Нахождение доли числа задания. Нахождение числа по доле

Цели и задачи:

Учить находить долю от числа;

Тренироваться в чтении и сравнении долей;

Формировать навыки решения текстовых задач;

Закреплять вычислительные навыки;

Учить оценивать деятельность;

Развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с задачами, лист с выводом, кружки красного, зеленого и желтого цветов для рефлексии.

Ход урока

1. Орг. момент

Проверка готовности детей к уроку.

2. Актуализация знаний

Начнем наш урок с разминки. Этой разминкой будет математический диктант. (Учитель диктует примеры, дети записывают только ответы в тетрадях)

Уменьшите 550 в 5 раз.

Делимое 320, делитель 40, найдите частное.

Первый множитель 9, произведение 630, найдите второй множитель.

72 разделить на 3.

51 уменьшите в 17 раз.

Найдите половину от 400.

Проверьте получившиеся у вас результаты, оцените свои знания. (Учитель открывает слайд с ответами).

У нас сегодня новая тема. Название этой темы попробуйте определить сами. Подсказкой вам будет следующая задача. (Учитель открывает слайд №2)

Прямоугольник площадью 10 см поделили на две равные части. Чему равна площадь одной части? (Ответы детей 10: 2=5)

Почему вы поставили знак деления? (По условию задачи). Дети дают свои ответы.

При делении на две равные части мы получили две половины или 1/2 фигуры. Значит, при делении 10 на 2 мы нашли 1.2 долю от числа.

Теперь вы можете сказать с какой темой нам предстоит познакомится? (Ответы детей)

Учитель открывает слайд №3 с темой урока.

Работа по теме урока.

Кто нам напомнит, что же такое доля. (Ответы детей)

Учитель открывает слайд №4.

На доске появляется запись задачи (слайд 5). В классе 32 ученика. Из них 1/4 играют в хоккей. Сколько хоккеистов в классе?

Как вы думаете какое действие надо выполнить в этой задаче. (Ответы детей). Почему вы так решили? (Ответы детей) Что нам известно в задаче? Известно число – это целое. Что неизвестно? Неизвестна доля числа – это часть. Как найти часть от целого? Чтобы найти часть от целого надо выполнить действие деление. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей) Чтобы найти 1/n долю числа, нужно разделить это число на n. (Учитель вывешивает на доску лист с выводом.)

Закрепление материала.

Давайте потренируемся решать задачи такого вида самостоятельно. Задачу со страницы 71 №3б вы решаете все вместе, а задачи с карточек по вариантам. (У детей на столах лежат карточки с вариантами задач: 1 вариант – С огорода собрали 40 кг красной и черной смородины. Причем 1/4 часть собранных ягод составила черная смородина. Сколько собрали красной смородины? 2 вариант – В магазин привезли 70 ящиков с яблоками и грушами. 1/7 часть составили ящики с яблоками. Сколько привезли ящиков с грушами?) Два человека решают задачи у доски, так чтобы остальные дети не видели решения до проверки.

После того как дети решат задачу идет проверка.

Проверьте правильность решения задач. Есть ли у кого другие ответы? (Дети, работающие у доски, объясняют свои решения)

Вы хорошо потрудились, а теперь давайте немножко отдохнем. (Проводится физ.минутка)

Слайд №7. Определите сколько долей составляет закрашенная часть фигуры. Слайд №7. Найдите доли от чисел. (Ответы детей)

Повторение изученного материала.

Сравните доли представленные на слайде №8. Кто объяснит правило сравнения долей? (Ответы детей)

Решение уравнений стр 78, № 6 (а, б) по вариантам с дальнейшей взаимопроверкой. Для детей, выполняющих задания быстро, решение примеров со страницы 78, №7.

Рефлексия урока.

Чему мы сегодня учились? (Находить долю от числа). Как найти долю если известно число? Что вызвало затруднение? Оцените свою работу на уроке. Дети прикрепляют на доску кружочки, лежащие у них на парте. (Зеленый кружок – отлично, все понятно, со всем справился. Желтый кружок - хорошая работа на уроке, были небольшие затруднения. Красный кружок - надо потренироваться в решении заданий, которые вызвали затруднения.)

Цель:

  • Формировать у учащихся понятие доли числа, нахождение доли числа записывать дробные числа.
  • Расширять кругозор учащихся
  • Развивать самостоятельность, творческое мышление.
  • Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • Компьютер с составленными слайдами. Толковый словарь.
  • 8 мячей, план урока, карточки с дифференцированными заданиями, тесты, яблоко, ? знак
  • У учащихся – лист самооценки, 3 круга, 3 квадрата, ножницы, карточки– загадки. календари

Ход урока

1. Мобилизующее начало

  1. Готовность класса к уроку.
  2. Психологический настрой.

Скажем “Здравствуйте” руками
Скажем “Здравствуйте” глазами
Скажем “Здравствуйте” мы ртом,
Станет радостней кругом.

