Нахождение числа по доле

Цели и задачи:

Учить находить долю от числа;

Тренироваться в чтении и сравнении долей;

Формировать навыки решения текстовых задач;

Закреплять вычислительные навыки;

Учить оценивать деятельность;

Развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с задачами, лист с выводом, кружки красного, зеленого и желтого цветов для рефлексии.

Ход урока

1. Орг. момент

Проверка готовности детей к уроку.

2. Актуализация знаний

Начнем наш урок с разминки. Этой разминкой будет математический диктант. (Учитель диктует примеры, дети записывают только ответы в тетрадях)

Уменьшите 550 в 5 раз.

Делимое 320, делитель 40, найдите частное.

Первый множитель 9, произведение 630, найдите второй множитель.

72 разделить на 3.

51 уменьшите в 17 раз.

Найдите половину от 400.

Проверьте получившиеся у вас результаты, оцените свои знания. (Учитель открывает слайд с ответами).

У нас сегодня новая тема. Название этой темы попробуйте определить сами. Подсказкой вам будет следующая задача. (Учитель открывает слайд №2)

Прямоугольник площадью 10 см поделили на две равные части. Чему равна площадь одной части? (Ответы детей 10: 2=5)

Почему вы поставили знак деления? (По условию задачи). Дети дают свои ответы.

При делении на две равные части мы получили две половины или 1/2 фигуры. Значит, при делении 10 на 2 мы нашли 1.2 долю от числа.

Теперь вы можете сказать с какой темой нам предстоит познакомится? (Ответы детей)

Учитель открывает слайд №3 с темой урока.

Работа по теме урока.

Кто нам напомнит, что же такое доля. (Ответы детей)

Учитель открывает слайд №4.

На доске появляется запись задачи (слайд 5). В классе 32 ученика. Из них 1/4 играют в хоккей. Сколько хоккеистов в классе?

Как вы думаете какое действие надо выполнить в этой задаче. (Ответы детей). Почему вы так решили? (Ответы детей) Что нам известно в задаче? Известно число – это целое. Что неизвестно? Неизвестна доля числа – это часть. Как найти часть от целого? Чтобы найти часть от целого надо выполнить действие деление. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей) Чтобы найти 1/n долю числа, нужно разделить это число на n. (Учитель вывешивает на доску лист с выводом.)

Закрепление материала.

Давайте потренируемся решать задачи такого вида самостоятельно. Задачу со страницы 71 №3б вы решаете все вместе, а задачи с карточек по вариантам. (У детей на столах лежат карточки с вариантами задач: 1 вариант – С огорода собрали 40 кг красной и черной смородины. Причем 1/4 часть собранных ягод составила черная смородина. Сколько собрали красной смородины? 2 вариант – В магазин привезли 70 ящиков с яблоками и грушами. 1/7 часть составили ящики с яблоками. Сколько привезли ящиков с грушами?) Два человека решают задачи у доски, так чтобы остальные дети не видели решения до проверки.

После того как дети решат задачу идет проверка.

Проверьте правильность решения задач. Есть ли у кого другие ответы? (Дети, работающие у доски, объясняют свои решения)

Вы хорошо потрудились, а теперь давайте немножко отдохнем. (Проводится физ.минутка)

Слайд №7. Определите сколько долей составляет закрашенная часть фигуры. Слайд №7. Найдите доли от чисел. (Ответы детей)

Повторение изученного материала.

Сравните доли представленные на слайде №8. Кто объяснит правило сравнения долей? (Ответы детей)

Решение уравнений стр 78, № 6 (а, б) по вариантам с дальнейшей взаимопроверкой. Для детей, выполняющих задания быстро, решение примеров со страницы 78, №7.

Рефлексия урока.

Чему мы сегодня учились? (Находить долю от числа). Как найти долю если известно число? Что вызвало затруднение? Оцените свою работу на уроке. Дети прикрепляют на доску кружочки, лежащие у них на парте. (Зеленый кружок – отлично, все понятно, со всем справился. Желтый кружок - хорошая работа на уроке, были небольшие затруднения. Красный кружок - надо потренироваться в решении заданий, которые вызвали затруднения.)























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок введения нового знания

Цели:

  • Закреплять представления о понятии “доля”.
  • Продолжать учиться читать и записывать доли.
  • Формировать представления об алгоритме нахождения числа по его доле.
  • Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.
  • Начать рассматривать решение задач на нахождение числа по его доле.

Формирование УУД:

  • извлекать информацию из текстов, иллюстраций, таблиц;
  • делать выводы на основе обобщения умозаключений;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Ход урока

Актуализация знаний

I. Организационный момент

Настройтесь на серьёзную работу: сегодня мы будем совершать открытия, решать задачи, примеры.

Откройте тетрадь, запишите число и заголовок "Классная работа".

2. Фронтальная работа

а) Задание № 1 с. 82

Откройте учебник на стр. 82. Найдите задание 1. Какую фигуру вы видите? (Отрезок) Измерьте его длину.

Чему равна длина 1/2 этого отрезка? Как узнали? (Длина 1/2 части отрезка равна 6 см, т.к. 12 см: 2 = 6 см)

Аналогично находим длину 1/4, 1/3, 1/6, 1/12.

б) Сравните доли отрезка ВД

На доске запись:

Какое правило сравнения долей вам помогло? (Чем больше число под чертой, тем меньше доля)

II. Постановка проблемы

Устный счёт

Цель работы: создание проблемной ситуации и организация диалога.

