Минотавр — чудовище из критского лабиринта. Значение имени Минотавр

Как называется человек с головой быка? Ответ на этот вопрос прост и весьма лаконичен. Человек с головой быка - это Минотавр. Он жил в центре лабиринта, который представлял собой сложную конструкцию, спроектированную архитектором Дедалом и его сыном Икаром по приказу короля Миноса. Минотавр раз и навсегда уничтожен афинским героем Тесеем.

Этимология

Слово "минотавр" происходит от древнегреческого Μῑνώταυρος, соединения имени Μίνως (Minos) и существительного ταύρος «бык», что переводится как «бык Миносский». На Крите Минотавр был известен под именем Астерион, данным ему родителями.

Слово «минотавр» изначально было существительным в отношении этой мифической фигуры. Использование слова «минотавр» в качестве нарицательного для обозначения представителей родового вида существ с головой быка развилось гораздо позже, в жанре фэнтези XX века.

История

После того как Минос взошел на трон острова Крит, он соревновался со своими братьями за возможность единолично править островом. Минос молился Посейдону, морскому богу, чтобы он послал ему белоснежного быка в знак поддержки (критского быка). Он думал, что Посейдону будет все равно, если он оставит белого быка и пожертвует своей клятвой. Чтобы наказать Миноса, Посейдон заставил Пасифаю, жену Миноса, искренне и неистово влюбиться в быка. Пасифая велела мастеру Дедалу сделать деревянную полую корову, чтобы она могла залезть в нее и спариться с белым быком.

Детищем этого противоестественного полового акта и стал Минотавр. Пасифая нянчила его, но он рос и становился свирепым, будучи неестественным потомком женщины и зверя. У него не было естественного источника питания, и поэтому он питался людьми. Минос, получив совет от оракула в Дельфах, приказал Дедалу построить гигантский лабиринт, чтобы удержать Минотавра.

Минотавр обычно представлен в классическом искусстве как полубык-получеловек. По словам Софокла, одна из фигур, принятых духом реки Ахелус в соблазнении Деяниры, - человек с головой быка. Минотавр упоминается во многих сказаниях и поверьях. Некоторые апокрифические сказания описывают его как крылатого человека с головой быка.

Культурологический контекст

От классических времен до Ренессанса Минотавр появляется в центре многих произведений искусства. В латинском трактате Овидия о Минотавре автор не уточнил, какая половина была от быка, а какая от человека, и некоторые поздние изображения рисуют пред нами непривычный облик этого монстра с головой и туловищем человека на теле быка, что несколько напоминает кентавра. Эта альтернативная традиция сохранилась до эпохи Возрождения и до сих пор фигурирует в некоторых современных изображениях, таких как иллюстрации Стила Сэвиджа к «Мифологии Эдит Гамильтон».

Тайный сын

Андрогей, сын Миноса, был убит афинянами, которые завидовали победам, одержанным на панафинейском фестивале. Другие же источники утверждают, что он был убит на Марафоне критским быком, возлюбленным его матери, которого Эгей, король Афин, приказал убить. Минос отправился на войну, дабы отомстить за смерть своего сына, и победил в ней.

Катулл в своем эссе о происхождении Минотавра ссылается на другую версию, в которой Афины были «вынуждены заплатить за убийство Андрогея». Эгей должен был расплатиться за свое преступление, отправляя юношей и лучших незамужних девушек в качестве жертв для Минотавра. Минос потребовал, чтобы семь афинских юношей и семь девиц, отобранных путем жеребьевки, отправлялись к Минотавру каждые семь или девять лет (по некоторым сведениям - каждый год).

Подвиг Тесея

Когда приблизилось третье жертвоприношение, Тесей вызвался убить монстра. Он пообещал своему отцу Эгею, что если добьется успеха, то вернется домой под белыми парусами. На Крите дочь Миноса Ариадна полюбила Тесея с первого взгляда и решила помочь ему сориентироваться в лабиринте. Она дала ему клубок ниток, позволивших отыскать правильный путь назад. Тесей убил Минотавра мечом Эгея и вывел других афинян из лабиринта.

Король Эгей, ожидая на сына, увидел приближение корабля с черными парусами (команда просто забыла повесить белые паруса) и, предположив, что его сын умер, покончил жизнь самоубийством, бросившись в море, названное в его честь. Так Тесей стал правителем.