Улыбнитесь нашим гостям, пожелайте удачи друг другу.

2. Цель детям

– Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете какую-то тайну. Математика наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т.д.

– Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

– А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

– Сегодня нам с вами предстоит выяснить…………. Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники, толковые словари.. карточки.

Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана.) Приложение 1

П Л А Н
Этап первый
“Зарядка для ума и тела ”

Цель повторить табличное умножение и деление числа 5

  1. Игра в парах. “Ты мне, я тебе”. Бросая мяч друг другу говорят пример из таблицы. на 5
  2. В Гостях в школе у котят Сосчитай

В одной большой квартире
Четыре кошки жили.
Все вечера болтали,
И марки собирали.
У них 36 марок было,
Поскольку каждая кошка
Себе положила? (36:4 = 9)

3 котенка вечерком
Заглянули к кошке в дом –
Свяжи-ка нам носочки
Из шерсти, что в клубочках.
Помогите сосчитать,
Сколько надо ей связать. (4 ·3 = 12)

Сварила им кошка
27 рыбешек.
По 3 хватило всем.
Сколько котят рыбок съедят? (27:3 = 9)

У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8? (3· 8 = 24)

Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке
Стоит избушка.
В ней живут 8 котят,
Каждый воспитывает 3 мышат.
Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)

3 котенка в лес пошли,
И по 6 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов,
Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)

Заглянули в класс котята,
Там за партами зверята.
За каждой партой по два:
По 2 лисенка, по 2 зайчонка.
Сколько же всего зверят,
Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)

Поручил учитель Ваське
Подровнять все стулья в классе
Сколько стульчиков ровнять,
Вам придется сосчитать.
Если в классе у котят
8 парт всего стоят,
По 2 стула у стола –
Вот задача такова! (2·8 = 16)

16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал.
Каждый по 2 получил,
Сколько зверяток
Учитель учил? (16:2 = 8)

Первый вывод:

– Почему вы быстро бросали мячи друг другу?
– Важно знать таблицу?

Этап второй. “Определи тему!”

Цель Развитие умения составлять и решать выражения

– Подумайте, что может выражать денное действие?

– Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (смотрю на доску). Вот беда, я забыла вам сказать, что распределить надо по порядку. Ну, ничего, постараемся сейчас восстановить, я продиктую математический диктант, а вы запишите и решите.

К числу 500 прибавить частное чисел 100 и 5= 520
Сумму чисел 20 и 25 разделить на 5 = 9
Из произведения чисел 200 и 3 вычесть 200 = 400
Из 70 вычесть произведение чисел 5 и 8 =30

Вывод .Ребята вы молодцы Вы определили тему нашего урока

– Но что же такое ДОЛИ?

Этап третий. “Новая тема”

Цель: познакомить детей с получением доли числа

– Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.

8 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат? Как вы разделите эти яблоки?

– Как называются числа 8, 2, 4.

Интересно! Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

Что получится?

Половина.– это часть целого числа.

Людям часто приходится делить целое на доли.

Самая известная доля – это, конечно, половина.

– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

– Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики это записывают так 1/2.

– Что обозначает число над чертой?

– Что обозначает число под чертой?

– Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель. (см Толковый словарь.)

Вывод : МОЛОДЦЫ!

Физкультминутка

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый "Практический"

Цель: научить детей практически получать доли

Возьмите 2 одинаковых круга. Один разделите 2 равные части.

Сколько долей в целом круге? Целый круг это 1, а половина?. Подпишите обе половинки.

Возьмите ещё 1 круг. Разделите его на 4 части. Какую часть от целого круга составляет 1 часть? Подпишите их.

Возьмите 2 квадрата. Получите, подпишите и покажите мне 1/2 квадрата, 1/4 . А ещё можно разделить круг и квадрат на части?

Вывод :

Этап пятый “Работа с книгой”

Цель закрепить умение делить число на доли и умение читать их.

Этап шестой “Проблемная ”

Цель формировать умение сравнивать доли.

1. Работа с компьютером (Слайды). Приложение 3

Помоги Вини пуху поделить горшочек с мёдом со своими друзьями.

Какую долю получит каждый из них в конце.?

Запись

Работа с календарём.

– Сколько месяцев в году?
– Какую часть от года составляет 1 месяц?
– Какую часть от года составляет лето?
– Составьте сами вопрос, используя календарь.

Этап седьмой

Цель: Проверка знаний

Дифференцированная работа.

Этап восьмой “Итог исследования”.

Цель Подвести итог урока

Чему мы научились на уроке?
Что нового узнали?
Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок введения нового знания

Цели:

  • Закреплять представления о понятии “доля”.
  • Продолжать учиться читать и записывать доли.
  • Формировать представления об алгоритме нахождения числа по его доле.
  • Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.
  • Начать рассматривать решение задач на нахождение числа по его доле.

