Дымов попрыгунья. Попрыгунья

Молодая красавица Ольга Ивановна любила дружить с людьми искусства – артистами, чтецами, певцами, художниками. Ольга старалась окружать себя избранными натурами. Все её близкие знакомые были знамениты или подавали блестящие надежды. И сама Ольга Ивановна пробовала себя едва ли не во всех искусствах.

Но её муж, врач Дымов, сильно отличался от друзей своей супруги. Он ещё только начинал медицинскую карьеру и зарабатывал пока немного. Понимая, что муж – белая ворона в её кругу, Ольга сама объясняла знакомым, почему она вышла за этого простого, очень обыкновенного человека. Её отец служил вместе с Дымовым в одной больнице. Когда отец заболел, Дымов днями и ночами дежурил около его постели, проявив много самопожертвования и искреннего участия. После смерти отца он сделал Ольге предложение.

Чехов «Попрыгунья», глава II – краткое содержание

После замужества Ольга Ивановна не изменила привычного образа жизни. По утрам она играла на рояле и рисовала этюды, затем ездила к портнихе, на выставки и к знакомым знаменитостям. Ни в чем ее талантливость не сказывалась так ярко, как в ее уменье быстро и коротко сходиться с известными людьми.

Дымов не понимал музыки и живописи, не имея на них и времени. Всю жизнь он увлечённо занимался естественными науками и медициной.

Примерно раз в неделю Ольга устраивала у них в доме «художественные» вечеринки, где каждый демонстрировал другим свой талант. Дымов обычно не показывался среди гостей до половины двенадцатого, но в этот час выходил ко всем из дверей в столовую и приглашал пройти закусить.

Ольга нетерпеливо ждала весны и лета, когда её жизнь должны были сделать ещё более яркой поездки с друзьями на загородную дачу, прогулки там, рыбная ловля, общие маленькие праздники и соловьи.

Чехов «Попрыгунья», глава III – краткое содержание

Работяга Дымов не мог постоянно участвовать в этих загородных увеселениях. Но после двух недель разлуки с женой он приехал к ней на дачу, купив по дороге вкусной еды: икры, сыра и белорыбицы. На даче он увидел трёх незнакомых мужчин, а Ольга пришла не сразу, а, придя, тут же отослала мужа домой. Намечалась свадьба местного телеграфиста, а Ольге было не в чем пойти в церковь. Она поручила Дымову привезти ей платье, цветы и перчатки. Доктор хотел ехать завтра, но супруга торопила его – чтобы успеть к торжеству, надо было отправляться сегодня! Привезённый Дымовым свёрток с деликатесами съели те трое гостей-мужчин.

Чехов «Попрыгунья», глава IV – краткое содержание

Вскоре Ольга поплыла с друзьями на путешествие пароходом по Волге. Величественные виды природы ещё сильнее возбудили в ней жажду стать великой художницей, добиться громкой славы и иметь рядом с собой такого же выдающегося мужчину. Таким мужчиной ей стал казаться знакомый художник Рябовский.

Рябовский как раз начал соблазнять Ольгу. «А Дымов?» – спросила она у него. «Какое мне дело до Дымова?» – ответил Рябовский. Ольга решила, что для Дымова, простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже от неё получил – и уступила соблазну.

Чехов «Попрыгунья», глава V – краткое содержание

В начале сентября летний сезон подошёл к концу. Ольга Ивановна провела его очень весело. Любящий Дымов, хотя и был небогат, покорно слал жене немалые суммы, которые она у него просила в письмах. Однако Рябовский стал хандрить. Ольга догадалась, что уже надоела ему.

Она сама предложила любовнику на время расстаться и уехала от своей компании раньше конца сезона. Увидев дома обрадованного ей Дымова, Ольга ощутила, что скрывать от него измену подло и отвратительно, но всё же ничего ему не сказала.

Чехов «Попрыгунья», глава VI – краткое содержание

Чуть позже Дымов понял, что Ольга его обманывает. Он не укорял её, но был сильно расстроен, и чтобы меньше оставаться наедине с женой, стал водить к себе на обеды своего застенчивого товарища, врача Коростелева. Коростелёв умел играть на рояле. Дымов просил его исполнять что-нибудь печальное.

Рябовский всё больше чуждался Ольги. Однако ходил слух, что он готовит к выставке весьма талантливую работу. Из тщеславия Ольга не могла окончательно порвать с Рябовским и старалась удержать его около себя. Сознавая, что муж догадывается обо всём, она говорила о нём любовнику: «Этот человек гнетет меня своим великодушием!»

Преданный своей медицине Дымов тем временем защитил диссертацию и ждал приват-доцентуры. Ольга даже не понимала, что это такое.

Чехов «Попрыгунья», глава VII – краткое содержание

Придя однажды к Рябовскому, Ольга заметила, что в глубине его мастерской от неё спряталась другая женщина. Ольга ушла, не попрощавшись. Она решилась на разрыв и, вернувшись домой, села сочинять любовнику прощальное письмо в холодно-презрительном тоне.

Как раз в это время Дымов сообщил ей через дверь своего кабинета, что заразился в своей больнице дифтеритом. Он просил жену не входить к нему во избежание и её болезни. Ольге в первый раз за много времени стало до боли жаль его.

Чехов «Попрыгунья», глава VIII – краткое содержание

Врачи-товарищи Дымова стали приходить дежурить у его постели. От них Ольга узнала: её муж заразился, высасывая у одного мальчика через трубочку дифтеритные палочки, и форма его болезни тяжёлая.

До Ольги вдруг дошло: не один дифтерит, но и она сама будет виновата в возможной смерти мужа. Её проникло ощущение, что она из пустой прихоти, из баловства, вся, с руками и с ногами, вымазалась во что-то грязное, липкое, от чего никогда не отмоешься…

Спустя несколько дней Коростелёв пришёл к Ольге и сказал, что её муж умирает. Всегда тихий, он теперь, ломая руки, говорил о Дымове: «Это был необыкновенный человек! Какие надежды он подавал! Это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь. Добрая, чистая, любящая душа! Работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил. Будущий профессор, он должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!» – тут Коростелёв с озлоблением рванул простыню, на которой сидела Ольга.

Ольгу неожиданно осенило: именно Дымов и был самый необыкновенный и редкий человек из всех, кого она знала. Ощутив, как к нему относятся его коллеги-врачи, она поняла: все они видели в нем будущую знаменитость. Стены комнаты, потолок, лампа как будто насмешливо подмигивали Ольге: «Прозевала! прозевала!»