Вклад этрусков

Это сугубо афинское представление о Минотавре как антагонисте Тесея выражает героизм и человеколюбие афинского народа. Этруски, которые связывали Ариадну с Дионисом, а не с Тесеем, предложили альтернативный взгляд на Минотавра, которого никогда не было в греческом искусстве.

Вклад в мифологию и культуру

Борьба между Тесеем и чудовищем с туловищем человека и головой быка часто была представлена ​​в греческом искусстве. Кносский дидрахм демонстрирует с одной стороны лабиринт, с другой - Минотавра, окруженного полукругом из маленьких шариков, вероятно, предназначенных для звезд; одно из имен монстра было Астерион («звезда»).

Хотя руины дворца Миноса в Кноссе были обнаружены археологами, лабиринта там, похоже, никогда не было. Некоторые археологи предположили, что сам дворец был источником лабиринтного мифа. Гомер, описывая щит Ахилла, заметил, что Дедал построил церемониальную танцевальную площадку для Ариадны, но он не связывает ее с тем самым лабиринтом.

Трактовки

Некоторые современные мифологи считают Минотавра солнечной персонификацией и минойской адаптацией Баал-Молоха финикийцев. Убийство Минотавра Тесеем в этом случае указывает на разрыв афинских связей с минойским Критом.

По мнению А. Б. Кука, Минос и Минотавр - это только разные формы одного и того же персонажа, представляющие бога солнца критян, которые изображали солнце как быка. Многие также полагают, что вся история с чудовищем - аллегория кровавых культов, практиковавшихся на Крите в древние времена. Так это или нет - сейчас сложно сказать наверняка. Каждый выбирает ту версию, которая ему ближе. История Талоса, критского медного человека, который разогрел себя до раскаленного состояния и сжал незнакомцев в своих объятиях, как только они приземлились на острове, вероятно, имеет аналогичное происхождение. Все это следы палеоевропейского культа быка, который существовал на территории всей Европы до вторжения наших предков - индоевропейцев. Бык по-прежнему является символом острова Крит.

Историческое объяснение мифа относится ко времени, когда Крит был основным политическим и культурным гегемоном в Эгейском море. Поскольку молодые Афины (и, возможно, другие континентальные греческие города) были вассалами Крита, можно предположить, что в качестве дани гегемону отдавались молодые мужчины и женщины с целью жертвоприношения. Эта церемония выполнялась жрецом, надевающим маску быка. Человек с головой быка в Египте - один из жрецов Сета. Этим часто объясняют происхождение мифа.

Когда континентальная Греция была освобождена от господства Крита, миф о Минотавре упоминался в контексте отделения формирующегося религиозного сознания эллинов от минойских верований.

В Средневековье

Минотавр (infamia di Creti, в переводе с итальянского означает «позор Крита») кратко появляется в «Божественной Комедии», в «Песни 12», где Данте и его проводник Вергилий оказываются в гуще валунов у седьмого круга Ада.

Данте и Вергилий в Аду встречают чудовище с телом человека и головой быка среди «людей крови», проклятых за свою жестокую природу. Подобно другим античным персонажам, Минотавр был заново введен великим итальянским поэтом в средневековую культуру. Некоторые комментаторы считают, что Данте, в противоположность классической традиции, даровал зверю голову человека на теле быка, хотя это представление уже встречалось в средневековой литературе.

В своих монологах Вергилий издевается над Минотавром, чтобы отвлечь его, и напоминает Минотавру, что он был убит Тесеем, принцем Афин, при поддержке сводной сестры монстра - Ариадны.

Минотавр - первый адский страж, которого Вергилий и Данте встречают в стенах Диса. Человек с головой быка, кажется, представляет всю область Насилия в Аду, в то время как Герион представляет Мошенничество в Песне XVI и выполняет аналогичную роль привратника для всего седьмого Круга.

Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия] Конвей Динна Дж.

11. Мистические быки и полубыки-полулюди

В древней культуре и живописи часто можно видеть образы полулюдей-полубыков. Наиболее известным из них является Минотавр. Некоторые из этих существ в большей степени напоминали людей, у других было больше черт быка. Эти образы символизируют желание человека контролировать свои животные эмоции и инстинкты.

Минотавр

Минотавр, живший на острове Крит, является одним из видов человека-быка. Согласно легенде, это существо появилось на свет в результате союза критской царицы Пасифаи и минойского священного быка. Имя Минотавра происходит от tauros , что означает «священный бык», и имени Минос, имеющего значение «посвященный Луне».

