Рупор где. Преимущества и недостатки рупорной акустики

РУПОР

РУПОР

1. Труба с расширяющимся концом, служащая для усиления звука. Команда на судне передается в рупор. Говорить в рупор. Кричал, сложив ладони рупором.

2. перен., чего . Тот, кто распространяет чьи-нибудь идеи, мнения (книжн.). Газеты - рупор общественного мнения.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "РУПОР" в других словарях:

    - (гол., от нем. rufen кричать, звать). Конич. труба служащая для усиления звука, употребляется на кораблях как, переговорная, а также при говорильн. инструм., как то: граммоф., фонографах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    Выходной патрубок, зев; труба, выразитель, разговорная труба, матюгальник, рупор эпохи, мегафон, распространитель, идеолог Словарь русских синонимов. рупор 1. мегафон; матюгальник (прост.); разговорная труба (устар.) 2. см. выразитель … Словарь синонимов

    Рупор - труба с расширенным концом, служащая для усиления звука. (Введен дополнительно, Изм. № 2). Источник: ГОСТ 28466 90: Тифоны и свистки сигнальные. Общие технические условия оригинал документа Смотри так … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (нидерл. roeрer) расширяющаяся труба, обычно круглого или прямоугольного сечения. Рупор, приставленный к излучателю звука, концентрирует звуковую энергию в направлении своей оси в пределах некоторого телесного угла. Применяется в рупорных… … Большой Энциклопедический словарь

    рупор - РУПОР, мегафон, разг. сниж. матюгальник … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    РУПОР, а, мн. ы, овразг.) а, ов, муж. 1. Труба с расширяющимся концом, служащая для усиления звука. Говорить в р. Сложить ладони рупором (соединить у рта в виде расширяющейся трубки). 2. перен., чего. Распространитель чьих н. идей, мнений… … Толковый словарь Ожегова

    Муж., мор. говорная, переговорная труба. Вахтеный лейтенант обычно ходит с рупором. Рупорный мастер, рупорщик. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Мы традиционно пользуемся рупором для усиления голоса. Принято считать, что это устройство, направляя звук в определенном направлении, не позволяет ему рассеиваться. Однако на деле рупор – не просто обычный концентратор.

Акустическая энергия берется рупором из источника и концентрируется в узкий пучок. Однако на деле рупор – не просто обычный концентратор. Он гораздо эффективнее. Он добавляет звуку несвойственную ему доселе мощность. Еще лорд Релей разработал теорию звука. Он утверждал, что для острого конуса интенсивность возрастает не только благодаря концентрации, или изменению угла излучения, в пределах которого идет звук.
При этом возрастает энергия, которую испускает источник. По словам Релея, уменьшив угол, под которым раскрывается рупор, можно получить от источника звука любые нужные объемы энергии. При этом за счет удлинения рупора облегчается выход указанной выше энергии в окружающую среду. С его теорией можно согласиться! Но почему это происходит?