Она бросилась к кровати мужа и хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно, что жизнь еще может быть прекрасной и счастливой, что она будет всю жизнь благоговеть перед ним. Но Дымов лежал перед ней неподвижно с мёртвым лицом и полуоткрытыми глазами…

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Попрыгунья» . Смотрите также обобщающую статью Чехов, рассказы – краткое содержание . Краткие содержания других произведений А. П. Чехова - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

Осип Иванович Дымов , титулярный советник и врач тридцати одного года, служит в двух больницах одновременно: ординатором и прозектором. С девяти часов утра и до полудня принимает больных, потом едет вскрывать трупы. Но его доходов едва хватает на покрытие расходов жены - Ольги Ивановны, двадцати двух лет, помешанной на талантах и знаменитостях в художественной и артистической среде, которых она ежедневно принимает в доме. Страсть к людям искусства подогревается еще тем, что она сама немного поет, лепит, рисует и обладает, как утверждают друзья, недопроявленным талантом во всем сразу. Среди гостей дома выделяется пейзажист и анималист Рябовский - «белокурый молодой человек, лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей» (что равняется годовому доходу от частной практики Дымова).

Дымов обожает жену. Они познакомились, когда он лечил её отца, дежуря ночами возле него. Она тоже любит его. В Дымове «что-то есть», - говорит она друзьям: «Сколько самопожертвования, искреннего участия!» «...в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье», - говорит она гостям, вроде объясняя, почему она, артистическая натура, вышла за такого «очень обыкновенного и ничем не замечательного человека». Дымов (она не зовет мужа иначе как по фамилии, часто прибавляя: «Дай я пожму твою честную руку!» - что выдает в ней отголосок тургеневского «эмансипе») оказывается на положении не то мужа, не то слуги. Она так и называет его: «Мой милый метрдотель!» Дымов готовит закуски, мчится за нарядами для жены, которая проводит лето на даче с друзьями. Одна сцена являет верх мужского унижения Дымова: приехав после тяжелого дня на дачу к жене и привезя с собой закусок, мечтая поужинать, отдохнуть, он тут же отправляется на поезде в ночь обратно, ибо Ольга намерена на следующий день принять участие в свадьбе телеграфиста и не может обойтись без приличной шляпки, платья, цветов, перчаток.

Ольга Ивановна вместе с художниками проводит остаток лета на Волге. Дымов остается работать и посылать жене деньги. На пароходе Рябовский признается Ольге в любви, она становится его любовницей. О Дымове старается не вспоминать. «В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова?» Но скоро Ольга наскучивает Рябовскому; он с радостью отправляет её к мужу, когда ей надоедает жизнь в деревне - в грязной избе на берегу Волги. Рябовский - чеховский тип «скучающего» художника. Он талантлив, но ленив. Иногда ему кажется, что он достиг предела творческих возможностей, но иногда работает без отдыха и тогда - создает что-то значительное. Он способен жить только творчеством, и женщины для него не много значат.

Дымов встречает жену с радостью. Она не решается признаться в связи с Рябовским. Но приезжает Рябовский, и их роман вяло продолжается, вызывая в нем скуку, в ней - скуку и ревность. Дымов начинает догадываться об измене, переживает, но не подает вида и работает больше, чем раньше. Однажды он говорит, что защитил диссертацию и ему, возможно, предложат приват-доцентуру по общей патологии. По его лицу видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все, [...] но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала». В доме появляется коллега Дымова Коростелев, «маленький стриженый человечек с помятым лицом»; с ним Дымов проводит все свободное время в непонятных для жены ученых разговорах.

Отношения с Рябовским заходят в тупик. Однажды в его мастерской Ольга Ивановна застает женщину, очевидно, его любовницу и решает порвать с ним. В это время муж заражается дифтеритом, высасывая пленки у больного мальчика, чего он, как врач, не обязан делать. За ним ухаживает Коростелев. К больному приглашают местное светило, доктора Шрека, но он не может помочь: Дымов безнадежен. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость и подлость своих отношений с мужем, проклинает прошлое, молит Бога о помощи. Коростелев говорит ей о смерти Дымова, плачет, обвиняет Ольгу Ивановну в том, что она погубила мужа. Из него мог вырасти крупнейший ученый, но нехватка времени и домашнего покоя не позволили ему стать тем, кем он по праву должен быть. Ольга Ивановна понимает, что причиной смерти мужа была она, вынуждавшая его заниматься частной практикой и обеспечивать ей праздную жизнь. Она понимает, что в погоне за знаменитостями «прозевала» подлинный талант. Она бежит к телу Дымова, плачет, зовет его, понимая, что опоздала.

Рассказ заканчивается простыми словами Коростелева, подчеркивающими всю бессмысленность ситуации: «Да что тут спрашивать? Вы ступайте в церковную сторожку и спросите, где живут богаделки. Они и обмоют тело и уберут - все сделают, что нужно».

Осип Иванович Дымов, титулярный советник и врач тридцати одного года, служит в двух больницах одновременно: ординатором и прозектором. С девяти часов утра и до полудня принимает больных, потом едет вскрывать трупы. Но его доходов едва хватает на покрытие расходов жены - Ольги Ивановны, двадцати двух лет, помешанной на талантах и знаменитостях в художественной и артистической среде, которых она ежедневно принимает в доме. Страсть к людям искусства подогревается ещё тем, что она сама немного поёт, лепит, рисует и обладает, как утверждают друзья, недопроявленным талантом во всем сразу. Среди гостей дома выделяется пейзажист и анималист Рябовский - «белокурый молодой человек, лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей» (что равняется годовому доходу от частной практики Дымова).

Дымов обожает жену. Они познакомились, когда он лечил её отца, дежуря ночами возле него. Она тоже любит его. В Дымове «что-то есть», - говорит она друзьям: «Сколько самопожертвования, искреннего участия!» «...в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье», - говорит она гостям, вроде объясняя, почему она, артистическая натура, вышла за такого «очень обыкновенного и ничем не замечательного человека». Дымов (она не зовёт мужа иначе как по фамилии, часто прибавляя: «Дай я пожму твою честную руку!» - что выдаёт в ней отголосок тургеневского «эмансипе») оказывается на положении не то мужа, не то слуги. Она так и называет его: «Мой милый метрдотель!» Дымов готовит закуски, мчится за нарядами для жены, которая проводит лето на даче с друзьями. Одна сцена являет верх мужского унижения Дымова: приехав после тяжёлого дня на дачу к жене и привезя с собой закусок, мечтая поужинать, отдохнуть, он тут же отправляется на поезде в ночь обратно, ибо Ольга намерена на следующий день принять участие в свадьбе телеграфиста и не может обойтись без приличной шляпки, платья, цветов, перчаток.

Ольга Ивановна вместе с художниками проводит остаток лета на Волге. Дымов остаётся работать и посылать жене деньги. На пароходе Рябовский признается Ольге в любви, она становится его любовницей. О Дымове старается не вспоминать. «В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова?» Но скоро Ольга наскучивает Рябовскому; он с радостью отправляет её к мужу, когда ей надоедает жизнь в деревне - в грязной избе на берегу Волги. Рябовский - чеховский тип «скучающего» художника. Он талантлив, но ленив. Иногда ему кажется, что он достиг предела творческих возможностей, но иногда работает без отдыха и тогда - создаёт что-то значительное. Он способен жить только творчеством, и женщины для него не много значат.

