Что глаза твои вижу во сне я.

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

Люди делятся на две половины. Одни, войдя в комнату, восклицают: «О, кого я вижу!»; другие: «А вот и я!»

Ночь. Как же я люблю это время суток. Время, когда тебя никто не трогает. Ты никому не нужен. Только ты и твои мысли.

Я верю в Бога, как верю в солнце. Верю не потому что вижу Его, а потому что в Его свете вижу все остальное.

Всё, что вы видите во мне - это не моё, это ваше. Моё - это то, что я вижу в вас.

При знакомстве я всегда вижу в человеке только хорошее. Пока сам человек не докажет обратное.

На свете нет ничего невозможного - дело только в том, хватит ли у тебя храбрости.

Мам, мне сказали, что я на тебя похожа. Это был лучший комплимент в моей жизни..

Никому ничего не доказывай. Просто молча иди к своим целям. Твои поступки расскажут о тебе сами.

Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь.

Приходи на меня посмотреть
http://www.сайтs.ru/1/Ahmatova/135.htm

Анна Ахматова

Вариант 1 (классический)

Приходи на меня посмотреть.

Этих рук никому не согреть,

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»

Эти стихи стали романсом в фильме «Приходи на меня посмотреть». Фильм замечательный! Смотрел дважды и каждый раз с непередаваемым наслаждением. Олег Иванович Янковский бесподобен. О женщинах говорить не буду. Понравились все. После фильма я нашёл стихи Анны Ахматовой и начал их петь под гитару, пока из головы не выветрилась мелодия. Но, по-моему, я там чего-то намудрил дополнительно. А потом меня, как это всегда со мной бывает, чёрт дёрнул за руку...

Но Анна Ахматова сама виновата. Если бы не её «тяжёлые задыханья», я, быть может, и не тронул классическое творение. А потом эта строка «О, тебя ли, тебя ль упрекну» – наводит на мысль, что в душе героини живёт не мало упрёков к герою, которого она зовёт. И что это она сейчас такая покладистая, пока он не пришёл. А стоит ему появиться, и снова всё вернётся к прежнему... И видно, что героиня говорит себе «Довольно! Не цепляйся к нему.» Но остановиться не может. И тут мне подумалось, что и у противоположной стороны тоже должны были накопиться претензии. Как бы ОН написал ей подобный романс, когда стал таким же беспомощным и одиноким?

И взялся я за свою привычную игру в слова, и у меня родился вариант для мужчины.

Вариант 2 (укорительный)

Приходи. Я хочу посмотреть,
Что осталось от жизни привольной,
От костра, что не в силах согреть,
И от губ, мне сказавших: «Довольно!»

Средь холодного неба тону,
Звёзды дарят мне призраки света.
Я ищу среди сотен одну,
Что давно затерялася где-то.

Мне не нужно почти ничего,
Дышу тяжко, и щёки бледнеют,
А ночами не сплю оттого,
Что глаза твои сниться мне смеют.

Приходи. Я хочу догореть.
Я живу ожиданием встречи.
Приходи ко мне раньше, чем смерть
Успокоит навек мои речи.

17:54:14 12.09.2010

После того, как я спел и этот вариант под гитару, я убедился, что музыка творит чудеса и превращает в шедевры любые тексты! Но тоски зелёной в меня влилось уже через край, и я решил отыграться, и представил, как бы подобный романс написал молодой парень, может быть, тот самый, который остался за кадром в фильме «Приходи на меня посмотреть». Вы же помните, что дело в нём кончается очередным звонком в дверь. И Дина идёт открывать и по выражению всех героев фильма ясно, кого они жаждут увидеть на пороге.

Поколдовал я ещё немного. И у меня вышел третий вариант, с ярко выраженной сексуальной направленностью – можно сказать, молодёжный. Спев и его под гитару, я убедился, что романс может пройти и в таком виде.