Давайте разберемся, как можно излучать звук максимально эффективно. Звуковая волна генерируется не так уж и просто. Как правило, ее производят колеблющиеся мембраны: скажем, диффузор динамика. Он неизменно обладает парой поверхностей, излучающих звук.
Излучение идет в противофазе – по понятным геометрическим причинам. Сжимая воздух с одной стороны, диффузор всегда его разряжает – с другой. Так что динамик, по сути является двумя звуковыми источниками, находящимися по разные стороны от диффузора и излучающими звук в противофазе.
Проблему составляет как раз пара источников в противофазе. Ведь звуковая волна в этом случае не распространяется в пространство, а замыкается меж источниками. Возьмем в качестве примера низкочастотные колебания. Движущийся вперед диффузор динамика по идее сжимает перед собой воздух, разрежая его же за собой.
Однако в нашем случае воздух пойдет по простому пути: перетечет на заднюю сторону диффузора с передней по кругу. Последний, при этом, не ощущая воздушного сопротивления, как бы колеблется в вакууме. Результат: вне зависимости от мощности звукового источника, вся его мощь может быть истрачена на сжатие воздуха, который просто обтечет излучатель под этим давлением.
Данный воздушный поток вкруг диффузора – как раз та самая сильная волна звука, излучаемая с одной на другую его сторону. Подобным образом замкнуться звуки прочих частот. Их волны уложатся на дороге от передней до задней стороны мембраны целое количество раз. Процесс называют «акустическим коротким замыканием».
В результате него выдаваемый динамиком звук поглощается им же по замкнутой дорожке произвольной длины. Случись такое «замыкание», и динамик прекращает излучать звук, колеблясь, как уже говорилось выше, не ощущая воздуха, практически в вакууме. Оно может произойти как с одной стороны на другую, так и вообще по одной стороне. Последний вариант возможен при наличии внешних препятствий. Возможно замыкание и меж диффузорами пары различных динамиков.
Бороться с коротким замыканием пары сторон одного диффузора можно, увеличивая его диаметр. Ведь при этом возрастет и путь огибания. Тогда находящемуся в центре диффузора воздуху проще сжиматься, нежели обтекать его. На краях же акустическое замыкание все же останется. Известное всем специалистам правило повышения эффективности излучения таково: для более низких звуков нужен диффузор больших размеров.
Можно не увеличивать диффузор, а поместить его в стенку, излучающую, конечно, звук, но и препятствующую акустическому замыканию. Можно пойти дальше, изолировав друг от друга обе диффузорные поверхности – переднюю и заднюю. Динамик вставляется при том в самую обычную колонку или замкнутый ящик.

Что любопытно, даже если амплитуда колебаний невелика, находящийся в ящике динамик более эффективно излучает звук, нежели его аналог без ящика. Даже если у последней амплитуда будет мощнее. Странно, не так ли?
Вроде бы, у диффузора колебательная амплитуда зависит от того же параметра звуковой волны… Да, звук у открытого динамика весьма мощен. Однако замкнувшись с одной стороны на другую, он витает вкруг динамика, не унося энергию. У находящегося в ящике динамика колебательная амплитуда меньше. Зато весь имеющийся звук идет наружу.
Недостаток ящика все же довольно весом. Излучаемый обратной стороной диффузора звук пропадает, замкнувшись в этом ящике. Ведь как правило, внутреннюю его часть обивают материалом, поглощающим звуки. Так звучание внутри стенок, не переотражаясь, банально поглощается. Относительно динамика, эта внутренность оказывается бесконечным пространством, без всякой пользы излучающим «обратное» звучание. В сравнении с коротким акустическим замыканием это неплохо. Оно поглощает не весь звук, а ровно половину - что также неприемлемо.
Из ящика можно откачать воздух, чтобы побороть излучение обратной стороны диффузора. Может быть, это получится сделать, когда придумают ящики, выдерживающие атмосферное давление.

Как использовать излучение от обратной стороны динамика с пользой? Вроде бы проще всего развернуть это излучение на сто восемьдесят градусов, сложив с прямым. Для этого можно использовать трубу. Идущий из трубы звук обязан стать копией своего собрата, выходящего из передней стороны динамика. Тогда сложатся мощности обоих звуков, а короткого акустического замыкания не случится.
Полноценная реализация этой идеи нереальна: из трубы звук всегда идет с задержкой, будучи к тому же инвертированным. Ведь снимают его с обратной стороны диффузора. Это не является проблемой для сигнала, стабильного во времени. Например, если это синусоида с зафиксированной частотой.
Задержанная на половину волны инвертированная синусоида совпадает с прямым своим аналогом. Поэтому, корректно задержав обратный звук, мы скомпенсируем его инверсию. Так образуется пара синхронных звуковых источников – труба с диффузором. Задержкой по фазе достигается сигнальная инверсия, следствие – фазоинвертор. Относительно ящика мощность увеличится в два раза. Регулировать величину задержки можно, меняя длину трубы.
Однако различным частотам нужны трубы разных длин. Иными словами, совместить сложный инвертированный сигнал с прямым не получится никакой задержкой. Так что подобная труба будет хорошо работать лишь с одной настроечной частотой, а также ее гармониками. Пользы для иных частот – никакой. Если же частоты находятся меж гармониками настроечной частоты, эффект будет вообще отрицательным. Итог – короткое акустическое замыкание. Как правило, работает данная труба лишь на настроечной частоте, причем достаточно низкой.
Важно чтобы дающие трубе замыкание более низкие частоты не слышались, а в идеале – и вовсе отсутствовали. Чтобы избежать замыкания трубы на частотах, превышающих настроечную частоту, ее производят коленчатой, обивая затем материалом, поглощающим звуки. Тогда относительно высокие звуки не пройдут через нее, а ящик покажется им замкнутым.

