Открытый урок по баяну работа. Работа с музыкальным материалом

Конспект открытого урока по специальности баян на тему «Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера.

Голещихина Марина Александровна. Преподаватель по классу баян, МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа»

Описание работы: Развитие у ученика художественного образа при игре на инструменте музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников. Предлагаю вашему вниманию конспект урока по специальности баян на тему «Работа над художественным образом произведения». В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДМШ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес.


Назначение: Данный конспект урока может быть полезен преподавателям специальности (баян, аккордеон) музыкальных школ и школ искусств. Данный материал рассчитан на учащихся 1-2 классов ДМШ.

Тип урока: открытый
Форма работы: индивидуальная
Тема урока
– Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера
Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений.
Задачи:
Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения.
Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения.
Развивающая – Развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма.

Ход урока
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5часть - формулировка домашнего задания.

1 часть – Организационная
Подготовка игрового аппарата:
игра гамм До, Соль Мажор правой рукой разными штрихами: legato, staccato; арпеджио, аккорды правой рукой в медленном темпе;
игра гаммы До мажор левой рукой;
игра гаммы До мажор двумя руками.
анализ домашней работы - устный отчет о проделанной домашней работе: какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не совсем получилось, почему? Какие сложности встретились при выполнении; проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками «Полюшко-поле» Л. Книппера и Б.Н.П. «Перепёлочка» с выполнением раннее поставленных задач:
1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.

2 часть - работа над раскрытием художественного произведения
Постановка цели урока – Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, и с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ», и научиться, используя средства музыкальной выразительности, раскрывать его.
Методы работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»
целостное проигрывание пьесы преподавателем;
анализ исполнения: ответы ученика на вопросы педагога:
1.как ты думаешь, о чем это произведение? При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.


2.знаешь ли ты слова песни?


3.что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4.Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5.На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?


6.Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

После ответов ученика на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы «Полюшко-поле».
Методы работы
1.детальный показ педагога на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
2.игра в ансамбле с педагогом;
3.работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ)
4.работа над ритмом: игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
5.работа над штрихами – добиться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки – добиться чёткости аккомпанемента (игра отдельными руками);
6.соединение двух частей: в первой части художественный образ – «идёт пешая колонна», а во второй части – «конница» (созданию такого образа способствует изменение аккомпанемента);
7.работа над единым темпом исполнения – игра под метроном;
8.при возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Методы работы над Б.Н.П. «Перепёлочка» аналогичны методам работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»



3 часть – Закрепление навыков, полученных на уроке
Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть - Итог урока
Учащийся справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Учащийся понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа учащегося по раскрытию художественного образа произведения.

5 часть – формулировка домашнего задания
Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учётом всех замечаний.

Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений "Полюшко-поле", "Перепелочка" можно использовать при работе в других произведениях. Такие методы работы над произведением помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

МКОУ ДОД «Детская школа искусств» АЦРМО РК

Открытый урок

по специальности БАЯН

«Работа над художественным образом произведения»

(с учащимся 3 класса Ильченко Кириллом)

Урок провела преподаватель ДШИ

Куликова И.В.

с. Троицкое

План – конспект

открытого урока по специальности БАЯН

преподавателя Куликовой И.В.

Место проведения: МКОУ ДОД «ДШИ» класс №4

Дата проведения: 03.02.2015г.

Тип урока: открытый

Форма работы: индивидуальная

Тема урока: «Работа над художественным образом произведения»

Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений

Задачи:

  • Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения», научиться раскрывать замысел произведения;
  • Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения;
  • Развивающая – развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, развивать воображение, мышление, память, чувство ритма;
  • Здоровьесберегающая – правильная посадка, положение рук, корпуса, установка инструмента.

План урока.

Структура урока состоит из пяти частей:

1 часть – организационная;

2 часть – работа над новым материалом;

3 часть – закрепление изученного материала на уроке;

4 часть – итог урока;

Оборудование: 2 баяна, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, дидактический материал, метроном, планшетный компьютер.

Урок проводится с учеником 3 класса Ильченко Кириллом.

1 часть – Организационная.