В древности на Крите существовала традиция приносить в жертву богу морей Посейдону великолепного белого быка. Царь Минос (Лунный царь), однако, пожелал оставить быка себе, а вместо него в качестве жертвоприношения выбрал другого. Этот обман поверг Посейдона в ярость, и месть бога морей не заставила себя ждать – он внушил жене царя Пасифае пылкую страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свое желание, царица приказала ремесленнику Дедалу изготовить корову, внутри которой она затем спряталась и вступила в связь с животным.

Когда Пасифая забеременела, у царя Миноса не возникло ни малейшего подозрения, но как только родился ребенок с головой быка, Минос сразу же понял, что был наказан Посейдоном. Он не посмел убить странное существо из страха навлечь на себя еще большее божественное возмездие.

Минотавр оказался жестоким существом; когда он вырос, он стал требовать, чтобы его кормили человеческим мясом. В конечном счете, Миносу пришлось построить знаменитый подземный лабиринт, в котором он заточил Минотавра. Он учредил знаменитые ежегодные танцы быков, на которые должны были съезжаться молодые люди со всех концов его империи. Танцорам, которым удавалось перехитрить Минотавра, жаловалась роль акробата, вскакивающего на спину быку и исполнявшего акробатические танцы для толп зрителей. Те же, кому не удавалось обмануть Минотавра, умирали у него на руках в лабиринте. В конце концов, Минотавра убил греческий герой Персей.

Минотавр

Во время определенных праздников священные греческие наездники быков исполняли перед толпами критян особые танцы и акробатические номера с настоящим священным быком. Позже их отчаянные движения вошли в классическую школу современных боев с быками. Этот танец со священным быком посвящался Посейдону, критскому царю Миносу и легендарному Минотавру. Наездники быков иногда носили маски быка в честь Минотавра, однако во время исполнения священного танца они никогда их не надевали.

Минотавр олицетворяет животные страсти людей, которые необходимо уравновешивать духовным осмыслением, иначе они могут вырваться из-под контроля.

: преобладание в людях животных аспектов.

Магические свойства : символизирует сверхъестественную силу; защиту. Защищают людей без мести, с помощью духовной силы.

Другие быки с человеческими головами

Изображения людей с бычьими головами впервые появились в третьем тысячелетии до о. э. в империях Среднего Востока. На цилиндрических печатях той эры четко изображен мужчина с рогатой головой быка. Иногда этих людей-быков изображали в схватке с героями. На протяжении старовавилонского и касситского периодов этих Людей-быков изображали не только в процессе битве, но и в качестве слуг бога Солнца Шамаша. Во время новоассирийского периода Людей-быков изображали держащими в руках или поддерживающими крылатый диск – символ Шамаша. От шумерского слова gud-alim произошло название kusarikki, которым обозначали человека с бычьей головой, а также быка с человеческой головой.

Индийский бог Яма также иногда появлялся с головой быка. Повелитель Смерти Яма был владыкой подземного царства, судьей умерших и богом правды и добродетели. Его женой была его сестра-близнец Ями. Индийцы утверждают, что Яма судит дхарму (земной долг) людей. Его также называли Питрипати (отец отцов), Сраддахева (бог похорон), Самана (уравниватель) и Дандадхара (бьющий или наказывающий). Его всегда сопровождали пятнистые сторожевые псы с четырьмя глазами. Индусы полагают, что сейчас Яма живет в столице своего царства Ямапуре.

Дионис в своей ранней критской ипостаси Загревса имел человеческое тело и голову быка. Его называли «Божественным быком» и считали сыном Зевса. В этой ипостаси Диониса вполне можно считать еще одним вариантом Минотавра. Согласно легенде, считалось, что на Земле Загревс принимает облик человека с головой быка, которому поклонялись в форме священного быка, а в царстве мертвых он перерождается в змея.

В древних армянских мифах есть упоминание о царстве Урарту, располагавшемся вокруг озера Ван (которое в настоящее время находится на территории Турции). Одним из впечатляющих наследий этой культуры является статуэтка из бронзового сплава, изображающая крылатого быка с человеческой головой и туловищем, происхождение которой датируется 750 годом до о. э.

Психологические характеристики : положительные – понимание подземного царства и мертвых без погружения в фаталистические мысли. Отрицательные – беспричинный страх смерти и мертвых.

Магические свойства : быки с человеческой головой – см . Минотавр. Яма символизирует истину, земной долг, суд, судьбу, смерть и наказание.