Ребята, сегодня утром я получила письмо.Для того, чтобы узнать от кого оно, сначала найдём значения выражений, записанных на доске (у детей веера с цифрами)

Ы 14 * 7 = И 24 * 3 =
А 75: 5 = Т 52: 4 =
О 68: 17 = С 2 * 38 =
Л 5 * 12 =

Расположите ответы в порядке возрастания, и вы прочтёте, от кого пришло это письмо (от Алисы). Как вы думаете, какая Алиса прислала нам письмо? (Это Алиса Селезнёва - девочка из будущего, героиня книг Кира Булычёва). На доске портрет писателя и изображение Алисы

Что мы знаем о папе Алисы? (Профессор Селезнёв - специалист космобиологии, директор московского космического зоопарка. Он часто совершает экспедиции на другие планеты в поисках новых животных)

Открываем конверт. Ребята, помогите мне, пожалуйста, решить задачу. Папа подарил мне трёх снуриков и сказал, что это только четвёртая часть всего подарка. Остальных снуриков он подарит мне после очередной экспедиции. Я очень хочу узнать, сколько всего снуриков подарит мне папа. Поможете?

Давайте разберёмся, что в задаче является целым, а что - частью. Уже подаренные 3 снурика - это часть. А все снурики, которые папа собирается подарить - это целое. Как же найти целое число, если известна его доля? Это и есть тема нашего урока. (Запись на доске и в тетрадях: Нахождение числа по доле )

III. Открытие нового знания

Какую часть составляют 3 снурика?

Знаете ли вы, как найти всех снуриков?

Алиса предложила найти число по-своему.

1. Задание № 4.

Цель работы: помочь детям уяснить смысл действия, связанного с нахождением числа по его доле.

Сколько долей по 3 см получила Алиса? Во сколько раз длина отрезка KN больше длины отрезка KM? Чему равна длина отрезка KM? А как найти длину отрезка KN?

Значит, как найти целое число по его известной доле?

IV. Первичное закрепление

1. Работа в парах (№ 6 а)

Прочитайте задание № 6. О ком идёт речь в задаче? Кто такой Громозека? (Громозека - инопланетянин с планеты Чумароза, профессор космоархеологии). Что нам известно в задаче? Что нужно найти? Посмотрите на схему задачи. Нам известна доля, неизвестно целое. Используя новое правило, решите задачу. Работаем в паре.

Самопроверка устно. Самооценка отвечающего.

Есть ли замечания у того, с кем работал...? Согласен ли ты с оценкой...?

2. Индивидуальный опрос (№ 6 в)

Прочтите задачу. Рассмотрите схему. Что известно? Что будем искать? Объясните по схеме, из каких частей состоит целое. Кто хочет решить задачу у доски?

1) 3 * 12 = 36 (дн.) - собирался провести Громозека на Земле.

2) 36 - 3 = 33 (дн.) - уже провёл на Земле.

Ответ: 33 дня.

Самооценка по алгоритму.

3. Самостоятельная работа (№ 6 б)

Какой новый персонаж появился в задаче? (Гном Веня (Свен) является героем книги Кира Булычёва "Заповедник Сказок". В этой книге Алиса совершает очередной подвиг: спасает жителей заповедника Сказок от злого волшебника.

Составление на доске краткой записи:

Какой главный вопрос задачи? Как найти возраст гнома? А известен ли нам возраст Алисы? Можем ли мы его найти? Как?

Самостоятельно запишите решение задачи.

1 ученик записывает решение на обратной стороне доски.

1) 80: 10 = 8 (лет) – Алисе.

2) 89 + 8 = 97 (лет) – гному Вене.

Проверка решения и самооценка.

Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

V. Рефлексия

Подведём итог. Что для вас сегодня было

Интересным

Творческим

Кто хочет прокомментировать свою самооценку?

VI. Домашнее задание

Стр. 82 правило, № 2, № 7 (по желанию можно выполнить доп-но № 9).

Доля - это некоторое количество равных частей, на которые поделено общее целое. Так как в большинстве сфер деятельности нашей цивилизации сегодня доминирует десятичная система исчисления, то чаще всего целое принято делить на производное от десятки число долей. Наиболее часто используется одна сотая доля - процент.

Инструкция

Если величина доли выражена в формате обыкновенной дроби, то это означает что целое, неразделенное значение содержит то количество долей, которое указано в знаменателе дроби. , сколько именно процентов приходится на каждую долю, поделив сто процентов (целое) на число, стоящее в знаменателе дроби (общее количество долей). Полученное значение умножьте на число, стоящее в числителе обыкновенной дроби - это и будет искомое значение в процентах. Например, если доля выражена дробью 4/15, то всего долей 15 и на каждую из них приходится 100% / 15 ? 6,67%, а искомое значение соответствует 4 * 6,67% ? 26,67%.

Иногда доля выражается десятичной дробью. Чаще всего это число меньше единицы, но бывают и исключения, когда доля больше ста процентов. В любом случае общее целое принимается равным единице, а для вычисления величины доли в процентах достаточно увеличить десятичную дробь в сто раз. Например, если она выражена числом 0,42, то соответствующая величина в процентах будет равна 0,42*100=42%.

Доля может быть дана и в абсолютных единицах - в рублях, квадратных метрах, килограммах и т.д. В этом случае для расчета процентов надо знать еще и выраженное в тех же единицах число, соответствующее ста процентам. Поделите это число на сотню, чтобы выяснить, сколько абсолютных единиц приходится на каждый процент, а на полученный результат разделите переводимое в проценты значение. Например, если доля равна 40 квадратным метрам жилья общей площадью в 120м?, то каждому проценту соответствует 120/100=1,2м?. Это значит, что сорокаметровая доля в процентах будет равна 40/1,2?33,3%.

Полезный совет

Раз у вас есть доступ к компьютеру, то для вычислений процентов будет удобно использовать встроенный в ОС Windows калькулятор. Его можно запустить, если нажать сочетание клавиш Win + R, ввести команду calc и кликнуть по кнопке OK.