При помощи фазоинвертора можно воспользоваться частицей обратного звука из спектра низких частот. Прочий же спектр все же потребуется как-то погасить. Как же усилить данный результат? Рупор оказывается самым радикальным выходом из положения.
Грубо выражаясь, речь идет о своего рода диффузорной лупе. Колеблющаяся на узкой стороне рупора мембрана, спроецируется в более широкую сторону. Амплитуда с размером колебаний увеличатся пропорционально.
Визуально может показаться, что звук, выходящий из рупора намного мощнее, нежели излучаемый скромных размеров мембраной. Но надо учитывать и давление. У небольшой мембраны ход невелик, однако здесь присутствует весомое сопротивление сжимаемого ею воздуха. Так что за тот же период работа ее аналогична усилиям эквивалентной крупной мембраны со значительным ходом.
Для понимания, как работает рупор, можно изучить деятельность динамика в ящике прямо на воздухе или на трубу. Легко понять, что при условии равных «вдохов» устройства при использовании трубы у сдвинутого воздуха кинетическая энергия окажется выше, нежели в случае открытой работы. Аналогичная система – и на «выдохе».
Это связано с тем, что практически всему воздуху в трубе приходится обретать скорость диффузора. На открытом пространстве ее получают лишь ближайшие воздушные слои. Чуть дальше скорость снижается (элементарная геометрия). Так что на трубу акустическая энергия отдается в значительно больших объемах, нежели в воздух.
Что будет, если, увеличив длину и уменьшив диаметр трубы, оставить прежним диффузор устройства? Воздуху придется двигаться быстрее диффузора, а на «вдохе» кинетическая энергия прежнего воздушного объема опять увеличится.
Есть и проблема: из трубы, тем более узкой, воздуху наружу выйти нереально. Ведь открытая ее сторона отразит обратно волну звука. Чтобы этого не случилось, на конце трубы диаметр ее должен превышать длину волны. На практике ее следует делать как можно шире. Логично дать коническое расширение этой части устройства.
Однако там, где конус ступенчато соединяется с трубой, обратное отражение все-таки достаточно велико. Лучше всего соединить конус и трубу в единое целое, расширяющееся поначалу слабо, а в финале – резко быстрее. Вы уже поняли, к чему мы клоним? Это классический громкоговоритель в виде рупора.