  • Игра гамм До, Соль, Фа мажор двумя руками вместе разными штрихами:legato, staccato, арпеджио короткие, аккорды в темпе Moderato;
  • Игра длинных арпеджио правой рукой в темпе Moderato;
  • Анализ домашней работы – устный отчет о проделанной работе6 какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не получилось и почему? Какие сложности встретились при выполнении; проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками вместе «Полюшко-поле»

Л.Книпперв, б.н.п. «Перепелочка», с выполнением поставленных ранее задач:

  • Производить смену меха в указанных местах нотного стана;
  • Точно выполнять аппликатурные требования;
  • Точно выдерживать все длительности;
  • Держать единый темп исполнения;
  • Добиваться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдать нотный текст.

2 часть – работа над раскрытием художественного образа произведения.

Постановка цели урока. Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому, цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ» и научиться раскрывать его.

Методы работы над пьесой Л.Книппера «Полюшко-поле».

Прослушивание пьесы на планшетном компьютере;

Целостное проигрывание пьесы преподавателем;

Анализ исполнения – ответы ученика на вопросы преподавателя.

Учитель: Как ты думаешь, о чем это произведение? (при диалоге используются картины, рисунки, которые помогают понять смысл произведения).

Ученик: О поле, по которому прошли Красной армии герои.

Учитель: Правильно. А знаешь ли ты слова песни?

Ученик: Знаю, читал. В песне поется о доблестной Красной армии.

Учитель: Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента? На сколько частей условно можно поделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение? Попробуй объяснить, что такое «художественный образ»? После обсуждения ответов на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы «Полюшко-поле».

Методы работы.

  1. Детальный показ преподавателем на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
  2. Игра в ансамбле с преподавателем;
  3. Работа над фразировкой, определение кульминации в каждой фразе, графическое изображение динамики в нотах (creshendo. diminuendo), пропевание главной темы, показ преподавателем на инструменте, метод игры – сравнения (сравнивается игра преподавателя и ученика, анализ).
  4. Работа над ритмом, игра со счетом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
  5. Работа над штрихами – необходимо добиваться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки четкости аккомпанемента (игра каждой рукой отдельно);
  6. Соединение двух частей: в первой части «художественный образ – идет пешая колонна2, а во второй части – «конница» (создание такого образа способствует изменение аккомпанемента);
  7. Работа над единым темпом исполнения – работа под метроном;
  8. При возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками, уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Проведение физкультминутки6 руки поднять вверх, хорошо потянуть, расслабить кисти рук, «бросить» вниз. Работа с дидактическим материалом: простучать написанный ритм в карточках.

Методы работы над б.н.п. «Перепелочка» аналогичны методам работы над пьесой Л.Книппера «Полюшко-поле».

3 часть – закрепление навыков, полученных на уроке.

Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками вместе с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть – итог урока.

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Ученик понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст, нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа ученика по раскрытию художественного образа произведений.

5 часть – формулировка домашнего задания.

Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учетом всех замечаний.

Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений «Полюшко-поле» и «Перепелочка» можно использовать при работе и в других произведениях. Такие методы работы помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

Домашняя работа.

Отметка.

Присутствовали.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Ученик 3 класса Мамайко Никита

Преподаватель Андриянова Татьяна Вячеславовна

Тема урока: « Основные этапы работы над музыкальным произведением»

Цель урока: Систематезировать методы и способы работы актуальные при разборе, разучивание и окончательном художественном оформление пьес. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа изучения музыкального произведения.

Задачи:

Обучающая: Уметь самостоятельно делать грамотный анализ нотного текста.

Развивающая: Правильно подбирать методы работы для воплощения технических и художественных задач.

Воспитательная: Воспитание архитектонического чувства - умение охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ:

Музыкально-образовательная: Объяснения основных этапов работы над произведением.

Исполнительство: Исполнение произведений.

Восприятие: Показ учителя, аудио и видео материал.

Творчество: Умение самостоятельно делать анализ и подбор методов работы для воплощения технических трудностей и передачи художественного замысла (на основе легкой пьесы).

Начальный этап : Общее представление о произведении.

Выявление основных трудностей.

Эмоциональное восприятие его в целом.

Рассказ о композиторе, эпохе, стиле, манере исполнения, характере, сюжете, об основном темпе, форме, структуре, композиции.

Второй этап: Более глубокое изучения произведения, отбор средств выражения и овладения ими. Детальная работа над пьесой по частям, отрывкам, целиком.

Третий этап: Целостное и законченное исполнительское воплощение замысла пьесы, основанное на глубоком и детальном предварительном его изучении.