Дымов встречает жену с радостью. Она не решается признаться в связи с Рябовским. Но приезжает Рябовский, и их роман вяло продолжается, вызывая в нем скуку, в ней - скуку и ревность. Дымов начинает догадываться об измене, переживает, но не подаёт вида и работает больше, чем раньше. Однажды он говорит, что защитил диссертацию и ему, возможно, предложат приват-доцентуру по общей патологии. По его лицу видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все, но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала». В доме появляется коллега Дымова Коростелев, «маленький стриженый человечек с помятым лицом»; с ним Дымов проводит все свободное время в непонятных для жены учёных разговорах.

Отношения с Рябовским заходят в тупик. Однажды в его мастерской Ольга Ивановна застаёт женщину, очевидно, его любовницу и решает порвать с ним. В это время муж заражается дифтеритом, высасывая плёнки у больного мальчика, чего он, как врач, не обязан делать. За ним ухаживает Коростелев. К больному приглашают местное светило, доктора Шрека, но он не может помочь: Дымов безнадёжен. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость и подлость своих отношений с мужем, проклинает прошлое, молит Бога о помощи. Коростелев говорит ей о смерти Дымова, плачет, обвиняет Ольгу Ивановну в том, что она погубила мужа. Из него мог вырасти крупнейший учёный, но нехватка времени и домашнего покоя не позволили ему стать тем, кем он по праву должен быть. Ольга Ивановна понимает, что причиной смерти мужа была она, вынуждавшая его заниматься частной практикой и обеспечивать ей праздную жизнь. Она понимает, что в погоне за знаменитостями «прозевала» подлинный талант. Она бежит к телу Дымова, плачет, зовёт его, понимая, что опоздала.

Рассказ заканчивается простыми словами Коростелева, подчёркивающими всю бессмысленность ситуации: «Да что тут спрашивать? Вы ступайте в церковную сторожку и спросите, где живут богаделки. Они и обмоют тело и уберут - все сделают, что нужно».

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Рассказ А.П. Чехова "Попрыгунья" изучается в 10 классе школы, вернее "проходится". Как шутят школьники - прошёл и забыл. И мало кто перечитывает Чехова, да и остальных классиков, в зрелом возрасте. Поэтому мнение о классических произведениях у многих остаётся на уровне школьных учебников. Я - не исключение. Со школьных лет я запомнила, что нехорошая попрыгунья Ольга Ивановна стала причиной несчастий и гибели своего мужа, очень хорошего человека Дымова.

Повзрослев, я сознательно вернулась к чтению классических произведений. Чехов стал моим любимым писателем. И, прочитав, как заново, "Попрыгунью", я удивилась, до чего моё старое мнение не совпадает с новым! С высоты жизненного опыта я увидела эту историю "другими глазами", и этот новый взгляд на рассказ предлагаю читательскому вниманию.

ДВЕ ОШИБКИ ДЫМОВА.

Рассказ А.П.Чехова "Попрыгунья" состоит из восьми небольших глав и читается минут за сорок. Для сравнения - чтение романа "Война и мир" Л.Н. Толстого, если читать "с чувством, с толком, с расстановкой", занимает недели две, иногда даже с хвостиком. Это я к тому, что прочитать ещё раз "Попрыгунью" не составит труда и не займёт много времени.

Гениальный Чехов вложил в рассказ "Попрыгунья" такие масштаб, объёмность и глубину темы, что он "тянет" на полновесный роман, тем самым Антон Павлович подтверждает своё же изумительное изречение "краткость сестра таланта"!

Суть рассказа можно изложить в нескольких словах.
Врач Осип Степаныч Дымов (31 год) женился на Ольге Ивановне (22 года), дочери своего умершего коллеги. Ольга Ивановна изменила мужу с художником Рябовским. Дымов заразился от больного ребёнка и умер.

А если ещё короче, то рассказ "Попрыгунья" о том, как один любит, а другой позволяет себя любить.

Особенностью Чехова, как писателя, является его отстранённость от героев своих произведений. Он объективно и бесстрастно рисует их образы, не давая никому собственной оценки и предоставляя это право читателям.
Каков Дымов, какова Ольга Ивановна, каковы представители местной богемы мы узнаём из их диалогов, поступков, описаний внешности, разбросанных по всему тексту рассказа. Автор словом к слову, как художник мазок к мазку, прорисовывает на страницах рассказа детали портрета каждого действующего лица. Но окончательный портрет читатели изображают сами.

Коротко обо всех.
Дымов – титулярный советник, врач, молодой учёный, будущий профессор, ради заработка (чтобы обеспечить молодой жене достойную жизнь) служит в двух больницах и вдобавок занимается частной практикой. Внешне - большой, широкоплечий, нескладный ("казалось, что на нем чужой фрак и что у него приказчицкая бородка"), чуткий, скромный, кроткий, исполнительный, трудолюбивый, с добродушной улыбкой, со способностью к самопожертвованию, любящий жену.
Одним словом, хороший!

Ольга Ивановна - молоденькая, экзальтированная, бойкая, красивая ("своими льняными волосами и в венчальном наряде она очень похожа на стройное вишневое деревцо"), хорошо образованная девушка. "Она пела, играла на рояли, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях, но все это не как-нибудь, а с талантом; делала ли она фонарики для иллюминации, рядилась ли, завязывала ли кому галстук – все у нее выходило необыкновенно художественно, грациозно и мило".
В промежутках между чтением, музыкой и пением Ольга Ивановна умела поговорить о литературе, театре и живописи. Обожала вращаться в местных артистических кругах.
Одним словом, хорошая!

В компании Ольги Ивановны состояли "знаменитые и великие" люди местной богемы - артист драматического театра; певец из оперы; несколько художников, из которых выделялся Рябовский; музыкант-виолончелист; литератор; помещик-барин Василий Васильич;

Читатели осуждают хорошую Ольгу Ивановну и жалеют хорошего Дымова. Почему? Потому что "легкомысленная попрыгунья-стрекоза" Ольга Ивановна не ценила своего замечательного во всех отношениях мужа и прельстилась другим, красивым, но поверхностным.

Но замечательный человек – это не идеальный человек. Дымов при всех своих положительных качествах совершил две непоправимые ошибки, которые принесли несчастье ему и жене.

ОШИБКА ПЕРВАЯ.
Она в том, что Дымов женился на девушке, которая его не любила.

Лев Николаевич Толстой, знаток семейной жизни, говорил: "Жениться надо всегда так же, как мы умираем, – то есть только тогда, когда невозможно иначе".