Подытожим главную идею устройства. Окружающий его воздух лишь за одно движение должен обретать максимум кинетической энергии. Иными словами, мы хотим, чтобы воздух снимал с диффузора максимум энергии звука. Для этого оптимален воздух, идущий по узкому каналу. Ведь здесь ему приходится двигаться весьма быстро. Но наружу звук должен выходить из канала, не встречая обратных отражений. Для этого ближе к выходу каналу следует неуклонно расширяться.
Что любопытно, находящийся в рупоре диффузор можно создавать все меньшего диаметра, уменьшая также и амплитуду его колебаний. Способность рупора отдавать низкочастотные звуки при этом сохранится. В идеале его динамик становится электромагнитной мощнейшей системой «катушка-магнит». Она двигает небольшую мембрану на умеренное расстояние, создавая при этом весомое давление на воздух.
Рупоры при этом даже специфически искажают звук. Причина – нелинейность адиабатического воздушного сжатия. По причине нагрева в процессе сжатия рост газового давления – быстрее уменьшения его объема. Все звуковые излучатели имеют подобное искажение. Однако в случае рупоров он сильнее выражено – из-за значительного воздушного сжатия.
Данное устройство не имеет проблем упомянутого выше акустического замыкания, а также излишнего рассеивания звука сзади. Ведь задняя часть диффузора в том случае лишена рупора и звук практически не излучает. Будучи слишком маленькой для этого, она имеет достаточно мелкую колебательную амплитуду.
Благодаря рупору диффузор передает воздуху свою энергию. Динамик же, как открытый, так и находящийся в ящике, сделать этого практически не может. Показатели преображения поданной на вход электрической энергии в звук:
у закрытого ящика – в пределах одного процента;
у ящика, снабженного фазоинвертором – два – три процента;
у рупора – тридцать – пятьдесят процентов.
Согласитесь, цифры говорят сами за себя!

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

рупор

м. морск. говорная, переговорная труба. Вахтеный лейтенант обычно ходит с рупором. Рупорный мастер, рупорщик.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

рупор

рупора, м. (гол. roeper).

    Труба с расширяющимся концом служащая для усиления звука. Команда на судне передается в рупор. Говорить в рупор. Кричал, сложив ладони рупором.

    перен., чего. Тот, кто распространяет чьи-н. идеи, мнения (книжн.). Газеты - рупор общественного мнения.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

рупор

А, мм. -ы, -ов и (разг.) -а, -ов, м.

    Труба с расширяющимся концом, служащая для усиления звука. Говорить в р. Сложить ладони рупором (соединить у рта в виде расширяющейся трубки).

    перен., чего. Распространитель чьих-н. идей, мнений (книжн.). Р. чужих идей.

    прил. рупорный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

рупор

    Труба с расширяющимся концом, служащая для усиления звука.

    1. перен. Выразитель чьих-л. идей, настроений и т.п.

      То, что способствует распространению идей, взглядов и т.п.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

рупор

РУПОР (нидерл. roeрer) расширяющаяся труба, обычно круглого или прямоугольного сечения. Рупор, приставленный к излучателю звука, концентрирует звуковую энергию в направлении своей оси в пределах некоторого телесного угла. Применяется в рупорных громкоговорителях и в мегафонах.

Рупор

(голл. roeper, от roepen ≈ кричать) в акустике, отрезок трубы переменного сечения, применяемый для увеличения мощности излучения источников звука и для концентрации излучаемой звуковой энергии в определённом направлении (при этом источник звука присоединяется к узкому концу Р.) или для усиления принимаемого звука (при этом какой-либо приёмник звука помещается у узкого конца).

Чаще всего Р. применяются в так называемых рупорных громкоговорителях, позволяя значительно повысить излучаемую акустическую мощность, особенно в области низких частот, и т. о. поднять кпд громкоговорителей. Это достигается благодаря улучшению согласования излучателя со средой. Простейший Р. имеет коническую форму. Для работы в широком диапазоне частот (например, для целей звукоусиления и звуковоспроизведения) применяется более совершенный, так называемый экспоненциальный Р., площадь поперечного сечения которого S меняется вдоль его оси х по закону S (x) = Soemx, где So ≈ сечение горла Р., m ≈ постоянная величина (так называемый показатель расширения P.). В технике приёма звука Р. используется значительно реже.

Р. применяются для непосредственного усиления человеческого голоса в мегафонах. На принципе Р. в радиотехнике основаны рупорные антенны.