Четвертый этап: Достижение эстрадной готовности пьесы, т.е. мастерское ее исполнение на концерте или экзамене(много раз).

ХОД УРОКА

C - Dur терциями (аппликатура с большим пальцем)

| - 4 звука на мех.

|| - октава на мех.

Играя гамму мы преследуем цель в ускорении темпа через увеличение длительностей. Также играя гамму, мы ведём звук к Q , т.е. через темп показывая движение звука на crescendo и diminuendo .Здесь учитель слышит и видит, как ученик владеет движением меха, как осуществляет смену меха. Ученик умело распределяет звук на crescendo и diminuendo . Ярко показывает Q точку.

Гамма исполняется штрихами legato, staccato, 2 legato, 2 staccato.

Исполняет ученик C - Dur дуолями, триолями, квартолями (на один бас лев.руки приходится ll , lll , llll в правой руке, т.е. делается акцент после двух, трех и четырех звуков.)

Выполняет игру || в 2 октавы на мех. Здесь цель у ученика на одном нюансе удержать силу ведения меха и распределить силой звука 2 октавы на мех.

Далее ученик исполняет длинное арпеджио с применением большого пальца. Также старается сделать фразировку (движение звука к Q (Т)). Ученик справился с этим заданием.

Аккорды исполняет в 3 октавы, выполняет > (рывок мехом) на сильную долю. Смену меха производит через три аккорда, т.е. через октаву.

Работа над произведением, прежде всего приобщает ученика к миру прекрасного и раскрытию его творческой индивидуальности.

Цель работы-яркое, содержательное, технически совершенное исполнение.

«Полька» - танец живой, быстрый, размер 2/4, среднеевропейский. Жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал И. Штраус I и его сын И. Штраус II . Много полек встречается в творчестве чешских композиторов – Б. Сметаны, А. Дворжака.

Название от чешского слова puilka , означает «половинный шаг», ритм польки требует быстроты переступания с ноги на ногу. Из-за созвучности польку путают с польским танцем, но это не так.

В России полька появилась в 1845 году. Тогда этот танец был моден во Франции, его привёз из Парижа танцовщик императорской группы Петербурга Ник Осипович Гольц. Полька бывает разных видов.

А. Деварьдье «Полька» - тональность D - dur простая трёхчастная форма (3 часть – повторение первой).

Технические трудности – исполнение триоли, чёткое исполнение Staccato , группировка длительностей ||| . Выполнение акцентов и замедление темпа.

Цельно, эмоционально-художественное восприятие – лёгкий, бодрый характер, быстрый темп.

Данное произведение находится на I этапе работы. Сделав устный анализ, определив технические трудности, преступаем ко II этапу. Учитель проигрывает произведение целиком, обращая внимание на основные выразительные способности. Вместе с учеником делаем разбор с инструментом. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор – это основа для дальнейшей работы. Особое внимание требует метроритмическая тонкость исполнения. Сначала педагог проигрывает мелодию по нотам, потом ученик прислушивается к ритмическому рисунку мелодии. Далее глядя в ноты ученик называет длительности, прохлопывает ритмический рисунок. У ученика создаётся связь: слышу-вижу-ощущаю-передаю.

При разборе звучание «по возможности» должно быть содержательным, музыкальным. Ученик должен вслушиваться в музыку, понимать её хотя бы в общих чертах.

Сразу нужно обращать внимание на фразировку, иначе игра будет лишена всякого смысла.

По мере возможности выполнять штрихи. На этом этапе про темп говорить не приходится, об динамических нюансах, агогике. Но точное прочтение нотного текста,то есть звуковысотная точность и метроритмическое прочтение нотных знаков, применение штрихов, элементарная осмысленность фразировки, слушание гармоничной основы – обязательны при разборе любых произведений.

Анализ авторского текста следует проводить, используя следующие методические приемы: счет вслух, простукивание ритмического рисунка каждого голоса, сольфеджирование с игрой на инструменте. Игра вне ритма с названием каждого пальца, Проигрывание мелодии одним пальцем левой рукой вне ритма. Технические средства музыкального исполнения это штрихи, динамика, звук, мех и темп.

«Вдоль да по речке» - русская народная песня. Слова и музыка народные. Период состоящий из 2х предложений. Вариация второго предложения на основе темы. Народные черты – вариационность. Каждая фраза начинается по новому (добавляется нюанс, характер меняется, штрихи).