Вариант 3 (уморительный)

Приходи. Я хочу тебя зреть
Обнажённой, нецелой, довольной
От любви, что сильней, чем медведь,
И от губ, мне шептавших: «Ой, больно!»

В сумасбродное небо войду,
Звёзды цедят молочного света.
Я нашёл среди сотен одну,
Чтоб до дна испить бабьего лета.

Мне не нужно почти ничего,
Дышу рьяно, и щёки лоснятся.
Я ночами не сплю оттого,
Что любовью желаю заняться.

Приходи и себя подари,
Как наложницу дарят гаремы!
Только знаешь, не позже, чем в три,
После трёх я решу все проблемы…

18:52:32 12.09.2010

Но так как выкладывать три романса накладно (да и кто их все три будет качать?), я решил сделать МИНУСОВЫЙ вариант без слов – под «на-на», чтобы читатели мои могли спеть любой вариант вместе со мной, какой им захочется! В результате всех экспериментов получилось вот это:

Формат MP3, длительность звучания 2мин:22сек, качество 128кбит/сек, 44кГц, размер 2,17Мб (2280385байт), гитара, пение;

О выдающейся поэтессе Серебряного века мы попросили рассказать актрису Аллу Демидову - много лет она читает стихи Ахматовой со сцены, изучает её творчество и биографию.

«Эта не пропадёт!»

Родилась Ахматова 11 июня - но это по старому стилю. В XIX веке к старому стилю, чтобы получить новый, прибавили 12 дней, а в XX - ещё один. Поэтому сама Ахматова говорила, что она родилась в ночь с 23 на 24 июня - в таинственную, колдовскую ночь на Ивана Купалу.

В её жизни нашлось место всему, включая загадки, какие-то мистические совпадения, знаки. Мне очень нравятся в биографии Ахматовой так называемые круги судьбы. Например, какой-то странной нитью через её жизнь и смерть прошёл герб с надписью по-латыни «Бог сохраняет всё». Эта надпись украшала Фонтанный дом в Ленинграде, где Ахматова прожила более 35 лет. Герб с этой же надписью был на клинике Склифосовского, где проходила московская панихида по ней. Этот же герб венчал отделение Союза писателей в Ленинграде, куда из московского Склифа доставили тело Ахматовой. А надпись с этого герба стала эпиграфом к «Поэме без героя», которую Анна Андреевна писала в течение 15 лет и продолжила бы сочинять и дальше, если бы не уход из жизни.

Русская поэтесса, писатель, литературовед, переводчик Анна Андреевна Ахматова. Фото: РИА Новости / А. Воротынский

Подобных удивительных совпадений в её жизни было много. Скажем, в детстве в Царском Селе Ахматова жила на улице Широкая, которую после революции переименовали в улицу Ленина. А последняя ленинградская прописка Анны Андреевны была на улице Ленина, которая раньше именовалась... Широкой. Согласитесь, странно. Бог сохраняет всё…

При жизни многие считали Ахматову ясновидящей. Мандельштам, например, называл ее Кассандрой. Сама же она писала так: «Будущее бросает свою тень задолго до того, как войти». Некоторые вещи, которые приходили ей свыше, она просто боялась записывать, поскольку слова материальны, слово - это действие. В одном из стихотворений Ахматовой есть такие строки: «Я гибель накликала милым, И гибли один за другим. О, горе мне! Эти могилы Предсказаны словом моим ».

Ахматова почти не имела черновиков. Лёжа и закрыв глаза, она что-то невнятно бормотала - «гудела», «жужжала» иногда даже во сне, а потом, поднявшись, записывала то, что ей услышалось, - сразу, набело. Возникали стихи, к которым, по её словам, она как бы вроде бы и не причастна. Есть рассказ самой Ахматовой, как она ехала в поезде в 1921 году, захотела курить, но не было спичек. Вышла в тамбур, там ехали молодые солдаты, которые тоже хотели курить, но спичек не было и у них. В щель тамбура залетали искры от паровоза, и Ахматова исхитрилась прикурить от такой искры. «Эта не пропадёт», - сказали солдаты. А она вернулась в вагон и записала оказавшееся провидческим стихотворение «Не бывать тебе в живых». Через несколько дней был расстрелян Николай Гумилёв (первый муж поэтессы. - Ред. ).