Википедия

Рупор

Ру́пор (от от roepen - кричать ) - труба в форме усечённого конуса, предназначенная для направленной передачи звука, например голоса или сигнала клаксона. Рупоры применялись не только для передачи, но и для направленного приёма звука - как средства звукового наблюдения в зенитных частях или в качестве устройств для улучшения слуха.

Рупор был изобретен в 1670 году англичанином Сэмюэлем Морландом. Свой первый рупор он сделал из стекла, а затем стал делать их из меди.

Рупор, имеющий узкую диаграмму направленности, должен иметь большое выходное отверстие и малый угол при вершине конуса. Рупоры неэффективны на низких частотах, когда длина передаваемой звуковой волны больше длины усечённой конической части. Рупоры, радиус которых растёт экспоненциально при удалении от входного отверстия, передают сигнал с меньшим искажением по сравнению с коническими рупорами.

На кораблях применялись рупоры длиной до 2 метров, со входным отверстием диаметром 5 сантиметров и выходным отверстием в 15-25 сантиметров. Рупор длиной в 1,5 метра позволяет отчётливо передавать речь на расстояние до 1,5-2 километров. Слова, произносимые громким голосом в рупор длиной 5,5-7,5 метров, могут быть слышны на расстоянии до 5,5 км.

Примеры употребления слова рупор в литературе.

Труба сбита бомбежкой, - объяснил Анциферов и, сложив руки рупором , закричал: - Эй, на тузике!

Ладно бы одни паровозы, а то еще автосцепка лязгает, составители кричат в рупора , тормоза чугунные скрипят.

Язык, употребляемый на кораблях, этот изумительный язык моряков, живописный, достигающий совершенства, язык, на котором говорили Жан Бар, Дюкен, Сюффрен и Дюпере, язык, сливающийся со свистом ветра в снастях, с ревом рупора , со стуком абордажных топоров, с качкой, с ураганом, шквалом, залпами пушек, - это настоящее арго, героическое и блестящее, которое перед пугливым арго нищеты - то же, что лев перед шакалом.

Это было такое же ауканье, как и тогда, ночью, но приглушенное, тихое, хриплое, как будто тот, кто кричал, опасался, что его крик разнесется слишком далеко, и, приложив руки ко рту, наподобие рупора , направлял звук прямо в башню.

Заметьте, как этот сумасшедший рупор делает, казалось бы, глупейшую, бесполезнейшую и запретнейшую на свете вещь, как он глупо, грубо и наобум швыряет исполняемую где-то музыку, к тому же уродуя ее, в самые чуждые ей, в самые неподходящие для нее места -- как он все-таки не может убить изначальный дух этой музыки, как демонстрирует на ней лишь беспомощность собственной техники, лишь собственное бездуховное делячество!

Дура, - вскричал Иван и грохнул трубкой, - вредительница - и с трубки соскочил рупор .

Правдою было только то, что тело и в самом деле обнаружила приходящая прислуга, старинная знакомая Каманина, соседка его еще по коммуналке, с тех флибустьерских времен, когда молоденький Коля-петушок только начинал себя пробовать на ниве отечественной словесности, мечтая заделаться великим пролетарским писателем, потрясателем человеческих душ, ревущим рупором партии и комсомола.

Давно уже нет в живых людей, использовавших эту ложь для оболванивания масс, нет уже и ЦК с его официальными рупорами и глашатаями неправды, а автомобиль легендарного полковника все колесит улицами первопрестольной, распугивая очаровательных москвичек.

Кустарники лезли друг на дружку, душили того, кто послабее, -- мальвы, полынь, чертополох, где и оглохший подсолнушек клонился к воде, где и тыква, взнимаясь вверх, по дереву, тащила за собой широкие листья и по-деревенски доверчивые, яркие рупоры цветов.

Заговорили рупоры городской радиотрансляционной сети, передавая сигналы тревоги.

В это время командир полицейского отряда Ригль приложил ко рту руки рупором и закричал издали: -- Эй!

Сделали ему мои саперы здоровенный рупор из жести, и он целыми днями через этот рупор , вместе с переводчиком, немцев агитировал.