Формирование УУД:

  • извлекать информацию из текстов, иллюстраций, таблиц;
  • делать выводы на основе обобщения умозаключений;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Ход урока

Актуализация знаний

I. Организационный момент

Настройтесь на серьёзную работу: сегодня мы будем совершать открытия, решать задачи, примеры.

Откройте тетрадь, запишите число и заголовок "Классная работа".

2. Фронтальная работа

а) Задание № 1 с. 82

Откройте учебник на стр. 82. Найдите задание 1. Какую фигуру вы видите? (Отрезок) Измерьте его длину.

Чему равна длина 1/2 этого отрезка? Как узнали? (Длина 1/2 части отрезка равна 6 см, т.к. 12 см: 2 = 6 см)

Аналогично находим длину 1/4, 1/3, 1/6, 1/12.

б) Сравните доли отрезка ВД

На доске запись:

Какое правило сравнения долей вам помогло? (Чем больше число под чертой, тем меньше доля)

II. Постановка проблемы

Устный счёт

Цель работы: создание проблемной ситуации и организация диалога.

Ребята, сегодня утром я получила письмо.Для того, чтобы узнать от кого оно, сначала найдём значения выражений, записанных на доске (у детей веера с цифрами)

Ы 14 * 7 = И 24 * 3 =
А 75: 5 = Т 52: 4 =
О 68: 17 = С 2 * 38 =
Л 5 * 12 =

Расположите ответы в порядке возрастания, и вы прочтёте, от кого пришло это письмо (от Алисы). Как вы думаете, какая Алиса прислала нам письмо? (Это Алиса Селезнёва - девочка из будущего, героиня книг Кира Булычёва). На доске портрет писателя и изображение Алисы

Что мы знаем о папе Алисы? (Профессор Селезнёв - специалист космобиологии, директор московского космического зоопарка. Он часто совершает экспедиции на другие планеты в поисках новых животных)

Открываем конверт. Ребята, помогите мне, пожалуйста, решить задачу. Папа подарил мне трёх снуриков и сказал, что это только четвёртая часть всего подарка. Остальных снуриков он подарит мне после очередной экспедиции. Я очень хочу узнать, сколько всего снуриков подарит мне папа. Поможете?

Давайте разберёмся, что в задаче является целым, а что - частью. Уже подаренные 3 снурика - это часть. А все снурики, которые папа собирается подарить - это целое. Как же найти целое число, если известна его доля? Это и есть тема нашего урока. (Запись на доске и в тетрадях: Нахождение числа по доле )

III. Открытие нового знания

Какую часть составляют 3 снурика?

Знаете ли вы, как найти всех снуриков?

Алиса предложила найти число по-своему.

1. Задание № 4.

Цель работы: помочь детям уяснить смысл действия, связанного с нахождением числа по его доле.

Сколько долей по 3 см получила Алиса? Во сколько раз длина отрезка KN больше длины отрезка KM? Чему равна длина отрезка KM? А как найти длину отрезка KN?

Значит, как найти целое число по его известной доле?

IV. Первичное закрепление

1. Работа в парах (№ 6 а)

Прочитайте задание № 6. О ком идёт речь в задаче? Кто такой Громозека? (Громозека - инопланетянин с планеты Чумароза, профессор космоархеологии). Что нам известно в задаче? Что нужно найти? Посмотрите на схему задачи. Нам известна доля, неизвестно целое. Используя новое правило, решите задачу. Работаем в паре.

Самопроверка устно. Самооценка отвечающего.

Есть ли замечания у того, с кем работал...? Согласен ли ты с оценкой...?

2. Индивидуальный опрос (№ 6 в)

Прочтите задачу. Рассмотрите схему. Что известно? Что будем искать? Объясните по схеме, из каких частей состоит целое. Кто хочет решить задачу у доски?

1) 3 * 12 = 36 (дн.) - собирался провести Громозека на Земле.

2) 36 - 3 = 33 (дн.) - уже провёл на Земле.

Ответ: 33 дня.

Самооценка по алгоритму.

3. Самостоятельная работа (№ 6 б)

Какой новый персонаж появился в задаче? (Гном Веня (Свен) является героем книги Кира Булычёва "Заповедник Сказок". В этой книге Алиса совершает очередной подвиг: спасает жителей заповедника Сказок от злого волшебника.

Составление на доске краткой записи:

Какой главный вопрос задачи? Как найти возраст гнома? А известен ли нам возраст Алисы? Можем ли мы его найти? Как?

Самостоятельно запишите решение задачи.

1 ученик записывает решение на обратной стороне доски.

1) 80: 10 = 8 (лет) – Алисе.

2) 89 + 8 = 97 (лет) – гному Вене.

Проверка решения и самооценка.

Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

V. Рефлексия

Подведём итог. Что для вас сегодня было

Интересным

Творческим

Кто хочет прокомментировать свою самооценку?

VI. Домашнее задание

Стр. 82 правило, № 2, № 7 (по желанию можно выполнить доп-но № 9).