Молодцы. Давайте теперь посмотрим на картинки и скажем когда мы это делаем, в какое время суток.

Молодцы, ребята. Маша ну вот мы сегодня много занимались, со многим тебя познакомили.

Спасибо вам ребята, я запомнила что круг он без углов, бывает большим и маленьким, и разных цветов, а еще есть части суток- утро, день, вечер, ночь. За ваши старания я подарю вам теплые, радостные солнышки. А можно я к вам еще буду приходить? (да) Тогда до свидания!

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№ 1 предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Цвета и фигуры»
№ 2 Предлагается найти синюю звезду. При наведении мышкой на синюю звезду произносится «Молодец». При наведении мышкой на другие геометрические фигуры в случае не правильного ответа, фигуры пропадают.
№ 3 Предлагается найти красный прямоугольник. При наведении мышкой на красный прямоугольник произносится «Отлично». При наведении мышкой на другие геометрические фигуры в случае не правильного ответа, фигуры пропадают.
№ 4 Предлагается найти овал и назвать цвет овала. При наведении мышкой на голубой овал произносится «Молодец». При наведении мышкой на другие геометрические фигуры в случае не правильного ответа, фигуры пропадают.
№ 5 Предлагается найти желтый квадрат. При наведении мышкой на желтый квадрат произносится «Отлично». При наведении мышкой на другие геометрические фигуры в случае не правильного ответа, фигуры пропадают.
№ 6 Предлагается найти треугольник и назвать его цвет. При наведении мышкой на коричневый треугольник произносится «Молодец». При наведении мышкой на другие геометрические фигуры в случае не правильного ответа, фигуры пропадают.
№ 7 Предлагается найти красный круг. При наведении мышкой на красный круг произносится «Отлично». При наведении мышкой на другие геометрические фигуры в случае не правильного ответа, фигуры пропадают.
8 Предлагается найти фигуру зеленого цвета и назвать ее. При наведении мышкой на зеленый ромб произносится «Молодец». При наведении мышкой на другие геометрические фигуры в случае не правильного ответа, фигуры пропадают.
№ 9 Предлагается найти белый прямоугольник. При наведении мышкой на белый прямоугольник произносится «Отлично». При наведении мышкой на другие геометрические фигуры в случае не правильного ответа, фигуры пропадают.
№ 10 Предлагается найти голубой многоугольник. При наведении мышкой на голубой многоугольник произносится «Молодец». При наведении мышкой на другие геометрические фигуры в случае не правильного ответа, фигуры пропадают.
№ 11 При переходе на другой слайд слышны аплодисменты.

Название: Презентация по математике для детей младшего дошкольного возраста «Изучаем цвет и геометрические фигуры»

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: СП ГБОУ СОШ села Белозерки детский сад № 15 «Колобок»
Месторасположение: cело Белозерки, Красноярский район, Самарская область

Светлана Киятова
НОД по ФЭМП в младшей группе. Презентация.

Презентация НОД по ФЭМП в младшей группе «Посылка из Простоквашино» .

Цель :

Закреплять умения детей младшей группы по ФЭМП через интеграции образовательных областей : познание, коммуникация, музыка.

Задачи :

Упражнять детей в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.

Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами : высокий, низкий, самый низкий, самый высокий, ниже, выше.

Закреплять представления о последовательности частей суток : утро, день, вечер, ночь.

Различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.

Воспитывать положительное, эмоциональное отношение детей к героям из мультфильма.

Воспитывать уважение к родному (адыгейскому) языку и использовать ее в различной деятельности с детьми.

Методические приемы :

Игровой (использование сюрпризных моментов) .

Наглядный (слайды) .

Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей)

Материалы к занятию :

Геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник (по одной на каждого ребенка, конфеты, рыбки (по 5-6 шт. на каждого, двухполосные карточки, карточки с 1 –5 кругами (на каждого ребенка) .

Сюрпризный момент : посылка…

На экране Почтальон с посылкой.

Воспитатель :

Ребята, что это за посылка? Кому она? Узнаете почтальона, который принес посылку? Из какого мультфильма, этот персонаж?

Ответы детей (почтальон Печкин) .

Кого вы еще знаете из Простоквашино?

(Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик)

Воспитатель :

Посмотрите, какие они грустные.

В посылке много интересных задач и игр, но они сами не справляются, просят нас помочь. Давайте, им поможем?

Ответы детей (Да) .

На экране появляются фото героев. Дети определяют кто пришёл первым, вторым, третьим (апэрэр, ят1онэрэр, ящэнэрэр) ;

Дядя Фёдор.

Кот Матроскин.

Пёс Шарик.

Называют самого высокого, низкого (нахь ин, нахь ц1ык1у) .

12 слайд. Домики. 13 слайд. День. 14 слайд. Ночь.

Подвижная игра «День – ночь» (Мафэ – чэщы) .

В группе размещены домики с геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник (хъурай, пл1эмый, щэнэбз) . У каждого ребёнка такие же фигуры, но других цветов. По сигналу «День» они движутся по группе , а по сигналу «Ночь» занимают место у соответствующего домика (по форме) .

Игра проводится 2-3 раза.

«Помоги Матроскину разложить картинки по порядку» .

На экране в произвольном порядке расположены картинки, на которых изображены дети в разное время суток. Уточнить последовательность картинок : утро, день, вечер, ночь (пчэдыжь, щэджагъу, пчыхьэ, чэщы) .

Физминутка :

Раз – поднялся, потянулся,

Два – согнулся, разогнулся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

И на стульчик сесть опять.

17 слайд. Матроскин с рыбками. 18 слайд. Пёс Шарик с косточками.

«Помоги Дяде Федору угостить Матроскина и Шарика» .

Дети выкладывают на верхней полоске угощения для Матроскина – 4 рыбки (пцэжъый) . А на второй полоске - косточки (къупшъхьэ) для Шарика так, чтобы их было на 1 больше, чем рыб.

Затем уравнивают количество предметов разными способами (или добавляют 1 рыбу, или убирают 1 косточку) .

19 слайд. Пёс Шарик с колокольчиком.

«Игра на колокольчике» (колокольчик - одыджын) .

Шарик прислал колокольчик и хочет, чтоб мы поиграли с ним.

Воспитатель :

Сколько звуков? Один или много?

Ответы детей.

Подводим итоги.

Дядя Федор, кот Матроскин и пёс Шарик благодарят детей.

Прощаемся с персонажами : До свидания (Хъярк1э) .

Публикации по теме:

«Ёжик в гости к нам пришёл». ФЭМП в младшей группе Цели: Закрепить понятия много, один, понятие о ширине, длине. Активировать в речи употребление слов: широкий, узкий, длинный, короткий.

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Путешествие в лес» Цель: Вызвать интерес к деятельности. Развивать умение сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления, закреплять прием.

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Теремок» Образовательные задачи: закрепить ранее сформированные представления: “большой – маленький”, понятия “один-много”; закрепить знания.

Конспект НОД в младшей группе по ФЭМП «Путешествие в лес» Цель: 1. Развивать знания детей со способами наложения. 2. Формировать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения,.

Конспект ООД по ФЭМП во второй младшей группе Цель: продолжать учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами; закреплять представление детей о пространственном.

НОД по ФЭМП в младшей группе «Путешествие по сказкам» Тема: "Путешествие по сказкам" Интеграция: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Физическое.