Тут капитан разводил руками и, сложив ладони рупором , кричал: - У Телесфора опять все пригорело!

Сегодня, когда мы занялись реабилитацией и освящением Достоевского, мы впадаем в другую крайность: очищаем его от человеческого, отрицаем личностные начала его творчества и замалчиваем собственных патриархов, учивших, что герой подполья был рупором его творца и что главная идея Записок - ощущение безграничного произвола личности.

Рупорная акустика

Рупорная акустика всегда была дороже обычной. И не удивительно, что самыми горячими поклонниками такой акустики являются те пользователи, которые когда-то владели традиционными колонками.
Ничего удивительного в этом нет. Искушенный слушатель всегда оценит общую гармонию, целостность восприятия и естественность звучания.
Акустика рупорная самому пользователю нравится в виду своей музыкальности и умения захватывать слушателя.

Что это такое

Современная аудиоаппаратура способна воспроизводить весь диапазон требуемых частот. Этого бывает достаточно для передачи музыкальных композиций, но совершенно недостаточно для создания ощущения присутствия слушателя.
Как скажет вам любой меломан, есть что-то такое, которое отвечает за передачу не просто музыки, мелодии, но и за передачу эмоций исполнителя. Рупорная акустика как раз отлично с этим делом справляется.
Рупорная акустика устроена не так, как обычная. Динамик(см.) в ней не совсем больших размеров и присоединяется он к рупору, увеличивающему громкость его звучания.
Это можно сравнить с тем случаем, когда человек, чтобы докричаться до собеседника на большом расстоянии, складывает руки рупором.

Примечание. Если вы задумались о приобретении рупорной акустики в свой автомобиль, спешим предупредить: разница между хорошими и плохими рупорными динамиками очень существенная, чем это наблюдается в традиционных вариантах.
Дешевая рупорная акустика, изготовленная недобросовестным производителем, никак не может выступать в роли сравнения. Именно такие дешевые варианты и породили слухи о том, что якобы рупорная акустика хороша, но звук в них окрашивается.

Что касается качественных рупорных динамиков, то стоят они всегда дорого. В них всегда задействованы магниты Alnico и диафрагмы из экзотических металлов.
Собирается рупорная акустика всегда согласно строгим допускам и размерам. Одним словом, такая технология производства не может подразумевать никаких компромиссов и снижения затрат.

Приведем примеры. Двухдюймовый компрессионный драйвер TAD, используемый во всех моделях рупорной акустики Цезаро, стоит около 1 тысячи евро. В то же время, самый дорогой твиттер на сегодняшний день, это Скан Спик с бериллиевой диафрагмой и стоит он всего-то около 600 долларов.

Рупорная акустика для авто – это всегда уникальные изделия, выпущенные сериями. Имена некоторых золотыми буквами вписаны в историю автозвука.
Например, это японская рупорная акустика Максоник, выпускающаяся с 1932 года. Сегодня Максоник представляет всегда высокотехнологичные изделия.
При создании всегда применяются дорогие технологии с использованием магнитных систем в излучателях.

История

Итак:

  • Интересно будет знать о том, что самые первые в мире громкоговорители были рупорного типа. Они появились еще в 20-е годы прошлого столетия.
    Технология создания была единственной и делать другие акустические системы тогда просто не умели;
  • Лет через десять появляются АС уже похожие на сегодняшние варианты традиционной акустики. Они завоевали сразу же большую популярность, а про рупорную акустику забыли.
    Тогда ошибочно считалось, что идеальным местом для рупорной акустики будет озвучивание больших пространств, а для приятного прослушивания музыки она просто не годится;
  • Проходит еще лет десять и знаменитый американский инженер создает совершенно новую конструкцию рупорной акустики. Именно Пол Клипш (так звали инженера) доказал, что рупорная акустика позволит воспроизводить музыкальные композиции с очень высоким качеством.