Дымов женился, потому что не мог иначе. Он сильно и глубоко полюбил дочь своего умершего коллеги и сделал ей предложение. По словам Ольги Ивановны она "всю ночь проплакала и сама влюбилась адски. И вот, как видите, стала супругой".

В поступке Ольги Ивановны лежит неприкрытый рационализм и практицизм. Оставшись без отцовской поддержки, она сделала верный шаг, приняв предложение Дымова. Хоть Ольга Ивановна и говорила, что "влюбилась адски", ей нельзя верить. Она не любила Дымова ни перед свадьбой, ни в браке.

Ведь какие мы странные люди! Любя сами, мы верим в то, что объект нашей любви обязательно ответит нам тем же. Ольга Ивановна согласилась выйти замуж за Дымова, и он поверил, что она делает это из любви к нему.

Ольга Ивановна чувствовала за собой вину за то, что не может полюбить этого хорошего человека и старалась убедить себя и своих артистических друзей в том, что муж ровня ей, что в нём есть то величественное и достойное, из-за чего она и вышла за него замуж.

Ольга Ивановна вслух восхищалась мужем, хвалила его перед гостями ("Какой добрый, великодушный человек!", "Ты, Дымов, умный, благородный человек", "Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?", "Ты просто очарователен! Господа, посмотрите на его лоб!", "Господа, посмотрите: лицо бенгальского тигра, а выражение доброе и милое, как у оленя".)

"Гости ели и, глядя на Дымова, думали: "В самом деле, славный малый", но скоро забывали о нем и продолжали говорить о театре, музыке и живописи". А Дымов неуклюже топтался посреди гостиной и кротко улыбался.

Но Дымов не рохля и не недотёпа, каким его видят гости и каким его выставляет автор. Дымов человек умный и чуткий, он тонко чувствовал наигранность поведения Ольги Ивановны по отношению к нему, фальшь её пафосных слов, бесцеремонность и равнодушие к себе её поклонников и ощущал себя "среди этой артистической, свободной и избалованной судьбою компании <…> чужим, лишним и маленьким".

Видимо, уже тогда в него закралась беспокойная мысль, что Ольга Ивановна его не любит, а лишь притворяется. Это беспокойство терзало благородную душу Дымова и унижало его чувство любви.
Хотя внешне поводов к беспокойству не было.

"Зажили они после свадьбы превосходно", но, "по-видимому, с середины зимы Дымов стал догадываться, что его обманывают".
Автор не говорит точно, когда его герой стал догадываться, но слова "по-видимому" отсылают читателя к началу рассказа, когда Дымов заболел "рожей".

"Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. Впрочем, третья неделя их медового месяца была проведена не совсем счастливо, даже печально. Дымов заразился в больнице рожей, пролежал в постели шесть дней и должен был остричь догола свои красивые черные волосы".

Обычно читатели оставляют без внимания болезнь Дымова. И это понятно, ведь Дымов работал в больнице, и не мудрено, что подцепил заразу … Писатель ведь так и пишет – "заразился" …
Но почему Чехов "заставил" Дымова заболеть именно рожей, а не ветрянкой, например, пневмонией, гриппом или (тьфу-тьфу) чахоткой?

Что такое заболевание "рожа"?
С медицинской точки зрения "рожа (рожистое воспаление)" – острое инфекционное заболевание мягких тканей, сопровождающееся сильной болью, покраснением, температурой и отёком.

С эзотерической точки зрения это заболевание возникает, когда человек находится в кризисном состоянии, при котором его унижение доходит до верхней планки.

Боль при "роже" - означает поиск виновного. Дымов мучительно ищет виновного в ситуации "любит-не любит".
Покраснение кожи – выявление виновника. Дымов анализирует и понимает, что жена его не любит.
Температура – виновник найден и злобно осуждён. Дымов считает виновником себя и осуждает себя за это.
Отёк – отчаяние от осознанной печали. Дымов в глубокой печали оттого, что его любовь, нежность, забота не приносят результата и от этого отчаивается.

У всех вышеперечисленных проявлений причина одна – воспаление. А любое воспаление в организме вызывается унижением. Унизительное положение, в которое Дымова ставила Ольга Ивановна и её компания, нашло выход в остром рожистом воспалении.

Кстати, почему Чехов написал, что при "роже" Дымову остригли "его красивые чёрные волосы"?
Потому что волосы мешали лечению, значит, заболевание случилось на коже головы, а голова видна всем. То есть помимо всего прочего "рожа"на голове (она же воспаление-унижение) хотела броситься в глаза, словно говоря: "Посмотрите, этот человек страдает, примите меры. Он сам себе помочь не может!"

На тяжесть кризисного положения говорил и срок заболевания. "Рожа" обычно утихает на 3-4 день, а Дымов лежал в больнице шесть, да ещё дома долечивался.
Бедный, бедный Дымов!

Антон Павлович Чехов в письме к литератору Александру Лазареву-Грузинскому (от 1 ноября 1889г) заметил: "Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить".
Спустя несколько месяцев после свадьбы Ольга изменила Дымову с художником Рябовским.
Говоря образно, нелюбовь Ольги Ивановны к мужу была тем самым ружьём, которое должно выстрелить. И выстрел (измена) прозвучал.

Дымов всецело доверял жене и спокойно отпускал её одну на дачу (две недели она жила там без него, но с друзьями), в поездку по Волге с друзьями-художниками …

И случился момент, когда попрыгунья Ольга Ивановна уступила соблазну. Поддавшись искушению (стоя с Рябовским на палубе волжского парохода), Ольга Ивановна для очистки совести пробовала было вспомнить о муже (девиз верных жён "я другому отдана и буду век ему верна"), но подавила робкие укоры совести и разрешила себе принять страстные уговоры Рябовского.
Ведь для Дымова, " …простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил".
А красавец Рябовский, о-ооо, это "нacтoящий вeликий чeлoвeк, гeний, бoжий избpaнник…", именно такой человек достоин её!

Ольга Ивановна считала себя образцовой женой и решила признаться мужу в содеянном, потому что "скрывать от него измену подло и отвратительно". Но увидев, как по-детски радостно встретил её Дымов, она смолчала.
" Сядем, – сказал он, поднимая ее и усаживая за стол. – Вот так… Кушай рябчика. Ты проголодалась, бедняжка. Она жадно вдыхала в себя родной воздух и ела рябчика, а он с умилением глядел на нее и радостно смеялся".

Не надо признаваться, ведь этот простой и заурядный человек не поймёт её возвышенных чувств!

Ольга Ивановна не испытывала угрызений совести от измены, продолжала жить, как жила, думала о милых и привычных домашних пустяках.
Антон Павлович Чехов ничего не пишет о душевных страданиях Дымова, о них можно только догадываться.
После измены Ольги Ивановны её семейная жизнь с Дымовым протекала по-прежнему: она – привычно развлекалась, он - притворялся, что счастлив.