Роковой август

Женой Гумилёва Ахматова стала в апреле 1910 года, хотя на протяжении многих лет она отвергала его неоднократные предложения руки и сердца. В «Записных книжках» Анна Андреевна позже записала: «Бесконечное жениховство Николая Степановича и мои столь же бесконечные отказы наконец утомили даже мою кроткую маму, и она сказала мне с упрёком: «Невеста неневестная», что показалось мне кощунством». Гумилёв так извёлся, что хотел покончить жизнь самоубийством. Его еле-еле спасли. Может быть, это известие и подтолкнуло её дать согласие на брак. Несколько раз она брала своё согласие обратно. О чём это говорит: о своеволии характера? О самостоятельности? О нелюбви?.. Во всяком случае, предание гласит, что, когда Гумилёв спросил её, любит ли она его, она ответила: «Не люблю, но считаю вас выдающимся человеком». Гумилёв улыбнулся и спросил: «Как Будда или как Магомет?»

На венчание в Киеве никто из родственников невесты не пришёл, потому что все считали этот брак заведомо обречённым на неудачу. За два месяца до свадьбы Ахматова пишет подруге: «Птица моя - сейчас еду в Киев. Молитесь обо мне. Хуже не бывает. Смерти хочу... Если бы я умела плакать».

Николай Степанович Гумилев, Анна Андреевна Ахматова и их сын Лев. Фото: РИА Новости

Незадолго до замужества, прощаясь со старой жизнью, Ахматова сожгла свои детские стихи и письма. Это было первое сожжение собственного творчества. Потом в разное время и по разным причинам сожжённых стихов, дневников и переписки будет много.

Ахматова не любила август - последний месяц лета для неё неизменно был связан с расставаниями, прощаниями, поминаниями. «Август у меня всегда страшный месяц», - сказала как-то Ахматова одной из своих собеседниц. «Тот август, как жёлтое пламя, Пробившееся сквозь дым, Тот август поднялся над нами, Как огненный серафим », - писала она. Мне рассказывал приятель, как после моего чтения «Поэмы без героя» в Новой опере в 2000 г. публика спускалась по лестнице в гардероб, и две девицы типа манекенщиц говорили одна другой: «Клёво!» - «Да, клёво. А что, стихи сама Демидова сочинила?»

Вообще это свойство ахматовской поэзии - перекликаться с сегодняшним днём - я наблюдала очень часто. Когда после землетрясения я вместе с «Виртуозами Москвы» приехала в Спитак и читала со сцены ахматовский «Реквием», удивительно было наблюдать, что зал воспринимает эти стихи как посвящение именно их трагедии.

Инфографика Фото: АиФ

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

Анализ стихотворения «Приходи на меня посмотреть» Ахматовой

1912 г. стал тяжелым временем для Ахматовой. Она уже два года состояла в браке с Н. Гумилевым, но семейная жизнь не складывалась. Муж оставил беременную Ахматову ради нового заграничного путешествия. Поэтесса очень тяжело переживала такое предательство и надеялась, что ребенок сможет спасти их брак. В середине лета Гумилев вернулся. 1 октября у Ахматовой родился сын, но муж в этот день не ночевал дома и смущенно пришел с поздравлениями в последнюю очередь. В дневнике поэтессы записано, что вскоре после родов они с мужем «дали друг другу полную свободу». Гумилев переехал на другую квартиру, бросив жену с младенцем на руках. Вероятно, под влиянием этого Ахматова в ноябре написала стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». В образе лирической героини отчетливо просматривается судьба самой поэтессы.