Примечание. Именно тогда инженер основывает компанию по производству рупорной акустики, которая и по сей день является мировым лидером. Компанию назвали Клипш, а динамики такого типа «клипшами».

  • Интересно, что меломаны сразу же «раскусили», что «клипши» воспроизводят музыку как-то по-особенному. С этого времени рупорная акустика становится выбором довольно узкого круга ценителей настоящей музыки;
  • Вторая половина прошлого века ознаменована появлением уже совершенно новых носителей. К тому же, появляются новейшие разработки и новые подходы для обработки и усиления звукового сигнала;
  • Наконец, достигнув апогея модернизации и совершенствования, люди стали понимать, что звучанию так и не удалось придать «живости». И тогда взоры многих обратились к рупорной акустике, на которую приблизительно три года назад начинается настоящий бум.

Магическое звучание рупорных систем

Итак:

  • То, что рупорная акустика звучит по-особенному убедиться совсем несложно. И для такого звучания есть все предпосылки. Во-первых, рупорная акустика обладает высокой чувствительностью. Это дает возможность воспроизводить самые тонкие нюансы, передавать эмоции исполнителя;
  • Во-вторых, рупорная акустика выпускает такие звуковые волны, которые более «естественны» по своей природе по сравнению с колебаниями воздуха, выходящими из традиционных динамиков;
  • Рупорная акустика может воспроизводить низкие частоты, но от этого зависят ее размеры. Говоря иначе, чем более низкие частоты приходится воспроизводить, тем большими должны быть размеры рупорного динамика.

Примечание. Именно по этой причине рупорная акустика используется в большинстве своем для воспроизведения СЧ и ВЧ, но если подобрать себе колонки побольше, то и НЧ будут воспроизводится на самом высоком уровне.

  • И это еще не все. Воспроизводиться будут низкие частоты не просто так, а на самом высоком уровне. Правда, разницу в воспроизведении способны отличить только самые тонкие ценители звука.

Примечание. Интересно, что в последнее время довольно часто встречаются динамики, где только излучатели ВЧ выполнены в виде рупора. К примеру, те же АС серии Клипш Референц выполнены по данному образцу.

  • Высокие частоты, воспроизводимые рупорными колонками, звучат намного звонче. Не стоит говорить, что качество ВЧ лучше, чем при использовании обычных пищалок.

В последнее время среди производителей рупорной акустики хотелось бы выделить отдельно итальянскую компанию Зингали. Инженеры этой фирмы создали оригинальный рупорный излучатель, который одновременно воспроизводит СЧ и ВЧ, а при этом еще и красиво выглядит.

Рупорная акустика в авто

Не стоит говорить, что все автомобильные традиционные АС не позволяют добиться высокого качества звучания. Дело не в чем-нибудь, а в тесном салоне.
Вот рупорные дадут шанс значительно возвеличить звук, создать эффект присутствия (как будто сидишь в студии или на концерте). Объяснить все можно просто: рупор увеличивает расстояние, на которое распространяются звуковые волны, одновременно увеличивая плотность звука и придавая характерную мелодичность.
Технические решения размещения такой акустики в автомобиль могут быть разными:

  • Так, самым популярным способом является установка громкоговорителя спереди, фронтально на стенке корпуса, внутри которого образуется основной волновод. Он имеет выходное отверстие наружу;
  • Другой вариант подразумевает рупорную систему, где есть НЧ громкоговоритель. Его помещают в отдельный корпус. Той же участи следуют ВЧ и СЧ динамики, которые тоже помещаются в соответствующий корпус в отдельности друг от друга.

Преимущества и недостатки рупорной акустики

На этом закончим наш обзор рупорных акустических систем. В последнее время их стали все чаще устанавливать в автомобили своими руками, с использованием пошаговых инструкций, полезных видео обзоров, чертежей и фото – материалов.
Цена на хорошую рупорную акустику очень высока, но ярых меломанов это не остановит.