В силу своей интеллигентности, любви, уважения и преданности к супруге Дымов не был сторонником семейного насилия и давал Ольге Ивановне полную свободу времяпровождения. Он не знал, как поступали мужья в крепких крестьянских семьях. После свадьбы они вбивали в стену гвоздь и вешали на него кнут, как знак семейного благочиния и средство для пресечения любого женского легкомыслия.

У деликатного и кроткого Дымова на стене не висел кнут устрашения, у него не было даже ружья.

Как человек образованный, Дымов, возможно, читал Плутарха, который говорил: "В браке большее благо любить, чем быть любимым".
Дымов любил "безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим". И страдал, надеясь, на искреннюю взаимность. Больше того, он старался выслужить любовь жены послушанием, кротостью, терпением, пониманием, старался заработать побольше денег. Ольга Ивановна, неглупая женщина, была ему благодарна - за то, что он не оставил её одну после смерти отца, что женился на ней, окружил заботой, ни в чём не отказывал, не перечил, соглашался с её желаниями и прихотями.
Но!
Нельзя любить в благодарность.

Стендаль говорил: "В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой".
Чехов пишет: "…С середины зимы Дымов стал догадываться, что его обманывают". Но между строк можно понять, что догадываться Дымов стал раньше, а "с середины зимы" он уже понял, что нет смысла обманываться и притворяться незнающим, что у жены есть любовник.

Вот ведь какой редкостный человек Осип Степаныч Дымов! Он не стал обличать жену в измене, не стал призывать её к покаянию, не вызвал Рябовского на дуэль … он просто "как будто у него была совесть нечиста, перестал смотреть жене прямо в глаза" и "не улыбался радостно при встрече с нею". В общем, ещё раз проглотил своё унижение.

Утешая Ольгу Ивановну, когда та плакала от ревности к Рябовскому, Дымов говорил: "Не плачь громко, <…> Зачем? Надо молчать об этом… Надо не подавать вида… Знаешь, что случилось, того уже не поправишь".
Он знал, что говорил, потому что сам жил "молча" и "не подавая вида".

Ольга Ивановна сознавала, что муж догадывается о её внебрачной жизни, и жаловалась любовнику: "Этот человек гнетет меня своим великодушием!"
Красавец Рябовский занимал все её мысли. Встречаясь с ним, "она начинала умолять его, чтобы он любил ее, не бросал, чтобы пожалел ее, бедную и несчастную. Она плакала, целовала ему руки, требовала, чтобы он клялся ей в любви, доказывала ему, что без ее хорошего влияния он собьется с пути и погибнет".
А рядом мучился и страдал единственный любящий её человек – муж Дымов.

А ведь он мог выправить положение вещей, если бы захотел.
Автор "Попрыгуньи" Антон Павлович Чехов говорил: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть".

Дымову нужно было вызвать супругу на откровенный разговор, сказать всё, что думает, что его беспокоит, чего ждёт от неё, как от жены, потребовать уважения к таинству брака, приказать "ни шагу из дома", пригрозить лишением материальной поддержки, разводом, тем же кнутом, наконец! "Жена да убоится мужа своего!"
Ведь Ольге Ивановне было всего 22 года, и никто её не научил простой истине, что муж и жена – это семья, единое целое, прочный союз, "одна сатана".

ОШИБКА ВТОРАЯ.
Муж не должен называть жену мамой, а жена должна НЕ позволять мужу так себя называть.

Во многих семьях супруги дают друг другу ласковые прозвища, например, зайчик, котик, мусенька, лапочка и так далее в зависимости от степени нежности и фантазии. Когда в семье рождается ребёнок, муж начинает называть жену мамой, но в третьем лице: "А вот наша мама пришла", "А что нам мама принесла" и т.п. То есть в отношении ребёнка муж озвучивается новый статус жены в качестве матери.

Ольге Ивановне в рассказе 22 года, Дымову – 31. Ольга Ивановна была нерожавшей женщиной, но Дымов звал свою юную супругу мамой. Он никогда не называл её по имени, только мамой.

– Мне не везет, мама!
– Я увлекаюсь, мама, и становлюсь рассеянным.
– Что? Что, мама? – спросил он нежно. – Соскучилась?
– Когда же мне, мама? Я всегда занят, а когда бываю свободен, то все случается так, что расписание поездов не подходит.
– Не плачь громко, мама… Зачем?
– Мама! – позвал из кабинета Дымов, не отворяя двери. – Мама!
– Мама, ты не входи ко мне, а только подойди к двери.

Что хотел сказать Чехов, разрешая Дымову называть жену мамой?
Давайте порассуждаем.

Ольга Ивановна была моложе Дымова на девять лет и по возрасту никак не годилась ему в матери. Автор ничего не пишет о жизни Дымова до женитьбы, но можно предположить, что он нежно любил свою мать (и, может, рано её лишился) поэтому перенёс сыновьи чувства на любимую жену.

Но!
По отношению к жене он – муж, а не сын!
Получается, что Дымов любил жену не как муж, а как сын? Мама, я жду тебя в спальне? Фу!
Вспомним меткую фразу из книги Андрея Некрасова "Приключения капитана Врунгеля": "Как корабль назовёшь, так он и поплывёт". Там у яхты под названием "Победа" отваливаются две первые буквы, и на экипаж яхты "…Беда" наваливаются многочисленные проблемы.

Жена–мама сродни той яхте "Беда". Название (имя) непременно и прямо влияет на характер, психическое и даже физическое здоровье его носителя. Дымов с нежностью звал жену мамой, а она не противилась и откликалась на новое имя, потому что ей, не любящей Дымова, было выгодно считаться мамой, а не женой. Они и относилась к нему по-матерински: жалела, когда он порезал пальцы при вскрытии, переживала и плакала, когда он лежал с "рожей" ...

Возможно, Дымов читал "Крейцерову сонату" Льва Толстого, в которой писатель призывал отказаться от сексуальных отношений.
Возможно, Дымов, боготворя жену и почитая её за маму, избегал с ней интимного контакта.
Возможно, сама Ольга Ивановна уклонялась от исполнения супружеского долга, а Дымов не настаивал (мама ведь!).

Лев Николаевич Толстой как-то написал Максиму Горькому: "Мужчина может пережить землетрясение, эпидемию, ужасную болезнь, любое проявление душевных мук; самой же страшной трагедией, которая может с ним произойти, остается и всегда будет оставаться трагедия спальни".

Ощущал ли Дымов трагедию своей спальни? По его поведению – нет.
Чехов не раскрывает тайны супружеских отношений Дымова и Ольги Ивановны, возможно, их не было совсем. Разве может сын спать с матерью?! Инцест всегда гадок, низок и аморален.
Судя по лёгкому отношению Ольги Ивановны к мужу и по благоговейному отношению мужа к ней, их устраивала их сексуальная жизнь.