Крылатый бык

Среди ассирийских и шумеро-семитских скульптур можно и по сей день видеть массивную фигуру крылатого быка. Ассирийцы называли это существо шеду, или шедим. Они вырезали его образ в камне, чтобы он охранял ворота и двери их храмов и дворцов. У крылатого быка была человеческая голова с короной и тело быка с крыльями.

Такая скульптура, создание которой относят к VIII веку до о. э., была найдена во дворце Саргона II в Хорасбаде. Этот страж дворца изображен с пятью ногами и в головном уборе с рогами. Хотя облик шеду внушал ужас, их считали благородными существами и обычно изображали парами.

Шеду обладают огромной силой. У этих магических существ, как и у многих других, описанных в этой книге, был свой особый язык, однако они очень умны и могут понимать язык любого народа мира. Но, несмотря на эту способность, шеду предпочитают общаться с людьми посредством телепатии или прямого умственного контакта. Они обладают всеми сверхъестественными способностями и используют их только во благо. Несмотря на то что эти существа впервые появились на Среднем Востоке, им нравится путешествовать по всему миру, борясь со злом и помогая людям, которые остро в этом нуждаются, и магам, просящим их поддержки в добрых чарах.

Ассирийские шеду, или крылатые быки с их божественными крыльями, человеческими головами и телами животного, олицетворяют людей. Пять ног статуи шеду символизируют пять элементов – Землю, Воздух, Огонь, Воду и Дух.

Шеду являются превосходными наставниками в поисках древнего оккультного знания, которое обычно находят во время астральных путешествий. Они будут помогать только людям, имеющим высокие идеалы и цели. Любая грубость, приказания или нарушение моральных норм заставляют их немедленно разорвать любые договоренности и избегать дальнейших контактов.

Психологические характеристики : маг, постигший важность пяти элементов и научившийся использовать их в равновесии. Человек, не имеющий отношения к магии, уравновесивший все стороны и обязательства жизни.

Магические свойства : очень могущественный; помогает только в добрых чарах. Оказывает помощь в магии, языках, телепатии, всех сверхъестественных способностях, борьбе со злом.

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

МИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ЕГИПТА Мальчишки, чудо прозевавшие, Идут на речку сны ловить,Приносят мне звезду упавшуюИ умоляют - оживить!Дорогие мои читатели, чтобы поскорее ввести вас в ту мистическую атмосферу тайной Школы, которую лицезрел Пифагор во всем ее блеске и

Из книги Сокровища и реликвии потерянных цивилизаций автора Воронин Александр Александрович

Бронзовые быки Баал-Хаммона и Фаларида В Западном Средиземноморье в период с VIII по V в. до н. э. на Сицилии стали возникать раннегреческие тирании. С самого первого появления греков в этом регионе началось масштабное расширение территорий полисов, обусловленное

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

Из книги Маги и целители 21 века автора Лиственная Елена Вячеславовна

7. Мистические ученики Думаю, что братья Ваховски не читали Кастанеду. Несомненно, что они его читали! А самое парадоксальное: читали, не читали – а «Матрица» и «Активная Сторона Бесконечности» – две стороны одной медали или одинаковые стороны двух медалей, повернутых

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

16. Мистические состояния Одним из наиболее значительных факторов, побудивших меня заняться исследованием психоделиков, было сходство опыта, получаемого под воздействием психоделиков, и мистического опыта. Спустя много лет, в рамках проекта по ДМТ в Нью-Мехико, я

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 16 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы быки не завесились Говорят на соль и бросают ее вслед особо буйным быкам. Наговаривают так: Кротость царя Давида, кротость царя Соломона, Его смиренность, сойдите на (кличка быка), Сойдите и усмирите. Как народившийся ягненок кроток, Так бы и ты (кличка) был кроток и

Из книги Найди себя по знаку рождения автора Кваша Григорий

БЫКИ И АНТИЛОПЫ Правомерно ли сравнивать людей данного знака с зоологическим аналогом, а именно с быками и коровами? Думаю, что такое сравнение вполне допустимо. К примеру, Иван Бунин сказал о поэте Максимилиане Волошине, родившемся в год Быка: «Было в его облике что-то

Из книги Верные приметы-подсказки на всякий жизненный случай автора Зданович Леонид И.

ТОЛЬКО О ЖЕНЩИНАХ. ВОЛЕВЫЕ БЫКИ Женщины-Быки могут выглядеть и слабыми, и нерешительными, но внутри у них - стальная воля. Впрочем, шила в мешке не утаишь, и в большинстве случаев при встрече с даже растерянной на вид женщиной-Быком быстро понимаешь, что перед тобой скала.