Эта пьеса у нас перешла на 2й этап работы, т.е. техническая отделка. Доработка аппликатуры (там, где необходимо). Звук – основное средство выразительности. Н. Метнер сказал: «Всё должно выходить и рождаться из тишины… Слушать, слушать и слушать. Втягивать звуки слухом из тишины».

Сделав разбор, изучив аппликатуру, перешли к работе над звуком.

Работая над пьесой, ученик разобрал её по фазам, определил Q в каждой фразе и Q всей пьесы. Выполняя работу по звукоизвлечению и смене меха, ученик не прерывает мелодическую линию и не теряет силу ведения меха при его смене. Выполняет штрихи: 1 фраза portamento и staccato , 2 фраза legato . Во 2 предложении были небольшие технические трудности в вариации (вариация построена по звукам арпеджио). Педагог предлагает ученику поиграть данную фразу изменив ритмический рисунок и штрихи ||||. Штрих legato заменили на 2 legato 2 staccato .

Работая над фразировкой, ученик старался правильно распределить crescendo и diminuendo на данный отрезок мелодии, стремился к Q и показывал её.

Ученик исполняет эту пьесу в нужном заданном темпе. Выучил хорошо наизусть.

В. Беньяминов Этюд a moll . Размер 4/4. Простая 2х частная форма (во 2й части повторяется мотив темы 1 части).

Этюд – от французского слова etude – «Изучение». Инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Этюды бывают не только упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность. На этот уровень этюд как жанр вывел Ф. Шопен.

Работая над этюдом ученик сделал тщательный устный анализ (размер, тональность, форма, аппликатура, фразировочные лиги, фразы, темповые отклонения, штрихи и т.д.) – 1 этап.

На втором этапе мы с учеником отработали фразировку, т.е. движение звука к Q и показ её. Всё это неразрывно связанно с меховедением. При этом ученик слушал и следил за смещением меха, не терял силу ведения меха перед Q в каждой фразе. Правильно подобранная аппликатура дала положительный результат, т.к. рука ребёнка при штрихе Legato шла плавно, мягко, как бы лаская кнопки инструмента. Небольшие трудности были при исполнении staccato . Но поиграв эти такты в медленном темпе (соблюдая нюансы) у ученика получился этот пассаж. Ребёнок постоянно себя слушает и понимает что делать.

Немного дольше работы было с мехом, распределяя силы на Р и С при соблюдении фразировки. Важно было, чтобы ученик понял, что перед Q сила движения меха не меняется. Это удалось ему путём прослушивания произведения, которое играл педагог. Путём тактильных прикосновений педагога к баяну ученика. Педагог помогал вести инструмент ученика.

Темповые отклонения ritenuto , a tempo ученик выполнять умело, вслушивась в своё исполнение

В целом этюд выучен наизусть и переходим к 3 этапу – шлифовке всего произведения, т.е. синтезу того, что было проделано ранее. Исполнение наизусть, осмысленное целостное исполнение – ощущение общей линии развития произведения.

Мелодия во фразе идёт к опорному звуку, а большое построение идёт к своей смысловой вершине, целенаправленное развитие всего произведения. Ученик это знает и чувствует.

Теперь ученик будет выгрываться в произведение, чтобы свободно исполнять его на концертах, понимать, ощущать и чувствуть, что он исполняет.

Играть не бездушно, а с душой.

Чтобы выучить наизусть нужно:

Зрительно воспринимать нотный текст

Отмечать опорные пункты произведения

Умственная работа и вдумчивая игра – залог успешного запоминания произведения наизусть.

«Хорошо запоминается то, что хорошо понятно».

Актуальность.

Неоднократное проигрывание пьес от начало до конца, без понимания художественной и технической сторон произведения и умелого использования, нужных для этого исполнительских средств не приводит к желаемым результатам. Нельзя заниматься одним лишь механическим заучиванием аппликатуры. Такая работа напрасна затраченное время и лишь утомляет учащегося. Всю работу по заучиванию музыкальных произведений следует разделить на три этапа.

Цель: музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей.

Мы предполагаем что,механическое заучивание аппликатуры является не эффективной работой, поэтому требуется разнообразить методы и приемы, применяемые в процессе занятия.

Задачи:

Учить играть, выразительно передавая характер произведения;

Развивать музыкальный слух, чувство ритма;

Формировать эстетический вкус и эмоциональное восприятие к музыке;

Создавать радостное настроение на занятии.