Чехов, как писатель, настолько гениален, что в его читанных-перечитанных произведениях всякий раз между строк всплывают новые подробности, о которых автор не упоминает, но которые проницательный читатель обнаруживает сам.
Читая Чехова, надо обращать внимание на любое слово в его произведениях. У Чехова просто так ничего не бывает!

"Милый мой метрдотель! – говорила Ольга Ивановна, всплескивая руками от восторга".
Пожалуй, это самое подходящее название для Дымова, потому что для Ольги Ивановны муж всего лишь "милый метрдотель".
Что такое метрдотель? Лицо (фр. ma;tre d"h;tel), - выполняющее много обязанностей: домоправитель, дворецкий, гофмейстер, оберкельнер, старший официант, распорядитель столового зала.
Дымов исправно исполняет обязанности метрдотеля. Но исполняет ли он супружеские обязанности?

Возможно, молодую, темпераментную Ольгу Ивановну бросило в объятия Рябовского не только отстранённость Дымова от искусства, но и прохладность в интимных отношениях?
А что, Дымов работает, как вол, на двух работах, по ночам пишет диссертацию, обслуживает Ольгу Ивановну и её друзей, мотается туда-сюда по первому её капризу … где взять силы на любовную страсть?

Дымов был способен на ревность, но – внутри себя. Чувство ревности не возбуждало его, а наоборот, давило, как давит человека осознание своего ничтожества при взгляде на совершенство!

Женщины, никогда не позволяйте мужьям называть вас мамой. Вы мужьям жёны, а не матери!

И напоследок:
Антон Павлович отослал рассказ в редакцию, назвав его "Великий человек". Позже он прислал издателю письмо с просьбой изменить старое название на новое – "Попрыгунья".

Ещё раз поражаюсь гениальности любимого писателя.
"Великий человек" - название безликое, не привлекающее внимания.
Великий человек – это один Дымов, а как же другие колоритные персонажи? Да и чем велик Дымов? Только тем, что подавал задатки крупного учёного в области медицины, но рассказ-то не об этом, а о его личной трагедии.

Новое название "Попрыгунья" как нельзя полно раскрывает образ не только Ольги Ивановны, но и отношения между всеми героями рассказа.
Попрыгунья – это не только Ольга Ивановна по характеру, но и тот мир, где она прыгает, как стрекоза, сначала по воле отца (баловавшего дочку), затем по воле бесхарактерного мужа (допустившего вседозволенность).

Любовь – великое чувство, но оно не должно быть слепым. Слепым его делает разум, а не сердце. Дымова жалко, но в трагедии своей жизни он виноват сам.
При поверхностном чтении рассказа формируется вывод, что не задавшаяся семейная жизнь Дымова, измена жены, её равнодушие к тому, чем он живёт, так на него подействовали, что он нарочно заразился дифтеритом, чтобы уйти из жизни.

Это не так.
Святой долг врача не оставлять больного ребёнка без медицинской помощи. Другого способа, как высосать из горла дифтеритные плёнки, в то время не существовало, и Дымов, человек долга и совести, поступил, как настоящий врач.
Ольга Ивановна тут совершенно не причём. Даже если их любовь была бы прочная и взаимная, он всё равно поступил бы так же.

Что было бы, если бы Дымов чудесным образом выздоровел? Да то же самое.
Он продолжал бы притворяться, что всё хорошо, а Ольга Ивановна продолжала бы прыгать по цветущим полянам жизни и водить дружбу с новыми рябовскими.
При таком покладистом муже это легко!

Иллюстрация - кадр из х/ф "Попрыгунья", 1955 г.


Несколько слов об Антоне Павловиче Чехове

Писать об Антоне Павловиче Чехове достаточно сложно по той простой причине, что писали о нем многие, да и сам о себе он высказывался неоднократно. Чехов - прекрасный прозаик и драматург, врач, человек вполне положительный, благородно-жертвенный, работавший на износ. С детских лет я, как и все дети нашей страны, помню и «Каштанку», и Ваньку Жукова с письмом «на деревню дедушке». Помню юмористические рассказы Антоши Чехонте, показавшиеся мне в отроческие годы весьма недобрыми, поверхностными и жестоко-насмешливыми (особенно не понравилась «Смерть чиновника»). Затем были серьезные рассказы Антона Чехова, которые не могли не понравиться, написание сочинения на стандартную тему: «Как доктор Старцев стал Ионычем?». Потом - чеховские пьесы и сочинение по «Вишневому саду». Затем самостоятельное чтение менее ходовых рассказов типа «Черного монаха» и «Студента», позволивших узнать, что автор не ограничивал себя критикой пошлости и мещанства, а задумывался и о более высоких материях.

Чехов - образец писателя-труженика, повествовавшего о житейских ситуациях, касавшихся всех и каждого, находившего сложное и глубокое в простом и обыденном. Он тонкий психолог, мастер детали и речевой характеристики персонажей. Л.Н. Толстой так определял основное свойство Чехова:

«Чехова как художника нельзя даже и сравнить с прежними русскими писателями - с Тургеневым, с Достоевским или со мной. У Чехова своя собственная форма, как у импрессионистов. Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого отношения будто эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь, посмотришь, и в общем получается удивительное впечатление. Перед нами яркая, неотразимая картина ».

Чехов - образцово-показательный «self made man» - «человек, сделавший сам себя». Он внук крепостного, сын купца третьей гильдии, представитель, что называется, трудовой интеллигенции, и общеизвестна его фраза о том, что человек с таким происхождением должен «по капле выдавливать из себя раба». Фраза эта взята из письма к издателю и журналисту А.Ф. Суворину (7 января 1889 г.). В нем Чехов пишет: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая ».


Таганрог. Дом, где родился А.П. Чехов .

Чехов был великим тружеником и требовал того же от всех остальных. В письме А. С. Суворину от 9 декабря 1890 г. он так обозначил свою позицию: «Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше «чести мундира»... Работать надо, а все остальное к чорту. Главное - надо быть справедливым, а остальное все приложится ».

Биография А.П. Чехова очень хорошо проработана. Есть книга из серии«Жизнь замечательных людей» , могу порекомендовать также небольшую, но очень дельную биографию , или же более развернутую .

Основные вехи жизни и творчества А.П. Чехова в фотографиях


Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е. Чехов (отец писателя), Е. Я. Чехова (мать писателя), Л. П. Чехова (тетка писателя) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя).