Из книги 300 защитных заговоров на успех и удачу автора Степанова Наталья Ивановна

Мистические зеркала Примитивный человек, веря в постоянное присутствие симпатической магии, не проводит четкой разделяющей линии между образом чего-то и реальным чем-то. Поэтому образ человека содержит в себе часть его жизненной сущности, даже отражение в зеркале.

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

Чтобы быки не взбесились Говорят на соль и бросают ее вслед особо буйным быкам. Наговаривают так:Кротость царя Давида,Кротость царя Соломона,Его смиренность, сойдите на (кличка быка),Сойдите и усмирите.Как народившийся ягненок кроток,Так бы и ты (кличка) был кроток и

Из книги Иудаизм. Древнейшая мировая религия автора Ланж Николас де

Мистические совпадения Скорее всего, одним из феноменов иных миров являются и случаи невероятных совпадений, которых в истории зафиксировано немало. Многие из них поистине фантастические. Причем среди этих совпадений есть как комические, так и трагические. Но в любом

Из книги Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия] автора Конвей Динна Дж.

Мистические подходы Говоря о «еврейской мистике», мы имеем в виду не столько личный поиск богообщения, сколько стремление к знанию о божественном, которое развивалось в определенных течениях иудаизма и оставило после себя письменные памятники. Первым современным

Из книги Классические рецепты магии автора Гордеев Сергей Васильевич

9. Полулюди-полуптицы В мифологии нередко встречается образ птицы с человеческими чертами. Некоторые из этих существ считались великодушными по отношению к людям, другие – опасными, и их предпочитали избегать.Гаруда Гаруда – одно из наиболее пленительных и ярких

Из книги Тайные силы растений автора Сизов Александр

2. Основные мистические термины Наша Вселенная более необычна, чем мы можем представить. Мы живем рядом с тайнами, которых не видим из-за повседневной занятости текущими делами. Тайны окружающего мира настолько велики, что для их описания требуются особые понятия или

Из книги Фаза. Взламывая иллюзию реальности автора Радуга Михаил

Мистические процессы Думаю, что среди читателей есть немало людей, которые экспериментировали с разного рода благовониями, энтеогенами или просто принимали в пищу те или иные виды растений с познавательной целью. Таким людям не нужно пояснять, что правильно

Из книги автора

Эзотерические и мистические объяснения Хотя общий тон данного учебного пособия выдержан в прагматичной и достаточно материалистичной манере, главный смысл фазы заключается в объединении людей на основе практики, а не теорий. Первое бесспорно, второе всегда и всеми

Минотавр – бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.

История Минотавра, изложенная Аполлодором в «Библиотеке», такова: Астерий, правитель Крита, взял в жены дочь финикийского царя Европу и усыновил ее детей – Сарпедона, Радамантия и Миноса, сыновей Зевса. Повзрослевшие братья поссорились на почве любви к юному Милету, сыну Аполлона и Арии. Началась война, в результате которой Миносу удалось изгнать братьев и захватить власть на всем Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. Он просит Посейдона прислать из морских глубин быка, обещая принести его в жертву богам. Посейдон выполняет просьбу, но Минос приносит в жертву другого быка. Разгневанный нарушением данного ему обещания, Посейдон наделяет быка свирепым нравом и вселяет в жену Миноса Пасифаю любовную страсть к быку. Пасифая просит Дедала, афинянина, сосланного на Крит за убийство, придумать способ, позволивший бы ей утолить свою страсть. Дедал вырезает из дерева полую фигуру коровы, накрывает ее шкурой жертвенного животного и помещает Парсифаю внутрь фигуры. От совокупления с быком Пасифая рождает Астерия, которого прозвали Минотавром.