«Работа с произведением»

Предварительное ознакомление с произведением

Работа в этом этапе заключается в следующем:

  1. Точно прочитать нотный текст со всеми терминами, указывающими темп и оттенки исполнения. Особенно важно уточнить название и высоту нот, и их место на клавиатуре.
  2. Усвоить длительность нот разучиваемого отрывка или часть музыкального произведения.
  3. Уточнить аппликатуру-расстановку пальцев на клавиатуре. Проигрывание одного места то одним, то другим пальцем вредно для дальнейшего разучивания, т.к. следствием этого могут оказаться срыв и остановка.
  4. Проследить глазами путь движения пальцев и кисти с целью утончения места положения нужных клавишей и расстояния между ними. Следует отметить, что зрительное представление имеют при разучивании большое значение.

Работа над техникой исполнения

Этот этап работы состоит из проигрывания пьесы и ее отдельных мест с точным соблюдением длительности. Разбор пьес без учета соотношения длительности вреден и не допустим.

Основные методы работы:

  1. Внимания учащегося в этот период сосредотачивается на каждом отдельно звуке или аккорде при безостановочной игре и точном соблюдении указанных длительностей нот с тем, чтобы исполнить каждый звук или аккорд четко по длительности и характеру звучания. Надо стараться извлекать звуки певучие, а не крикливые, ровные по темпу движения от начала до конца и равные по силе между собой.
  2. Все начальные проигрывания осуществлять без ошибок, срывов и остановок, в медленном темпе. Медленный темп необходим для слухового освоения произведения, т.к. ошибки и срывы появляются часто в связи с тем, что многие элементы текста, в особенности аккорды, в начале лежат в не слухового восприятия учащегося и только в дальнейшем усваиваются слухом. Можно рекомендовать, когда представляется возможность, прослушать пьесу в хорошем исполнении заранее зная, чего он должен добиваться при разучивании пьесы в медленном темпе, он сможет заниматься более осмысленнее и целеустремленнее.
  3. Произведение следует проигрывать по фразам или другим относительно заключенным фрагментам, добиваясь безошибочного исполнения сначала каждой рукой отдельно, а позднее- обеими руками вместе. Все проигрывания проводить в одном и том же темпе, т.к. различие темпов может помешать дальнейшей игре обеими руками.

Трудные места следует выделить и в работе обратить на них большое внимание. Соединение двух отрывков может начаться с того момента, когда два рядом стоящих отрывка разучены безупречно. Заканчивается этот этап работы исполнением всего произведения в медленном темпе, без ошибок и остановок; чувство утомления и трудности будет сигнализировать о том, что работа на данном этапе еще не закончена.

Дальнейшее внимание учащегося должно быть обращено на освоении скорости музыкального движения, т.е. темпа:

  • а) сохраняя безошибочность исполнения, следует начать ускорения и довести исполнения до нормального темпа с большой осторожностью, не нарушая правильности игры. Ускорения должны идти постепенно и быть почти незаметными;
  • б) следует помнить, что в принципе быстрые темпы являются преимущественно результатом общего роста техники играющего, а не проработке данного задания быстрый темп, который будет доступен учащемуся завтра, может быть сегодня не досягаем; не понимание этого обстоятельства и стремление учащегося к чрезмерным ускорениям приводят к сумбурной игре и нарушают процесс нормального роста исполнителя;
  • в) каждый новый ускоренный темп следует закреплять повторными проигрываниями, прежде чем перейти к следующим.

Существуют два признака, определяющие границы ускорения:

  • а) появление срывов, неверных нот, заплетание пальцев, общие искажение звучности и другие внешние недочеты;
  • б) появление у учащегося ощущения трудности исполнения и некоторой не уверенности.

В подобных случаях учащиеся должен всякие ускорения прекратить, не пытаясь возобновить их ранее, чем через два-три дня. Работа над ускорением вообще имеет предел, который учащийся на данном этапе должен переходить.

Дальнейшее увеличение темпа данного произведения будет происходить вместе с общим техническим ростом и музыкальным развитием учащегося, а не за счет дальнейшей работы над разучиваемой пьесой.