А.П. Чехов в гимназии А.П. Чехов в студенческие годы

А.П. Чехов - молодой врач А.П. Чехов на Сахалине


А.П. Чехов читает «Чайку» артистам Московского Художественного театра

А.П. Чехов и М. Горький


А.П. Чехов и Л.Н. Толстой


А.И. Куприн, А.М. Федоров И.А. Бунин, А.П. Чехов, С.Я. Елпатьевский и М. Горький

в саду ялтинского дома Чехова

А.П.Чехов и его жена - О.Л.Книппер-Чехова


Москва 1904, похороны А.П. Чехова

«Попрыгунья»

Изначально рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья» назывался иначе - «Великий человек», но автор в последний момент передумал. В письме В.А. Тихонову он сообщает о своем решении: «Право, не знаю, как быть с заглавием моего рассказа! «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе - это непременно. Назовите так - «Попрыгунья»... » Сменив название, А.П. Чехов сместил акцент с героя рассказа на героиню, что лишь подчеркнуло скромное достоинство этого героя.

«Великий человек» (первоначальное название рассказа «Попрыгунья»). Автограф. 1892

Ознакомьтесь, пожалуйста, с текстом рассказа или прослушайте его в аудиоформате

Перед нами история с достаточно простым сюжетом: показана семейная пара, в которой жена - разносторонне одаренная дама, тянущаяся к людям искусства, а муж - простой доктор, добрый и работящий, искусства не понимающий, но относящийся к нему с уважением.

Иллюстрации В.Панова

Видно, что жена относится к мужу свысока, помыкает им, а муж кротко выполняет все ее прихоти, т.е. являет собой образ типичного подкаблучника. Далее жена, тянущаяся к людям искусства, в результате этого притяжения заводит себе любовника-художника, который вскоре стал тяготиться ею. Она устраивает ему сцены, грозится отравиться, если любовник не будет захаживать к ним домой чаще, ведет себя вызывающе, так что муж не может не замечать происходящего, но муж терпит, с головой уходит в работу и в результате своих трудов, которых жена не видит и не ценит, защищает диссертацию. Для жены защита диссертации интереса не представляет, муж ей тоже не интересен, она жалуется на него знакомым, знающим о ее романе: «Этот человек гнетет меня своим великодушием!» Застав у своего любовника любовницу, она спешит домой и выясняет, что муж заболел дифтеритом, спасая жизнь мальчику-пациенту. Жена испытывает раскаяние, считает болезнь мужа наказанием за ее грех (что не вполне логично) и, послушав коллег мужа, которые съезжаются для осмотра и лечения, понимает, что муж ее - «в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек. И вспомнив, как к нему относились ее покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: "Прозевала! прозевала!"». Она бросается к мужу, но тот уже мертв.



Рисунок Н.В. Кузьмина

Композиционно рассказ выстроен на приемах антитезы, инверсии и градации.

Антитеза - это противопоставление. Противопоставление доктора Дымова и его жены Ольги Ивановны (альтруизм и эгоизм, труд и его имитация, любовь и собственничество, великодушие и низость), доктора Дымова и художника Рябовского (скромность и тщеславие, наука и искусство).

Инверсия - это перевертывание. Простой доктор, муж-подкаблучник оказывается великим человеком, созидателем и новатором. У его жены, блещущей талантами и способностями, таланта к чему-то определенному и не оказывается вовсе. Романтичная любовь Ольги Ивановны и Рябовского оборачивается взаимным мучением и ложью. И т.д.

Градация - это нарастание. Именно благодаря этому приему, т.е. последовательной расстановке эпизодов, в которых все более и более раскрываются определенные черты характера героев, у читателя нарастает жалость к главному герою и прямо-таки ненависть к главной героине. Этот прием настолько чудесно работает, что даже я, читатель искушенный и человек благовоспитанный, в процессе чтения костерил жену-«попрыгунью» абсолютно непечатными словами.

Есть очень хорошая экранизация данного рассказа, осуществленная в 1955 году С.И. Самсоновым. Она позволит нам иллюстрировать те или иные эпизоды рассказа.

Для начала рассмотрим эпизод с приездом мужа на дачу к своей отдыхающей жене.

Видеофрагмент 1. Х/ф «Попрыгунья».

Это, пожалуй, первый эпизод, в котором поведение героини вызывает однозначно негативную оценку: до того все было простительно и укладывалось в рамки приличия. Проследим же за тем, как автор использует прием градации.

1. Муж-диковина

Ольга Ивановна на собственной свадьбе оправдывается перед своими знаменитыми знакомыми:

«- Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть? - говорила она своим друзьям, кивая на мужа и как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека».

Из этого видно, что она не воспринимает мужа как ровню себе или окружающим ее знаменитостям, но что ж теперь поделать… Муж в ее глазах скорее некое забавное приобретение, диковина, нежели тот человек, которому она обязана повиноваться. Об истории их любви она рассказывает как о некоем анекдоте, забавном случае. Встретились они в больнице над постелью ее умирающего отца:

«Мой Дымов врезался по самые уши. Право, судьба бывает так причудлива. Ну, после смерти отца он иногда бывал у меня, встречался на улице и в один прекрасный вечер вдруг бац! сделал предложение... как снег на голову... Я всю ночь проплакала и сама влюбилась адски. И вот, как видите, стала супругой. Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?»

Т.е. влюбленность стала следствием предложения Дымова, а не его забот об отце героини. Она «влюбилась адски» только потому, что ей сделали предложение, после чего она разглядела в Дымове «что-то сильное, могучее, медвежье ». Глубоко ли такое чувство?.. Не прихоть ли это?

2. Суетливость и узость интересов

«Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками. Потом, в первом часу, она ехала к своей портнихе… От портнихи Ольга Ивановна обыкновенно ехала к какой-нибудь знакомой актрисе, чтобы узнать театральные новости и кстати похлопотать насчет билета к первому представлению новой пьесы или к бенефису. От актрисы нужно было ехать в мастерскую художника или на картинную выставку, потом к кому-нибудь из знаменитостей - приглашать к себе, или отдать визит, или просто поболтать».

Можно сказать, что почему бы, собственно, и нет? И что в этом плохого? Таковы уж женщины, что склонны ходить к портнихам, чтобы принарядиться, и к знакомым, чтобы поболтать, и любят развлечения… Но дело в том, что Дымов выбивался из сил, работая на нескольких работах, чтобы обеспечить жене такой режим дня, а она это принимает как должное и совсем ему не помогает.


Рисунок Ю.В. Смольникова

3. Коллекционирование знаменитостей

«Всякое новое знакомство было для нее сущим праздником. Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды. Старые уходили и забывались, приходили на смену им новые, но и к этим она скоро привыкала или разочаровывалась в них и начинала жадно искать новых и новых великих людей, находила и опять искала. Для чего?»

Здесь примечательна, во-первых, маниакальная тяга героини к знаменитостям и, во-вторых, переменчивость героини, ее непостоянство. В-третьих, текст содержит авторский вопрос, характеризующий ее действия как бессмысленные (Чехов, как и всякий нормальный автор, не желающий заниматься прямым морализаторством, редко выставлял напоказ свою позицию).