Минотавр – существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключает его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Спустя время другой потомок Миноса – Андрогей отправляется на Панафинские игры, где побеждает всех соперников. Царь Эгей посылает его убить Марафонского быка, который сеет смерть и разрушения во всей марафонской долине. Андрогей находит быка, привезенного Геркулесом с Крита (это один из его двенадцати подвигов), но гибнет в поединке с ним. (По другой версии, Андрогея убивают завистливые соперники по Панафинским играм.) Прознав о смерти сына, Минос со своим флотом нападает на Афины и захватывает Мегару, предместье Афин, но, не будучи в силах покорить Афины, просит Зевса отомстить афинянам за смерть сына. Город охватывает страшная эпидемия чумы. Горожане просят совета у оракула, и тот отвечает, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Минос приказывает ежегодно в виде жертвы Минотавру присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Волей жребия или по собственному желанию в третью партию попадает Тесей, сын царя Аттики Эгея. По прибытии на Крит в него влюбляется дочь Миноса Ариадна и обещает ему помощь, если он возьмет ее в жены и увезет в Афины. Тесей клянется исполнить просьбу. По совету Дедала Ариадна дает Тесею клубок нити, конец которой он привязывает у входа в Лабиринт. Тесей распутывает клубок в течение своего пути внутри здания ловушки. В середине Лабиринта он находит спящего Минотавра и забивает его до смерти кулаками. На обратном пути, который он находит держась за распутанную нить, Тесей освобождает других пленников, которых вместе с Ариадной выводит к морю, где они строят корабль, на котором отправляются в Афины.

Не все древние авторы соглашаются с версией Аполлодора. Диодор Сицилийский и Плутарх в «Тесее» утверждают, что афиняне были дважды обязаны посылать жертву Минотавру каждые десять лет в течение всей его жизни. Ссылаясь на Гелланика, Плутарх добавляет, что Минос специально приезжал в Афины выбирать жертвы, которые, по разным сведениям, затем либо погибали от рогов Минотавра, либо были обречены до самой смерти бродить по Лабиринту в поисках выхода. Более того, не все греческие авторы соглашаются с версией о смерти Минотавра. Тот же Плутарх пишет о том, что пленникам было запрещено брать с собой на Крит какое бы то ни было оружие, однако, судя по изображению на греческой амфоре, Тесей, удерживая быка за рога, пронзает его мечом. На золотом украшении из Коринфа, датируемом VII веком н. э., возможно древнейшем изображении этой мифологической сцены, Тесей также пронзает Минотавра мечом в грудь, придерживая его за ухо. Аналогичная сцена запечатлена и на щите, относящемся примерно к этому же времени.

Необычная интерпретация сцены смерти Минотавра изображена на амфоре, хранящейся в музее Базеля (ок. 660 до н. э.). На ней Тесей и Ариадна бросают камни в человека быка, который, вопреки традиции, выглядит не как человек с бычьей головой, а как бык – с человеческой головой. В этом Тесею и Ариадне помогают афинские пленники.

Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале, – не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете – этрусской черной вазе из Лувра – снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр – человеком или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»). В неопределенном образе получеловека полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.

Как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в нее различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.

Ссылаясь на Филохора, Плутарх приводит версию легенды, изложенную якобы самими жителями Крита. Они утверждали, что Минотавром на самом деле был полководец царя Миноса по имени Тавр. В награду за победу в Играх, которые Минос устроил в память о своем сыне Андрогее, Тавр получил в рабство молодых афинских пленников, которых содержали в неприступной критской темнице, известной как Лабиринт. Будучи от природы человеком грубым, Тавр обращается с ними с крайней жестокостью. Однако на третьих Играх в честь Андрогея Тесей значительно превзошел всех остальных участников, включая Тавра. За свою атлетическую доблесть Тесей снискал любовь Ариадны. Минос также был доволен победой афинянина, поскольку недолюбливал влиятельного Тавра за его жестокий характер, к тому же царь подозревал его в связи со своей женой Пасифаей. Миносу пришлось вернуть афинских пленников на родину и отменить наложенное им на Афины обязательство.

В искусстве Древнего Рима были широко распространены мозаики, изображавшие Лабиринт. Такие мозаики сохранились во многих уголках бывшей Римской империи – в Помпеях, Кремоне, Бриндизи, Неапафосе (Италия), Экс ан Провансе (Франция), Сусе (Тунис), Кормероде (Швейцария), Зальцбурге (Австрия) и т. д. На всех этих изображениях Минотавр – центральная фигура. На мозаичному полу дворца в Помпеях Тесей и Минотавр схватились в смертельном поединке на глазах у испуганных девушек пленниц. На зальцбургской мозаике Тесей в развевающемся плаще хватает Минотавра за правый рог, в свободной руке он держит дубинку, готовый обрушить ее на спину чудовища. На мозаике в Камероде изображены также и птицы, – возможно, намек на Дедала и Икара, которые ускользнули из Лабиринта, куда их заточил Минос, при помощи самодельных крыльев. На мозаике в Сусе изображен побежденный Минотавр. Тесей и молодые афиняне отплывают от ворот Лабиринта, над которыми написаны слова: «Заключенный сюда погибнет».