Несмотря на то, что супруги согласились на прекращение отношений, Ахматова естественно чувствовала сильнейшую обиду. Ребенок тяжелым грузом лег на плечи женщины, привыкшей к активной творческой жизни. Эта обида выплескивается с первых же строк. Поэтесса просит мужа просто посмотреть на нее. Вероятно, Гумилев совершенно не интересовался ни женой, ни своим родным сыном. Ахматова чувствует себя совершенно одинокой и забытой: «Я живая. Мне больно». При этом она признается, что сама устала от фальшивых отношений: «Эти губы сказали: «Довольно!»».

Лирическая героиня предстает в образе женщины, которая не может жить без посторонней помощи: «…подносят к окну мое кресло». Открывающийся перед ее взглядом вид дорог несет в себе двойной смысл. Ахматова понимает, что без мужской поддержки ей будет очень тяжело растить сына. Прежние поэтические мечты и надежды о бесконечном разнообразии жизненных путей (дорог) придется оставить. Одиночество обрекает ее на будничное серое существование. С другой стороны, дороги могут символизировать путешествия ее мужа. Он вновь пропал, уехав по одной из них. В душе Ахматовой еще живет надежда, и она, глядя из окна, старается не пропустить его возвращения.

Все-таки поэтесса не упрекает мужа. Обладая сильным характером, она уверена, что справится со всеми бедами самостоятельно: «не боюсь на земле ничего». При свете дня лирическая героиня способна преодолеть свою тоску. Единственное, что ее пугает, — наступление ночи, потому что во сне ее продолжают преследовать глаза любимого человека.

«Приходи на меня посмотреть…» Анна Ахматова

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

Анализ стихотворения Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…»

В 1912 году Ахматова написала небольшое стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». Впоследствии оно дало название популярной российской мелодраме, поставленной по пьесе Надежды Птушкиной. Премьера ленты состоялась в 2001 году. Один из режиссеров картины – известный актер Олег Янковский. Ему же выпала честь сыграть главную мужскую роль. Образы центральных женских персонажей на экране воплотили Екатерина Васильева и Ирина Купченко. В фильме звучит написанная на стихи Ахматовой композиция «Приходи на меня посмотреть…». Исполняет романс Елена Камбурова. Музыку сочинил композитор Вадим Биберган.

Рассматриваемый текст создан молодой поэтессой – на тот момент Анне Андреевне было около 23 лет. Тем не менее, в нем чувствуется богатый жизненный опыт, интонации женщины, много испытавшей и повидавшей. Стихотворение начинается с обращения к неизвестному собеседнику, скорей всего, бывшему возлюбленному: «Приходи на меня посмотреть». Сразу же, во второй строке глагол повторяется: «Приходи…» Получается, будто заклинание, мольба, а не простая просьба. В словах героини – боль, надрыв. Она осталась в одиночестве, даже рук некому согреть. Во второй строфе читатель еще больше узнает о ней и отношениях с возлюбленным. Героиня рассказывает, что каждый вечер ее кресло подносят к окну. Перед глазами сразу возникает образ женщины немощной, неспособной самостоятельно подняться на ноги. Из немногочисленных доступных удовольствий – посмотреть в окно на дороги, ходить по которым ей не суждено. В третьем и финальном четверостишии лирическая героиня признается, что ничего на земле не боится. Впрочем, практически сразу собственное утверждение она опровергает. Кое-что ее все-таки страшит – это ночи. Темное время суток пугает не само по себе. Дело в том, что во сне героиня видит глаза возлюбленного.

Стихотворение «Приходи на меня посмотреть…» отличается простотой формы и языка. При этом в нем много недосказанного, оставленного на откуп читательской фантазии. Можно только предполагать, что произошло между героиней и мужчиной, о котором идет речь в произведении. Бросил ли он ее из-за болезни? Или их роман завершился еще раньше? Была ли эта пара счастлива хотя бы недолгое время? Сможет ли героиня, женщина с очевидно сильным характером, справиться с трудностями? Ахматова все это оставляет за кадром, словно предлагая каждому читателю придумать собственную историю.