3. Муж-слуга

«Дымова в гостиной не было, и никто не вспоминал об его существовании. Но ровно в половине двенадцатого отворялась дверь, ведущая в столовую, показывался Дымов со своею добродушною кроткою улыбкой и говорил, потирая руки:

- Пожалуйте, господа, закусить…

- Милый мой метр-д"отель! - говорила Ольга Ивановна, всплескивая руками от восторга. - Ты просто очарователен!..

Гости ели и, глядя на Дымова, думали: "В самом деле, славный малый", но скоро забывали о нем и продолжали говорить о театре, музыке и живописи».

Дымов, таким образом, в собственном доме низводится до уровня прислуги, но он радостно исполняет эту роль, поскольку любит жену и желает сделать ей приятное.


Кинокадр

«Что ж поделать? - вздохнет читатель. - В браке всегда так: кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить». Так-то оно так, да только до смешного доходит. Гости едят его хлеб-соль (причем отнюдь не дешевые, судя по описанию стола), а хозяина ни во что не ставят, будто и не хозяин это, а прислуга, нужная лишь для того чтобы накрыть стол. Кульминацией этого статуса прислуги стал эпизод, который мы проиллюстрировали видеофрагментом. После того, как жена отсылает мужа, только что вырвавшегося из города, обратно за предметами туалета, которые ей понадобились, а он кротко едет, - читатель начинает отчетливо ненавидеть Ольгу Ивановну, и с каждым последующим эпизодом ненависть эта усиливается.

4. Муж-рогоносец

«Господа, посмотрите на его лоб! Дымов, повернись в профиль. Господа, посмотрите: лицо бенгальского тигра, а выражение доброе и милое, как у оленя. У, милый! »

В этих словах героини уже содержится авторский намек на дальнейшую судьбу героя, которого жена ценила прежде всего как человека, обеспечивавшего ей возможность жить весело и являвшего собой живописный тип: он и метрдотель, и натурщик, и курьер, и банковская ячейка… Милый человек, чего уж там, вот только к искусству отношения не имеет, а героиня к искусству тянется. С будущим любовником она познакомила мужа на собственной свадьбе:

«- Иди сюда. Протяни свою честную руку Рябовскому... Вот так. Будьте друзьями».

И после разговора с мужем о том, что у него есть недостаток - непонимание искусства, на что Дымов ответил, что «не понимать не значит отрицать», она вновь восклицает:

«- Дай, я пожму твою честную руку!»

В фильме эта же фраза была сказана ей Рябовскому, когда тот предложил ей поехать с художниками на Волгу, что предуготовило измену (фраза, ранее адресовавшаяся мужу, переадресуется другому мужчине, но у Чехова такого не было). А вообще, честная рука милого, доброго, кроткого мужа, которую он предложил ей вместе с сердцем, была променяна на руку талантливого художника. Вот этот эпизод.

Видеофрагмент 2. Х/ф «Попрыгунья»

5. Усталый человек.

Примечательно, что Дымов трудится, как вол, и не жалуется на усталость, а художник Рябовский постоянно устает. Первое его упоминание об усталости выглядит комично:

«Художник, бледный от волнения, сел на скамью, посмотрел на Ольгу Ивановну обожающими, благодарными глазами, потом закрыл глаза и сказал, томно улыбаясь:

- Я устал.

И прислонился головою к борту ».

Это он устал признаваться в любви Ольге Ивановне, завоевывать ее. Больше в предшествующем эпизоде он ничего не делал. Второй раз он устал после того, как отправился на охоту после ссоры с Ольгой Ивановной, замучившей его своими любовными приставаниями.

«Рябовский вернулся домой, когда заходило солнце. Он бросил на стол фуражку и, бледный, замученный, в грязных сапогах, опустился на лавку и закрыл глаза.

- Я устал... - сказал он и задвигал бровями, силясь поднять веки».

В третий раз он устал, когда Ольга Ивановна, принеся ему этюд, чтобы иметь повод увидеть его в городе, застала у него любовницу, спрятавшуюся за картиной.

«- Я устал... - томно проговорил художник, глядя на этюд и встряхивая головой, чтобы побороть дремоту. - Это мило, конечно, но и сегодня этюд, и в прошлом году этюд, и через месяц будет этюд... Как вам не наскучит? Я бы на вашем месте бросил живопись и занялся серьезно музыкой или чем-нибудь. Ведь вы не художница, а музыкантша. Однако, знаете, как я устал! »

Прежде всего от Ольги Ивановны, разумеется. И на этого усталого человека она променяла мужа!

6. Великодушный человек

Муж все видел, все знал, но продолжал принимать Рябовского. Ольга Ивановна неоднократно говорила о муже приятелям, знающим о ее романе: «Этот человек гнетет меня своим великодушием!» Еще она вполне обоснованно ревновала Рябовского. «Если она не заставала его в мастерской, то оставляла ему письмо, в котором клялась, что если он сегодня не придет к ней, то она непременно отравится. Он трусил, приходил к ней и оставался обедать. Не стесняясь присутствием мужа, он говорил ей дерзости, она отвечала ему тем же. Оба чувствовали, что они связывают друг друга, что они деспоты и враги, и злились, и от злости не замечали, что оба они неприличны и что даже стриженый Коростелев понимает всё. После обеда Рябовский спешил проститься и уйти ». Вот как это экранизировано:

Видеофрагмент 3. Х/ф «Попрыгунья»

На всем протяжении рассказа Дымов называет жену мамой. При этом, как мы знаем, Ольга Ивановна не рожала, т.е. никаких причин называть ее так нет, кроме той, что мама - самое дорогое, что есть у человека. И Дымов даже в такой противоестественной ситуации продолжал считать Ольгу Ивановну самым дорогим, что есть у него:

«Дымов оставлял Коростелева в гостиной, шел в спальню и, сконфуженный, растерянный, говорил тихо:

-- Не плачь громко, мама... Зачем? Надо молчать об этом... Надо не подавать вида... Знаешь, что случилось, того уже не поправишь ».

7. Великий человек

Наконец Дымов оказывается на смертном одре.


Рисунок И.А. Бодянского

Ольга Ивановна винит себя в его болезни («это меня Бог наказал»), а кроме того внезапно понимает, что не заметила в Дымове самого главного - его незаурядности, таланта, величия, и это-то печалит ее больше всего: коллекция знаменитостей лишилась самого ценного экспоната. «Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: "Прозевала! прозевала!" »

Она бросается к мужу.

«- Дымов! - позвала она громко. - Дымов!

Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно, что жизнь еще может быть прекрасной и счастливой, что он редкий, необыкновенный, великий человек, и что она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх...»

Но было поздно. Дымов умер, и ни на что более не годен, кроме как на то, чтобы его закопали.

Видеофрагмент 4. Х/ф «Попрыгунья»