Хотя изображения Минотавра и Лабиринта в римских виллах едва ли имели какое то символическое значение и служили исключительно для украшения, мозаики в склепах и на саркофагах отражают веру римлян в загробную жизнь. На оборотной стороне греческих монет, изображавших Лабиринт, нередко можно увидеть не только голову быка, но и лица богинь Де метры и Персефоны. Таким образом, еще в Древней Греции Лабиринт считался символом подземного царства, а Минотавр – олицетворением самой смерти.

В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к «Аду» Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor – «ошибка» и intus – «внутри»). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.

Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей «Этимологии». В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к «Аду» Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр – получеловек полулев.

Безусловно, лучшим литературным памятником Минотавру стал «Ад» Данте, в котором чудовище охраняет «жестоких» в седьмом круге. Данте не называет прямо Минотавра и говорит о нем как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешенное словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть свое поражение, предрешившее его вечную судьбу.

В «Легенде о доброй женщине» Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны.

В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях «Метаморфоз» и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт – это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь.

Исследователи XVIII века пытались увидеть в мифах отражение реальных исторических событий. Так, Дидро в «Энциклопедии» (1765) пишет о том, что чудовищный образ Минотавра следует понимать как осуждение измены Пасифаи с царедворцем Миноса Тавром, а победа Тесея над Минотавром – аллегория на итог борьбы царя Миноса с афинянами.

Мраморная статуя скульптора Антонио Кановы «Тесей триумфатор» (1781–1782) символизирует победу ума и красоты над животным началом. Вдохновленный фресками Помпеи, Канова изваял Тесея сидящим на безжизненном теле чудовища с бычьей головой. Прекрасное, мускулистое тело Тесея, спокойное выражение его лица контрастируют с грузным телом и бычьей головой его противника.

На полотне Постава Моро «Афиняне в лабиринте Минотавра» (1855) Тесея вообще нет. На одном из набросков Моро изобразил Минотавра, сжимающего в своих руках жертву и попирающего ногой гору безжизненных тел, однако в итоге художник отказался от этого замысла и изобразил не менее драматическую сцену: юные афиняне слышат шаги приближающегося чудовища – девушки в ужасе прижимаются друг к другу, юноши испуганно прислушиваются, один из них, стоя на коленях, указывает рукой по направлению к коридору, по которому приближается напоминающее кентавра существо с головой и руками человека и туловищем быка.

Моро в какой то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса «Минотавр». Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.

С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством минойцев на море. Джексон Найт считает, что легенда о полубыке получеловеке Минотавре возникла из рассказов афинских юношей, отвозивших на Крит дань (некоторые из них, возможно, сами были данью). Они рассказывали о культуре, которую едва ли понимали: о необычном дворце и ритуалах, жрецах в бычьих масках и танце лабиринта. Найт считает, что Минотавр – плод фантазии греков, мифологический образ жрецов с бычьими головами масками.

С этой точкой зрения не соглашается Мартин Нильсон, который указывает на то, что, хотя попытки связать легенду о Минотавре с критским культом быка выглядят логичными, не существует никаких доказательств того, что этого культа придерживались и минойцы. На Крите поединки с быком были обычным развлечением, а не сакральной церемонией. Нильсон считает, что на формирование мифа повлияли изображения полулюдей полуживотных.

Критские фрески, изображающие прыжки через быка, видимо, могут служить подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением минойско го обычая выставлять в противники пленникам гладиаторам быка. Такой поединок обычно плохо заканчивался для пленника, а быка приносили в жертву, убивая двусторонним топором – «лабрисом» (возможно, отсюда происходит слово «лабиринт»).

Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение темного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнаженная девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведет за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия

«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу. »

Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит . Плутарх приводит сведения от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности.

По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») - сын Миноса, побежденный Тесеем .

На вазах его тело усеяно звездами либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка .

В микенских текстах упомянута богиня da-pu 2 -ri-to-jo po-ti-ni-ja (Laburinthoio Potnia , «владычица Лабиринта») .

Толкования

По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии , где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа.

По мнению ряда современных историков , история Минотавра является зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейских культур с культурами автохтонных «народов моря » (почитавших быка), победителем в котором оказались индоевропейцы.

В романе Мэри Рено «Тесей» жертвоприношение Минотавру трактовано с сугубо реалистической точки зрения - с ее точки зрения, жертв заставляли участвовать в жертвоприношении - «бычьей пляске» (протокорриде), изображения которой можно увидеть на критских фресках.