Художественная отделка исполнения

Основные элементы художественного исполнения следующие:

  • а) Точное выполнения указания на громкость звука, на его усиления и ослабления (тихо-громко; усиливая-ослабляя), т.е. динамических оттенков;
  • б) точное соблюдение скорости движения, указаний ускорения и замедления темпов, т.е. агогических оттенков;
  • в) выразительное исполнение музыкальных произведений, членение его на небольшие, осмысленные части (фразы), т.е. фразировка. Фразировка содействует ясной передачи содержания музыки.

Одним из частых недостатков исполнения учащихся является отсутствие настоящего "пианиссимо" (очень тихо- рр), с одной стороны, и отсутствие настоящего "фортиссимо" (очень громко-ff)- с другой. Обычно в исполнении случается незначительное отклонение от средней по силе звучности. Поэтому учащийся должен старательно работать над выработкой "пианиссимо", не боясь ни прекращения звука передачи, ни потери легато. Все эти навыки должны вырабатываться как на отдельных звуках, аккордах, гаммах, так и в пьесах, согласно имеющимся в нотах указаниям.

Особенно внимательно следует работать над фразировкой, которая на аккордеоне связана с техникой владения мехом, т.к. каждая фраза должна быть целиком уложена в одно определенное движение меха -сжим или разжим.

Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сперва проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов, прибавлять партию аккомпанемента.

На практике работы над художественной отделкой произведение находится в тесной связи с технической работой. Техническое совершенство является неотъемлемой частью художественного исполнения, его необходимым условием. Художественное исполнение невозможно без понимания данного произведения; это понимание иногда появляется не сразу, в процессе работы над произведением, и зависит главным образом от музыкального роста учащегося и от музыкальной культуры. Желающие приобрести хорошие навыки в области художественного исполнения следует запомнить, что внимательное и систематическое слушание музыки (в оперном театре, на концертах, по радио) является одним из самых лучших способов развить в себе тонкое понимание музыки и художественный вкус.

Пренебрежительные отношение учащихся к самой технике дела, упражнений и всему тому, что создает техническое совершенство, приводит к неполноценным результатам работы учащегося.

Прежде всего, необходимо играть гаммы. Именно гаммы являются удобной, легкой и спокойной формой, которая облегчает в начальном периоде знаний работу, связанную с правильной посадкой, постановкой рук, владением меха, удобной аппликатурой и т.п.

Исполнение гамм в первом периоде занятий не следует рассматривать как техническое средство для развития одной лишь беглости или мелкой техники.

Проигрывание гамм имеет значение:

  • а) для развития певучего, красивого звука;
  • б) для выработки легато и стаккато;
  • в) для освоения тональностей.

Кроме того, гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных темпах. С этой целью необходимо играть гамму ровными четвертями, в самом медленном темпе; сохраняя единицу счета и темп, играть ту же гамму ровными восьмыми, триолями из восьмых шестнадцатыми; по мере выработки всех этих навыков, сохраняя тоже соотношение длительности, следует увеличивать и скорость движения (темп) Для успешного овладения игры на аккордеоне и разучивание музыкальных произведений существенное значение имеет также количество времени уделяемое учащимися занятиям. здесь нужно учесть следующее.

Многочасовая беспрерывная игра на аккордеоне вредит здоровью, снижает качество работы и притупляет процесс освоения и разучивания музыкального материала. Лучше заниматься понемногу, с перерывами, ограничивая каждое занятие выполнением определенного задания продуктивнее работать утром или днем, чем вечером.

Учащимся музыкально-профессиональных школ следует уделять игре на аккордеоне в общей сложности не менее 3-4 часов ежедневно.

Примерное распределение времени по видам работы:

  • а) работа над техникой (гаммы, двойные ноты, аккорды)-15 минут.
  • б) работа над усвоением соотношения длительности (ритмом)-15 минут
  • в) работа над звуком-15 минут
  • г) работа над техническим разучиванием пьесы-45 минут
  • д) работа над художественным разучиванием пьесы-45 минут
  • е) повторение и закрепление ранее разученных пьес-45 минут

Методическая разработка открытого урока

по специальности баян с учащимся 1-го класса.

Выполнила: Масленникова Т.В.,

преподаватель по классу баяна, аккордеона МОУ ДОД «Козьмодемьянская детская школа искусств им. А.Я. Эшпая», г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Тема урока: Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

    Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

    Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

    Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

    Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

    Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

    Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

      Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

      Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

    Подведение итогов, анализ.

    Домашнее задание.

    Отметка.