См. также

Напишите отзыв о статье "Минотавр"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Минотавр

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.
С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых.
Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие:
– В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе.
Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом.
Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.
Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу.
– Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.
– Как вы похорошели!
«Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.
– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.
– Ну, ну, ну, – сказала мать.
– Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко.

Хранит множество захватывающих историй, поучительных легенд и трогательных рассказов. В ней нашлось место и ужасным чудовищам, и прекрасным юношам, и загадочным нимфам. Одним из ярких и знаменитых персонажей является Минотавр.

Разумеется, большинство из нас знакомы с этим монстром. Но так ли хорошо Вы знаете историю его появления? А может быть его и не существовало вовсе?

Кто такой Минотавр

Внешний вид Минотавра действительно ужасен: кровожадный монстр с телом человека и головой быка.

Рацион его питания составляли люди, а не зеленая трава, как у обычных парнокопытных.

Местом жительства Минотавра являлся лабиринт, созданный для сокрытия монстра от людских глаз. Но откуда взялось столь страшное создание?

Появление Минотавра

В большинстве случаев, появление необычного существа связано с историей древних Богов. Человек с головой быка не стал исключением.

В то время царем острова Крит был Астерион. Жена его, Европа, имела 3 сыновей от предыдущего союза с Зевсом. Звали их Минос, Сапедон и Радамант.

Спустя некоторое время Астерион отошел в мир иной, но не успел завещать свой трон. Разумеется, началась борьба между братьями. Победивший должен был занять престол.

Минос, имевший преимущество в судьбоносной борьбе, призвал на помощь всех богов, обещая принести им щедрую жертву.

Однажды Посейдон послал Миносу великолепного быка, который вышел из моря. Именно его он должен был принести в жертву, выполняя свое обещания. Сомнений не оставалось: именно Минос победит, заняв трон царя Крита. А потому Сапедон и Радамант были изгнаны с острова.

Но, как оказалось, поспешно. Минос не сдержал свою клятву. Бык Посейдона показался ему слишком красивым, и самоуверенный юноша решился на обман. Он подменил подаренного быка на самого обычного, и принес его в жертву.

Однако всем известно, что богов не обманешь. Посейдон, узнав обо всем, пришел в ярость, и решил наказать обманщика.

Кара Посейдона

Жестокость наказания была в духе древнегреческих богов.

Владыка морей внушил жене Миноса – Пасифае – противоестественную, греховную любовь к быку.

Пасифая и корова, сооруженная Дедалом

Пасифая сходила с ума от непреодолимой страсти, однако способа воссоединения с желанным быком найти не могла. Помощниками ей в этом деле стали Дедал и Икар.

Они соорудили деревянный каркас в форме коровы, обтянув его настоящей шкурой.

Забравшись внутрь, Пасифая соблазнила божественного быка, а спустя положенный срок родила ребенка.

Мальчик, названный Астерием, был абсолютно необычным. С возрастом его голова превратилась в бычью, выросли рога и хвост.

Жуткий монстр, появившийся в результате порочной связи, был кровожадным: обычная еда не доставляла ему удовольствия, он нуждался в человеческой крови и мясе.

Легендарный лабиринт

К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.

Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.

Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.

Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.

Желая отомстить за смерть наследника, Минос требовал ежегодной платы от афинян: семь девушек и семь юношей, которые отправлялись в лабиринт на съедение Минотавру.

Смельчак по имени Тесей

Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?

Ариадна, единоутробная сестра человека-быка, влюбилась в Тесея. Она понимала, что если не предпримет ничего для спасения молодого красавца, он будет обречен на смерть.

Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.

Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.

Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.

Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.

  • Первый источник утверждает, что Тесей убил Минотавра ударом кулака.
  • Другие уверены, что он воспользовался мечом своего отца, Эгея.
  • А третьи считают, что Минотавр был задушен.

Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.

К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.

Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.

В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.

Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.

После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.

Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.

Рационалистическая версия легенды

Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.

В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.

Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.

Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.

Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.

Образ Минотавра в культуре

Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.

В литературе образ человека-быка можно найти:

  1. «Божественная комедия», Данте Алигьери
  2. «Дом Астерия», Хорхе Луис Борхес
  3. «Тезей», Мэри Рено
  4. «Лабиринт Минотавра», Роберт Шекли
  5. «Минотавр», Фридрих Дюрренматт
  6. «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин

Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.

К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.

Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.

Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.